Рефлексы новорожденных детей: врожденные и безусловные

Содержание
  1. Рефлексы новорожденных детей: врожденные и безусловные
  2. Безусловные рефлексы новорожденных
  3. Врождённые рефлексы новорожденных
  4. Проверка рефлексов у новорождённых
  5. Как развивать рефлексы у новорожденного
  6. Когда проходят рефлексы новорожденных
  7. Снижение рефлексов у новорожденных
  8. Значение рефлексов в развитии новорожденных детей
  9. Основные рефлексы у грудного ребенка
  10. Безусловные рефлексы — что значит?
  11. Условные рефлексы — что значит?
  12. Список рефлексов новорожденных
  13. Оральные
  14. Спинальные
  15. Хватательные
  16. Двигательные
  17. Позотонические
  18. Таблица начала и угасания рефлексов
  19. Причины слабого развития рефлексов
  20. 9. Безусловные рефлексы младенца
  21. 1 Дыхательный рефлекс
  22. 2. Сосательный рефлекс
  23. 5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
  24. Рефлексы новорожденного: норма и отклонения от нее
  25. Основные рефлексы
  26. Для чего нужны безусловные рефлексы?
  27. Оральные рефлексы
  28. Спинальные рефлексы
  29. Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?
  30. Что делать, если рефлексы слабые?
  31. Рефлексы новорожденного ребенка
  32. Рефлексы новорожденных детей и их значение
  33. Врожденные рефлексы новорожденных
  34. Безусловные рефлексы новорожденных
  35. Физиологические рефлексы новорожденных
  36. Атавистические рефлексы новорожденных
  37. Тонический шейный рефлекс

Рефлексы новорожденных детей: врожденные и безусловные

Рефлексы новорожденных детей: врожденные и безусловные

Родителям важно знать, какие рефлексы должны быть у новорожденных и грудных детей, что поможет выявить проблему, если она существует. Эта статья подскажет вам, какие врождённые рефлекторные реакции должны быть у малыша, как проверить рефлексы и как стимулировать их, что делать, если они отсутствуют.

В первые двадцать восемь дней организм появившегося на свет малыша переживает период адаптации к новым условиям внеутробной жизни.

Родителям кажется, что кроха ещё ничего не умеет, однако природа позаботилась о малыше, поэтому у новорожденных и грудных детей развиты безусловные (врождённые) рефлексы.

Они играют ключевую роль с первых дней жизни ребёнка, так как обеспечивают безопасность и нормальное развитие крохи.

Безусловные рефлексы новорожденных

Безусловными рефлексами называются простейшие действия, которые умеет выполнять ребёнок. Они бывают разными по проявлению. Хотя каждый рефлекс нацелен на решение определенной задачи, их объединяет то, что они, обеспечивая защиту важных органов, позволяют организму приспособиться к новым для себя условиям.

У новорожденного одни безусловные рефлексы формируются ещё внутриутробно, другие появляются позже – в 1 месяц. По ним можно судить о развитии нервной системы малыша. Если рефлексы физиологического типа у новорожденных в норме, то это свидетельствует о том, что развитие ЦНС проходит согласно норме, без задержек.

Врождённые рефлексы новорожденных

Родителям важно знать, какие безусловные (врождённые) рефлексы должны быть у новорождённого, и понимать их значение. Это поможет осознанно наблюдать за малышом, и в случае отклонения от нормы своевременно обратиться к врачу. Врождённых рефлексов достаточно много. Педиатры делят их на следующие группы:

  • обеспечение нормальной жизнедеятельности (сосательный, глотательный, дыхательный и спинальный рефлексы);
  • защита организма от различного рода раздражителей, например, от жары, холода, яркого освещения;
  • временные рефлексы (к примеру, задержка дыхания во время движения по родовым путям).

Подробную таблицу с описанием врождённых рефлексов и сроками их выявления вы можете взять у своего педиатра.

Проверка рефлексов у новорождённых

Всех родителей интересует развитие их малыша, поэтому многие задаются вопросом, как проверить безусловные рефлексы новорождённого, чтобы убедиться, что всё в порядке. Некоторые реакции проверить легко. Например, подошвенный рефлекс проявляется сгибанием пальцев на ноге малыша при нажатии на подушечку возле большого пальца.

На стопе проверяется и рефлекс Бабинского: если провести пальцем от пятки до пальцев, то новорождtнный разогнёт и согнёт пальцы.

Однако следует помнить, что проверка некоторых рефлексов (например, Переса, Галанта) сопровождается дискомфортными ощущениями, что может стать причиной беспокойства малыша, поэтому самостоятельно проверять эти реакции не стоит.

Правильно обследовать новорожденного и сделать выводы может только врач. При проверке даже простейших рефлексов вы можете допустить ошибку, поэтому не стоит заблаговременно паниковать, однако если какая-либо из физиологических реакций ребёнка вас настораживает, об этом обязательно нужно сказать педиатру.

Как развивать рефлексы у новорожденного

Что делать, если некоторые рефлексы у новорождённого слабые? Их можно стимулировать с помощью специальных упражнений. В этом нет ничего сложного.

Так, к примеру, плавательный рефлекс легко развить во время купания малыша в ванной, а развитию хватательного рефлекса способствует динамическая гимнастика.

Некоторые родители задаются вопросом, зачем стимулировать безусловные рефлексы новорожденного, если со временем многие из них угаснут. Развитие врождённых реакций способствует физическому и умственному развитию малыша.

Некоторые рефлексы не рекомендуется стимулировать. Любые, даже самые простые упражнения, стоит выполнять только после консультации с педиатром.

Когда проходят рефлексы новорожденных

Когда у новорожденных исчезают безусловные рефлексы? Всё зависит от того, какую функцию выполняет тот либо иной рефлекс.

Некоторые реакции исчезают практически сразу после рождения, если их не стимулировать (рефлекс задержки дыхания), так как они предусмотрены природой только для того, чтобы помочь ребёнку пережить сложный процесс появления на свет и пройти адаптацию в первые дни.

Одни рефлексы исчезают быстро (к трём месяцам), другие угасают только к году (например, сосательный рефлекс), третьи способствуют развитию новых реакций, а четвёртые и вовсе остаются навсегда (дыхательный, глотательный рефлексы).

Снижение рефлексов у новорожденных

Если у новорожденного наблюдается отсутствие определённых рефлексов, то это свидетельствует о проблемах в работе центральной нервной системы, что сказывается на развитии организма в целом. О патологии может свидетельствовать и то, что рефлексы у новорожденного существенно снижены по сравнению с нормой.

Проблему сниженных реакций можно решить с помощью стимуляции рефлексов, однако приступать к любым действиям нужно только после консультации с врачом. Только педиатр может поставить точный диагноз, поэтому не стоит делать преждевременные выводы и уж тем более использовать методы стимуляции до консультации с врачом.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/malysh-0-1/razvitie/refleksy-novorozhdennyh-detej/

Значение рефлексов в развитии новорожденных детей

Рефлексы новорожденных детей: врожденные и безусловные

Когда новорожденного кладут на живот — он рефлекторно поворачивает голову. Эта защитная физиологическая реакция выражается у человека с первых часов жизни. Детки с нарушенной ЦНС не способны так сделать и рискуют задохнуться.

Малыши обладают условными и безусловными рефлексами. Первые приобретаются со временем, вторые наследуются от предков. Рефлексы новорожденного — врожденные (безусловные) существуют 3-5 лет и постепенно погасают.

На смену им приходят условные.

Основные рефлексы у грудного ребенка

Природа предусмотрела то, что человек, только появившейся на свет, лишен умения выживать в агрессивной окружающей среде, и снабдила его способностями, благодаря которым он может приспособиться и не погибнуть.

Рефлексом считают физиологическую реакцию организма на различные раздражители. Если ребенок родился с тяжелыми патологиями, его рефлексы либо тормозят, либо отсутствуют.

Основные рефлексы новорожденных подразделяются на условные (приобретаемые) и безусловные (патологические).

Безусловные рефлексы — что значит?

