Работа с пластилином: первые шаги

Содержание
  1. Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды
  2. Знакомимся с секретами пластилиновой техники
  3. Техника для старших дошколят
  4. Метод пластилинографии
  5. Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин
  6. Какой бывает пластилинография
  7. Первые занятия лепкой 1-2 года
  8. Первые занятия лепкой 1-2 года. Знакомство с консистенцией
  9. Первые занятия лепкой 1-2 года. Оставляем следы на тесте
  10. Первые занятия лепкой 1-2 года. Сортировка и прятки
  11.  
  12. Пособия для лепки
  13. Тренировка моторики лепкой из пластилина
  14. Универсальные материалы для творчества
  15. Что такое тестопластика?
  16. Что такое пластилинография?
  17. Маленькие пластилиновые хитрости
  18. Пластилиновая аппликация
  19. Сложные композиции
  20. Пластилинография для малышей
  21. Первые занятия с пластилином
  22. Что потребуется для лепки?
  23. Несколько советов по лепке пластилином
  24. Занятие 1. Знакомство с пластилином (тестом)
  25. Занятие 2. Совместная готовка теста для лепки
  26. Занятие 3. Шлепки, лепёшки
  27. Занятие 4. Прячем и находим шарик
  28. Занятие 5. Пластилиновая мозаика
  29. Занятие 6. Отпечатки

Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

Работа с пластилином: первые шаги

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить.

Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду.

Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости.

Необычный способ рисования – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых.

Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель – не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

Знакомимся с секретами пластилиновой техники

В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания.

Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина – учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству.

Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами “азбуки лепки”:

  • Размазывание – самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
  • Раскатывание – возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  • Сплющивание и вытягивание – наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно – прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, “Солнышко” (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); “Цветы на траве” (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются “Осенние листья на земле”, “Падающий снег”, “Ежик”, “Разноцветный салют”, “Гирлянды на елочку”. Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек, Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк. А ромашки, незабудки, лютики-малютки

Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

Мы слепили колобков, Сплющили их с боков. Тут же получился блин,

Очень мягкий (пластилин).

Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

Техника для старших дошколят

Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

  • Заглаживание – прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
  • Прищипывание – используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
  • Примазывание, придавливание – приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
  • Налепливание – соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
  • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков – необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, “Снег идет”, “Бабочки на лугу”, “Корзинка с грибами”, “Натюрморт из фруктов”, “Ваза с полевыми цветами”, “Радуга и дождик”.

Детям нравится создавать картины из жизни животных (“Обитатели зоопарка”, “Ежик с грибами”, “Собака играет с мячиком”, “Котенок и клубок”), из жизни людей (“Праздник”, “Космос”, “Дети лепят снежную бабу”) или сказочных персонажей.

Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

Я леплю из пластилина Шарик, мячик и пингвина. А вот это – бегемотик У него большой животик. Пластилиновые ушки

Шевелятся на макушке

Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

Метод пластилинографии

Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

  1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
  2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
  3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
  4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
  5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
  6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
  7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
  8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

  • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
  • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
  • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
  • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
  • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

Какой бывает пластилинография

Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды.

Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности.

При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

Малыши легко осваивают эту технику уже в двух – трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

Обратнаяпластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло.

Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе.

Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов.

Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы.

Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография – предполагает вылепливание объекта по контуру.

Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета.

Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография – представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки.

Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки.

Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

Фактурная пластилинография – самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр.

bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra – против и рельеф, углубленный рисунок).

Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.

Источник: https://myintelligentkids.com/plastilinografiya-dlya-razvitiya-tvorcheskix-sposobnostej-detej-i-ee-vidy

Первые занятия лепкой 1-2 года

Работа с пластилином: первые шаги

Одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики является лепка. По мнению специалистов лепить следует начинать, как можно раньше. В этой статье я приведу наши любимые упражнения.

Читая материалы, как интересна детям лепка, не забывайте большинство детей в возрасте 1 года консерваторы и любят устоявшийся порядок. Они только недавно свыклись с мыслью, что все игрушки мягкие или твердые.

Пластилин — это абсолютно новая консистенция для малыша, которая ставит под угрозу существование всего  привычного. Хоть иди и заново проверяй все предметы, вдруг какой-то из них по консистенции, как пластилин.

Кроме того,  любое творческое занятие требует не только формирование навыка, но и получение удовольствия от результата. Для этого требуется осознание результатов и своих возможностей, что на втором году жизни проявляется очень слабо. Поэтому если Вы решили заняться лепкой с малышом младше двух лет, не ждите особого ликования и радости.

Самый простой элемент — «палочки» (цилиндры) большинство детей осваивает на третьем году жизни. Некоторые справляются с цилиндром только в три года. После освоения цилиндров, можно приниматься за шарики.

Правила лепки с малышами

  • Для самых маленьких для лепки используется специальное тесто или  мягкий пластилин.  Можно использовать готовые наборы с тестом или приготовить тесто самим. Не перепутайте тесто с полимерной массой для лепки, она токсичная и более плотная поэтому не подходит для самых маленьких.
  • Для первых занятий используем тесто одного цвета. Сама консистенция теста уже является большой информационной нагрузкой, которую малышу сложно усвоить.
  • После лепки тесто необходимо герметично закрывать, иначе оно покроется корочкой или затвердеет и станет непригодным для лепки. Большинство видов промышленного теста на открытом воздухе застывает. Можно лепить фигурки, при желании их раскрашивать и играть ими. Тесто из муки и воды для затвердевания необходимо подсушить в духовке.

Первые занятия лепкой 1-2 года. Знакомство с консистенцией

Предложите малышу кусочек теста. Сами тоже возьмите и покажите, как его можно мять, тыкать пальчиками, прижимать ладошками, разрывать на части, отрывать мелкие кусочки, а затем прилепливать назад.

Разделите пластилин на несколько крупных частей, попросите малыша слепить их вместе. Сделайте, то же самое, только используйте мелкие части. Для первого занятия этого будет вполне достаточно.

Не следует чересчур перегружать ребенка.

Если для ребенка стали привычными с занятиями с пластилином одного цвета, можно предложить знакомство с несколькими цветами. Лучше брать классические сочетания (желтый — красный, зеленый — желтый, белый — с любыми цветами и др.

), которые дают при смешивании красивые правильные оттенки. Раскатайте крупную лепешку из пластилина одного цвета. Затем нарвите много мелких кусочков другого цвета, сочетающегося с первым.  Попросите малыша приклеить мелкие кусочки к лепешке.

После смешивания обратите внимание, что цвета перемешались и стали другие.

Первые занятия лепкой 1-2 года. Оставляем следы на тесте

В возрасте 1-2 лет ловкость пальчиков не позволяет малышу аккуратно лепить самостоятельно, поэтому хорошо использовать различные приспособления.

Готовим для малыша пласты теста на которых удобно оставлять следы. Предлагаем всевозможные предметы, которые имеют рельефную поверхность из бытовых или специальные штампы. Показываем своим примером, оставляя следы на тесте. На фото Яна пытается повторить как разными предметами так и пальчиками. Что мне и требовалось.

Штампы бывают разные. В возрасте младше полутора лет требуются штампы с ручкой, чтобы за нее было удобно держать. Я сразу об этом не подумала и купила, те что предложили. Поэтому на данном этапе я штамп сама приклеиваю к тесту, а Яна в свои 1г.3мес. его отлепляет и радуется результату.

Пока писала этот пост наткнулась на идею как изготовить штампы своими руками. Рецепт до безобразия прост — лепим штамп из теста, дожидаемся пока он затвердеет и готово.

Изготовление штампа

Симпатичные штампы

В поисках симпатичных бюджетных штампов посетите FixPrice. Там можно найти наборы из 6 удобных штампов для рисования.

Рисуют они так себе, а вот использовать их для лепки тестом милое дело. Для обычного пластилина они не подойдут, так как сделаны из хрупкого материала. Для того, чтобы они перестали красить подержите их в воде несколько часов. У некоторых штампов выпадает начинка, но это быстро поправляется клеем Момент.

Еще практика показала, что в качестве штампов прекрасно подходят пластиковые звери — их можно ставить на тесто лапами, ногами и т.п. и получать замечательные следы. Также Яне очень понравилось делать отпечатки ступней, наступая на тесто.

Яна (1г. 3мес. ) пытается оставить следы носорога и плюшевого мишки

 Помимо штампов можно использовать всевозможные формочки, начиная от формочек для печенья, заканчивая формочками для песочницы.

Первые занятия лепкой 1-2 года. Сортировка и прятки

В этом упражнении участвует тесто и мелкие предметы. Можно взять бусины, фасоль, марблс и т.п. Суть упражнения заключается в отделении малышом теста от мелочи,  заботливо смешанных мамой :-).

Делать это можно различными способами. На первых этапах, я делала заготовки — лепила из пластилина фигурки и декорировала их мелкими детальками. У Яны сразу просыпалось желание оторвать их от теста и сложить в баночку. На последующих этапах мы совместно прилепляли мелочь к куску теста произвольной формы.

 

И еще одним увлекательным упражнением могут быть прятки. Прячем мелкие игрушки в тесто и предлагаем малышу найти их.

Пособия для лепки

Сейчас различных пособий очень много. Нам нравятся, книжки Янушко Е.А. Упражнения в них соответствуют заявленным возрастам, в отличие от большинства книг, в которых уже с двух лет детям предлагается лепить милых зверят.  У нас парочка тоненьких книжек из серии «Новый ребенок«. 

Книжка «Пластилиновые бусинки» содержит 8 страниц упражнений на приклеивание шариков. С ними вполне справится годовалый малыш. Для двухлетки можно усложнить задания, предложив обычный пластилин. Он более упругий и лепка с ним будет полезней для развития моторики пальцев. Одним из самых лучших считается классический пластилин производства Луч (Химзавод).

В «Пластилиновых апельсинах» 8 страниц упражнений на создание всевозможных шариков:

Приятных занятий лепкой !

 Еще публикации по теме:

Источник: http://mamazanuda.ru/pervye-zanyatiya-lepkoy/

Тренировка моторики лепкой из пластилина

Работа с пластилином: первые шаги

Маленький человечек познает окружающий мир при помощи простейших манипуляций. Ему хочется все увидеть, потрогать и даже попробовать на вкус.

Развитие мелкой моторики является важным этапом формирования личности, способной творчески мыслить и легко обучаться.

В арсенале родителей, педагогов и врачей заготовлены разные средства развития мелкой моторики рук. Одно из них – это лепка. Все дети любят возиться с тестом, глиной, пластилином. При выполнении простых фигурок эти материалы можно мять, раскатывать, вытягивать, сплющивать. Простейшие манипуляции максимально задействуют пальцы рук, заставляя суставы совершать много мелких и быстрых движений.

Универсальные материалы для творчества

Лепку можно смело причислить к одному из видов изобразительного искусства, приносящего несомненную пользу в процессе созревания ребенка как индивидуума.

Тесто для лепки – это смесь из натуральных продуктов: соли, муки и воды. Рецепт приготовления прост и не требует больших материальных затрат. Хорошо вымешанное тесто пластично и приятно на ощупь, легко деформируется. Но на открытом воздухе оно отвердевает, становится хрупким. Хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете, не более 4-5 дней.

Пластилин – это измельченный и очищенный порошок глины с добавлением воска, жира, вазелина, озокерита. Способен принимать любую форму, приятен на ощупь, поэтому дети любят перекатывать его в руках. Для повышения мягкости рекомендуется разогреть в ладонях.

Дети, выполняя различные поделки, учатся фантазировать, развивают интеллектуальные способности, начинают осознавать красоту и гармонию. Именно в это время, закладывается аккуратность, усидчивость, кропотливость и целеустремленность.

Что такое тестопластика?

Лепка из соленого теста объемных фигурок и декоративных элементов является одним из видов скульптурного искусства, которое получило широкое распространение еще несколько веков назад.

Тестопластика учит правильно оценивать параметры фигурок, развивает мелкую моторику, способствует прогрессу логического мышления и правильной речи.

Технология включает несколько этапов.

1. Приготовление.

Понадобится: по одному стакану муки и мелкой соли, немного воды. Сухую смесь из продуктов добавляют в воду и тщательно вымешивают до получения однородной массы. Для повышения эластичности можно добавить столовую ложку крахмала, а для прочности – ложку клея ПВА.

2. Окрашивание.

При первом варианте — натуральные красители либо гуашь добавляют при вымешивании. Не используйте краску для пасхальных яиц.

Другой вариант – разукрашивание готового и подсушенного изделия.

Каждый полученный цвет хранится в отдельном пакете или контейнере.

3. Сушка.

Можно сушить в духовке при низкой температуре либо на воздухе. Время зависит от объема изделия и метода сушки.

4. Сборка.

Часто композиция состоит из множества частей, после полного высыхания их склеивают между собой.

Тестопластика подойдет даже для малышей, которые тянут все в рот, в этом случае нельзя добавлять клей и гуашь.

Важно помнить, что оставлять детей наедине даже с самым безопасным материалом, не говоря об острых предметах, нельзя.

Warning: include(/var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/ya2-h2.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 25

Warning: include(): Failed opening '/var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/ya2-h2.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/dux/data/www/rebenokrazvit.ru/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 25

Что такое пластилинография?

Создатели нового и необычного направления совместили несколько творческих методик, к ним относятся лепка, рисование, аппликация.

Пластилинография – это новейшая техника изобразительного искусства, благодаря которой рисунок получается немного объемным и выпуклым.

Необычные занятия живописью способствуют:

  • развитию моторики рук;
  • мышечному расслаблению;
  • обучению ориентированию на плоскости;
  • формированию нестандартного мышления;
  • планированию последовательности работы.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детских рук незаменима, она координирует движения пальчиков, развивает зрение, позволяет раскрыть творческий потенциал.

Благодаря этой технике, можно создавать различные композиции на плоскости с изображением элементов животного и растительного мира, причудливые орнаменты, различные натюрморты.

Основные способы лепки

Перед выполнением сложных элементов и конструкций изобразительного искусства лепки необходимо научиться создавать простейшие фигуры и овладеть элементарными навыками.

1. Скатывание.

Кругообразными движениями ладоней скатать шарик любого размера. Попробуйте превратить обыкновенный шарик в веселого колобка или в забавного снеговика.

2. Раскатывание.

Перекатывая по-разному шарик в ладонях, всего за несколько движений можно превратить его в яйцо, цилиндр или змейку.

3. Сплющивание.

Если сильно сдавить шарик между ладонями, он превратится в лепешку, а если прижать к столу – в тонкий блин. Эти фигуры потом можно будет сворачивать и скручивать.

4. Прищипывание.

Пальчиками захватывают немного материала, не отделяя от целого куска, затем придают ему задуманную форму.

5. Оттягивание.

Этот способ схож с прищипыванием, только захватывается больше объема материала и формируется новый элемент, например, ушки зайчика.

6. Заглаживание.

При соединении двух разных частей, место перехода плавно сглаживают, при этом удаляя излишки сырья.

7. Разрезание.

Любую сформированную фигуру можно разрезать на части. Для малышей лучше всего приобрести пластмассовый ножичек, который не поранит.

8. Соединение.

Большинство композиций состоит из нескольких малых деталей, поэтому желательно научиться прижимать их, не нарушая первоначальной формы.

Маленькие пластилиновые хитрости

Каждый материал, используемый при создании шедевров изобразительного искусства, требует к себе бережного отношения. Зная небольшие хитрости работы и хранения, можно значительно облегчить процесс.

1. По окончании занятия, всегда распределяете и храните остатки пластилина отдельно по цвету.

2. Для получения одинаковых по размеру частей, сначала необходимо скатать колбаску, а потом разделить ее на равные доли.

3. При смешивании используйте максимум три цвета. При добавлении белого и черного цветов получаются светлые и темные оттенки. Раскатывать и сгибать — до получения единой массы.

4. Научите ребенка пользоваться таблицей цветов. Она довольно проста для понимания.

5. Удалить ненужные остатки прилипшего пластилина поможет стек и сухая салфетка.

6. Если готовую фигурку подержать на расстоянии от зажженной свечи, то ее поверхность станет гладкой и блестящей.

7. Готовое изделие можно покрасить водоэмульсионной краской, предварительно обработав поверхность крахмалом или мукой. Если после окраски покрыть работу слоем лака, то изделие будет храниться долго.

Пластилиновая аппликация

Пластилин позволяет создавать на плоской поверхности рельефный рисунок, который длительное время сохраняет свою форму. Преимущество этого метода состоит в том, что материала понадобится значительно меньше, чем для создания объемных фигур.

Для работы понадобится:

  • набор яркого пластилина;
  • пластиковые стеки;
  • сухие и влажные салфетки;
  • трафареты для нанесения контура;
  • поверхность, на которой будет выполняться аппликация – стекло, картон, пластмасса;
  • дополнительный материал – шишки, сухие листочки, крупа, кофейные зерна, бусинки, перышки и т. д.

Техника выполнения проста и не потребует специальных навыков. Сначала наносится контур на картонку или любую другую поверхность, затем отдельные участки картинки заполняются обрезками пластилина и придавливаются пальчиками.

Работа со стеклом требует знания некоторых секретов:

  • стекло должно быть вымыто моющим средством и высушено;
  • для того чтобы уберечься от порезов, края тщательно залепить скотчем;
  • необходимый рисунок нанести фломастером или маркером;
  • пластилин размягчить в руках и размазать по стеклу тонким слоем, стараясь не залезать за контуры;
  • когда работа закончена, удалить скотч, наложить цветной картон и придавить другим стеклом, с обратной стороны аппликация будет выглядеть прекрасно;
  • по краю стекла сделать красивую картонную рамочку.

Сложные композиции

Картина из пластилина – это настоящий маленький шедевр, требующий повышенного внимания, терпения и умения смешивать цвета между собой.

Никогда не предлагайте ребенку начинать со сложных композиций, которые, по всей вероятности, не получатся с первого раза, что станет причиной нежелания заниматься пластилинографией в дальнейшем.

Если ребенок увлекается лепкой и уже самостоятельно выполняет простые картинки, то предложите ему создать более сложный узор.

Выполненная небольшими и плоскими мазками, аппликация издалека напоминает живопись масляными красками. Здесь существует важное правило – мазки, наносимые пальчиками, должны быть небольшими и одинаковыми, тогда готовая работа будет выглядеть законченной и аккуратной.

Картина-аппликация может быть выпуклой, ее элементы будут выступать над поверхностью. Такую работу также можно заключить под стекло, предварительно поместив по краям между стеклянными поверхностями окантовку. Существуют различные способы сделать красивый рельеф:

  •  выполнение морских волн расческой;
  • вырезание при помощи обыкновенных и фигурных ножниц;
  • протирание пластилина через отверстия в формах позволит имитировать мох, кораллы и другие пушистые части;
  • трудоемкие детали лучше всего выполнять на отдельном листе бумаги, а затем, вырезав перенести на основу.

Важно! Начинайте всегда работу с верхней части, постепенно продвигаясь вниз, тогда будет исключена вероятность испортить картину.

Пластилинография для малышей

Маленьким детям лучше всего подойдет рисование пластилином, так как они неуверенно еще держат в своих ручках карандаш, фломастер либо кисточку. А вот размазывать пластилин по поверхности – любимое занятие, которое тренирует пальчики и развивает моторику.

Не заставляйте малыша подолгу заниматься и выполнять сложные детали. Первоначально аппликация будет похожа на хаотичное размазывание яркой палитры. Покажите начинающему художнику, где находятся верх, низ, право, лево. Научите его правильно располагать на листе небо, солнце, траву, деревья, дома.

Учите детей необходимости прилагать некоторое усилие и нажимать пальчиком на поверхность, а также двигать рукой в разных направлениях.

Источник: http://rebenokrazvit.ru/rebenok-do-goda/razvitie-navykov/845.html

Первые занятия с пластилином

Работа с пластилином: первые шаги

Поделитесь ссылкой на эту статью с друзьями в социальных сетях.

Лепка – это отличное занятие для развития мелкой моторики, воображения, координации движений рук и для получения сенсорного опыта (ощущение материала, формы, веса).

Начинать развивающие игры с ребёнком можно месяцев с 7-8, когда малыш уже уверенно сидит и в состоянии взять что-либо в руки.

Для занятий лепкой подойдет пластилин, но если вы боитесь, что он быстро окажется во рту, то можно его заменить солёным тестом, которое легко приготовить собственными руками.

Занятия лепкой помогают не только развить мелкую моторику, но и дают отличный стимул к развитию речи. В связи с этим важно регулярно заниматься с малышом примерно по 5-10 минут в день.

Больше не нужно, поскольку длительные занятия ещё сложны для годовалого ребенка, могут перевозбудить его или, наоборот, сильно расстроить, что приведет к негативным последствиям, например, к отказу впредь заниматься подобными действиями.

Важно, не перегружать малыша. Как во всем, так и в развивающих играх необходимо знать меру.

Также важен процесс, а не результат. Не стремитесь сразу же сделать домик, собачку или машину. Этого не нужно. В самом начале вы учите малыша обращаться с пластилином (тестом), а к творческим реализациям сможете подойти уже после двух лет, когда у ребёнка уже достаточно разовьется фантазия и желание творить.

Что потребуется для лепки?

Инструменты для лепки:

  • Мягкий пластилин ярких цветов. Очень важна именно яркость материала, что усилит интерес малыша к игре.
  • Тесто для лепки. Сделать его можно самостоятельно.
  • Разноцветный матовый картон. Глянцевый не подойдет, так как пластилин будет к нему плохо крепиться.
  • Доски, стеки, прочие инструменты, которые можно использовать для работы с тестом.
  • Развивающие картинки для работы с пластилином. Можно купить специальный журнал или распечатать рисунки на принтере.
  • Игрушки, которые подойдут для ролевых игр. Например, фигурки животных, машинки, лопаточки, формочки, т.п.

Основные приемы для лепки: разминание, отщипывание, шлепанье, сплющивание. Эти действия можно выполнять как сами по себе, так и как часть игры.

Второй вариант предпочтительней, так как просто так выполнять ваши просьбы малыш может отказаться, желательно стимулировать его чем-то более интересным.

Важно, заранее подготовить тесто или пластилин. Тесто для лепки должно быть тёплым и не липнуть к рукам, но также быть достаточно мягким, чтобы малыш смог его легко смять. Пластилин выберите помягче. Если же вы купили обычный, то перед занятием с ребенком помните его хорошо.

Несколько советов по лепке пластилином

  • Тратьте на занятия примерно 5-10. Если заметили, что ребенок потерял интерес или устал, сразу же прекращайте игру.
  • Не настаивайте. Если малыш не хочет выполнять какие-либо действия, то не заставляйте его. Играйте сами, постепенно ребенок подключится к вам.

    Визуальное восприятие действий также полезно.

  • Никаких отрицательных эмоций. Не ругайте, не заставляйте, не доводите до усталости, позволяйте малышу делать то, что он хочет, и мягко направляйте.

  • Если у ребенка ослабел интерес к пластилину или тесту, то уберите его на несколько дней.

Занятие 1. Знакомство с пластилином (тестом)

Ваша цель познакомить ребенка с пластичным материалом. В ходе первого занятия важно заинтересовать малыша, поэтому побольше показывайте, что можно делать с тестом для лепки (пластилином).

Мните, отрывайте кусочки, катайте трубочки и шарики. Оторвите малышу небольшой кусок и дайте ему познакомиться с ним.

Пусть ребенок играет с ним столько, сколько захочет, но следите, чтобы не потянул в рот.

Говорите, говорите и ещё раз говорите! Это очень важное правило в занятиях с ребёнком. Неважно, чем вы занимаетесь, всегда комментируйте свои действия. Это способствует развитию речи, стимулируя речевую активность, подражание. Вскоре вы заметите, как ребёнок начнет следить за вашими губами и беззвучно (а может и вслух) будет пытаться повторить за вами.

Вот так примерно будет выглядеть занятие по знакомству:

— Что это у меня в руках? (покажите пластилин малышу)

— Правильно, это пластилин.

— А какой он? (помните, дайте ребенку потрогать).

— Мягкий.

— Его можно мять (покажите как).

Занятие 2. Совместная готовка теста для лепки

Можно привлечь ребенка к приготовлению теста для лепки. Это занятие подойдет уже для деток после года, когда ребенок уже знаком с такими материалами, как мука и вода. В противном случае вас ждет катастрофа – малыш либо испачкает себя и все вокруг, либо расстроится, не понимая, что происходит.

Занятие 3. Шлепки, лепёшки

Выложите пластилин или тесто на доску перед ребёнком. Разомните его, чтобы размягчить, и пошлепайте своей ладонью сверху. Предложите малышу повторить за вами. Если он не понимает вашей просьбы, то помогите ему, но не настаивайте.

Выполняя шлепки, приговаривайте: «Шлёп, шлёп, шлёп, шлёпаем! И лепёшку получаем!» Или что-либо иное в том же духе. Следите за реакцией ребенка, подбирайте слова, которые его увлекут.

Занятие 4. Прячем и находим шарик

Вам понадобятся небольшие шарики, которые малыш сможет легко держать в руках, носовой платок. Лучше всего, если цвет шарика будет отличаться от цвета теста или пластилина.

Для начала заинтересуйте ребенка. Покажите один шарик и предложите его спрятать. Накройте шарик носовым платком: «Ой, куда пропал шарик? Нет шарика. А давай его поищем!». Вместе «найдите» шарик под носовым платком.

Теперь возьмите пластилин, разомните его и, повторяя шлепки как в предыдущем занятии, сделайте лепешку. Помогите ребёнку в этом.

После этого спрячьте шарик (предварительно смажьте его маслом, чтобы тесто не прилипало) в лепешку из теста или пластилина. Теперь предложите ребёнку найти шарик, освободив его от пластилина или теста.

В дальнейшем прятать в пластилин можно и другие предметы с разными формами и типами поверхности.

Это занятие можно разбить на два. В первом освойте «прятки», во втором – доставание предмета из пластилина.

Божья коровка, оса и гусеница.

Занятие 5. Пластилиновая мозаика

Научите ребенка отщипывать от пластилина или теста для лепки небольшие кусочки и прикреплять их к плоской поверхности. Покажите ему, как это делается, после чего дайте попробовать самому. Не беспокойтесь, если с первого раза не получится. Отложите тогда это занятие, займитесь пока тем, что малыш уже умеет.

Следующее занятие начните опять с отщипываний, пока не добьётесь успеха.

После того как ребёнок научился отщипывать, перейдите к следующей стадии – прикрепление кусочка пластилина к поверхности. Для начала можете сами дать ему немного теста и попросить прилепить куда-либо. Потом пусть он сделает всё сам – отщипнет и прилепит.

Бабочка из пластилина.

Это занятие на развитие мелкой моторики лучше всего проводить в виде игры:

  • формировать мозаику из разноцветного пластилина;
  • кормить игрушечных животных «зерном/кормом»;
  • украшать нарисованную елку;
  • прикрепить на божью коровку чёрные точки;
  • и многое другое.

Как слепить жирафа.

Занятие 6. Отпечатки

Для этого занятия потребуются самые различные предметы, которые можно использовать для игр с пластилином. Это гребешки, детали от конструктора, бусы, скалка, машинки, мячики с пупырышками, т.п. Включите свою фантазию, главное, чтобы этот предмет ребёнку было удобно держать в руке, он оставлял после себя на пластилине какой-то след.

Сделайте вместе с малышом лепёшку из теста для лепки или пластилина. Это можно сделать руками или, например, скалкой. Ну, а дальше экспериментируйте. На примере предлагаем наглядные уроки по лепке: как слепить бегемота и сказочного, доброго, серого волка из пластилина.
Специально для сайта Уроки Рукоделия Catherinka.

Источник: http://xn----htbdjdhckueqe7ag0q.xn--p1ai/pervye-zanyatiya-s-plastilinom/

Рождение ребенка
Добавить комментарий