Развиваем фантазию у ребёнка с играми от Джанни Родари

Развитие воображения у детей (из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии»)

Развиваем фантазию у ребёнка с играми от Джанни Родари

Как писать сказки? Откуда берутся сюжеты? Известный итальянский писатель Джанни Родари щедро делится рецептами придумывания историй: как из случайного соседства двух слов, из грамматической ошибки, из «перевирания» старой сказки возникает увлекательная игра, а если повезет, то и целая книга.

«Перевирание» сказки

– Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка… – Не Желтая, а Красная! – Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и… – Да нет же, не папа, а мама. – Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине и отнеси ей…

– К бабушке она ей велела сходить, а не к тете…

И так далее.

Такова схема старой игры в «перевирание» сказок; ее можно затеять в любой семье, в любую минуту. Игра эта серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь выбрать для нее нужный момент. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами.

Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, снова испытывать волнение, как при первой встрече с ними, в том же порядке: удивление, страх, вознаграждение.

Детям необходимы порядок и успокоение, мир не должен слишком часто сходить с рельсов, на которые ребенок с таким трудом его водружает. Поэтому вполне возможно, что поначалу игра в «перевирание» сказок будет раздражать, будоражить.

К появлению волка малыш подготовлен, появление же незнакомого персонажа настораживает: неизвестно, кто он, друг или недруг.

Но наступает момент, когда Красной Шапочке больше нечего ему сказать: ребенок может с ней и расстаться. Как со старой игрушкой, от долгого употребления пришедшей в негодность. Вот тогда он соглашается, чтобы сказка превратилась в пародию, – отчасти потому, что пародия как бы санкционирует расставание, но еще и потому, что новый угол зрения возобновляет интерес к самой сказке.

Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново. Дети играют теперь не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой; бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам.

В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие.

Она поможет ребенку избавиться от иных навязчивых идей: научит не бояться волка, представит в менее гнусном свете лешего и в смешном виде ведьму, установит более четкую грань между миром подлинным, где известные вольности недопустимы, и миром вымысла. Это рано или поздно должно произойти: конечно, не раньше, чем волк, леший и ведьма выполнят свою традиционную миссию, но, разумеется, и не слишком поздно.

Второй серьезный аспект игры состоит в том, что участник ее должен интуитивно произвести самый настоящий анализ сказки. Альтернатива или пародия могут иметь место лишь в определенных пунктах, а именно в тех, которые являются характерными для данной сказки, определяют ее структуру, а не в ходе плавного развития повествования от одного смыслового узла к другому.

Красная Шапочка на вертолете

В некоторых школах я наблюдал такую игру. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: “девочка”, “лес”, “цветы”, “волк”, “бабушка”, плюс шестое слово, постороннее, например “вертолет”.

Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.

Сказки «наизнанку»

Один из вариантов игры в “перевирание” сказок состоит в умышленном и более органичном “выворачивании наизнанку” сказочной темы.

Красная Шапочка злая, а волк добрый… Мальчик-с-Пальчик сговорился с братьями убежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все – согласно первоначальному варианту, но – как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева…

Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха… Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов.

Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получится результат новым частично или полностью – это уж зависит от того, будет ли принцип “выворачивания наизнанку” применен к одному или ко всем элементам данной сказки.

А что было потом?

– А потом? – спрашивает ребенок, когда рассказчик умолкает. Сказка кончилась, и тем не менее место для того, что было потом, всегда найдется.

Действующие лица потому и называются действующими: мы знаем, как они себя ведут, в каких они отношениях друг с другом.

Простое введение нового элемента приводит в движение весь механизм, как это хорошо знают те, кто писал или придумывал бесконечные “продолжения”.

Пример. Золушка и после того, как вышла замуж за Принца, не расстается со своими старыми привычками: неряшливая, простоволосая, в засаленном фартуке, она вечно торчит на кухне у плиты, не выпускает из рук метлы. Стоит ли удивляться, что не прошло и нескольких недель, как такая жена Принцу надоела.

Куда веселее проводить время со сводными сестрами Золушки – любительницами танцев, кино и поездок на Балеарские острова. Да и мачеху – женщину моложавую, с широким кругом интересов (она играет на рояле, посещает лекции о странах “третьего мира”, литературные вторники) – тоже не надо сбрасывать со счетов.

И разыгрывается настоящая, со всеми перипетиями, трагедия на почве ревности.

Салат из сказок

Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчик с братьями: приключения их переплетаются и устремляются по новому руслу.

То же произойдет, если Золушка выйдет замуж за Синюю Бороду, если Кот в сапогах поступил в услужение к Нино и Рите, героям совсем другой сказки.

Подвергнувшись такой обработке, даже самые стертые образы оживут, дадут новые ростки, и из них нежданно-негаданно произрастут новые цветы и плоды. Есть свое очарование и у гибрида.

Кто заинтересовался творческими играми по развитию фантазии, может приобрести книгу в интернет-магазине «Лабиринт»

Источник: http://vospitatel.edu54.ru/node/272015

Упражнения для развития фантазии от Джанни Родари

Развиваем фантазию у ребёнка с играми от Джанни Родари

Джанни Родари известен многим по сказкам «Приключения Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов». Однако итальянский писатель создал и более серьезные произведения, например, «Грамматику фантазии». В ней писатель объясняет, как с помощью историй и игр со словами любой взрослый может развивать воображение у ребенка. Предлагаем вам несколько веселых упражнений из этой книги.

Непривычное в привычном

Не так-то просто с нуля сочинить рассказ, да еще такой, который понравится ребенку. А надо ли начинать «с нуля»? Достаточно взять какой-нибудь префикс (например, «не» или «дважды») и добавить его к уже существующим словам.

«Я придумал целую страну с отрицательным префиксом, – пишет сеньор Родари, – где вместо пушки в ходу «непушка», применяемая не для ведения войны, а для ее «отведения». «Осмысленная бессмыслица» – вот что это такое».

Префикс «дважды» дарит нам двойное перо, которое служит двойной срок (а может быть, двум школьникам‑близнецам). Еще писатель выдумал «антизонт», но так и не придумал ему практическое применение. Может быть, у вас получится?

Джанни Родари называет такие приставки «префиксами фантазии» и уверяет, что с их помощью проще простого буквально на ходу сочинять веселые истории. Кстати, вы наверняка уже знакомы с героем, который получил свое имя благодаря такому префиксу – это Супермен.

Старые игры

С ребенком, который уже научился писать, Джанни Родари рекомендует поиграть в одну веселую старинную игру – записки с вопросами и ответами. Начинается она с ряда вопросов, намечающих некую схему: «Кто это был? Где находился? Что сделал или сказал? Что сказали люди? Чем дело кончилось?»

Первый участник игры пишет ответ на первый вопрос и, чтобы никто не мог прочесть его ответ, край листа загибает. Второй отвечает на второй вопрос и делает второй загиб. И – так далее. Когда вопросы заканчиваются, нужно прочитать ответы вслух как один рассказ. Может получиться полная ерунда, над которой вы от души посмеетесь, а может – начало комического рассказа. Например:

Покойник

На Пизанской башне

Вязал чулок.

Он сказал: Сколько будет трижды три?

Люди пели: «Услышь мою боль!»

Кончилось это счетом три-ноль.

Лжезагадки

Это такие загадки, которые так или иначе уже содержит в себе ответ. Самая известная:

«А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?»

Здесь речь идет не о том, чтобы, собственно, «отгадывать», а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке и уловить каждый составляющий его звук.

Еще один вариант лжезагадки учит искать ложные смыслы в предложениях типа «или-или».

Слово «редиска» один недоумок

В своем огороде посеять надумал.

Вопрос возникает такого порядка:

Слова иль редиска взошли на грядке?

В этом стишке прямой ответ (ничего не взошло: чтобы вырастить редиску, надо посеять семена, слова в огороде не растут) не заключен. Навести на мысль об ответе может лишь глагол «взойти».

Джанни Родари считал, что такие упражнения играют воспитательную роль, ведь в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу.

«Перевирание» сказок

Когда ребенок выучит наизусть все известные сказки, можно попробовать поиграть с ним в эту забавную игру:

— Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…

— Не Желтая, а Красная!

— Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и…

— Да нет же, не папа, а мама.

— Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине и отнеси ей…

— К бабушке она велела ей сходить, а не к тете… (и – так далее).

Кадр из мультфильма «Петя и Красная Шапочка» (СССР, 1958)

По мнению Джанни Родари, эта игра намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз.

Детям необходимы порядок, узнаваемые образы и сюжетные повороты. Поэтому поначалу игра может будоражить ребенка. Он уже привык к появлению волка, но что если Красной Шапочке в лесу встретится совсем другой персонаж, например, робот? Какой он – добрый или злой? Поможет главной героине или помешает?

Такая пародия на сказку помогает ребенку не только развить фантазию, но и пережить эмоции заново, понять, что он сам может менять сюжет истории, причем не только в сказке, но и в реальной жизни.

Путешествие по собственному дому

Как вы успели заметить, суть упражнений на развитие фантазии заключается в том, чтобы превратить обыденное и привычное в интересное и волшебное. Это умение не помешало бы и многим взрослым, которые хотят посмотреть на мир глазами ребенка.

Вот что пишет по этому поводу Джанни Родари: «Если ребенок усвоил, что из водопроводного крана течет вода, то ему ничто не мешает предположить, что «с той стороны» сидит некий «сеньор», который наливает в трубу воду, чтобы она могла течь из крана». Некоторые родители считают, что не надо «кормить ребенка сказками», а лучше сразу все объяснять серьезно: вода берется из водохранилища и течет по трубам, проложенным под землей.

Возможно, для ребенка постарше это и есть оптимальное объяснение. Однако для малыша, который только начал познавать окружающий мир, полезной может оказаться не правда, а его собственная фантазия.

Задача родителей – вовремя сообразить, на чем в данный момент сосредоточены интересы ребенка, ждет ли он от взрослого «сведений о водопроводном кране» или хочет «играть в водопроводный кран» на свой детский лад. Если в этот момент вы не пресечете поток фантазии, а позволите ему свободно изливаться, то и во взрослом возрасте с творчеством и воображением у вашего ребенка будет полный порядок.

Источник

Источник: https://xn----dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/uprazhnenija-dlja-razvitija-fantazii-ot-dzhanni-rodari/

Как развить фантазию и воображение ребёнка. Рецепт Джанни Родари

Развиваем фантазию у ребёнка с играми от Джанни Родари

В 1973 году сказочник Джанни Родари, автор «Приключений Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов», написал книгу «Грамматика фантазии», в которой собрал разные способы сочинения сказок, развития детской фантазии и творческого мышления.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Писатель упоминает, что в итальянских школах вниманию и запоминанию отдаётся главная роль, тогда как воображение там практически отсутствует. Он предложил изменить обстановку, в которой дети находятся на уроках и дома, — больше выдумывать, творить и заниматься смешной ерундой.

Сказка из одного слова

Простая игра с одним словом: сначала предложите детям выбрать слово и придумать другие слова, которые бы начинались на его буквы. Потом усложните задачу и придумайте предложение из букв слова. И чем абсурднее оно будет, тем лучше для тренировки творческих способностей.

https://www.youtube.com/watch?v=fVW5KRoOWQQ

Для сюжета целой сказки или рассказа одного слова будет маловато — используйте два. Родари предлагал своим ученикам весёлый способ: дети, не советуясь, придумывали каждый своё. Чем дальше по значению эти слова друг от друга, тем веселее будет история.

Пёс — Шкаф:

«По улице бежит пёс со шкафом на спине…», «Шкаф пса, в котором пёс из богатой семьи мог бы хранить свою одежду…», «Доктор Полефимо возвращается домой и обнаруживает, что его пёс в шкафу…»

Сказка получается смешной, когда одно из слов пары попадает в необычный контекст. Можно рассказывать про обыкновенную всем привычную вещь, будто видим её впервые. Этот приём Родари называл эффектом «отстранения».

Фантастические гипотезы использованы во многих книгах. Что было бы, если бы человек превратился в насекомое? Знакомый вопрос, которым задавался Кафка. Или что было бы, если бы человек уменьшился? Эту гипотезу рассматривал и Льюис Кэрролл, и Ян Ларри в «Приключениях Карика и Вали».

«Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и даёт гипотезу, на основе которой можно работать. Пусть подлежащим будет „Милан“, а сказуемым „окружен морем“.

Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря? То же самое и с детьми: больше всего их увлекают самые нелепые и неожиданные вопросы.

Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, — полезнее».

Всё наоборот

Любую вещь можно рассмотреть с приставкой анти-, микро-, макси- или удвоить/отменить её функции и их количество.

Например, придумать вешалку, с которой можно только снимать одежду, но никогда не вешать. Представить сразу две Земли или два Солнца. Острый опасный нож назначить отвечающим за безопасность даже младенцев.

Помечтать о магазинах без касс и витрин, где покупателям платят деньги за покупки.

«Если бы мне сказали: посоветуй какое-нибудь упражнение на эту тему, я бы предложил написать префиксы и любые существительные в два столбика, а затем как попало их комбинировать. Я лично уже пробовал. Девяносто девять брачных союзов, заключенных с помощью такого ритуала, распадаются уже во время свадебного обеда, но сотый оказывается удачным и плодотворным».

Фантазировать на ошибках

Ошибка, если к ней внимательно присмотреться, может стать поводом для кучи забавных ситуаций.

«Как-то раз мальчику, который сделал необычную ошибку: вместо casa (дом) написал cassa (ящик, касса и т. п.), я посоветовал придумать историю о человеке, жившем в „cassa“. Тему подхватили и другие ребята.

Получилось много историй: один человек жил в cassa da morto (в гробу); другой был настолько мал, что для спанья ему хватало ящика, в котором держат зелень, в результате чего он очутился на рынке среди цветной капусты и моркови, и какой-то покупатель во что бы то ни стало хотел его приобрести по стольку-то за килограмм».

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную школьную программу по литературе Родари предлагает переписывать стихи с ошибками. Это упражнение приучает «соскальзывать со слишком накатанных рельсов обычного смысла»:

«Возьмём первую строку известного стихотворения Кардуччи: Семь пар ботинок износил я. Попытаемся переписать её, образно говоря, зажмурившись, с ошибками, неуважительно меняя силлабику, как если бы перед нами была просто мешанина из звуков, заготовка, ожидающая, чтобы ей придали окончательную форму.

Семь карпов в тине: ишь, засилье

Или:

Семь швабр один я не осилю»

Игра с заголовками

Если собрать заголовки новостей и соединить их почти в случайном порядке, получатся сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях вроде:

Купол собора Святого Петра,

Раненный ударом кинжала,

Ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.

Серьёзное столкновение на шоссе А-2

Между двумя танго

В честь Алессандро Мандзони.

Создание лимерика и лжезагадки

Принцип созданий лимериков очень простой:

В первой строке появляется герой: Жил да был старик болотный,

Во второй дана его характеристика: Вздорный дед и тягомотный,

В третьей и четвёртой реализуется сказуемое: На колоде он сидел,

Лягушонку песни пел,

В пятой строке обычно появляется эпитет героя: Въедливый старик болотный.

Структура лжезагадки похожа на лимерик, в ней важно прислушаться к каждому звуку: «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?» (Ответ: И).

«Я считаю, что такого рода упражнения играют и воспитательную роль, ибо в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу».

Зачем переписывать сказки

Дети любят сказки, но рано или поздно возникает момент, когда сказка исчерпала себя, герои уже не сообщают ничего важного.

Рассказанная с перевиранием фактов, она становится пародией, этим будит интерес к себе: «Жила-была Жёлтая Шапочка, и отправил её папа…». Иногда этот способ помогает переболеть многими страхами.

Например, не бояться волка, который в ложном варианте сказки может превратиться в зайца.

Можно предложить ребёнку составить сказку с заданными словами, подсказывающими сюжет известной истории: «девочка», «лес», «пирожки», «волк», «бабушка». И добавить неожиданное слово «вертолёт». Можно менять героев качествами: Красную Шапочку делать злой, а волка добрым.

Иногда готовьте «салат из сказок», смешивая героев разных историй в одной. Тогда Красная Шапочка может встретить в лесу Мальчика-с-Пальчика, который на самом деле сам сбежал из дома, Золушка с удовольствие выйдет замуж за Синюю бороду, а Пиноккио будет восьмым гномом Белоснежки.

Как вырастить гения

7 советов, как развить в себе творческие навыки

Как отвечать на самые популярные детские вопросы

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/4150397-rodari

5 мудрых уроков от Джанни Родари

Развиваем фантазию у ребёнка с играми от Джанни Родари

Мы решили вспомнить цитаты главных героев книг Родари, чтобы еще раз убедиться в том, что в любой сказке есть всего лишь доля сказки.

Известная фраза «Сказка — ложь, да в ней намек…» на литературном языке Джанни Родари звучит так «То, о чем сказки повествуют, или то, что они, в результате целого ряда метаморфоз, в себе таят, некогда происходило на самом деле». Верить итальянскому писателю можно на слово. Кому, как не обладателю премии Ганса Христиана Андерсена, знать о сказках все?

Получая престижную награду, писатель сказал: «Думаю, что сказки — старые и современные — помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…»

5 уроков мудрости, которые итальянский автор мастерски «зашифровал» в своих произведениях.

1. Дети не должны быть одинокими

Пульс в порядке, и сердце здорово, не больна у него селезенка… Одиночество губит ребенка! («Приключения Чиполлино»)

У маленького Джанни и его братьев – Чезаре и Марио — было прекрасное детство. Они росли в любящей семье, где поощрялись любые творческие начинания.

Джанни учился играть на скрипке, с легкостью делал из слов «игрушки», сочиняя стихи, мастерски выводил на бумаге замысловатых зверюшек и мечтал стать знаменитым художником.

Но когда папа мальчика умер от простуды, семья осталась в настолько бедственном положении, что о художественных мечтах пришлось забыть. Как и пришлось забыть о том, что такое любовь и забота отца.

2. Фантазируйте

Есть старая поговорка: на ошибках мы учимся. Новая могла бы звучать так: на ошибках мы учимся фантазировать. («Грамматика фантазии»)

Учеба была далеко не самым любимым занятием Родари. Уроки и задачки от учителей будущий писатель считал очень нудными,и уверял, что они могли бы вывести из терпения даже корову. Зато школьную перемену или время после уроков Джанни ждал с предвкушением. Он со всех ног бежал в библиотеку за порцией сказочных историй.

А потом мог часами сидеть с закрытыми глазами и сочинять все новые и новые миры для своих любимых персонажей. «Фантазия — не «злой волк», которого надо бояться, и не преступник, за которым нужен глаз да глаз» — этот рецепт вполне можно взять на вооружение, ведь Родари за свою жизнь «нафантазировал» на премию Ганса Христиана Андерсена.

3. Думайте

Думать — это тоже полезное дело. Может быть, даже самое полезное из всех других. По-моему, каждый человек должен полчаса в день думать. Это можно делать всюду — сидя за столом, гуляя по лесу, в одиночестве или в компании. («Приключения голубой стрелы»)

Несмотря на то что учеба в школе не особенно вдохновляла будущего писателя, жизнь (а точнее нужда) заставила его самого примерить на себя роль учителя. После окончания семинарии он преподавал детям младшего возраста. Сам себя Родари называл учителем никудышным, зато нескучным.

Но параллельно он, кажется, готовил себя для чего-то более выдающегося. После проверки школьных тетрадей Родари мчался в Миланский университет, чтобы послушать лекции профессоров филологического факультета, а затем ночами штудировал труды Шопенгауэра, Ницше, Троцкого, Ленина.

4. Верьте в мечту

Сказка кончилась, и тем не менее место для того, что было потом, всегда найдется. («Грамматика фантазии»)

Несмотря на то что многие мечты Родари так и не воплотились в жизнь (он не стал скрипачом, художником, изобретателем), итальянец запрещал себе сомневаться в том, что его главная детская задумка когда-нибудь станет в прямом смысле осязаемой. Больше всего на свете он хотел, чтобы герои его сказок превратились в игрушки и приносили детям радость.

Мечта стала реальностью в СССР. Однажды писатель вместе со своей маленькой дочерью прогуливался по улице и в витрине одного из магазинов увидел… нет, не свою книгу, переведенную на русский язык, а героев сказки о Чиполлино — Синьора Помидора, Принца Лимона, Вишенку и, конечно, самого Чиполлино!

5. Не бойтесь проявлять доброту

Он хотел выдать себя за хитреца, хотел скрыть свое доброе сердце. Кто знает, почему люди с добрым сердцем всегда стараются скрыть это от других? («Приключения голубой стрелы»)

Пожалуй, в семье булочника, который пожертвовал своей жизнью ради спасения котенка, не может быть по-другому. Родари обожал детей и абсолютно не стеснялся посвятить всю мощь своего таланта подрастающему поколению.

Писатель признавался, что больше всего на свете мечтает, чтобы дети росли счастливыми и беззаботными, могли дать отпор любой несправедливой ситуации и всем сердцем ценили дружбу, любовь, красоту.

Именно этими качествами он наделил своих сказочных персонажей — Чиполлино, девочку Редиску, Вишенку, Джельсомино.опубликовано econet.ru

Это

Татьяна Черниговская: Если тебе скучно жить — ты совсем дурак

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/138217-5-mudryh-urokov-ot-dzhanni-rodari

Рождение ребенка
Добавить комментарий