Заложенные от рождения, передающиеся человеку по наследству, безусловные рефлексы, также передаются будущим потомкам. Автоматическое простейшее реагирование нервной системы на различные раздражители бывает:

  • пищевое — сглатывание, выделение слюны, сосание;
  • оборонительное (защитное) — моргание, чихание, слезотечение, откашливание, одергивание руки или ноги от горячих или холодных предметов;
  • ориентировочное — поворот туловища и головы, слежка глазами.

Безусловные рефлексы новорожденных по возможности обеспечивают сохранность, поддерживая и регулируя неизменность внутренней среды организма.

Условные рефлексы — что значит?

Человеческие способности, приобретенные за время существования, базирующиеся на врожденных рефлексах, называют условными. Их на примере собак досконально изучил академик Павлов И.П.

Инстинкты пробуждаются при влиянии раздражающих факторов (свет, звук, время), к которым организм раньше был безразличен.

Каждая человеческая особь за свою жизнь приобретает много условных рефлексов, имеющих особенное значение и составляющих базу его знаний и опыта. Но детям приобретенные привычки и рефлексы не передаются.

К примеру, мамочка организовала вскармливание по времени каждые 3 часа. За неделю у грудничка вырабатывается рефлекторное чувство голода, и малыш начинает капризничать в установленное для кормления время.

Список рефлексов новорожденных

Жизненно важные значимые рефлексы новорожденных предусмотрены для всех случаев: одни помогают развиваться и формировать новые, усложненные, другие останутся навсегда, некоторые помогают пережить момент появления и сразу угасают после рождения.

Специалисты делят врожденные рефлексы грудничков на:

Оральные

  1. Сосательный — важнейшая способность, появляющаяся в первые часы жизни. Остается до полутора лет. Новорожденный обхватывает губами палец, сосок, соску и ритмично сосет. У доношенных правильно развившихся детей он отлично развит и оказывает на грудничка успокаивающее действие.
  2. Глотательный — проявляется после рождения и остается навсегда.
  3. Хоботковый — вид орального рефлекса, позволяющий выпячивать губу, напоминающую трубочку или хобот слона. Так самопроизвольно сокращаются мышцы вокруг рта. Пропадает к 3 мес.
  4. Ладонно-ротовой (или Бабкина) — когда новорожденному малышу пальцами надавливают на обе ладошки, у него приоткрывается ротик. Этот рефлекс способствует питанию крохи и ярко выражается, когда он голоден. Пропадает к 3 месяцам.

    Если рефлекс отсутствует или ослаблен, вероятно, у ребенка при родах был травмирован шейный отдел.

  5. Поисковый (или Куссмауля) — когда к уголку рта младенца прикасаются пальцем, соском или другим предметом, он начинает поворачиваться к раздражителю — так он ищет пищу. Угасает к 3-4 мес. Позже поиск еды проводится зрительно.

Спинальные

Доктор смотрит и фиксирует реакции, отвечающие за функционирование мышечного аппарата.

  1. Защитный — основной рефлекс, формирующийся после рождения. Ребенка выкладывают на живот, и он инстинктивно поворачивает головку, чтобы иметь возможность дышать. Угасает к 1,5 мес.
  2. Рвотный — жизненно важный защитный рефлекс. Питаясь молоком, кроха может подавиться. При его срабатывании, язык новорожденного ребенка высовывается и пища, выходит наружу.

Хватательные

  1. Робинсона и Янишвского — появляются при захватывании ладошками пальцев доктора или мамы и попытке максимально долго удержаться. Грудничка в эти моменты даже можно приподнять. Проявляется, когда он голоден, тогда кулачки непроизвольно сжимаются.

    Когда ребенок страдает парезом рук, рефлекс будет ослабленным или отсутствующим. Заторможенные дети проявляют ослабленную реакцию, возбудимые — усиленную. Угасает он в 3-4 мес., а если остается после 5 мес., то у ребенка подозреваются неврологические нарушения.

  2. Подошвенный (или Бабинского) — когда ребенка легонько поглаживают по внешней стороне подошвы — у него веерообразно раскрываются пальчики, а стопы сгибаются. Главным признаком, по которому оценивается состояние, симметричность и динамичность движений.

    Угасает к двум годам.

Двигательные

  1. Рефлекс Кернига — при разжимании коленного и тазобедренного сустава, они снова сжимаются. Полностью исчезает после 4 мес.
  2. Рефлекс испуга (Моро) — когда грудничок реагирует на резкие, громкие звуки. Сначала он раскидывает ручки в стороны, раскрывая кулачки, а после прижимает их к груди, заключая себя в объятия.

  3. Машинальная ходьба — когда новорожденный пытается шагать, если его вертикально держать подмышками. Такую «походку» оценивают по степени опоры и полноты наступания на стопу. Упор на пальцы и цепляние ступней друг за дружку является признаком нарушения.
  4. Рефлекс опоры.

    Когда грудничка удерживают за подмышки над поверхностью стола, он сгибает коленки, а затем становится, крепко прижимая стопы к опоре и «стоит» выпрямив ножки, в течение 10 сек. Сохраняется 1,5 мес.

  5. Рефлекс Бауэра (или спонтанное ползание).

    Когда малыша переворачивают на животик и подставляют под ножки ладонь, он начинает рефлекторно отталкиваться и ползти, пытаясь помочь себе ручками (когда ребенок пробует ползать). Если положить его на бок, движения не возникают. Выражается на 3-4 день и угасает в 3-4 мес.

    Дети, родившиеся с асфиксией, имеющие травмы головного мозга или внутричерепные кровоизлияния не обладают таким рефлексом. А если он не исчезает до 6 мес., то вероятно существует заболевание ЦНС.

  6. Рефлекс Галанта. Когда пальцем проводят в районе 1,5 см. от хребта малыша, его спина выгибается дугой, а ножка со стороны раздражения разгибается.

  7. Рефлекс Переса – неприятная проверка для грудничка. От копчика к области шеи по позвоночнику проводят пальцем, слегка надавливая. Ребенок разгибает туловище, сгибает ножки и ручки, начинает кричать и плакать. Медики стараются устроить данную проверку в конце осмотра. Физиологичен рефлекс до 4 мес.

Позотонические

  • Магнуса-Клейна – когда головку ребенка разворачивают в сторону, кисти и плечи занимают определенную позу, похожую на позу фехтовальщика. Ручка и ножка его распрямляются там, где расположено лицо, а те, что находятся с другой стороны, наоборот, сгибаются. Рефлекторная реакция существует до 2 мес.

Природой заложено больше врожденных рефлексов, до сих пор неизученных медициной. Но зная основные, родители сами могут определять их у малыша, стимулируя и тренируя инстинкты.

Активный контакт ребенка с родителями расширит его физиологические способности, усилит двигательную активность и возможность лучше приспособиться к миру.

Проверку делают легкими касаниями, стараясь не причинить боль и дискомфорт.

Таблица начала и угасания рефлексов

Ученые отмечают, что есть зависимость между развитием мозга и угасанием первичных рефлексов. Низменные реакции со временем заменяются более совершенными и сложными.

Наличие или отсутствие простых рефлекторных способностей – это показатель становления и развития нервной системы ребенка. Все дети разные и не всегда вписываются в статистические данные, выходя за их пределы либо в «плюс», либо в «минус».

Если отличия существенны, за такими детьми требуется пристальное внимание и особый уход.

До года здоровые малыши развиваются приблизительно одинаково, отставая или опережая, друг дружку в незначительных временных рамках.

Название рефлексаВремя появленияВремя угасанияПатологии
Поисковыйс рождения4 мес., до 12 мес. во снеотсутствие рефлекса во сне
Сосательныйс рождения3-5 мес. до 7 мес. во сненедоношенные дети, с угнетением ЦНС
Магнуса-Клейнас рождения до 2 мес.6 мес.поражение верхних моторных нейронов если рефлекс остается после 6 мес.
Машинальная ходьбас рождения3-4 мес.отсутствие при параличе ног, ДЦП
Хватательныйс рождения4-6 мес., затем появляется простое захватывание предметовпатологии ЦНС
Рефлекс испуга (Моро)с рожденияне позже 4 мес.когда не исчезает после 6 мес., возможно расстройство ЦНС, паралич или перелом ключицы
Подошвенныйс рождения8 мес.ДЦП, патологии ЦНС

Причины слабого развития рефлексов

Иногда у грудничка рефлексы работают с опозданием, они заторможенные, плохо выражаются или, наоборот, усиленно проявляются. Это может провоцироваться как травмами при тяжелых родах, реакцией на лекарственные препараты, так и следствием заболеваний.

Слабые спинальные, хватательные и оральные рефлексы проявляются у недоношенных, рожденных детей с незначительной асфиксией. Если мамочка наблюдает у новорожденного слабую сосательную и глотательную реакцию, это сигнал того, что он не голоден.

Перед кормлением, рефлексы проявляются четче.

Когда у младенца полностью не выражаются рефлексы, это является серьезной проблемой, требующей вмешательства умелых врачей и проведения реанимационных процедур.

Причинами торможения могут быть тяжелые родовые травмы — удушение пуповиной, патологии внутриутробного развития, нарушения в работе нервной системы.

Усиленная рефлекторная реакция вызывается инфекционными заболеваниями, патологиями мышечного тонуса, нервной возбудимостью.

Врач, оценивая рефлексы малыша, обращает внимание не только на их наличие и реакцию. Говорить о тяжелых заболеваниях и патологиях можно в тех случаях, когда они сопровождаются другими опасными симптомами.

Источник: http://babynolog.ru/zdorove/refleksy-novorozhdennogo-rebenka-vrozhdennye-bezuslovnye-fiziologicheskie.html

9. Безусловные рефлексы младенца

Рефлексы новорожденных детей: врожденные и безусловные

Врожденныерефлексы –дар природы, необходимые малышу длявыживания вне организма мамы, которыепомогают новорожденному в приспособлениик жизни в окружающем его мире.

Еще вродильном доме, сразу после рождениямалыша, врач-неонатолог проверяетврожденные рефлексы и дает оценкуразвитию нервной системы.

Еслифизиологические рефлексы хорошо развитыи мышечный тонус в норме, значит у ребенкавсе в порядке.

Основные безусловныерефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу послерождения, включается дыхательный рефлекс– раскрываются легкие малыша и он делаетпервый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлексвозникает у новорожденного в ответ нараздражение полости рта, при прикосновениик губам и языку новорожденного. Например,при вкладывании в рот соска, соски,пальца появляются ритмичные сосательныедвижения.

3. Глотательныйрефлекс Есличто-то попадает в ротик малыша, то онглотает. Первые дни ребенок учитсякоординировать дыхательные движенияс глотательными.

4. Рефлекскляпа. Рефлексзаставляет ребенка выталкивать изо ртаязыком любые твердые предметы. Рефлекскляпа появляется сразу после рождения.Рефлекс не дает ребенку подавиться.Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам.Именно рефлексом кляпа объясняется то,что малышу до 6-ти месяцев так трудноглотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекспомогает малышу найти сосок и хорошовыражен перед кормлением.

В норме вызываетсяу всех новорожденных и полностью долженисчезать к 3 месячному возрасту. Затемпоявляется реакция на зрительныйраздражитель, ребенок оживляется привиде бутылочки с молоком, при приготовленииматерью груди к кормлению.

6. Хоботковыйрефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрымлегким прикосновением пальцем, соскойили молоточком по верхней губе ребенка— в ответ происходит сокращениемимической мускулатуры новорожденного-вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковыйрефлекс выявляется у всех здоровыхноворожденных, и постепенно угасает ктрехмесячному возрасту. Сохранениехоботкового рефлекса его у детей старшетрехмесячного возраста являетсяпризнаком возможной патологии головногомозга и наблюдается у детей с поражениемнервной системы.

7. Ладонно-ротовойрефлекс Бабкина 

Рефлекс имеетсяв норме у всех новорожденных, ярчевыражен перед кормлением. После двухмесяцев этот рефлекс снижается, а к трем— исчезает совсем.

Вялость рефлексанаблюдается при поражении центральнойнервной системы (ЦНС), особенно природовой травме шейного отдела спинногомозга.

Быстрое становлениерефлекса и его угосание до 3 месяцевявляется прогностически благоприятнымпризнаком у детей, перенесших родовуютравму.

8.Верхнийхватательный рефлекс (Янишевского) 

У младенца в нормехватательный рефлекс хорошо вызывается.Перед кормлением и во время едыхватательный рефлекс выражен значительносильнее.

Рефлекс физиологичендо 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базехватательного рефлекса постепенноформируется произвольное захватываниепредметов.

9. Рефлексподвешивания Робинсона 

К 3-4 мес этотбезусловный рефлекс трансформируетсяв условный — ребенок начинает хвататьигрушки целенаправленно. Хорошаявыраженность хватательного рефлексаи рефлекса Робинзона способствуетбыстрому развитию условного рефлексаи тем самым — развитию мышечной силы вруках и способствует более быстромуразвитию тонкой ручной умелости.

10. Нижнийхватательный рефлекс (подошвенный,рефлекс Бабинского)

У здоровых детейэтот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцевжизни.

Отсутствие нижнегохватательного рефлекса возникает припоражении спинного мозга на поясничномуровне.

11. РефлексБабинского.

Большинствоврачей сейчас считают рефлекс Бабинскогонормой для первого года жизни и что егоналичие не является признаком патологии,и с возрастом он пройдёт. Они объясняюттем, что это связано с недостаточнымразвитием коры головного мозга исоответственно системы центральногодвигательного нейрона в раннем детскомвозрасте и что этот рефлекс встречаетсясейчас очень часто.

12. Пяточный рефлексАршавского 

При надавливаниина пяточную кость у ребенка вызываютсякрик или гримасы плача.

Отсутствие их,снижение степени выраженности илиасимметрия могут указывать на поражениенервной системы.

13. Рефлексохватывания Моро 

Рефлекс выраженсразу после рождения. У всех здоровыхноворожденных рефлекс Моро всегдасимметричен(одинаков) в обеих руках ивыражен до 4-5-го месяца, затем начинаетугасать; после 5-го месяца можно наблюдатьлишь отдельные его компоненты.

10.Комплекс оживления как основноеновообразование периода раннегомладенчества, его значение для психическогоразвития ребенка.

«Комплекс оживления»,описанный Н. М. Щеловановым, возникаетс 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца.Он включает в себя группу реакций такихкак:

1) замирание,сосредоточение на предмете, взгляд снапряжением;

2) улыбка;

3) двигательноеоживление;

4) локализация.

После четырехмесяцев комплекс распадается. Протеканиереакций зависит от поведения взрослого.Анализ возрастной динамики показывает,что до двух месяцев ребенок одинаковореагирует и на игрушку, и на взрослого,но взрослому он чаще улыбается. Послетрех месяцев формируется двигательноеоживление на увиденный предмет.

В первомполугодии ребенок не различаетположительного и отрицательноговоздействий. У ребенка возникаетпотребность во внимании, появляютсяэкспрессивно-мимические средстваобщения. Чем внимательнее взрослый кребенку, тем раньше он начинает выделятьсебя из окружающего мира, что являетсяосновой его самосознания и самооценки.

К концу первого полугодия ребенокпроявляет богатую палитру эмоций. Актхватания в пять месяцев уже сформирован.Благодаря взрослому ребенок выделяетцелостный предмет и формируетсенсорно-моторный акт. Интерес к действиями предметам – свидетельство новогоэтапа развития.

Во втором полугодиижизни ведущим становится манипулятивноедействие (бросание, щипание, кусание).К концу года ребенок осваивает свойствапредметов. В 7–8 месяцев ребенок долженбросать, трогать предметы, активно вестисебя. Общение является ситуативно-деловым.

Меняется отношение к взрослым, преобладаетнегативная реакция на замечания. Эмоциистановятся ярче, различаются в зависимостиот ситуации.

Развитие моторикимладенца подчиняется определеннойсхеме: движения совершенствуются открупных, размашистых к более мелким иточным, причем сначала это происходитс ручками и верхней половиной тела,затем – с ножками и нижней частью тела.Сенсорика младенца развивается быстрее,чем двигательная сфера, хотя они обесвязаны. Этот возрастной этап являетсяподготовительным к речевому развитиюи называется довербальным периодом.

1. Развитиепассивной речи – ребенок учится понимать,угадывает смысл; важен анемо-тическийслух ребенка, у взрослого важнаартикуляция.

2. Отработкаречевых артикуляций. Изменение звуковойединицы (тембра) ведет к изменениюсмысла.

В норме ребенок в 6–7 месяцевповорачивает голову при называниипредмета, если этот предмет имеетпостоянное место, а в 7–8 месяцевотыскивает названный предмет средидругих.

К первому году ребенок понимает,о каком предмете идет речь, и выполняетэлементарные действия. В 5–6 месяцевребенок должен пройти стадию лепета инаучиться произносить четко триады идиады (три и два звука), уметь воспроизвестиситуацию общения.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3822344/page:8/

Рефлексы новорожденного: норма и отклонения от нее

Рефлексы новорожденных детей: врожденные и безусловные

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения.

Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней — неонатальный период.

На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается.

Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный.

Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
СосательныйВозникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питанииДо 12 месяцев
ГлотательныйПри попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимоеОстается до конца жизни
ХоботковыйЕсли по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботокДо 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина)Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротикДо 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля)При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малышаДо 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и РобинсонаЕсли в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положенииДо 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского)При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно)Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий»)Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставахДо 3-4 месяцев
КернигаНогу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможноДо 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походкиЕсли поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбуДо 1,5-2 месяцев
Рефлекс опорыОбычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стояДо 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра)Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползаниеДо 3-4 месяцев
ГалантаПри проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасанияДо 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна.

Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика».

Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно.

Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра.

Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

  • Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
  • Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
  • Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
  • Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
  • Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы. При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени.

Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия.

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки.

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем.

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

Источник: https://moirody.ru/rebenok/1-mesyac/refleksy-novorozhdennogo.html

Рефлексы новорожденного ребенка

Рефлексы новорожденных детей: врожденные и безусловные

Дети рождаются с набором безусловных рефлексов, которые являются их своеобразными приспособлениями к жизни. Само слово „рефлекс” в переводе с латинского языка означает „отражённый”, „повернутый назад”. В медицине таким термином обозначают реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов.

Рефлексы новорожденных детей и их значение

Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые — приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта.

Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды.

Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.

Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.

Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.

Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.

Сухожильный — это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.

Итак, рефлексы новорожденных деток — это их первые приспособления к жизни, автоматические способности организма, помогающие жить вне лона матери.

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой, или его еще называют сосательным, — первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный — это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный. Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный. Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро. Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

Безусловные рефлексы новорожденных

Все вышеуказанные ответные реакции новорожденных являются безусловными.

Природа таким образом позаботилась о том, чтобы наши детки ели, видели, защищались, двигались, то есть привыкали к той активности и нагрузкам, которые со временем будут испытывать, развиваясь и адаптируясь во внешнем мире.

Безусловные рефлексы — это реакции без условий, “готовые”. Здоровые дети рождаются с полным их набором. Одни со временем исчезают, другие (мигание, глотание, например) остаются на всю дальнейшую жизнь.

Физиологические рефлексы новорожденных

При рождении ребенка обязательно осматривает врач-неанатолог. Он всегда проверяет его безусловные, то есть физиологические рефлекторные реакции. Золотая середина с точки зрения неврологии — это рождение ребенка с полным набором физиологических рефлексов. Такой ребенок здоровый. А физиологические реакции исчезают к 3-4 месяцам. Патологией является их отсутствие и задержка их развития.

Итак, перечислим основные физиологические рефлексы:

  1. Поисковый. Проявляется опусканием губы и поворотом головки новорожденного в сторону взрослого (раздражителя) в ответ на поглаживание в области рта. 
  2. Хоботковый. Если постукивать по верхней губе малыша, то у него будет происходить сокращение мимической мускулатуры лица. Это проявляется складыванием губок ребенка хоботком. 
  3. Рефлекс Бабкина еще называют ладонно-ротовым. Когда надавливать на ладошку ребенка, то он непроизвольно открывает ротик. Такая ответная реакция, как правило, исчезает до 3 месяцев. 
  4. Рефлекс Робинзона. Это тот же хватательный, когда новорожденный при хватании удерживает вес своего висящего тела.
  5. Опорный. Когда новорожденного приставить к опоре, то он разгибает свои ножки и всей стопой упирается об ту поверхность, на которую его ставят. До 2-месячного возраста такая реакция исчезает. 
  6. Шаговый. Он тоже исчезает до двух месяцев жизни малыша, а  заключается он в передвижении ножками, если дитя держать в вертикальном положении. 
  7. Рефлекс Бауэра, или ползучий. Когда надавить на подошву ног лежащего на животе ребенка, он начинает рефлекторно ползти. Исчезает к 3-4 месяцам.
  8. Защитный проявляется у уложенного на живот ребенка поворотом головы и попытками ее приподнять.
  9. Нижний хватательный. Возникает при надавливании на подошву ножки новорожденного. При этом происходит сгибание пальчиков ноги, которое напоминает хватание руками. Исчезает такая рефлекторная реакция в год. 
  10. «Утиный». Он проявляется в задержке дыхания малыша при попадании на его личико воды, струи воздуха. 

Атавистические рефлексы новорожденных

Следует знать, что не все рефлекторные реакции новорожденных имеют большое приспособительное значение. Это скорее наследственность, полученная ребенком от предков. На основе таких ответных реакций организма ничего не развивается, а называют такие рефлексы атавистическими.

Пример — рефлекс Робинзона, или цеплятельный. Прикосновение пальцами взрослого к ладошкам ребенка вызывает такое сильное хватание, что дитя может повиснуть, как обезьянка.

Другой атавистический рефлекс — переступательный. К этой группе принадлежит также и реакция Моро. Не так давно обнаружен и плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, то он будет барахтаться и держаться на воде.

Большинство атавистических рефлекторных реакций ребенка исчезает в первом полугодии его жизни. К примеру, реакция Робинзона ослабевает к четвертому месяцу жизни. Переступальный теряется в 3-4 месяца, задолго до самостоятельной ходьбы крохи.

Рефлекс ползания тоже не служит основой для формирования передвижения в пространстве. Младенческое ползание начинается с движений рук, а не с отталкивания. Безусловные рефлекторные реакции наших детей не обеспечивают дальнейшее формирование человеческих форм поведения.

А вот у детенышей животных они являются природной основой поведения взрослых особей.

Тонический шейный рефлекс

У малыша с ДЦП при повороте головки появляется асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР). Он характеризуется повышенным тонусом мышц-разгибателей. То есть в стороне, куда направлен взор малыша, ручка разогнётся. Вторая в это время согнётся в локте — и дитя примет положение «фехтовальщика».

У здоровых малышей неяркое проявление АТШР можно выявить в 2-4 месяца. Затем он быстро угасает. А вот при ДЦП этот рефлекс остаётся, и патология выявляется несколько лет. Такая патологическая реакция не позволяет малышу развиваться так, как это принято считать в норме.

Он не может сам схватить погремушку, исследовать её. Не развивается и навык ориентировки ребенка в пространстве, ведь взгляд малыша не фокусируется. По этой же причине ребёнок не может координировать движения, а это, в свою очередь, мешает развитию многих навыков (письменных, изобразительных).

Ребенку трудно рисовать и читать, писать и держать столовые приборы.

Когда АТШР малыша слабый, то для его диагностирования обычно производят сгибание-разгибание ручек при повороте головки. Для этого голову ребенка удерживают повернутой, а руки поочередно сгибают и разгибают.

О положительном рефлексе говорят в тех случаях, когда при выполнении вышеуказанной пробы хорошо чувствуется сопротивление той руки, в сторону которой повернуто лицо ребенка. Другая рука при этом трудно разгибается.

Это проявление называется симптомом «перочинного ножа».

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: http://NashiDetki.net/ukhod-za-novorozhdennym/refleksy-novorozhdennogo-rebenka.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий