Вредная привычка или невроз у ребенка?

Содержание

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Вредная привычка или невроз у ребенка?

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными.

Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания).

Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.

Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы.

Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично.

Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой.

Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической.

То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

  1. Страхи ребенка.

  2. Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

  3. Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

  4. Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

  5. Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

  6. Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

  7. Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно.

Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств.

Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение.

Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание.

Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы.

Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия.

Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него.

Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери.

Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений.

Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри.

Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право.

Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности.

Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию.

Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Анастасия Вялых

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/nevroticheskie-privychki-u-detey-chto-eto-i-kak-s-nimi-borotsya/

Вредные привычки у детей

Вредная привычка или невроз у ребенка?

Вы когда нибудь задумывались, сколько раз вы делали замечание своему ребенку: не кричи, не грызи ногти, не качайся на стуле. Понятно, что все это вы делаете, чтобы привить хорошие привычки своему малышу, на как только вы отворачиваетесь, ребенок начинает все делать снова.

Всех родителей мучают вредные привычки у своих детей, но не многие задумываются откуда они берется, как правильно вести себя когда такие действия повторяются вновь и вновь.

Сосание пустышки.

Это сейчас актуальная проблема для многих мамочек, потому что родителям легче засунуть соску и успокоить малыша, но не думают, что этим они подталкивают ребенка к привычке от который потом будет очень сложно отказаться.

Здесь нужно понимать, что сосание пустышки не всегда вредно, есть дети которым в раннем возрасте необходима соска чтобы успокоиться например при засыпании в период грудного вскармливания.

Другое дело когда ребенок требует соску в более старшем возрасте например в 2 – 4 года, когда потребности в этом нет и это становится патологической привычкой.  А вообще отучать от соски надо тогда, когда прием пищи ребенком не связан с сосанием это примерно в 2 года.

Отучать ребенка от соски надо постепенно, необходимо создавать условия, чтобы потребность в соске постепенно уменьшалась, для начала хотя бы днем. Сосание пустышки перед сном убирать постепенно, включая другие механизмы успокоения, например, читая книжку перед  сном или поглаживая, можно разговаривать с ребенком, т.е. включать механизмы успокаивания.

Сосание пальца и грызение ногтей 

Это самые распространенные привычки у детей. По статистике 60 % малышей  подвержены им.

Привычка сосать палец берется с самого детства, еще в утробе матери ребенок уже сосет палец, после рождения сосание пальца заменяется кормлением грудью, позднее заменяется на сосание соски, это связано с рефлексом принятия пищи.

При отучении ребенка от груди и соски он рефлекторно начинает сосать палец.

Другая причина , это недостаточная эмоциональная потребность ребенка в тепле со стороны родителей, в большей степени со стороны мамы. Когда ребенку плохо и не комфортно он начинает сосать палец.

Если сосанию пальца родители начинают препятствовать, то может появиться другая  патологическая привычка, грызение ногтей.

Некоторые родители начинают одергивать ребенка, но надо понимать что при одергивании они фиксируют внимание малыша на этом действии, которое он делал рефлекторно и тем самым закрепляют привычку еще сильнее.

Первое что нужно сделать для профилактики вредных привычек у детей, это понять причину почему он это делает, то есть  какое то напряжение которое ребенок научился снимать таким способом.

Следующий шаг это постепенно заменять сосание пальца или грызение ногтей на какое то занятие для рук, желательно связанное с развитием мелкой моторики, чтобы дать успокоиться ребенку. Не стоит ругать малыша или одергивать его, он занервничает и это только усугубит проблему.

Ковыряние в носу.

Умеренное ковыряние ребенка в носу не является само по себе не является отклонением от нормы, но если частота и интенсивность этого действия увеличивается, то это может привести к привычке, которая может остаться на всю жизнь.

Для того, чтобы это не переросло в привычку, необходимо устранять причину ковыряния ребенком, а это засохшая слизь в носовой полости.

С раннего возраста содержите нос ребенка в чистоте, отсасывайте слизь, при насморке промывайте нос, научите своего малыша самостоятельно сморкаться, не пересушивайте воздух в детской комнате, следите чтобы у ребенка всегда имелся при себе носовой платок и он умел им пользоваться.

Ребенок симулирует болезнь.

Симуляция это 100% способ привлечь к себе внимание, потому  что когда  ребенок заболевает, то весь мир начинает крутиться вокруг него, все члены семьи начинают бегать около малыша и окружают вниманием.

Причина такого поведения очевидна, это недостаток родительского внимания, из этого вытекают и методы устранения данной проблемы.

Ябедничество.

Ябед никто не любит и не уважает, это должно  быть объяснено ребенку, как только эта проблема появилась. И хотя ябедничество является вредной привычкой у детей, родители должны отличать это явление от ситуации, когда ребенок просит защиты или помощи.

Если ребенок часто жалуется на сверстников, не стоит сразу бежать разбираться, не стоит и налагать полный запрет на такие действия, это может привести к исчезновению доверительных отношений с малышом. Разберите каждую ситуацию и объясните ребенку, где он ябедничает и как достойно вести себя в данной ситуации.

Профилактика вредных бытовых привычек у детей.

Такие как разбрасывание одежды и игрушек, еда перед телевизором или компьютером, раскачивание на стуле и так далее, подсматриваются ребенком у взрослых.

Абсолютное большинство вредных бытовых привычек зависят не от детей, а от родителей.

Очень важно, что когда вы что нибудь от ребенка требуете, то вы должны объяснить ему, почему надо делать именно так, а объяснения что: «это красиво, а это не красиво» не работает.

Профилактика вредных привычек у детей долгий путь, старайтесь всегда одинаково реагировать на такие проявления, не стоить ругать ребенка, а особенно стыдить его при посторонних.

Для профилактики вредных привычек у детей, можно объяснить  малышу что из привычек складывается характер, а характер определяет человеческое счастье и чем больше у человека вредных привычек тем более вредный у него характер.

Детские неврозы или вредные привычки у детей.

Невроз на первый взгляд напоминают вредные привычки. Многие дети непроизвольно накручивают волосы на палец, суют волосы в рот, ковыряют в носу, грызут ногти и т.д.

Эти проявления могут не являться вредными привычками ребенка, а объясняться неврозами, которые могут быть вызваны переживаниями малыша, психической травмой, неустойчивой психикой.

Чтобы помочь ребенку справиться с этой проблемой, необходимо выявить причины такого состояния ребенка и при необходимости провести медикаментозное лечение. В домашних условиях можно принимать успокоительные отвары трав, обеспечить ребенку спокойный эмоциональный климат.

Читайте: Поведение детей в магазине.

Источник: https://vseprodetok.ru/dlya-roditelej/vrednye-privychki-u-detej/

Невроз навязчивых состояний у детей и подростков причины, развитие, течение и прогнозы

Вредная привычка или невроз у ребенка?

У младших школьников и дошколят, невроз навязчивых состояний может следовать за психическим потрясением, связанным с сильным испугом. Такие же причины вызывают навязчивый невроз у детей со сниженным интеллектом, инфантилизмом (чрезмерная «детскость», не соответствующая возрасту).

В таком случае, самим навязчивым состояниям предшествует резкое и быстрое развитие невроза испуга, который сопровождается страхами сверхценного содержания, переходящими затем в ранг навязчивых фобий.

Важно обратить внимание, что невроз навязчивых состояний у детей неразрывно связан с личностью больного: сильнее, чем любое другое заболевание. Таким образом, невроз навязчивости с большей вероятностью возникнет у тревожно-мнительного ребенка. Развивается патология на основе повышенной боязливости, страха перед новым и неизведанным.

У дошколят проявляется нарастающая тревога, может развиваться плаксивость. Начинает развиваться симптоматика, подобная следующей:

  • — Ребенок становится мнительным
  • — Появляются ипохондрические страхи (боязнь заражения и грязи)
  • — Развивается вера в приметы
  • — Ребенок самостоятельно создает себе запреты
  • — Развиваются игры, по виду схожие с неврозом навязчивости (вроде счета фонарей по пути, суммирования номеров автомобилей)

Имеют место и так называемые семейные факторы, обуславливающие навязчивый невроз. К ним относят чрезмерную опеку над ребенком, тревожную мать, постоянно опасающуюся за здоровье малыша. Эмоциональная депривация и требовательность также положительно действуют на развитие невроза навязчивых состояний у детей.

Группа риска: возрастные рамки невроза

Полностью оформляется патология к 10 годам, что связывается, в первую очередь, с необходимостью определенного уровня развития личности, который необходим для осознания навязчивостей и формирования особого отношения к ним.

Однако практика показывает, что психогенные навязчивости проявляются и в ранних возрастах. Но для оформления расстройства необходимо четкое отношение личности к своим действиям, так что формирующиеся в раннем возрасте отклонения стоит считать невротическими реакциями с вкраплениями навязчивостей, но не собственно неврозом.

Типология навязчивостей: виды заболевания

Двумя типами патологии у детей становятся фобические страхи и навязчивые действия – обсессии. От доминирующих проявлений в структуре патологии выделяют два типа неврозов:

  • — Невроз страхов – фобический невроз
  • — Невроз действий – обсессивный невроз

В чистом виде такие расстройства встречаются в большинстве случаев, но выделяют и пограничные состояния.

