Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержание

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дошкольный период в жизни ребёнка – прекрасное время, когда есть желание и возможности для накопления умственных и физических сил. Для правильного воспитания детей необходимо знать и учитывать психологические и возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста. Ведь развитие находится в прямой зависимости с возможностями ребёнка-дошкольника.

Дошкольный возраст – это жизненный период с трёх до семи лет. Этот период ознаменован стремительным ростом организма, активным развитием мозга и усложнением процессов в центральной нервной системе. Совершенствуется интеллектуальное поведение ребёнка. Это проявляется в развитии моральных понятий и обязанностей.

Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Основная потребность и деятельность ребёнка в этом возрасте – игра. На основе игры формируется личностное развитие ребёнка. Игра развивает воображение и способствует появлению чувства коллективизма. Знакомство с миром, людьми, их местом и ролью в обществе происходит посредством игры.

Социальные и нравственные нормы передаются также в игре. Поэтому необходимым условием этого периода является налаживание игрового процесса. Помимо потребности в игре, для этого времени характерна необходимость в самостоятельности, общении и уважении.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста выражаются в следующем:

  • склонность к подражанию;
  • импульсивность;
  • неспособность к самоконтролю;
  • преобладание чувств над разумом;
  • безграничное стремление быть самостоятельным;
  • активное познание нового.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста основаны на восприятии. Детские игры носят ролевой характер. Это время показательно:

  • Развитием воображения. Это происходит посредством замещения одного предмета другим.
  • Приобретением смысла. Детское сознание обретает смысловую структуру.
  • Выполнением мыслительных операций. Ребёнку доступно анализировать, синтезировать, обобщать и сравнивать.
  • Способностью к аналогичным действиям. Поэтапное объяснение ребёнку даёт ошеломляющий результат.
  • Чуткостью и вниманию к другим людям. Это выражается периодически.
  • Проявлением характера, упрямства и своеволия.
  • Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста основаны на потребности в общении и познавательной активности. Течение этого периода сопровождается сюжетно-ролевыми играми с преобладанием наглядно-образного мышления.

Особенностями этого возраста считают:

  • Усложнение волевых проявлений.
  • Появление способности к рефлексиям. Это происходит посредством реакции другого ребёнка на свои поступки.
  • Усложнение сюжетно- ролевой игры.
  • Зарождается осознанность выполняемых действий.
  • Общение со сверстниками выходит на более высокий уровень. Появляется способность к сотрудничеству. В частности, выполняются правила очередности.
  • Способность сопереживать и заботиться о ближнем или животном.
  • Возрастные особенности старших дошкольников заключаются в острой необходимости общения, где воображение является ведущей функцией. Детям в этом возрасте присущи такие особенности:
  • Безоговорочное доверие взрослому человеку.
  • Особая чувствительность.
  • Преобладание наглядно-образного мышления.
  • Осознание собственных переживаний.
  • Составление мнения о себе посредством окружающих, т.е. формирование самосознания.
  • Ожидание оценки своих действий от окружающих.
  • Осознание собственных переживаний.
  • Появление учебного мотива.

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

Младший школьный возраст – период, когда начинается целенаправленное обучение. Основным видом деятельности теперь является учеба. Игра по- прежнему, важна и нужна, но её роль заметно ослабевает. Дальнейшее формирование и развитие психических свойств и человеческих  качеств основывается на учебе. Учебная деятельность имеет сложную структуру, поэтому путь её становления достаточно долог.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста сложно описать кратко. Изначально они обусловлены формированием первичного цельного мировоззрения. Также имеют место следующие изменения:

  • Возникновение этических норм.
  • Преобладание разума над чувствами. Обдуманные поступки преобладают в большинстве случаев.
  • Появление стремления контролировать собственные действия.
  • Формирование личного сознания, самооценки.
  • Развитие интеллекта в результате учебной деятельности.

Возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста кратко можно определить активным развитием центральной нервной системы.

Восприимчивость нервной системы в этот период гарантирует овладение сложными по координации движениями. Режим ребёнка должен быть наполнен обязательными физическими упражнениями.

Регулярная физическая активность в это возрасте подвержена быстрому восстановлению.

Возрастные особенности старших школьников характеризуются активным ростом организма и половым созреванием. Это время показательно повышением работоспособности, увеличению выносливости к различного рода нагрузкам. Трудовая активность школьника – величина непостоянная. Она колеблется в течение недели.

В понедельник и вторник происходит постепенное включение организма в работу. Максимум работоспособности приходится на среду- четверг. К субботе силы ослабевают. Сложными для организма являются вторая и четвёртая учебная четверть.

Особенно четвёртая, когда проявляется авитаминоз и усталость, накопившаяся в течение года.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/psihologicheskie-osobennosti-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta/

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Это довольно трудный период в жизни ребенка, светлое ожидание какого-то чуда от прихода в школу рушится практически в первые дни, ведь вместо чудес дети получают трудности, им нужно работать: слушать и запоминать, читать, писать, выполнять задания, да еще и строить новые отношения — с учителем и одноклассниками. Особенно трудно «домашним» детям, тем, которые не ходили в детский сад.

Кризис 7 лет

В 7 лет у ребенка происходит внутренний перелом. Он пытается понять, кто он и чего от него хотят. Прежде чем что-то совершить, ребенок уже задумывается, чем это чревато для него. Многие дети начинают «что-то из себя изображать», то есть ищут свою роль.

Характер

В возрасте 6-8 лет дети еще довольно импульсивны, действуют под влиянием сиюминутных эмоций, у них пока недостаточно воли, они могут опустить руки при неудаче и перестать двигаться к цели. Кроме того, могут отмечаться упрямство и капризность. Читайте подробнее о Кризисе младшего школьного возраста.

