Страхи и комплексы родом из детства

Содержание
  1. Детские страхи
  2. Вопреки разуму
  3. Что вырастает из детских страхов
  4. Убить дракона
  5. Какие взрослые болезни вырастают из детских страхов?
  6. «Мамочка, не уходи!»
  7. Ольга ПЕРОВСКАЯ, акушер-гинеколог :
  8. Откуда берется «ограничительное поведение»
  9. «Я укола, ой, боюсь…»
  10. Страх ушел, а болезнь осталась
  11. Случай из практики
  12. Комплекс из детства. Родом из детства. | Психология внутри
  13. «А вот я в твоем возрасте… !!!»
  14. «Посмотри на….»
  15. «Я тебя люблю, когда ты меня слушаешься»
  16. «Будешь плохой, то отдадим тебя вон той тете»
  17. «Весь в отца…»
  18. «В наказание- моешь пол….»
  19. Детский перфекционизм: как избавить ребенка от безупречности?
  20. Признаки перфекционизма у ребенка
  21. Детей можно назвать перфекционистами, если они:
  22. Причины перфекционизма у ребенка
  23. Как преодолеть перфекционизм у детей?
  24. Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы
  25. Причины психологической травмы
  26. Жизненные сценарии
  27. Негативные установки (директивы)
  28. Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?
  29. Что же делать с детскими психологическими травмами?
  30. Учиться заботиться о себе

Детские страхи

Страхи и комплексы родом из детства

Детьми мы все чего-то боялись. Остаться одному, темноты, зубных врачей, пиявок и красных рук, вылезающих по ночам из-под кровати.

Взрослея, приобретаем букет совершенно других страхов — одиночества, болезней, безденежья, безработицы. Забываются и красные глаза с антресолей, и тени в полутемном пустом коридоре.

Даже к стоматологам заглядываем, хотя и с напряженной струной внутри себя. Но забыты ли детские страхи?

Вопреки разуму

Страх — скорее подарок природы, чем наказание. Это тот инструмент, который помог нашим далеким предкам выжить в дикой природе. Именно страх заставлял их быть внимательными, собранными и аккуратными. Здоровый, мобилизующий, он сигнализирует: «Осторожно! Опасно!» Этот страх контролируем.

При необходимости его можно преодолеть с помощью разума, воли или эмоций. В экстремальной или просто незнакомой ситуации мы себе говорим: «Соберись, тряпка!» — и действуем так, как подсказывает опыт и голос рассудка.

Между тем, согласно исследованиям Кэролла Изарда, проведенным в 1971 году, страх — именно та эмоция, которую люди меньше всего хотели бы переживать.

Тем не менее страх сопровождает нас всю жизнь и лежит в основе гораздо более сложного и социально обусловленного чувства тревоги, которая, помимо страха, базируется еще и на чувстве вины, стыда и целом калейдоскопе других эмоций.

Помимо мобилизующего, есть еще страх парализующий. Его порождает более сложный спектр эмоций, чем просто боязнь за собственную жизнь. Он социальнее по своей природе, и именно он, в силу своей сложности, чаще всего приводит к образованию фобий — бесконтрольного, немотивированного страха. Это может быть боязнь грозы, темноты или красных резиновых сапог.

Проявления страха — беспокойство, сердцебиение, испарина и дикий выброс адреналина — нередко возникают даже в отсутствие самого стимула: достаточно лишь о нем подумать. Большинство современных психологических школ выводят фобические страхи из детства.

Если для того, чтобы заполучить фобию в зрелом возрасте, необходимо пережить действительно жесткий стресс, то в младенчестве, когда ребенок открыт всему, приобрести такой «подарок» довольно просто. Причем фобия может развиться в отношении даже самого безобидного явления или существа. Не обязательно это кто-то действительно страшный, как Баба-яга.

Это доказал американский психолог Беррес Скиннер, поставив в начале прошлого века эксперимент по искусственному воспитанию фобии. Восьмимесячному ребенку показывали кролика и одновременно роняли металлический поднос вне поля его зрения. Если до опыта зверь вызывал у малыша живой интерес, то после него — только слезы и истерику.

Кролик стал для младенца символом дискомфорта и страха. Надо отдать должное экспериментатору: он не только привил испытуемому фобию, но и впоследствии излечил ее.

Страхи, идущие из детства, — это память об опасности, реальной или, в большинстве случаев, мнимой или воображаемой. Многие из них базируются на ошибочной интерпретации событий и в таком же иррациональном виде сопровождают нас всю жизнь.

Во многом здесь есть вина взрослых, постоянно ставящих на пути между ребенком и миром сложную систему запретов и правил.

