Речевое развитие детей раннего возраста

Содержание
  1. Самые эффективные советы по развитию речи у детей раннего возраста?
  2. Как формируется речь от рождения до трёх лет
  3. Как помочь заговорить
  4. Упражнения для речи до года
  5. Как помочь непоседе после года
  6. Поговорим о дошколятах
  7. Что делать, если обнаружены серьёзные проблемы
  8. Развитие речи детей раннего возраста
  9. Этапы развития речи
  10. Что делать для развития речи в раннем возрасте?
  11. Развитие связной речи у детей
  12. Развитие речи у детей раннего возраста
  13. Важные этапы
  14. 1 этап – доречевой
  15. 2 этап – активный
  16. 3 этап – совершенствование
  17. Как работать над речевыми оборотами
  18. Устные приемы
  19. Игры
  20. Мультфильмы
  21. Педагогические методики
  22. Условия успеха
  23. Развитие речи детей раннего возраста
  24. Рекомендации по коррекции речи ребенка
  25. Развитие речи детей раннего возраста
  26. Условия для развития речи детей раннего возраста
  27. Основные этапы в речевом развитии детей раннего возраста
  28. Особенности развития речи детей раннего возраста
  29. Развитие речи в раннем возрасте
  30. Как развивается речь у детей с рождения в первом полугодии
  31. Особенности развития речи во втором полугодии
  32. Пассивная речь впереди активной
  33. Речевое развитие в 8-9 месяцев
  34. Как развивается речь в период от одного года до двух лет
  35. Особенности развития речи у детей с 2 до 3 лет
  36. Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития
  37. Как зависит развитие речи от снижения слуха

Самые эффективные советы по развитию речи у детей раннего возраста?

Речевое развитие детей раннего возраста

Доброго времени суток, уважаемые читатели нашего блога! Пока мой сын не заговорил, я активно бороздила просторы интернета, чтобы в этом помочь.

Признаюсь, было сильное беспокойство, ведь разговаривать он стал в 2 года 8 месяцев (на данный момент мы занимаемся с логопедом). Я сравнивала это с нашими ровесниками и очень расстраивалась.

Ведь к 1,5 годам малыш уже говорит около 100 слов. У нас такого не было.

Но теперь я точно знаю, что примерять к своему сокровищу общие рамки просто возмутительно и недопустимо! Но помогать, конечно, нужно. А теперь давайте поговорим, каким должно быть развитие речи у детей раннего возраста. Я расскажу Вам об этапах речевого развития и дам советы, как помочь Вашему чаду перейти на новый уровень.

Как формируется речь от рождения до трёх лет

Вы знаете, что многословность маленького сорванца формируется ещё на этапе беременности? Считается, что чем больше будущая мама разговаривает с крохой, тем раньше он начнёт свой лепет. Ну а когда новорождённый появляется на свет, необходимо напрямую влиять на речевой аппарат.

Основные моменты выделяются по месяцам:

  • 1―4 мес.
  • 4―12 мес.
  • 12―18 мес.
  • 18―24 мес.
  • 24―36 мес.

Первое, что слышат родители, долгожданное агуканье. Да, появляется оно до 4 месяцев. Помню этот радостный момент, наше «агу». С этого этапа ждёшь новых звуков. Обязательно подражайте малышку и он будет с радостью отвечать.

Когда после родов лежала в роддоме, нам раздавали много полезной литературы. В одной из брошюр было написано, что в период трёх недель новорождённый может повторить за мамой, если ты покажешь ему кончик языка. Знаете, это правда! Он повторяет.

Радует тот момент, что есть реакция.

Примерно в 6―8 месяцев карапуз начинает произносить коротенькие слова: ма-ма, ба-ба. Но какая же это огромная радость! А к году он уже понимает смысл, но не может произнести.

К полутора годам речь формируется активно. Словарный запас пополняется новыми элементами. А к двум годам кроха уже способен повторять услышанное. Дальше ― больше. Первые предложения, потом стишки.

Как помочь заговорить

У нас сынок заагукал вовремя, и слова первые произнес в 8 месяцев. А потом стоп-пауза. Нет, словарный запас пополнялся, но крайне медленно. Даже показывали опытному неврологу. А причина оказалась банальная ― лень на фоне нашей активности.

Мы потакали по каждому призыву. Он общался жестами, а мы исполняли. Когда же прекратили это делать, начались капризы, но вместе с ними новые слова! Поэтому роль родителей тут неоспорима. Но помогать необходимо посредством занятий, упражнений и игр.

Вас интересует, когда начинать заниматься с карапузом? Мой ответ, с самого рождения! Сначала грудничок видит на расстоянии 30 см, тут поможет элементарная мимика. А голос воспринимает ещё в утробе матери, поэтому обязательно разговаривайте с ним. Просто задавайте вопросы, и сами давайте ответы. Утром спросите: «А кто это у нас проснулся?».

И сразу ответ: «Наша Машенька!». Чем старше становится непоседа, тем сложнее задача. Обязательно вооружитесь короткими сказками и прибаутками. Но важный совет, слова произносите чётко, без коверканий. Многие мамы стараются вторить детям и сюсюкают. Поверьте, это закладывается в голове младенца.

Первые слова и без того будут ломанными, а за кем ему повторять, как не за Вами?

Упражнения для речи до года

Начнём с самых простых. Когда малышу ещё не исполнилось и полугода, Вам придут на помощь

  1. Мелкая моторика
  2. Фольклор
  3. Простейшие игры

Мелкая моторика

Роль моторики неоспорима. Благодаря простейшему массажу пальчиков подаются импульсы в головной мозг. Просто массируйте подушечки пальчиков на ручках. Это поспособствует лучшему формированию словарного запаса и интеллекта.

Фольклор

Прибаутки, короткие четверостишия всегда были неотъемлемой частью общения с детишками до года и старше. Рассказывайте с энтузиазмом и выражением. Сорванцу станет интересно, изучая мимику, жесты, первые простые слова. В 4 месяца непоседы уже способны реагировать на самые элементарные присказки. цель ― заинтересовать общением.

Простейшие игры

Нет человека в нашей стране, который незнаком с забавной присказкой «коза ― рогатая» или «сорока ― сорока». Играйте весело и задорно. Детки это любят. А есть ещё одно продуктивное занятие с язычком. Говорю, основываясь на личном опыте.

Просто до года я не придала этому значение, а вот в 2 года занимались с удовольствием. После этих занятий мы стали говорить намного активнее. Особенность заключается в том, что Вы высовываете свой язык и водите им во все стороны, но медленно. Пусть дитя за Вами повторит.

Такие тренировки должны повторяться ежедневно.

Как помочь непоседе после года

Очень сложен вопрос, если кроха ещё не говорит после годовалого рубежа. Или говорит, но слабо. Тут нужна помощь специалиста. Это не значит, что есть отклонения или дефекты. Но мы, например, водили к специалисту своё чадо. Для меня лучше перестраховаться в таких вопросах.

Хоть я полностью убеждена в том, что каждый ребенок индивидуален. Знаю случаи, когда малыш в 3 года не разговаривал, но потом, что называется, «прорвало». Ну а как мы ещё поможем? Обязательно разговаривайте на всех этапах. Именно в периоде 1―3 года формируется речевой аппарат.

Отвечайте на вопросы терпеливо, когда настанет такая пора.

С года активно читайте книги. Просите повторять за Вами короткие слова. Поиграйте в животных. На примере игрушек пусть расскажет, кто как разговаривает. Показывайте картинки с животными, красочные иллюстрации. Просите маленького непоседу принести различные игрушки и положить их на диван или кресло.

А если хотите отдохнуть от говора, отвлеките его крупной мозаикой. Это снова методика, связанная с мелкой моторикой рук. Моя неугомонница очень любит собирать конструкторы всех типов. Очень интересно наблюдать, как она делает в этом успехи. Такие действия учат фантазировать, тренируя логику и мышление.

Как научить ребенка разговаривать или 10 «нужно» и 5 «нельзя» советы и рекомендации

Поговорим о дошколятах

Дошкольный возраст характеризуется любознательностью. На этом этапе сорванец уже говорит всё. Но кто-то не успевает за основной массой детей и немного отстаёт. Тут очень важным фактором служит общение со сверстниками. Ходите на детские площадки по возможности в платные кружки. Не пренебрегайте детским садом.

Но какие упражнения можно делать совместно в этот период? Да практически все. Он уже говорит и вовсю бегает. Усложняйте задачи, учите стишки, песенки. Ловите момент, пока дитя интересуется всем, направьте этот интерес в нужное русло.

Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет? Подборка лучших упражнений

Но не забывайте о роли мелкой моторики. В магазинах полно игр, направленных на интеллектуальное мышление. Лепите из пластилина, приобретите всевозможные наклейки со специальными журналами, пусть клеит на здоровье! Вообще, полезны те игры, где нужно что-то вынимать, вставлять ключики в замочную скважину, открывать двери.

Занятия для детей 5-7 лет подробнее.

Чуть позже может быть обнаружена проблема дефектов произношения. Это ближе к 5―6 годам. Например, злосчастная буква «Р». Борьбу с ней нужно вести ещё в детском саду. Но не самостоятельно, а при помощи хорошего логопеда. Нет, сами можете помогать специальными занятиями, направленными на правильное произношение. Но без специалиста не обойтись.

Что делать, если обнаружены серьёзные проблемы

Не паниковать! Вам известно, что волнение 100% передаётся крохе? Наряду с хорошим специалистом для такого малыша, должны быть созданы необходимые условия дома. Конечно, доброжелательная атмосфера.

И ни дня без упражнений, которые Вам покажет хороший врач в зависимости от степени тяжести дефектов. Но главное и основное, упражнения должны быть очень активными. Ваша поддержка и нацеленность на результат дадут плоды в совместной терапии с лекарствами.

Никаких поблажек. Занятия должны проходить в игровой форме.

Вы слышали, что главное условие тренировки речевого аппарата ― хорошая дыхалка? Вот и возьмите на заметку! Дайте драгоценному созданию шары, пусть себе дует, положите кусочек ватки на стол, устройте соревнование, кто дальше. Ему будет интересно, а Вы будьте уверены в результате.

На этой ноте позвольте попрощаться. Пусть Ваши родные будут здоровыми, а мысли позитивными. Всего доброго! Да, не забудьте, на обновления нашего блога возможна подписка.

Источник: https://my-happybaby.ru/dlya-vas-aktualno-razvitie-rechi-u-detej-rannego-vozrasta

Развитие речи детей раннего возраста

Речевое развитие детей раннего возраста

Речь – это один из наиважнейших параметров оценки развития высшей нервной активности ребенка. Её развитие начинается с первого месяца жизни малыша, и активно продолжается до возраста 5-6 лет.

Этапы развития речи

Существуют три основных этапа развития детской речи (у ребенка до года):

  • гуление;
  • лепет;
  • первые слова.

С рождения малыш не наделен способностью говорить, и для того чтоб привлечь к себе внимание мамы – он кричит.

Постепенно, параллельно с миелинизацией (развитием) мозга появляются и новые возможности: к 5-6 неделе жизни ребенок начинает «агукать», то есть произносить простые звуки вместе (к примеру: а, гу-у, э-э-э).

Это, по сути, и называется гулением, и составляет важный этап развития речи детей раннего возраста. В течение последующих месяцев вы заметите, что малыш стал «агукать» продолжительнее, а к четырем-пяти месяцам и вовсе гулит разными звуками.

С шести месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, например «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «гу-гу-гу» и т.д. Также, по мере развития вы отметите, что малыш повторяет ваши интонации, но пока «разговаривает» на своем языке.

К концу первого года жизни, ребенок произносит от 8 до 14 слов, смысл которых он понимает (мама, баба, дай, нет). К двум годам жизни развивается связная речь у детей – в их словаре к этому возрасту около 200 слов.

К трем годам ребенок начинает понимать, как использовать времена, падежи.

Как мы подметили чуть выше, развитие речи детей раннего возраста является важным критерием его нервно-психического состояния.

Но что делать, если ваш ребенок не спешит начинать разговаривать. Как развить речь в раннем возрасте?

Что делать для развития речи в раннем возрасте?

Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься.

Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов.

Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении.

Ко всему, детские педиатры отметили, что чем более развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь.

Но что делать, если вы занимаетесь дома с малышом, по всем срокам он уже должен заговорить – но этого не происходит. Стоит ли бить тревогу?

Ответ на этот вопрос можно получить, проконсультировавшись с опытным логопедом, ЛОРом и неврологом. Если патология исключена, приступайте к занятиям самостоятельно.

Развитие связной речи у детей

Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.

Принципы, на которых основывается работа с ребенком:

  • в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;
  • малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;
  • для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;
  • играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с которыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте;
  • ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными;
  • хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.
Одной из методик раннего развития и обучения детей чтению, являются занятия с кубиками, разработанными педагогом Евгением Чаплыгиным. Автор утверждает, что благодаря этим кубикам, при желании можно сформировать у ребенка интерес к чтению и научить основам за считанные дни. Расскажем подробнее об уникальном методике.Многие родители, занимающиеся развитием детей с самых первых месяцев после рождения, ломают голову над выбором правильной методики. В нашей статье мы расскажем об удивительной системе раннего обучения, разработанной Сергеем и Екатериной Железновыми.
Доски с вырезанными картинками были разработаны французским врачом и педагогом Эдуардом Сегеном для лечения детей с умственными отклонениями. Методика настолько хорошо зарекомендовала себя, что сейчас активно используется для развития малышей раннего возраста.ТРИЗ — теория решения изобретательских задач – особая методика развития личности, направленная на раскрытие творческих потенциалов человека. Применяют ее и в детских садах. Расскажем об этом подробнее.

Источник: https://womanadvice.ru/razvitie-rechi-detey-rannego-vozrasta

Развитие речи у детей раннего возраста

Речевое развитие детей раннего возраста

Главное связующее звено между человеком и внешним миром заключается в речевом общении. Умение говорить является самой сложной функцией мозга. Роль речи в развитии ребенка глобальна. Это не врожденная способность, а навык, который активно формируется под влиянием людей, окружающих малыша.

Развитие речи в раннем возрасте основано на постоянной практике, которая позволяет раскрыть речевой потенциал крохи. Работать над ней необходимо с первых месяцев жизни младенца и до 5-6 летнего возраста.

Умение общаться и правильно выражать свои мысли необходимо для гармоничной социальной адаптации и дальнейшей активной познавательной деятельности.

Важные этапы

Потребность крохи в речевом общении проявляется уже в несколько недель от рождения. Малыш начинает реагировать на звуки, и они пробуждают его нервную систему.

Поэтому очень важно много и часто разговаривать с новорожденным, по мере его взросления переходить от общения информативного и описательного характера к обучающему.

Развитие речи детей раннего возраста проходит в несколько этапов.

1 этап – доречевой

Он охватывает период жизни до 1 года. Малыш общается с родителями с помощью мимики, плача, жестов, затем появляется лепет и гуление.

К 7-8 месяцам ребенок научился речевому подражанию – возникает способность повторять за взрослыми некоторые короткие звуки с различной интонацией.

Годовалые малыши уже понимают многие фразы окружающих и правильно на них реагируют, растет их пассивный словарь.

2 этап – активный

Речевое развитие детей раннего возраста происходит стремительно. С 1,5 до 3 лет их словарный запас существенно увеличивается: в период от полутора до 2 лет в нем примерно 200 слов, а к 3 годам – 1-2 тысячи.

Сначала малыш употребляет лишь слова-корни, которые могут обозначать сразу несколько действий или предметов.

Затем учится выражать свои желания с помощью одного слова, в котором заложен смысл полноценного предложения: «есть» — я хочу кушать, «кошка» — по комнате идет кошка и т.д.

К 2,5 годам появляется «телеграфный» говор – ребенок употребляет лишь существительные и глаголы, пытаясь разговаривать со взрослыми. Такой стиль общения помогает освоить грамматику.

В 3 года развивается связной диалог. В разговоре маленьких мальчиков и девочек появляются сложные и распространенные предложения, слова имеют падежные окончания и родовые формы, возникает понятие будущего и прошлого времени.

3 этап – совершенствование

Повышение качества приобретенных навыков и использование их как средства общения. Дошкольники 4-5 лет уже обладают достаточным словарным запасом, позволяющим ясно излагать свои мысли и выражать желания, полноценно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Раннее развитие речи считают одним из самых важных критериев, по которым определяется нервно-психическое состояние малыша. Если кроха не спешит разговаривать, родители обязаны оказать дочке или сыну грамотную помощь.

Как работать над речевыми оборотами

Развитие речи у ребенка раннего возраста происходит постепенно, с резкими рывками вперед. Основным «двигателем» в этом процессе является влияние взрослых людей из ближайшего окружения. Однако не все дети одинаково успешно осваивают разговорные навыки. Как помочь крохе начать говорить?

Устные приемы

Задержка развития речи у детей может быть обоснована скудным речевым окружением. Чтобы ее избежать советуют больше разговаривать с дочерью или сыночком. Следите, чтобы ваш разговор был правильным с грамматической и логической сторон. При общении с маленькими детками не переходите на сюсюканье, всегда говорите литературным языком, а не детским.

Начиная с 3 лет, малыш любит задавать много вопросов обо всем на свете. Отвечайте на каждый из них развернуто, донося до чада как можно больше полезной информации. Это поможет малышу правильно мыслить и не бояться окружающего мира. Не обращайте внимания на первые ошибки, поправляйте кроху, но не критикуйте.

Выучите некоторые скороговорки для развития речи – для детей это отличная тренировка внимательности и памяти. Много читайте, повторяйте разные слова, заучивайте наизусть стихи и песенки.

Игры

Огромное значение в формировании и раскрытии речевого потенциала имеет тренировка мелкой моторики рук. Существуют специально разработанные игры для развития речи ребенка.

Работа с предметами небольшого размера (бусинами, шариками, пазлами), шнуровками, лепка из пластилина положительно влияют на психомоторную активность.

Разнообразные движения необходимы не только мышцам, но и мозгу – они дают новые ощущения, улучшают способность воспринимать и анализировать информацию.

Методики развития речи детей раннего возраста рекомендуют уделять больше времени ролевым играм, предусматривающих взаимодействие мамы и ее чада. Это благоприятно сказывается на будущих умениях маленького участника выстраивать диалоги и адаптироваться в коллективе. Рассказывайте о каждом этапе игры, любое действие сопровождайте описанием.

Мультфильмы

Сегодня созданы интереснейшие развивающие мультики для детей для развития речи. Повторяя звуки и простейшие слова за персонажами с экрана, кроха пополняет свой пассивный словарь, а со временем научиться использовать их в соответствующих ситуациях, придавая выражениям эмоциональную окраску.

Педагогические методики

О.С. Ушакова написала несколько книг о развитии речи детей, готовящихся к выпуску из детского сада и поступлению в школу.

Ее труды помогут родителям разобраться в особенностях формирования личности дошкольников, понять какие средства развития речи детей дошкольного возраста помогут избавиться от речевых недостатков, мешающих успешному обучению.

Предложенный материал вызовет интерес к родному языку, поможет увеличить активный словарный запас и научит выстраивать грамотные речевые обороты.

Условия успеха

Что необходимо сделать, чтобы занятия с ребенком для развития речи имели хорошие результаты?

  1. Обеспечьте разнообразие окружающей среды.
  2. Не ограничивайте пространство крохи, разрешите малышу путешествовать по комнатам дома, рассматривать различные предметы, трогать их.
  3. Каждое движение любознательного непоседы должно сопровождаться рассказом мамы или папы о том, что он делает или видит, для чего это предназначено, какой цвет и форму имеет.
  4. Как можно раньше начните читать ребенку сказки, стихи и скороговорки.
  5. Следите за грамотностью произношения.
  6. Растите малыша в спокойной обстановке.

Попробовав разные методы и приемы развития речи детей, родители подберут максимально эффективную и простую программу работы над ее усовершенствованием. Хвалите своего ребенка даже за самые маленькие достижения – уже через пару лет вы сможете вырастить интересного собеседника!

Вам может быть интересно:  Развитие ребенка в 2 месяца       Агрессия у детей: причины и методы преодоления       Почему я не могу забеременеть

Источник: https://dom-isemya.ru/deti/razvitie/razvitie-rechi-u-detey-rannego-vozrasta/

Развитие речи детей раннего возраста

Речевое развитие детей раннего возраста

Речевое развитие детей начинается еще за долго до произнесения первых слов – в утробе матери. Ведь то, как протекала беременность, играет далеко не последнюю роль в процессе формирования речи. Низкий уровень гемоглобина, токсикоз первого триместра, гестоз, перенесенные вирусные или эндокринные заболевания – все эти причины могут повлиять на речь будущего ребенка.

Начиная с шестнадцати недель, беременная женщина уже может почувствовать первые шевеления плода, а после двадцать восьмой недели беременности они ощущаются постоянно.

А если этого не наблюдается, то можно с уверенностью говорить о психической и физической задержке развития малыша. Также можно предположить о возможных проблемах в будущем.

Будет хорошо, если после двадцати четырех недель внутриутробного развития будущие родители начнут разговаривать со своим крохой, напевать ему любимые мелодии.

Первый крик малыша, появляющийся сразу после рождения на этот свет, является одним из первых проявлений его до речевого развития. Важная функция до речевого периода – грудное вскармливание, то, как ребенок сосет молоко, фокусирует на маме свой взгляд. При правильном развитии от двух до четырех месяцев жизни от малютки уже можно услышать ауканье, а затем и «гуление».

На развитие речи влияет способность распознавать на ощупь поверхность материала, двигательная активность Вашего сына или дочки. От самого рождения в ребенке заложено стремление к исследованию. Он постоянно тянется к предметам, повсюду разбрасывает их.

Взрослым необходимо этот инстинкт поддерживать, при этом грамотно направляя и развивая его активную деятельность. Желательно, чтобы у него под руками были игрушки для построения ряда по возрастанию и убыванию, например, матрешки, пирамидки. Также можно подобрать такие картинки, предметы, которые обладают определенной цветовой гаммой.

Ведь именно в процессе игры ребенок может выучить названия цветов предметов, научиться определять их величину, форму.

Пальчиковые игры указывают важное направление развития речи.

Поиграйте с ребенком, начиная с года, в игру под названием «самообслуживание». Пусть он самостоятельно попытается собрать разбросанные игрушки, застегнет пуговки, зашнурует шнурки на обуви, поднесет ко рту ложку с едой. Все это благоприятно отразится на процессе речевого развития у ребенка.

Развитие малыша до трех лет имеет большое значение. Ведь если у него наблюдаются нарушения речевой функции, то ему трудно выразить свои мысли, просьбы и желания. В результате ребенок начинает нервничать, особенно, когда слышит насмешки сверстников в свой адрес, появляется агрессивное поведение.

Чаще всего у детей трехлетнего возраста обнаруживается нарушение звукопроизношения (дислалия) из-за укороченной уздечки языка, неправильного строения зубов. В первую очередь необходимо обратиться к ортодонту, хирургу для получения консультации. Подобного рода нарушения корректируются путем обучения ребенка слушать звуки, проведением гимнастики для укрепления мышц языка.

Ведь ребенок усваивает родной язык путем подражания произносимой речи окружающих его людей. Нельзя речевое развитие детей раннего возраста пускать на самотек. На самом деле этот процесс напрямую связан с развитием головного мозга, который интенсивнее всего протекает в первые три года жизни.

А воспитание, занятия с ребенком создают необходимые условия для правильного речевого развития ребенка. Если этот период упустить, то психическое и интеллектуальное развитие ребенка будет отставать все сильнее с каждым годом.

В старшем возрасте проблемы в речевом развитии выражаются в том, что ребенку трудно или вовсе не под силу определять звуки в словах, охарактеризовать их по гласности-согласности, мягкости и твердости, звонкости и глухости. В итоге возникают трудности при письме. Ребенок не может правильно понимать грамматические конструкции.

Неумение пересказывать прочитанный текст – признак нарушенной речи. Все эти факторы в совокупности приводят к низкой успеваемости в школе, затруднению восприятия учебного материала. Для того чтобы вы не столкнулись с подобными проблемами или смогли их своевременно ликвидировать, следуйте определенным рекомендациям.

Рекомендации по коррекции речи ребенка

  • Откажитесь от манеры коверканья слов и сюсюканья, которая оказывает негативное влияние на формирование правильной речи.
  • Побольше общайтесь со своими детьми, правильно при этом произносите слова сами, комментируйте свои действия.
  • Не заменяйте живую речь просмотром телевизионных передач, прослушиванием радио.
  • Предлагайте пересказывать прочитанный вами небольшой отрывок из сказки, так как это учит ребенка правильно мыслить и выражать их с помощью слов.
  • Придумайте самостоятельно игры со словами, которые хорошо пополняют словарный запас.
  • Не требуйте от ребенка сразу произносить вслух сложные слова.
  • Не ругайте ребенка за допущенные им ошибки при произнесении слов.
  • Не перегружайте ребенка занятиями, так как в результате перевозбуждения речевых зон мозга возможно появление заикания.
  • При возникновении проблем в речевом развитии у ребенка после трех лет обратитесь к логопеду.

Обращайте своевременно внимание на речевое развитие детей раннего возраста.

Ведь именно умение свободно и четко оперировать словами дает возможность осознанно воспринимать окружающий мир. Удачи!! Любите своих детей!

Речевое развитие детей в радость

(1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://steshka.ru/rechevoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta

Развитие речи детей раннего возраста

Речевое развитие детей раннего возраста

Одним из важнейших условий для нормального развития детей – это полноценное и своевременное формирование их речи к дошкольному возрасту.

При этом процесс овладения речи – это многостороннее и сложное психическое явление. Но особенно благоприятно складывается развитие речи детей раннего возраста.

В дошкольном же возрасте бурное развитие речи обуславливается предметной деятельностью у ребенка.

Уже на втором году жизни у детей возникает значительный интерес ко всему, что его окружает. Ему интересно все не только увидеть, но и взять в руки, познать. Эти желания пока не соответствуют возможностям малыша, поэтому помощи он просит у взрослых.

Но к этому времени имеющиеся в его арсенале средства общения вроде отдельных слов или мимики уже являются недостаточными чтобы взрослые его поняли, и не могут в полной мере удовлетворять резко возросшие потребности малыша в общении.

Именно на этом противоречии у детей раннего возраста и начинает развиваться активная самостоятельная речь, как новая форма общения.

Переход ребенка к самостоятельной речи – это важнейший этап для психического развития, который свидетельствует о переходе от возраста младенческого к раннему.

Условия для развития речи детей раннего возраста

Для появления, а также последующего правильного формирования и развития речи, любому ребенку требуется речевая среда.

Даже при достаточном развитии речевого аппарата, хорошего слуха и сформированного мозга, в условиях отсутствия речевого окружения заговорить ребенок не сможет.

Ведь малыши перенимают от окружающих первый опыт речевого общения. Именно по это причине так важно, чтоб взрослые постоянно разговаривали с ребенком:

  1. Слова должны произноситься неторопливо.
  2. Все слова и звуки должны поизноситься четко.
  3. Особое внимание должно уделяться произношению.

Нечеткая и торопливая речь, которую ребенок постоянно слышит от взрослых, крайне негативно сказывается на его речевом развитии. С течением времени такие дети и сами не слишком заботятся о том, насколько его речь воспринимается слушателями. Более того, если дома ребенок постоянно слышит торопливую и громкую речь в раздраженных тонах, то и сам он будет разговаривать в той же манере.

Основные этапы в речевом развитии детей раннего возраста

Условно речевое развитие детей подразделяется на несколько взаимосвязанных этапов:

  1. Уже на первом году жизни начинается подготовка к речевым навыкам дыхательной системы, происходит образование недифференцированных ых шумов, ребенок активно лепечет и гулит, всеми силами подражая взрослым. Этот этап завершается к возрасту в полгода.
  2. У шестимесячных малышей начинается образование речевых звуков и активный синтез слогов. Уже ко второму году жизни речь все активнее обогащается новыми словами, и ребенок начинает произносить простейшие из них.
  3. К третьему году жизни словарный запас ребенка составляет порядка пяти сотен слов или более, к тому же дети пытаются строить из них предложения.
  4. На четвертом году жизни детский словарный запас расширяется до 1000 слов в среднем. При этом происходит усложнение и удлинение речевых цепей, а количество слов в отдельном предложении может достигать десятка. В этом возрасте ребенок впервые начинает оперировать придаточными предложениями.
  5. Далее, на пятом году, речевой фонд продолжает обогащаться, окончательно формируется регуляция произношения слов и громкости. Фразы строятся более правильно и совершенно.

Важно заметить, что у разных детей речь развивается по-разному. Если у одних имеет место раннее и бурное развитие речи, то у других оно может несколько отставать.

Чтобы максимально помочь малышу, с ним необходимо как можно больше разговаривать, учить его новым словам, правильному построению фраз.

Но это должно делаться осторожно и постепенно, чтобы не перенапрягать нервную систему завышенными требованиями.

Ученые заметили, что развитие речи у детей находится в непосредственной зависимости от сформированности и точности движений их рук.

Поэтому тренировка и развитие мелкой моторики не только стимулирует общее развитие детей, но и положительно отражается на их речи. Поэтому, чем младше ребенок, тем больше в нем стремления к движению и исследованию окружающего пространства.

Сама природа заложила в него потребность в психомоторной активности и движении, которые помимо развития мышц способствуют активации мозга.

Закладка фундамента для раннего речевого развития детей происходит в дошкольном возрасте, поэтому взрослым необходимо речи уделять особое внимание.

Если к 6-летнему возрасту в речи ребенка останутся существенные недостатки, то в дальнейшем они будут создавать серьезные препятствия к полноценному обучению.

Поэтому так важно, чтобы к школе ребенок умел последовательно излагать увиденное, а также правильно произносить фразы и отдельные слова.

Особенности развития речи детей раннего возраста

Итак, как уже было отмечено выше, развитие речи у детей имеет тесную взаимосвязь не только с непосредственным общением и контактами со взрослыми, но и требует практической деятельности в плане освоения предметов.

Активно формирующаяся речь при этом становится средством общения, не только со взрослыми, но и со сверстниками. Параллельно происходит формирование и регулирующей функции речи, когда дети подчиняются инструкциям взрослых.

В раннем возрасте у детей отмечается появление и ситуативной речи, которая понятна в контексте той или иной ситуации, а также речи описательной. Теперь посредством речи ребенок может оказывать воздействие на взрослых.

Постепенно начинается формирование слушания и понимания литературных произведений и рассказов взрослых, что дополнительно обогащает детский опыт и способствует усвоению социального опыта.

Источник: http://mamairebenok.com/vospitanie-rebenka/razvitie-rechi-detey-rannego-vozrasta.html

Развитие речи в раннем возрасте

Речевое развитие детей раннего возраста

Особенности речевого развития детей раннего возраста на каждом этапе заслуживают особого внимания. Но прежде не помешает разобраться с понятием речи и этапами ее развития. Итак, речь в раннем возрасте развивается в несколько этапов:

  1. Довербальный
  2. Начало речи
  3. Развитие общения

На довербальном этапе дети не умеют говорить и не понимают, о чем им говорят взрослые. Тем не менее именно на этом этапе они учатся жить в условиях, способствующих развитию речи в дальнейшем.

На этапе начала речи у детей появляются первые ее признаки. Они уже пробуют произносить первые слова и частично понимают взрослых.

На третьем этапе малыши учатся говорить, и этот этап продолжается у них до окончания старшего дошкольного возраста.

Как развивается речь у детей с рождения в первом полугодии

В первом полугодии дети окружены вниманием взрослых, которое на этом этапе полностью удовлетворяет их потребности в общении. Чтобы заложить предпосылки для развития речи малыша с первых дней жизни, необходимо постоянно с ним общаться, акцентируя внимание на ведущих видах деятельности.

В первые полгода дети особенно активно стараются подражать словам, которые слышат от взрослых. Большая часть слов произносится в упрощенном варианте с выделением отдельных слогов.

Особенности развития речи во втором полугодии

Со второго полугодия дети уже лучше понимают речь взрослых, что отражается и на их поведении и речи. В 7 месяцев в пассивном словаре малыша уже достаточно слов для того, чтобы он понял, о каком предмете идет речь, и смог показать на него глазами. В 8 месяцев кроха уже способен выполнять самые простые поручения взрослых, делает «ладушки», машет «пока», играет в пальчиковые игры.

Начиная с семи месяцев у малышей развивается эмоционально-речевое общение, главными предпосылками для которого является общение с окружающими взрослыми. У крохи вызывают ответ, соответствующий его цели. Со временем понимание у малыша развивают с максимальным отдалением от форм обращения, используемых взрослыми.

Понимание отличается от эмоционального общения тем, что при обращении взрослого к ребенку целью его является не просто общение, а требование или просьба выполнить определенное действие либо же, наоборот, от него воздержаться. Очень важно, чтобы на этом этапе сохранился эмоциональный контакт с малышом, который будет мотивировать его выполнять действия.

Именно способность детей понимать речь других является наиболее важной в процессе подготовки к дальнейшему развитию собственной речи.

Пассивная речь впереди активной

С шести до восьми месяцев у детей формируется пассивный словарный запас. Малыш внимательно слушает, о чем говорят в его присутствии, запоминает слова, значение которых понял.

Проверить, насколько богатым является пассивный словарь малыша, достаточно просто. Попросите его поискать определенные предметы, значение и название которых ему должно быть знакомо.

Большинство детей справится с заданием, даже не умея говорить.

В период пополнения пассивного словаря очень важно обратить внимание на окружающую малыша речевую среду. С ребенком в этом возрасте нужно говорить правильно и много, стимулируя у него развитие грамотной речи. Если ограничить общение с крохой, речь его будет развиваться медленно и не так хорошо, как хотелось бы родителям.

Говорить с малышом нужно четко, соблюдая паузы, не используя искаженных слов. Не помешает делать акцент на многократные повторы названий определенных предметов и объектов, укрепляя таким образом связь между ними и их названиями в сознании малыша.

Речевое развитие в 8-9 месяцев

В 8-9 месяцев малыш активно подражает звукам, которые слышит, и уже способен произносить простые слова из повторяющихся слогов, например «ба-ба» или «ма-ма». Дети в этом возрасте обычно уже знают, кто есть кто, отзываются на собственное имя.

Родителям нужно продолжать многократно повторять некоторые слова, чтобы дети могли привыкнуть к их звучанию и запомнить.

Некоторые родители в стремлении поскорее научить кроху разговаривать намеренно просят его повторить то или иное слово. Чаще всего такая методика дает определенный результат — дети действительно еще до года начинают повторять эти слова. Однако часто они не осознают их значение и до определенного момента могут не использовать в активной речи.

Нужно принимать во внимание и тот факт, что характер у детей в этом возрасте имеет свои особенности. Чаще всего малыши могут повторить слово спустя какое-то время, уже после того, как взрослые о нем забудут.

В этом возрасте для гармоничного развития речи детей имеет огромное значение обогащение их словарного запаса в ходе общения с окружающими, при котором происходит тренировка произношения слов, исправление ошибок, закрепление основных речевых шаблонов.

Как развивается речь в период от одного года до двух лет

В год большинство детей уже умеют ходить, осваивают предметные действия. Что касается речи, то ее развитие на этом этапе все еще недостаточное, так как в словаре крохи всего несколько активных слов, в основном это «мама», «папа», «баба» и пр.

Научившись произносить несколько основных слов и убедившись в том, что его понимают, малыш на некоторое время может потерять интерес к процессу совершенствования речевых навыков. Это бывает, но лишь в исключительных случаях. У большинства детей именно в этом возрасте речь развивается наиболее интенсивно.

Осознавая всю важность собственного влияния на процесс речевого развития ребенка, родители должны продолжать окружать малыша общением, рассказывая обо всем, с чем ему приходится сталкиваться. В этом возрасте у крохи уже должен быть доступ к книжкам, картинкам с изображениями предметов, цветов, животных.

Важно понимать, что даже если кроха пока не начал говорить, он все слышит и понимает, продолжая пополнять пассивный словарный запас. Именно в этом возрасте на родителях лежит ответственность за закладку основы интеллекта крохи. Поэтому ребенок нуждается в том, чтобы с ним занимались, стимулируя развитие речи, мышления, аналитических способностей.

Особенности развития речи у детей с 2 до 3 лет

В двухлетнем возрасте у детей появляется масса новых впечатлений, с которыми они очень хотят поделиться. Кроме того, в этом возрасте наступает период, когда детям жизненно важно задавать взрослым вопросы и получать на них понятные ответы. Поэтому с двух до трех лет у детей происходит активное развитие речи.

Очень важным навыком в этом возрасте может считаться способность ребенка концентрироваться на речи. Дети с удовольствием слушают, когда им читают, переживают эмоции описываемых героев, делают первые выводы о нравственных ценностях.

Именно в этот период пассивный словарь переходит в активный – ребенок испытывает острую потребность в том, чтобы говорить и спрашивать.

К концу третьего года в активном словаре малыша уже содержится более 1200 слов, что в 4 раза больше, чем всего год назад.

В два года уже можно начинать играть с малышом для дополнительного развития речи. Этому особенно способствуют игры, связанные с развитием мелкой моторики.

Например, творческие игры с использованием пальчиковых красок, мягкого пластилина, глины, мозаики.

Кроме того, в 2-3 года необходимо показывать ребенку, что такое сюжетно-ролевые игры, предлагая ему попробовать себя в разных ролях в рамках определенного сценария.

Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития

Главным ошибками в речи детей раннего возраста с задержкой психического развития являются:

  • сложности в словообразовании ласкательных форм с использованием суффиксов ечк-, -очк-, -ек- и пр.
  • сложности в образовании названий детенышей животных и птиц;
  • сложности в образовании совершенной и несовершенной формы глаголов;
  • сложности в образовании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных.

У детей с диагнозом «задержка психического развития» отмечаются незрелые планирующие и регулирующие функции речи. Малыши не всегда способны поддерживать диалог, не дают ответы на вопросы из-за нежелания разговаривать, могут ограничиться краткими ответами либо неожиданно прервать разговор.

Такие дети с удовольствием играют молча, не чувствуя потребности в общении, нередким является прерывание главной мысли суждениями или замечаниями посторонних.

У детей раннего возраста с ЗПР монологическая речь имеет ситуативный характер, при этом можно отметить, что уровень ее сформированности у каждого ребенка свой. Большинство детей имеют сложности с программированием текста и подчинением речевой деятельности основному замыслу.

Проще всего детям с ЗПР дается такая форма речевой деятельности, как пересказ. Малыши с удовольствием слушают и запоминают небольшие отрывки текстов, при этом во время пересказа могут злоупотреблять паузами и повторами, нарушать связь между предложениями текста.

А вот с рассказами на заданную тему у детей с задержкой психического развития возникают определенные сложности. Чаще всего они допускают следующие ошибки:

  • отказываются от выполнения задания из-за непонимания, о чем говорить;
  • стараются ограничиться одной фразой, не развивая событий;
  • не пытаются опираться на личный опыт, составляя рассказ.

Часто дети с ЗПР строят рассказ из серии отдельных высказываний, связанных импульсивными ассоциациями.

Как зависит развитие речи от снижения слуха

Связь между развитием речи у детей раннего возраста и степенью снижения слуха самая прямая. Чем легче степень снижения слуха, тем меньше отклонений будет в речи ребенка в процессе ее развития. Чем хуже слышит малыш, тем больше нарушений возникнет сразу во всех аспектах развития речи: грамматической, фонетической и лексической.

Полная глухота может привести к полному отсутствию речи — немоте. Такие дети будут способны овладеть речью только во время специализированного обучения в коррекционном учреждении.

Источник: https://rebenkoved.ru/rech-detej/razvitie/razvitie-rechi-v-rannem-vozraste.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий