Влияние родителей на подростков

Содержание

Глава 2. Роль родителей в жизни подростка

Влияние родителей на подростков
Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте

Актуальность темы: « Роль матери в жизни девочки-подростка особенно велика». Стираются многие традиции, умирают стереотипы, и роль женщины меняется вместе со временем. Для того…

Влияние массовой культуры на поведение подростков

2.1 Роль Масс – медиа в жизни подростка

В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов…

Влияние развода родителей на детей подросткового возраста

Глава 4. Стратегии поведения подростка в условиях развода родителей

Одним из самых тяжелых потрясений для подростка является развод родителей. В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно – как угрозу семье…

Влияния семьи на процесс формирования личности подростка

1.1 Роль семьи в процессе социализации подростка

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию…

Изучение влияния негативных взаимоотношений в семье на личностное развитие детей

1.3 Роль ребенка в семье и позиция родителей по отношению к детям

Большую роль для развития ребенка играют атмосфера, царящая в семье, отношение родителей к своим детям, место, которое занимает ребенок в семье, и та типичная роль, предопределенная для него семьей. «Кумир семьи»…

Конфликты в детско-родительских отношениях

2.1 Роль родителей в формировании личности ребенка

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами…

Особенности влияния развода на самочувствие и социализацию подростка

f1 Особенности влияния развода родителей на социализацию подростка

Причины подростковой агрессивности

3.2 Роль родителей в профилактике агрессивности подростка

Воспитание человека начинается с семьи. Данного аспекта мы так же уже касались во второй главе. От стиля воспитания в семье во многом зависит степень агрессивности ребёнка. Исследователями отмечено…

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

1.3 Роль родителей в успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ

А что же нужно конкретно делать родителям для успешной адаптации ребёнка? Во-первых, родители должны заранее решить, в какое время они предполагают отдать своего ребёнка в детский сад и сообщить об этом своему участковому педиатру…

f1. Роль любви в жизни

Любовь вдохновила людей на великие достижения: на создание книг, песен, произведений искусства. Любовь даже повлияла на историю. Любовь – это нить, связующая человечество в одно целое. Чтобы понять, что такое любовь, нам нужно понять…

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

f2.2 Роль авторитета родителей в воспитании

Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель. Смысл авторитета в том и заключается…

2.1 Роль родителей в развитии ребенка

семья ребенок урок воспитание У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать…

Смысложизненные ориентации одарённых девушек подростков, занимающихся изобразительной деятельностью

1.3 Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка

Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе его возрастного развития. Большое значение данная проблема приобретает в период “двойного кризиса” – социального и возрастного…

Социализация личности в семье

3. Роль родителей в социализации детей

Субъективное ощущение одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением

Девиантные явления в жизни подростка

Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/3641

Социальная среда подростков

Влияние родителей на подростков

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка.

Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице.

В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности.

Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

Социальная среда подростков – схема

Подросток
↙ближайшая среда(семья, родственники, друзья, одноклассники) ↘дальняя среда(соседи, СМИ, интернет, учащиеся школы)
↓оказывает прямое влияние(общение, беседы, поступки, личный пример) ↓оказывает косвенное влияние(слухи, передачи, поступки)

При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями.

Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает.

Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Влияние социальной среды на подростка

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.

Положительное влияние Отрицательное влияние
• занятия спортом, участие в общественной деятельности, новые хобби; • приобретение вредных привычек (курение, алкоголь);
• установление дружеских отношений; • приобретение и развитие негативных личностных качеств;
• приобретение и развитие положительных личностных качеств; • подражание неформальным лидерам;
• улучшение учебы. • ухудшение учебы.

Влияние общения со сверстниками на подростка

Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.

Общение важно по нескольким причинам:

  • источник информации;
  • межличностные отношения;
  • эмоциональный контакт.

Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.

Влияние общения с родителями на подростка

В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости.

В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам.

У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.

Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.

С агрессивным поведением ребенка подростка сталкиваются почти все семьи. И, если у некоторых детей, такие проявления носят эпизодический характер, у некоторых негативное поведение становится доминирующим. Почему подросток становится агрессивным и как это исправить – мы расскажем в нашей статье. Как нелегко порой приходится родителям подростков. Казалось бы, и причины изменения поведения взрослеющего ребенка известны и мотивы, но понимания в семье нет. Конфликты, перерастают в отчуждение, а иногда и агрессию. В нашей статье мы попробуем разобраться в психологии поведения подростков.
Особенности подросткового возраста Подростковый возраст – переходный период между детством и юношеством, сложный этап развития ребенка. Он затрагивает все сферы его жизни и вносит множество изменений. В нашей статье мы расскажем о том, как меняется физиологическое и психологическое состояние детей в возрасте 13-18 лет. Начало взросления – нелегкий период как для самих подростков, так и для окружающих. Изменения, происходящие с организмом тревожат ребенка, а иногда и пугают. Поэтому задача близких максимально подготовить ребенка к пубертатному периоду, рассказать о том, какие изменения его ждут и настроить на позитив.

