Ваш любимый дошколёнок: развитие ребёнка в 5–6 лет

Содержание
  1. Ваш любимый дошколёнок: развитие ребёнка в 5–6 лет
  2. Физические особенности ребёнка в 5–6 лет
  3. Психоэмоциональное развитие ребёнка в 5–6 лет
  4. Общение ребёнка в 5–6 лет
  5. Игры для ребенка 5–6 лет
  6. Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет
  7. Что умеет ребенок в 5–6 лет?
  8. 10 принципов развития ребенка 5–6 лет
  9. 1. Начинайте готовить ребенка к обучению
  10. 2. Формируйте навык концентрации внимания
  11. 3. Расширяйте кругозор ребенка
  12. 4. Тренируйте память
  13. 5. Следите за развитием речи
  14. 6. Начинайте учить чтению
  15. 7. Играйте в сюжетно-ролевые игры
  16. 8. Развивайте таланты ребенка
  17. 9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности
  18. 10. Подавайте детям хороший пример
  19. Детская психология 5 6 лет – чего ожидать родителям
  20. Развитие познавательных процессов в 5-6 лет
  21. Общение в старшем дошкольном возрасте
  22. Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет
  23. Другие виды деятельности в дошкольном периоде
  24. Основные задачи воспитания
  25. Воспитание самостоятельности
  26. Работа с самооценкой
  27. Кризис дошкольного детства
  28. Вот лишь несколько советов молодым родителям
  29. Тонкости психологии детей в 5 лет
  30. Уход за пятилетним малышом
  31. Рацион пятилетнего ребенка
  32. Распорядок дня малыша
  33. Занятия с ребенком в 5 лет
  34. Игры и игрушки пятилетнего ребенка
  35. Наставления для родителей
  36. Основные особенности развития детей пяти-шести лет
  37. Особенности игровой деятельности
  38. Особенности развития общей моторики
  39. Особенности психического развития
  40. Особенности развития речи старших дошкольников
  41. Как работать с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду?
  42. Творчество в жизни дошкольников
  43. Заключение

Ваш любимый дошколёнок: развитие ребёнка в 5–6 лет

Ваш любимый дошколёнок: развитие ребёнка в 5–6 лет

Пятилетки официально именуются старшими дошкольниками. У ребёнка есть свои взгляд, мнение, и ему очень важно, чтобы взрослые относились к этому с уважением.

По закону в школу ребёнок идёт не ранее, чем с 6,5 лет. Но активным обучением можно заниматься уже сейчас. Если ребёнок не ходит в садик, узнайте программу занятий — так в школе он не отстанет от ровесников.

Ведущая деятельность (то есть та, во время которой лучше всего формируются умения и навыки) у детей шестого года жизни — по-прежнему игровая. Занятия не должны быть академическими и скучными: играйте, устраивайте эксперименты, придумывайте истории, шутите.

Что умеют дети 5–6 лет?

  • ловко и быстро бегать и прыгать;
  • ловить, забрасывать, подбрасывать мяч;
  • играть в спортивные игры, участвовать в эстафетах;
  • знать и применять правила этикета;
  • анализировать текст, давать характеристики героям, объяснять их поступки;
  • знать синонимы и антонимы;
  • хорошо вырезать ножницами;
  • знать свой адрес;
  • считать до десяти;
  • понимать, из чего сделаны предметы.

Физические особенности ребёнка в 5–6 лет

Особенность этого периода — скачок роста. За один сезон ваш ребёнок может вырасти на 5–8 см, причём вес практически не изменится. Растущему организму необходимо полноценное питание — с достаточным количеством белка, овощей, фруктов, злаков.

Мелкая моторика становится более совершенной: ребенок практически полностью обслуживает себя без помощи родителей. Он умеет не только одеваться и обуваться, но и сам завязывает шнурки. 

Развивается крупная моторика: ребенок уже может освоить двухколесный велосипед или коньки, научиться отбивать мяч от земли, как в баскетболе. В этом возрасте значительно увеличивается выносливость и сила. 

Психоэмоциональное развитие ребёнка в 5–6 лет

Специалисты считают, что с 5 до 7 лет закладываются почти 90% черт личности взрослого человека. Не забывайте, что дети не столько слушают наши слова, сколько смотрят на поведение. Воспитывайте своим примером.

Память, кругозор, концентрация внимания, всё это стоит развивать и укреплять именно сейчас, когда ребёнок с радостью учится новому и впитывает знания как губка. Даже если он ходит в кружки и секции, занятия с родителями не теряют своей значимости.

Узнавая вместе новое, совершая открытия, вы становитесь ближе.

Хоть вчерашний кроха и подрос, ему по-прежнему необходим тактильный контакт с мамой и папой. Обнимайте ребёнка, целуйте, сажайте на колени. Всё это даёт ему уверенность в вашей любви и в том, что мир дружелюбен.

Если ребёнок поверяет вам секреты или делится сокровенным, не обманите его доверие. Не подшучивайте, не ругайте, не рассказывайте при нём подружке по телефону.

Учите ребенка аккуратному отношению к личным вещам: книжки надо ставить на полки, не мять и не брать грязными руками, игрушки — убирать в ящики, а одежду вешать на вешалки, например, легкие пластмассовые вешалки «Пластишка».

Особенности

Яркое оформление. Боковые крючки для одежды с петлями или лямками.

Описание

Вешалка предназначена для всех типов легкой детской одежды. Поможет приучить ребенка к порядку и бережному отношению к одежде.

Стоит ли учить читать пятилетку? Психологи считают, что надо идти от потребностей ребёнка. Если ему это интересно — пожалуйста. Если нет, имеет смысл подождать.

В 5 лет у дошколёнка ещё нет необходимости получать информацию таким образом. Можно потратить год, обучая 5-летнего ребёнка, и научить шестилетку за месяц.

А в 7 лет и тот, и другой будут читать одинаково: это подтверждено экспериментами.

Общение ребёнка в 5–6 лет

Отличительные черты общения — избирательность и устойчивость. С лучшими друзьями делятся тайнами, придумывают игры, по возможности общаются вне дома.

Для интересных детских игр взрослые уже не так нужны: ребята предпочитают придумывать правила сами.

В детском коллективе существует определённая мода: на мультфильм или игрушки (например, все вдруг начинают коллекционировать каких-нибудь героев).

Взрослый — по-прежнему авторитет во многих вопросах. К таким взрослым относятся не только родители, но и воспитатели, тренеры, руководители кружков. Их похвала повышает самооценку, а критика или язвительное замечание, напротив, способны зародить комплексы. Расспрашивайте ребёнка, как у него дела. Обсуждайте, объясняйте, учите правильно реагировать на критику.

В этом возрасте ребёнок чётко осознаёт особенности своего пола. Девочки больше дружат с девочками, мальчики — с мальчиками. Возникают первые детские влюбленности. Отнеситесь к ним бережно, без шуток про женитьбу и ухажеров. Для ребенка это новый, важный и очень волнующий опыт.

Игры для ребенка 5–6 лет

Ребенок с удовольствием играет и с друзьями, и с родителями, и в одиночку. Все зависит от самой игры и его настроения. Хорошее времяпрепровождение обеспечат:

  • игрушки — герои любимых сказок и историй;
  • игровые тематические наборы (врач, строитель, парикмахер);
  • интерактивные и обучающие игры;
  • игры на развитие логики и тренировку памяти;
  • конструкторы с мелкими деталями;
  • наборы для творчества.

Если в жизни ребенка был какой-то травмирующий опыт (обидели, стал свидетелем чего-то страшного или непонятного), он с большой вероятностью будет проигрывать ситуацию. Таким образом малыш осознает и переживает неприятный опты. Если вы заметили какие-то необычные игры, ненавязчиво расспросите ребенка.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/vash-lyubimyj-doshkolyonok-razvitie-rebyonka-v-56-let/

Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет

Ваш любимый дошколёнок: развитие ребёнка в 5–6 лет

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. Психологи называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека.

Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся в три года. У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир.

Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.

Что умеет ребенок в 5–6 лет?

