Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса

Содержание
  1. Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса
  2. Идеи методики
  3. Вальдорфский детский сад
  4. Плюсы и минусы вальдорфской педагогики
  5. Вальдорфская педагогика: растим ребенка без стресса
  6. Основные идеи
  7. Никаких оценок!
  8. Интеллект против креатива
  9. От теории к практике
  10. Вальдорфская методика развития ребёнка
  11. Как все начиналось
  12. Принципы вальдорфской методики
  13. Программа обучения по вальдорфской методике
  14. Позиция преподавателя в вальдорфской школе
  15. Вальдорфские игрушки
  16. Секреты Вальдорфской системы воспитания
  17. Немного истории
  18. Что включает в себя Вальдорфская педагогика
  19. В чем преимущество и отличие от обычного детского сада
  20. Основные принципы воспитания ребенка по Вальдорфской методике
  21. История создания
  22. Классическое преподавание в Вальдорфской школе
  23. Плюсы и минусы Вальдорфской школы
  24. Особенности развития ребенка в Вальдорфском детском саду
  25. Растем и развиваемся!
  26. Особенности Вальдорфской педагогики
  27. Занятия с детьми разного возраста
  28. Требования Вальдорфской методики к педагогам
  29. Недостатки Вальдорфской педагогики
  30. Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке
  31. Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей
  32. Вальдорфская методика: как происходит обучение
  33. Вальдорфская методика: основные минусы

Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса

Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса

Вальдорфская педагогика – одна из самых противоречивых «воспитательных» систем в мире. Разбираемся в её особенностях, достоинствах и недостатках.

Развивать индивидуальные способности ребёнка, его творческое начало – эти задачи ставит перед собой вальдорфская педагогика.

И никакого стресса – ведь кроху ни к чему не принуждают, а учить грамоте начинают только после 7-8 лет! Сама методика зародилась 100 лет назад благодаря австрийскому философу и эзотерику Рудольфу Штайнеру, и с тех пор не теряет популярности: она успешно применяется в 60 странах мира, а в России становится всё больше детских садов и даже школ, в основе которых её принципы.

Идеи методики

В основе методики – природа, возможность сотворить, смастерить, сшить, приготовить. Никаких покупных игрушек – только лоскутки, веточки, нитки – дети должны изготавливать игрушки сами, разумеется, под присмотром взрослых.

Творчество как самое главное составляющее человека развивается от и до: малыши, воспитывающиеся по вальдорфской педагогике, учатся петь и танцевать, лепят, вышивают, изучают рукоделие, учатся готовить, сажать овощи и фрукты.

Методика разработана для детей с рождения до достижения ими 21 года и предполагает следующие принципы:

От 0 до года важна непринужденная атмосфера в доме и участие мамы. Тесный контакт с близким человеком, его любовь и ласка.

От года до 7 лет важна мама как образец. Все развитие ребёнка строится на подражании маме. В этот период нужно окружить ребёнка предметами из натуральных материалов. Полки открыты, всё в доступе ребёнка.

Следует вместе придумывать и изготавливать игрушки, поощрять развитие фантазии малыша, стараться меньше вмешиваться в процесс игры. Никаких покупных игрушек в доме быть не должно, также нельзя пользоваться телевизором, планшетом, компьютером и прочими гаджетами.

А ещё никакого обучения точным наукам в этом возрасте!

С 7 лет начинается обучение ребёнка. Школа рассчитана на 11 лет. Первые 8 лет все дисциплины преподаёт один учитель. Никаких никаких сравнений со сверстниками, оценивается только сам уровень ученика как до и после.

В этом возрасте в вальдорфских школах активно развивают мелкую моторику: лепят, вышивают, работают с натуральными материалами (глиной, камнем, деревом). Обучают танцам, ритмике, игре на музыкальных инструментах. А ещё дети изучают два языка: английский и немецкий.

Точным наукам педагоги предпочитают гуманитарные, а контрольные и сочинения не приветствуют.

Вальдорфский детский сад

Вальдорфский детский сад очень отличается от традиционного:

  • В группу набирают детей разных возрастов;
  • Воспитатель имитирует поведение мамы, то есть сам готовит для детей пищу, пришивает пуговицы, занимается хозяйством, пока дети играют друг с другом;
  • Периодически воспитатель предлагает воспитанникам поиграть, полепить из глины (или заняться другим ремеслом), послушать сказку;
  • Ребёнок воспринимается как индивидуум, на него не давят и не заставляют что-то делать. Если ребёнок не хочет, то он не обязан принимать участие в коллективном занятии, он может делать что-то другое, чего хочет сам;
  • Занятий по обучению счёту и чтению нет;
  • Если дети рисуют, то им дают всего 3 краски: синюю, жёлтую и красную. Остальные цвета они должны создать сами, смешивая эти. Рисунки дети тоже придумывают сами;
  • На территории садика есть огород, на котором малыши выращивают овощи.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

К плюсам можно отнести:

  1. Развитие естественных способностей ребёнка.
  2. Развитие эстетического вкуса у детей.
  3. Методика направлена на сохранение здоровья детей (благодаря отсутствию гаджетов и наличию подвижных занятий и игр на свежем воздухе).
  4. Дети приобретают полезные навыки и умения (готовить, сажать овощи, шить и т.д.).
  5. Естественная обстановка во время обучения создаёт эмоциональный комфорт для малышей.

Но есть и недостатки:

  1. Уделяется мало внимания обучению точным наукам, а ведь не все дети рождены с гуманитарными способностями.
  2. Учащиеся поздно начинают читать, считать и писать: дети, посещающие вальдорфский садик, приходят в школу неподготовленными.
  3. Детям всё равно захочется играть современными игрушками.
  4. У воспитанников вальдорфского детского сада могут возникнуть трудности в общении со сверстниками из обычных садов.

Тем не менее, интерес к вальдорфским детским садам в нашей стране не угасает, а во всём мире образовательные учреждения, берущие за основу данную методику, дефицита в обучающихся не испытывают. Одними из самых знаменитых выпускников вальдорфских школ стали актрисы Дженнифер Энистон, Сандра Буллок, конструктор автомобилей и основатель компании Porsche Фердинант Порше.

Принципы воспитания Сесиль Лупан

Монтессори: методика раннего развития

Раннее развитие ребёнка: узнаём новые тенденции и выбираем лучшее!

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/vospitanie/valdorfskaya-pedagogika-rastim-rebyonka-bez-stressa/

Вальдорфская педагогика: растим ребенка без стресса

Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса

[artlabel id=”96211″]

Вместо пластмассовых пупсов и металлических машинок в детской уютно устроились тряпичная кукла в лоскутном платье и деревянная лошадка, а конструктор заменяют желуди и ракушки — все это особенности воспитания и развития ребенка по вальдорфской педагогике.

Бытует мнение, что в вальдорфские сады отдают в основном детей странных или… болезненных. Известно, что начало этой методики развития и воспитания дошнкольников было положено, когда Рудольф Штайнер давал частные уроки мальчику, перенесшему гидроцефалию. Врачи считали его безнадежным, но Штайнер разработал программу, благодаря которой ученик догнал сверстников.

Учимся говорить четко и правильно

Первое  учебное заведение, работающее по этой программе, открылось при фабрике «Вальдорф-Астория». Там обучали детей рабочих, но было так хорошо, что и руководство привело своих детей в садик.

Основные идеи

  • Детство — не короткий период, который нужно максимально использовать для развития интеллекта и обучения счету, чтению, письму, а уникальное время для игр и раскрытия творческих способностей. Не стоит отвлекать малышей зазубриванием цифр и алфавита. Главный принцип обучения — неопережение. Важно предоставить крохе возможность изучать природу, исследовать окружающий мир в собственном темпе.
  • В оборудовании школ и детских садиков используются только натуральные материалы: дерево, глина, лен. Нет ни готовых игрушек, ни утвержденных пособий. Считается, что кукла, конструктор, машинка душат детскую фантазию. Вместо них педагоги предлагают веточки, желуди, ракушки, тряпочки, ароматный воск для лепки и деревянные карандаши для рисования.
  • Никаких компьютеров и телевизоров! Зато приветствуются аппликация, выжигание по дереву, шитье. Много времени уделяется музыке, танцам, постановке спектаклей. Малыши учатся стирать, готовить. Причем уроки рукоделия, музыки и танца сохраняются в младшей и даже в средней школе.

Еще в начала ХХ века Штайнер заметил, что дети, живущие в больших городах, не имеют представления о том, как сажают цветы, пекут хлеб, строят дома. Быт современного ребенка еще больше автоматизирован, в результате теряются самые элементарные навыки.

Их и пытается восстановить вальдорфская педагогика. Садоводческая и социальная практики занимают в ней огромное место.

Instagram @sjptwins

Никаких оценок!

Еще один кит, на котором стоит методика, — безоценочная система обучения, отсутствие соревнования между детьми. Ни в коем случае нельзя сравни­вать успехи Маши и Коли, но нужно обязательно порадоваться, что Машины сегодняшние достижения явно выше вчерашних.

Такой подход избавляет от стрессов.

Хоровое пение вырабатывает способность слушать друг друга, участие в спектаклях учит действовать сообща, уважать товарищей, а также воспитателя или учителя, которые стремятся не столько передать определенные знания, сколько затронуть чувства, пробудить интерес и любовь к учебе.

Интеллект против креатива

И все же вальдорфская методика остается одной из самых обсуждаемых и неоднозначных. Сторонники убеждены, что ее цель — воспитание свободных, творчески мыслящих людей.

