Скорей бы он заговорил: 5 способов развить речь ребёнка

Содержание
  1. 10 советов, чтобы ребенок быстрее заговорил
  2. 1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
  3. 2. Используйте короткие слова, простые и понятные!
  4. 3. Не говорите слишком быстро!
  5. 4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
  6. 5. Читайте ребёнку книги!
  7. 6. Ограничивайте просмотр телевизора!
  8. 7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
  9. 8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!
  10. 9. Развивайте мелкую моторику!
  11. 10. Исключите любые чрезмерные требования!
  12. Как помочь ребенку заговорить: наш практический опыт
  13. Нормы и сроки
  14. Почему малыш не хочет говорить?
  15. Что нужно делать?
  16. Как научить разговаривать ребенка в 2 года? Делюсь опытом!
  17. Как развивается речь у детей до 2 лет?
  18. Нормы речи ребенка в 2 года
  19. Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года
  20. Что делать, если ребенок так и не начал говорить?
  21. Мой опыт развития речи у ребенка
  22. 5 способов помочь ребёнку заговорить
  23. Шаг 1. Живите в режиме радио
  24. Шаг 2. Валяйте дурака
  25. Шаг 3. Повторяйте все по много раз
  26. Шаг 4. «Не понимайте» своего ребенка
  27. Шаг 5. Просите расшифровать просьбу
  28. Ребенок плохо говорит: 6 способов помочь развить речь
  29. К какому врачу обращаться?
  30. 7 видов нарушений речи
  31. Причины возникновения проблемы
  32. Как помочь ребенку заговорить?
  33. Развивающие занятия для детей
  34. Как легко и быстро научить ребенка говорить
  35. Стадии развития речи у ребенка
  36. Как научить ребенка говорить: способы
  37. Как быстро научить ребенка говорить
  38. Как научить ребенка правильно говорить букву л, р, ш, с
  39. Буква Р
  40. Буква Ш
  41. Буква С
  42. Советы логопеда

10 советов, чтобы ребенок быстрее заговорил

Скорей бы он заговорил: 5 способов развить речь ребёнка

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

КОГДА ребенок начнёт говорить, и КАК он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

Вот 10 советов, которые помогут Вашему ребенку быстрее начать говорить.

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»

Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

3. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.

Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

5. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно.

Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному.

Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.

Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

9. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

10. Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным?

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

НАЖМИТЕ НА СТАТЬЮ НИЖЕ,
чтобы читать еще:

Источник: http://mama-likes.ru/advices/10-sovetov-bystree-zagovoril.html

Как помочь ребенку заговорить: наш практический опыт

Скорей бы он заговорил: 5 способов развить речь ребёнка

Здравствуйте, дорогие читатели! Полгода назад я была вынуждена погрузиться в тему проблем речи и развития малышей. Как помочь ребенку заговорить? Пора поделиться своим практическим опытом.

Для тех, кто еще не знает — «История развития нашего сына». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.

Нормы и сроки

В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?

Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).

Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.

Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.

Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.

Хороший невропатолог должен определить — это просто задержка речи или есть заметная незрелость нервной системы. Вы сами этого не определите. Но невропатолог видит подобные нарушения с порога. Конечно, у него в глаза не встроено УЗИ, МРТ, ЭЭГ и прочее. Но поверьте, даже просто осмотр может помочь прояснить картину.

На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье «Ребенок в 2 года не говорит».

Почему малыш не хочет говорить?

Речь зависит от трех факторов:

  • моторика;
  • мышление;
  • желание общаться.

Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.

Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.

Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.

Что нужно делать?

И теперь — самое главное! Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил? Поделюсь нашим опытом:

  1. Оцените, насколько часто ваш карапуз слышит человеческую речь. В первую очередь — начните активно общаться с ребенком. Станьте «радио». Комментируйте все вокруг. Комментируйте все свои действия, переодевания, умывания, игры.
  2. Старайтесь чаще подключать малыша к диалогу. Если он понимает ваши слова и может хоть как-то отвечать (жестом или звуком) — почаще задавайте вопросы. Провоцируйте речь, чтоб у ребенка была потребность сказать слово.
  3. Придумывайте игры, ориентируясь на уровень ребенка. Если он произносит только звуки, но все понимает на слух — добивайтесь в игре повторения звуков. Постепенно усложняя задания. Например, изображайте филина, крича «ууууу!» Или покажите, как игрушка-медведь здоровается с малышом звуком «ыыыыы».
  4. Учитывайте интересы ребенка. Любит машины? Подумайте, как заниматься с помощью игрушечных машинок. Тут и звуки «вжжжж», и «бииии». Слова «катать», «колесо», «гараж». Учите названия животных, катая их на своих машинах.
  5. Если у ребенка маленький активный словарь, выберите несколько простых слов — и сосредоточьтесь только на них. Стараясь повторять их как можно чаще.
  6. Используйте пальчиковые игры, потешки, стишки, песенки. Некоторые дети так лучше запоминают слова.
  7. Развивайте мелкую моторику. Поощряйте игры с крупами, мозаику, сортеры, стройте башни из кубиков.
  8. Развивайте навыки имитации у малыша. Если он с удовольствием повторяет за вами игры и упражнения — это большое счастье! Если нет — учите.
  9. Я не могу дать в статье все эффективные упражнения. Берите их из книг. Например, Е.Янушко «Помогите малышу заговорить» (в легких случаях). А также К.Дедюхина «55 способов общения с неговорящими детьми» и Р.Августова «Говори! Ты это можешь!» (в ситуациях посложнее).
  10. Вовремя реагируйте на признаки усталости и давайте малышу отдохнуть.
  11. Если ничего не получается — не стесняйтесь искать специалиста. До скольки лет можно ждать и заниматься самостоятельно? Каждая мама решает сама. Я свое мнение озвучила выше. Если проблема только в самой речи — можно дать себе время до 3 лет.
  12. Поиск специалистов логопедов-дефектологов — это отдельная тема. По своему опыту скажу… Работа логопедов очень и очень отличается.

Я против того, чтобы заставлять детей говорить силой… Не давать конфету, пока он не скажет соответствующее слово. Выбивать слова через плач, нарочно «не понимать» ребенка и т.п. По крайней мере, если у ребенка нет тяжелых диагнозов.

Я предпочитаю действовать через интерес, как бы это ни было сложно. Учить подражанию. Показать в игре, что повторять звуки (а затем — слова) — это весело и интересно. В какой-то момент малыш начинает также подражать и в бытовых ситуациях.

Можно доводить ребенка до истерики, отказываясь давать заветную вещь, пока не скажет «дай». А можно… Лукаво улыбнуться, и с азартом предложить: «Скажи — ДАЙ!» И это работает! Не всегда, но если соблюдено следующее:

  • у вас хороший контакт с малышом, хорошие отношения и уровень доверия;
  • вы развивали речевое подражание в игре;
  • вы внимательны к потребностям своего малыша;
  • вы очень радуетесь его крошечным успехам;
  • вы требуете от него только то, что ему по силам.

Конечно, на этом пути есть много нюансов. И я не могу рассказать здесь весь свой опыт. Только основы. Читайте книги, пробуйте, занимайтесь.

Многие дети начинают говорить и без постороннего вмешательства. Тогда, когда приходит время. А некоторым детям нужна серьезная помощь.

Напоследок хочу сказать, что если у вас выявлены проблемы с развитием, а не только с речью… Не теряйте времени. Не ждите, что все само рассосется. Сначала просто начните сами заниматься с малышом. Это безопасно и не требует финансовых затрат.

Если задержка увеличивается — ищите дефектолога. Особенно, если вашему чаду исполняется 3 года.

Источник: http://pozdnyakova.org/kak-pomoch-rebenku-zagovorit/

Как научить разговаривать ребенка в 2 года? Делюсь опытом!

Скорей бы он заговорил: 5 способов развить речь ребёнка

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов.

Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания.

Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.
  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый. Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.
  • Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

ПричинаРешение
1.НаследственностьЕсли один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2.Особенность характера и темпераментаНекоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3.Отсутствие необходимости в речиЕсли по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4.Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефектыБывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5.Чрезмерный напор родителейРодители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6.Отсутствие интересаМалышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7.Отсутствие социумаЕсли все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи.

Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад.

На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало.

Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года.

Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет:

присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

С уважением, Любовь Созыкина

Источник: http://www.OdnaDama.ru/deti/kak-nauchit-razgovarivat-rebenka-v-2-goda-delyus-opytom/

5 способов помочь ребёнку заговорить

Скорей бы он заговорил: 5 способов развить речь ребёнка

От автора:Как помочь своему ребенку легко и быстро освоить речь?

Шаг 1. Живите в режиме радио

Дочь засыпала под мои рассказы и песни, слышала их, пока бодрствовала. Скоро подключились и родственники. Дедушки и бабушки вспомнили все стихи, прибаутки и потешки, которые когда-то слышали, а потом взялись за книги и полезли в интернет.

«Разговаривать с ребенком нужно обязательно, и это неважно, что сначала он ничего не понимает, а потом, когда уже понимает, молчит в ответ, — прокомментировала руководитель филиала бюро медико-социальной экспертизы, врач-невролог Александра Пашенцева.

— Причем аудиосказки или развивающие программы на планшете не могут заменить живую речь. Детям нужен вербальный контакт».«Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, неторопливая речь окружающих взрослых, — рассказала логопед Ольга Хорева.

— Активный словарь ребенка также наращивается постепенно. Детская речь приближается к взрослой только к пяти годам».

Шаг 2. Валяйте дурака

Я корчила дочке рожи, надувала и втягивала щеки. И все это под звуковой «аккомпанемент»: цоканье языком и причмокивание губами, жужжание и шипение. Дочь повторяла эти звуки за мной.

Игра и развлекала ее, и тренировала артикуляционные мышцы.«Развитие артикуляции – важная составляющая освоения речи, — подчеркивает Ольга Хорева.

– Для развития артикуляции логопеды используют упражнения, которые выполняются в игровой форме. Так начинается становление звуков».

Шаг 3. Повторяйте все по много раз

Сначала повторяем простые слова – «дай», «бум» или состоящие из двух одинаковых слогов – «папа», «мама», «баба». Все это – в игре, с улыбкой, без нажима.Если мне на глаза попадались предметы, обозначаемые словом из лексикона дочери, показывала пальцем и ждала. При этом старалась уйти от всяких «би-би» и «гав-гав».

Позже предлагала дочери повторять чуть более сложные слова. Если они были очень длинными, то сначала по слогам и только потом целиком.«Звукоподражания очень важны, и вовсе игнорировать их не стоит. Они, как правило, служат для обозначения действий (например, поезд едет – «ту-ту», вода капает – «кап-кап», часы идут – «тик-так»), – рассказала Ольга Хорева.

– Однако нужно следить, чтобы ребенок не застрял на этом этапе, и вовремя перейти на следующий – к произнесению привычных нам слов. Проще всего понять, готов ли ребенок сказать то или иное слово, проследив, какие звуки он уже выговаривает. Так, вместо «кап-кап» в какой-то момент стоит предложить ребенку произнести слово «вода».

И если у него это получится, с «кап-кап» нужно попрощаться».

Шаг 4. «Не понимайте» своего ребенка

Если дочь просила о чем-то жестами, хотя могла использовать простое слово, я притворялась, что не могу догадаться, о чем она просит (в туалет, конечно, вовремя водила).

«Этот прием работает, когда ребенок в принципе уже что-то говорит. Но здесь очень важно не перегибать палку, – посоветовала Ольга Хорева. – На непонимание дети реагируют по-разному. Некоторые уходят в крик, слезы.

Таким детям взрослым лучше сначала дать образец: самим произнести нужное слово».

Шаг 5. Просите расшифровать просьбу

Я просила дочку объяснить мне смысл, заложенный в одном слове. Так «дай» превращалось в «мама, дай воды».«Чтобы помочь ребенку составить простую фразу из двух слов, проще всего задать уточняющий вопрос. Когда ребенок говорит «гулять», спросите, с кем он пойдет и куда. Простые фразы дети осваивают в норме к двум годам.

Быстрее всего появляются те, что связаны с повседневными бытовыми вещами», – прокомментировала Ольга Хорева.«Иногда так бывает, что родители занимаются с ребенком, а он молчит. А потом в три-четыре года вдруг начинает разговаривать предложениями.