Невроз навязчивых действий

В подростковом возрасте, а также школьном, этот невроз навязчивости выражается простыми, не развернутыми действиями и движениями. У дошколят и первоклашек обнаруживаются элементарные навязчивости в виде тиков.

К группе невротических тиков относятся:

  • — Наморщивания
  • — Мигания
  • — Движения плечами
  • — Щелчки пальцами
  • — Облизывания губ
  • — Респираторые тики (покашливание, шмыганье носом, хмыканье)

Поскольку эти действия схожи с тиками, возникающими по соматическим причинам, а также при патологиях головного мозга, необходимо описать их особенности:

Навязчивые тики регулярны, происходят через более или менее определенный промежуток времени. Их задержка вызывает дискомфорт у ребенка.

Например, если ребенок щелкает пальцами, родитель может остановить это действие и насильственно удерживать его. Если имеет место невроз навязчивых состояний, то у ребенка запустятся реакции протеста.

Школьники, осознавая свои навязчивости, пытаются подавить и скрыть их, чего не происходит при органических поражения мозга.

Навязчивые тики, связаны с другими невротическими проявлениями, вроде страхов и фобий

За исключением раннего и преддошкольного возраста, дети осознают свои навязчивости как бессмысленные, чужые, часто определяют их как дурную привычку.Навязчивый невроз не определяет локализацию тика. То есть ребенок может щелкать как левой рукой, так и правой.

В состоянии эмоционального напряжения и при психотравмирующих факторах тики в разы усиливаются и могут повторяться беспрерывно, органические же тики наоборот угасают.Навязчивые действия формируются на основе рефлексов защиты: облизывание губ при высыхании, мигание при попадании сора в глаз и т.д. В дальнейшем они отделяются от первоначальной функции.

В случаях с невротическими тиками психотерапия дает стойкий положительный результат.

Навязчивые действия всегда связаны с неприятными эмоциями или определенными страхами. В случае страхов, невроз навязчивых состояний служит как бы «разрядкой» тревожности. У детей действия такого защитного характера не разворачиваются и ограничиваются несколькими секундами, в подростковом возрасте навязчивые действия могут приобретать сложную систему.

Клинический случай. Нами наблюдалась девушка 15 лет с патологической боязнью отравления (неумышленного). Перед каждым приемом пищи она ставила тарелку с едой на голову и делала три оборота влево вокруг своей оси и два вправо.

Бессмысленность действий понимала, тяготилась этим, но ничего сделать не могла. Таким образом, она снимала напряжение от страха отравления.

Назначен курс седативных препаратов, проведена психотерапия: навязчивость снята, однако при сильных стрессах может проявляться снова (но тут же угасает).

Таким образом, навязчивости могут быть сняты, но при определенных условиях эпизодично возникают снова.

Невроз навязчивых состояний у детей в виде фобий

Первое, с чем стоит определиться – это с содержанием фобий. Маленькие дети боятся острых предметов, загрязнения и заражения. Биологические обоснованные страхи (темноты, высоты) здесь не проявляются.

Школьники обнаруживают устойчивые страхи, связанные с физиологией самих себя. Самыми распространенными являются фобии:

  • — Страх внезапной смерти и заболевания
  • — Навязчивый страх речи при заикании (логофобия)
  • — Эрейтофобия – страх покраснения на людях
  • — Боязнь подавиться (возникнуть может после реального случая)

Интересно, что страхи, связанные с физическим благополучием переносятся за рамки «Я» подростка и оформляются как страхи за здоровье родственников.

Особые невротические фобии

В категорию относится невроз ожидания, который неразрывно связан с предвкушением провала и неудачи при каком либо деле. Этот тип невроза навязчивости также проявляется и при нарушении операциональной стороны привычного действия.

В эту патологию входит часто встречаемый в школах страх устных ответов у доски, связанный с невозможностью из-за нарастающей тревоги ответить на вопрос при реальном знании ответа. Это расстройство часто выступает «аккомпанементом» для других нарушений и сильно ухудшает их.

Прогнозы

Невроз навязчивых состояний – длительное расстройство, однако в детском возрасте течения болезни благоприятнее и с большей вероятностью будет скорректировано. Невроз навязчивых состояний у детей в виде фобий устраняется посредством психотерапии, а вот неврозы действий могут требовать дополнительных препаратов, назначающихся специалистами.