Оппоненты утвер­ждают: система безнадежно устарела, и глупо сегодня предлагать детям желуди вместо игрушек. В детстве не должно быть места для уверены последователи.

Но никто не отменял и законы конкуренции, замечают противники.

Родители, которым бы хотелось с гордостью рассказать родственникам, что их кроха в пять лет уже прекрасно считает и читает, могут разочароваться.

До школы вальдорфских малышей не учат основам письма, чтения и счета.

Да и тематика литературных произведений, которую предлагают воспитатели, весьма ограничена, поскольку кино и телевизор под запретом, и даже книги, как правило, не читаются, а пересказываются взрослыми.

К безусловному плюсу этой педагогики можно отнести тот факт, что в вальдорфские садики малыши спешат как на праздник, атмосфера здесь напоминает семейную, как если бы к любимой бабушке приехали погостить разновозрастные внучата (в одной группе здесь могут находиться трехлетки и дошкольники). Взрослые никогда не повышают голос, не ставят в угол за излишнюю резвость, не укоряют за разбросанные игрушки. Здесь царит уважение к личности малыша и к его выбору. Память и стремление познавать новое у деток просто феноменальные.

От теории к практике

Если вам по душе вальдорфская система воспитания, создайте дома атмосферу творчества!

  • Играем Уберите покупные синтетические игрушки. Положите в плетеную корзину шишки, ракушки, тканевый мячик, деревянные веточки. Попробуйте сами сшить эльфа, зайчика. Не подсказывайте, как играть, пусть ребенок фантазирует.
  • Рассказываем сказки Детям нравится слушать любимые сказки снова и снова: так они подлечиваются, прорабатывают свои проблемы. Рассказываете одну и ту же сказку? Умышленно пропустите какую-нибудь деталь. Малыш тут же поправит вас! Затем поставьте по сказке кукольный спектакль: сделайте бумажные декорации, играйте со светом и тенью.
  • Рисуем Предложите крохе на выбор один из цветов акварельных красок. Нарисуйте пейзаж голубым или желтым, делая краску то ярче, то бледнее. Как выделить зеленый забор на фоне зеленого дома? А нарисовать дерево, имея лишь красный, желтый и синий?


Развитие ребенка — как сделать дома аппликацию
Как выбрать материалы для рисования

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

Источник: , автор EvstigneevaV

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/age3-6/podgotovka-k-shkole/valdorfskaya-pedagogika-rastim-rebenka-bez-stressa/

Вальдорфская методика развития ребёнка

Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса

Развитие ребёнка требует самого пристального внимания, только так можно быть уверенным в том, что малыш своевременно получит все необходимые знания и навыки. Этот принцип пропагандируется в большинстве современных методик воспитания, и вальдорфская школа — не исключение.

Как все начиналось

В 1919 году Эмиль Мольт, владелец крупнейшей табачной фабрики в Германии, решил проявить заботу о своих работниках — он открыл специальную школу для отпрысков сотрудников предприятия. За организацию учебного процесса взялся основоположник учения антропософии Рудольф Штайнер.

Уникальные методики преподавания мгновенно обрели популярность. Вальдорфская школа, названная в честь фабрики, прославилась на всю Германию.

В настоящий момент педагогика, предложенная Штайнером, активно используется во всем мире, её принципы внедрили в 950 вальдорфских школ и более чем в 1400 специализированных детских садах шестидесяти государств.

Принципы вальдорфской методики

Штайнер считал, что до семи лет ребёнку не нужно преподавать традиционные науки. Восприятие малыша ещё просто не готово для обработки такого объема информации! В этом возрасте ребенок нуждается в развитии образного мышления, а абстрактное ему потребуется только по достижению 12 лет.

Согласно вальдорфской педагогике график обучения малыша всем необходимым навыкам и знаниям должен быть строго расписан. Ребенок должен получать информацию небольшими порциями.

Причем, освоение каждой дисциплины осуществляется именно в тот период, когда интеллект малыша уже максимально подготовлен для её восприятия.

Штайнер настаивал на необходимости акцентировать внимание на трех направлениях развития ребенка:

  • духовном;
  • творческом;
  • физическом.

И творчеству уделяется особое внимание: в процессе обучения все дети вальдорфских классов обязательно участвуют в различных театрализованных постановках — как кукольных, так и драматических. Для развития творческого потенциала проводятся занятия по лепке, вышивке, работе с камнем и древесиной. Причём, синтетические материалы вальдорфская школа не признает!

По глубокому убеждению последователей этой системы образования, для гармоничного развития ребёнка необходим полный отказ от компьютера и телевизора. Педагоги считают, что эти предметы — источник огромных объемов никому ненужной информации и регулярных стрессов, а значит, ребенка следует оградить от них.

Программа обучения по вальдорфской методике

Вальдорфская педагогика Штайнера — это мягкий и неторопливый процесс обучения, с очень щадящим графиком занятий. Методика в корне отличается от традиционных способов развития интеллекта у детей от года. Например, учебники не используются вообще, да и тетради для занятий выглядят нестандартно — они крупноформатные и без линовки.

Детям не выставляют впрочем, в этом и нет необходимости — обучение каждого ребёнка осуществляется по индивидуальной программе, которая учитывает все особенности восприятия и развития малыша. Уроки длятся дольше, чем в традиционных школах — продолжительность одного занятия варьируется в диапазоне от 1,5 до 2 часов.

Группы в детских садах и школьных классах разновозрастные. Так, в одном коллективе могут оказаться и двухлетний малыш, и шестилетний ребёнок. Младшие дети внимательно следят за старшими одногруппниками и всему учатся у них. Благодаря этому новая информация усваивается очень легко и практически незаметно.

В ежедневную программу занятий входит три информативных блока, каждый из которых направлен на развитие конкретных навыков:

  • практический блок (творческие занятия);
  • душевный (музыка и танцы);
  • духовный (развитие активного мышления).

Позиция преподавателя в вальдорфской школе

Конечно, вальдорфская педагогика требует особого отношения к ученикам. Главный принцип этого метода — невмешательство. Преподаватель не руководит детским коллективом, а мягко и ненавязчиво координирует его деятельность. Ребёнок самостоятельно организовывает своё время — педагог может только посоветовать, подсказать, помочь выбрать правильное направление.

Именно самовоспитание и самосовершенствование детей лежит в основе педагогики, предложенной Штайнером — любая инициатива ребенка мгновенно поощряется преподавателем. Такой подход стимулирует самостоятельность.

А вот запреты в школе не практикуются, они допустимы только в том случае, если действия ребенка могут принести вред ученикам или спровоцировать порчу имущества.

По мнению Штайнера, преподаватель, который практически никогда не пользуется запретами, вызывает гораздо большее уважение у детей, поэтому учитель должен стараться в разумных пределах расширить диапазон дозволенных действий.

А, если запрет всё-таки необходимо, следует мягко и тактично проинформировать об этом ребенка — ругать и наказывать учеников нельзя.

Вальдорфские игрушки

Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки — ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них — необычная альтернатива.

Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов — ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.

Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-valdorfskaya-metodika-razvitiya-rebyenka/

Секреты Вальдорфской системы воспитания

Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса

Поиск достойных вариантов обучения для наших детей – это, без сомнения, один из самых сложных и ответственных моментов для заботливых родителей.

 Многие мамочки и папочки тщательно анализируют все отрицательные и положительные стороны педагогической системы в той или иной школе.

Пытаются понять, в какое учебное заведение лучше отдать ребенка, чтобы он получил отличное образование, достиг вершин в спорте, творчестве или в конкретной науке, а также не был отделен от окружающего мира, общения с красотой природы, неповторимым миром фауны и флоры.

В той статье хочу познакомить вас с Вальдорфсой системой педагогики или, как  еще ее называют: образованием Штейнера.

Немного истории

Это особая система образования, которая была разработана австрийским философом Рудольфом Штайнером в 1919 году и стала одной из наиболее быстрорастущих альтернатив к традиционным школам мира.

По иронии судьбы ее популярность бешено растет в высокотехнологичных странах всего мира.

Вольдорфская система акцентирована на развитие творческого потенциала каждого ребенка, занятие ремеслом, а так же углубленное изучение естественного мира, а так же максимальная приближенность к нему.

Рудольф Штайнер считал, что развитие человека делится на определенные этапы.

Самый первый этап – это от рождения до семи лет, когда малыши теряют молочные зубы. В этот период дети лучше всего воспринимают и впитывают информацию во время игры, слушая и подражая родителям или окружающим их людям.

Что включает в себя Вальдорфская педагогика

Вольдорфская педагогика тесно связана с творчеством, рукоделием, в значительной степени подчеркивает и поддерживает естественный жизненный ритм. В занятия включены выпечка, приготовление пищи, занятия живописью, музыкой, игры на свежем воздухе, рассказывание различных жизненных историй, а также выполнение каждодневных бытовых дел: уборка, подметание, мытье посуды…

В классах находятся несложные игры, а так же игрушки простой формы и структуры, изготовленные только из натуральных материалов, таких как дерево, шелк и шерсть.

Волдорфская системарешительно противпластика, электроники и различной техники, в том числе против телевидения, компьютеров, телефонов и т.д. Поэтому, если ваш малыш в восторге от вышеперечисленной техники, то вероятно Вольдорфская школа не для него.

Вольдорфское воспитание направлено на активное общение с окружающей средой, а именно нахождение человека в мире природы.

Ежедневно дети достаточно много времени проводят на свежем воздухе, даже еда, творческие занятия, праздники и декор класса соответствует времени года. В школе дети узнают: как сделать вещи, игрушки, еду своими руками, а также учатся сочинять интересные истории и рассказы. Это новаторское решение развивает у малышей находчивость, компетентность и креативное мышление.

Блюда, приготовленные малышами в Вольдорфской школе, как правило, все простые, состоящие из свежих фруктов, овощей и злаков. Ведь Вольдорфская система приветствует только простую, натуральную, чистую и здоровую пищу.

Для детей Вольдорфской школы предусмотрены игровые комплексы, аттракционы, качели, лодки, изготовленные из натурального материала: неокрашенного дерева. Ученики вяжут игрушки и одежду из ниток и пряжи; шьют шелковые шарфы, накидки, платья, рубашки; делают поделки из бумаги, дерева и природного материала.

В чем преимущество и отличие от обычного детского сада

Вольдорфский детский сад отличается от обычного детского сада тем, что ребенок задействован в приготовлении еды, помогает воспитателям выпекать хлеб, молоть зерно или нарезать овощи, убирать в помещении или украшать его. Дети помогают накрыть на стол, кушают за общим столом, а затем убирают и моют посуду.

Каждый день они посещают сад-огород, сажают деревья, семена овощей и цветов, смотрят на лебедей, черепах и рыбок, которые обитают в пруду, а так же играют в домике на дереве.

Дети занимаются декоративно-прикладным искусством: живописью, вязанием, валянием, аппликацией, а так же культурно развиваются, разучивая детские песенки, стихи, играя в кукольный театр.

Детей до 7 лет здесь не учат читать и писать, считая, что развитие воображения, словарного запаса, творческих навыков в раннем возрасте – это лучший способ, чтобы подготовить почву для интеллектуального и абстрактного мышления, которое понадобится в школе.

Ведь научно доказано, что механическое запоминание текстов, стихов, букв, цифр и т.д. может уничтожить интерес малыша к обучению, и принесет больше вреда, чем естественный его интерес во время игры или увлекательного занятия.

Кстати, в некоторых вопросах Вольдорфский детский сад солидарен с обычным: обязательным условием пребывания является дневной тихий час, а так же четырехразовое питание.

Не смотря на то, что высокие технологии покрывают нашу цивилизацию, многие родители пытаются временно оградить своего ребенка от этого, отдавая предпочтение природе и натуральным вещам, тем самым приспосабливая малыша к естественным формам выживания.

Недаром Вольдорфскую систему называют незаменимой школой жизни!

Источник: http://mamapapadetki.ru/sekrety-valdorfskoj-sistemy-vospitaniya/

Основные принципы воспитания ребенка по Вальдорфской методике

Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса

Одна из популярных методик раннего развития детей. Узнайте, в чем ее плюсы и минусы, в чем отличие от других развивающих методик.

История создания

Вальдорфская методика (или методика Штайнера) была создана  в 1919 году в Германии. Ее основоположники Рудольф Штайнер ( создал педагогику на основе антропософской науки) и Эмиль Мольт (экономически обосновал ее). Методику Штайнера иногда называют самой философской методикой раннего развития.

В ее основе лежит антропософия – достаточно сложное философское направление. Именно это и является одним из камней преткновения в неприятии этой методики последователями православия и других религий.

Однако, при подробном изучении этой методики можно отметить, что для раннего развития влияние антропософского учения минимально.

Классическое преподавание в Вальдорфской школе

В Вальдорфской школе отсутствует жесткая методика. По сути, воспитатель или учитель развивается сам, учитывает индивидуальные особенности детей, свое состояние и запросы дня. Классный учитель – это специалист широкого профиля, он ведет своих учеников с первого по восьмой классы.

В Вальдорфской школе не ставят отметок, но есть оценивание вербальное. Это значит, что педагог, ведущий ребенка, прекрасно знает его способности. И оценивает его по отношению к нему самому, не сравнивая с соседом, другом или требованиям социума. Учитель отмечает малейшие изменения, происходящие с учеником. То, какой он сегодня по сравнению с тем, кокой он был вчера.

Преподавание основных предметов в вальдорфской школе проводится эпохами. В течение 3 – 4 недель, на главном уроке преподают один предмет. Каждый день, 40-50 мин. дети занимаются, предположим, математикой. Это дает очень хорошие результаты.

За месяц они углубляются в этот предмет, не забывают, что было на предыдущем уроке, очень легко за 2-3 минуты вспоминают, что делали вчера и изучают новый материал.

Когда эпоха заканчивается, у ребенка есть возможность переработать то, что он получал в течение месяца, усвоить это.

Плюсы и минусы Вальдорфской школы

Из плюсов однозначно следует отметить очень сильный упор на творческое развитие ребенка, отсутствие шкалы оценок и индивидуальный подход. Обучение для ребенка проходит более гармонично.

Из минусов, то, что система обучения не совпадает с требованиями сильных ВУЗов, и у ребенка, окончившего эту школу, могут быть трудности с поступлением в сильный Вуз.

Особенности развития ребенка в Вальдорфском детском саду

По Штейнеру, ребенка следует как можно дольше (минимум лет до семи) оставлять в его собственном, образно-сказочном мире. Штайнер считал, что ранее обучение – враг образности  и воображения. Логическое мышление, по его мнению, начинает развиваться лет с 12.

Поэтому в Вальдорфском детском саду с логикой работают минимально, чего не скажешь о физическом развитии: здесь очень большое внимание обращают на то, как ребенок разговаривает, дышит, двигается.

То есть, основные акценты поставлены на творчество (художественные способности ребенка), духовное развитие и воспитание.

Отличия Вальдорфских садов:

  • отказ от ранней интеллектуализации (нет нагрузок на память и мышление, ребенок все постигает опытным, а не рассудочным путем);
  • запрет на радио, кино и телевидение (считается, что СМИ дают ребенку слишком сильные впечатление, оказывающие разрушительное действие на психику ребенка);
  • запрет на всякую оценку ребенка (оценки заменены на индивидуальные педагогические характеристики).
  • воспитание через подражание и пример;
  • многообразие игровых форм (так называемые «свободные игры»);
  • ритм и повторение;
  • общий художественный и эстетический фон.

Развивающие игрушки по методике Штайнера

Следует отметить негативное отношение к «неживым» материалам, например пластмассе. Предпочтение отдается куклам, сделанным своими руками, вязанным шерстяным зверятам, игрушкам из дерева. Например, ребенку дают куклу из материи и предлагают разрисовать ей личико, придумать одежду.

Для кого подходит:

Вальдорфская методика хороша для детей с гуманитарными склонностями, замечательная для будущих художников, воспитателей, врачей. Однако, если ребенок более склонен или родители более склонны к экономической сфере, то возможно,  этот путь развития не подойдет.

Выбор за Вами, дорогие родители! Самое главное помнить, что любая методика хороша, если она учитывает индивидуальные особенности ребенка и не навязывается ему насильно.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/osnovnye-principy-vospitaniya-rebenka-po-valdorfskojj-metodike/

Растем и развиваемся!

Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса

Вальдорфская методика развития детей является альтернативной педагогической системой, основанной на чувственно-сверхчувственном познании, образном мышлении и сопереживании.

Основателем данной методики стал Рудольф Штайнер.

Своё название методика получила от названия немецкой сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, что в Штутгарте, хозяин которой первым подал прошение об открытии школы, где обучение детей проводилось по системе Штайнера.

Особенности Вальдорфской педагогики

Особенностью Вальдорфской методики является то, что обучение ребёнка идёт по принципу «неопережения», то есть ребёнка не стараются развивать быстро, делать из него вундеркинда.

Ребёнок сам познаёт азы обучения, когда захочет и когда сможет – нужно лишь предоставить все возможности для его развития.

При обучении ребёнка нужно использовать недоделанные игрушки и иные пособия, которые будут вызывать у ребёнка интерес их доделать – таким образом, у него будет развиваться фантазия и самостоятельность.

При этом знания должны подаваться блоками или «эпохами» по нескольку дней, но иметь в себе три составляющих: духовную (работает мышление), душевную (преподавание музыки и танцев) и креативно-практическую (обучение творчеству: лепке, рисованию, мастерству поделок из дерева, шитью и пр.).

Ритм всех занятий подстраивается под главную тему изучения. К примеру, если в блоке главным предметом идёт математика, то и в других составляющих должен в какой-то степени присутствовать математический компонент. В итоге, когда каждый блок занятий заканчивается, у ребёнка появляется удовлетворение от того, что он что-то узнал или достиг за данный период.

Занятия с детьми разного возраста

Ритмы занятий подбирают под возраст детей.

Если взять историю, то её делят на несколько периодов и изучают каждый период в том возрасте, когда он наиболее понятен ребёнку (например, средневековье с его рыцарями и прекрасными дамами проходят в период полового созревания, в 7-ом классе).

И при этом в каждом предмете сохраняется творчество, то есть при изучении средневековья дети обязательно ставят спектакли на эту тему, поют песни, посещают экскурсии по историческим местам и так далее.

Основным принципом обучения по Вальдорфской методике является «душевная экономия».

Данный принцип заключается в том, что при обучении нужно развивать ту деятельность, которая поддаётся ребёнку без внутреннего сопротивления и стресса.

К примеру, с момента смены зубов до полового созревания делается упор на развитие памяти и образного мышления, а после полового созревания развивают уже абстрактное мышление.

До 12 лет по методу Вальдорфской педагогики отвергается «наглядное обучение», поскольку формирование понятий происходит у ребёнка после этого возраста.

Альтернативой наглядному обучению здесь служит обучение в сопровождении чувств, то есть чувства – это опора для памяти, так как эмоциональная память считается одной из самых долговременных.

Целью обучения является привитие ребёнку знаний за счёт эмоций и преодоления безучастного отношения к познавательному процессу. До 12 лет у ребёнка очень хорошо усваиваются знания, связанные с ритмом, к примеру, прекрасно заучиваются стихотворения и таблица умножения.

При обучении у ребёнка важно вызвать интерес к происходящему вокруг, и для каждого возраста существуют свои интересы и дисциплины, которые ребёнок легко усваивает. Например, дети дошкольного возраста любят играть, слушать сказки, подражать чему-либо, и как следствие, познавательный процесс должен совпадать с его интересами, и обучение должно происходить в подражательно-игровой форме.

Примерно такой же тактики нужно придерживаться и в возрасте 9-12 лет. В 12 лет наступает кризис, и ребёнок начинает отделять себя от окружающего мира и начинает видеть вещи в реальности.

Исходя из этого, с этого возраста нужно начинать обучать ребёнка более реалистичным наукам – таким, как история, география, биология. Кроме того, при воспитании детей нужно стремиться к равновесию воли, чувств и мышления.

При этом волю воспитывают в раннем возрасте, чувства – в средней школе, а мышление развивают в старших классах.

Требования Вальдорфской методики к педагогам

Что касается педагога, который проводит обучение, то он должен постоянно повышать квалификацию, следить за своей речью и поведением. Учитель должен объединять коллектив, в котором рекомендуется обучать ребёнка по Вальдорфской методике, быть в нём авторитетом, а затем привязанность к самому себе переводить в привязанность к знаниям и школе.

При обучении важно чередовать активное и созерцательное, так как при постоянном активном обучении самочувствие ребёнка может ухудшиться и интерес к образованию пропадёт.

Поэтому нужно чередовать активный познавательный процесс с какими-либо интересными историями, которые рассказывает преподаватель, а истории должны быть такими, чтобы возбудить положительные эмоции и развить свежий интерес к занятиям.

Важно также при обучении ребёнка обращать внимание на социальную среду вокруг него, поскольку обучение будет успешным только тогда, когда ребёнку ничего не мешает и не подавляет извне.

Подходить к обучению следует индивидуально, с учётом характера ребёнка. Не следует в классе сажать темпераментного ребёнка с тихим и робким учеником, поскольку у последнего могут развиться комплексы и пропасть интерес к обучению.

Наоборот, нужно сажать детей одного и тоже темперамента вместе, чтобы каждый их них смог посмотреть на себя со стороны, а свои успехи в знаниях сравнивать лишь со своими же знаниями в прошлом.

При этом ребёнок не подвергается стрессам, а личность его не обесценивается.

Недостатки Вальдорфской педагогики

Негативным моментом в методике Вальдорфской школы является то, что в основе всех знаний по Штайнеру лежит собственное чувственно-сверхчувственное переживание обучаемого, а не изучение наук, требующих логики, анализа, техники и эксперимента.

Кроме того, учение Штайнера постоянно аппелирует к несуществующим понятиям, таким как «эфирные тела», «астральные тела», «высшие духовные тела», к которым восходит ребёнок по мере обучения, что некоторые исследователи считают не совсем нормальным явлением, и если доносить такие мысли до интеллекта ребёнка, то это может сказаться на его психическом самочувствии.

Так что пользоваться данной методикой в первозданном виде лучше не стоит. Кроме того, в Вальдорфских школах весьма негативное отношение к применению лекарственных препаратов (там предпочитают гомеопатию), что может негативно отразиться и на физическом состоянии ребёнка.

Источник: http://razvitoy.ru/valdorfskaya-pedagogika/

Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке

Вальдорфская педагогика: растим ребёнка без стресса

Раннее развитие ребенка сегодня ставится приоритетным у многих родителей. Естественно, изучаются различные методики раннего развития, которые затем внедряются в воспитание малыша. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но сегодня мы поговорим о наиболее спорной из них – вальдорфской методике раннего развития. В чем ее преимущества и какие недостатки?

Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей

Основателем этой методики стал Рудольф Штайнер в начале ХХ века, положа в основу концепции постулат: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Основными ее принципами стали:

  • уважение к личности ребенка
  • важность духовного начала
  • развитие творческого начала
  • использование природных материалов
  • каждый человек – уникален

Идея вальдорфской педагогики лежит в раскрытии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, развития в комплексе его духовного, биологического начала. Для этого на первое место во время обучения ставят комфортное психологическое состояние ребенка.

Основой обучения становятся трудовые и эстетические дисциплины. Дети участвуют в театрализованных представлениях, учатся различным ремеслам, изучают иностранные языки.

Все это происходит в естественных условиях, детство ребенка продлевают на максимально возможный срок.

Заметьте, ничего не говорится об интеллектуальном развитии. И действительно, согласно вальдорфской методике интеллектуальное обучение откладывают «на потом». По этому учению обучать точным наукам, чтению, письму стоит лет с 12, а то и позже. Многие считают это весьма спорным утверждением. Но о минусах мы поговорим позже.

Вальдорфская школа с самого начала была ориентирована на личность ребенка вне зависимости от его интеллекта, национальности, возраста. Исходя из этого, вальдорфскую методику часто называют «педагогикой равных возможностей».

Вальдорфская методика: как происходит обучение

Обучение по этой методике начинается с раннего возраста. То есть, с детского сада.

Без сомнения, сами дети просто обожают посещать такое заведение – здесь нет никакого принуждения, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься и как он это будет делать. Здесь не исправляют ошибки, а помогают развивать творческий потенциал.

К примеру, если воспитательница собрала вокруг себя детей, чтобы почитать книжку, любой из них может отказаться слушать чтение, выбрав другое занятие.

Кстати, с детьми занимается один учитель. И это накладывает на него определенные обязательства – он сам должен постоянно совершенствоваться и быть хорошо подготовленным, чтобы суметь заинтересовать и чему-то обучить ребенка. С раннего возраста дети изучают сразу два иностранных языка, обучаются ремеслам.

Даже обычные уроки в вальдорфском садике отличаются от тех, к которым мы все привыкли. К примеру, уроки рисования – это работа с красками.

Ребенок сам решает, как и что он будет с ними делать, находя свое творческое решение. Ему никогда не укажут, что что-то он делает «не так».

Причем для рисования ему дают всего три основные краски – желтую, красную и синюю. Получать другие цвета, смешивая эти краски, ребенок учится самостоятельно.

Здесь также нет привычных музыкальных занятий, их заменяют ритмические игры: под музыку дети свободно двигаются, декламируют стихи, поют. В группе лежат музыкальные инструменты, на которых каждый может попробовать самостоятельно сыграть. Чтение книг также сопровождается игрой воспитательницы на каком-либо музыкальном инструменте.

Дети, как говорилось выше, изучают ремесла. Они учатся гончарному мастерству, плетению из лозы, земледелию. На участке выделяются грядки, где можно посадить своими руками любую культуру, вплоть до пшеницы, которую затем можно собрать, перемолоть и испечь хлеб. В идеале, в хозяйстве должны быть и домашние животные – коза, корова или овечка, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

В таких садах предусмотрены самые разнообразные праздники. Это могут быть как всем известные «красные даты календаря» – Пасха, Рождество, Новый год, так и свои собственные – Праздник Урожая, Праздник Фонариков, Праздник Весны.

Вальдорфская методика: основные минусы

Казалось бы: вечный праздник, ребенок гармонично развивается, уверен в себе, чего еще желать? Вот тут то и проявляются минусы такого воспитания.

Во-первых, дети абсолютно неприспособлены к современным реалиям. Попадая в обычную школу, они не могут приучиться к дисциплине, так как до этого им было все позволено, они не могут загнать себя в определенные рамки.

Во-вторых, к школе они также оказываются не готовы интеллектуально. Дети не умеют читать и писать, не знают счета. Энциклопедических знаний об окружающем мире также нет. Конечно же, это все можно изучать и дома….

Вот только в садике вас на первый раз пожурят, а на второй вообще порекомендуют либо прекратить занятия, либо перестать посещать сад. И не скроешь ведь, так как ребенок все равно проявит полученные знания.

Кстати, посещение спортивных секций, художественных или музыкальных кружков также под запретом.

Выбор игрушек многим тоже может показаться странным. Безусловно, игрушки, сделанные своими руками из природных материалов, могут заинтересовать. С ними здорово ставить кукольные спектакли. Вот только они не сравнятся по степени привлекательности с современными конструкторами или куклами.

Что получается в итоге? Если ребенок после сада пойдет дальше в вальдорфскую школу, для него будут закрыто любое техническое развитие – он продолжит жить в сказке, представляя, что такое автомобиль, но абсолютно не представляя, что заставляет его ехать. Законы физики, механики, химии как-то пройдут мимо него.

Воспитываясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия каких-либо запретов, такой ребенок просто не сможет адаптироваться в современной реальности, где требуется дисциплина, где есть хулиганы, где не все происходит так, как хочется ребенку. От этого может произойти нервный срыв.

Так что же, вообще отказаться от этой методики? Наверное, не стоит впадать в крайности. В идеале стоит совмещать некоторые идеи вальдорфской школы с другими методиками раннего развития.

Что вам мешает соорудить вместе с малышом ручных кукол и устроить кукольное представление? Или посадить вместе с ним семена, наблюдая, что из них вырастет? Ищите способы развиваться вместе с ребенком – уверены, вам обоим понравится.

Источник: http://megapoisk.com/valdorfskaja-metodika-pljusy-i-minusy

Рождение ребенка
Добавить комментарий