«Разве нормальный ребенок не заинтересован в познании мира посредством проб и ошибок, следуя своему любопытству, — пишет в своей книге „Открытие бытия“ американский психолог Ролло Мэй.

— И если вы будете чинить ему препятствия в удовлетворении этих потребностей, получите только травматическую реакцию». Он подчеркивает: любопытство к миру в определенном возрасте является гораздо более важной потребностью, чем желание безопасности, во многом переоцененное психологами.

Детский страх может закрепиться и перерасти в фобию «благодаря» действиям родителей, которые не умеют или не хотят разделить чувства ребенка. Они убеждают его, что ничего страшного не происходит, могут злиться, ругать малыша или действовать от противного — сунуть в руку паука или столкнуть с надувного матраса, чтобы научить плавать.

Подобные поступки, как правило, и приводят к формированию фобии.

«Иногда родители транслируют ребенку собственные страхи: например, переходя улицу и ведя за руку малыша, мать при виде машин, которых она опасается, может инстинктивно сжать его ладонь — и это тоже может повлиять на возникновение страха», — комментирует аналитический психолог Жанна Сергеева.

Что вырастает из детских страхов

Детских страхов, способных в том или ином качестве проявиться у взрослых, — великое множество.

Самые распространенные причины появления этих страхов — результаты запугивания (разумеется, с педагогическими целями), нервозность и тревожность взрослых при общении с ребенком, большое количество запретов, сильный испуг, шоковые состояния, конфликтные ситуации в семье, длительные переживания или психические потрясения и т. д.

Из такого ассортимента с возрастом произрастает самый непредсказуемый букет.

Степень влияния иррациональных детских страхов на поведение взрослого человека велика. Зачастую они неудобны, сопровождаются смешными ритуалами, заставляют испытывать чувство стыда, и преодолеть их самостоятельно не удается.

Самый нелепый вариант — это настоящая «реинкарнация» детских боязней. Днем, среди толпы, мы все солидные зрелые люди. Но стоит оказаться в одиночестве в лесу, ночью в деревне или в пустом городе — как в нас просыпается Ребенок. И мы начинаем бояться привидений, духов, малейшего скрипа, теней, игры света, вороха одежды на стуле, темноты.

Далеко не все способны преодолеть этот ужас. Наедине с мирозданием в человеке просыпаются гораздо более древние, отпечатанные на генетическом уровне ощущения — физическое понимание своего масштаба перед лицом вселенной и ощущение беззащитности перед силами природы. Спадает привычная завеса социальной защищенности.

Привидения и монстры часто возникают в детских фантазиях, если в семье существуют проблемы — чья-то болезнь, смерть, о которой ребенку не сказали, угроза развода. Дети словно сгущают витающую в воздухе тревогу, материализуют ее в привидение.

И чем ближе монстр к кровати малыша, тем более серьезные переживания он испытывает.

Но во взрослом возрасте это привидение, от которого ребенок задыхался, может трансформироваться в клаустрофобию, и тогда, например, человек передвигается по городу на такси или наземном общественном транспорте, потому что в метро ему становится плохо.

Убить дракона

«Детский след» прослеживается и в попытке защититься от иррациональных страхов столь же иррациональным поведением. Из триллера в триллер кочует сюжет, когда жертва убегает по ночной улице от преследователя в свете уличных фонарей, как модель по подиуму, хотя здравый смысл подсказывает держаться более темных участков, где ты менее виден и где легче спрятаться.

Однако мрак пугает сильнее, чем конкретный человек с ножом, — мало ли кто там еще прячется.

Точно так же появляется система маленьких ритуалов, призванных охранить и оберечь. И в случае их нарушения мы испытываем внутренний дискомфорт.

Логика этих действий посторонним людям непонятна, потому подобного рода нейтрализация страхов может вносить вполне ощутимые неудобства в обыденную жизнь.

Жанна Сергеева рассказывает о прецеденте лечения детского страха: «Родители разрешили сыну защищаться от Бабы-яги, которой он боялся. Малыш спал с игрушечным мечом, а на подоконнике выстроил армию роботов и солдатиков.

Когда страх ослаб, мальчик начал рисовать Бабу-ягу, разговаривать о ней, и родители поддерживали его в этом: любую фобию надо не отрицать или стараться задавить, а общаться с ней и понимать ее происхождение. Так вскоре ребенок перестал бояться».

Но если у детей ритуальные действия вполне понятны и логичны, то у взрослого такие методы явно вступают в конфликт и с жизненным опытом, и со здравым смыслом.

В зависимости от серьезности, психологической конституции человека и конкретной жизненной ситуации, затаившиеся детские страхи могут вызывать целую гамму проявлений — от милых чудачеств до тяжелых расстройств психики.

Что же нам делать со всеми этими «скелетами в шкафу»? Во‑первых, психологи рекомендуют воспитывать в себе Взрослого — ту часть личности, которая отвечает за самостоятельность, ответственность, аналитическое восприятие действительности, принятие и реализацию волевых решений.

Любой иррациональный страх связан с Внутренним Ребенком. И практически все направления психологии работают с детскими фобиями, помогая поднять их со дна памяти и заново переосознать уже в рамках имеющегося жизненного опыта, постепенно принять своих «монстров».

ТЕКСТ: Денис Грачев

← Нажми «Нравится»и читай нас в 

Источник: https://www.cosmo.ru/psychology/psychology/detskie-strahi-17517/

Какие взрослые болезни вырастают из детских страхов?

Страхи и комплексы родом из детства

Зачастую никто не может так напугать на всю жизнь, как родная мамочка.Оказывается, они могут оказать влияние не только на психику, но и на развитие различных болезней, например, астмы и вегетососудистой дистонии

Любой, кто даже отдаленно знаком с азами фрейдистской психологии (хотя бы по анекдотам), знает, что большинство взрослых комплексов — из детства.

Но это знание редко используется на практике, когда речь идет не об «эдиповом комплексе», а о внезапных приступах сердцебиений или аллергии.

Между тем доказано, что более 40% хронических заболеваний в основе своей имеют психологические причины, которые тянутся из первых лет жизни.

«Мамочка, не уходи!»

Самый первый страх, который ребенок испытывает в первые месяцы жизни, — потерять связь с матерью. Именно из него проистекает взрослый страх одиночества. Но если мать оказывается «кукушкой» и надолго оставляет малыша одного, страх одиночества замещается тягой к нему.

Ольга ПЕРОВСКАЯ, акушер-гинеколог :

— Неразрывная связь малыша с мамочкой должна поддерживаться минимум до 9 месяцев. Именно до этого возраста каждый уход матери воспринимается ребенком трагически — как будто она оставляет его навсегда. Потому мы всегда советуем, как бы ни было трудно материально, не выходить из декретного отпуска на полный рабочий день хотя бы до года.

Дети, лишенные тактильного контакта (прикосновений) с матерью в раннем возрасте, нередко вырастают угрюмыми, замкнутыми, подозрительными. При этом чаще страдают инфекционными заболеваниями, и даже обычная простуда длится у них дольше.

Специалисты по психосоматике утверждают, что самое уязвимое место людей, не чувствовавших в младенчестве контакта с матерью — бронхо-легочная система (их часто донимают бронхиты, астмоидные состояния, воспаление легких).

Откуда берется «ограничительное поведение»

Одна из самых опасных групп детских страхов — те, которые сознательно формируют у ребенка взрослые. Когда родные и педагоги, не утруждая себя логичным и понятным для ребенка объяснением, почему нельзя делать то-то и то-то, просто запугивают, иногда самым нелепым образом.

Простой пример. Одна знакомая (Авт.) панически боится заходить в воду, так и плещется в море по колено как дурочка.

И все потому, что в детстве, когда она однажды накупалась до посинения, ее мамаша, нависнув над дрожащим ребенком, громовым голосом объявила: если далеко заплывешь, тебя схватит за ноги всплывший утопленник, страшный раздутый мертвец, и утащит на дно.

Подруга выросла и, разумеется, понимает, что никто ее никуда не утащит. Но, стоит чуть глубже зайти в воду, ее ноги становятся ватными, пот градом и сердце заходится в стиле хаус.

Причем такая малоприятная реакция организма возникает у нее теперь не только на воду, но и в любых сложных жизненных ситуациях, когда она не знает, как поступить, и впадает в панику. Спасибо дорогой мамочке за невроз с паническими атаками!

Но бывает и хуже. Укоренившиеся с детства нелепые «нельзя» способны довести практически до инвалидности.

«Я укола, ой, боюсь…»

Не меньше неприятностей во взрослой жизни могут доставить и страхи от случайных обстоятельств. Один из самых распространенных — боязнь врачей и медицинских процедур.

Начинается все обычно так: малышу делают болезненный укол, он в слезы. А «добрые» медработники и родители цыкают на малыша, мол, потерпишь.

Вместо того чтобы успокоить, логично и убедительно объяснить, почему это было необходимо, что боль пройдет, а польза останется.

Так возникает страх-фиксация, причем не только на боли, а на сопутствующих обстоятельствах, включая непонимание твоего «горя» близкими людьми.

Один пациент, страдающий депрессиями, говорил, что перед началом приступа ощущает запах зубоврачебного кабинета и ужасно гнетущее чувство одиночества (в детстве дантист неудачно полечил ему зубы, а мать, не желая слушать доводы сына, что он больше не хочет к этому доктору, продолжала таскать мальчика к этому же грубому и пугающего ребенка медику).

Страх ушел, а болезнь осталась

Любой страх сопровождается сложным комплексом реакций со стороны нашей вегетативной нервной системы и входит у организма в привычку. Так, если с возрастом психологический компонент страха утрачивается (например, не будет же нормальный взрослый бояться темноты или ветвей за окном), то вегетативная реакция на пугающие обстоятельства остается.

Самые частые последствия детских страхов — ассоциативные воспоминания, сопровождающиеся сердцебиениями, потливостью, ощущением нехватки воздуха, позывами в туалет, ощущением мышечной слабости (синдром «ватных ног»).

Потому при расстройствах вегетативной нервной системы, панических атаках очень эффективным оказывается метод психоанализа.

Случай из практики

Пациентка обратилась к психотерапевту по поводу эритрофобии (она жутко боялась покраснеть и непременно краснела в самых неподходящих обстоятельствах — перед выступлением на публике или во время секса). Покрывалась красными пятнышками по типу крапивницы.

Лечилась у аллерголога, не помогло. А после нескольких сеансов психоанализа выяснилось, что в детстве (а выросла она в пуританской семье) однажды случайно подглядела, как папа с мамой занимаются сексом.

И страшно раскраснелась — с одной стороны, от страха, что ее обнаружат и накажут, а с другой — от стыда за то, что ужасно хотелось досмотреть.

И со временем ощущение этого детского страха стыда и сладости «переехало» во взрослую жизнь и накатывало всякий раз, когда возникала возбуждающая ситуация — будь то секс или публичное выступление. Вот такая «аллергия».

Елена ИОНОВА, Михаил ВИНОГРАДОВ

Источник: КП.ру

Источник: http://happymama.ru/semya/210508/kakie-vzroslye-bolezni-vyrastayut-iz-detskih-strahov

Комплекс из детства. Родом из детства. | Психология внутри

Страхи и комплексы родом из детства

10.01.2016

Комплекс из детства есть почти у каждого. хотя каждый родитель желает своему ребенку только добра и старается сделать для этого все возможное.

И это похвально, но к сожалению родители тоже ошибаются как и все люди и допускают то, что потом негативно сказывается на ребенке.

Однако стоит отметить, что ребенок все таки став взрослым не может переложить ответственность за какое- то действие на родителя.

Однако все таки родителям стоит быть внимательными к своим словам и репликам, что бы не спровоцировать лишних проблем в психике ребенка.Наверно вы согласитесь, что многие комплексы тянутся из детства. И человек даже может помнить что- то конкретное что так на него повлияло.

Нравится ли вам вспоминать обидные шутки в свой адрес, которые говорили вам одноклассники? Конечно нет или по крайней мере вы не каждый день над этим смеетесь. Также слова родителей, которые они часто повторяли в детстве своему ребенку надолго останутся в его памяти и дадут свой резонанс.

Это произойдет в любом случае, но может быть в разной степени.

Психика- очень тонко- настроенный «орган» нашего тела. Организма и требует к себе столь же бережного ежедневного обращения, как и любой другой орган. Если не уделять этому достойного внимания, то будут плохие последствия как и с любым другим органом. А здоровье нужно беречь с молоду….

В этой статье рассматриваются слова, реплики родителей,которые имеют далекий резонанс и не всегда тот, который хотелось бы.

«А вот я в твоем возрасте… !!!»

Это частые слова родителя, который хочет побудить ребенка к большему и лучшему. А побуждать нужно на чьем- то примере и лучше всего. конечно, на своем. Вот так родители постоянно показывают ребенку что ему есть к чему стремиться и что ему стоит многих усилий стать хоть как- то похожими на них.

Это родители делают абсолютно из чистых побуждений- они хотят стимулировать ребенка быть лучше и быть лучше, даже чем они сами.
А теперь посмотрим на эту ситуацию глазами ребенка. Ребенок считает своих родителей настоящими идеалами. Он любит и уважает их больше всех на свете и их похвала и признание очень важны для него.

И такой ребенок постоянно слышит, что ему нужно быть лучше, сильнее и выше. Но не просто так а чтобы быть похожими на родителей и чтобы они это оценили и перестали сравнивать себя и ребенка и стали друзьями, чего он так желает.

Понимаете какую смесь начали варить родители в голове в психике своего ребенка этими словами побуждения ребенок начинает стремиться быть лучше или хотя бы стараться не ради самоуважения и других чистых мотивов, а только ради того, чтобы получить одобрения родителей.

Ребенок постоянно ждет похвалы и это можно назвать комплекс из детства- комплекс недохваленных детей, стремящихся всеми силами доказать родителям, что они хорошие. К сожалению, родители с таким настроем относятся к ребенку всю жизнь и поэтому даже уже непонятно где кто какую черту переступает и кому нужно помогать избавляться от комплексов. Потому что родители скорее всего так себя ведут, так как тоже имеют свои комплексы из детства.

Что же делать тогда родителям, чтобы побудить ребенка к достижению целей, а не создать ему комплексы?

Нужно и даже хорошо ставить себя в пример, но не с той ноткой, что ваш ребенок до вас не дотягивает. Например, вы можете хвалить его за его личные успехи, ведь у него они есть, это точно.

Но вы можете рассказать что вам помогло достичь большего и ставить перед собой дальнейшие цели.

То что вам помогло- может помочь и вашему ребенку, поэтому такие слова будут даже гораздо более практичны для ребенка, чем просто напоминание, что он не оправдывает звание вашего сына или дочери.

Можно даже строить с ним планы и мечтать о его успехах и достижениях и хвалить его уже за это.

Но тоже здесь не нужно перегибать палку и не сделать его нарциссом- тогда у него может появиться другой комплекс из детства.

«Посмотри на….»

Это сравнение ребенка уже не с собой, а с кем- то другим- например, более успешным братом или сестрой или одноклассником или соседом. Да, это сравнение тоже имеет самые благородные мотивы, но опять таки моет иметь не тот результат, который ожидался.
Сравнение- это обидно и неприятно. Сами родители знают это и имеют этот комплекс из детства.

Но вместо того, чтобы не причинять этой боли своему ребенку, они говорят эти обидные слова и говорят, что это поможет ребенку.
Родители не должны думать, что их ребенок не понимает этого момента сравнения. Может быть ребенок даже понимает мотивы родителей, но от этого не легче.

Конечно, трудно не сравнивать, когда разница налицо и хочется стимулировать ребенка.

Но лучше опять хвалить ребенка за его личные успехи за старания, которые он прилагает. Также полезно с ним читать истории тех, кто добился успеха в чем- то и как он это сделал. Но выводы в большинстве случаев нужно делать не за ребенка. А вместе с ним и не в форме нотации, а в форме общения.

Вспомните себя.

Если вам не нравилось в детстве как сравнивали вас, то неужели это понравится вашему ребенку?! Если вы до сих пор помните с негативом того человека на которого вас равняли, хотя тот даже мог про это не знать, то как будет ребенок относится к тому с кем его сравнивают? А если это брат или сестра, то будут ли между ними дружеские отношения после таких сравнений или пойдет соперничество?
Родители, конечно, не хотят таких последствий и стараются замечать положительное в своем чаде.

«Я тебя люблю, когда ты меня слушаешься»

Да, некоторые родители это говорят очень серьезно и ребенок действительно это воспринимает как руководство к действию .если подросток взбунтуется и скажет что- нибудь в ответ, то у ребенка просто начнет формироваться комплекс — нужно угодить родителям, чтобы они меня любили, ведь я так этого хочу.

Такие дети очень хорошо себя ведут и слушаются родителей после пары таких замечаний и с ними нет проблем. Но у них- у детей- уже внутри есть проблемы. К сожалению, такие дети начинают думать только о том, чтобы угодить сначала родителям, а потом и другим.

Другие окружающие это чувствуют и могут начать пользоваться такой безотказностью человека, а тот в свою очередь боясь где- то отказать и тем самым не угодить человеку, будет у него на эмоциональном крючке. Мысль понятна.

Если ребенок потом поймет в чем его трудность и попытается исправить положение, то будет очень сложно говорить окружающим «нет», он будет очень переживать за любое разногласие с кем- то и брать всю ответственность за недоразумение на себя и т .д. может быть вы знаете таких людей.

У них и во взрослом возрасте такая репутация «без проблемных» людей. Но они такие потому что у них комплекс из детства- они хотят заслужить любовь своим послушанием. Потому что им сказали, что их любят только в этом случае.

Что же делать? Точно не говорить этих слов, даже в шутку. Есть случаи когда шутки родителей по поводу любви очень сильно влияли на ребенка долгое время, хотя были сказаны не всерьез.

Что говорить? Заверять, что вы любите своего ребенка всегда. Даже когда ребенок вас не слушается, то вы на самом деле не перестаете же его любить! Поэтому если вы решили сделать замечание или даже наказать свое чадо, то скажите, что вы это делаете из любви, что наказание- это мера воспитания и что вы желаете быть последовательным в своих словах. Ваше наказание и его причина должны быть понятно ребенку. Тогда он на самом деле не разочаруется в вашей любви.
Не наказывайте ребенка на эмоциях. Ребенок сначала будет вас бояться, а точнее бояться ваших эмоций, а потом просто перестанет иметь с вами близкий контакт, чтобы ненароком не попасть под горячую руку. Еще у вашего ребенка может появиться невроз и он станет сам таким же нервным и горячим как и его родители.
Поэтому нужно, чтобы ребенок всегда чувствовал вашу любовь и не стремился ее заработать.

«Будешь плохой, то отдадим тебя вон той тете»

Принцип действия этих слов тот же, что описан выше. Поэтому смотрите выше, как говорится.

«Весь в отца…»

Тоже комплекс налицо- и у самого родителя и у будущего ребенка.Хотя родитель, который подчеркивает отрицательное качество в другом родителе, хочет побудить ребенка быть другим, но эффекта это не даст. Почему? Смотрите выше примеры похожих фраз и как их воспринимает ребенок.

Но тут дело может пойти еще глубже- потому что затрагивается очень близкий ребенку человек- кто- то из родителей. Если ребенок очень похож внешне на своего родителя, то чем он тут виноват? Это раз.

А если ребенок имеет какие- то черты характера как у своего родителя, то разве это тоже его выбор? Как же тогда мудрые и взрослые люди говорят такие слова да еще и с таким укором!Чаще всего ребенок воспринимает правду одного родителя как 100%- ую и начинает негативно относиться к другому родителю, с которым его сравнивают.

Это вносит разлад в отношения супругов еще больше и разлад между ребенком. К сожалению это формирует комплекс из детства- негативное отношение к определенному полу или к определенному качеству, которое само по себе может быть не плохим.

Например, если девочке говорили, что она вся в отца по каким- то манерам, то во взрослой жизни будет ей приятно уважать мужчин, которые испортили жизнь ее мамы и ее детство? Будет ли она любить своего отца, даже если поймет, что ее родители имеют каждый свою правду и мама тоже имеет отрицательные качества?

Конечно, каждый из родителей когда- то говорил такие фразы, но стоит подумать стоит ли их повторять?

Что же делать? Опять же если вы хотите помочь ребенку развить в себе что- то хорошее, то делать это надо путем положительного- похвалы за старания и успехи, помощь в преодолении каких- то качеств. Не стоит унижать своего супруга и тем более ребенка.

Простите своего супруга сами и не вспоминайте его ошибки, обидные поступки, чтобы не высказать это все своему ребенку. Наведите порядок в своей жизни. Замечайте то хорошее, что передалось по наследству вашему ребенку, например, какие-то способности к музыке или пению.
Не говорите таких фраз «все мужики такие…», ведь ребенок может очень крепко их запомнить и сформировать неправильное отношение к кому- то и потом пожинать последствия этого комплекса.

«В наказание- моешь пол….»

Это частая фраза- наказание. К сожалению, опять мимо цели любви и уравновешенности. Эта фраз формирует негативное отношение к труду. То есть выбран неправильный метод наказания. Наказывать ребенка физическим трудом, типа домашних дел неправильно, так же как неправильно будет сказать «в наказание будешь тихо сидеть».

У ребенка формируется понятие что тихо сидеть- это не то состояние, которому нужно радоваться и к которому нужно стремиться.

Какие последствия имеет этот комплекс? Негативное отношение к работе, особенно физической, нежелание иметь какие- то обязательства перед кем- то, нет адекватного отношения к наказанию в детстве и советам будучи уже взрослым.

Это конечно сказывается и на будущей семейной жизни ребенка- то есть уже выросшего человека- он не хочет поддерживать чистоту и следить за порядком в своем доме, не берет на себя инициативу и категоричен к замечаниям со стороны спутника жизни, часто занимает пассивную сторону в зарабатывании семейного бюджета. В общем последствий хватает.

Что же делать? Наказывать ребенка адекватно, не на эмоциях. также ребенок усвоит наказание если лишить его того, что ему дорого- например, вечер без теоевизора или без компьютера.

если вы какое- то хорошее дело как мытье полов превращаете в наказание, то бует ли ваш ребенок рудолюбивым ии бует считать рабоу наказанием? и наоборот, если вы что- то хорошее ставите как цель, то это иесть побуждение слушаться и получить что- то хорошее.

Это лишь некоторые фразы родителей, которые способствуют развитию комплексов у детей. Конечно, может ваш ребенок сможет преодолеть негативное влияние этих слов.

Но зачем это проверять? Каждый родитель может проанализировать как он разговаривает дома с детьми и подумать как это слышат дети и какие у них уже есть наклонности в связи с его словами.

Если ребенок нервный, неусидчивый, отвергает руководство или наоборот боится и шагу ступить без вас, то стоит подумать нет ли какого- то неправильного влияния от вас. В этой статье даже не бло точного названия какого- то комплекса, потому что суть не в том. чтобы знать название того. что не праивльно, а цель- предовратить это.

Всем нам приходится бороться с какими- то комплексами из детства, но вы как родители, сделаете все возможное, что бы не допустить их у своего ребенка! Успехов вам!

Ниже смотрите очень полезные статьи!!!

Источник: https://psiin.ru/detishki/kompleks-iz-detstva-rodom-iz-detstva

Детский перфекционизм: как избавить ребенка от безупречности?

Страхи и комплексы родом из детства

Нередко родители сталкиваются с ситуациями, когда их малыш стремится любыми средствами и способами довести каждое поручение до идеального результата. И впору радоваться подобной старательности, ведь замечательно, если работа сделана хорошо и с душой.

Однако зачастую стремление к совершенству превращается в навязчивый перфекционизм, когда ребенок становится собственным худшим критиком. Что отличает маленького перфекциониста и как избавить его безупречности?

Скажем сразу, что справиться с желанием детей достичь идеала будет довольно непросто. Вам потребуется не только много работать с ребенком, но и пересмотреть свои взгляды на детское воспитание. Сегодня мы расскажем, как это сделать аккуратно, чтобы ненароком не нанести малышу психологическую травму.

Если Вам некогда читать статью, посмотрите её краткий пересказ от автора на видео.

Признаки перфекционизма у ребенка

Маленький перфекционист очень исполнителен и трудолюбив, он любит раскладывать все по полочкам, всегда следует правилам. В его школьной тетради вы не уведите плохих оценок и некрасиво выведенных букв, а его комната отличается редкой чистотой и порядком.

Казалось бы, в этом нет ничего плохого, однако под внешней безупречностью у ребенка зачастую скрывается боязнь ошибки, неуверенность в собственных силах, мнительность и заниженная самооценка.

Психологи уверены: если не принять необходимые меры в детстве, то во взрослой жизни такого «педанта» ждут многочисленные трудности – и в общественной, и в личной сфере.

Как же отличить исполнительного ребенка, от малыша, стремящегося к недостижимому идеалу?

Детей можно назвать перфекционистами, если они:

  • тратят на выполнение задания слишком много времени, медлительны и скрупулезны;
  • переделывают выполненную работу и переписывают текст, если им кажется, что они сделаны не совсем идеально;
  • воспринимают любую критику в штыки и тяжело переживают из-за малейшего замечания;
  • боятся ошибок вплоть до отказа от деятельности. Любая неудача для них – настоящая катастрофа;
  • требуют оценок от родителей и других значимых взрослых, причем по любым, даже самым незначительным поводам;
  • не любят обсуждать с мамой и папой собственные промахи и неуспехи;
  • чересчур придирчивы к деталям и мелочам;
  • ставят перед собой труднодостижимые задачи, а потом начинают винить себя в том, что не сумели их выполнить.

Безусловно, перечень основных особенностей перфекциониста далеко не полон, однако уже можно сделать вывод, что подобные черты характера способны существенно осложнить жизнь детей.

Причины перфекционизма у ребенка

Синдром «отличника», а именно так еще называют перфекционизм, возникает в раннем возрасте. И виной тому является неправильное поведение родителей, которые стремятся реализовать собственные желания в своих детях. Что еще приводит к возникновению перфекционизма?

  1. Взрослые возлагают на ребенка большие надежды, желая видеть его успешным и состоявшимся человеком. Детские желания и возражения в расчет не принимаются, так как мама с папой «сами знают», что для него лучше.
  2. Метод воспитания, в котором нет места похвалам и поощрениям. Боязнь наказания или очередного выговора приводит к тому, что дети стремятся быть идеальными. Кстати, подобная авторитарность может привести к нервному срыву или озлобленности на близких.
  3. Иногда ребенок излишним прилежанием старается привлечь родительское внимание, становясь отличником и лучшим учеником в классе. Специалисты также указывают, что такая педантичность – своеобразная защита от проблем в семье.
  4. Сравнение с более успешным сверстником или старшим братом вызывает у детей ревность и желание доказать маме с папой, что они ничуть не хуже. Отсюда один шаг до нервного перенапряжения.
  5. Один из супругов (или оба) также является перфекционистом, а значит, просто не способен оценить те методы воспитания, которые он применяет по отношению к ребенку.
  6. Помимо этого, темперамент и особенности характера также вносят существенный вклад в возникновение перфекционизма. У чувствительного и тревожного малыша больше шансов стать человеком, стремящимся к совершенству.

Как преодолеть перфекционизм у детей?

Прежде всего, не следует путать усидчивость и мотивацию достижения с перфекционизмом.

Если первые два качества приносят ребенку лишь позитив, то во втором случае он идет к поставленной цели через усталость, замкнутость и даже депрессии. Что в этом случае рекомендуют психологи?

  1. Будьте открыты. Ваше чадо не должно бояться, что вы отругаете его за неудачу, накажите или попросту проигнорируете, если малыш захочет поделиться своими проблемами с близким человеком.
  2. Любите ребенка безусловно. Казалось бы, банальный совет, однако некоторые дети чувствуют себя обделенными маминой заботой, если они не выиграли соревнования, получили плохие оценки, испачкали куртку на улице и т.д. Пусть малыш помнит, что вы любите его не за заслуги, а просто потому, что он появился на свет.
  3. Не сравнивайте с другими. Безусловно, каждый ребенок – уникальная личность, и не следует проводить аналогии между соседским мальчиком, одноклассником и вашим отпрыском.
  4. Критикуйте правильно. Критика должна побуждать ребенка к новым свершениям, а не способствовать появлению неуверенности. Предложите свой вариант решения проблемы, и малыш поймет, как нужно выполнить это задание в следующий раз.
  5. Важна не оценка, а процесс получения знаний. Не следует поощрять желание детей получать исключительно пятерки. При получении очередного высшего балла обращайте внимание на то, что маленький умник хорошо поработал и узнал много новой информации.
  6. Учите ошибаться. Да, именно так. Любая неудача – это, прежде всего, полученный опыт, а не трагедия. С ранних лет приучайте малыша к тому, что ошибку можно и нужно исправлять, почерпнув из нее что-то новое.
  7. Не лишайте детства. Не стоит загружать ребенка развивающими занятиями и несколькими кружками. Если вы мечтаете, чтобы он стал пианистом, это не означает, что сам малыш хочет того же самого. Возможно, он занимается музыкой или спортом только потому, чтобы не расстраивать маму.
  8. Поощряйте общение со сверстниками. Нахождение в детском коллективе поможет ребенку понять, что не нужно всегда быть лучше всех. Иногда можно просто отдохнуть и побыть самим собой. Ваше чадо станет терпимее к окружающим, заведет новых приятелей.
  9. Обратитесь к психотерапии. В книге австралийского психолога Дорис Бретт есть замечательные терапевтические сказки про девочку Энни, которая все делала лучше остальных детей и стремилась стать еще лучше.
  10. Не переусердствуйте с приучением к порядку. Конечно, малыша необходимо приучать к чистоте, однако не стоит доводить все до абсурда. Если вы начнете настаивать на том, чтобы на одеяле не было складочек, а каждая вещь всегда стояла на своем месте, вы рискуете воспитать перфекциониста.

Если ваш отпрыск предъявляет себе и другим завышенные требования, стремится в работе к идеальному результату, значит, вам придется потратить немало сил в борьбе с детским перфекционизмом. Поверьте сами и объясните ребенку, что саморазвитие, получение новых знаний и навыков, умение радоваться открытиям намного важнее, чем высокие оценки.

Введите 1-й день цикла:

перейти к результату

Введите:
результат ХГЧ

Ваш срок 7 дней8 дней9 дней10 дней11 дней12 дней13 дней14 дней15 дней16 дней17 дней18 дней19 дней20 дней21 день22 дня23 дня24 дня25 дней26 дней27 дней28 дней29 дней30 дней31 день32 дня33 дня34 дня35 дней36 дней37 дней38 дней39 дней40 дней41 день42 дня

перейти к результату

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/detskij-perfekcionizm

Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы

Страхи и комплексы родом из детства

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты.1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.2.    Развод родителей.3.    Гиперопека со стороны старших.4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.

5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария.

Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это.

Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”.

Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”.

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив.

А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”.

В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет.

Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения.

Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy».

Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его.

Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. В. Маяковский писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:– любой эмоционально-душевной травмы,– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,

– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)

Источник: https://adnosiny.by/psihologiya/detskaya-psihologicheskaya-travma

Рождение ребенка
Добавить комментарий