Развитие детей в 3 и 4 года

Содержание
  1. Советы по развитию ребёнка в 3—4 года
  2. Игры и упражнения
  3. Окружающий мир
  4. Игры и упражнения
  5. Творческое развитие
  6. Игры и упражнения
  7. Авторские методики раннего развития детей
  8. Методика Монтессори
  9. Методика Гленна Домана
  10. Программа Никитиных
  11. Поведение и развитие малыша в 3-4 года
  12. Еще не взрослый, но уже не малыш
  13. Дети в 3 года
  14. Дети в 4 года
  15. «Я все умею сам»
  16. Как правильно вести себя с ребенком
  17. Похвала и запрет
  18. Правильно наказывайте ребенка
  19. Развитие ребенка в 3 года
  20. Ребёнок 3-х лет: развивающие игры
  21. Сенсорное развитие детей 2-3 лет
  22. Варианты развивающих игр для детей на аналитические способности
  23. Развитие речи детей 3-х лет
  24. Речевое развитие детей 3-4 лет
  25. Что должен уметь ребёнок 3-х лет 
  26. Таблица физического развития ребёнка в 3 года
  27. Развитие детей 3-4 лет: особенности, нормы, программы и методики
  28. Дети в 4 года
  29. Развивающие занятия дома
  30. Развивающие занятия на дому с четырехлетним ребенком
  31. Программа развития ребенка 3-4 лет
  32. Звуковая культура
  33. Изучение окружающего мира
  34. Обучение математике
  35. Развитие речи
  36. Развитие с помощью творчества и музыкальных инструментов
  37. Методики развития детей

Советы по развитию ребёнка в 3—4 года

Развитие детей в 3 и 4 года

Возраст 3-х лет характеризуется высокой познавательной активностью ребенка, стремлением изучать предметы и их свойства. Дети уже многое умеют делать и стремятся к самостоятельности.

Формируется связная речь и логическое мышление. Внимание становится более устойчивым, повышается способность ребенка концентрироваться на одном занятии.

Дети подолгу и увлеченно играют в любимые игры, рассматривают картинки и интересуются всем, что происходит вокруг.

Физическое развитие

В 3 года у ребенка уже хорошо развиты двигательные навыки и координация движений. Малыши хорошо бегают, прыгают, танцуют. Могут одновременно совершать разные движения руками и ногами, например, хлопать в ладошки и топать ножками. Хорошо кидают и ловят мяч, катаются на трехколесном велосипеде и самокате, умеют ходить на цыпочках и перепрыгивать через небольшое препятствие.

Упражнения и игры

Очень полезны для малышей 3-х лет игры, развивающие гибкость, ловкость, координацию движений, силу. Это могут быть:

  • игры с мячом;
  • катание на велосипеде и самокате;
  • танцы.

Практически все дети с раннего детства любят танцевать. Танец – это отличное средство физического развития ребенка. Увлекательное, веселое занятие, которое способствует формированию правильной походки и осанки, координации движений, чувства ритма и эстетического вкуса, поднимает настроение и приносит малышам массу положительных эмоций.

Маленьким детям понравится игра «Попади в корзинку». Для нее вам понадобятся несколько небольших мячиков и крупная корзина. Вместо корзины можно использовать таз или коробку. Цель игры – забросить мячик в корзину. В начале игры расстояние между ребенком и корзиной должно быть небольшим – не более 60-ти см, постепенно расстояние можно увеличивать.

Практическое развитие

Целью практического развития ребенка является обучение его бытовым навыкам и приучение к самостоятельности. Это особенно важно для детей, которые начинают посещать детский сад. К возрасту 3-х лет большинство малышей уже умеют аккуратно кушать ложкой, мыть руки после прогулок и перед едой, чистят зубки и умываются, пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться, убирают за собой игрушки.

Для развития практических навыков можно с раннего возраста вовлекать ребенка в повседневные домашние дела – вместе поливать цветы, подметать пол, заправлять кровать и т.д. Это поможет ребенку почувствовать себя значимым и самостоятельным.

Игры и упражнения

  • Домашний огород. Вместе с ребенком устройте у себя на подоконнике или на балконе маленький огород – посадите лук или комнатные декоративные растения, наблюдайте за их ростом и развивайте у ребенка привычку заботиться о них.
  • Мытье посуды. Можете доверить крохе помыть пластиковую чашечку или тарелку. Для начала покажите, как это делается, а в процессе подсказывайте и направляйте. Обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Социальное развитие

В возрасте трех лет у ребенка возрастает потребность в общении и совместных играх с другими детьми. Ребята учатся взаимодействовать, дружить. Большое значение в этот период имеют ролевые игры, в процессе которых малыши примеряют на себя разные роли, учатся делиться игрушками, договариваться и сотрудничать. Задача родителей помогать малышу решать спорные вопросы и учить вежливому общению.

Речевое развитие

К возрасту 3-х лет словарный запас детей составляет около 1000 слов, преобладающими из них являются глаголы и существительные. Начинают появляться прилагательные, числительные, местоимения (он, она, мы).

Если раньше ребенок использовал в речи преимущественно качественные прилагательные (теплый, мягкий, синий), то теперь появляются и притяжательные, такие как тетина, дядина, кошкин.

Речь становится связной, грамматически правильной и эмоционально окрашенной. Предложения состоят из 3-4 слов.

Развитие речи детей 3-х лет должно быть направлено на формирование звуковой культуры речи, ее правильной грамматической и лексической структуры.

Игры и упражнения

  • назови признаки предмета – мяч круглый, зеленый, большой;
  • подбери действие к предметам – машинка едет, зайчик прыгает, корабль плывет;
  • рассмотри картинку и составь небольшой рассказ о том, что на ней изображено (с помощью взрослого).

Дети в возрасте 3-х лет еще не могут связывать предложения в текст, поэтому начало фразы и связки между предложениями говорит взрослый, а окончание договаривает ребенок. В повседневном общении с ребенком старайтесь больше рассказывать ему обо всем, что вас окружает, обращать внимание на мелкие детали.

Учите малыша правильно употреблять различные предлоги (в, на, из) и правильные окончания в словах, рассматривайте картинки в книжках, комментируйте все, что видите и спрашивайте ребенка о том, что видит он. Играйте в сюжетно-ролевые игры разной тематики – в магазин, школу, парикмахерскую, ремонтную мастерскую.

Развивайте диалоговую речь. Уделяйте внимание мелкой моторике – она тесно связана с развитием речи.

Занятия, направленные на развитие речи ребенка в 3 года, должны проходить исключительно в игровой форме, быть увлекательными и интересными.

Математическое развитие

В 3 года дети знакомятся с цифрами, фигурами, понятием величины и количества. Многие из детей уже умеют считать до 5, различают понятия «один» и «много», «большой» и «маленький». В данный период для ребенка важно усвоить образ количества и соответствующую ему цифру.

Игры и упражнения

  • найди на рисунке самый маленький и самый большой предмет;
  • посчитай количество предметов и найди соответствующую ему цифру;
  • посчитай только мячики или цветочки;
  • определи на картинке круг, треугольник и квадрат;
  • сравни предметы по размеру, форме и цвету.

Для игр можно использовать счетные палочки, карточки с изображением цифр, вкладыши в форме различных геометрических фигур, сортеры, кубики. Знакомить ребенка 3-х лет с понятием количества можно и в повседневной жизни – считать вместе яблоки, конфеты, кубики, карандаши и т.д. Так процесс освоения элементарных математических понятий и действий будет проходить естественно и непринужденно.

Окружающий мир

В 3 года дети знают некоторых домашних и диких животных и звуки, которые они издают, могут назвать несколько насекомых, птиц и рыб. Знают и умеют определять время суток, знакомы с явлениями природы.

Игры и упражнения

  • спросите, какая погода за окном – дождь, снег, солнце и т.д.;
  • попросите из предложенных предметов выбрать фрукты или овощи;
  • рассматривайте вместе с ребенком картинки с различными цветами, деревьями, ягодами;
  • рассказывайте малышу, из какого материала сделан тот или иной предмет – банка из стекла – стеклянная; кубик из дерева – деревянный; мяч из резины – резиновый;
  • с помощью игрушек или карточек изучайте виды транспорта – машины, автобусы, трамваи и т.д.

Расширять знания ребенка об окружающем мире можно дома, на прогулке и в поездках. Гуляя в парке, рассказывайте малышу о деревьях и цветах, об их строении – показывайте и называйте ветки, ствол, листья у дерева, стебель, лепестки, листочки – у цветов. Больше общайтесь с малышом, старайтесь понятным языком отвечать на все интересующие его вопросы или ищите ответы вместе с ним.

Для занятий можно использовать муляжи фруктов, овощей, ягод и других продуктов.

Такие игрушки позволяют ребенку лучше понять форму, фактуру и размеры настоящих овощей или фруктов, особенно, если какие-то из них малыш видел только на картинках.

Для знакомства с фауной можно использовать фигурки домашних и диких животных и их детенышей. Полезными будут плакаты с разными птицами, рыбами, насекомыми, растениями.

Творческое развитие

Творческие занятия очень полезны для детей раннего возраста. Они развивают художественный вкус, воображение и фантазию, играют важную роль в развитии мелкой моторики и усидчивости.

В возрасте 3-х лет дети с удовольствием рисуют карандашами и красками, лепят из пластилина и вместе с родителями делают поделки и аппликации. Могут нарисовать солнышко, облачко, человека, а также простые геометрические фигуры.

Рисуя, малыш знакомится с цветами и формой, осваивает различные техники и материалы.

Игры и упражнения

  • лепка
  • рисование – раскрашивание крупных рисунков, рисование по точкам
  • пазлы и разрезные картинки с крупными фрагментами
  • аппликация
  • поделки с использованием природных материалов

В возрасте 3-х лет малыши пока не очень хорошо контролируют силу нажима, поэтому рисование кисточкой может вызвать у некоторых детей определенные трудности. В таких случаях для занятий можно использовать специальные пальчиковые краски.

Авторские методики раннего развития детей

Среди авторских методик особой популярностью пользуются:

  • методика Марии Монтессори
  • методика Гленна Домана
  • программа Никитиных

Методика Монтессори

Основными принципами системы Монтессори являются свобода и самостоятельность ребенка в определенных границах, естественное психическое, физическое и социальное развитие ребенка.

Ключевые характеристики методики:

  • занятия и игры проходят в разделенном на несколько тематических зон пространстве;
  • группы включают детей разного возраста;
  • ребенок сам определяет, чем он хочет заниматься.

При этом детей приучают к соблюдению определенных правил:

  1. Все, что малыш в состоянии сделать сам, он делает без помощи взрослого.
  2. В комнате для занятий дети должны вести себя тихо, не мешать другим малышам играть и заниматься.
  3. Кто первый взял ту или игрушку, тот и играет с ней. Так в ребенке воспитывается понимание своих и чужих границ.
  4. Игрушки и различные письменные принадлежности, которые использовались в занятиях, ребенок обязан привести в изначальный вид – все помыть и сложить. Таким образом формируется уважение к другим людям.

Правила помогают детям чувствовать себя более уверенно, вносят стабильность в распорядок дня и воспитывают в ребенке уважение к другим малышам и взрослым.

Warning: include(/var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/ya2-h2.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 25

Warning: include(): Failed opening '/var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/ya2-h2.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 25

Методика Гленна Домана

Данная программа рассчитана на малышей с самого раннего возраста. Ее суть заключается в том, что ребенку показывают карточку с каким-либо словом и соответствующим ему изображением. Изначально методика была предназначена только для детей с задержкой психического развития, однако вскоре приобрела более широкую популярность.

Обучение проходит в игровой форме и длится около 5 секунд. Занятия проводят ежедневно, 3 раза в день. Обязательным условием является хорошее настроение ребенка и родителя (либо другого близкого человека, который занимается обучением).

Показывать карточку следует не дольше 3 секунд, чтобы ребенок не потерял интерес к игре. Одну и ту же карточку рекомендуется демонстрировать не более 3-х раз в день. В конце занятия обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Для ребенка это должна быть именно игра, а не занятие, поэтому если вы видите, что интерес потерян, не настаивайте и не принуждайте ребенка, уберите карточки и переключитесь на другую деятельность.

Помимо занятий с карточками, методика Домана включает большой набор физических упражнений, которые также необходимо регулярно выполнять, так как интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его физическим развитием.

Программа Никитиных

Основные принципы системы:

  • свобода выбора занятий;
  • интерес к занятиям и увлечением ребенка, вовлеченность родителя в жизнь ребенка;
  • совместная деятельность;
  • насыщенная обучающими материалами обстановка.

Одним из основных стимулов полноценного раннего развития детей авторы методики считают создание условий для развития их способностей, соответствующих их потребностям и возможностям, но рассчитанные на более старший возраст.

Например, ребенок только научился говорить, а среди его игрушек уже есть кубики с буквами и цифрами или азбука.

Авторы методики считают, что окружив ребенка игрушками и учебными пособиями, опережающими его развитие, вы стимулируете его познавательную и исследовательскую активность.

В 3 года малыши очень любознательны, они интересуются практическим всем, что происходит вокруг, пытаются понять причины различных явлений и событий. Задача родителей – поддерживать познавательную активность ребенка, развивать интеллектуальные способности и речь. Наилучший способ для этого – активное общение с ребенком в повседневной жизни и вовлеченность в его интересы.

Источник: http://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/obshhie-navyki/sovety-po-razvitiyu-rebyonka-v-3-4-goda.html

Поведение и развитие малыша в 3-4 года

Развитие детей в 3 и 4 года

Годы бегут так быстро. Сейчас вы перебираете крошечные распашонки и не верите, что когда-то у вас был такой малюсенький ребенок. Теперь же ему 3-4 года, и это уже не малыш. Он говорит, ходит, у него есть друзья в детском садике и на площадке. Каждый день он исследует мир, себя, задает вопросы. Сейчас проявляются некоторые возрастные особенности.

Например, ему все хочется делать самому.
Чаще всего это только добавляет вам работы, хотя он отчаянно хочет быть самостоятельным. Сам кушать, завязывать шнурки, выбирать одежду и организовывать игры.

Теперь вы должны четко выработать систему запретов и похвалы. Хоть он и может «все сам», но родители пока что должны контролировать его бурную деятельность.

Поощряйте малыша к самостоятельности — так он убедится, что все делает правильно. Конечно, это еще не все особенности детей 3 4 лет, так что родителям нужно быть готовыми к большим переменам.

Особенно к вопросам о том, как утроен наш мир.

Еще не взрослый, но уже не малыш

Дети растут, меняются и преподносят вам сюрпризы. Кто-то раньше, кто-то чуть позже, но все они ужасно хотят скорее стать взрослыми. Задача родителей —помочь, но не спешить. Конечно же, в 4 годика он еще полностью зависит от вас. Поощряйте его, учитывая возрастные особенности.

Дети в 3 года

Малыш очень активный, но ему все еще нужно отдыхать днем хотя бы 2-2,5 часа.  Он переходит на новый уровень отношений с родителями, ведь теперь активизировалась речь. Игры становятся разнообразнее и эмоциональнее. Девочки чаще выбирают игру в «семью» с куклами, игрушками или другими детьми.

Мальчиков в 3 годика тоже может заинтересовать игра в куклы, имитация общения. Сейчас девочки и мальчики свободно общаются и участвуют в общих играх – еще нет деления по признаку «не буду играть с девчонками».

Детишки начинают активно осваивать язык и речь, так что вам необходимо разучивать с ними стишки, короткие песенки. Слова запоминаются быстро. В этом возрасте можно выявить дефекты речи, если они есть.

Одна из особенностей возраста — плохая концентрация внимания. Необходимо часто менять игры или занятия, чтобы ребенку не было скучно. Ребенок в 3 года еще не может заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут. Сейчас создается первое представление о мире — все быстро запоминается, и ребенку необходимо как можно больше новой информации.

Из-за высокой активности он сильно устает. Под вечер может стать плаксивым, раздражительным или даже проявлять агрессию. Важно, чтобы родители соблюдали режим сна. Лучше всего укладывать спать малыша между 21 и 22 часами.

Дети в 4 года

В 4 года продолжается активное развитие речи и сферы эмоций. Ваш малыш может серьезно рассказывать о влюбленности в девочку или мальчика в детском садике. Сейчас им очень важно делать все, как взрослые. Они пробуют разные отношения: дружба, обида, детская влюбленность (не волнуйтесь, мамы и папы, это быстро проходит).

Сейчас детям интересно осознать и ощутить некоторые понятия, например ложь. Они могут совершенно осознанно лгать вам только для того, чтобы испытать это состояние. Не стоит здесь ругать, объясните, что говорить неправду — плохо, и вас расстраивает, когда ребенок так поступает.

Сейчас ваша задача меньше ругать, а больше объяснять все на простых примерах. Особенно хорошо дети запоминают, как ведут себя родители или любые другие взрослые.

Одна из возрастных особенностей — быстрая смена привязанностей, настроения. Некая эмоциональная нестабильность заставляет вашего ребенка сейчас часто менять свои привязанности. Лучший друг может очень скоро стать не так уж и хорошим.

Разочарование и обожание — две противоположности. Это не страшно, а лишь говорит о психическом развитии. Психические процессы усложняются, меняется восприятие вещей, слов, действий. Обиды в 4 года — очень распространенное явление.

«Я все умею сам»

Это любимая «фишка» детей в 3-4 года. Увидев один-два раза, ребенок думает, что может сам повторить любые действия:

  • завязывать шнурки;
  • застилать кроватку;
  • мыть и вытирать посуду;
  • обращаться с расческой, туалетными принадлежностями.

Многие взрослые проблемы начинают интересовать его, например выбор одежды. Очень часто дети отказываются одевать то, что мама приготовила для них, и выбирают сами. Получаются довольно эпатажные костюмы, но дети готовы выйти из дома только так.

Сейчас поощряйте все его действия, направленные на самостоятельность. Хочет есть сам? Отлично, дайте ему безопасную ложечку, будьте готовы потом отмывать ковер от супа и каши. Решил выбирать сам, в чем идти в садик — обсудите, предлагайте варианты, но в конце согласитесь с его выбором.

Это время, когда ни в коем случае нельзя спугнуть эту самую «самостоятельность». Слушаться маму — отличное качество, но у маленького человека должно быть право на собственное мнение и выбор. Хочет вытирать с вами посуду — дайте ему пару чашек. Ему скоро надоест, так что не надейтесь на особую помощь, но  тут важно, что он сам захотел помочь вам. Благодарите и хвалите.

Как правильно вести себя с ребенком

Дети копируют поведение взрослых — это совершенно нормально. Сейчас следите за своими словами и действиями. Он еще не понимает, какие слова «хорошие», а какие «плохие». Так, ругая ребенка, вы можете дать ему «отличную» идею, как похвастаться перед своими друзьями новыми словами. Часто после этого родителей вызывают в детский садик с вопросами.

Вообще же это забавное время. Логическое мышление просыпается, но выводы, которые малыш делает, часто ошибочно-смешные. Это время для фраз, которые запоминаются родителями на всю жизнь. Корней Чуковский написал книгу «От двух до пяти». Почитайте на досуге: там вы найдете примеры того, какие замечательные фразы и выводы делают дети этого возраста.

Иногда вам придется краснеть в транспорте от их вопросов и откровений, но любознательность — важная характеристика ребенка в этом возрасте. Так и должно быть. От кого еще он получит правильные ответы на важные вопросы? Будьте терпеливы, ведь малыш не хочет ставить вас в неловкое положение своими вопросами – он лишь хочет найти ответы.

Здесь необходимо объяснить, что существуют темы, на которые мы не разговаривает на улице, в транспорте, в очереди. Все остальное — пожалуйста, спрашивай. Не стесняйтесь отвечать на вопросы.

Интерес к своему телу, различиям между мальчиком и девочкой — это совершенно нормально. Главное не делать из этого тайну, ведь любознательный мозг малыша сейчас будет искать ответы где угодно.

Лучше получить их от вас, чем от малознакомых людей.

Похвала и запрет

Теперь любая инициатива ребенка заведомо положительная для вас. Поддерживайте, помогайте, показывайте. Как только он научится сам застегивать кофточку или одеваться, ребенку очень захочется получить от вас похвалу. Не переборщите с восхищением. Первые несколько раз бурно хвалите его, рассказывайте всем, какой он молодец, просите продемонстрировать.

Позже –  отмечайте заслуги, но предлагайте научиться еще чему-нибудь. В погоне за всеобщим одобрением малыш будет мотивирован делать что-то новое, учиться. Так, очень скоро он сможет сам собираться в садик, убирать игрушки, заправлять кроватку. Ваша задача показать, что вы довольны, восхищены его успехами.

Тем не менее, это будничные дела, поэтому в дальнейшем отмечайте просто, что его кроватка выглядит опрятно, а игрушки аккуратно сложены. Пусть эти дела станут для него будничными, повседневными.

Не менее важно сейчас устанавливать рамки и границы. Это делается с помощью запретов.

Возрастные изменения проходят быстро, вам нужно успеть научить ребенка, как правильно жить всем вместе. Нужно уважать чужие границы. Если вы уже перевели его в отдельную комнату, то всегда стучите, прежде чем войти. Тогда и ребенок научится стучаться, входя к вам.

Прежде чем взять какую-то его вещь при ребенке, спросите его разрешения. Это станет нормой и для него — спрашивать, прежде чем взять. Дети подражают родителям, так что их поведение будет определять поведение детей.

Правильно наказывайте ребенка

В 3-4 года с ребенком уже можно вести диалог. На простых примерах из сказок и историй вы объясняете ему, что такое добро и зло. Многие ситуация становятся понятнее, если их разъяснять в такой легкой сказочной форме. Сейчас серьезный разговор с ребенком — очень важная составляющая развития.

Если приходится наказывать ребенка за что-то, то обязательно объясните ему:

  • что произошло;
  • почему так нельзя делать;
  • какое наказание последует (тут нельзя пугать малыша – достаточно сказать, что ему придется постоять в углу или посидеть в комнате одному и без игрушек 15 минут);
  • если он повторит данное действие еще раз — вам придётся снова его наказать.

Не говорите фразу «я тебе говорила так не делать». Она не информативная. Да, придется несколько раз объяснять, почему именно так делать нельзя. Важно, чтобы он понял, что именно сделал не так сейчас.

Наказание не должно быть унижением для ребенка. Это время, когда он лишен чего-то, но зато может обдумать сделанное. Конечно, начинать такую практику нужно тогда, когда вы уверены, что он действительно понимает, почему и за что наказан.

В ваших действия не должно быть агрессии во время наказания.

Дети в этом возрасте хорошо запоминают такие ситуации – возможно, с помощью разговора и нормального отношения к происходящему вы сумеете свести количество наказаний к минимуму.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/povedenie-i-razvitie-malysha-v-3-4-goda.html

Развитие ребенка в 3 года

Развитие детей в 3 и 4 года

Что должен уметь ребёнок в 3 года? Какие игры помогут ему в развитии? Узнаем о речевых и физиологических особенностях малыша 3-х лет.

В 2 года ребёнку интересно самому познавать этот мир – большинство детей в этом возрасте уже бегают и вовсю этим пользуются. А к 3-м годам совершенствуется координация движений: дети умеют самостоятельно подниматься по лестнице, прыгают.

Беговелы и самокаты развивают координацию движений и умение держать равновесие. Любая физическая активность, в том числе и гимнастика, полезна для развития ребёнка.

Ребёнок 3-х лет: развивающие игры

Трехлетний ребёнок в достаточной мере владеет мелкой моторикой (тонкими движениями пальцев). Это позволяет ему рисовать фломастерами, мелками и красками, лепить несложные фигуры из пластилина. Ему нравится разукрашивать раскраски и собирать крупные пазлы по картинке. У ребёнка 3-х лет развиваются и аналитические способности, характерные для этого возраста:

  • определение форм предметов: круг, квадрат, треугольник, овал;
  • знание цветов (8 основных цветов) и умение отличать их друг от друга;
  • умение различать правую и левую стороны;
  • умение определять и сравнивать размеры предметов минимум по одному признаку (цвет, форма, предназначение): хорошо получается складывать пирамиду или башню из кубиков.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет

Чтобы развитие ребенка в 3 года проходило полноценно, этот процесс должен быть  многогранным. Необходимо уделять внимание физическому и интеллектуальному развитию, которое включает в себя и сенсорное.

https://www.youtube.com/watch?v=oRmMI667PMA

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – это формирование у малышей систем зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. В двух- и трёхлетнем возрасте очень важно не упустить время, так как это пик детского развития, когда крохи буквально всё схватывают на лету.

Как развивать сенсорные навыки в 2-3-летнем возрасте? В первую очередь, делать это в игровой форме. К примеру: учить ребенка складывать картинку из геометрических фигур – как на рисунке. Или  находить предметы, по форме напоминающие известные малышу геометрические фигуры.

Сенсорное развитие очень важно для детей – оно способствует внимательности, концентрации внимания, тактильной восприимчивости и образному мышлению.

Варианты развивающих игр для детей на аналитические способности

  • Предложите малышу внимательно посмотреть на 4 предмета и найти среди них два одинаковых.
  • Предложите сравнить разные предметы по размеру (самый большой, самый маленький) и другим признакам.
  • «Кто в каком домике живет?» или «У кого какие мамы?»: собачка в конуре, птичка в клетке, заяц в норе и т.д. Любой из вариантов данной развивающей игры для детей основан на способности ребёнка находить связь между явлениями и предметами, объединяя их по определенным признакам.
  • Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке.

Всем детям, за исключением новорожденных, нравится смотреть мультики. Но нужно ограничить время просмотра до 2-х часов в сутки.

Мультики для детей 3-х лет должны быть развивающими.

Начинайте любую развивающую игру для детей с простого задания, затем постепенно его усложняйте, тем самым поддерживая интерес ребёнка.

Развитие речи детей 3-х лет

Резкое скачкообразное развитие речи детей в период между 2-х и 3-х летним возрастом ведёт к тому, что словарный запас ребёнка значительно расширяется, речь становится связной и последовательной. Но её нужно по-прежнему поощрять, задавая вопросы, переспрашивая, если что-то не понятно, и внимательно слушать.

Эмоциональное, терпеливое участие взрослых важно в становлении речи. Поскольку обратное поведение с их стороны может привести к осложнениям.

Одна из причин заикания у детей связана с тем, что ребёнок только учится строить сложные предложения, говорит медленно, сбивается. Если взрослый слушает невнимательно, перебивает и торопит – может развиться заикание.

Речевое развитие детей 3-4 лет

  • задаёт много вопросов: в нём просыпается «почемучка»;
  • строит предложения с глаголом, существительным, прилагательным и предлогом;
  • овладевает понятиями: овощи, одежда, животные и т.д.;
  • способен выучить короткие стихи и песенки;
  • владеет первичным навыком пересказа: с помощью взрослого может рассказать сказку или события из прожитого дня.

Что должен уметь ребёнок 3-х лет 

Степень владения санитарно-гигиеническими навыками зависит от того, с какого возраста и насколько настойчиво родители прививают малышу самостоятельность. Те, у кого не первый ребёнок, а второй или третий, обычно быстрей «ведут» процесс обучения малыша бытовым задачам. Итак, что должен уметь ребёнок 3-х лет дома:

  • ходить на горшок;
  • чистить зубы;
  • одеваться (пусть не всегда правильно);
  • застёгивать хотя бы одну пуговицу на одежде;
  • сморкать и вытирать рот салфеткой;
  • мыть руки.

Распорядок дня и чёткое понимание того, когда нужно ложиться спать, когда питаться и играть – способствует более эффективному закреплению навыков.

Таблица физического развития ребёнка в 3 года

Оценивая развитие ребёнка в 3 года, врач-педиатр обычно проверяет его рост и вес, а также навыки и умения.  Однако родителям надо помнить, что таблица физического развития ребёнка в 3 года – это всего лишь средний показатель. А каждый ребёнок развивается индивидуально.

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг13,017,4
Вес девочек, кг12,517,0
Рост мальчиков, см91,0102,0
Рост девочек, см91,0101,2
Окружность головы мальчиков, см48,752,3
Окружность головы девочек, см47,651,1
Окружность груди мальчиков, см50,055,0
Окружность груди девочек, см49,156,0

Какие еще есть параметры физического развития ребёнка в 3 года? Малыш уже умеет кататься на трёхколесном велосипеде и самокате. Не боится плавать в бассейне или море.  Любит играть в спортивные игры: перешагивать через брусочки, бегать «восьмеркой», ловить мяч, спрыгивать с маленькой высоты. К этому возрасту кроха уже умеет выполнять два действия одновременно. К примеру, хлопать и прыгать.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/razvitie-detej-v-3-i-4-goda/

Развитие детей 3-4 лет: особенности, нормы, программы и методики

Развитие детей в 3 и 4 года

День за днем малыш становится все более смышленым. Он много знает и умеет. После года, благодаря навыкам ходьбы, окружающий мир для ребенка становится более доступным и интересным. В два года чадо уже может помогать маме, самостоятельно есть, надевать некоторые вещи и многое другое. А что происходит дальше? Каково развитие детей 3-4 лет?

В этом возрасте ребенок готов к освоению требующих хорошей координации движений навыков. Например, можно его обучать кататься на трехколесном велосипеде, на лыжах и коньках, учить плавать, играть в футбол. Умственное развитие детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации.

Особенности развития детей 3 лет связаны с выходом мамы на работу и посещением детского сада, а также с «кризисом трех лет». Вместе с тем это время рождения фантазий и осознания себя личностью.

Ребенок хочет показать себя взрослым и очень ревностно отстаивает свое мнение. Отличительными чертами являются упрямство, своеволие и отрицание. Малыш отказывается есть, спать, убирать за собой, часто возникают истерики.

Контролировать проявление эмоций ребенок еще неспособен, а потому и сам страдает от излишних их проявлений.

Детский сад тоже оказывает влияние на развитие детей 3 лет. Чадо вынуждено подстраиваться под требования воспитателей, соблюдать более строгий режим, а также налаживать связи с другими детьми. Поэтому задача родителей – найти «золотую середину» в общении и в воспитании своего ребенка с учетом сложной психологической нагрузки.

Дети в 4 года

Исходя из средних показателей того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, можно выделить следующие навыки:

  • Называть геометрические фигуры и сравнивать их с окружающими предметами.
  • Давать название объектам и определять их в группы (мебель, животные, транспорт и другие).
  • Знать особенности некоторых профессий.
  • Уметь ориентироваться в пространстве (различать “право”, “лево”, “впереди” и так далее).
  • Уметь сравнивать объекты по параметрам величин.
  • Уметь раскрашивать рисунки, не заходя за линии.
  • Определить исчезнувший из ряда предмет.
  • Развитие речи детей 4 лет уже позволяет пересказывать содержания сказок.
  • Определять времена года, суток, а также различать погодные явления.
  • Уметь составлять описание предмета из нескольких предложений.
  • Перечисленные знания и умения усредненные. Некоторые дети обладают данными навыками уже до исполнения четырех лет, кто-то чуть позже, но все это варианты нормы.

    Развивающие занятия дома

    Развитие детей 3 лет сопровождается упражнениями на совершенствование мелкой и крупной моторики. Благодаря такому роду занятий происходит успешное формирование головного мозга. Идеальным примером упражнений является лепка.

    Обучив ребенка делать шарики и колбаски, можно создавать несколько различных предметов на любые темы. Например, слепить овощи и фрукты, что поможет закрепить знания о них, а также развить пальчики.

    Ребенок в 3 года с удовольствием будет опускать предметы в емкости либо находить их в россыпи зерен, макарон, семян.

    Если чадо уже хорошо говорит, то можно занять его описанием изображений в книгах и журналах. Этот прием успешно используют на прогулке.

    Например, периодически спрашивая: «А что делает дядя?», «Что в руках у тети? Куда она идет?» Ребенок с удовольствием участвует в ролевых играх.

    Например, с радостью уложит спать мишку, станет строителем и построит башню или превратится в парикмахера и сделает прическу кукле. Развитие речи детей 3 лет идет своими темпами, но родители в состоянии его ускорить.

    Развивающие занятия на дому с четырехлетним ребенком

    Техники лепки и рисования усложняются. Чадо можно научить рисовать фигуры, обводить по контуру картинки, работать с трафаретом. Помимо пластилина используется глина, из которой создаются композиции на разные темы. Для аппликации малыш может уже сам вырезать нужные фигуры.

    Развитие ребенка в 4 года сопровождается простыми математическими действиями – сложением и вычитанием. Для лучшего их усвоения используют спички, палочки, пальчики, то есть все подручные средства. Развитие речи детей 4 лет сопровождается упражнениями на запоминание слогов.

    Программа развития ребенка 3-4 лет

    Некоторые родители предпочитают работать со своими детьми по плану, а не в свободном стиле. Стандартная программа развивающих занятий для данного возрастного периода содержит следующие пункты:

  • Упражнения по развитию звуковой культуры речи.
  • Навыки чтения.
  • Знакомство с окружающим миром.
  • Занятия творчеством (рисование, лепка, аппликации).
  • Математические действия.
  • Музыкальное развитие.
  • Остановимся на каждом пункте подробнее.

    Звуковая культура

    В данной области ребенку показывают, как правильно произносит определенные звуки. Ближе к 4 годам обучают написанию обозначающих их букв в тетради.

    Конечно, записи будут нечеткими, но такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики и работе кисти. В процесс вовлекают артикуляционные задания, которые становятся намного сложнее.

    Дети запоминают много стихов, потешек, песен, тем самым, пополняя словарный запас и укрепляя возможности речи.

    Изучение окружающего мира

    Упражнения направлены на исследование природных явлений, усвоения разницы времен года и особенностей экологии. Например, наблюдая за перелетными птицами осенью, ребенку указывают на данную особенность их отлета в теплые края как одного из признаков времени года.

    Параллельно знакомят с названиями птиц, которые улетают в теплые края, и с теми, которые остаются зимовать. При наблюдении за погодой используют разные прилагательные и глаголы, тем самым обогащая речь ребенка. Например, на улице может быть дождливо, солнечно, ветрено, а дождь может моросить, стучать, лить.

    Гуляя, обращают внимание на деревья и кусты, на их внешний вид, названия. Из природного материала делают разные поделки. К 4 годам ребенок уже должен называть основные цвета и некоторые оттенки, находить их в окружающих предметах. Нелишним будет обращать внимание на правила дорожного движения. Развитие детей 3-4 лет идет быстрыми темпами.

    Ребенок хорошо усваивает интересную информацию, особенно если она подкреплена примерами в окружающем мире.

    Обучение математике

    В возрасте трех лет ребенок успешно осваивает геометрические фигуры и разные формы. К 4 годам занятия усложняются, чадо способно группировать предметы по разным внешним признакам (по цвету, величине). Ребенок усваивает понятия “меньше”, “больше”, “равно” на подручных средствах. Хорошо считает до трех.

    Математическое развитие ребенка в 4 года проявляется в способности совершать элементарные действия счета. Основным пространственным направлениям легко обучить в игре, например, пряча игрушку и давая определенные подсказки («Иди вперед, повернись налево…»). К четырем годам ребенок может определить, что начинается раньше, что позже.

    Например, сначала идет утро, после него день, дальше вечер и ночь.

    Развитие речи

    Ребенок в 3 года способен запомнить небольшие стишки, подпевать. Родители обучают алфавиту, готовят руку к письму. Ближе к четырем годам можно начинать учить слоги, пробовать читать первые простые книги. К этому возрасту ребенок запоминает загадки, пословицы и поговорки.

    Нормальное развитие речи детей 4 лет проявляется в составлении фраз из 5-6 слов. Чадо часто задает вопросы: «Почему?», «Откуда?» Ему все интересно и все нужно знать. Чтобы речевое развитие детей 3-4 лет шло быстрыми темпами, родителям необходимо отвечать на все вопросы ребенка, но доступным для него языком.

    Развитие с помощью творчества и музыкальных инструментов

    К четырем годам ребенок может рисовать многими инструментами. Если трехлетний малыш нечетко чувствует границу рисунка, то старший по возрасту уже старается не выходить за пределы и использует множество цветов.

    Фигурки для аппликации ребенок в 4 года способен уже вырезать сам, склеивая их в объемные композиции. В три года чадо лепит шарики и колбаски, а спустя год оно способно соединять палочки в кольцо, создавать причудливые формы, напоминающие героев сказок.

    С трех лет начинает активно проявляться фантазия, к четырем годам она уже воплощается в рисунках и в играх с пластилином.

    Что касается музыкального развития, то здесь важно научить слушать музыку и описывать ее характер (грустная или веселая, быстрая или медленная). Необходимо поддерживать желание чада петь и танцевать. Можно знакомить с музыкальными инструментами и звуками, которые они издают, а также с разницей в звучании нот.

    Методики развития детей

    Существуют различные авторские сценарии занятий по ускоренному развитию. Многие родители сомневаются в пользе применения развивающих упражнений, мотивируя тем, что это вредно, этому все равно будут учить в саду и в школе. Но любые знания, особенно полученные ненавязчиво, во время игры, лишними не будут. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся методики по развитию детей:

  • Программа Никитиных. Основным правилом работы по данной методике является, во-первых, свобода в занятиях. Детям разрешается неограниченно играть с понравившимся предметом или игрой, сочетая разные виды деятельности. Во-вторых, в квартире должна быть спортивная обстановка, особое внимание уделяется закаливанию. В-третьих, родители должны участвовать в детских играх, а главное, в жизни ребенка. Нельзя давить на малышей, а следует ориентироваться на их желание и самочувствие. Педагоги акцентировали внимание на «опережающие» условия развития.
  • Методика Марии Монтессори. Главный постулат педагога – пробудить у ребенка интерес к действиям с предметом, а не заставлять. Основа программы заложена в индивидуальном подходе к чаду. При планировании занятий ориентируются на то, что малышу нравится, а что нет. Ребенок выполняет упражнения самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога.
  • Методика Гленна Домана. Важную роль педагог уделяет физическому совершенствованию ребенка, без которого, по его мнению, «не будет развитого интеллекта». Речевое развитие детей 3-4 лет начинается с показа набора карточек, на которых целиком написаны слова. Ребенку в течение небольшого времени показывают набор карт, называя написанное. Навыки счета малыш приобретает тоже с помощью карточек, на которых изображено разное количество точек. В этом случае необходимо называть число точек, быстро меняя карты. Таким же способом ребенка знакомят со знаниями в области искусства, истории, музыки и так далее.
  • Выбор методики остается за родителями. Развитие детей 3-4 лет всегда сопровождается огромным числом вопросов и любознательностью. Родители могут и не придерживаться определенного плана в занятиях. Главное – быть открытым источником информации для ребенка, а также активно участвовать в его жизни.

    Источник: https://2qm.ru/dom-i-semja/deti/razvitie-detei-3-4-let-osobennosti-normy-programmy-i-metodiki.html

    Рождение ребенка
    Добавить комментарий