Проблемы могут возникнуть с патологией у подростков, в характере которых доминируют тревожно-мнительные черты. Фобические неврозы развиваются патогенно реже, однако при отсутствии лечения они приводят к социальной дезадаптации, так как обрастают новыми формами действий, страхов и навязчивостей.

Выводы

Невроз навязчивых состояний у детей – далеко не самое редкое, но и не самое страшное расстройство. Заметить банальные странности поведения может любой родитель, объяснить их причину – меньше. Если удается устранить причины, вызвавшие фобии и тики своими силами, значит, вам удалось задавить зарождение невроза на начальной стадии.

В случаях развернутых нарушений не стоит откладывать поход к психиатру и психологу, чтобы назначить определенный курс лечения. Более того, необходимо провести диагностику у невролога, чтобы исключить поражения головного мозга. Но, будем надеется, что вам никогда не придется сталкиваться с подобными проблемами!

автор: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/nevroz-navyazchivyh-sostoyanij-u-detej-i-podrostkov-prichiny-razvitie-techenie-i-prognozy/

Дурные привычки: как отучить от них ребенка

Вредная привычка или невроз у ребенка?

По меретого как ребенок взрослеет, родителям приходится сталкиваться с неожиданными и порой не самыми приятными формами детского поведения. Некоторые из них закрепляются и начинают повторяться, превращаясь во вредные привычки.

Дурные привычки: как они формируются

Какие процессы в нервной системе способствуют развитию у ребенка той или иной привычки? «Детский мозг активно развивается и между нервными клетками формируется все больше и больше нервных связей, — говорит Александрина Григорьева.

— Нередко какое-либо действие, совершенное малышом, сопровождается приятным эмоциональным фоном, и он повторяет его снова и снова. Таким образом, возникают устойчивые связи между нейронами головного мозга, и повторяемые действия становятся автоматизмами.

Их осуществление происходит уже без участия волевых процессов, поэтому привычки так сложно искоренить».

Какие дурные привычки бывают у детей

Совсем малыши (до трех лет) чаще всего сосут пальцы или соски. Детишки постарше любят грызть ногти (или ручки, карандаши), ковыряться в носу, накручивать на палец пряди волос. Более серьезные психологические отклонения, которые родители зачастую также считают вредными привычками, — это раскачивания или хождение кругами. 

«Важно понимать, что любое поведенческое “застревание” у ребенка является тревожным симптомом и свидетельствует  либо о невротическом расстройстве разной степени тяжести, либо о психическом нарушении, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому появление  у ребенка любых нежелательных привычек должно вызывать, в первую очередь, не стремление с ними бороться, а вопросы, чем это  спровоцировано и на фоне чего оно возникло».

Привычка: сосать палец

Эта привычка подготовлена врожденными инстинктами. По словам Александрины Григорьевой, существует интересное медицинское исследование, в  результате которого было установлено, что у некоторых малышей привычка сосать палец появляется еще в утробе матери.

Они делают это всякий раз, если мама испытывает стресс, находится в плохом настроении. Отрицательные эмоции мамы передаются и будущему малышу. Сосание пальца — защитная реакция, способ самоуспокоения.

Поскольку у младенцев потребность в сосании очень выражена и является  методом достижения благоприятного эмоционального состояния, она закрепляется в те моменты, когда кроха испытывает выраженный дискомфорт.

Что его вызывает? Недостаток внимания со стороны мамы, дефицит тактильного контакта, неудовлетворенные потребности в еде, резкие пугающие звуки и образы. В целом к году стремление у малыша сосать палец или соску должно пройти как свидетельство перехода на новый этап развития.

Но если привычка сохраняется и любые попытки отучить от нее вызывает у крохи бурный протест, это означает, что его что-то беспокоит, тревожит. Задача мамы, понять, что в обстановке окружающей малыша не так, что заставляет кроху по–прежнему искать успокоение в сосании.

Привычки: шмыгать носом, часто моргать, покашливать.

Такие привычки формируются на основе рефлекторных действий, закрепляясь и продолжая их.  Например, после насморка у ребенка может появиться привычка шмыгать носом, после перенесенного коньюктивита — часто моргать глазами, после кашля — легко покашливать.

«Таких видов поведения может быть очень много, и все они также  признаки детского невроза, — говорит Александрина Григорьева. —  В подобных случаях родители даже не всегда могут это распознать, ошибочно полагая, что это просто отголоски перенесенного соматического заболевания.

На самом же деле —  признаки перегруженной нервной системы, которая, не справившись с нагрузкой, запустила патологические механизмы самоуспокоения». Не случайна и распространенная привычка грызть ногти. Это также признак внутреннего беспокойства и тревоги.

И сам симптом является способом преодоления этого напряжения.

Повторяющиеся действия

Тревожными сигналами являются повторяющиеся действия: раскачивания, стереотипные движения руками, хождение по кругу, прыгание.

Если они возникают в возрасте 2,5-3 лет, то часто являются симптомами расстройства аутического спектра, свидетельствуя  о сложном психическом нарушении.

В случае обнаружения дополнительных признаков — отсутствие потребности в коммуникации, задержка в развитии речи, стремление раскладывать, перебирать предметы — необходимо обратиться к специалистам за коррекционной помощью.

Дурные привычки: как справиться

Как мы уже выяснили,  в основе вредных  привычек у детей лежит недостаток эмоционального тепла и телесной близости,  дефицит внимания к потребностям ребенка, сложности адаптации в социуме, перегрузка и переутомление, хронические стрессы, как внутри семьи, так и в социальном окружении  (школа, детский сад).

 «Любая вредная привычка является негативным признаком, который свидетельствует о наличии у ребенка невроза в той или иной степени, — говорит Александрина Григорьева.

— Попытки запрещать стереотипные действия, пытаясь их остановить, — «не грызи ногти», не ковыряй в носу», «отдай соску» и т.д.  — ни к чему не ведут.  Любой запрет — это еще большая фиксация на симптоме, которая приводит к его  усугублению.

Запрет и наказание лишь усиливают проблему. Как же помочь ребенку избавиться от дурной привычки?

Нервная система и психика,  склонная к неврозам, нуждается в укреплении и поддержке. Здесь в помощь малышу будет правильный режим дня, водные процедуры, массаж, регулярные прогулки, снижение учебной нагрузки.

Большое значение имеет и правильное сбалансированное питание. В детском меню должно быть достаточно продуктов, богатых  витаминами группы В.

Хорошей пищевой добавкой, укрепляющей хрупкую нервную систему детей, является  рыбий жир».

– Уделяйте внимание двигательной активности — занятиям спортом, фитнесом, физкульт-минутки во время выполнения уроков.

– Создавайте положительный эмоциональный фон, поддерживайте и поощряйте ребенка. Формируйте семейные ритуалы, например, собирайтесь все вместе для совместного ужина,  играйте, делитесь новостями и т.д.

– Увлеките ребенка интересными играми, творчеством. Важно усилить тактильный контакт, например, заменить привычку поглаживанием, массажем, сенсорными играми (кинетический песок, пластилин, тесто и т.д.).

– Исключите то, что дополнительно перегружает нервную систему, — планшет, компьютер, игровые гаджеты, длительный просмотр телевизора.

Источник: https://www.jv.ru/news/children/razvitie_rebenka/32282-durnie-privichki-kak-otuchity-ot-nih-rebenka.html

Как бороться с вредными привычками у детей?

Вредная привычка или невроз у ребенка?

Даже у самых милых, послушных и замечательных деток всегда найдется парочка вредных привычек. То в носу, понимаешь ли, увлеченно ковыряется, то ногти грызет, то еще что-нибудь придумает, столь же «вредное»…

Все мамы пытаются искоренить вредные привычки у детей, и у каждой есть свой секретный арсенал борьбы. Женский сайт Sympaty.net  сегодня делится советами, как бороться  с вредными привычками у детей.

Причины появления вредных привычек у детей

У совсем маленьких деток – до 3 лет – такие вредные привычки,  как сосание пальчика, уголка подушки или части одежды, ковыряние в носу,  постоянное раскачивание из стороны в сторону, как правило, направлены на то, чтобы успокоиться.

Это может быть следствием внутренних страхов и тревожности ребенка. Часто  вредные привычки у детей, вызванные внутренним стрессом, проявляются перед засыпанием. Понаблюдайте, как   засыпает ребенок, входит ли в его ритуал засыпания  то, что вы считаете его вредной привычкой.

Возможно, так он пытается расслабиться и успокоить сам себя.

Другой вариант – понаблюдать, в каких ситуациях  в течение дня проявляются вредные   привычки. Ребенку скучно или грустно, он предоставлен сам себе или только что понервничал по какой-то причине – вот он и пытается механически восстановить свое душевное равновесие.

Что делать?

Общее мнение детских психологов – не надо акцентировать внимание на вредной привычке путем ее запрета.

Нужно мягко переключить ребенка на что-то другое: предложить ему поиграть, вовлечь в какое-нибудь совместное занятие с мамой, просто приласкать.

Создайте свой семейный ритуал отхода ко сну, в котором ребенок побудет какое-то время в центре внимания: почитайте ему книжку, поиграйте в спокойную игру.

Sympaty.net подчеркивает: очень часто в основе вредных привычек у детей лежит дефицит внимания и маминой ласки. Поэтому из недолюбленных и недоласканных в детстве детей  вырастают  закомплексованные взрослые.

Когда ребенок делает себе больно

Отдельно скажем  о  таких вредных привычках у детей, которые сопровождаются болевым синдромом: грызть и обкусывать ногти, губы, внутреннюю часть щеки, с силой теребить   и вырывать волосы или другим способом делать себе больно.

Это уже более серьезное проявление невроза. Такие вредные привычки характерны для детей замкнутых, робких, неуверенных в себе. Они очень остро переживают  свое несоответствие требованиям взрослых и пытаются таким способом себя «наказать».

Самое очевидное правило – не ругать, не критиковать и не наказывать. Иначе своими действиями вы только усилите невроз. Если ребенок сделал что-то не так, спокойно   объясните, почему это неправильно. «Я знаю, что ты сделал это нечаянно.

В следующий раз у тебя все получится как надо» — вот пример нормальной маминой реакции.

Таких деток обязательно нужно часто хвалить и поддерживать – ведь только от вас зависит, перейдет ли их неуверенность в собственных силах  во взрослую жизнь.

Этот «ужасный» детский онанизм

Как правило, родители впадают в шок, когда видят, что их милое дитя постоянно трогает себя «там» и со временем начинает предпочитать это занятие многим другим вещам.

 На самом деле «ужасным»  это занятие считаем  только мы, взрослые, со своими стереотипами. Маленькие  делают это совершенно неосознанно.

Изучать свои половые органы  прикосновениями для них столь же естественно, как и все остальные части тела – ушки, нос, ножки…

Дети постарше могут начать постоянно трогать себя за половые органы просто потому, что это интересно и дает приятные ощущения.

Задача родителей тут – не создавать благоприятных условий для онанизма: не позволять ребенку долго валяться без сна в кровати, следить за тем, чтобы белье было удобным и не раздражающим  кожу, регулярно подмывать ребенка (но без фанатизма!) и  убедиться в том, что у него нет никаких раздражений на половых органах  и зуда.

Проверено: если ребенок ведет здоровый образ жизни, много двигается и правильно питается, риск появления интереса к онанизму у него минимален. Поэтому поощряйте его увлечения, хобби, запишите мальчика в спортивную секцию, а девочку – на танцы.

Если ничего не помогает избавиться от вредных привычек

Если,  несмотря на все вышеперечисленное и  усилия  родителей, вредные привычки у детей сохраняются   длительное время  или даже прогрессируют, стоит посоветоваться с неврологом и детским психологом.

Еще раз напомним, что в основе всех вредных привычек у детей лежат какие-то психологические проблемы. Но родительское внимание, теплая и доброжелательная атмосфера дома, любовь и поддержка способны творить чудеса!  Сделайте вашего малыша счастливым и уверенным в себе

Источник: https://www.sympaty.net/20110719/kak-borotsya-s-vrednymi-privychkami-u-detej/

Детский невроз: лечение, симптомы невроза у детей, распространенные виды – навязчивые состояния, энурез, фобии и пр

Вредная привычка или невроз у ребенка?

Неврозы классифицируются в медицине как обратимое дисфункциональное состояние нервной системы, спровоцированное переживаниями, неустойчивыми эмоциями, хронической утомляемостью и другими факторами.

Такой диагноз часто ставится взрослым пациентам, что неудивительно в современных условиях суеты, суматохи, проблем и неурядиц.

Но врачей тревожит тот факт, что невроз стал «молодеть» — все чаще к специалистам с симптомами этого заболевания приводят детей.

Классификация неврозов в детском возрасте Тревоги (неврозы страхов) Детский невроз навязчивых состояний Психоз депрессивного характера Невроз истерического характера Неврастения Невроз ипохондрического характера Заикание невротической этиологии Невротические тики Нарушения сна невротической этиологии Энурез и энкопрез Патологические действия привычного характера Причины детских неврозов Как помочь ребенку

Классификация неврозов в детском возрасте

Врачи дифференцируют несколько видов неврозов, которые могут проявиться именно в детском возрасте. Каждый из них имеет свои особенности, отличается индивидуальными признаками и должен подвергаться профессиональному лечению.

Тревоги (неврозы страхов)

Тревоги отличаются приступообразным характером – они возникают только при определенных ситуациях. Дошкольники очень часто боятся темноты, эта тревога может усиливаться и со стороны родителей – маленьких детей пугают «бабаем, черной старухой». Приступ тревоги возникает только перед ночным сном, в остальное время суток никаких проявлений невроза страха нет.

Младший школьный возраст подвергается страху перед учителем, новым коллективом детей, плохими оценками. По статистике такой вид детского невроза чаще диагностируется у тех детей, которые не посещали детский сад и из домашней обстановки сразу попали в большой, школьный коллектив со своими правилами и обязанностями.

Обратите внимание: невроз страха в таком случае проявляется не только скованностью, слезами и капризами, но и активным сопротивлением наступлению «часа икс» — дети сбегают из дома, прогуливают уроки, появляется устойчивое вранье. 

Детский невроз навязчивых состояний

Невроз такого типа в детском возрасте проявляется непроизвольными движениями, которые абсолютно не контролируются – например, вздрагивание, мигание одним или двумя глазами, шмыгание носом, резкий поворот шеи, хлопанье ладонями по коленям или столу и другое. При неврозе навязчивого состояния могут возникать нервные тики, но они характерны только во время отрицательных/положительных эмоциональных всплесков. 

В категорию навязчивых состояний входит и фобический невроз – это состояние, при котором у ребенка развивается страх перед вызовом к доске в школе, учительницей, посещением врача или же боязнь замкнутого пространства, высоты или глубины. Очень опасное состояние, когда ребенок страдает фобическим неврозом, а родители воспринимают этот невроз как каприз – упреки, насмешки могут привести к нервным срывам.

Более подробно о навязчивых неврозах рассказывает специалист:

Психоз депрессивного характера

Депрессивный психоз больше присущ детям в подростковом возрасте, отличается весьма характерными признаками:

  • постоянно подавленное состояние;
  • тихая речь;
  • всегда грустное выражение лица;
  • физическая активность снижена;
  • ночью беспокоит бессонница, а днем – сонливость;
  • уединение.

О способах борьбы с депрессией у подростков рассказывает психолог:

Невроз истерического характера

Хорошо знакомые истерики маленьких детей в виде падения на пол, стучания ногами по полу, криков и плача являются проявлением истерического невроза. Присуще такое состояние детям дошкольного возрасте, могут впервые появиться в возрасте 2 лет.

Неврастения

Детский невроз, проявляющийся раздражительностью, плохим аппетитом, нарушением сна и неусидчивостью, врачи классифицируют как неврастения, или астенический невроз.

Обратите внимание: подобный вид рассматриваемого обратимого нарушения возникает по причине чрезмерной нагрузки в школе, садике или на дополнительных занятиях.

Невроз ипохондрического характера

Ипохондрики – это люди мнительные и во всем сомневающиеся. Аналогичное название невроза говорит о том, что дети испытывают мнительность по отношению к себе, своим умственным и физическим способностям, здоровью. Больные испытывают сильный страх по поводу выявления какого-либо сложного, опасного для жизни заболевания.

Заикание невротической этиологии

Невротическое заикание может возникнуть в возрасте от 2 до 5 лет – период, когда формируется речь ребенка. Примечательно, что чаще заикание невротической этиологии диагностируется у мальчиков и может быть вызваны чрезмерной умственной нагрузкой.

О причинах заикания и методах коррекции — в видео-обзоре:

Невротические тики

Они также более присущи мальчикам, могут быть вызваны не только психическим фактором, но и заболеваниями. Например, при долго текущем конъюнктивите появляется привычка сильно тереть глаза. Болезнь в конце концов излечивается, а привычка остается – будет диагностирован устойчивый неврозный тик. Это же может относиться и к постоянному «хлюпанью» носа или сухому покашливанию.

Подобные движения однотипного характера не вносят дискомфорта в обычную жизнь ребенка, но могут сочетаться с энурезом (ночное недержание мочи).

Нарушения сна невротической этиологии

Причины такого невроза до сих пор не выяснены, но предполагается, что нарушения сна невротического характера могут быть обусловлены лунатизмом, разговорами во сне, беспокойным сном с частыми пробуждениями. Эти же признаки являются и симптомами невроза нарушения сна.

Энурез и энкопрез

Неврозы у детей дошкольного возраста могут носить чисто физиологический характер:

  • энурез – ночное недержание мочи, чаще диагностируется в возрасте до 12 лет, больше характерно для мальчиков;
  • энкопрез – недержание каловых масс, встречается крайне редко и почти всегда сопровождается энурезом.

Врачи утверждают, что неврозы, сопровождающиеся энурезом и/или энкопрезом, вызываются излишне строгим воспитанием и большими требованиями со стороны родителей.

О методах лечения энуреза рассказывает педиатр:

Патологические действия привычного характера

Речь идет о покусывании кончиков пальцев, обгрызании ногтей, выдергивании волос, раскачивание туловища ритмичными движениями. Такой вид невроза у детей диагностируется до 2 лет и очень редко фиксируется в более старшем возрасте.

Причины детских неврозов

Считается, что главные причины развития неврозов в детском возрасте лежат в семье, в отношениях между ребенком и его родителями. Выделяют следующие факторы, которые могут спровоцировать формирование устойчивого детского невроза:

  1. Биологические. К таковым относятся особенности внутриутробного развития ребенка (недостаточность кислорода), возраст (критическими для возникновения невроза считаются первые 2-3 года жизни), хронические недосыпания, перегрузки в умственном и физическом развитии.
  2. Социальные. Сложные отношения в семье, непререкаемый авторитет одного из родителей, выраженный тиранизм отца или матери, особенности ребенка как личности.
  3. Психологические. К эти факторам можно отнести любое психологическое воздействие на ребенка отрицательного характера.

Обратите внимание: перечисленные факторы являются весьма условными. Дело в том, что для каждого ребенка понятия «психологическое воздействие, психотравма» имеют индивидуальную эмоциональную окраску. Например, многие мальчики и девочки даже внимания не обратят, если на них родители повысят голос, а некоторые дети начинают испытывать панический страх перед собственными мамами/папами.

Главные причины неврозов у детей:

  • неправильное воспитание
  • сложные отношения между родителями;
  • развод родителей;
  • семейные неурядицы даже бытового характера.

Патогенез неврозов у детей и подростков:

Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка в том, что у него имеется невроз любого вида – он в этом не виноват, следует искать причину в семье, конкретно – в родителях.

Обратите внимание: более подвержены появлению неврозов дети с ярко выраженным «Я», которые с малых лет могут иметь собственное мнение, они самостоятельны и не терпят проявления даже намека на диктат со стороны родителей. Такое вот поведение и самовыражение ребенка родители воспринимают, как упрямство и капризы, стараются воздействовать силой – это прямой путь к неврозам.

Как помочь ребенку

Невроз считается обратимым процессом, но все-таки это заболевание – лечение должно проходить на профессиональном уровне.

Врачи, занимающиеся проблемой детских неврозов, имеют квалификацию психотерапевта и в своей работе используют гипнотерапию, игровые занятия, лечение сказками, гомеопатию.

Но в первую очередь нужно навести порядок в семье, наладить взаимосвязь между ребенком и родителями.

Очень редко неврозы в детском возрасте требуют назначения специфических медикаментов, обычно грамотный специалист найдет вариант оказания помощи на уровне коррекции психоэмоционального характера.

Как правило, результаты лечения детских неврозов будут только в том случае, если на прием к психотерапевту ходит не только ребенок, но и его родители. Исцелению ребенка от неврозов будет способствовать:

  • составление четкого распорядка дня и соблюдение рекомендованного режима;
  • занятия физкультурой – часто именно спорт помогает вывести ребенка из невротического состояния;
  • частые прогулки на свежем воздухе;
  • проведение свободного времени не перед компьютером или телевизором, а в общении с родителями или друзьями.

Очень эффективны в лечении неврозов детского возраста иппотерапия (катание на лошадях), дельфинотерапия, арттерапия – вообще любые нетрадиционные методы коррекции психоэмоционального состояния ребенка. 

Обратите внимание: очень важно, чтобы на путь лечения встали и родители – в случае подбора терапии ребенку нужно учитывать ошибки родителей и постараться нивелировать стрессовую обстановку в семье. Только путем совместной работы родителей/психотерапевта/ребенка можно будет добиться хороших результатов.

Неврозы детского возраста считаются капризами, баловством и особенностями характера. На самом деле это обратимое состояние может усугубляться и со временем перерасти в серьезные проблемы с психоэмоциональным состоянием.

Пациенты невропатологов часто признаются, что в детстве часто испытывали страхи, стеснялись больших компаний и предпочитали уединение. Чтобы подобные проблемы не возникали у вашего ребенка, стоит приложить максимум усилий для профессионального преодоления детских неврозов.

И как бы банально бы не звучало, но только умеренная любовь, желание понять малыша и готовность прийти ему на помощью в трудную минуту смогут привести к полному излечению.

Чтобы понять, как вы можете помочь своему ребенку, и, главное, суметь вовремя распознать признаки невроза, рекомендуем просмотреть данный видео-обзор. О неврозах рассказывает детский и подростковый психолог с 10-летним опытом работы, кандидат психологических наук Антон Сорин:

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории.

13,247  10 

(23 голос., 4,09 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydoc.ru/neurosis/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.