Здоровый малыш с пяти до шести лет:

  • Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила;
  • Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом;
  • Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;
  • Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;
  • Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (http://www.ya-roditel.ru/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

1. Начинайте готовить ребенка к обучению

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче адаптироваться к школе, постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка.

Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями.

Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая яркие и интересные книги. Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность.

Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, свободных играх.

8. Развивайте таланты ребенка

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по интересам. Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

10. Подавайте детям хороший пример

Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.

Насколько самостоятелен будущий школьник?
ПРОЙТИ ТЕСТ!

Екатерина Кушнир

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kalendar-razvitiya-rebenka-starshiy-doshkolnyy-vozrast-5-6-let/

Детская психология 5 6 лет – чего ожидать родителям

Ваш любимый дошколёнок: развитие ребёнка в 5–6 лет

К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.

Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.

Психическое развитие детей — закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.

Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.

Не оставляйте вопросы детей без внмиания

Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.

Общение в старшем дошкольном возрасте

По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:

  1. Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
  2. Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.

В 5-6 лет появляются постоянные друзья

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).

В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.

На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.

Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.

Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет

Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.

Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.

Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет

Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание.

игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д.

Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.

Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план

Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.

Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.

Специфика игры — перечень характеристик

Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:

  1. Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
  2. Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
  3. Развивается творческое начало в ребенке.
  4. Усиливается знаковая функция речи.

Другие виды деятельности в дошкольном периоде

В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:

  1. Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
  2. Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.

Подготовка к школе — важный момент в развитии реберка

Основные задачи воспитания

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Воспитание самостоятельности

Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность.

Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми.

В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.

Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания

Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.

А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Работа с самооценкой

После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.

Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей

И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.

Кризис дошкольного детства

Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:

  1. Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
  2. Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
  3. Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
  4. Стремление к автономности и независимости.

Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым

В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.

Вот лишь несколько советов молодым родителям

  • Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
  • Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
  • Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-5-6-let.html

Тонкости психологии детей в 5 лет

Ваш любимый дошколёнок: развитие ребёнка в 5–6 лет

К пяти годам у детей физическое и психологическое развитие переходит на следующую фазу, они становиться окрепшими. Нервно воспринимают,  во что им одеваться и как выглядеть, начинают смотреть на себя, сравнивают с другими.  Начинает развиваться нервная система, что существенно влияет на поведение.

Нервно относятся к спорам, где приходится  отстаивать точку зрения, однако, не капризничая, а наоборот, как взрослые люди, приводя доказательства. В это время ребенок физически активен и силен. Может пробежать 200, а то и 300 метров и не устать.

В 5 лет хорошо развита координация движений, они ловки и легко справляются с такими задачами, как поймать мяч или ударить, при этом, не промахиваясь.

Ребенок в 5 лет стремиться общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Например, с соседями, знакомыми семьи.

Многие способны подойти к незнакомцу и подружиться с ним, поделиться игрушками, завести разговор – это одна из особенностей развития личности. Он уже не нервничает без причины, а наоборот всегда рад и весел, готов постоянно помогать взрослым – папе или маме, бабушке или дедушке.

Например, помыть посуду, убраться по дому, покормить питомца. Если с кем-то из семьи возникает конфликтная ситуация, готов идти на компромисс.

В пять лет у детей хорошая память, неважно мальчик это или девочка. Благодаря феноменальной памяти, дети способны запомнить только что услышанное слово неважно русское оно или английское. Малыш может запоминать большие стихотворения, смысл которых может даже не понимать.

Он нервно стремиться узнать у взрослых, что обозначает то или иное слово. Примерный запас слов составляет – 2500 слов. У него получается довольно просто и понятно излагать мысли. При этом он уже не путается в понятиях, а если допускает ошибку, то стремиться ее исправить.

Уход за пятилетним малышом

В пять лет ребенок уже умеет чистить зубы, поэтому ему  уже можно давать пасту. Многие педиатры советуют душ по утрам, что пойдет на пользу в будущем. Благодаря утреннему душу, малыш сможет получить заряд бодрости на весь день, а также  постепенно будет закаляться.

В этом возрасте стоит приучать аккуратно, относиться к своим вещам. Например, нужно научить малыша вешать одежду на спинку стула, после того, как он ее снял.

Данная процедура имеет несколько преимуществ – это приучение к опрятности и не мятая одежда, которую не нужно искать по всей комнате.

Можно приучить умывать лицо мылом. Это выглядит примерно так: нужно сказать ему, а лучше показать, чтобы он закрыл глаза и аккуратно, не растирая кожи, наносил мыльный раствор на лицо. Для этого нужно использовать дорогое мыло, либо какое-нибудь очищающее средство, безопасное для нежной кожи.

Рацион пятилетнего ребенка

Рост ребенка начинает замедляться, если его сравнивать с первыми годами жизни. Поэтому нужда в калорийной пище пропадает, а вот пища с жирами и белком наоборот становиться необходима. Калорийность дневного питания должна быть равна 2000 калорий. На белки и жиры в рационе должно приходиться поровну.

Данная система питания не будет перегружать организм, в тоже время чувство голода пропадет надолго. Также стоит обращать внимание на присутствие в рационе фруктов и овощей, лучше чтобы они были по сезону.

Особенности детского рациона необходимо учитывать, чтобы его пищеварительная система была здоровой, что также влияет на развитие личности.

Warning: include(/var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/ya2-h2.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 25

Warning: include(): Failed opening '/var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/ya2-h2.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 25

Распорядок дня малыша

В 5 лет  необходимо приучать к порядку в доме. Особенностью этого возраста считается то, что большинство детей с удовольствием спешат на помощь взрослым, например, пыль протереть, убрать игрушки, помыть посуду. Именно поэтому в список дел на день нужно обязательно включить уборку.

Для этого придется ограничить время на игры и развлечения. Если малыш ходит в секции или кружки, тогда это стоит учесть, а вот время, затраченное на дорогу до этих мероприятий можно чем-то заполнить, например, разучивать стихи или просто рассказать что-то новое.

В режим необходимо включить четырех разовое питание и дневной сон, длительностью от 1,5 до 2 часов в день, игры и прогулки.

Занятия с ребенком в 5 лет

Чтобы развить хорошую речь у детей, уже в пять лет с ним нужно заниматься скороговорками и считалочками. Для этого их необходимо проговаривать, сначала медленно, а затем увеличивая с каждым разом темп.

Благодаря таким тренировкам  малыш будет говорить лучше, у него будет хорошая дикция и отличное произношение. Сегодня существуют специальные считалочки, повторяя которые, можно научиться   говорить  и считать.

Необходимо также приступить к изучению букв, для этого можно подыскать подходящие игры, буквари и азбуку.

Для развития логического мышления у малыша подойдет одна очень хорошая игра – найди лишний предмет или слово. Для этой игры можно подобрать несколько картинок, например, это могут быть картинки с животными или любимыми персонажами.

Нужно познакомить детей с цифрами, для этого можно купить интересные раскраски, где для получения числа необходимо соединить точки в определенной последовательности.

Игры и игрушки пятилетнего ребенка

С этого возраста дети  все чаще стараются проводить время со своими сверстниками. В компании таких же мальчишек и девчонок будет интересно любому, ведь  они вместе могут играть в такие игры, как:

  • дочки-матери;
  • войнушка;
  • школа.

Они зачастую делают в играх собственные правила, вводят денежную валюту – это могут быть фантики или какие-либо бумажки, их также можно распечатать на принтере или приобрести в книжном магазине. Дети так втягиваются в процесс, что игра порой может продолжаться часами.

В 5 лет детей уже можно отдавать в спортивные секции и школы, благодаря чему можно быть всегда в отличной физической форме. При их выборе стоит учесть желание ребенка и его способности. К этому возрасту подходят, такие секции, как:

  • фигурное катание, подходит для мальчиков и девочек;
  • гимнастика для девочек;
  • легкая атлетика для всех;
  • плавание в бассейне для мальчиков и девочек;
  • хоккей для мальчиков;
  • футбол, в который сегодня берут всех подряд,
  • единоборства, больше подходит для мальчишек.

Кроме спортивных секций, есть еще музыкальные и танцевальные секции и кружки. Детей можно записать в музыкальную школу на специальность фортепиано или отвести в танцы, если он любит двигаться.

Если малыш талантлив в художественной деятельности, то самое время отвести его в художественную школу или школу искусств. Не нужно уговаривать или принуждать к посещению занятий, на которые ходить у него нет желания.

Это может привести к скандалу и нервному состоянию ребенка, что нежелательно скажется на психофизическом развитии.

Одним из любимых занятий с самого раннего возраста остаются лепка из пластилина и рисование, собирание пазлов, чтение сказок с любимыми героями, складывание из кубиков. Детей также привлекает прослушивание детских песенок, часто они сами их напевают. Некоторые ребятишки увлекаются коллекционированием, например, фантиков от конфет или разных жетончиков.

Многие ребята очень продвинуты  и  уже в пять лет с компьютером на «ты», особенно это касается мальчиков, они любят поиграть в компьютерные игры на тему войны и разных стрелялок. Родителям стоит следить за тем, сколько времени дети проводят за монитором, ограничивать время за ним до 30 минут в день.

Частое время провождение за компьютером, серьезно отразиться на его нервах.

Домашнее воспитание ребенка

В пять лет ребенка нужно учить правилам, как дома, так и в людных местах.  Объяснить это нужно, в детстве, так чтобы он понял,  чтобы со временем родителям  было не стыдно за поступки своих чад.

Часто дети грубят родителям, пытаются устанавливать в доме свои правила.  Не нужно из-за этого кричать и ругаться. Нужно просто поговорить с малышом и объяснить, что так делать не хорошо, что он огорчил маму. Такими действиями можно вызвать чувство стыда, только тогда он сможет раскаяться.

Не стоит заставлять его насильно брать вину на себя, он должен подойти к этому самостоятельно. Родителям нужно на собственном примере показать, какими должны быть взаимоотношения между родными в семье. Если папа кричит на маму, а она  в нервном состоянии бьет посуду. Требовать от детей хорошего поведения в этом случае бесполезно.

В этом возрасте у ребенка развивается нервная система, поэтому такое поведения родителей  может губительно сказаться на его психике.

Кроме этого ребенка обязательно нужно научить хорошим манерам, это сформирует его развитие личности. Следует рассказать, как нужно обращаться к старшим.

При встрече со знакомыми, говорить «Здравствуйте», а при встречах с друзьями, сверстниками «привет», прощаясь говорить «пока». Стоит также научить говорить – «спасибо», «пожалуйста», чтобы он мог вежливо попросить о помощи и наоборот поблагодарить за нее.

Во время воспитания можно пользоваться методами психологического воздействия — поощрения и наказания.

Наставления для родителей

Пять лет – это первый юбилей любимого малыша. Замечали ли вы, как меняются привычные особенности детей. На любом этапе развития личности могут возникнуть некоторые проблемы и сложности. Стоит знать о них, чтобы правильно себя повести, когда они возникнут. К примеру, в пятилетнем возрасте у мальчиков и девочек есть такая особенность, связанная с фантазией.

Если вы заметили, что ребенок великий выдумщик не стоит это нервно воспринимать и говорить, что это ложь.  Наоборот, следует с ним вдвоем помечтать и пофантазировать, а потом сказать, что так на самом деле так не бывает.

Часто дети поступают так, чтобы на них обратили внимания взрослые.  Однако если малыш начинает выдумывать для собственной выгоды, чтобы его не наказали, нужно это пресечь.

Поговорить с ним, рассказать, что скрывать правду это трусость и очень плохо и если ты провинился нужно отвечать за поступки и даже нести наказание.

Источник: http://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/psixicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/tonkosti-psixologii-detej-v-5-let.html

Основные особенности развития детей пяти-шести лет

Ваш любимый дошколёнок: развитие ребёнка в 5–6 лет

Дошкольник в этом возрасте начинает осознавать себя как члена общества, понимает важность общения с окружающими его людьми. Дети усваивают, что означает быть вежливым, отзывчивым, честным, достойным членом общества, и всеми силами стремятся быть именно такими.

Примечательно, что к 5-6 годам, то есть к старшему дошкольному возрасту, дети не так остро нуждаются в регулярном повторении требований взрослых. На этом этапе развития они способны самостоятельно следовать указаниям даже при отсутствии контроля. Именно эта способность позволяет им выполнять задания, которые не всегда им доставляют удовольствие, причем до конца.

Малыши в этом возрасте могут без скандалов и истерик самостоятельно убрать за собой игрушки, заправить постель, почистить без напоминания зубы или помыть руки. Все это дети делают в результате осознания ими норм поведения, развития чувства ответственности за свои поступки.

Дошкольник выстраивает линию поведения не только ради получения высокой оценки взрослых, но и в первую очередь в соответствии с собственными представлениями о нормах поведения.

Стоит отметить, что не все так идеально, как кажется. Определенные правила и нормы малыши соблюдать пока в состоянии лишь выборочно, в процессе общения с людьми, которые вызывают у них симпатию и доверие. Так, например, не каждый ребенок в 5-6 лет сможет подавить агрессию, если у него забирают любимую игрушку, или сходу найдет контакт с малознакомыми детьми, играя в совместные игры.

В 5-6 лет дети начинают по-другому себя оценивать, больше прислушиваются к мнению сверстников. Именно в этом возрасте может зародиться первая дружба, которая сохранится на протяжении многих лет. Выбор друзей продиктован положительной оценкой их поведения.

На этом этапе развития дошкольники с удовольствием и довольно связно рассказывают о том, что с ними случилось, где они были и какие эмоции пережили. Помимо того что малыши учатся рассказывать, у них развивается способность слушать других, увлеченно, с переживанием их эмоций, причем как взрослых, так и детей,.

В этом же возрасте дети начинают относить себя к группе мальчиков или девочек в соответствии с половыми признаками. Симпатии друг к другу дети выражают на основе определенных качеств сверстников. Так, например, девочкам в мальчиках может понравится смелость, ловкость и серьезность, тогда как мальчики обращают внимание на девочек красивых и добрых.

В 5-6 лет родители могут снизить контроль за действиями крохи на прогулке и дома. Дошкольник становится более сознательным, четко понимает, что опасно, а что нет, и самостоятельно регулирует собственные действия.

Особенности игровой деятельности

Игровая деятельность, так же как и остальные, заметно совершенствуется. В старшем дошкольном возрасте дети способны действовать сообща, придумывая, согласовывая и соблюдая правила игры. Часто можно заметить, как дети контролируют друг друга, указывают на ошибки и отклонения от правил, — это вполне нормально.

Конфликты во время игры также закономерны. У детей в этом возрасте сильно развито чувство справедливости, поэтому, если им кажется, что кто-то из игроков не соблюдает правила, они постараются исправить ситуацию. Взрослым не стоит вмешиваться в конфликты детей, если они не заходят слишком далеко.

Особенности развития общей моторики

Общая моторика у детей в 5-6 лет переходит на новый уровень развития. Малыши умеют гораздо больше, чем еще несколько лет назад. Так, например, для них не составит труда пройтись или пробежаться на носках, попрыгать на скакалке или резинке на одной ноге, пройти по бревну, освоить катание на роликах, скейте или коньках.

Дети в этом возрасте с удовольствием преодолевают препятствия, которые раньше им казались непреодолимыми, получая удовольствие от собственной ловкости.

На этом же этапе развивается осанка малышей, выносливость и сила. Задача взрослых — предоставить детям возможность больше времени бывать на улице, совершенствуя двигательную активность, а при возможности – посещать спортивные секции.

Отдельно стоит отметить положительную динамику в отношении развития мелкой моторики. Пальчики лучше слушаются ребенка, он спокойно справляется с самообслуживанием, застегивает пуговицы и даже пробует самостоятельно завязывать шнурки.

Особенности психического развития

В 5-6 лет дети достаточно много знают о мире, в котором живут, при этом не теряют к нему интереса и продолжают стремиться узнать еще больше. Чаще всего это выливается в бесконечные вопросы ко взрослым и многочленные эксперименты, которые дети ставят самостоятельно.

Именно в этом возрасте малыши часто играют с запрещенными предметами, включая спички, желая посмотреть на эффект своих действий, поэтому взрослым нужно быть особенно бдительными.

В этом же возрасте значительного прогресса достигают познания дошкольников в отношении свойств предметов. Они четко понимают, что такое цвет, размер, форма предмета, способны отличать не только цвета, но и оттенки, называя их, выделять и группировать предметы по определенным признакам.

С детьми 5-6 лет уже можно целенаправленно заниматься, подготавливая их к школе. Так, например, с ними можно рисовать предметы разных форм, чертить палочки в тетради, линии, как ровные, так и пунктирные, обучать названиям времен года и месяцев.

Стоит обратить внимание на тот факт, что на этом этапе развития более совершенным становится внимание ребенка. Дошкольникам вполне под силу будет справиться с не самым привлекательным для них делом, довести его до конца, соблюдая инструкцию или работая с образцом.

А вот что касается объема памяти, то он остается практически неизменным, несмотря на повышающуюся устойчивость. Чтобы помочь детям запомнить нужную информацию, взрослые могут использовать разные средства, например:

  • яркие карточки;
  • схемы;
  • ассоциации;
  • рисунки или фигурки и пр.

У старших дошкольников основным является наглядно-образное мышление. Именно благодаря ему дети начинают справляться с более трудными задачами, не пользуясь практическими пробами, выстраивают сложные связи. Простые задания, не требующие выстраивания таких связей, в 5-6 лет малыши способны решать в уме.

Еще одно достижение на этом этапе — это развитие способности предвидеть результат своих действий, что позволяет вносить в них своевременные коррективы. Дети четко понимают, какие последствия может повлечь их поступок, поэтому чаще сдерживают себя, не желая получить негативную оценку взрослых.

Особенности развития речи старших дошкольников

В 5-6 лет речь детей достигает высокого уровня развития. Дошкольники правильно ставят ударения, произносят звуки, ориентируясь в первую очередь на речь окружающих их взрослых. Примечательно, что малыши могут замечать в речи не только собственные ошибки, но и в случае необходимости исправлять взрослых, со знанием дела и ответственностью за свои слова.

На шестом году жизни дети отлично управляют интонациями во время пересказа или рассказывания стихов. Малыши стараются сделать свою речь максимально эмоционально окрашенной, меняют тембр голоса и его громкость, «примеряют» на себя роли героев, разговаривая от их имени.

В речи детей появляются синонимы и антонимы, они используют сравнения, многозначные слова. Активный словарь дошкольников стремительно расширяется за счет глаголов, прилагательных и новых имен собственных. Дети не испытывают проблем, выстраивая сложные предложения, склоняя части речи, как в единственном, так и во множественном числах.

Большинство детей к этому возрасту способны придумывать монологи и диалоги (как правило, во время игры), соблюдают основные нормы речевого этикета, умеют с помощью слов передать настроение героев, свое отношение к тому или иному событию, объекту, человеку.

Как работать с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду?

Дети 5-6 лет, посещающие детские дошкольные учреждения, переходят в этом возрасте в группу подготовки к школе.

Задача педагогов – помочь детям перейти на новый этап развития, способствуя совершенствованию уже наработанных навыков.

Так, например, понимая, что дети в этом возрасте способны запоминать больше информации, чем раньше, на занятиях им можно больше читать, таким образом стимулируя развитие читательских симпатий.

Нормально развивающийся ребенок на 6-м году жизни способен назвать не только свои имя и фамилию, но и контакты родителей, места их работы и адрес дома.

Воспитатели должны понимать, что переход в подготовительную группу для детей сопряжен с определенными психологическими моментами. Дело в том, что в подготовительной группе дети начинают себя ощущать более взрослыми. Задача педагогов — научить их правильно использовать новое положение: не для хвастовства, а для выполнения более сложных заданий, защиты младших.

Самые проверенные мотивы для детей в этом возрасте:

  • мы старшие и научим малышей всему, что умеем сами;
  • воспитатель нуждается в нашей помощи;
  • мы узнаем много нового;
  • мы скоро пойдем в школу.

Такие мотивы заряжают старших дошкольников позитивной энергией, помогают им самоутвердиться в группе, развить новые способности в учебе, творчестве, стать более самостоятельными и инициативными.

Воспитатели должны регулярно разрабатывать ситуации, которые будут стимулировать ребенка использовать собственные навыки и опыт для получения правильного решения, учить детей двигаться к цели, воспитывая волю, преодолевая препятствия, доводить начатое до конца, мыслить креативно.

Воспитательный процесс будет куда более эффективным, если воспитатели будут следовать следующим рекомендациям:

  • позволят детям самостоятельно находить выход из сложной ситуации, мотивируя их;
  • в случае крайней необходимости окажут минимальную помощь, а еще лучше — ограничатся советом;
  • позволят детям принимать самостоятельные решения;
  • поддержат проявление инициативы;
  • будут хвалить за нестандартные идеи;
  • воспитают в детях чувство гордости за успешное завершение начатого дела.

Чтобы дети стали более самостоятельным в 5-6 лет, а значит, более подготовленными к обучению в школе, воспитатель обязательно должен обучить их навыку ставить цель, искать пути для ее достижения и осуществлять задуманное. Чтобы у малышей все получалось, воспитатель может дополнительно использовать вспомогательные средства, например, картинки, карты, схемы.

Творчество в жизни дошкольников

Наивысшая форма проявления самостоятельности дошкольников — это творчество. Очень важно, чтобы в 5-6 лет взрослые не упустили возможность развить в детях интерес и даже любовь к творчеству. Так, в процессе творческой деятельности дети научатся обозначать для себя цель (творческий замысел), искать варианты для ее воплощения и действовать для получения результата (готовой работы).

Чтобы заинтересовать дошкольников музыкой, например, стоит выбирать те произведения, которые смогут вызвать в них знакомые ранее чувства и эмоции. Можно выбрать пьесу, построенную на противостоянии добра и зла, дать послушать детям звуки рассвета или шум лесных зверей, обыгранный с помощью скрипок, виолончелей и фортепиано.

Старшие дошкольники способны слушать музыку внимательно, проникаясь ее содержимым и запоминая наиболее яркие моменты.

Примерно это же можно наблюдать и в изобразительной деятельности. Более совершенная мелкая моторика позволяет дошкольникам лучше справляться с ручкой или кисточкой, вырисовывать более тонкие и изящные линии, не выходить за рамки контура, экспериментировать с тонами и полутонами.

Старших дошкольников можно увлечь лепкой из пластилина или глины. Они намного лучше справятся с заданием, чем еще год назад. Причина та же — ловкие пальцы и терпение. Малыши смогут точно вылепить даже мелкие детали, сгладить неровности, слепить заданную фигуру по образцу.

Более ловкими и уверенными старшие дошкольники становятся и в отношении выполнения аппликаций. Если раньше детям нужно было подготовить шаблоны для наклеивания, то теперь они в состоянии вырезать их по образцу самостоятельно, аккуратно наклеивая в нужном порядке.

В 5-6 лет дети одинаково хорошо работают, как согласно инструкции взрослых, так и проявляя собственный творческий потенциал, беря за основу личные идеи.

В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается воображение. Вместе с тем они четко понимают, чем отличаются реальные события, действия, предметы от вымышленных. Вымышленных персонажей и сценарии дошкольники по большей части используют в игровой деятельности.

Заключение

В заключение отметим, что развитие старших дошкольников — интересный и многоэтапный процесс, который взрослые должны деликатно контролировать, направляя энергию малышей в нужном направлении, советуя, подбадривая, поощряя. Правильный подход в воспитании в этом возрасте поможет вырастить целеустремленных, самостоятельных, инициативных и творческих личностей, способных на сопереживание, умеющих нести ответственность за свои поступки.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/doshkolnoe/6/osnovnye-osobennosti-razvitiya-detej-pyati-shesti-let.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий