Таблица: признаки того, что ребенок не готов к саду

Содержание

Готов ли ребёнок к детскому саду? Основные показатели для родителей

Таблица: признаки того, что ребенок не готов к саду

Отдавать ли ребёнка в детский сад или ещё рано? Вот, пожалуй, самый частый вопрос, который волнует всех родителей. Чтобы точно понять, готов ли ваш ребёнок к посещению этого дошкольного учреждения, следует обратить внимание на некоторые признаки.

Общительность

Малыш не готов к детскому саду, если он может контактировать только с мамой, папой, бабушкой, дедушкой и другими родственниками. При этом к другим детям подходить он категорически отказывается. А если и подходит, то только для того, чтобы забрать машинку, куклу либо ударить.

Ребёнок готов к детскому саду, если на детской площадке он сразу же подходит к своим сверстникам и пытается с ними общаться, любит играть в их компании, и даже может завести себе друзей.

Усидчивость

Малыш готов к детскому саду, если может на протяжении 5 минут делать что-то одно. При этом его внимание полностью сосредотачивается на том, что он делает. Причём возрастные рамки для такого показателя, как усидчивость, разные.

  • В 2 – 3 года это 15 минут.
  • Для 3 – 4 лет это уже 30 минут.
  • В 5 – 6 лет не менее 40 минут.

Ребёнка не следует отдавать в детский сад, если он не может заниматься чем-то одним на протяжении того времени, что было указано выше.

Послушание

В садик идти рано, если малыш не знает ничего о режиме дня. Также родители не должны отдавать кроху в детское учреждение, если он устраивает истерики по поводу и без повода или выражает протест на просьбу мамы или папы.

Если ребёнок знает, что такое режим дня, помогает родителям по дому (4 – 5 лет), выполняет просьбы мамы и папы – помыть руки, одеться, раздеться, умыться, покушать, то вполне можно отправляться писать заявление на посещение детского сада.

Способность поменять род занятий по просьбе взрослого

Готов ли ребёнок к детскому саду? Если он занимается только тем, что ему нравится и полностью игнорирует просьбы мамы и папы – то нет.

Если кроха по просьбе мамы прекращает рисовать и начинает собираться на улицу, и при этом не возмущается и не устраивает истерик, то да, в детский сад отправляться можно.

Готовность остаться без мамы

Это, пожалуй, самый главный вопрос в анкете готов ли ребёнок к детскому саду. Если кроха расстраивается, когда мама исчезает из поля его зрения, если начинает плакать и плачет более 15 минут, если он становится вялым и перестаёт интересоваться окружающим миром, а также отказывается от еды – в детский сад такому ребёнку пока дорога закрыта.

Если же после ухода мамы ребёнок плачет совсем чуть-чуть, а потом спокойно играет с другими детками и с интересом относится к тому, что его окружает – добро пожаловать в детский сад.

Самообслуживание

Отправляясь в детский сад кроха должен сам уметь выполнять некоторые навыки самообслуживания, что очень и очень важно. Давайте сначала рассмотрим вариант, когда в садик идти рано.

  1. Мыть ручки. Только с помощью взрослого.
  2. Ходить в туалет или пользоваться горшком. Не может сказать взрослому, что ему нужно и не ходит сам.
  3. Одеваться. Не может самостоятельно надеть носки, майку, шорты. Не знает, какой предмет одежды для чего нужен.
  4. Самостоятельно кушать. Не может поесть с помощью ложки и попить из кружки.
  5. Засыпать. Самостоятельно уснуть не может. Требуется укачивание, соска, бутылочка, песня либо что-то другое.

В детский сад можно отправляться, если ребёнок обладает следующими навыками самообслуживания:

  1. Мыть ручки. Сам моет и вытирает с помощью полотенца.
  2. Ходить в туалет или на горшок. Делает это сам или может сказать взрослому.
  3. Одеваться. Знает, для чего нужны те или иные предметы одежды. Может без помощи надеть колготки, носки, футболку, шорты, платье.
  4. Самостоятельно кушать. Пользуется не только ложкой, но и вилкой. Пьёт из кружки.
  5. Засыпать. Делает это сам.

Речь

Если малыш практически не разговаривает, не может сказать, что ему нужно и что он хочет, то в детский сад пока рановато.

В идеале кроха уже в 2 года должен знать 200 слов и уметь их произносить. А вот уже в 2,5 года словарный запас должен расшириться до 500 слов. Но если малыш пока отстаёт от этого показателя, но может точно сказать, что ему нужно, а также он в состоянии вести диалоги, то вполне можно начинать посещать садик.

Мышление

Если ребёнок не высказывает какой-либо любознательности или у него нет желания играть – в детсад пока идти не стоит.

Если же малыш в состоянии разобрать и собрать пирамидку, любит заниматься с сортёром, может сконструировать башню, заполнить ёмкость, а потом опустошить её, постоянно интересуется игрушками и вещами, начинает играть в ролевые игры – детский сад станет отличным помощником для мамы!

Источник: https://secret-w.ru/gotov-li-rebyonok-k-detskomu-sadu-prostoj-test-dlya-roditelej/

Тесты на определение готовности ребёнка к детскому саду

Таблица: признаки того, что ребенок не готов к саду

  1. Общителен ли мой ребенок?
  2. Любит подвижные игры? Лепку? Рисование? Конструирование?
  3. Может увлекаться игрой на непродолжительное время?
  4. Проявляет интерес к игрушкам, к детям?
  5. Спокойно относится к новым взрослым?
  6. Он может оставаться дома с кем-то из близких, пока мама ушла по делам?
  7. Ему интересно узнавать новое, он часто задает вопросы?
  8. Кушает самостоятельно, без уговоров и понуканий?
  9. Умеет ходить на горшок (на унитаз со специальным детским кругом – как вариант)?
  10. >Делает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться?
  11. Редко болеет (простужается не чаще 4 раз в год)?
  12. Может выразить словами свою просьбу, обратиться к постороннему человеку?
  13. Одинаков ли режим дня дома и в садике?
  14. Ложится спать днем?
  15. Просится в садик?