Это тоже вариант нормы, и такой способ освоения речи, как правило, наследуется», – рассказала Александра Пашенцева.

Как понять, все ли в порядке, произойдет этот скачок в какой-то момент или все-таки в развитии речи есть отклонения? По словам Александры Пашенцевевой, надежный способ определить патологию в речевом развитии – проследить, понимает ли ребенок обращенные к нему слова. К двум годам в норме это уже происходит.

Отсутствие гуления и попыток найти взглядом источник звука (в том числе говорящего взрослого) часто говорит о проблемах со слухом. Застой в освоении речи может указывать и на эпилепсию – когда небольшие приступы случаются ночью, «стирая» накопленную за день информацию. А иногда нарушения в развитии речи могут быть обусловлены банальной педагогической запущенностью.

Оле-Лукойе созерцатель

  • Активность: 74k
  • Пол: Женщина

Оле-Лукойе созерцатель

Источник: https://nashideti.temaretik.com/1389891222045723625/5-sposobov-pomoch-rebyonku-zagovorit/

Ребенок плохо говорит: 6 способов помочь развить речь

Скорей бы он заговорил: 5 способов развить речь ребёнка

Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

Когда ребенок заговорит? Спросите у себя!

3−6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.

1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1−10 слов, в пассивном — 30−60 слов.

2 года — конструирует простые фразы из 3−4 слов; словарный запас от 100 слов.

Эти ужасные двухлетки: как уживаться с непоседой

3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.

4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.

4−5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.

6 лет — речь сформирована.

В общем, когда ребенку год, и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.

К какому врачу обращаться?

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с педиатра. Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу, отоларингологу, сурдологу, психиатру.

Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше.

Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

7 видов нарушений речи

1Для исправления дислалии (неправильное произношение отдельных звуков), как правило, достаточно усилий логопеда. На занятиях педагог «научит» мышцы губ и языка правильному положению для создания звука.

2 При ринолалии (неправильное произношение всех звуков) речь невнятна, монотонна; скорее всего, нарушено строение артикуляционного аппарата, и нужна консультация ЛОРа.

3 Моторная алалия — это состояние, когда малыш все хорошо понимает, однако плохо произносит некоторые звуки, у него маленький для своего возраста словарный запас, ошибки в согласовании рода, числа, падежа. Причина — поражение некоторых центров головного мозга.

4 Из поражений речевых центров возможна и сенсорная алалия. В этом случае ребенок не понимает смысла обращенной к нему речи. Он повторяет слова, предложения и даже целые стихотворения, не понимая, однако, их смысла. Для диагностики обращаются к неврологу.

5 Афазия — редкое явление, когда до определенного возраста речь развивалась нормально, а потом в результате болезни или травмы начался регресс. Требуются экстренные меры диагностики у невролога.

6 Дизартрия — тяжелое нарушение, которое обычно сопутствует неврологическим заболеваниям и органическим поражениям головного мозга. Как правило, для ее исправления логопед и невролог объединяют свои усилия.

7 Реактивный мутизм — полная немота, возникшая у ребенка, владеющего речью. Отличить это невротическое проявление от психиатрического заболевания может только доктор.

Причины возникновения проблемы

Итак, среди наиболее распространенных причин можно назвать такие:

  1. Родовые травмы.
  2. Дефицит личного общения (начиная с внутриутробного развития).
  3. Медленное созревание нервной системы.
  4. Поражение слуха.
  5. Общее расстройство развития нервной системы.
  6. Отсутствие мотивации говорить.
  7. Педагогическая запущенность.
  8. Психологическая травма.

Как помочь ребенку заговорить?

1 Общаться. Это банально, но с малышом нужно говорить буквально с момента, когда ты узнала, что беременна.

С новорожденным — тоже, но внятно, не спеша, с четкой артикуляцией, интонациями, повернувшись лицом к лицу с ребенком, чтобы он видел мимику, «считывал» положение головы и тела.

Можно комментировать собственные действия, рассказывать о том, что вы оба видите в данный момент, рассматривать картинки и описывать их.

2 Слушать и понимать. Интонации грудничка часто окрашены смыслом (страх, просьба, нетерпение), и мама, которая разгадала их и озвучила, проговорила эмоцию, делает очень много для речевого развития малыша. Когда маленького человека слышат, это дает стимул «говорить» больше — сначала криком, потом лепетом, словами.

3 Читать вместе. В зависимости от возраста чтение может быть более или менее сложным. Важно, чтобы мама читала наизусть, глядя на ребенка, а не в книгу. Не исключено, что малыш ее захлопнет, если заметит, что внимание мамы направлено не на него.

! Притворное, демонстративное «непонимание» детских жестов, лепета или слов иногда работает, стимулирует речь, однако чаще приводит к слезам и истерикам. Будь осторожна с такими лукавыми трюками.

4 Стать интереснее гаджетов. Неверно думать, что слушая аудиосказки или просматривая мультфильмы, малыш заговорит в большем объеме, чище и лучше.

Обучение происходит только тогда, когда он видит лицо говорящего человека, положение его тела, слышит интонацию — все это он подсознательно запоминает.

Отбирать ли гаджеты, решай индивидуально, однако лучше стать для своего малыша интереснее гаджетов.

5 Добавить общения со сверстниками. Игра на детской площадке, в парке, игровом центре — все это замечательные стимулы начать говорить. Игра расслабляет, добавляет эмоций, и возникает желание поделиться радостью.

6 Создать доброжелательную атмосферу. Дети чувствительны, поэтому они наверняка поймут беспокойство мамы и папы по поводу плохой речи или ее отсутствия. Постарайся умерить тревогу, не обсуждать в присутствии ребенка его «недостаток», пресечь попытки родственников отнести сына или дочку в разряд «плохо говорящие дети».

Развивающие занятия для детей

Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в игровой форме. Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому.

Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально. Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками.

Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.

8 необычных детских игр и экспериментов

Пальчиковые игры. В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга.

Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь. С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их).

С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.

Лепка. Для малышей подойдет масса для моделирования — мягка и безопасная. В домашних условиях его заменит соленое тесто (по 1 стакану муки и соли, столовая ложка растительного масла и ½ стакана воды): не страшно, если кроха попробует его на зуб, а храниться оно в холодильнике и долго не портится.

Артикуляционная гимнастика. Пример упражнений ты найдешь в этом видео:

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/244202-rebenok-ploxo-govorit-6-sposobov-pomoch-razvit-rech/

Как легко и быстро научить ребенка говорить

Скорей бы он заговорил: 5 способов развить речь ребёнка

19 января 2017 831

Каждый малыш овладевает техникой речи постепенно и делает это с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенные к нему выражения, а затем начинает говорить сам. Как правило, до года от крохи можно услышать первые элементарные слова, а уже к трем годам жизни он говорит осмысленными фразами.

Стадии развития речи у ребенка

Освоение речи ребенком начинается с самых первых дней жизни. Уже с рождения малыш нуждается в постоянном общении и стремится выразить свои эмоции любыми способами. Развитие речи происходит в несколько этапов.

Стадии:

  1. Крик (до 1 месяца). С самого рождения кроха имеет лишь один метод общения – это крик. С его помощью он может сообщить, что проголодался или у него что-то болит.
  2. Гуление (до 5 месяцев). Постепенно ребенок учится произносить целые звуковые комбинации. Гуление, как и крик, является способом вступления в диалог со взрослыми людьми и выражения своих желаний.
  3. Лепет (до 12 месяцев). Данный период характеризуется произношением первых слогов, происходит подготовка артикуляционного аппарата. В это время крайне важно комментировать каждое действие крохи, ему просто необходимо слышать обращенную к нему речь.
  4. Первые слова (до 1,5 лет). К году словарный запас ребенка составляет около 10 слов, к полутора годам он увеличивается примерно в 3 раза. Помимо этого происходит развитие пассивного словаря, то есть тех слов, которое малыш понимает, но произнести пока не может.
  5. Фразовая речь (до 2 лет). В этом возрасте кроха учится говорить целые слова и даже может складывать из них словосочетания.
  6. Построение фраз (до 3 лет). Лексикон ребенка начинают дополнять глаголы, прилагательные и местоимения. Он уже с легкостью может задать вопрос, либо составить несложное предложение.
  7. Развернутая речь. После 3 лет кроха начинает не только говорить хорошо построенными предложениями, но и слушать собеседника.

Вышеперечисленные данные являются примерными, не всегда умения крохи совпадают с общепринятыми возрастными показателями.

Как забеременеть с первого раза, можно узнать из нашей публикации на сайте.

Рецепты блюд для кормящих мам есть в этой статье.

Отсюда вы узнаете, как правильно  и сколько времени хранить грудное молоко.

Немаловажно для достижения эффективного результата правильно организовать занятие. Для того, чтобы помочь ребенку развить речевые навыки, родители должны познакомиться с рекомендациями психолога и логопеда.

Рекомендации по проведению занятий:

  • необходимо найти правильный подход и проводить занятия в той форме, которая будет нравиться ребенку;
  • продолжительность занятия не должна превышать 30 минут, иначе малыш утомится и каждый урок будет для него пыткой;
  • форма подачи нового материала должна регулярно меняться, однообразие быстро надоедает детям;
  • процесс обучения должен проходить в максимально спокойной обстановке;
  • родителям необходимо быть на одном уровне со своим чадом и во время занятия смотреть ему в глаза.

Правильно проведенное занятие не только порадует малыша, но и принесет хороший результат. Следует помнить, что для быстрого уяснения информации, прежде всего, нужно заинтересовать маленького ученика.

Как научить ребенка говорить: способы

Развитие речи включает в себя целый ряд мероприятий, которые стимулируют и улучшают речевые навыки.

Способы обучения:

  1. Общение. Этот метод является самым основным, с ребенком необходимо поддерживать общение с самого рождения. Бесспорно, все дети копируют своих родителей. И правильность речи ребенка во многом зависит от того, насколько грамотно выражаются его родители.
  2. Гимнастика артикуляционного аппарата. Данные упражнения помогут крохе научиться говорить как можно легче и быстрее. Проводить такую зарядку вовсе несложно, она заключается в выполнении несложных упражнений. Например, открывание и закрывание рта, вытягивание губ и растягивание рта в улыбке.
  3. Массаж лица и ладошек. Такой массаж способствует развитию речевых навыков, во время процедуры рекомендуется рассказывать малышу забавные стишки и потешки.
  4. Развитие мелкой моторики. Упражнения, развивающие мелкую моторику, не только помогают крохе быстрее заговорить, но и способствуют формированию творческих навыков.

Овладение техникой речи – это важное событие в развитии каждого малыша. Этот период может сопровождаться, как радостными моментами, так и возникновением трудностей.

Как быстро научить ребенка говорить

Безусловно, родители всегда с нетерпением ждут, когда их чадо начнет говорить.

Для того, чтобы ребенок заговорил как можно раньше необходимо с первых дней жизни все ему показывать и рассказывать.

Для того, чтобы научить ребенка говорить в 1 год необходимо:

  • учить кроху повторять все услышанные звуки;
  • необходимо постоянно менять мимику, интонацию и выражать различные эмоции;
  • при общении избегать постороннего шума;
  • все события, происходящие рядом с крохой, необходимо проговаривать;
  • не нужно по первому зову исполнять все желания ребенка, рекомендуется спровоцировать его к попытке попросить что-либо с помощью слов;
  • учить свое чадо тщательно прожевывать пищу, это является зарядкой для языка и губ.

К 1 году ребенок должен говорить элементарные слова, например, мама, папа, бай-бай, дай, нет и да. Если же этого не происходит, то паниковать не стоит. Это лишь является сигналом того, что родителям необходимо продумать методы развития речи.

Если к 2 годам ребенок упорно отказывается говорить, то это указывает на небольшой словарный запас, который стоит незамедлительно наполнить. Конечно, развивать речь в этом случае можно самостоятельно только при уверенности в том, что нет никаких проблем с речью и развитием.

Для того, чтобы малыш научился говорить в 2 года нужно:

  • регулярно читать крохе сказки и детские стихотворения;
  • развивать мелкую моторику: больше рисовать, заниматься лепкой и складывать мозаику;
  • объяснять смысл обращенных к малышу выражений.

Кроха непременно быстро научится говорить, если родители будут как можно больше общаться с ним.

Как научить ребенка правильно говорить букву л, р, ш, с

Обычно при постановке речи многих родителей беспокоит то, что малыш не выговаривает некоторые буквы. Самыми сложными в произношении считаются такие буквы, как л, р, ш и с. Научить правильному выговариванию таких букв можно без помощи логопеда в домашних условиях.

  • эту букву нужно произносить с улыбкой, прижимая кончик языка к небу;
  • также помогут некоторые упражнения языком, например, облизывание губ или дотягивание языка до кончика носа;
  • для того, чтобы ребенок запомнил правильное произношение необходимо научить его при проговаривании буквы Л закусить язык.

Следует помнить, что правильное произношение данной буквы наблюдается не ранее 5 лет.

Буква Р

  • хорошее влияние оказывает такое упражнение, как цоканье языком;
  • для того, чтобы активизировать языковые мышцы, необходимо попросить кроху слегка покусать свой язык;
  • отлично помогает упражнение, в ходе выполнения которого малышу необходимо высунуть язык и поболтать им вверх и вниз.

Буква Ш

  • хорошо поможет имитация прожевывания пищи;
  • необходимо как можно чаще просить кроху изобразить улыбку на губах;
  • очень важно показать правильное расположение языка при произношении этой буквы, язык должен быть прижат к нижней губе в то время, как его бока слегка приподнимаются.

Буква С

  • необходимо дать своему чаду какой-нибудь небольшой предмет, который он должен зажать зубами, а затем подуть;
  • также можно попросить кроху улыбнуться и упереться языком в нижние зубы, затем он должен сильно подуть.

Используя вышеперечисленные упражнения регулярно, родители заметят значительные улучшения уже в скором времени.

Считается, что развитие речи – это показатель умственных способностей ребенка. Но мнение это ошибочно. Тормозить развитие речи могут как внешние факторы, так и отклонения, требующие помощи специалиста.

Тормозить речь могут:

  • слаборазвитые мускулы рта;
  • слабое слуховое внимание;
  • плохой слух;
  • недостаточное общение родителей со своим ребенком;
  • проживание в недоброжелательной атмосфере.

Для начала нужно разобраться в причине того, почему ребенок вместо того, чтобы говорить предпочитает молчать. Неумение говорить далеко не всегда свидетельствует о серьезном отклонении.

Поводы для беспокойства:

  1. Ребенок не играет и никак не идет на контакт со своими сверстниками.
  2. Говорит невнятно.
  3. Не понимает обращенных к нему фраз или заданных ему вопросов.
  4. Не узнает людей из своего окружения, либо не помнит предназначение того или иного предмета.
  5. Не может назвать своих членов семьи.

Если у крохи наблюдается хоть один из этих признаков, следует обратиться к специалисту.

Советы логопеда

Чаще всего проблему с развитием речи разрешает такой специалист, как логопед. Он прекрасно разбирается в речевых дефектах и может оказать эффективную помощь родителям.

Советы логопеда:

  • говорить с малышом нужно много и повсюду;
  • обязательно нужно читать сказки, петь детские песенки и рассказывать шутливые стишки;
  • необходимо просить кроху больше рассказывать, при этом аккуратно поправлять его ошибки;
  • занятия лучше всего проводить в игровой форме;
  • ребенку требуется регулярное общение со своими сверстниками;
  • обязательной процедурой является развитие мелкой моторики;
  • когда малыш просит какую-либо вещь, нужно побуждать его к тому, чтобы этот предмет был правильно назван;
  • для разнообразия рекомендуется проводить бытовые инсценировки.

Самое полезное, что можно сделать для своего чада в процессе развития речи – это уделять много внимания. Не стоит забывать, что дети являются отражением своих родителей.

Подведя итог, можно с уверенностью сказать, что обучение технике речи малыша – задача не из простых, часто вызывающая много вопросов. Регулярно занимаясь со своей крохой и поощряя любую его активность, родители смогут убедиться, что научить его говорить оказалось не так уж и сложно.

Дополнительная информация по теме статьи — в следующем видео.

Источник: http://nektarin.su/dlya-mam/deti/kak-nauchit-rebenka-govorit.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий