Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

Содержание

Как развить красноречие: упражнения

Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

Красноречие – качество, которым в наши дни полезно обладать не только представителям определенных профессий: политикам, педагогам, телеведущим. Одни люди наделены им от рождения, другие вынуждены долго и упорно добиваться его развития. Как развить красноречие тем, кто пока не владеет искусством говорить красиво? Упражнения, собранные в статье, помогут в этом.

Как развить красноречие: эффективное упражнение

Упражнение, которое часто рекомендуют на курсах ораторского мастерства, может показаться забавным, однако дает превосходные результаты. Как развить красноречие, не посещая специальные тренинги? Нужно выбрать какой-либо предмет домашней утвари, скажем, кастрюлю, а затем максимально подробно описать его, выражаясь красивым литературным языком.

Люди, у которых вызывает сложности это задание, могут начать с трехминутного описания. Время постепенно увеличивается, пока человек не научится говорить об одном и том же предмете в течение получаса, не повторяясь в своих мыслях и не прибегая к одним и тем же характеристикам.

Работа со словарем

Как развить красноречие с помощью словаря русского языка (любого)? Исследования показали, что среднестатистический человек в повседневной жизни использует около 4 тысяч слов. В результате люди не способны выразить мысли, возникающие у них, из-за нехватки словарного запаса. Проблема имеет простое решение – заучивание наизусть новых слов.

Необходимо приобрести небольшой словарик, который легко носить с собой, и ежедневно заниматься с ним в свободные минуты. Можно поставить себе задачу – каждый день запоминать значение не менее 10 незнакомых слов. Упражнение положительно сказывается не только на красноречии, но и на интеллекте и памяти.

Как развить красноречие, не прибегая к использованию словаря? Расширять словарный запас помогает чтение. Причем штудировать нужно не только художественную литературу, но и научную, справочную, техническую.

Замена слов

Как развить красноречие, чтобы разговаривать свободно на разные темы? Отличные результаты показывает упражнение, связанное с заменой слов.

Скажем, нужно взять небольшой текст, а затем все присутствующие в нем глаголы заменить синонимами, соответствующими по смыслу. Аналогичные операции можно проделать со всеми словами: прилагательными, существительными, причастиями.

Это упражнение приводит к активизации пассивного словарного запаса, которым человек обладает, но не привык пользоваться.

Похожее упражнение – составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, сухая вода, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении.

Еще одно увлекательное упражнение – «расшифровка» слов. Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать.

Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным. Скажем, лето – «ласковый енот топчет опилки».

Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным.

Пересказ

Как развить красноречие? Упражнения, связанные с пересказом текстов, обязательно помогут. Необходимо взять газетную статью, внимательно прочитать ее, а затем изложить содержание заметки в разговорном стиле.

Пересказ повторяется несколько раз, история дополняется и расширяется, обогащается новыми подробностями, в том числе и выдуманными. Обязательно высказывается собственное мнение о прочитанной статье.

В качестве слушателя можно выбрать зеркало.

Важно, чтобы хотя бы первые десять предложений оказались связными, плавными, без искусственных пауз. Также необходимо научиться передавать содержание текста в единственном предложении. Вместо газетной статьи можно брать параграфы из учебников, главы из книг. Кроме того, полезно описывать увиденные картины, дополняя описание оценкой мастерства художника.

Самая сложная задача – пересказ текста, в теме которого рассказчик абсолютно не разбирается. Однако постоянные тренировки с простыми текстами помогут постепенно освоить и это искусство.

Управление мимикой

Красноречие: как развить в себе этот дар, о котором мечтают многие люди? Обогащение словарного запаса и пересказ текстов обязательно помогут, однако необходимо уделить внимание и упражнениям, которые позволяют научиться управлять своей мимикой.

Встав перед зеркалом, нужно пересказать любой текст (художественный, научный, технический) без эмоций, а затем повторить его, подключив мимику и жестикуляцию. Также полезно многократно проговаривать одну и ту же фразу, постоянно меняя интонации и темп речи.

Полезные советы

Как развить красноречие? Этого невозможно добиться, лишь изучая теорию, потому что будущий искусный оратор нуждается в постоянной практике. Необходимо общаться как можно больше, планомерно расширяя круг общения, знакомясь с новыми интересными людьми.

Также полезно наблюдать за выступлениями ведущих по телевизору, посещать тренинги и оценивать речи ораторов. Наконец, необходимо уделить внимание развитию собственного чувства юмора, так как удачная шутка послужит украшением любой истории.

Добиться этого легко, заучивая наизусть смешные анекдоты и просматривая юмористические передачи.

Оценить собственные достижения поможет такое полезное устройство, как диктофон. Записав свой рассказ, следует прослушать его, оценить минусы и плюсы. Не исключено, что рассказчику необходимо избавиться от слов-паразитов, от того, что его речь звучит слишком монотонно или он говорит чересчур быстро.

Красноречие и дети

Как развить красноречие у ребенка? Добиться этого, как и в случае со взрослыми людьми, помогут несложные упражнения. Нужно попросить сына или дочь взять в руки тот или иной предмет, а затем описать его максимально подробно: форма, материал, цвет и так далее. Упростить ребенку задачу помогут наводящие вопросы.

Также взрослым стоит чаще задавать детям вопросы, не предполагающие односложного ответа. К примеру, можно просто поинтересоваться у ребенка, чем он сегодня занимался в садике, а затем внимательно выслушать ответ, поощряя маленького рассказчика к подробностям.

Главное – упражняться регулярно, и тогда результат не заставит ждать себя.

Источник: http://fb.ru/article/248115/kak-razvit-krasnorechie-uprajneniya

» Риторика для детей от 6 до 12 лет

Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение — сначала в школе, а позже — в университете.

От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход.

Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это — риторика? Риторика, другими словами — ораторское искусство, — это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски.

Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации.

Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны.

Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге — ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять интерес к учёбе, научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего.

Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка — прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, психологи или актёры.

При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

занятий по риторике для младших школьников включает два основных направления:

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом — поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, домашний кукольный театр помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи.

Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться.

Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать интонации при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Рекомендации для родителей

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или на курсах. Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7583

Риторика и ораторское искусство для детей

Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

Риторика – направление филологии, изучающее правильное построение речи и законы художественного текста. В современном мире риторика воспринимается, как искусство убеждать, используя определённое мастерство ведения разговора.

Освоить ораторское искусство не так сложно, если заниматься развитием речи постоянно, с ранних лет. Для детей умение чётко формулировать мысли, свободно выбирать слова и выражения, говорить грамотно и выразительно – непростые задачи. Взрослые могут помочь, выполняя дома нехитрые упражнения.

Основные упражнения

Все упражнения для освоения риторики выполняются так, чтобы корпус был выпрямлен, а грудная клетка свободно расправлена. Помещение для занятий заранее проветривается.

Посторонние звуки, музыка, шум улицы, могут отвлекать детей, поэтому лучше создать тишину. Взрослый располагается так, чтобы ребёнок видел движения его языка и челюсти.

Если ребёнок не хочет заниматься, не стоит настаивать, упражнения и игры можно проводить между делом. Только в хорошем расположении духа можно долго и увлечённо говорить.

Разминка речевого аппарата

Без правильного физического развития челюсти и всего речевого аппарата детям трудно произносить некоторые звуки и звукосочетания, говорить чётко и в правильном темпе. Любое обучение ораторскому искусству начинается с физической подготовки. Артикуляционная гимнастика в риторике предназначена для развития верхней и нижней челюсти, языка и губ и мимических мышц лица.

Слегка растянув губы в улыбке, плавно и широко открыть рот с опусканием нижней челюсти. При этом язык лежит без напряжения. Держать челюсти открытыми 5–10 секунд, затем медленно закрыть. Выполняется упражнение 5 раз, сохраняя спокойный темп. Это упражнение похоже на кормление птенца, зевающего бегемота или пение звука «а».

В этом упражнении ребёнок учится улыбаться, показывая передние зубы. Задержать губы в улыбке нужно на 5–10 секунд, следя за тем, чтобы челюсти не были излишне напряжены. Улыбка спокойная и свободная, губы не подворачиваются. После минутного отдыха упражнение повторяется. Всего 3–4 повтора.

Другой вариант упражнения – в положении улыбки открывать на 2 см рот и закрывать его, слегка щёлкая зубами. Чтобы перевести занятие в игру можно строить «заборчик» из зубов, показывать челюсти акулы, протягивать звук «и».

Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 секунд. Повторить упражнения можно 3–4 раза. Нужно следить, чтобы нижняя часть челюсти не выдвигалась вперёд. Это похоже на то, как показывают дудочку, уточку, пение звука «у».

Занятия по развитию речи

Основные задания по риторике предназначены для обучения искусству красноречия и наполнения словарного запаса. Занятия необходимо проводить регулярно, чтобы результаты обучения ораторскому искусству не заставили себя долго ждать.

Для этого упражнения выбирают стихотворение, интересное и понятное для ребёнка. Взрослый выразительно читает фразу, ребёнок вслух повторяет её. Следует добиваться максимально точного повторения слов, смысловых ударений в предложениях. Со временем размер стихотворения увеличивают, выбирают произведения разной сложности.

Составляется определение какого-либо предмета или явления. Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает. Сначала приводится пример.

Яблоко – это фрукт, который растёт на дереве, полезный и вкусный, бывает зелёным. Морковь – это овощ, который …

Детям трудно отнести слово к общему классу, поэтому начало определения формирует взрослый.

Не стоит останавливать разговорившегося ребёнка, пусть расскажет о предмете как можно больше, это полезно для развития красноречия.

Упражнения можно проводить в игровой форме, например, придумывать «загадки» для папы, а потом разгадывать вместе с ним.

Другой вариант – попросить ребёнка рассказать о предмете, задавая вопросы. Какой он? Что он делает? Что с ним можно делать? Затем из названных слов, разных частей речи, собрать небольшой рассказ.

Не стоит сочинять целые стихотворения, для начала подойдут простые рифмовки слов, пусть это будут разные части речи, имена.

Медведь – запеть – гореть или Мечта – не та – проста.

Для этого упражнения подойдёт воображаемая или реальная жизненная ситуация. Например, предстоящий приезд любимой бабушки. Ребёнку предлагается пофантазировать, как можно поприветствовать гостя.

Привет, мы тебе очень рады! Здравствуй, проходи скорее!

Очень хорошо, если в ближайшее время он опробует несколько фраз на практике. Можно сочинять приветствия, прощания, извинения, приглашения к столу, поздравления с праздником.

Речевые отклонения и проблемы письма

Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с развитием устной речи – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивать фразы.

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи. Ребёнок с таким диагнозом не может правильно написать практически ни одно слово. Существует мнение, что чаще дисграфия проявляется под воздействием врождённых и перенесённых заболеваний или травм. При наличии в семье носителей разных языков, дефиците общения, искажённой речи в близком окружении ребёнок также подвергается риску.

Обычно дисграфия обнаруживается в начальных классах. Дети путают похожие буквы, не дописывают их элементы, переставляют местами, пропускают слоги и окончания, используют лишние буквы и их повторы, пишут слова слитно. Решить такую проблему школьному педагогу не под силу, дисграфия требует вмешательства логопеда.

Если у ребёнка возникают похожие проблемы при чтении, то это — дислексия. Ошибки многочисленны и имеют устойчивый характер, чтение медленное, развитие устной речи слабое. У некоторых детей дислексия и дисграфия часто развиваются одновременно, но могут иметь различную степень тяжести. Дислексия также исправляется с помощью логопеда.

Помимо обязательных занятий с логопедом, дома можно проводить несложные регулярные упражнения.

В течение 5–7 минут ежедневно ребёнок выделяет в предложенном тексте определённые буквы. Текст должен быть хорошо читаемым, но не слишком интересным.

Начинать упражнения нужно с буквы «а», заштриховывать её или зачеркивать чёрточкой. Постепенно переходя от гласных к согласным. Через некоторое время предлагается выделять по две буквы разным способом: одну заштриховать, вторую обвести в кружок. Нужно постараться подобрать проблемные пары букв, которые ребёнок чаще всего путает.

Очень важно для ребёнка с диагнозом дисграфия всегда проговаривать вслух правильное написание слова непосредственно в момент письма.

То есть произносить слова при написании именно так, как они пишутся, а не слышатся (не «крушка малака», а «к-руЖ-ка мО-лО-ка).

При этом необходимо подчеркнуть так называемые «слабые доли»: безударные согласные, сочетания глухих согласных и согласные в конце слова. Это те буквы, которые в разговорной речи звучат не так, как пишутся.

Предлагается вписать пропущенные буквы в заранее подготовленный текст из 5–10 предложений. Места, где пропущена буква, должны быть выделены подчёркиванием или пустым кружком. Упражнения следует усложнять постепенно, включая в текст больше пропусков.

Подбирается текст размером в 150 символов. Он прочитывается ребёнку целиком, затем разбирается по одному предложению.

Ребёнку предлагают предположить простановку знаков препинания, проговорить по буквам самые сложные слова. Только после этого предложение диктуется и записывается частями, в очень медленном темпе.

Произношение каждого слова попутно проговаривается и обсуждается, объясняются знаки препинания.

При проверке ошибки помечаются на полях нейтральным (не красным) цветом, ребёнок после небольшого отдыха пробует сам найти и исправить их.

Любые отклонения в развитии можно постараться исправить. Ораторское искусство и мастерство грамотного письма приходят постепенно, с регулярными занятиями, постоянным общением, ростом эмоционального и жизненного опыта. Развивая талант красноречия, родители закладывают основы для лёгкого общения, успешной учёбы и гармоничного развития ребёнка.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/eloquence/elocution/ritorika-uprazhneniya.html

Как развивать красноречие ребенка

Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

Из этой статьи вы узнаете как развивать красноречие ребенка и как не перейти тонкую грань, чтобы оно не перешло в болтливость и занудство. А также приведены примеры упражнений по развитию искусства говорить красиво, убедительно и уверенно.

Каждый из родителей видит будущее своих детей только светлым и успешным. Чтобы эти мысли воплотились в реальность, нужен каждодневный труд как родителей, так и самого ребенка.  Только настойчивость, упорство и правильная жизненная позиция поможет мальчику или девочке с годами превратиться в успешного взрослого человека.

Одним из залогов успешности ребенка является способность убедительно, точно и правильно говорить, придавая, где требуется, своим высказываниям эмоциональную окраску. Эта способность называется красноречием.

Что такое красноречие и в чем его плюсы?

Красноречие – или по другому «красная» или красивая речь. У кого-то оно может быть врожденным, данным природой, но большинство людей добиваются его развития с помощью тренировок, занятий и тренингов.

Красноречие есть владение словом в идеале, это способность рассуждать аргументировано и убедительно на любую тему.

Только красноречивый человек может одинаково хорошо выступать как с заранее подготовленной речью, так и импровизировать, если разговор ушел в другое русло, отклонился от темы или возникли вопросы.

Зачастую в повседневной жизни возникают сложные ситуации или недоразумения, разрешить которые можно и нужно с помощью слов. Это касается не только взрослых, но и детей школьного и даже дошкольного возраста. С помощью убедительной речи можно отстоять свою позицию, защитить свои интересы или интересы своих близких людей, договориться о чем-либо.

  • Чтобы уверенно говорить, важно иметь внутреннюю уверенность в себе, умение преодолеть страх, собраться с мыслями, сдержать излишние эмоции. Уверенность должна чувствоваться не только в произносимых словах, но и в жестах, мимике, поведении.

Как развивать красноречие ребенка?

Развитие навыков эффективного общения – одна из важных задач, которые стоят перед родителями и педагогами. Умение правильно распознавать свои чувства, выстраивать мысли и выражать эмоции с помощью разговорной речи станет одним из компонентов успешного будущего вашего ребенка.

  • Умение убеждать, вселять уверенность в слушателей, располагать к себе, договариваться, находить общий язык – ценное подспорье, которое поможет выйти из сложных ситуаций. Вряд ли человек, говорящий невнятно и неубедительно, добьется больших успехов в карьере или займет руководящую должность.

Бесспорно, учиться никогда не поздно, но все же лучше развивать умение говорить, начиная с детского возраста.

Чтобы говорить на различные темы и поддерживать беседу, нужно иметь богатый словарный запас и определенный багаж знаний.

Любовь к чтению книг в наше время пошла на убыль, дети предпочитают общение в социальных сетях, компьютерные игры и новомодные гаджеты. Книга в ее классическом варианте становится менее популярна у нынешних детей.

Но без чтения нельзя добиться красноречия, так как между чтением, восприятием информации и воспроизведением ее есть тесная связь.

  • Появление новых устройств и технических средств подарило нам электронные книги или аудиокниги, которые являются разновидностью книг на бумажной основе. С их помощью как взрослые, так и дети могут знакомиться с литературными произведениями русских и зарубежных авторов, расширять кругозор, пополнять словарный запас.

Общение со сверстниками, учителями, взрослыми людьми тоже является неотъемлемой частью процесса развития правильной, грамотной и красивой речи у детей.

Родители тоже могут внести свой значительный вклад в этот процесс, интересуясь жизнью ребенка.

Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы, подталкивайте к рассуждениям, добивайтесь развернутых полных ответов на вопросы ежедневно, ненавязчиво и грамотно.

Как и в любом деле, главное – не переборщить. Красноречие может привести к болтливости  пустым рассуждениям ни о чем, что не является достоинством, а скорее наоборот, недостатком. Занимаясь с ребенком, важно донести до него, что умение говорить много и на любые темы должно отличаться от болтовни, которая вместо притягательной силы имеет противоположный эффект.

Одним из простых упражнений, которое доступно для проведения в домашних условиях, является следующее.

1. Предложите ребенку взять в руки какой-либо предмет и поговорить о нем в течение 10 минут

Пусть предметом станет, например, резиновый мяч. Что можно о нем сказать? Пусть ребенок опишет его, расскажет о материале, из которого он сделан, расскажет, что с ним можно делать и т.д.

Возможно, при проведение первых упражнений ему будет сложно выразить свои мысли и набраться уверенности – помогите, проявите терпение и такт, задавайте наводящие вопросы и т.д.

Ежедневные занятия обязательно принесут свои плоды!

2. Учите ребенка проявлять находчивость и быть любознательным

Например, если встретилось в тексте слово, значение которого неизвестно – пусть ребенок найдет его значение в словаре, подберет синонимы к нему, составит с ним предложение. Шансы, что слово закрепится в памяти и пополнит словарный запас, значительно увеличатся.

3. Игра: «Да», «Нет» не говори»

Многим детям нравится игра, суть которой состоит в следующем. Кто-то из взрослых (мама, папа, бабушка) задает вопрос, на который нельзя отвечать «да» и «нет». Ответ должен быть развернутым. Например, вопрос: «Ты ходил сегодня в школу?» Можно ответить просто «да», но правила игры этого не позволяют,  поэтому ответ может быть следующим: «Я только что вернулся из школы».

Можно усложнить задание, предложив ребенку обосновать свой ответ, объяснить, для чего он ходил в школу, какие были уроки, какую тему проходили и т.д.

4. Тренируйте память ребенка

Чтобы приобрести связную, грамотную, убедительную и понятную окружающим речь, нужно тренировать память. Багаж знаний и жизненного опыта хранится в памяти, из которой можно извлечь нужную информацию.

Тренировать память можно,  и нужно начинать с раннего детского возраста.

Для того, чтобы иметь хорошую память, нужно ее постоянно тренировать: заучивать стихи, читать прозу (сказки, рассказы, поэмы) и пересказывать их вслух, заменяя слова на синонимы.

Детям более старшего возраста можно прочесть короткую новость, которая носит нейтральную окраску и пересказать ее сначала торжественно, потом с легкой грустью, с иронией, со скорбью и т.д. – то есть показать, что смысл сказанного может меняться от интонации, жестов и мимики оратора.

5. Учите ребенка слушать собеседника

Умение слушать очень важно в формировании речевых навыков. Только выслушав до конца вопрос, можно дать правильный ответ.

Часто недослушанный текст и прослушанный невнимательно может исказиться и приобрести совсем иной смысл,  нежели тот, что хотел передать рассказчик.

Поэтому уметь слушать и анализировать услышанное – важный момент, без которого сложно поддерживать беседу или вести диалог.

Красноречие – одна из составляющих успешной карьеры, залог продуктивного общения и возможность донести собственные мысли до окружающих в грамотной, точной и убедительной форме. К нему нужно стремиться, проявляя настойчивость, упорство и терпение.

Ведь знакомое многим утверждение – кто ясно мыслит, тот ясно и излагает, — еще никто не отменял  и оно продолжает быть актуальным.

Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью, читайте, ходите в кино, рассуждайте, тренируйте память, учите слушать – и успех не заставит себя ждать!

Источник: http://mama12.ru/vospitanie-detej/kak-razvivat-krasnorechie-rebenka

Упражнения по риторике

Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

Риторика — это искусство выступать и вдохновлять. Упражнения по риторике выполняют важнейшую роль — они снимают зажимы, страх публичных выступлений, который есть у большинства начинающих ораторов. Это первый шаг. А после этого идет набор методов и навыков, которые необходимы для успешного выступления. И все это дают упражнения по риторике.

Упражнения по риторике необходимы, прежде всего, на тренингах по ораторскому мастерству. Но не только. Тренеры часто используют упражнения по риторике в тренингах продаж, эффективных презентаций, тренингах лидерства и руководства. Ведь во всех этих сферах необходимы навыки риторики.

Упражнений по риторике много. Но как выбрать из них те, которые действительно научат группу важнейшим риторическим навыкам за кратчайшее время?

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров TRENERSKAYA.ru подобрали для вас 3 классических упражнения по риторике, которые есть в свободном доступе.

Упражнение по риторике «Алфавит»

Цель: Упражнение развивает такие риторические навыки, как креативность и ассоциативность в речи

Время: 20–30 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

На доске пишутся буквы алфавита (или дается распечатка), кроме «сложных» букв (ъ, ё, й). Участники называют слова на каждую букву. Если группа продвинутая, тогда проводим вторую ступень упражнения — участники делают связанный рассказ. Условия те же — все слова на одну букву.

Упражнение можно проводить в мини-группах или в общей группе.

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Что понравилось?
  • Что необходимо добавить?
  • Был ли прогресс во время выполнения упражнения?

Упражнение по риторике «Нарисуй предметы»

Цель: Упражнение развивает важный для риторики навык жестикуляции

Время: 25–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Участник ведет рассказ на свободную тему, делая описательные жесты для каждого слова, которое он произносит. Например, участник рассказывает про поездку на автомобиле и жестами «рисует» автомобиль.

Каждый участник выступает ровно 5 минут. Удобнее всего проводить это упражнение в мини-группах по 4–5 человек, чтобы успели потренироваться все участники тренинга.

Если участнику сложно и формулировать рассказ, и одновременно тренировать жесты, то стоит дать ему абсолютно известный текст, например, «В лесу родилась елочка…»

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Был ли прогресс за время упражнения?
  • Как вы думаете, почему мы делали жестикуляцию именно на каждое слово?
  • Нужно ли делать так в реальном выступлении?

Упражнение по риторике «Рассказ на свободную тему»

Цель: Упражнение развивает навык креативности в речи

Время: 30–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Ведущий дает вводную участнику. К примеру: «Я пришел домой и увидел в кресле зеленого человечка. Он повернулся ко мне и сказал…. «Дальше участник продолжает рассказ в течение 2-х минут. После этого подводим итоги выступления:

  • Что понравилось в выступлении участника?
  • Что запомнилось?
  • Что вы рекомендовали бы добавить?

А затем вызываем нового участника. Каждому участнику даем новую вводную.

В этом упражнении можно вызвать на общий круг 3–4 участника, а затем запустить упражнение в парах, чтобы участники сами давали друг другу вводные.

Это классические упражнения по риторике, проверенные временем, они точно дают результат. Но поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов. это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения.
  • содержат только краткую инструкцию проведения упражнения, которая не раскрывает все тренерские ситуации, которые могут возникнуть при проведении данных упражнений.

Если вам понадобятся упражнения для тренингов по другим темам, при этом вы захотите, чтобы это были:

  • лучшие упражнения для тренингов
  • эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной инструкцией и тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

То вы всегда можете приобрести такие упражнения на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU.

TRENERSKAYA.RU — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приятно, что теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов».

Из упражнений, в которых необходимы риторические навыки, мы рекомендуем вам, прежде всего, такие упражнения для тренингов:

«Приходите в следующий раз» — мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Упражнения «Приходите в следующий раз!» позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

В упражнении используется необычная, интригующая легенда и в нем принимает участие вся группа, благодаря чему оно заметно поднимает уровень вовлеченности и заинтересованности участников тренинга, повышает мотивацию в группе.

Отличное упражнение! Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров, ораторского мастерства или тренинга для руководителей.

В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации.

В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

  • Суд

    Действенное и глубокое упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности. Это упражнение для тренинга способно вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

     Упражнение действительно похоже на судебное заседание, поэтому несомненно станет ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе.

    Не смотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-таки содержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием.
    Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.

    ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, позволяющие провести упражнение  наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 6 страниц. 

  • Ролевая игра “Случай в гостинице”

    Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.

  • Ролевая игра “Приходите в следующий раз!”

    Мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

    Многие люди при частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

    Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

    Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин. ) и подробный блок теории к упражнению.

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-po-ritorike

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.