Идеально, конечно, если вы дали положительный ответ на все вопросы. Ваш ребенок будет легче привыкать к детскому саду, чем тот, который очень сильно привязан к маме, к дому.

Тест 2

Анкета разработана психологической службой д/с №183 г. Москвы.

Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

Каковы взаимоотношения вашего ребёнка с другими детьми?

Легко идет на контакт — 3 баллаИзбирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

Как ребёнок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да — 3 баллаНе всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

Уверен ли ребёнок в себе?

Да — 3 баллаНе всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

Как ребёнок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?

Легко — 3 балла
Тяжело — 1 балл

Как относится ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла
Отрицательно — 1 балл

Просится ли ребенок на горшок?

Да — 3 баллаНет, но бывает сухой — 2 балла

Нет, и ходит мокрый — 1 балл

Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) — 1 балл
Нет — 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке?

Да — 3 баллаИногда — 2 балла

Нет — 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да — 3 баллаИногда — 2 балла

Нет — 1 балл

Умеет ли ребёнок играть самостоятельно?

Умеет — 3 баллаНе всегда — 2 балла

Никогда не играет сам — 1 балл

Как ребёнок общается со взрослыми?

Легко идет на контакт со всеми — 3 баллаИзбирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 часа и больше — 3 балла
Меньше 2-х часов — 1 балл

Какой аппетит у ребенка?

Хороший — 4 баллаИзбирательный — 3 баллаНеустойчивый — 2 балла

Плохой — 1 балл

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 баллаНеустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

Как ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 баллаЛежит спокойно, но долго не засыпает — 2 балла

Неспокойно — 1 балл

Прогноз адаптации:

  • готов к поступлению в ДОУ — 55-40 баллов;
  • условно готов — 39-24 балла;
  • не готов — 23-16 баллов.

Источник: Севостьянова Е. О. Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ. — изд. «ТЦ Сфера»

Тест 3

За каждый положительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный — 0 баллов.

  1. Ребенок нервный, легко возбудим, быстро устает.
  2. Ребенок очень привязан к маме (или другому ухаживающему за ним человеку), постоянно ходит за ней.
  3. Отправляясь в гости, вы нередко берете с собой специальную еду для ребенка, так как он ест далеко не все.
  4. Иногда во время прогулок вам приходится уводить ребенка из коллектива детей, так как его обижают.
  5. Ребенок имеет стойкие страхи (например, страх темноты).
  6. Вы сами не представляете, как расстанетесь с ребенком на целый день.
  7. Ребенок очень впечатлителен, может плакать, когда вы читаете ему жалостливую книгу, или когда он смотрит грустный мультфильм.
  8. У ребенка слабое здоровье, он часто простужается, у него сильная аллергия (пищевая, бытовая или др.)
  9. Ребенок страдает энурезом.
  10. У вас в семье недавно родился еще один ребенок.

Просуммируйте набранные баллы:

0-6
Ваш ребенок вполне готов к саду. Вы можете со спокойной душой отдать его на попечение воспитателей, у него не будет существенных проблем с адаптацией.

8-12
Нельзя сказать, что ребенок готов к детскому саду. У него могут возникнуть проблемы с коллективом, и он будет плакать всякий раз, когда надо идти в сад. Проконсультируйтесь с психологом.

14-20
Вашему ребенку сад противопоказан. Ищите няню, и подойдите к ее выбору очень серьезно. Обязательно покажите ребенка психологу.

Автор теста: Юлия Гуревич, психолог

Тест 4

Вот несколько пунктов, по котором вы сможете определить, готов ли ваш малыш к поступлению в ясли. Если у вас не все совпадает – вам есть над чем поработать.

  • ребенок легко идет на контакт, как и с взрослыми, так и детьми;
  • ребенок может подолгу играть самостоятельно;
  • ребенок стремится к самостоятельности – он, по крайней мере, пытается сам одеваться, кушать, умываться, убирать игрушки;
  • ребенок с удовольствием играет в больших компаниях, умеет просить и делиться игрушками;
  • ребенок не теряется, если видит, что вы отошли, он может спокойно играть без вашего присутствия.

Использованы материалы сайтов:

Ваш детский психолог

Дом солнца

Babyma

А ещё вам может быть интересно:

Ваш ребёнок не посещает детский сад (пособия)

Ваш ребёнок пошёл в детский сад (пособия)

Могут ли отказать в месте в детском саду из-за отсутствия Манту?

Основные положения СанПиН для детских садов

Источник: http://YarMalysh.ru/stati/detskij-sad/testy-na-opredelenie-gotovnosti-rebenka

Как понять, готов ли ребенок к детскому саду

Таблица: признаки того, что ребенок не готов к саду

На тему готовности к школе пишут много и подробно: 7-летний ребенок – это уже почти взрослый человек. И анализировать его можно по-взрослому.

То ли дело – трехлетка! Для граждан от 2 до 4 лет не разработано достоверно четких тестов на IQ и EQ. И не всякий психолог способен «на глазок» отличить того, кто еще не готов, от того, кто в принципе – отныне и навсегда – несадовский.

Поэтому пойдем буквально на ощупь, хотя несколько ограничительных флажков психологи нам все-таки поставили.

Марина Слинькова, семейный психолог

По сути, «готовность к саду» подразумевает два аспекта: готовность к разлуке и готовность к автономии (то есть к самообслуживанию).

Готовность к автономиии

С самообслуживанием все более или менее ясно. Есть определенный список требований, которым должен соответствовать соискатель должности детсадовца. В каждом ДОУ возможны свои нюансы, но в целом список выглядит вот так:

К яслям надо уметь:

  • засыпать самостоятельно без соски и укачивания на ручках
  • пить самостоятельно – из чашки, а не из бутылочки и не из поильника
  • есть самостоятельно. Хотя бы руками
  • обходиться без памперса во время бодрствования, проситься на горшок или хотя бы сообщать старшим о том, что до горшка не добежал

К младшей группе (3+ года), помимо перечисленного, необходимо:

Если ваш ребенок не дотягивает по 1-2 пунктам из списка, а сад, куда вы пытаетесь внедриться, имеет репутацию «хорошего» и славится своим «индивидуальным подходом», то еще можно рискнуть.

Если пунктов несоответствия больше двух или если общее количество детей в группе не позволяет надеяться на индивидуальный подход, то лучше не спешить.

Остаться еще на несколько месяцев дома и доработать со своим малышом необходимые навыки.

Готовность к разлуке

Анна Девятка, психолог-консультант

Готовность к саду – это, прежде всего, готовность к началу сепарации от родителей. К этому моменту уже должна быть сформирована здоровая привязанность к матери. Ребенок спокойно может отдаляться на время и чувствовать себя хорошо, так как знает, что мама вернется.

Грубо говоря, ребенок не готов к саду, пока он не пресытился родителями. То есть, чем больше времени вы провели с ребенком, тем выше вероятность, что он готов к кратковременным разлукам.

Почему-то до сих пор многие родители полагают, что дети, приученные к рукам и привыкшие «держаться за мамину юбку» будут с трудом социализироваться и плохо впишутся в сад. На деле все ровно наоборот. Этот феномен еще в 40-е годы прошлого века подробно описал Джон Боулби – английский психолог, автор теории привязанности.

В те времена разные эксперименты с человеческой психикой вообще были в моде. Один из них выглядел так: мама с ребенком выходила на зеленый луг и садилась в кресло. Ребенок шел осваивать окрестности, то и дело оглядываясь на мать. Он обернется, она ему улыбнется – он смело идет дальше.

И вот, в какой-то момент малыш оборачивается – а мамы нет (спряталась за креслом). Он начинает тревожно оглядываться, потом плакать, бежит к тому месту, где видел мать последний раз… Она появляется, берет его на руки, успокаивает – и снова садится в кресло.

На этот раз ребенок уходит не так далеко, а оглядывается чаще… В какой-то момент мама снова исчезает. Потом снова находится… И после третьего исчезновения ребенок уже не идет самостоятельно гулять. Он стоит у кресла, вцепившись в мать, и тихонько плачет.

Возраст готовности

Все дети разные: одни в яслях себя чувствуют прекрасно, другие до самой школы не способны к долгим разлукам с мамой. Но некие статистические нормы все же существуют.

Анна Девятка, психолог-консультант

Сепарация ребенка от родителей происходит в течении жизни, в несколько этапов, и в благополучном варианте завершается годам к 20-25. Эти этапы маркируются возрастными кризисами. И первые два приходятся как раз на 1 год и 3 года. Отдавая ребенка в сад, надо либо умудриться проскочить между ними, либо дождаться, пока минует кризис трех лет.

Понять что этап кризиса пройден можно по поведению малыша: он в меру спокоен и доволен, не устраивает истерик дома, без особенных проблем контактирует с детьми на детских площадках (не испуган, но и не агрессивен) и, заигравшись, забывает оглядываться на вас.

Если вы уловили этот момент в 2 ребенкиных года, можно попробовать внедриться в ясли. Если нет, придется ждать завершения кризиса 3 лет (а он может затянуться до 4).

Но надеяться, что адаптация в саду пройдет нормально, когда человек и так в кризисном состоянии – по меньшей мере, наивно.

Как отличить адаптацию от неготовности

Конечно, всякий домашний ребенок при первой разлуке заплачет… Это не значит, что он не готов к саду. Это значит, что разлука – стресс. А на стресс все здоровые дети реагируют примерно одинаково: ревом.

Вам любой воспитатель скажет, что в период адаптации детей не стоит оставлять в саду дольше, чем на 3 часа и лучше забирать до дневного сна: то есть первое время он приходит в сад позавтракать и поиграть – и всё.

 

Марина Слинькова, семейный психолог

Плач – это нормальная реакция, любой ребенок плачем реагирует на стресс. А вот тошнота, температура, даже частые «простуды» при разлуке с мамой – это сигнал, что ребенок не готов.

Конечно, выход в новый коллектив – это встреча с незнакомыми микробами. Иммунитет тренируется – и на этом этапе болеют абсолютно все дети. Но одно дело – болеть одну неделю в месяц, и совсем другое – жить в режиме «2 дня ходим, 2 недели болеем».

Анна Девятка, психолог-консультант

Если ребенок в саду не играет с детьми, а только плачет, или начинает кричать по ночам, стал писаться или часто болеть – забирайте. Если родитель не воспринимает других сигналов бедствия – ребенок уходит в болезнь.

Вам все равно придется постоянно сидеть на больничных – вряд ли работодатель это оценит. Так что лучше используйте свое право на отпуск по уходу за ребенком – посидите с ним сами, пока он не дозреет до сада.

Не педалируйте вопрос «социализации». Иногда до нее надо просто дорасти. Ребенку будет легче общаться в школе со сверстниками, если все 7 лет до школы он будет чувствовать себя защищенным и любимым, чем если проведет свои лучшие годы одиноко рыдая в саду на стульчике.

Источник: http://www.kanal-o.ru/parents/8991

Готов ли ваш ребенок к детскому саду: анкета для родителей, советы по адаптации и личный опыт

Таблица: признаки того, что ребенок не готов к саду

Рано или поздно придется отдать своего кроху в сад. Многие родители волнуются о том, как их ребенок будет вести себя в большом коллективе. Как показывает практика, все зависит от того, насколько он готов к этому периоду жизни. Проверьте силы своего малыша и узнайте, как адаптировать его к новой обстановке.

«Там всему научат»…

Некоторые родители никак не готовят своих детей к детсаду, апеллируя это тем, что «там всему научат». Такой подход недопустим.

Отсутствие у ребенка элементарных навыков приведет к тому, что вам придется постоянно краснеть за него, выслушивать недовольства воспитателей.

Согласитесь, намного приятнее, когда вашего ребенка хвалят за хорошее поведение, самостоятельность и ответственность.

В первую очередь малыш должен уметь пользоваться горшком. 3 года – это достаточный возраст для того, чтобы у него сформировались стойкие условные рефлексы.

А вообще специалисты считают, что начинать приучать ребенка к горшку можно с 1 года.

Не стоит затягивать с этим моментом, за два дня до похода в сад малыш вряд ли освоит горшочную науку.

Не секрет, что в детском саду обычно дают каши, супы, запеканки и т. д. Это меню не отступает от общепринятых стандартов и рассчитано на каждый возраст.

Малышу должны быть знакомы эти кушанья, поэтому старайтесь кормить его по стандартам детского сада:

  • Каша на молоке, хлеб с маслом и сыром, чай или какао.
  • Фрукты или натуральный сок.
  • Салат из свежей капусты или других овощей, суп или борщ, картошка пюре с мясной подливой, компот.
  • Сырники с изюмом.

В интернете можно найти множество рецептов блюд, как в детском саду.

Правильно укладываем спать

Воспитатели учат детей засыпать в кровати самостоятельно. Крохе будет сложно уснуть в детском саду, если дома он ложится, например, только после массажа или на руках. Некоторые малыши засыпают под мультики или музыку. Пора отучать малыша и устанавливать режим дня.

Учим гигиене

Приучайте кроху мыть руки перед едой и после прогулки, использовать туалетную бумагу по назначению.

Обучаем предметам быта

Ребенок должен уметь пользоваться ложкой по назначению. Приучайте есть его за столом самостоятельно. Расскажите, для чего нужны тарелка, вилка, нож и кружка.

Учим взаимодействовать с другими детьми

Чаще гуляйте на детских площадках, приглашайте домой гостей с малышами.

Ребенок, который быстро заводит друзей и не стесняется общаться со сверстниками, легче привыкает к детсаду.

Оставляем со взрослыми

Чтоб малыш мог быстрее привыкнуть к воспитателю, оставляйте его ненадолго с родственниками. Учите уважать и слушать старших.

Проявляем ласку и заботу

Покажите ребенку его будущий детский сад, посмотрите, как отводят и забирают ребятишек. Говорите с малышом о предстоящих переменах и новой обстановке. Повторяйте, как вы его любите, чаще обнимайте и целуйте.

Первые дни моя дочь оставалась в саду до обеда, затем время увеличили, и через месяц она уже ходила на полный день. Будьте готовы к тому, что ребенок со слезами на глазах будет умолять вас остаться. Сердце кровью обливается, но делать нечего. Главное – не кричите на кроху. Успокойте его, скажите, что скоро придете.

Отвечаем на вопросы анкеты

Проверьте готовность крохи к детскому саду, ответив на вопросы специальной анкеты. Она поможет оценить возможности малыша и предвидеть сложные ситуации. Посчитайте итоговые баллы и получите примерный диагноз.

1. Какое настроение обычно у вашего малыша?

  • уравновешенное – 3;
  • подавленное – 1;
  • быстро меняется – 2.

2. Как засыпает ваше чадо?

  • самостоятельно, лежа в кровати – 3;
  • приходится укачивать, петь колыбельные – 2.

3. Как долго спит малыш днем?

  • около часа – 1;
  • около двух часов – 3.

4. Отучен ли кроха от пустышки?

5. Интересуют ли ребенка предметы в новом помещении?

  • да – 3;
  • нет – 1;
  • бывает – 2.

6. Интересуется ли он действиями взрослых?

  • да – 3;
  • иногда – 2;
  • нет – 1.

7. Играет ли ваш малыш сам?

  • да – 3;
  • иногда – 2;
  • нет – 1.

8. Как он идет на контакт с незнакомцами?

  • легко – 3;
  • избирательно – 2;
  • сложно – 1.

9. Как быстро кроха засыпает?

  • до 10 минут – 3;
  • по-разному – 2;
  • неспокойно и долго – 1.

10. Какие отношения у него с ровесниками?

  • хорошие – 3;
  • идет на контакт не со всеми – 2;
  • сложные – 1.

11. Любит ли он развивающие занятия?

  • да – 3;
  • не всегда – 2;
  • нет, часто не усидчив – 1.

12. Уверен ли малыш в себе?

  • да – 3;
  • не всегда – 2;
  • нет – 1.

13. Опишите аппетит ребенка:

  • хороший – 3;
  • нормальный – 2;
  • плохой – 1.

14. Как ваше чадо относится к горшку?

  • ходит – 3;
  • иногда ходит – 2;
  • отрицательно относится – 1.

15. Просится ли в туалет?

  • да – 3;
  • иногда – 2;
  • нет – 1.

16. Разлучался ли ребенок с родными?

  • да, перенес разлуку легко – 3;
  • не было – 2;
  • да, перенес тяжело – 1.

17. Привязан ли ребенок к матери или отцу?

  • нет – 3;
  • сильно привязан –1.
Количество баллов Готовность
40-51 полная
26-39 условная
18-25 плохая

Не каждый малыш проходит длительный период привыкания. Некоторые дети с первого дня пребывания в саду чувствуют себя как дома. Будьте готовы к тому, что первый год будет самым сложным. Пусть этот этап в жизни пройдет без волнений, ведь, если мама переживает, то ребенок чувствует кругом опасность.

Цените каждый момент

В заключение хочу посоветовать записывать смешные случаи из сада в детский альбом. Спустя несколько лет забавно вспоминать о курьезных ситуациях. Дочка с восторгом слушает истории о себе и просит прочитать их снова и снова.

Однажды воспитательница заболела, и на мой вопрос: «Где же Ольга Алексеевна? Заболела, наверное?» дочка выдала: «Нет, она от нас дома спряталась, надоели мы ей».

А недавно Настя пришла в слезах с детского сада и спросила: «Мама, что делать, если я люблю хулигана Арсения, а меня любит спокойный Денис?». Вот такие мы, девочки, всегда выбираем, «плохих» парней.

Цените каждый миг и проявляйте терпение, тогда у вашего крохи все получится!

Вероника Лакельская

Источник: http://www.OdnaDama.ru/deti/gotov-li-vash-rebenok-k-detskomu-sadu-anketa-dlya-roditelej-sovety-po-adaptacii-i-lichnyj-opyt/

Собираем кроху в детский сад

Таблица: признаки того, что ребенок не готов к саду

23 сентября 2011 года, 06:22

Малышу уже исполнилось два с половиной или три года, и вы собираетесь отдать его в детский сад.

Как понять, готов ли ребенок начать посещение своего самого первого образовательного учреждения? Как помочь малышу адаптироваться в новых для него условиях?

Зачем нужен детский сад?

Обычно необходимость отдавать ребенка в детский сад вызвана занятостью родителей. Но нередко папа и мама, опираясь на свое собственное детство, считают, что посещение детского сада поможет малышу лучше адаптироваться к школе.

Приучаем к гигиене

Обучение детей младшего возраста принципам личной гигиены — не такой уж сложный процесс. Нужно знать несколько простых правил и подходить к обыкновенному купанию с фантазией.

Бытует мнение, что детям, посещавшим сад, проще найти друзей и установить социальные связи в школе за счет накопленного опыта взаимоотношений со сверстниками.

Психологи, однако, считают, что детский сад – это отнюдь не лекарство от застенчивости. Скорее, это первый тест на самостоятельность. Если малыш не готов оторваться от привычной домашней жизни, адаптироваться в детском саду ему будет сложно.

Не переживайте. В соответствии с законом об образовании дошкольное образование для ребенка не обязательно. Родители могут не отдавать малыша в детский сад, если не считают это необходимым.

Готов ли малыш идти в сад?

Психологи выделяют несколько признаков готовности ребенка пойти в сад:

— он умеет общаться с другими детьми и взрослыми,— он с удовольствием играет с другими детьми,— ребенок может провести длительное время за самостоятельными занятиями: рисованием, лепкой, игрой,— малыш не боится новых впечатлений и незнакомых мест,— ребенок надолго может оставаться без матери,

— у него развиты элементарные навыки самообслуживания: ребенок сам ест, уверенно ходит на горшок, умеет снимать и надевать простую одежду и обувь,

— ребенку интересна идея похода в детский сад.

От готовности малыша зависит и возраст, с которого его можно отдать в «садик». Обычно дети приобретают все необходимые для пребывания в коллективе навыки к трем годам.

Как выбрать детский сад?

Детские сады обычно существуют двух типов: муниципальные и частные. Поэтому выбор в основном зависит от финансовых возможностей родителей.

Направление в муниципальный детский сад, как правило, выдается по месту жительства, в этом случае сад располагается недалеко от дома.

Если вы предпочтете частный детский сад, старайтесь, чтобы он также был недалеко от дома, поскольку ежедневная длительная дорога для маленьких детей очень утомительна.

Пройдите обследование в поликлинике

Для посещения детского сада вам потребуется получить медицинскую карту ребенка или форму №026/у-2000. Ее выдают в районной поликлинике, где наблюдается малыш. В этом документе будет отражаться вся информация о здоровье ребенка, сделанных ему анализах и прививках до тех пор, пока он не достигнет семнадцатилетнего возраста.

Перед тем, как получить карту, ребенок должен пройти диспансеризацию и посетить специалистов: педиатра, хирурга, ортопеда, невролога, отоларинголога, окулиста, дерматолога и психолога – а также сдать анализы.

О том, в какие сроки надо проходить диспансеризацию и как должна быть оформлена карта, вас проконсультируют в детском саду.

Как заранее подготовить малыша к детскому саду?

— Настройте ребенка позитивно. Расскажите ему, что в саду его ждут новые товарищи для игр, интересные занятия и новые игрушки.

— Заранее познакомьте малыша с детским садом. Погуляйте вместе с ребенком на территории сада, посмотрите на других детей на площадке, загляните внутрь.

— Постепенно приучите ребенка к режиму, который ему предстоит соблюдать. Определите время подъема и завтрака, дневных прогулок, подвижных и тихих игр и постепенно «подгоняйте» день малыша под распорядок детского сада.

— Побольше гуляйте с ребенком на детской площадке. Познакомьте малыша с ровесниками: возможно, они окажутся с ним в одной группе. В компании друзей привыкать к новым условиям легче.

Как помочь ребенку в первые дни?

— Старайтесь не волноваться. Ребенок легко почувствует вашу тревогу и начнет бояться похода в детский сад.

— Заранее возьмите отпуск, чтобы в первые недели забирать малыша из детского сада пораньше. В первую неделю – после прогулки. В следующую – после обеда или тихого часа.
— Всегда приходите за малышом, когда обещали, старайтесь не опаздывать.

— Общайтесь с ребенком дома как можно больше. Расспрашивайте, как прошел его день, хвалите за успехи, вместе обсуждайте сложные ситуации, возникшие в группе.

— Старайтесь реагировать на плач и нежелание идти в детский сад спокойно. Объясните ребенку, что «садик» – это почти то же самое, что и мамина или папина работа. Только интереснее. Если истерики повторяются из раза в раз – это повод посетить детского психолога и выяснить, что на самом деле пугает вашего ребенка.

Самое важное

Малыш должен быть готов к детскому саду: уметь за собой ухаживать и не бояться незнакомых людей. Настройте ребенка на посещение детского сада заранее и постарайтесь взять отпуск, чтобы помочь малышу адаптироваться в первые недели.

Источник: http://www.takzdorovo.ru/deti/doshkolniki-i-mladshie-klassy/sobiraem-krohu-v-detskij-sad/

Растем и развиваемся!

Таблица: признаки того, что ребенок не готов к саду

Если у родителей есть возможность не отдавать в детский сад малыша по достижению полутора-двух лет ввиду потребности выйти на работу, то они стараются оставить его дома хотя бы до трёх-четырёх лет. В этом есть определённый резон. Хотя, как показывает практика, готовность ребёнка к детскому саду зависит не сколько от возраста, сколько от собственного характера и семейного воспитания.

Не стоит без большой необходимости отрывать от родителей ребёнка до двух с половиной – трёх лет.

Такие малыши, бывает, довольно легко привыкают к детскому коллективу и новым правилам, но в большинстве своём всё же довольно болезненно переносят разлуку с мамой.

Детям до 2,5-3 лет родители (и особенно мама) очень нужны, – потребность в общении со сверстниками ещё не очень высока, а вот потребность в ласке и заботе гораздо выше. Как узнать, готов ребенок к детскому саду или пока нет?

Признаки, на которые стоит обратить внимание

1. Готовность семьи к этому шагу – отдать ребёнка в детский сад. Если для вас это – не досадная, тяжёлая необходимость, а осознанный выбор с понимаем того, что ребёнок вырос, выросли его потребности в общении, движении и познании. Тогда переход к новому уровню дастся вам всем гораздо легче.

2. Социальная и физическая готовность ребёнка к детскому саду: умение одеваться и раздеваться (с небольшой помощью), есть ложкой/вилкой и пить из чашки, садиться на горшок и обращаться ко взрослому за помощью.

3. Интерес ребёнка к другим людям. Как малыш реагирует на незнакомых и малознакомых детей? Как он относится к обществу сверстников? Если он равнодушен или проявляет пассивный интерес к ровесникам – это норма для детей до полутора-двух лет. Если замкнут и молчалив на детской площадке, или тянет маму в свободный от детей уголок – он не готов социально.

4. Готовность ребёнка оторваться от мамы.

Обратите внимание, как ребёнок реагирует на ваши отлучки, кратковременные и довольно долгие? В принципе, к двум-двум с половиной годам ребёнок способен оставаться с родными или хорошо знакомыми людьми, в привычной обстановке, на несколько часов. А если двухлетний малыш контролирует каждое ваше перемещение и хватает вас за руку при попытке выйти в другую комнату, то можно предположить излишнюю привязанность.

Как помочь ребенку

Двухлетние человечки очень активны и любознательны, они активно познают окружающий мир, редко бывают осторожны и осмотрительны, гораздо чаще доверчивы и очень подвижны.

Всё это приводит к тому, что эти самые человечки активно тянутся друг к другу – ровесникам и более старшим детям. Если этого не происходит, то адаптация в детском саду может немного затянуться.

Возможных причин такой привязанности несколько:

– Возможно, по типу темперамента малыш – меланхолик: тревожный, осторожный, эмоциональный. Такие дети предпочитают стабильность в обстановке и очень привязаны к близким людям.

Что делать? Постепенно готовить его к походу в детский сад: сдвигать режим в сторону детсадовского, скорректировать меню питания.

А также систематически, спокойно и доброжелательно, рассказывать ребёнку о детском садике – что его там ждёт, подготовить игрушки, одежду, вещи, которые он хочет взять с собой, рассказывать о детях и воспитателях. Тогда переход станет более ожидаемым и лёгким.

– Ранее пережитый ребёнком стресс: неожиданная или долгая разлука с мамой, напугавшие его незнакомые люди, госпитализация или частые визиты в поликлинику, и так далее.

Что делать? Постарайтесь поместить малыша в такую обстановку, в которой пугающие его предметы или люди станут позитивными и неопасными.

Если он увидит, что люди в белых халатах – не обязательно врачи, а врачи не всегда делают уколы, что в поликлинике можно ещё и играть, читать и знакомиться, то непривычная обстановка будет пугать гораздо меньше.

– Неготовность самой мамы расстаться с ребёнком. Довольно часто бывает, что именно мама боится отдать малыша чужому человеку, расстаться с ним на несколько часов, выпустить из-под своего контроля, лишить своей заботы.

Мама (или папа, или семья в целом) боится, что малышу не будет так хорошо в детском саду, как дома. И малыш воспринимает эту точку зрения подсознательно, как само собой разумеющееся, – ведь другой точки зрения он не знает.

А близкие люди тревожатся, – значит, случится что-то плохое…

Что делать? Готовиться морально. Учиться доверять ребёнку, дать ему возможность пожить своей собственной маленькой жизнью со своими собственными маленькими ошибками и горестями.

Учиться понимать, что малыш растёт и рано или поздно станет полностью самостоятельным, а семья не сможет отвечать его потребностям. И лучше ему учиться жить и общаться раньше, чем позднее навёрстывать упущенное.

Лучшие детско-родительские отношения – это партнёрство, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии.

– Малыш не имеет опыт общения с другими детьми и взрослыми. Бывает, что малыш часто болеет или по любой другой причине его семья редко принимает гостей, избегает детских коллективов. Тогда ребёнок волей-неволей завязан на внутрисемейном общении и не имеет навыков общения с посторонними. Или предпочитает общаться со взрослыми, а детей избегает.

Что делать? С самого раннего возраста общаться с людьми, бывать в разных местах. Будут и болезни, и ссоры, и обиды и драки, – этого не избежать.

Но это можно и нужно использовать на пользу себе и ребёнку: учить разговаривать и ладить с детьми, учить играть вместе и по отдельности, учить налаживать контакты, избегать конфликтов и разрешать их.

Учить общению малыша и учиться самому, – потому что у открытых и коммуникабельных родителей бывают обычно открытые и коммуникабельные дети.

А если у вас и вашего малыша всё хорошо, то сходите вместе на экскурсию в детский сад, познакомьтесь с воспитателем и группой и… И смело выпускайте маленькую ладошку, – ведь вечером она снова будет в вашей руке.

Желаю вам позитивного детсадовского опыта!

дошкольный педагог-психолог Наталья Лесных.

Источник: http://razvitoy.ru/gotovnost-k-detskomu-sadu/

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду, советы психолога

Таблица: признаки того, что ребенок не готов к саду

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано малыша отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.

Как мама троих деток я имею определенный опыт и могу подтвердить, что утверждения психологов о том, что существуют три вида адаптации к детскому саду вполне справедливы. Поговорим о :

  • Понятие адаптации
  • Степень адаптации ребенка в детском саду
  • Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду
  • Личный опыт того, как помочь малышу ясельной группы пройти адаптацию.

Разберемся что такое понятие адаптации. Это подстраивание/привыкание всего организма вашего карапуза под непривычную для него среду. Имеется ввиду как его эмоциональное состояние так и физическое.  Адаптация это всегда стресс. Что может быть страшнее для ребенка, чем разлука с мамой? Кто-то находится в этом сложном состоянии первый месяц, а кто-то пол-года не может адаптироваться к саду.

Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3-5 они максимально привязаны к матери, плюс кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено. Под гипнозом почти все взрослые вспоминают страхи и ощущение безмерного детского горя.

Психические травмы малыш прячет в себя (Петя укусил, а мамы нет рядом, воспитатель сказала, что если не будешь спать заберет бабайка, и мама любит только хороших и послушных деток),и этим подрывает своё здоровье, начиная часто болеть. К непривычному климату ясельной группы, воспитателям (по сути чужим тетям на первом этапе) добавляется адаптация к новым вирусам и микробам.

Поведение и есть те признаки по которым мама должна понять, что происходит с её сокровищем, и конечно же помочь ему в этот период всеми доступными методами. К первому дню в детском саду стоит готовиться заранее.

Степень адаптации ребенка в детском саду

Тяжелая степень 

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Легкая степень

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду

Дети с тяжелой формой адаптации трудно идут на контакт. Воспитатель может установить контакт только через родителя (бабушку, сестру).Попытки воспитателя заинтересовать его игрушкой имеют кратковременный эффект, или вообще остаются без внимания.

Даже с учетом того, что все дети 2 лет играют особняком этот малыш заметнее других одинок и растерян. Переходит от одной игрушки к другой, старается забиться в угол, спрятаться. На похвалу / замечания не реагирует, словно его здесь нет. Отказывается от еды. При более активных попытках привлечь внимание начинает плакать ища маму.

Часто болеет. Болезни зачастую затяжные, с осложнениями.

В подходе к таким малышам справится только опытный воспитатель путем где-то повышенного внимания, а где-то просто оставив малыша в его «уголке». Таких малышей чаще остальных нужно брать на руки, даря им «оставленное дома» ощущение безопасности и любви ( для скорейшего привыкания к воспитателю). В такой ситуации не обойтись без помощи психолога (они есть в каждом дошкольном учреждении).

Не стесняйтесь поговорить о сложившейся ситуации, если ваш воспитатель сам не проинформировал специалиста. Ребенка забирайте почаще до дневного сна. Пусть врач пропишет комплекс витаминов. Психолог создаст «моделирование» положительной ситуации нахождения карапуза в группе.

Средняя степень адаптации это когда малыш по утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго хныкает, грустит время от времени.

 Проблемы заключаются в том, что стресс скрытый. Перемены в его поведении замечают только близкие (стал более «ручным», беспокойно стал спать). При обмене различными бактериями иммунитет не выдерживает двойной нагрузки и малыш болеет.

Отличие от тяжелой адаптации и в том, что оказавшись дома карапуз очень быстро идет на поправку, никаких осложнений после болезни нет.

Советы психолога в данной ситуации. Малыша рекомендуется переключать на игрушки,хваля отводить в группу, вовлекать в игры. Родителям рекомендуется почаще вслух хвалить малыша за  то,что он ходит в садик. С восторгом замечать все его достижения.

Хорошим признаком служит то, что после месяца — двух ваше сокровище активно начнет знакомиться с детками, будет инициатором игр (хотя это более характерно для деток после 3 лет).

Легкая адаптация в младшей группе сада характерна для половины малышей. Малыши поначалу активно хотят в сад. Им нравятся новые игрушки.

Некоторые плачут утром, но при легкой адаптации дети никогда не закатывают утренних истерик, только хныкание и незначительные капризы (хочу идти в тапочках, возьму железную дорогу, пойду в пижаме).

Привыкание к новому укладу жизни наступает примерно через 2-5 недель. Нет болезненности (иммунитет справляется).

адаптация ребенка в группе

В отношении психологов у меня двойственное мнение. Одни из них за мягкость и плавность, другие настаивают на том, что чем больше родитель пытается смягчить процесс адаптации к саду, тем только все усложняет, словно растягивая душевную боль. Нужно ясно дать понять ребенку что будет только так и никак иначе. Болеют все дети, и это нормально.

Я знаю на примере своих знакомых десятки историй того, как какой малыш проходил адаптацию к саду. Анечку я родила в 36, и глядя на поведение малышей практически наперед угадывала, как пройдет у них этот процесс привыкания к садику.

Дети, у которых были двоюродные сестры и братья приспосабливаются легче.Труднее всего малообщительным малышам и как ни странно тем, с кем активно занимались до сада, уделяя им повышенное внимание. Так, моя принцесса к 2 годам знала животных, геометрические фигуры, цвета.

Я занималась с ней играючись по карточкам Домана.

Каждое утро она шла в группу с любимой игрушкой (это был розовый фламинго, сейчас переключилась на мишку). Я специально создала вокруг игрушки образ защитника, частичку меня.

Когда что-то случалось и мне приходилось её жалеть, то непременно подключалась игрушка (мишка тоже Анечку жалеет, как мама).

Одна моя знакомая имела возможность нанимать няню на весь день, но решила, что не будет создавать «тепличные условия» и отвела сыночка в обычный садик, но с бассейном, зарядкой, видеоплеером и прочими бонусами. Адаптация к саду шла печально.

После консультации у детского психолога они нашли выход- диктофон, куда мама записала ему сказки, песенки. В сложные моменты воспитатели включали ему записи. Это спасло ситуацию. Ставлю акцент, что это был именно диктофон, а не смартфон, который бы посадил малышу зрение и облучал бы его, вызвав привыкание. Пришлось бы потом ломать голову как отучить малыша от гаджета.

Другой пример. Малыш тяжело привыкал к яслям, капризничал, плакал, и в итоге его практически силой каждое утро тянули в сад.Нужно отдать должное маме, которая мгновенно приняла правильное решение. Она отправилась на разведку в другой сад. Обратила внимание, что там с детками по утрам делают зарядку, другое питание, воспитатели ближе к 40 годам.

зарядка для облегчения адаптации в ясельной группе

В день перевода в другой сад словно сама судьба подсказала ей, что она поступает правильно. Мамочка услышала разговор молодых воспитательниц о малышах из группы.

Сейчас все дети дебильные и истеричные и какой у них каторжный труд. Всех нормальных детей распределили в другие группы оставив им самых сложных и неуправляемых. Случается и такое.

К моему сожалению мама при переводе не стала говорить об этом заведующей, когда та допытывалась о причинах перевода.

По словам мамы мальчишку словно подменили. Привыкание к саду проходило прекрасно. Шел с радостью, поскольку понимал, что там будет занята каждая минутка: зарядка, чтение, игры, поделки.

Мои советы , чтоб привыкание к саду протекало легко

  1. Готовьтесь к саду заранее,
  2. Осмотрите цветовую гамму будущей группы, наличие игрушек, книг, теплого покрытия на полу, отсутствие сквозняков,
  3. Дайте малышу в сад любимую игрушку,
  4. Будьте готовы к некоторой акклиматизации, пейте витамины,
  5. Обратите внимание на отношение воспитателей к другим детям,
  6. Фотографируйте сами своего малыша в группе сами, чтобы потом показывать ему по вечерам эти фотографии и общаться вопросами. Какие игрушки ты любишь? Малыш пальчиком покажет. Покажи на какой кроватке ты спишь?  А где ты сидишь за столиком? Твоя кроватка самая хорошая, да?
  7. Устраивайте «каникулы»  от посещений сада, оставляя малыша дома внепланово на день-другой,
  8. Если кроха остается дома (заболел, просто оставили) придерживайтесь режима дня как в ясельной группе,
  9. Всегда будьте на стороне своего малыша. Если адаптация/привыкание идет тяжело слушайте только своё сердце. Никто кроме вас не знает что лучше для вашего карапуза. Одним действительно нужна строгость, другим- мягкость.

Надеюсь, что моя статья о том, как протекает адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе вам поможет.

По личному опыту могу сказать, что даже проходив в сад год ребенок будет испытывать голод от общения именно с вами. Делайте выходные максимально насыщенными общением. Как никто другой знаю насколько это сложно.

Всего пару дней выходных и нужно многое успеть. Помните, что активное детство ребенка длится с 2 лет до 6. Всего 4 года.

Автор текста и владелица сайта: Наталья Чалая

Источник: http://3karapuzika.ru/adaptacija-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-psihologa

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.