В плюс: 8 игр для расширения словарного запаса

Содержание
  1. В плюс: 8 игр для расширения словарного запаса
  2. 2. Не понимаю
  3. 3. Игра в синонимы
  4. 4. Запретное слово
  5. 5. Кто больше скажет
  6. 6. Сходства и различия
  7. 7. Все предметы одной формы
  8. 8. Путаница
  9. 11 мощных приемов расширения словарного запаса
  10. Лексикон: виды
  11. Упражнения для расширения словарного запаса
  12. Приемы расширения лексикона без дополнительного времени
  13. Пополнение лексикона с выделением времени
  14. Top 10 Способов расширить свой словарный запас – блог EnglishDom
  15. 1. Читаем внимательно и делаем выводы
  16. 2. Смотрим видео с субтитрами и без
  17. 3. Поем любимые песни
  18. 4. Берем пример со знаменитостей 
  19. 5. Осваиваем типичные фразы для стандартных ситуаций
  20. 6. Изучаем слова по темам
  21. 7. Используем словари
  22. 8. Играем в словесные игры
  23. 9. Вооружаемся девайсами и гаджетами
  24. 10. Use it or lose it! 
  25. Расширяем словарный запас RDJ
  26. Статистика…
  27. # 1 Чтение!
  28. # 2 Изложение прочитанного
  29. # 3 Изложение увиденного
  30. # 4 Словарь синонимов
  31. # 5 Словарь ярких изречений
  32. # 6 Рерайтинг
  33. # 7 Монофоны
  34. # 8 Разговоры на тему
  35. # 9 Метод неожиданных ответов
  36. # 10 Метафоры
  37. Детские игры для развития речи и расширения словарного запаса малыша
  38. Как развить речь у ребенка

В плюс: 8 игр для расширения словарного запаса

В плюс: 8 игр для расширения словарного запаса

Все родители хотят, чтобы их малыш умел красиво говорить и изъясняться. Предлагаем подборку простых и увлекательных игр, которые обогатят лексикон вашего любимого чада.

Предложите ребёнку вспомнить как можно больше плодов одного цвета. Позвольте малышу называть все самые простые и распространённые варианты, а сами предлагайте более редкие, может быть, даже неизвестные карапузу.

Попутно рассказывайте, что это за фрукт или овощ, где он растет, как его едят и готовят, какой он на вкус. Покажите картинку в книге или интернете. Так у ребёнка лучше отложится в памяти новая информация.

Например, не все дети сходу могут отличить помело от грейпфрута или свити. А айву часто путают с грушей. А ещё лучше, если вы сможете показать этот плод, дать потрогать и попробовать.

Тогда малыш точно запомнит и цвет, и вкус, и название.

2. Не понимаю

Эта игра подходит для детишек 3-4 лет, которые уже достаточно хорошо изъясняются. Часто малыши придумывают какие-то «свои» названия предметам и вещам. И, как правило, родители соглашаются со своими отпрысками и понимают их «детский язык» с полуслова.

Но если в 3 года ребёнок по-прежнему называет воробья, голубя или любую другую птицу – «гулей», а грудного малыша, как и куклу, – «лялей», нужно принимать меры.

Если кроха просит вас взять на прогулку хлеб для гули, уточните, кого именно он собирается кормить? Вероятно, малыш будет вновь и вновь повторять вам свой первоначальный вариант, который кажется ему самым правильным. Это может вызвать недовольство и даже слезы.

Ведь вчера мама понимала его, а сегодня – уже нет. Но именно такой способ научит ребёнка доходчиво объясняться.

3. Игра в синонимы

Синонимы украшают речь и говорят о богатом словарном запасе человека. Уже в 4-5 лет ребенок может называть по 1-2 синонима к простым словам из обихода. Спросите его: «Какого цвета спелый помидор?».

Скорее всего, в ответ вы услышите: «Конечно, он красный». Это очевидно.

А вот то, что его можно назвать алым, огненным, кровавым, пурпурным, бордовым, гранатовым, пунцовым и ещё десятком вариантов, указывающих на этот оттенок, знают далеко не все детки даже в более старшем возрасте.

Если к слову «мяч», пятилетний карапуз подберёт лишь один вариант – «шар», это уже будет хорошо. Если малыш затрудняется с ответом, задавайте наводящие вопросы, заставляющие думать. С каждом разом вводите в лексикон новые слова и подбирайте синонимы вместе.

4. Запретное слово

В подобную игру в детстве играли все. Помните — «Да и нет не говорите, чёрное и белое не произносите»? Предлагаем вам не ограничиваться лишь этими словами.

У вас могут быть совершенно любые варианты и словосочетания. Правила очень простые: игроки задают друг другу разные вопросы, стараются спросить то, на что другой игрок будет вынужден ответить словом-заменителем.

Проигрывает тот, кто первым назовёт запрещённое слово.

В случае с утверждением «да» могут быть такие варианты: конечно, разумеется, именно так, естественно, ещё бы и другие. Или, например, договоритесь, что вы не употребляете в речи слово «хочу» и все однокоренные.

В разных контекстах его можно заменить на: требую, желаю, мечтаю, грежу, мне надо и прочие. Конечно, уловки и провокации взрослому даются куда проще, чем детям. Поэтому не перестарайтесь. Если проигрывать будет только малыш – ему скоро разонравится игра.

Такая интеллектуальная забава будет тренировать память, внимание, и, конечно, обогащать словарный запас.

5. Кто больше скажет

Игра подходит и для детишек разных возрастов. Предложите малышу назвать как можно больше слов, характеризующих тот или иной предмет, животное или растение. Описать нужно внешность, черты характера, повадки, предназначение и прочие свойства. Для наглядности лучше показать изображение.

Например, описывая слона, кроха должен рассказать, что слон большой, серый, у него два уха, хобот, бивни и хвост. Он живёт в Африке или Индии, он добрый и сильный — и другие детали.

Описывая лимон, ребёнок скажет, что он овальной или круглой формы, жёлтый, с толстой кожурой (цедрой), кислый, с маленькими косточками, полезный, в нём много витамина С, из него можно сделать лимонад.

6. Сходства и различия

Дайте малышу две картинки, например, с изображением лошади и коровы. Сначала попросите его найти все сходства этих животных: они домашние, у них 4 копыта, 1 хвост, 2 глаза, 2 уха. Они едят травку, живут в деревне, помогают человеку, кормят детёнышей молоком.

Когда карапуз перечислит все ему известные сходства – переходите к различиям. У коровы есть рога, вымя, она мычит, у лошади длинная грива, она умеет быстро бегать и прыгать через препятствия, детёныша коровы называют телёнком, а лошади – жеребёнком.

Корова – парнокопытное, лошадь – непарнокопытное.

7. Все предметы одной формы

Попросите ребёнка вспомнить все находящиеся дома предметы круглой формы или с круглыми элементами. Предложите начать с кухни: тарелки, крышки, сковородки, подставки под горячее, и прочее. Если возникают трудности – намекайте и подсказывайте малышу.

Объясняйте и показывайте пока ещё сложные и не всегда понятные для малыша моменты: что донышко у банки или цветочного горшка тоже круглое, а если посмотреть на крышку фломастера сверху – тоже увидим круг.

Таким образом можно искать предметы любой формы и очертаний.

8. Путаница

Возьмите любимую игрушку вашего чада, например, плюшевого мишку. Скажите малышу, что мишка пришел к нему гости и хочет рассказать о своих друзьях — и он даже принёс целое письмо.

На листе бумаги вы пишете некие утверждения с неточностями. Задача ребёнка – найти их и исправить.

Например, у котёнка длинный хвост с кисточкой, а тело покрыто острыми колючками; у птенца 4 лапки, хобот и он мяукает, когда хочет есть, а козочка машет крылышками, клюёт зёрнышки и лает.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/v-plyus-8-igr-dlya-rasshireniya-slovarnogo-zapasa/

11 мощных приемов расширения словарного запаса

В плюс: 8 игр для расширения словарного запаса

Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.

Лексикон: виды

По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;

  • Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона — свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
  • Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
  • Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.

Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.

Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.

Упражнения для расширения словарного запаса

Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.

  • Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
  • Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
  • Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
  • Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
  • Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.

Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.

Приемы расширения лексикона без дополнительного времени

Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии.

Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться.

Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.

  • Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
  • Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени — слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.

Пополнение лексикона с выделением времени

Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

  • Чтение. Чтение — богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы — везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
  • Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
  • Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
  • Дневник. Еще одно полезное занятие — ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
  • Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.

Для этого важно:

  • ежедневно включать новые слова в речь;
  • применять записную книжку, занося туда замысловатые высказывания, слова, фразы с умными выражениями;
  • изучать суть новых слов, добавляя прием визуализации;
  • запоминать наизусть стихи, цитаты, поговорки и прочее.

Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/eloquence/talk/kak-uvelichit-slovarnyj-zapas.html

Top 10 Способов расширить свой словарный запас – блог EnglishDom

В плюс: 8 игр для расширения словарного запаса

Всем известная Эллочка из романа «12 стульев» легко обходилась тридцатью словами русского языка, но, судя по всему, большого успеха в жизни так и не добилась.

Сколько же слов нам нужно знать на английском, чтобы общаться на бытовые и профессиональные темы? По подсчетам исследователей, около 40 слов составляют необходимый минимум для 50% понимания и говорения в повседневных речевых ситуациях, 400 слов должно хватить для 90% случаев, а 1000 слов обеспечат вам успешную коммуникацию на 95%. Носители языка используют в среднем от 3000 до 20 000 слов, это зависит от образованности каждого конкретного человека и типичных ситуаций, в которых ему приходится общаться. Практика показывает, что для изучающих английский достаточно усвоить 1500–2000 слов, чтобы чувствовать себя уверенно в разговоре. Что касается профессиональных терминов, то они обычно не вызывают затруднений, потому что в большинстве случаев это — интернациональная лексика. Но самое главное — это понимать, что слова должны быть не просто выписаны на красивые карточки и развешаны по всему дому, они должны стать вашими рабочими инструментами. Давайте посмотрим, какие шаги помогут вам прочно усвоить необходимый вокабуляр, то есть запас слов.

1. Читаем внимательно и делаем выводы

Что бы вы ни читали — художественную литературу, новости рынка ценных бумаг или блог по садоводству — обращайте внимание на то, как именно употребляются слова, какие сочетания они составляют. Выделяйте, выписывайте, копируйте то, что кажется вам полезным. Например, вот отрывок из статьи «How to Become an Early Riser» (by Steve Pavlina):

It seems there are two main schools of thought about sleep patterns. One is that you should go to bed and get up at the same times every day. It’s having an alarm clock on both ends – you try to sleep the same hours each night. This seems practical for living in modern society. We need predictability in our schedules. And we need to ensure adequate rest.

Как мы можем проанализировать то, что прочли? 

  • «It seems» — кажется, по-видимому. Просто берем себе на вооружение как вводное слово.
  • «This seems practical» — это кажется практичным. Понимаем, что после «seems» используется прилагательное, и теперь можем говорить по аналогии: «This seems interesting», «This seems stupid», «Your ideas seem nice».
  • «Predictability» — предсказуемость. Если мы знаем, что «predict» означает предсказывать и «ability» — способность, то можем вычислить значение и этого слова.

2. Смотрим видео с субтитрами и без

Ту же самую работу можно проделывать и при просмотре любимых фильмов, сериалов и телепередач.

Если вы используете субтитры, вам будет удобнее выписать понравившуюся фразу, если нет — то тренируйте слуховое восприятие, ставьте на паузу и повторяйте вслед за говорящим.

Можем порекомендовать отличный ресурс, который предоставляет возможность смотреть сериалы в оригинале с суперполезными субтитрами: при наведении курсора на слово появляется русский перевод. Очень экономит время и улучшает запоминание.

3. Поем любимые песни

Мы уже обсуждали, как песни могут помочь нам в изучении английского. Расширение словарного запаса — одна из задач, где песни могут применяться особенно успешно. Всегда гораздо легче запомнить то, что нравится и что связано с положительными эмоциями. В сети можно найти массу сайтов с текстами песен, например:

  • lyricsmode.com
  • azlyrics.com
  • lyricstop.com

Прослушивая любимые песни и подпевая исполнителям, вы усваиваете целые фразы легко и с удовольствием.

4. Берем пример со знаменитостей 

Наберите в поиске что-нибудь вроде «Brad Pitt interview» или «chat show with celebrities» и вы получите массу материала для самостоятельной работы. Прочитав или прослушав фрагменты интервью, вы наверняка заметите, что определенные слова употребляются чаще. Например, «amazing» — очень популярное прилагательное для выражения восторга:

  • «You look amazing!»
  • «The film was amazing!»
  • «It was an amazing experience». 

5. Осваиваем типичные фразы для стандартных ситуаций

Если вы любите путешествовать, вам наверняка пригодится набор определенных фраз и выражений, которые могут понадобиться в аэропорту, на таможне, в отеле, в магазине и т.д.

Как известно, особенным разнообразием такие беседы не отличаются, поэтому для большей уверенности можно выучить несколько мини-диалогов на нужные темы.

В этом вам помогут различные интернет-ресурсы, где собраны аудиозаписи и тексты, а также представлены задания к ним. Например, вы можете начать с этого сайта

6. Изучаем слова по темам

Гораздо проще запоминать новые слова, которые связаны между собой по смыслу. Если, например, вы изучаете тему «Food», вам просто необходимо выучить названия разных продуктов, готовых блюд, прилагательных для их описания и т.д. Обсуждая задания с преподавателем, вы сможете активизировать эти слова, т.е.

перевести из пассивного запаса в набор «рабочих инструментов». Изучение будет более эффективным, если вы используете разные виды памяти: смотрите картинки, слушаете произношение и повторяете сами.

Воспользуйтесь, например, таким ресурсом, который поможет вам сделать все вышеперечисленное и усвоить новые слова с легкостью.  

7. Используем словари

В наш век информационных технологий бумажные словари уже непопулярны, а их онлайн-версиями охотно пользуются даже школьники.

Начиная с уровня Pre-Intermediate рекомендуется использовать так называемые «English-English dictionaries», то есть не переводить незнакомые слова, а искать их определения на английском.

Кроме того, словари могут снабдить вас запасом синонимов, антонимов и идиом, в которые входит данное слово. Согласно Википедии, следующие словари являются самыми полезными и надежными источниками информации: 

8. Играем в словесные игры

Кроссворды, «виселица», «Scrabble» и другие игры тоже могут помочь вам обогатить свою речь, потому что благодаря им вы в увлекательной форме вспомните правописание известных вам слов.

Кроме того, во многие словесные игры можно играть в веселой компании, совмещая полезное с приятным: изучение английского с дружеским общением.

Совет для любознательных: попробуйте поиграть в «Scrabble» с открытым словарем.

9. Вооружаемся девайсами и гаджетами

Писать слова на карточках долго, составлять предложения некогда, а вот смартфоны, айфоны и прочие устройства у нас всегда под рукой. Когда появляется свободная минутка, можно заняться изучением новых слов, и при этом не нужно носить с собой какие-то листочки, распечатки, учебники. Если не знаете, какое приложение выбрать — воспользуйтесь советами от экспертов British Council.

10. Use it or lose it! 

Самое главное в освоении лексики — использовать ее в своей речи. Пассивный словарный запас хорош для чтения и слушания, то есть для узнавания слов.

Для говорения и письма нам нужно научиться извлекать слова из памяти очень быстро, а это достигается только практикой. По подсчетам исследователей, чтобы слово стало активным в речи, его необходимо употребить в различных контекстах около 17 раз.

Поэтому перед занятием ставьте себе задачу говорить больше, чем преподаватель и обязательно использовать новые слова. 

Большая и дружная семья EnglishDom

Источник: https://www.EnglishDom.com/blog/top-10-top-10-sposobov-rasshirit-svoj-slovarnyj-zapas/

Расширяем словарный запас RDJ

В плюс: 8 игр для расширения словарного запаса

Слово – это одежда мысли. Сегодня постараемся приодеть ди-джея не в секонд-хенде спального района, а в интеллигентной авторской мастерской. Словарный запас бывает активный – им мы пользуемся ежедневно – и пассивным – это те слова, которые мы, конечно, понимаем, но говорить не говорим. Будем ситуацию исправлять!

Статистика…

Обычный человек знает 40 000 слов, а использует лишь 3 000. Надеяться в этом случае на то, что речь сама вдруг заиграет метафорами, синонимами и иными искусными фигурами речи просто нелепо. Слушать же радиоведущего, который испытывает глубокие переживания, но облечь их в слова не может – нелепо вдвойне. Упражнения для расширения словарного запаса

# 1 Чтение!

Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.

Признаюсь честно, курса до второго я не любила читать вовсе, но потом произошел перелом, и сейчас меня не оттащить за уши от любимого занятия.

Косноязычие пропало, пассивный словарный запас стал перетекать в активный, в общем, прогресс действительно на лицо. Тем, кто хочет испытать радость от чтения, советую купить:

  • Джордж Оруэлл «1984», «Скотный двор»
  • Умберто Эко «Маятник Фуко»
  • Кортасар «Конец игры», сборник
  • Сенкевич «Камо Грядеши»
  • Лем «Солярис»
  • Фаулз «Волхв», «Коллекционер»

В свое время эти книги произвели на меня неизгладимое впечатление и словесно обогатили!

# 2 Изложение прочитанного

Прочитать книгу мало, желательно прочитать ее вслух, а потом пересказать. Напрягая мозг подбором нужных слов, вы начнете тренировать свой самый главный в теле мускул. Согласитесь, пересказывать “Преступление и наказание” своими привычными 3 000 словами из активного запаса сложновато, Достоевский не был поверхностным писателем.

# 3 Изложение увиденного

Возьмем картину, желательно из сюрреализма, например, Магритта или Дали.

Потом выбираем «жертву» и рассказываем ей все, что видим на картине, что хотел сказать автор и, главное, какие у вас при этом возникают эмоции.

Помните, самые яркие шедевры живописи несут в себе несколько, порой взаимоисключаюших эмоций, поэтому сказать на минут 15 вам точно будет что, осталось эти 15 минут продержаться!

# 4 Словарь синонимов

Словарь синонимов – очень нужная в библиотеке ди-джея книга. Каждый день берите одно слово и просматривайте, какие у него есть синонимы, у некоторых прилагательных синонимический ряд достигает аж 40 слов! С таким изданием возможности почти безграничны.

# 5 Словарь ярких изречений

Таких книг не выпускают, но я делала ее себе сама. Все интересные обороты речи, которые попадались мне в книгах или эфирах известных радиоведущих, я выписывала и потом старалась использовать. Например:

Подобно царю Мидасу Майкл Джексон превращал в золото всё, к чему прикасался…

И таких фраз в моем словарике уже очень много, советую вам сделать такой же.

# 6 Рерайтинг

Начинать можно с малых форм, например, скороговорок. Задача – переписать предложение так, чтобы все слова были заменены синонимами. После этого можно перейти к целым текстам. Вначале можно подсматривать в словарик синонимов, потом уже нет!) Вот скороговорка на тест своих возможностей)

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся и ассимилировавшимся в конституционном городе Константинополе.

# 7 Монофоны

Об этих чудодейственных – фонах я писала несколько статей. Прочитать их можно здесь и здесь. Главное – после изучения материала начать писать свои монофоны, то есть связные тексты, где все слова начинаются на 1 букву.

# 8 Разговоры на тему

Искусный оратор тот, который может интересно размышлять на самые разные темы. Это мобилизует мозг и обогащает запас слов. Небольшой тест. Ниже 5 тем. Постарайтесь на каждую из них говорить хотя бы 5 минут. Если все получится, то выбирайте темы посложнее и ежедневно упражняйтесь для совершенствования своих навыков.

  • Потепление климата
  • Перенаселение планеты
  • Старение нации
  • Вегетарианство
  • НЛО: миф или реальность

После размышлений на эти темы можно перейти к 5-минутной беседе на вымышленные темы, которые в риторике категоризируются как «Если бы»

  • Если бы люди рождались стариками и умирали младенцами
  • Если бы мы были единственной населенной планетой в мире
  • Если бы завтра был конец света
  • Если бы искусственный интеллект стал управлять людьми

# 9 Метод неожиданных ответов

Иногда нашему мозгу не хватает стрессовых ситуаций, чтобы слова переходили из пассивной в активную часть, это упражнение помогает исправить ситуацию. Задача человека очень проста. Нужно составить примерно 10 вопросов, желательно смешных, а при ответе на них говорить: «Да, НО». Например:

Ты, правда, читаешь книги вверх тормашками? – Да, но только книги, которые переворачивают мое сознание с головы до ног. Ты, правда, готовишь не на плите, а телевизоре? – Да, но только на телевизоре, включенном на НТВ, там самые горячие новости…

# 10 Метафоры

Это задание есть на всех уроках по риторике. Выбирается известная харизматичная личность, а потом анализируется по категориям. Возьмем Тину Канделаки:

  • Напиток – эспрессо
  • Продукт – перец
  • Животное – лань
  • Время года – лето
  • Книга – Мцыри
  • Страна – Испания
  • Цвет – красный
  • Растение – роза
  • Природное явление – ураган

Этот метафоричный ряд позволяет делать искусные сравнения. Так внешность Канделаки можно описать уже не просто набором прилагательных, а-ля, красивая, знойная и жгучая, а фразой «ее внешность слово свежезаваренный эспрессо, такая же концентрированная, терпкая и на любителя».

Как-то так…

Юлиана Романова)

Источник: http://getonair.ru/radio/rasshiryaem-slovarnyy-zapas-rdj

Детские игры для развития речи и расширения словарного запаса малыша

В плюс: 8 игр для расширения словарного запаса

Важный момент в воспитании ребенка — научить его говорить. Вроде бы ничего сложного, все детки учатся разговаривать самостоятельно, на примере взрослых.

Некоторые начинают говорить очень рано, и спасения от бодрых, много разговаривающих малышей — никакого. Еще и учить их надо?

Дело в том, что ребенок не всегда способен выразить весь спектр эмоций, которые его беспокоят. Просто потому, что не хватает словарного запаса! Вот тут и нужно постараться внимательным родителям — подарить своему чаду нужное количество слов, которыми он сможет свободно оперировать.

Делать это лучше всего с помощью… игры! Ведь когда ребенку весело и интересно, он с легкостью запоминает новую информацию и обучается всему необходимому.

Словесные игры удобны тем, что в них можно играть где угодно — на прогулке, по пути в магазин, в транспорте и в очереди, просто на досуге… Дерзай, и твой ребенок точно сможет рассказать тебе всё, что он думает об этом мире!

Как развить речь у ребенка

  • Поводырь
    Родитель закрывает глаза и просит малыша рассказать ему обо всём, что их окружает. Умело заданные вопросы стимулируют детей говорить больше. И не забывай о чувстве юмора — это качество тоже нуждается в развитии. Малыш, который понимает шутки и любит их сочинять сам, вырастет сообразительным и счастливым.
  • Последнее слово
    Описывайте вместе предмет, по необходимости ребенку можно задавать наводящие вопросы — какого цвета, формы, запаха предмет? Какие у него функции?

    Очень полезно для развития фантазии и воображения наделять качествами живых существ неживые предметы.

    К примеру, стол сегодня веселый, потому что с такой скатертью у него праздничное настроение.

    Если малыш азартен, тогда в игре важно установить правила для победы — например, кто скажет последнее слово в описании предмета, тот и победил. Поддаваться не обязательно, на самом деле бесконечно что-то описывать у вас не получится.

  • Детали
    Разговаривайте о деталях предметов, раскладывайте их на составляющие. Например, малышу понравится узнать, из чего состоит автомобиль, и систематизировать эти названия.

    Не стоит ограничиваться только видимыми деталями — мир устроен сложно, и лучше маленькому человеку донести это еще в детстве.

  • Свойства
    Описывайте свойства предметов и сравнивайте их между собой. «Какой кот?» — «Пушистый, мягкий, добродушный, голодный, упитанный, усатый…» «Какой цветок?» — «Яркий, нежный, свежий, изящный, хрупкий, прекрасный…» Ну и не забудьте сравнить котика и цветок — дети в восторге от подобных экспериментов.
  • История
    Родитель рассказывает ребенку историю, иногда делая паузы — малыш должен вставить соответствующее слово.

    Отличный пример истории в стихах — стихотворение Д.

    Хармса «Очень-очень вкусный пирог»: Я захотел устроить бал И я гостей к себе… [позвал] Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый… [пирог] Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости….

    [не идут] Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек… [откусил] Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту… [съел] Когда же гости подошли, То даже крошек… [не нашли].

    Все дети любят подобные тексты, и такая работа очень развивает их умение подбирать нужные слова в ответственные моменты.

  • Писатель
    Предложи ребенку 5-7 слов, из которых нужно составить связный рассказ. Очень полезно для наглядности использовать картинки, обозначающие эти слова, — это стимулирует развитие образного мышления у ребенка.
  • Найди ошибку
    Родитель озвучивает ребенку несколько предложений, делая намеренные ошибки. Задача малыша — выявить их и исправить.
  • Антонимы
    Учи ребенка находить противоположные по значению слова, этот навык очень пригодится ему в школе. Например: горячий — холодный, острый — тупой, великолепный — отвратительный.
  • Синонимы
    Если малыш умеет подбирать много слов с похожими значениями, строить складные синонимичные ряды, обрати внимание! Возможно, в будущем он вырастет гениальным писателем.

    Например, синонимы к слову любовь: «влечение, привязанность, склонность, страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность».

  • Облака
    На что похоже вон то облако? Лучше игры для развития фантазии не найти! Рассматривайте небо, обсуждая формы облаков, — это времяпрепровождение надолго запомнится и тебе, и ребенку.
  • Путешествие
    Любой заурядный поход по делам можно превратить в настоящее путешествие! Выходя из дому, обсудите маршрут, вспомните о вещах, которые вы с собой взяли. По дороге обращайте внимание на детали.

    Дети очень любят фотографировать интересные моменты — разреши малышу воспользоваться твоим мобильным телефоном, чтобы сделать фото интересного дома, сфотографировать уличную сценку или приятного вида животное, которое встретится вам в пути.

  • Смайлики
    Отличная игра, которая спасет от скуки в общественном транспорте: нарисуй фломастером на пальчиках малыша разные рожицы — грустные, смешные, удивленные. Импровизированный кукольный театр готов! Теперь можно давать пальцам разные имена и придумывать невероятные истории с их участием.
  • Истории
    Рассказывай ребенку истории из своего детства! О разных приключениях, приятных и не очень. Ты не только пополнишь словарик малыша новыми словами, но и поделишься своим жизненным опытом.

    Слушая твои рассказы, ребенок тоже будет стремиться четко, логично, эмоционально разговаривать. Не удивляйся, если он попросит тебя рассказать историю еще раз, а то и два!

  • Мультфильм
    Начни смотреть мультфильм вместе с малышом. А потом уйди в другую комнату, заниматься своими делами. Скажи ребенку о том, как сожалеешь, что не можешь досмотреть историю до конца. Азарт и энтузиазм, с которым тебе поведают продолжение мультсериала, тебя поразит и обрадует!
  • Английские слова
    Говори по-английски с малышом, учи его разным словам. Во время прогулки так удобно учить новые английские слова! Ты даже не представляешь, насколько облегчишь малышу усвоение иностранного языка — барьер страха исчезнет, ведь если мама или папа знают это и говорят так в повседневной жизни, то и малыш поверит в свои силы.
  • Родители — особые люди, каждый в этой роли проявляет свои лучшие качества: изобретательность, психическую выдержку, моральную стойкость, творческий потенциал…

    Реализация родительских навыков должна приносить тебе удовольствие, делай всё осознанно. Тогда чувство вины по поводу того, что ты что-то упустил в воспитании чада, никогда не будет тебя терзать.

    Расскажи другим родителям об этих увлекательных играх!

    published on cemicvet.ru according to the materials takprosto.cc

    Источник: https://cemicvet.mediasole.ru/detskie_igry_dlya_razvitiya_rechi_i_rasshireniya_slovarnogo_zapasa_malysha

    Рождение ребенка
    Добавить комментарий