Приблизительно с 9 лет дети уже начинают контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок учится выражать свои чувства, гнев словесно (раньше он делал это с помощью плача или кулаков), может иронизировать, обсуждать что-то или кого-то.

Формируются моральные качества:

  • совесть;
  • чувство ответственности за себя, друзей, класс;
  • сочувствие чужой беде;
  • протест против несправедливости.

Младший школьный возраст очень важен для закладки основных качеств характера, психологии человека, именно в этом возрасте дети начинают разграничивать добро и зло, хорошее и плохое, оценивать поступки свои и другого, усваивают правила и нормы общения. У ребенка начинает формироваться внутренняя позиция (собственное мнение, самооценка, отношение к людям и событиям).

Формирование личности

Дети младшего школьного возраста начинают осознавать себя как личность, у них формируется самооценка, и важно помочь им в ее формировании. Ребенок, которому постоянно делают замечания и указывают на неудачи, становится неуверенным в себе, формируется низкая самооценка.

А тот, кого поддерживают, поощряют и помогают, приобретает адекватную самооценку, он уверен в себе, но не самоуверен.

Если же восхищаться ребенком по поводу и без, не делая никаких замечаний и позволяя все, то это чревато завышенной самооценкой и рождением эгоцентризма, что не менее плохо, чем низкая самооценка.

Этот период важен для закладки трудолюбия и самостоятельности. Ребенку в этом возрасте хочется походить на взрослого, стать самостоятельным. Он стремится все делать сам, учится принимать решения и отвечать за них.

Необходимо доверять ребенку домашние дела, давать выполнимые поручения в школе, предоставлять право выбора. Если решать все за него и ограждать от любых трудностей, он вырастет инфантильным.

Но и навязывать большое количество заданий и требовать их безупречного исполнения нельзя, это может вызвать отторжение и сопротивление.

Авторитеты

У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому (учителю или родителям), особенно в 1-2 классах. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка. Даже сами себя дети тоже оценивают пока словами взрослого, поэтому важно не критиковать и не ругать, а мягко направлять, поддерживать веру ребенка в себя.

После третьего класса авторитет учителя уменьшается, важнее становится одобрение сверстников. Важно быть принятым коллективом. В этот период ребята создают неформальные группы со своими правилами поведения и нормами, но пока они еще нестабильны.

Тем не менее уже появляются лидеры. Ребенку важно публичное одобрение и его социальный престиж.

Он ищет свое место в группе, и кроме отношений с родителями и учителем на его психоэмоциональном состоянии сказываются отношения со сверстниками, с товарищами.

Мотивация

Мотивация может быть двух видов: достижения цели или избегания неудач. Когда ребенка хвалят и поддерживают, ставят ему цели, за которые поощряют, он приобретает мотив достижения цели.

Если же его чаще ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, то у ребенка возникает мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики, для самооценки.

В дальнейшем ребенок всю жизнь будет существовать с такой мотивацией и, весьма вероятно, высот не достигнет. Вот почему крайне важно правильно мотивировать и стимулировать ребенка в этом возрасте.

В педагогических работах Ш.А. Амонашвили рекомендует не использовать в начальной школе оценки, особенно низкие, чтобы избежать формирования у детей мотива избегания неудач.

Учеба

Сначала все дети стремятся хорошо учиться, чтобы получить одобрение взрослых, и расстраиваются от неудач и, тем более, критики.

В такой ситуации у них могут формироваться отклонения в поведении, как, например, напускное равнодушие, паясничанье, постоянная взвинченность, нервозность, страх перед наказанием.

 Со стороны учителя и родителя крайне важно правильно себя повести и направить ребенка на получение знаний без каких-либо личностных оценок и характеристики умственных способностей, заинтересовать его учебой, не делая акцент на хороших или плохих отметках.

К 11 годам дети начинают понимать, что недостаток способностей можно компенсировать прикладыванием больших усилий. Если ребенок хочет учиться, он может контролировать свою волю и сидеть над учебником до тех пор, пока не поймет материал.

В этом возрасте уже четко видны разграничения в способностях детей: у кого-то математический склад ума, у — кого-то гуманитарный, творческий.

Особенностью младшего школьного возраста лет является то, что этот возраст — фундамент всей будущей жизни ребенка. Что будет заложено в возрасте 6-11 лет, то и станет его характером.

Поэтому и от учителя, и от родителей требуется терпение и умение ненавязчиво направить и подсказать, научить различать добро и зло и отвечать за свои поступки, привить умение думать и давать адекватную оценку действиям и событиям, и, самое главное, помочь поверить в себя.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/ns/6374_psichologicheskie_osobennosti_detey_mladshego_vozrasta

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Каждому родителю, воспитывающему ребенка 3-6 лет, следует знать психологические особенности детей дошкольного возраста.

В это время стремительно развиваются познавательные процессы, закладываются основные личностные особенности будущего полноправного члена общества, его морально-нравственная и эмоционально-волевая сфера.

Для того чтобы ребенок вырос здоровой и гармоничной личностью, потребуется создать благоприятные условия для его развития.

Характеристика возрастного этапа

В дошкольном возрасте малыш быстро развивается как физически, так и психически. Он уже научился распознавать сигналы, поступающие от окружающего мира, настает этап их анализа и синтеза. Происходит накапливание знаний, умений и навыков, их совершенствование.

Данный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. Начинается с отделения себя от родителей и заканчивается развитием самосознания. Он подразделяется на 3 этапа:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года);
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Каждый период имеет свои характерные психологические особенности развития. В возрасте 3-4 лет малыш начинает активно самоутверждаться. Он стремится все делать самостоятельно и по-своему, расхваливает себя, свои действия и требует того же от взрослых. Нередко проявляются такие реакции, как непослушание, упрямство, негативизм — все это признаки кризиса 3 лет.

Психологическое развитие дошкольников возраста 3-4 лет включает в себя переход от наглядно-действенного вида мышления к наглядно-образному, заканчивается период активного формирования речи, словарный запас насчитывает более 1000 слов. Внимание и память носят непроизвольный характер.

У старших дошкольников формируются устойчивые привязанности к взрослым, для психологического здоровья малышу требуется родительская любовь, внимание и понимание.

Активизируются творческие способности, появляется произвольность внимания и памяти, эмоциональные реакции становятся более стабильными, развиваются волевой и морально-нравственный компоненты личности.

Формируется совесть и чувство долга, твердо усвоены нормы и правила поведения в обществе, понятия о добре и зле, дружбе и любви. Дети этого возраста любят веселые игры, их забавляют нелепицы и небылицы.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста характеризуются тем, что на данном этапе развития широкие познавательные интересы выходят на первый план.

Это возраст маленьких «почемучек», желающих понять, как устроен мир. Характерная особенность этого возрастного периода — любознательность, острое желание понять окружающую действительность.

Очень важно поддержать ее, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в интерес к учебе и любовь к знаниям.

Роль игры и психические новообразования

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте находится в стадии становления. Ребенок активно познает мир и задает массу вопросов.

Развиваются познавательные процессы — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности.

Зная особенности психического развития детей дошкольного возраста, родители выстраивают с ними гармоничные отношения и воспитывают здоровую личность.

Ведущая деятельность дошкольников — игра, освоение норм поведения в обществе и мира человеческих отношений. Ребенок стремится отделиться от взрослых, формирует собственную ситуацию, где он является хозяином положения.

Но в действительности он не может принимать полноценное участие в жизни взрослых в силу ряда физических и психических ограничений.

Символической формой, помогающей самоутвердиться, выступает сюжетно-ролевая игра, в которой соблюдается ряд условий:

  • ребенок подражает действиям взрослых;
  • придумывает ситуацию, где реальные вещи замещаются игрушками;
  • символический характер происходящего;
  • процесс включает ряд правил и ограничений.

Все это обеспечивает психологическое здоровье дошкольника, его умственное и эмоциональное развитие. Посредством игры он учится взаимодействовать с окружающими, познает мир, а благодаря подчинению правилам развивается произвольность поведения.

Психологические особенности дошкольного возраста включают ряд новообразований, характерных для данного этапа развития:

  • формирование наглядно-образного мышления, предвосхищение будущего результата деятельности;
  • развитие произвольности психических процессов (памяти, внимания), возможность приостанавливать реакции для оценки ситуации и прогнозирования;
  • расширение спектра мотивов;
  • становление и развитие самооценки и самосознания;
  • активная функция речи;
  • в нравственном развитии осуществляется сознательное принятие норм поведения в обществе;
  • психологическая готовность к школе (интеллектуальная и личностная).

В большинстве случаев по достижении 7 лет у ребенка имеются данные новообразования в том или ином качестве.

Трудности психического развития

Психология дошкольного возраста такова, что стремительный рост и развитие обуславливают возникновение ряда противоречий, влияющих на поведение и эмоциональные проявления дошкольника. Обилие внешних впечатлений и новых возможностей, повышенная двигательная активность, возрастающая потребность в общении со сверстниками — это основные движущие силы развития ребенка дошкольного возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=dlJ0160BVhU

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте может быть затруднено в силу ряда проблем:

  • эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, агрессия, тревожность, страхи и т.п.);
  • замедленное развитие познавательных процессов (нарушение внимания, сложности запоминания, недостаточное понимание, ограниченный словарный запас);
  • поведенческие проблемы (лживость, дерзость, зазнайство);
  • неврологические проблемы различной специфики (расстройство сна, быстрая утомляемость, энурез);
  • проблемы общения (отстраненность от других детей, обидчивость, чрезмерная замкнутость).

Дошкольная психология утверждает, что несмотря на усложнение переживаний, психика дошкольников достаточно гибкая и адаптивная, способная справиться с рядом погрешностей в воспитании и негативными факторами. Разобраться в подобных трудностях поможет диагностика психического развития детей.

Диагностическое обследование дошкольников психологом

С целью исследования особенностей развития дошкольников используются разнообразные методики.

Преимущественно это тесты, позволяющие определить личностные особенности ребенка, уровень его психического развития, а также психологическую готовность к школе.

Разработкой подходов к обследованию, методов, правил проведения, интерпретации результатов занимается психология детей дошкольного возраста.

К 5-6 годам ребенок уже хорошо воспринимает информацию на слух, может пересказать услышанное, пояснить ответ на вопрос. Развивается логическое мышление, операции анализа и синтеза, обобщения, классификации.

Поскольку произвольность поведения в этом возрасте еще только формируется, психодиагностика детей должна включать задания, затрагивающие как произвольный, так и непроизвольный уровень познавательных процессов.

Методики для дошкольников в основном направлены на определение сформированности предпосылок к учебной деятельности, уровня личностного и познавательного развития дошкольника, особенностей его мотивационно-потребностной сферы.

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста не ограничиваются специальными заданиями и тестами. Оптимальными психодиагностическими результатами обладает наблюдение за детьми в процессе игры со сверстниками или в одиночестве.

Как правило, в этом процессе отражаются особенности взаимоотношений с родителями, степень конфликтности и агрессивности ребенка, умение подчиняться правилам и нормам. Проективные, рисуночные тесты отлично подходят для маленьких детей.

На листе бумаге отображаются все переживания и проблемы, эмоциональное состояние и степень уверенности в себе.

Важным условием получения достоверных результатов является установление психологического контакта между дошкольником и психологом. Только в этом случае диагностика развития будет оправданной.

Если ребенка заставлять или запугивать, результаты обследования могут быть сильно искажены.

При необходимости будет рекомендовано посещение коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом или другим специалистом.

Самооценка дошкольника и психологические рекомендации

Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого, прежде всего родителя, оказывают непосредственное влияние на формирование самооценки ребенка.

В раннем возрасте она базируется преимущественно на отношении к нему родителей, с которыми малыш идентифицирует себя и которым подражает.

Если взрослые не поддерживают активность и непосредственность ребенка, у него может сформироваться неадекватная самооценка, как правило, заниженная.

Застенчивые дети дошкольного возраста доставляют родителям немало беспокойства. Ведь такого ребенка сложно отдать в детский сад или на развивающие занятия, оставить под присмотром другого взрослого.

Он замкнутый, не играет со сверстниками на площадке, стесняется проявлять себя, часто плачет и переживает. Дошкольники с высокой самооценкой лучше ориентируются в детских играх и отношениях, уверенно чувствуют себя в коллективе, активные и инициативные.

Но если самооценка завышена, это может привести к заносчивости и высокомерию.

Советы психолога родителям по формированию адекватной самооценки дошкольника включают следующие рекомендации:

  • привлекать ребенка к повседневным делам, поручить ему простые обязанности, выполняя которые, он будет чувствовать свою значимость и полезность;
  • для застенчивых детей важно создавать ситуацию успеха, хвалить и поддерживать все начинания;
  • все воспитательные воздействия (как похвала, так и наказание) должны быть адекватными возрасту и поступкам дошкольника;
  • поощрять активность и инициативу;
  • сравнивать ребенка только с ним самим (каким он был вчера и каким стал на данный момент);
  • формировать адекватное отношение к неудачам, вместе разбирать ошибки и делать выводы;
  • принимать малыша таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Родителям не стоит забывать, что наряду с возрастными психологическими особенностями происходит индивидуальное личностное развитие дошкольника с присущими ему уникальными качествами.

Наследственность, особенности темперамента, стиль воспитания, семейная атмосфера — факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование и развитие личности дошкольника.

Уважение, принятие и поддержка со стороны семьи помогут маленькому человеку вырасти уверенным в себе, активным и целеустремленным.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/psihologiya-doshkolnogo-vozrasta.html

Младший школьный возраст: психолого-педагогические особенности детей

Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дети в младшем школьном возрасте еще сохраняют многие психологические качества, присущие дошкольнику. В их поведении до сих пор прослеживается легкомыслие и наивность, однако, логика мышления меняется. Постепенно утрачивается детская непосредственность, развивается интерес к познавательной деятельности.

Именно в младшем школьном возрасте социальный статус ребенка меняется. И если в три года дошкольник претерпевает кризис «я сам», то в возрасте семи лет это психологический кризис социального «я», в течение которого школьник приспосабливается к новым социальным условиям.

Развитие его в большой степени связано с тем, насколько успешно он приспособится, найдет свое место в этом новом для него мире.

В целом, к шести годам, дети психологически готовы к получению образования в школе. В период вступления в новый этап своего развития у ребенка уже сформированы новые качества и умения, а именно:

  • Умение контролировать поведение;
  • Стремление к коллективной деятельности;
  • Овладение речью;
  • Способность к сотрудничеству;

  • Способность обобщать.

Психолого-педагогические особенности в младшем школьном возрасте напрямую зависят от коренного изменения во всей привычной жизни ребенка. В нее начинают входить новые обязанности, меняется его отношение с людьми. На этапе начальных классов дети осуществляют деятельность, для которой требуются произвольность и обязательность.

Происходят изменения и физиологического характера, которые непосредственно влияют на психологические изменения: рост замедляется, а вес увеличивается, активно развиваются мышцы. Благодаря развитию мышцы кисти ученик обретает способность быстро писать.

Особенности психологического и педагогического характера школьников связаны с развитием нервной системы, в течение которого продолжает происходить формирование головного мозга и его полушарий. Особенности психики ребенка характеризуются изменениями процессов торможения и возбуждения.

Если у дошкольника торможение было развито слабо, то у школьников этот процесс начинает преобладать, хотя возбуждение до сих пор может проявляться достаточно сильно.

Развитие школьника младшего возраста может характеризоваться некоторой дисгармонией в плане психологии и физиологии. Это приводит к временной повышенной утомляемости, но, в то же самое время, и к большой потребности в активности. Что касается двигательных функций как таковых, то именно в младшем школьном возрасте они развиваются особенно интенсивно.

Совершенствуются пространственная ориентация, выносливость, координация движений с помощью зрения. Школьники осваивают большое количество двигательных навыков, что заметно улучшает их способность к успешной спортивной деятельности. Последующее улучшения двигательной активности ребенка могут быть достигнуты благодаря занятиям разнообразными видами спорта.

Среднестатистический ребенок в возрасте 7-10 лет должен уметь:

  • Ловить мяч точно;
  • Завязывать шнурки;
  • Застегивать пуговицы;
  • Рисовать прямые линии;
  • Работать с ножницами;
  • Обводить пунктирные линии;
  • Дорисовывать рисунки по симметрии.

Но самые большие изменения касаются, все же, психологических и педагогических особенностей. Мощный толчок к развитию получают познавательные функции и нравственность.

Бурное развитие познавательной деятельности связано, прежде всего, с новым для младшего школьника процессом обучения. Не на последнем месте в развитии стоит и расширение контактов.

Изменения в мышлении и восприятии школьника начальных классов

Восприятие детей младшего школьного возраста еще характеризуется неустойчивостью, однако, появляется особая любознательность. Ученик еще может допускать простейшие ошибки, например, путать цифры или похожие буквы, но это компенсируется живой любознательностью, благодаря которой он каждый день получает большой объем новой информации.

Восприятие в возрасте 6-10 лет характеризуется малой дифференцированностью. Навыки анализа развиты еще слабо, поэтому учителя должны с помощью педагогических методов сформировать способность к наблюдательности и сосредоточенности через эмоциональную сферу.

Впрочем, восприятие детей младшего школьного возраста меняется очень быстро, и уже к концу первого класса оно становится дифференцирующим и анализирующим.

Внимание, как и восприятие, еще имеет множество характеристик, которые достались школьникам с дошкольного возраста. Оно неустойчиво. Дети в возрасте 7-10 лет могут концентрировать свое внимание на вещах им неинтересных.

Однако непроизвольное внимание по-прежнему преобладает, поэтому в основе педагогических особенностей первого класса – научить формировать произвольное внимание. Если развито оно будет слабо, то все последующее школьное обучение станет невозможным.

Развитие психолого-педагогических особенностей тесно связано с выработкой внимания и воли, необходимой для того чтобы сосредоточиться. Для их формирования в учениках младшего возраста закладывается мотивация к обучению и ответственность за успешность школьной деятельности.

Особым изменениям подвергается мышление школьников, которое из образно-эмоционального перерастает в абстрактно-логическое. В самом начале школьного пути дети до сих пор мыслят образно, согласно своим ощущениям, однако, процесс обучения должен развить в них способность понимать причинно-следственные связи.

В начальных классах у ребенка начинает усиленно развиваться интеллект. В данном случае очень важно психолого-педагогическое воспитание, которое может дать школьнику учитель. Именно от педагогических особенностей и организации учебного процесса зависит то, в какой степени разовьется интеллект школьников.

Согласно исследованиям, меняя методику и организацию педагогической деятельности, меняется и характеристика мышления школьников.

Развитие мышления во время обучения в начальных классах тесно связано с развитием речи. Словарный запас ребенка способен увеличиться до семи тысяч слов. Но самым важным навыком является изложение своих мыслей в устной и письменной форме согласно накопленному словарному запасу. Качество контекстной речи достоверно показывает уровень развития ученика.

Преимущество в развитии детей младшего школьного возраста достается именно мышлению словесно-логическому. Для его совершенствования в начальных классах требуются наглядные примеры.

В течение образовательной деятельности у учеников выявляются различия, благодаря которым психологи разделяют школьников на три группы: теоретики, практики и художники.

Первые отлично справляются с решением задач посредством речи, вторым для успешной деятельности нужны практические действия и наглядность, третьи характеризуются хорошим образным мышлением. В целом, в той или иной степени все дети владеют качествами всех трех групп с преобладанием какой-либо одной.

Помимо речи познавательная деятельность ребенка зависит от развития памяти, и в данном случае можно говорить о больших естественных возможностях запоминания, которые дети получают благодаря пластичности мозга и его бурному развитию. В этом возрасте происходит легкое дословное запоминание, но память, по-прежнему, характеризуется образным характером.

Отличие особенностей памяти в возрасте школьном от дошкольного – это целенаправленное запоминание не интересного, но необходимого для получения знаний материала. На развитии произвольной памяти основан успех учебной деятельности в последующие школьные годы. Педагогическая цель – развить различные виды памяти, такие как кратковременная, долгосрочная и оперативная, и способы запоминания.

Что касается воображения, то в начальных классах оно до сих пор должно иметь опору на предмет конкретный, однако, с течением времени точкой опоры становится именно слово, открывающее простор для фантазии.

На развитие психологии школьников влияет как, непосредственно, учебный процесс и его качество, так и отношения с педагогами, одноклассниками, коллективом. В период начальной школы ребенок вырабатывает навыки поведения в социуме, ответственность за свои поступки, взаимопомощь и коллективизм.

Именно в возрасте 6-10 лет особенно интенсивно начинают развиваться нравственные качества, большую роль в становлении которых играет учитель. Психолого-педагогические особенности школьников таковы, что их психика обладает большой внушаемостью и податливостью, склонностью к доверию взрослым и подражанию им.

Учитель приобретает в глазах учеников особенно большой авторитет, что дает ему право прививать те или иные нравственные качества и модели поведения.

Изменение самооценки и ее последующее развитие

Кроме развития памяти, внимания, восприятия и речи для успешной учебной деятельности важна мотивация, однако, у школьников младших классов ее еще не достаточно. Она отстает от интеллекта.

Воля еще только формируется, поэтому мотивы осознаются детьми не до конца. Сформировать мотивацию помогает высокая самооценка, однако, с переходом из семьи в школу она претерпевает серьезные изменения.

Это связано с тем, что сформированная до того оценка собственных сил редко совпадает с реальной оценкой возможностей.

Психология школьника такова, что самооценка находится в сильной зависимости от школьной успеваемости. Согласно ей формируется мотивационная сфера. Период становления ребенка как школьника связан с тяжелыми переживаниями и дезадаптацией. Оценки, полученные в школе, влияют на самоопределение ученика.

В соответствии с ними дети причисляют себя и своих одноклассников к категории отличников, двоечников, троечников и хорошистов. Такое разделение ведет к наделению себя и сверстников присущими каждой категории качествами. Дети не разделяют оценки за успеваемость от оценки собственной и своих способностей.

Так, у отличников она завышена, а у детей, которые справляются со школьной программой неудовлетворительно, самооценка начинает стремительно снижаться.

Хотя в самом начале школьного пути ребята не согласны быть в категории отстающих, стремясь удержать высокую самооценку, постепенно потребность вырваться из числа двоечников и троечников становится слабее.

Количество детей, которые занижают свои способности, к четвертому классу многократно возрастает.

Однако школьная успеваемость и общение с учителем и сверстниками – не единственные факторы развития самооценки. Большую роль продолжает играть семья, стиль воспитания и семейные ценности.

Особенности эмоциональной сферы школьника в психолого-педагогическом развитии

Когда у ребенка меняется свое самосознание, происходит полная переоценка ценностей. Значимые ранее вещи начинают терять смысл, появляются новые побудительные мотивы. На первый план выступает все, что связано с деятельностью в школе и познанием. Конечно, ребенок школьного возраста продолжает получать удовольствие от игры, но теперь она не столь важна и не так интересна.

В числе педагогических и психологических особенностей детей школьного возраста лежит упрямство. Так, ребенок будет упрямо придерживаться то или иной модели поведения столько времени, пока не пожелает изменить ее сам. Именно поэтому в самом начале школьного возраста важно вырабатывать самостоятельность.

Если же затрагивать психолого-педагогическую особенность эмоциональной сферы, то в данном случае можно выделить несколько аспектов ее развития.

Дети в младшем школьном возрасте обладают большой отзывчивостью и эмоционально реагируют на происходящие вокруг них события. У них присутствует непосредственность, благодаря которой они могут искренне выражать свои переживания.

При этом, у них ярко проявляется эмоциональная неустойчивость: смена настроений, кратковременные периоды аффектов.

Причем, на психологическое и эмоциональное состояние во многом начинает влиять успеваемость в школе и общение с одноклассниками.

В период обучения в младших классах дети еще не могут грамотно воспринимать и анализировать ни свои, ни чужие эмоции, поэтому, зачастую поведение сверстников психологически воспринимается неправильно. Чувство эмпатии пока еще не развито, а поведение ребенка начинает отражаться на его психологическом состоянии, поэтому именно на внешние проявления нужно обращать пристальное внимание.

В школьный период ребенок начинает дифференцировать свою внешнюю жизнь от внутренней, и на это влияют изменения модели его поведения. Появляется так называемая смысловая основа поступка, которая является звеном между деланием действия и, собственно, действием. Выражается это в адекватной оценке необходимости и результата действия.

Однако помимо интеллектуальной составляющей смысловая основа поступка характеризуется и эмоциональной, ведь в ней заложен индивидуальный смысл конкретных действий. А значит, ребенок анализирует поступок через призму своих желаний, отношений с окружающими людьми, а также изменений в них.

Смысловая ориентировка – это важная психологическая особенность развития школьника, которая постепенно исключает детскую непосредственность из его поведения. Благодаря этому младший школьник учится думать прежде, чем что-либо совершить, также это связано с потребностью скрыть свои переживания, чтобы окружающие не узнали о его колебаниях.

Иными словами можно сказать, что внешнее поведение становится различным от внутреннего мира ребенка. Появляется двойственность, хотя открытость и искренность пока являются важными психологическими чертами его поведения.

Изменения в психике ребенка, начало школьной деятельности, оценка собственных сил приводят к кризису семилетнего возраста, который можно охарактеризовать как обобщение переживаний.

Череда успехов или неуспехов, которые повторяются изо дня в день, часто формируют комплексы неполноценности или, наоборот, исключительности.

С течением времени комплексы могут пропадать или изменяться, однако, часто они, наоборот, становятся частью личности, его психологией, и оказывают серьезное влияние на личности, взаимоотношениях ребенка с внешним миром далее.

В возрасте семи лет у школьника появляется логика чувств, которая развивается именно благодаря обобщению всех переживаний, между которыми устанавливается определенная связь.

Резюмируя все вышесказанное, психолого-педагогическое развитие младшего школьника отличается бурными переменами в восприятии и поведении. Главной задачей в этом возрасте продолжает оставаться познавание мира, однако, способы познания меняются. На первый план выступает произвольное внимание и интеллект, логическое мышление и способность обобщать.

Важно заметить, что в период начальной школы формируется отношение к окружающему миру и модели поведения, закладываются психология школьника и нравственные качества, многие из которых не будут подвергаться изменениям на протяжении всей жизни.

Источник: http://deti.center/Shkolnyiy_vozrast/psihologo_pedagogicheskie_osobennosti_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta.html

Младший школьный возраст (7 – 10-12 лет)

Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Период жизни человека с 6 до 11 лет называют младшим школьным возрастом. Он определяется эпохальным событием в жизни каждого ребенка – началом обучения в школе. Невзирая на активное развитие ребенка младшего школьного возраста, растущая физическая выносливость и увеличение работоспособности имеют относительный характер.

Поэтому для детей этого возраста в целом остается характерной нервно-психическая ранимость и повышенная утомляемость. Как правило, работоспособность младших школьников резко падает уже через полчаса после начала урока.

Они утомляются при значительной эмоциональной насыщенности мероприятий и во время посещения группы продленного дня после основных уроков в школе.

Особенности физиологии детей в младшем школьном возрасте

Данный период жизни человека нередко называется вторым физиологическим кризисом. Все дети младшего школьного возраста отличаются стремительным биологическим развитием организма: его нервных систем (центральной и вегетативной), костных и мышечных тканей, внутренних органов.

Такая комплексная перестройка основана на отчетливом эндокринном сдвиге: «старые» железы внутренней секреции перестают действовать и в работу включаются «новые». Примерно в 7 лет в головном мозге завершается морфологическое созревание лобных отделов больших полушарий.

Это создает основу для гармонизации процессов торможения и возбуждения, что необходимо для развития более целенаправленного по сравнению с дошкольниками произвольного поведения.

Физиологическая сущность процесса полностью не определена, некоторые ученые связывают его с прекращением активного функционирования вилочковой железы. Это, по их мнению, снимает тормоз с деятельности нескольких желез внутренней секреции и дает старт выработке половых гормонов (эстрогенов и андрогенов).

Столь важная физиологическая перестройка требует от детского организма резкого напряжения и мобилизации его потенциальных резервов. Именно этим частично объясняется рост активности нервных процессов.

Отсюда и основные характерные особенности младшего школьного возраста: неусидчивость и повышенная эмоциональная возбудимость.

Поскольку мышечное развитие в младшем школьном возрасте не синхронизировано со способами управления, то появление характерных особенностей в организации движений в этот период неизбежно.

Еще одной возрастной особенностью младшего школьного возраста считается то, что крупные мышцы у детей развиваются быстрее мелких, поэтому им легче даются размашистые и сильные движения, чем требующие точности мелкие.

Психология младшего школьного возраста

Физиологические трансформации не проходят бесследно и провоцируют значительные изменения в психической жизни детей. Центральное место в психоэмоциональном развитии занимает формирование произвольности, которое заключается в:

  • планировании;
  • выполнении;
  • контролировании программ действий.

Благодаря совершенствованию познавательных процессов (в особенности внимания, восприятия и памяти) школьники способны на более сложные мыслительные операции, чем ранее. Этому способствует формирование высших психических функций (счета, речи, чтения и навыков письма).

Это приводит к возникновению предпосылок к развитию сознания и теоретического мышления (при условии достаточного уровня умственного развития и благоприятных условиях обучения).

Этим объясняется более активная и разнообразная деятельность в младшем школьном возрасте: под контролем грамотного педагога дети могут не только усвоить содержание основных форм современной человеческой культуры (морали, искусства, науки), но и научиться действовать в соответствии с общепринятыми и новыми социальными нормами людей. Школьники впервые начинают:

  • осознавать свои отношения с окружающими;
  • разбираться в мотивах общественного поведения и нравственных оценках;
  • понимать значимость конфликтных ситуаций.

Другими словами, психология младшего школьного возраста предполагает вступление в сознательную фазу формирования своей личности.

Типичные проблемы младшего школьного возраста

Ключевые особенности детей младшего школьного возраста, среди прочего, объясняются изменением их эмоциональной сферы с приходом в школу. С одной стороны у них в значительной мере сохраняются характерные для дошкольников бурные реакции на отдельные события и ситуации, которые их задевают.

С другой стороны, школа всегда порождает у ребенка новые, довольно специфические эмоциональные переживания, поскольку на смену свободе дошкольного периода приходит зависимость и необходимость подчинения новым правилам жизни. Дети этого возраста впечатлительны, эмоционально отзывчивы и восприимчивы к воздействию окружающих условий жизни.

Прежде всего, ими воспринимаются те объекты и свойства предметов, которые способны вызывать прямой эмоциональный отклик.

Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста предполагают решение целого ряда проблем психологического плана. Так, основными проблемами данного возраста являются:

  • страхи;
  • гиперактивность;
  • тревожность;
  • адаптация в школе;
  • развитие внимания;
  • хроническая неуспеваемость;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • агрессивность;
  • мотивация учебной деятельности;
  • неадекватная самооценка (завышенная, заниженная);
  • проблемы одаренности;
  • детско-родительские отношения.

Как правило, проблемы младшего школьного возраста связаны с приходом ребенка в жестко нормированный, малознакомый ему социум, где от ученика требуют дисциплинированности, организованности, хорошей успеваемости и ответственности. В новой социальной ситуации ужесточаются условия жизни ребенка. Это повышает психическую напряженность и нередко отражается на поведении и даже здоровье школьника.

Поступление в школу становится таким событием в жизни ребенка, когда в противоречие приходят два определяющих мотива поведения: желание (хочу») и долженствование («надо»).

Первый всегда исходит от самого ребенка, а второй, как правило, инициируется взрослыми.

Но какую бы стратегию поведения не избрал ребенок в необычных для него условиях, он неизбежно будет сомневаться и переживать из-за неспособности соответствовать новым требованиям и нормам взрослого мира.

Возраст младших школьников характеризуется особой зависимостью от отношения, оценок и мнений окружающих их людей. Любое критическое высказывание в адрес ребенка может привести к изменению его самооценки и даже повлиять на самочувствие.

С приходом в школу у ребенка обычно начинает развиваться чувство личности, формируется потребность в познании и признании. Внутри семейных отношений ему отводится новое место. Он становится учеником, ответственным человеком, с которым советуются и считаются. Усваивая нормы поведения, выработанные обществом, ребенок постепенно превращает их в собственные требования к себе самому.

Познавательная и учебная деятельность в период младшего школьного возраста

Видоизменение социальной ситуации – доминирующая характеристика младшего школьного возраста. Под ее влиянием проходит формирование жизненного опыта ребенка. Психология этого возраста отличается:

  • становлением учебной деятельности в качестве ведущей;
  • сменой распорядка дня;
  • переходом к словесно-логическому мышлению (после наглядно-образного);
  • пониманием социального смысла учения (отношение к отметкам);
  • выходом на доминирующие позиции мотивации достижения;
  • сменой рефернентной группы;
  • укреплением новой внутренней позиции;
  • изменением системы взаимоотношений с окружающими людьми.

Период младшего школьного возраста неразрывно связан с активным развитием познавательных процессов и их обязательным качественным преобразованием.

Эти процессы становятся опосредствованными, полностью осознанными и произвольными. Постепенно овладевая своими психическими процессами, ребенок учится управлять мышлением и памятью.

Внимание детей младшего школьного возраста обостряется и становится эксплицитным (целенаправленным).

С началом обучения в школе на центральные позиции сознательной деятельности ребенка выдвигаются мыслительные процессы. Мышление детей младшего школьного возраста (как словесно-логическое, так и рассуждающее) стимулируется постоянным притоком научных знаний и приводит к перестройке других познавательных процессов.

Психологические особенности младшего школьного возраста стимулируют качественное изменение способности к произвольному регулированию поведения.

Именно для этого периода характерна утрата детской непосредственности, что является свидетельством нового уровня развития мотивационно-потребностной сферы.

С этого момента ребенок перестает действовать непосредственно, он руководствуется сознательными целями.

Воспитание в младшем школьном возрасте усложняется формированием у детей нового типа отношений с окружающими их людьми. Взрослые уже теряют свой безусловный авторитет в глазах ребенка, все больше и больше значения для него приобретают сверстники. Кроме того, растет роль детского общения.

Центральные новообразования младшего школьного возраста следующие:

  • совершенствование произвольной регуляции, появление внутреннего плана действий;
  • анализ и рефлексия;
  • формирование познавательного отношения к действительности;
  • ориентированность на сверстников.

Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учебная. Ее фундаментальными характеристиками являются обязательность, результативность и произвольность.

Именно она предопределяет важнейшие изменения, которые свойственны психике ребенка на данном этапе.

Помимо этого, обучение в младшем школьном возрасте стимулирует формирование психологических новообразований, которые являются фундаментом для личностного развития на следующих возрастных этапах.

Начало учебной деятельности неизбежно приводит к увеличению словарного запаса ребенка (примерно до 7 тысячи слов). Развитие речи младших школьников, безусловно, определяется их потребностью в общении. При грамотном построении учебного процесса дети, как правило, легко овладевают звуковым анализом слов, прислушиваясь к их звучанию.

Контекстная речь считается показателем уровня развития ребенка. С письменной речью складывается преимущественно сложнее, ведь в ней существует несколько уровней правильности (орфографическая, грамматическая, пунктуационная).

В младшем школьном возрасте мышление становится базовой функцией. Вследствие этого завершается переход от наглядно-образного восприятия новой информации к словесно-логическому.

В ходе обучения у школьников складываются научные понятия, которые являются основой теоретического мышления. Со временем начинают проявляться индивидуальные различия и способности детей младшего школьного возраста. Выделяются мыслители, теоретики и художники.

Мотивация младшего школьного возраста сильнее всего проявляется в первом классе. Постепенно она снижается, что объяснятся падением интереса к учебной деятельности и отсутствием у ребенка целей, так как новую общественную позицию он уже завоевал.

Именно поэтому уже в начале учебы очень важно дать хороший толчок развитию памяти. Она стимулируется заучиванием учебного материала, при этом развиваются все ее виды: и кратковременная, и оперативная, и долговременная.

Память детей младшего школьного возраста развивается двунаправленно: активизируется произвольное запоминание и осмысленное.

Ученики начальных классов уже способны концентрировать внимание, однако на пике волевых усилий у них возникает произвольность познавательных процессов.

Объясняется это тем, что школьник специально организует себя под влиянием требований, но его возможности и мотивация еще недостаточно сильны. Внимание активизируется, однако оно все еще нестабильно.

Удержать его можно только благодаря высокой мотивации и волевым усилиям. Именно поэтому познавательное развитие младшего школьного возраста достаточно индивидуально.

Восприятие самых маленьких школьников также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности могут встречаться даже у дошкольников. В процессе овладения новыми знаниями нарастает ориентация на сенсорные эталоны времени, формы и цвета. При этом главной проблемой восприятия все еще остается слабая дифференциация (путают предметы либо их свойства).

Воображение и самопознание в возрасте младших школьников

В своем развитии воображение проходит две стадии:

  • репродуктивную (воссоздающую);
  • продуктивную.
  • Фантазия первоклассников опирается исключительно на конкретные предметы, однако с возрастом на ведущие позиции выступит слово, которое предоставит максимум свободы воображению.

    Возраст 7-8 лет является сензитивным периодом для осваивания морально-этических норм. Психологически ребенок уже готов к пониманию смысла правил и норм, а также к их выполнению на постоянной основе.

    Становление личности в младшем школьном возрасте преимущественно определяется успеваемостью ребенка и особенностями его общения с учителем и классом.

    У отличников нередко складывается завышенная самооценка, у слабых учеников возможно снижение уверенности в себе и в своих возможностях. В таком случае у них может возникать компенсаторная мотивация.

    Дети с низкими отметками пытаются утвердиться в другой области и переключаются на занятие спортом, музыкой или рисованием.

    Огромное значение на формирование личности оказывают семейные отношения: стиль воспитания и принятые в семействе ценности. В столь раннем возрасте интенсивно развивается самосознание ребенка и потребность в самоутверждении. Немалое значение для него имеет не только авторитет взрослых, но и место, которое он сам занимает в семье.

    Источник: http://vozrastinfo.ru/mladshiy_skolniy_vozrast.htm

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.