Источник: https://womanadvice.ru/socialnaya-sreda-podrostkov

Развод, неполная семья, семья с приемным родителем

Влияние родителей на подростков
Поскольку развод и его последствия (неполные семьи, хронические конфликты между бывшими супругами, появление у ребёнка мачехи, отчима или сводных братьев и сестер) становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на детей и подростков.

Конечно, у всех все происходит по-разному, но все же есть ряд общих закономерностей, предопределенных причинно-следственными связями: если происходит одно (к примеру, появление в семье отчима), то неизбежно следует и другое (к примеру, изменение отношений в семье, изменение эмоционально-поведенческого реагирования ребёнка или подростка, появление ранее несвойственных подростку поведенческих реакций). О частностях, происходящих в семьях при разводах и их последствиях, говорят на очных консультациях. Здесь имеет смысл оговорить лишь некоторые общие закономерности, которые наблюдаются чаще всего в указанных ситуациях. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

Факторами, влияющими на последствия развода родителей для подростка, являются климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до и после распада семьи, переживания родителей, обстоятельства и причины развода, то, в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, решение вопроса об опеке.Дети, пережившие развод или развод и повторный брак родителей, подвергаются большему риску столкнуться с психологическими проблемами, чем дети из крепких семей. Подростки, которые не сталкивались с разводом родителей, оценивают климат в семье (теплоту отношений и уровень конфликтности, а также стиль родительской опеки) более позитивно, чем подростки, пережившие уход одного из родителей.
Как вести себя родителям по отношению к детям во время развода.

Характер развода родителей может по-разному влиять на подростка: наиболее травмирующей является ситуация, когда родители вовлекают ребенка в конфликт, пытаясь заставить его принять чью-либо сторону.

У подростков, живущих попеременно то у отца, то у матери, между которыми отсутствует взаимопонимание, часто возникает ощущение вовлеченности в конфликт; когда же родители действуют согласованно, вероятность того, что их дети окажутся участниками конфликта, невелика – даже если подросток находится в близких отношениях с обоими родителями. Если развод проходит мирно, то он может оказать положительное воздействие на родителей и детей-подростков, понизив уровень конфликтности в семье. Степень воздействия развода на подростков в значительной мере зависит от того, как родителям удается справляться с конфликтами и в какой степени подросток чувствует себя втянутым в эти события.

Существует взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению правонарушений, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений. Развод родителей заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своих родителей.

Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации – особенно, когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобным ситуациям.

Чтобы восстановить самоуважение, пострадавшее в результате распада семьи, а также справиться со стрессом, вызванным домашними конфликтами, дети разведенных или живущих порознь родителей чаще, чем дети из крепких семей, совершают поступки, связанные с риском для их здоровья (курение, употребление алкоголя и наркотиков и т.п.).

Более всего пристрастию к наркотикам подвержены молодые люди, чьи родители развелись, когда дети находились в подростковом возрасте. Подростки же из крепких семей и те, чьи родители развелись, когда они находились в детском возрасте, меньше подвержены вредным привычкам.

Это объясняется попытками подростков, родители которых только что развелись, самостоятельно приспособиться к неблагоприятной семейной обстановке, а также недостатком положительного влияния родителей. На подростков-мальчиков развод оказывает более негативное воздействие, чем на девочек.

На адаптацию подростка к разводу родителей решительным образом влияет умение родителей приспособиться к новой ситуации: чем больше беспокойства испытывают отец и мать, тем вероятнее, что душевное равновесие у ребенка также будет нарушено. Однако в случаях, когда развод приносит облегчение супругам, он положительным образом сказывается и на их детях).

Склонность к разводам передается от поколения к поколению, т.е. люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье. Одно из объяснений данного факта заключается в том, что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям.

Во время развода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные чувства и потребности в общении друг с другом, что, в свою очередь, пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждает, что в жизни нужно полагаться только на себя.

Зачастую в этот период ухудшается школьная успеваемость (подростку становится “не до того”), обостряются хронические заболевания (защитные силы организма ослабевают).

Влияние на ребёнка (подростка) неполной семьи

Факторами, наиболее тесно связанными со способностью подростка привыкнуть к новым условиям (неполная семья), являются: а) наличие близких отношений между ребенком и тем из родителей, с которым он живет, который заботится о нем и принимает участие в его повседневных делах;

б) отсутствие у подростка ощущения вовлеченности в конфликт между родителями.

Утрата ребенком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру.

Отсутствие в семье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала у подростков. В неполных семьях (где отсутствует один из родителей) чаще, чем в обычных семьях, присутствуют авторитарные или слишком либеральные отношения. Многие исследователи сходятся во мнении, что девочки приспосабливаются к последствиям развода гораздо лучше, чем мальчики.

Если подросток воспитывается только одним родителем, то, как следствие, в нем развивается сильное стремление к автономии.

С одной стороны, подростки из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях; с другой – подростки из неполных семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональной автономии.

Жизнь ребёнка (подростка) в неполной семье (с отцом)

Если девочка воспитывается одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность.

По сравнению с детьми из обычных семей дети, проживающие только с отцом, слабее ощущают родительскую поддержку и замечают, что отец их меньше наказывает и контролирует.

Такие дети более самостоятельны и ответственны, однако чаще конфликтуют со своими единокровными братьями и сестрами и слабее привязаны к дому.

Жизнь ребёнка (подростка) в неполной семье (с матерью)

Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками.

Сыновья, оставшиеся без отцов, активнее принимают на себя роль «главы семьи», дающую им новый статус, а матери часто соглашаются с таким положением дел (что правильным признать нельзя).

Крайний вариант неправильного отношения матери к сыну-подростку – как к «замещающему» мужа: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками.

Другой неправльный вариант взаимоотношений с сыном-подростком одинокой матери – гиперопека (мелочный контроль) и симбиоз (проживание жизни за своего сына), характеризуются навязчивым желанием матери удержать, привязать к себе подростка, лишить его самостоятельности из-за возможного несчастья в будущем.

В этом случае преуменьшение реальных способностей ребенка приводит к максимальному контролю и ограничениям со стороны матери, желанию делать все за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка». Результатом подобного воспитания является «зачеркивание реального ребенка, регресс и фиксация на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним».

На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек.

Оставшиеся без отца, девочки-подростки начинают чаще ссориться с матерями; их самооценка заметно понижается. В разведенных семьях и мать и подросток часто испытывают вину за случившееся и ощущают взаимное отторжение.

Влияние отсутствия отца на подростка уменьшается по мере его взросления.

Влияние повторного брака на поведение подростка.

Если ребенок во время развода и нового брака еще очень мал, то обычно он растет, воспринимая отчима или мачеху как адекватную замену отцу или матери. А в подростковом возрасте пасынки и падчерицы трудно адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи.

Вступление в повторный брак родителя, проживающего с детьми, более благотворно влияет на мальчиков, чем на девочек. Вступление в повторный брак родителя, воспитывающего подростка, часто пробуждает в ребенке чрезмерную тягу к независимости, что, в свою очередь, приводит к нарушению взаимоотношений в семье.

Положение в семье отчимов и мачех куда сложнее, чем родных отцов и матерей, так как дети обычно с трудом воспринимают их как замену своим родителям.

Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстановке.

Отчимы и мачехи часто склонны прощать детям слишком многое, так как чувствуют вину за разрушение их семьи; кроме того, им приходится иметь дело с детьми, воспитанными другими взрослыми людьми; роль и место отчима и мачехи в семье определены не очень отчетливо; они ожидают признательности и благодарности за все то, что делают, а в ответ нередко получают отпор и неприятие; отчимы и мачехи сталкиваются со сложным комплексом нерешенных психологических проблем, вызванных предыдущим браком и разводом, а также часто с непростыми взаимоотношениями и чувствами неродных братьев и сестер.

Влияние появления мачехи.

Мачехи сразу начинают играть более заметную роль в жизни ребенка и проводят с ним больше времени, чем отчимы, поэтому подросткам труднее наладить новые отношения с мачехами, чем с отчимами. В семьях с приемной матерью чаще наблюдается конфликтный семейный климат. С другой стороны, к подросткам, живущим с мачехами, последние чаще более снисходительны к ним.

Влияние появления отчима.

Если мать, с которой проживает девочка, создает новую семью, то возрастает вероятность обращения дочери к наркотикам и другим формам девиантного поведения. Нередко разведенная женщина с детьми, особенно если это девочки, образует своего рода «замкнутую социальную систему», и отчиму бывает очень нелегко в нее проникнуть.

Отношение подростка к отчиму во многом определяет его отношение к новой семье в целом. Также взаимоотношения единокровных и сводных братьев и сестер могут стать источником семейных проблем.

Адаптация подростков проходит успешнее в тех семьях с отчимом, где их меньше наказывают и чаще поощряют; в семьях, где умеют достигать взаимного согласия в вопросах воспитания; в семьях, где в большинстве случаев демонстрируют традиционное отношение к проблемам брака; а также в семьях, где повторное замужество матери не вызывало в подростках резко отрицательной реакции. Это подтверждает представление о том, что восприятие подростками многих домашних проблем зависит от их взаимоотношений с отчимом.

Отчимы, как правило, меньше поддерживают, реже наказывают и слабее контролируют, чем родные отцы. Однако по мере пребывания отчима в семье наблюдается усиление его положительной роли.

Но чаще в семьях с приемным отцом – холодные взаимоотношения.

В полных семьях родители принимают более активное участие в повседневной жизни своих детей и накладывают больше ограничений, чем отчимы, мачехи или одинокие родители.

Влияние сводных братьев и сестер.

Многое в новой семье зависит и от отношений между детьми от разных родителей. Если мать или отец оказывают явное предпочтение своему родному ребенку, то это может вызвать обиду и озлобленность у других малолетних членов семьи. Часто между детьми разных супругов возникает острая конкуренция. Иногда они проявляют ревность, если их родные мать или отец выказывают заботу и внимание к их сводным братьям и сестрам.

Источник: http://shishkinily.narod.ru/razvod.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.