Развитие зрения и слуха у новорожденного

Содержание

Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние

Развитие зрения и слуха у новорожденного

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете.

Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову.

Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий.

Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов.

У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека.

После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование.

В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза.

Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи.

На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления».

Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит.

Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие.

В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать.

Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты.

А развиваются они в процессе общения со взрослыми.

Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи “Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития” и “Что умеет новорожденный” на сайте mamaexpert.ru

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/4935/novorozhdennyy-zrenie-sluh-osyazanie-i-obonyanie

Когда новорожденные начинают слышать и видеть: развитие зрения и слуха

Развитие зрения и слуха у новорожденного

Природа побеспокоилась о том, чтобы новорожденный малыш при появлении на свет не переволновался из-за внезапно нахлынувших видений, образов, сотен непонятных объектов и миллионов разнообразных цветов и оттенков. Согласитесь, это была бы слишком большая нагрузка на крошечный организм. В дикой природе детеныши всех животных и птиц рождаются слепыми и откликаются только на мамин голос. Люди — не исключение.

Слух новорожденного

Умение слышать и видеть у деток развивается с момента рождения плавно, постепенно открывая новые грани его зрительных и слуховых возможностей. Это очень увлекательный и интересный процесс, особенно для родителей крохи.

Когда начинает слышать

Слух у новорожденного ребенка развивается еще в утробе матери. Установлено, что ребенок начинает распознавать голоса еще на 16-17-й неделе беременности.

После рождения малыш может потихоньку узнавать многие звуки, которые он слышал, находясь у мамы в животике.

Узнает он быстрее всего мамин тембр голоса, а также учится различать интонацию, тембр и темп речи, звуки погремушек, любимые мелодии, под которые ему нравится засыпать.

Различие и реакция на звуки

Малыши после рождения слышат многие звуки, однако не на все реагируют. Они улавливают все частоты одновременно. Поэтому все звуки, доносящиеся вокруг малыша, сливаются для него в писк, которому он иногда пытается подражать, взвизгивая. Как правило, крохи хмурят бровки или вздрагивают при громких, резких звуках.

Мамин голос сразу успокаивает ребенка. Мелодии с постепенным ускорением и замедлением ритма благотворно влияют на слуховое восприятие малыша. В тот момент, когда ребенок начинает слышать, врачи рекомендуют включать классическую музыку, где звучит инструмент с высокой вибрацией, например флейта, колокольчики или арфа.

До трехмесячного возраста все малыши слышат звуки выборочно. К примеру, если ребенок увлечен разглядыванием погремушки, он может не обратить внимания на звук включившегося пылесоса.

Многих родителей удивляет, как крошка может спокойно спать, если соседи сверху делают ремонт и включили перфоратор. Природа позаботилась о том, чтобы на малыша не действовали раздражающие шумы даже в период бодрствования.

Замечали, что частенько вы не можете дозваться до своего любимого чада, когда тот увлеченно рассматривает в ручках какую-то игрушку? Это — норма. Они слышат только то, что им хочется. Рассмотрим, по каким критериям маме с папой понять, что со слухом у их новорожденного ребенка все в порядке.

Если звучит какой-то сигнал (стали разговаривать взрослые, запустили диск с музыкой, включили телевизор и т. д.), здоровый ребенок должен отреагировать на это любым из нижеприведенных способов:

  • активно машет ручками и ножками;
  • поворачивает головку в сторону звука;
  • ищет глазками источник голоса;
  • притихает, замирает, прислушивается, как бы пытаясь осознать, что изменилось;
  • вздрагивает при резких, громких звуках;
  • плачет, потому что испугался слишком громкого звука.

Наличие у ребенка таких реакций на звуковые раздражители говорит о правильно сформированном слуховом аппарате, поэтому не должно вызывать у родителей беспокойства.

Как проверить слух малыша

Существует несколько способов удостовериться, что у новорожденного в норме развит слуховой аппарат. По истечении 3-5 суток с момента рождения попробуйте хлопнуть в ладоши возле ушка вашего малыша.

Ребенок должен как-то отреагировать на хлопок: моргнуть, дернуться, повернуть головку. Также вы можете взять погремушку и потрясти ею рядом с левым ушком, потом с правым. Понаблюдайте, поворачивает ли младенец голову в сторону издающего звуки предмета.

Если ребенок проявляет подобные реакции на слуховые раздражители, значит, он прекрасно слышит.

Причины нарушений

Выявить нарушение слухового аппарата у деток до года очень сложно, особенно если эти отклонения незначительные или средней степени. Однако существует ряд симптомов и фактов, которые могут свидетельствовать о том, что кроха плохо слышит.

Причем нарушение слуха у новорожденного ребенка может развиться не только после рождения, но еще внутриутробно из-за различных заболеваний, которыми могла переболеть его мама.

Нарушения со слухом у новорожденного могут возникнуть из-за проблемных родов, а также если мама в период вынашивания ребенка:

  • заболела корью или краснухой;
  • употребляла алкоголь, наркотики;
  • принимала специфические токсичные медикаменты (антибиотики).

В роддоме врач-неонатолог наблюдает за реакцией новорожденного на громкий звук. Если ребенок не повернул головку, не вздрогнул или не заплакал, не моргнул — не проявил никакой реакции на внешний раздражитель, скорее всего, врач укажет на возможный риск развития тугоухости, врожденной или наследственной. Сами родители могут, наблюдая за своим растущим маленьким чудом, обратить внимание на ряд сигналов, которые будут свидетельствовать о наличии нарушений слуховой функции у ребенка:

  • резкие, громкие звуки остаются без внимания;
  • по достижении 4 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки, музыку, музыкальные игрушки;
  • не обращает внимания на голос мамы, папы, близких родственников;
  • не издает свойственные младенцам звуки в 5 месяцев;
  • часто трогает себя за уши;
  • в 9 месяцев не может определить источник звука.

Важно!Если какие-либо из этих факторов нарушения слуха присутствуют у ребенка, необходимо пройти дополнительное обследование у сурдолога. Процедура занимает не более 10 минут. В ушко крохи вводят специальный наушник, который генерирует звуковые колебания, а на мониторе компьютера фиксируются показания реагирования того или иного уха на звуковые раздражители.

Как развивать слух

Поскольку слух у новорожденного ребенка развивается раньше зрения, то и приступать к тренировкам слухового аппарата можно еще до рождения. Рекомендуется 5 способов развивать слух у младенцев:

  1. Музыка. Включите спокойную, мелодичную музыку и возьмите ребенка на руки. Ходите по комнате, то приближаясь к источнику звука, то удаляясь от него.
  2. Погремушки. Не нужно сразу активно трясти погремушкой возле носа ребенка, это его только испугает. Стимулируйте слух ребенка плавным покачиванием игрушки, чтобы звуки были не резкими, а мелодичными. В дальнейшем можно усилить темп.
  3. Чтение и пение. Очень благоприятно влияет на малыша мамин голос, который может книжечку почитать, сказку рассказать, спеть колыбельную песенку. Чудесный способ развивать слух крохи.
  4. Звон колокольчиков. Можете повесить на кроватку колокольчики, периодически меняя их место расположения. Так малыш будет пытаться найти источник звука.
  5. игрушки. Повесьте над кроваткой игрушку с постоянным звуковым сигналом. Пусть малютка к нему привыкнет за пару минут. Потом уберите на какое-то время. Затем тренировку можно повторить.

Важно!Очень важным для развития слуха является соблюдение гигиены ушек ребенка. Достаточно собрать сухим ватным тампоном или специальной ватной палочкой для новорожденных серу, собравшуюся в ушной раковине. Процедуру желательно делать не чаще 1-2 раз в неделю.

Зрение новорожденного

Родителям очень интересно знать не только, когда их малютки начинают слышать, но и как видят новорожденные дети. Зрение у новорожденных слабое, но уже позволяет им ориентироваться, когда день, а когда наступает ночь.

Также малыши могут увидеть крупные, яркие предметы. Ему будет очень интересно познакомиться с мамой. Все новорожденные крохи — дальнозоркие и различают предметы только на расстоянии 40 см.

Поэтому не стоит подносить погремушку к малышу слишком близко.

Когда начинает видеть

Ребенок начинает видеть сразу же после рождения. Это можно понять по сощуренным или долго закрытым глазкам. А иногда только родившийся малыш как будто «осмысленно» пытается смотреть на окружающий мир, всматриваясь в глаза мамы «умудренным» взглядом.

Что и как видит новорожденный

На самом деле, младенцы различают только яркие пятна света и размытые серые блики, все предметы — словно в густом тумане, зрение — расплывчатое. Сразу после рождения глазной анализатор не приспособлен к яркому освещению и пестрой цветовой гамме.

Когда ребенок начинает видеть, мир вокруг него после рождения предстает в однотонной гамме серого цвета. Цветовые рецепторы еще находятся в состоянии покоя. Нет у малютки пока и возможности видеть мир в трехмерном пространстве, так как стереоскопическое зрение у него не развито.

Только родившимся деткам очень сложно сфокусировать взгляд на одном предмете. Поэтому так часто взрослым кажется, что у малыша косят глаза. Взгляд блуждает по комнате, так как не может остановиться и сконцентрироваться на чем-то одном.

Задержать взгляд грудничок сможет ближе к четырехмесячному возрасту.

В 1 месяц малыш сможет выделять крупные предметы, лица родных на «размытом» сером фоне. В 2 месяца сможет следить за передвижением крупных объектов, концентрировать взгляд на одном предмете, но по-прежнему скользить дальше, не останавливая на нем взгляд.

Трехмесячный ребенок уже сможет различать красный и желтый цвет, внимательно смотреть за двигающимися погремушками. Только к четырем месяцам кроха начинает различать базовые цвета (не оттенки), но пока не может правильно оценить расстояние до предметов. В 5 месяцев цветовые анализаторы считывают правильно все цвета.

В 6 месяцев ребенок достигает 70% световой чувствительности глаз взрослого человека, что проявляется в способности отследить путь перемещения объектов средних размеров, узнавать родные лица, хватать интересные предметы и «пробовать на зуб».

В 7-8 месяцев малыш знакомится с формой предметов, а к своему первому дню рождения он свободно распознает даже оттенки цветов. К 12 месяцам зрение крохи практически такое же, как у взрослого.

Зрительный контакт с малышом

Мамы часто переживают по поводу того, что их родное чадо не смотрит на них. Когда младенец начинает видеть, можно попробовать установить с ним зрительный контакт. Для этого ему нужно немножечко помочь и набраться терпения. Взгляд новорожденного лучше фокусируется в вертикальном положении.

Почувствуйте момент, когда ребенок начинает видеть вас хорошо, дайте ему время сосредоточиться на вас. Расстояние между вами или предметом изучения до глазок малютки должно составлять около 20 см. Постарайтесь, чтобы малыш быстрее к вам привык. Для этого не меняйте свой внешний вид, лучше сохранить прическу, цвет волос, даже очки, если вы их носите.

Так ребенок лучше адаптируется к вашему лицу и сможет впоследствии вас узнавать.

Как обнаружить отклонения

Стоит отметить, что у детей до полугода может присутствовать косоглазие. Мышцы глазного яблока слабые, вдобавок ребенок не может видеть картину сразу двумя глазами. Бинокулярное зрение развивается после 6-й недели, полноценно управлять взглядом и видеть грудничок может только к 6-месячному возрасту. До этого момента врачи не ставят диагноз «косоглазие».

Проверка зрения у только что родившихся малышей проводится с помощью светового луча. При этом зрачок должен сузиться, а малыш интенсивно станет моргать глазами. Это — здоровая симптоматика. Однако есть факторы, которые могут заблаговременно просигнализировать родителям о том, что со зрением их малыша не все в порядке.

Грудничок может плохо видеть или совсем не видеть, если мать в период беременности:

  • болела краснухой (вероятно развитие катаракты);
  • перенесла такие заболевания, как токсокароз, токсоплазмоз, токсемия.

В домашних условиях зрение малыша лучше всего проверять после 4-й недели, когда он на 20-30 секунд способен задержать взгляд на предмете. Прикройте ладонью крохе сначала правый глаз и покажите какую-нибудь яркую погремушку, а затем ту же операцию проделайте с левым глазом.

Важно!После достижения ребенком 6-месячного возраста родителям необходимо серьезно забеспокоиться, если симптомы косоглазия не прошли. Если есть хоть малейший повод опасаться, что у малыша проблемы со зрением, нужно срочно обратиться к семейному врачу и пройти осмотр.

Развитие зрительной функции

Экспериментально доказано, что занятия с ребенком по развитию зрения наиболее эффективными являются в период от 1 до 6 месяцев. Существует 3 замечательных способа развивать и улучшать зрительные функции вашего маленького чуда:

  1. Картинки. В первые 3 месяца показывайте малышу картинки с крупными изображениями черного цвета. Это могут быть картинки с животными. Спрячьте животного за белым листом бумаги, затем снова покажите. Развесьте картинки над кроваткой и периодически меняйте местами. Расстояние между глазами ребенка и картинками должно составлять 40 см. Ближе к трем месяцам и старше можете добавлять цветные картинки в вашу игру.
  2. Фонарик. Попробуйте провести желтым или красным световым лучом фонарика рядом с младенцем. Понаблюдайте за его реакцией. Он должен научиться следить за интересующим его предметом.
  3. Игры с цветом. Здесь на помощь может прийти мобиль с разноцветными животными и насекомыми, разной формы и размеров, которые еще и звуки издают. Повесьте его над кроваткой малыша и играйте с ним в животных. Ребенок должен научиться уводить взгляд за пределы кроватки. А также помогут яркие разноцветные погремушки. Их задача — развивать цветовое восприятие глаз ребенка.

Все эти процедуры, направленные на развитие зрения, необходимо проводить дозировано, чтобы не перенапрячь малыша. Комната для занятий должна быть хорошо освещена. И самое главное — соблюдать гигиену глаз. По мере загрязнения глазок смочите ватный тампон в кипяченой воде или отваре ромашки и протрите им глазки грудничка. Правило протирания: от внешнего угла к внутреннему, протираем без нажима, одну ватку используем только для одного глазика. При соблюдении вышеописанных рекомендаций ваш ребеночек вырастет здоровым, крепким, с хорошим зрением и отменным слухом.

Источник: https://agu.life/bok/738-zrenie-i-sluh-novorozhdennogo.html

Зрение и слух новорожденного

Развитие зрения и слуха у новорожденного

Когда в доме появляется малыш, родители и родственники пытаются побольше времени уделить новому члену своей семьи: носят на руках, улыбаются ему, что-то рассказывают. Хоть нередко можно услышать, что новорожденные дети ничего не видят и не слышат. Попробуем ответить на вопрос, что и как воспринимает младенец в первый месяц жизни.

Зрение и слух у новорожденных до месяца

Стоит уточнить, как современная медицинская наука трактует понятие «новорожденный». Этим термином называют ребенка в первые 28 дней его жизни с момента рождения.

В первые месяцы зрение младенца, как и многие другие системы его организма, еще до конца не сформировано. Но неправильно было бы утверждать, что в первый месяц своей жизни ребенок живет во тьме.

Его глаза открыты и воспринимают окружающий мир, «считывают» информацию, хотя картинка существенно отличается от той, которую видят взрослые. Вначале глаза новорожденного воспринимают лишь смену освещения.

То есть ребенок различает свет и темноту.

Через пять-семь дней после рождения малыш начинает различать контуры предметов. Правда, пока что еще нечетко, размыто. Также он способен различать цветовые пятна, хотя еще не может остановить, задержать надолго взгляд на каком-либо предмете.

Через две недели новорожденный уже может рассмотреть предмет, находящийся недалеко от его глаз (на расстоянии до 40-50 см). Предметы, которые находятся на большем расстоянии или же сбоку, ребенок еще не различает. Иногда родители пугаются, когда замечают, что глаза малыша двигаются несинхронно, каждый как бы сам по себе.

Такое своеобразное косоглазие  является нормальным. Его можно объяснить незрелостью мышц, которые отвечают за движение глаз. Через 4-6 недель это явление должно исчезнуть, движения глаз становятся более скоординированными.

Если же косоглазие сохраняется дольше восьми недель, то стоит обратиться за консультацией к детскому офтальмологу.

Месячный малыш уже фокусирует взгляд на каком-либо близком предмете, правда, всего лишь на несколько секунд. Мама может заметить, что ребенок смотрит прямо на нее или даже улыбается.  

Что касается слуха, то к моменту появления на свет он у новорожденного развит гораздо лучше, нежели зрение. Ведь различать звуки ребенок начинает еще в утробе матери. Приблизительно к 20 неделе плод уже улавливает звуки извне, еще через 4-6 недель он начинает реагировать на них.

А в конце внутриутробного развития (после 32 недели) малыш уже поворачивает голову в сторону источника внешних звуков. Существуют исследования, доказывающие, что, развиваясь внутри утробы матери, ребенок слышит ее голос и после рождения способен узнавать его.

Именно поэтому будущим мамам советуют почаще разговаривать с еще не родившимся малышом.

К моменту появления на свет слуховой аппарат у младенца уже полностью сформирован. После рождения полость уха крохи постепенно наполняется воздухом, поэтому в первые дни жизни новорожденного его слух слегка снижен.

В первые недели своей жизни дитя реагирует лишь на резкие звуки (громкий хлопок, резкий стук и т.д.). В целом формирование слуха завершается в течении первого месяца жизни.

И хоть к этому времени ребенок уже слышит, как взрослый, но не воспринимает и не понимает большинства из того, что ему говорят.  

Как проверить зрение и слух у новорожденного ребенка

Слух и зрение ребенка впервые проверяют в родильном доме сразу после появления на свет. Результаты записывают в медицинскую карту новорожденного. Позже такие проверки осуществляет педиатр каждый месяц во время обязательного профилактического осмотра.

Проверить, слышит ли их малыш, родители могут и дома. Для этого стоит понаблюдать за ребенком. Как уже упоминалось, в первый месяц жизни он реагирует на громкие, резкие звуки. Услышав нечто подобное, ребенок может вздрогнуть, замереть на несколько секунд, начать плакать.

Среагировать на громкий звук он может, разведя в стороны полусогнутые руки и растопырив пальчики, а после вновь прижимает ручки к телу, как бы обнимая самого себя (рефлекс Моро). А через месяц после рождения ребеночек может медленно поворачивать голову в сторону мамы, услышав ее голос.

Если же дитя никак не реагирует на громкие шумы, то следует обратиться к лору.

Глаза новорожденного вначале его жизни реагируют только на изменение освещения. Тест этой реакции проводят сразу после рождения с помощью специального фонарика. Мама тоже может провести такую же проверку, поднеся днем малыша к окну и проследив за его глазами. Если зрачки сузились, значит, ребенок реагирует на свет.

К концу первого месяца можно показать малышу большую цветную игрушку, медленно поводив ею из стороны в сторону. Малыш уже может поворачивать голову следом за ярким пятном. Родителям также стоит обратить внимание на размер глаз, форму зрачков и их диаметр.

Если глаза слегка увеличены, зрачки отличаются по размеру, то это повод обратиться к специалисту, чтобы вовремя среагировать на существующие проблемы или же лишний раз убедиться в их отсутствии.

Специально для nashidetki.net- Ксения Бойко

Источник: http://NashiDetki.net/zdorove-rebenka/zrenie-i-slukh-novorozhdennogo.html

Слух у новорожденных детей

Развитие зрения и слуха у новорожденного

Новорожденные не очень хорошо видят сразу после рождения, но у них отлично развит слух. Будучи еще в утробе матери, малыши слышат много разных звуков: стук маминого сердца, тон ее голоса, шумы извне. На многие из звуков окружающего мира они даже реагируют. Например, ребенок в животике может вздрогнуть от резкого звука, а также он поворачивает головку в сторону шума.

Зачем проверять слух ребенку?

Проверка слуха очень важна. Если малыш не слышит, он не сможет усвоить ту информацию, которая идет из внешнего мира. Соответственно, не сможет развиваться речь.

Здесь есть смысл говорить о нейропластичности мозга: если какая-то часть коры головного мозга (в том числе, слуховая кора) не получает информацию извне, она начинает выполнять функции тех областей, которые рядом.

Со временем она теряет возможность различать звуки, то есть слышать человек может, но различать звуки — нет.

Важно: критический возраст — 3 года. Если до этого возраста при выявлении нарушений слуха у ребенка родители не начинают слуховую реабилитацию, то научить его различать звуки и понимать речь в будущем будет почти невозможно.

Этапы развития слуха у детей до года

При рождении окружающая среда обрушивается на новорожденного множеством звуков. Это активизирует его слуховые функции. С этого момента слух будет во многом определять развитие мозга ребенка, стимулируя такие навыки и умения, как сидение, ползание и переворачивание.

Окончательно слух формируется у новорожденных к концу первого месяца жизни. Вы замечаете, что малыш как-будто прислушивается к вашей речи, замирает, если слышит знакомый звук, некоторые дети уже могут реагировать на собственное имя или какие-то наиболее часто повторяющиеся слова. Если громко хлопнет дверь или что-то упадет на пол, малютка вздрогнет.

В 3 месяца слуховой центр (и речевой тоже) уже достаточно «продвинут», чтобы новорожденный мог отзываться на голос мамы и «отвечать» ей лепетом. Однако не спешите что-то читать малышу — он еще не может сконцентрироваться на вашем чтении. Даже песенки еще не доступны его пониманию. Этот навык появится у него не раньше 5 месяцев, а то и полугода.

В 5-6 месяцев младенцы реагируют на имя, поворачивают головку в сторону источника шума, прислушиваются, что говорят взрослые. Некоторые звуки могут испугать их настолько, что они начнут плакать (например, повышенные тона родителей), а также малыши будут смеяться, если с ними играть.

От 6 месяцев до 1 года карапузы, у которых нет проблем со слуховыми функциями, уже реагируют на шумы разной интенсивности и громкости, легко локализуя их сбоку и снизу. Они слышат ые призывы взрослых и реагируют на них. Обратной связью при этом является то, что они сами начинают произносить все больше слов и сопровождать все это жестикуляцией.

Все вышеописанное является нормой в развитии слуха новорожденных. А каковы особенности детей с нарушением этой функции?

Особенности детей с нарушением слуха

Новорожденные с нарушением слуха из всего диапазона частот плохо воспринимают самые высокие звуки. Малыши с этой проблемой прекрасно могут слышать низкочастотный гул подъезжающего грузовика или среднечастотный звук радио, но не услышат трель птиц и шелест листьев. Родителям стоит обратить внимание на то, как новорожденный реагирует (и реагирует ли) на подобные высокие звуки.

Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.

Дети с нарушением слуха не слышат высокие звуки — шёпот, шорохи и т.д. Пошумите у ушка крохи чем-нибудь, что издает шуршащий или шелестящий звук — отсутствие реакции укажет на наличие проблемы

К какому врачу обращаться?

К врачу-сурдологу.

Дело в том, что в обычных поликлиниках ни у врача-отоларинголога, ни у семейного доктора, ни у педиатра нет таких условий и нет такого оборудования, с помощью которого можно проверить слуховые функции новорожденных. Специальные условия для проверки слуха есть в областных детских больницах и в некоторых роддомах. Надо обращаться в специализированные центры к сурдологу.

Проблемы со слухом

Проблема тугоухости раннего и более позднего возраста во все времена находилась под пристальным вниманием докторов. Примерно у 1-2% новорожденных еще в роддоме врачи выявляют снижение слуха. Хотя на первом году жизни такую патологию по определенным признакам могут заметить и родители.

Признаки, по которым можно выявить нарушение слуха у новорожденного:

Советуем почитать:Когда новорожденные начинают слышать

  • До 4 месяцев ребенок не обращает внимания на громкие звуки.
  • К 4-6 месяцам не появляется гуление.
  • К 7-9 малыш не может локализовать звуки.
  • К 1-2 годам у него нет словарного запаса.
  • В более взрослом (школьном, подростковом) возрасте дети не реагируют на шёпотную и разговорную речь, которая обращена к ним со спины, не отзываются на свое имя, просят повторить одни и те же слова.

Всего специалисты выделяют 3 вида тугоухости у детей:

  • врожденную,
  • наследственную,
  • приобретенную.

У новорожденного важно выявить наследственную и врожденную тугоухость.

Наследственную тугоухость можно заподозрить, если проблема по снижению слуха есть у родителей либо у одного из них.

Врожденную тугоухость неонатологи проверяют у детей еще в роддоме. Выявляется отрицательный или положительный фактор риска. С отрицательным фактором риска малышей будут проверять более тщательно на специальной аппаратуре в более позднем возрасте.

Приобретенная тугоухость может возникнуть вследствие заболеваний уха, например, отита либо как осложнение после перенесенных инфекций — кори, свинки, краснухи и коклюша. Иногда ее провоцируют и серные пробки. Тем не менее врачи стараются выявлять таких детей и оказывать им квалифицированную помощь на ранних сроках заболевания. В этом им помогает специальная аппаратура.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) — метод проверки слуха у новорожденных до года

Особенности проверки слуха детей до 1-го года

Чтобы проверить слуховые реакции малышей до года, используется отоакустическая эмиссия (ОАЭ). С помощью ОАЭ получают акустический ответ внутреннего уха, реагирующего на внешний сигнал-раздражитель.

Данная процедура занимает примерно 5-10 минут при условии, что ребенок спит или находится в состоянии покоя. В противном случае проверка может затянуться до 2-х часов. Такое исследование абсолютно безопасно и безболезненно. Специальный аппарат соединяется с компьютером, на экране которого видны все показатели для оценки состояния слуха.

Малышу вставляется наушник в ухо, и аппарат фиксирует, как улавливают звуковые волны уши ребенка. После чего на экран компьютера выводятся цифровые значения. Эти данные врач может распечатать и подклеить в карточку пациента для дальнейшего наблюдения за динамикой заболевания.

Малышам, у которых наблюдается проблема со слухом, нужно особое внимание и участие родителей. Задача последних — сделать все, чтобы ребенок получил квалифицированную помощь, и в то же время не почувствовал себя неполноценным членом общества

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Источник: http://mladeni.ru/obshee/sluh-novorozhdennyh-detey

Когда новорожденный начинает слышать и как проверяют слух у грудных детей?

Развитие зрения и слуха у новорожденного

Последнее обновление статьи: 28.03.2018 г.

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, когда ребёнок начинает видеть и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, что умеет ребёнок в 1 месяц. Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют звуки животных для детей. О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник: http://kroha.info/razvitie/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-slyshat-videt

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.