Подросток и алкоголь: 6 важных правил воспитания

Содержание
  1. 10 главных правил воспитания подростков
  2. 1. Ругать и отчитывать подростка — самые бессмысленные занятия
  3. 2. Дети боятся реакции родителей
  4. 3. Если проблемы нет, скажите себе «Стоп!»
  5. 4. Если проблема действительно есть — поставьте конкретную и выполнимую задачу
  6. 5. Задачи делятся на простые и сложные
  7. 6. Задач не должно быть много
  8. 7. Если подросток не хочет учиться, задача родителей дать слону морковку
  9. 8. Пятёрки не делают человека счастливым
  10. 9. Люди, лишённые амбиций, тоже бывают счастливыми
  11. 10. В школе не учат быть счастливым
  12. Алкоголь и подросток: влияние алкоголя на растущий организм, последствия, профилактика
  13. Опустошающее воздействие
  14. Физиологический стресс
  15. Причины алкоголизма в подростковом возрасте
  16. Мотивация к употреблению
  17. Свободное время: во вред или на пользу?
  18. Алкоголь и подросток
  19. Семья и привычки
  20. Мнение врачей
  21. Еще одна скрытая сторона
  22. С привычкой можно бороться
  23. Как поговорить с подростком об алкоголе: 5 важных советов
  24. Все идет из семьи
  25. Поговорить как можно раньше
  26. Развить эмоциональный интеллект
  27. Научить слову «нет»
  28. Трезвею.Ру: Как родителям вырастить ребенка, устойчивого к алкоголю и наркотикам
  29. Воспитание ребенка: как спасти его от зависимости
  30. Воспитание в семье
  31. Воспитание в школе
  32. Алкоголизм у подростков: причины, лечение и профилактика
  33. Статистика
  34. Почему подростки начинают злоупотреблять спиртным
  35. Семейные проблемы
  36. Среда (компания)
  37. Личностные особенности

10 главных правил воспитания подростков

Подросток и алкоголь: 6 важных правил воспитания

Когда ребёнок становится подростком, привычные правила воспитания перестают работать, родители оказываются в тупике. В ход идут всевозможные малоэффективные трюки, которые только ещё больше отдаляют детей от родителей.

Профессор математики голландского университета Твенте, мать двоих детей и автор бестселлера «Наши хорошие подростки» Нелли Литвак призывает как можно чаще представлять на месте ребёнка самих себя и делится правилами, которые помогли ей в воспитании собственных дочерей.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Отрицающим всё вокруг подросткам обычно трудно предложить взамен что-то конкретное. Экспериментируя со своей внешностью, они редко остаются довольны результатом. И за частую смену настроения они тоже не в ответе.

Усугубляет картину мучительная гормональная перестройка. Они невыносимы. И в первую очередь для самих себя.

А в этом состоянии нужно умудриться как-то учиться, быть вежливым, приветливым и соответствовать родительским ожиданиям.

Книга Нелли Литвак «Наши хорошие подростки»

В этот период отношения между детьми и родителями часто дают трещину, и потом их очень трудно восстановить. Чтобы этого не произошло, важно помнить о простых, но действенных вещах.

Как найти общий язык с подростком Нелли Литвак рассказала на очередной встрече Клуба экспертов образования.

1. Ругать и отчитывать подростка — самые бессмысленные занятия

Прочитав ребёнку очередную лекцию или накричав на него, вы не получите никакого результата, кроме отрицательного. Он ещё больше отдалится от вас. Всякий раз, когда у вас возникает соблазн это сделать, представляйте на его месте себя.

Что вы будете делать, если на вас кто-то накричит? Сначала вы чувствуете обиду, агрессию, желание заплакать или ответить, а в итоге прекращаете общение с этим человеком.

Так почему вы думаете, что ваш крик должен оказать терапевтический эффект на вашего ребёнка? Рано или поздно ребёнок перестаёт вас слышать и закрывается.

Вывод один: подобная модель общения неэффективна прежде всего для вас самих.

2. Дети боятся реакции родителей

Научитесь не испытывать недовольство своим ребёнком и уберите критику. Совсем! Подросток всегда чувствует, когда вам что-то не нравится и когда вы им недовольны. Даже если вы молчите. А если вы на всё реагируете негативно, он начинает испытывать тревогу. Сначала он перестаёт вам доверять, а потом вас воспринимать. И он найдёт вам замену.

5 советов, как не срываться на своих непослушных детей

Дети хотят с нами говорить. Но на те темы, которые им действительно интересны. И тогда, когда чувствуют, что мы их одобряем. Мы же сводим общение с ними к явным или скрытым поучениям, теряя со временем авторитет в их глазах. Любите своих детей такими, какие они есть, и не требуйте от них невозможного.

3. Если проблемы нет, скажите себе «Стоп!»

Задайте себе вопрос и честно на него ответьте: вам просто что-то не нравится в ребёнке или это действительно проблема? Скажем, если ребёнок выкрасил волосы в зелёный цвет — это мало кому понравится.

Но проблема ли это? Это угрожает жизни ребёнка? Это всего-навсего способ самовыражения, и подавляющее большинство подростков проходят этот период.

Я вовремя поняла, что есть надуманные проблемы, а есть — настоящие.

4. Если проблема действительно есть — поставьте конкретную и выполнимую задачу

Например, если я понимаю, что моя дочь никогда не станет отличницей, то не буду ставить перед ней и перед собой задачу сделать из неё отличницу любым путём. Это глупо. У каждого свои способности и возможности. Я поставлю задачу улучшить те оценки, которые у неё есть сейчас. Не надо ждать от ребёнка того, что он не в состоянии сделать.

5. Задачи делятся на простые и сложные

Простые задачи родители могут решить без участия ребёнка. Сложными они называются в том случае, когда ребёнок тоже должен что-то делать. Для решения сложной задачи нужно, чтобы ребёнок был с этой задачей согласен. Если у него нет собственной мотивации — задача невыполнима. Её придётся менять.

6. Задач не должно быть много

Нельзя решать сразу несколько задач одновременно и непрерывно. Добившись какого-то одного результата, порадуйтесь и оставьте ребёнка в покое хотя бы на полгода. Не нужно ставить на поток бесконечное решение задач.

7. Если подросток не хочет учиться, задача родителей дать слону морковку

Представьте себе слона, на котором сидит всадник. Всадник — это то, чего мы хотим. А слон — то, что может наш ребёнок. Если слон не хочет двигаться в том направлении, в котором хочет двигаться всадник, что происходит? Побеждает слон. Наша родительская задача встать рядом и похвалить слона; предложить ему морковку и, возможно, он потихоньку пойдёт вперёд.

10 способов правильно мотивировать ребёнка

Если от ребёнка отстать — он начнёт делать выбор сам. Но чтобы была мотивация, ребёнок должен понимать, что это его решение.

8. Пятёрки не делают человека счастливым

У всех людей разные способности. Вот я плохо рисую. Я могла бы тренироваться по пять часов в день и однажды нарисовала бы прекрасного слона. Но тогда я не смогла бы делать то, что у меня получается лучше всего и приносит мне удовольствие.

У меня не осталось бы времени на математику. Бывает наоборот. Ребёнок талантлив в рисовании, но родители кладут все силы, чтобы он получил пятёрку по математике, загубив при этом свой талант к изобразительному искусству.

Сделает ли эта пятёрка ребёнка счастливым? Способности надо развивать.

Почему плохая оценка никогда и ничему не научит ребёнка

Нам с мужем, а он тоже профессор математики, было нелегко принять тот факт, что наша дочь отстаёт в учёбе и очень плохо считает. До такой степени плохо, что осталась на второй год в школе. Однажды она нам сказала, что счастлива, когда поёт и ухаживает за животными. И дай бог.

В Голландии, когда рассказывают о своих детях, говорят так: «У меня есть ребёнок, и он — прекрасен!» Вам не станут говорить, как он учится и что он умеет. Ребёнок есть, и это счастье.

9. Люди, лишённые амбиций, тоже бывают счастливыми

Просто поймите и примите, что если вам нужно, чтобы ваш ребёнок был отличником и во всём первым, это не значит, что это нужно ему. Не всем людям жизненно важно быть во всём лучшими и признанными.

Многие дети с удовольствием занимаются тем, что им нравится и что у них получается, и из них вырастают совершенно счастливые и гармоничные люди.

А отличники, постоянно испытывая повышенную тревогу и страх совершить ошибку, часто не находят себя во взрослой жизни.

10. В школе не учат быть счастливым

Есть одно очень полезное упражнения, которое помогает лучше осознать родительские задачи.

Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В левой напишите качества, которые нужны, чтобы хорошо учиться (усидчивость, мотивация, память, школьные оценки, исполнительность, ответственность, прилежание, умение следовать правилам).

А в правой — качества, которые необходимы для успеха и счастья в жизни (уверенность в себе, здоровье, внутренняя гармония, эмоциональный интеллект, умение общаться). Тому, что вы написали в правой колонке, в школе не учат.

Это мы с вами должны передать нашим детям.

Задача воспитания заключается в том, чтобы к 18 годам человек мог отвечать за собственную жизнь.

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

Почему отдохнуть от детей — плохая идея

8 причин, почему Мария Спивак не должна переводить «Гарри Поттера»

Источник: https://mel.fm/konspekt/7825931-n_lytvak

Алкоголь и подросток: влияние алкоголя на растущий организм, последствия, профилактика

Подросток и алкоголь: 6 важных правил воспитания

Подрастающее поколение подстерегает много опасностей, и одна из них – это алкогольные напитки. Даже однократное их употребление подростком может навредить растущему организму.

К сожалению, в теле человека нет таких тканей, которые не подвластны поражению алкоголем. Попадая в организм, он медленно расщепляется в печени, и только 10 % употребленного напитка выводится полноценно.

Оставшийся алкоголь циркулирует по крови до полного расщепления.

Молодые ткани еще не способны блокировать поступление больших доз, из-за чего вредитель быстро распространяется по организму. Тема «алкоголь и подросток» такая же вечная, как «отцы и дети». Мало кто понимает, что его употребление – это не забава.

Токсическое воздействие оказывает вред не только на печень, но и на всю нервную систему. В подростковом возрасте ткани беднее на наличие фосфора, но богаты на воду, поэтому алкоголь быстрее растворяется в крови у ребенка, чем у взрослого человека.

Опустошающее воздействие

Частое употребление алкоголя приводит к нарушению психики, задержка развития – это даже не худший вариант. С каждой каплей подросток не становится умнее, а наоборот, все больше и больше тупеет, как эмоционально, так и интеллектуально.

Напиток не выбирает себе мишень в человеческом теле, он бьет по самым уязвимым местам, среди которых есть печень. Не все знают, что влияние алкоголя на подросткапагубное, ведь страдает не только отдельный орган, а весь организм в целом.

Вредитель нарушает структуру клеток, что приводит к перерождению тканей. При постоянном употреблении алкоголя ткань печени начинает умирать, что приводит к таким заболеваниям, как цирроз.

Подростки часто не думают, когда совершают те или иные поступки, в них бурлит молодая кровь и подвиги для них – это дело обычное.

Взрослый организм уже знает, как сопротивляться большим дозам, молодой же еще не осведомлен в этом деле. К сожалению, влияние алкоголя на растущее тело такое быстрое, что порой сложно осознать, что была преступлена черта дозволенного.

В молодом организме все органы еще только «встают на ноги», и подкосить их взросление может любой алкогольный напиток, даже самый слабый. Его удар по печени может привести ко многим заболеваниям, а также проблемам с иммунитетом.

Если вы до конца не можете понять, как алкоголь влияет на организм подростка,то следующая информация именно для вас.

Физиологический стресс

При употреблении алкоголя организм подростка испытывает физиологический стресс. Меняется характер, появляется раздражительность, вспыльчивость.

Нервная и сосудистая система не успевают за организмом, который растет не по дням, а по часам. Сложно представить, но алкоголь создает настоящий хаос в теле человека.

При постоянном его употреблении всегда есть место последствиям, которые могут испортить полноценную жизнь подростку раз и навсегда.

Среди них стоит выделить:

  • Самый большой вред наносится мозгу, ведь до 20 лет его работа направлена на обучение, и он должен сохранять связь между нервными клетками. Употребление алкоголя нарушает ее, что приводит к невосприимчивости информации. Угасание нравственных норм, этических и полученных навыков к добру не приведет.
  • Как ни ужасно это осознавать, только 2 % пьющих подростков становятся благополучными личностями. К спиртным напиткам растущий организм привыкает намного быстрее, чем взрослый.
  • Многие подростки пьют алкогольидажене задумываются над тем, что таким образом они убивают свою нервную систему. Чрезмерное употребление спиртных напитков влечет за собой появление психических расстройств.
  • Кроме психики нарушается и иммунная система, в связи с чем ребенок часто болеет.
  • Молодежь не задумывается над тем, что алкоголь может нанести вред их репродуктивной системе. Часто у девушек, которые употребляют спиртное, рождаются больные дети. Что касается юношей, то чрезмерный прием алкоголя приводит к нарушению формирования органов сперматогенеза.

Причины алкоголизма в подростковом возрасте

Взрослые часто задумываются над тем, почему их дети употребляют алкоголь. Даже в хороших семьях есть ребята, которые не равнодушны к крепкому напитку. Часто алкоголь и подростокнеразлучны в неблагополучных ячейках общества.

Но любовь к спиртному может появиться и в приличной семье, когда ребенок пробует напиток ради любопытства. Семейный праздник или прием гостей может стать мотивом для знакомства с алкоголем.

Такие случаи сложно назвать причиной алкоголизма, у всего есть свое начало.

Причиной употребления спиртных напитков может стать социальная зависимость. Подростки часто нуждаются в одобрении своих сверстников, поэтому стараются некоторым из них подражать, употребляя спиртное или покуривая сигареты. При таком раскладе потребление алкоголя подросткамиможет быть одноразовым, а может вызвать зависимость.

Никто не хочет быть белой вороной в обществе, и, чтобы соответствовать социуму, подростку приходится приспосабливаться к окружающей среде, и каждый это делает по-разному. Но основной проблемой общества является приобщение к выпивке в семье. Подростки стараются подражать взрослым, употребляя спиртное, они чувствуют себя на ранг выше.

Кроме этого, дополнительную роль играет реклама, которая постоянно мелькает перед взглядом ребенка как дома, так и на улице.

Мотивация к употреблению

Мотивация ребенка к принятию спиртных напитков разделяется на группы. В первой употребление алкоголя подросткамивызывает любопытство. Во второй группе находятся факторы психологической мотивации, стремление выделиться из окружающей среды и не отставать от старшего поколения.

К какой бы группе ни относился подросток, он еще не приобрел необходимых навыков, поэтому удержать его от употребления спиртных напитков достаточно сложно. Еще не попробовав алкоголь, ребенок знает, что этот напиток будоражит сознание. И жажда его продегустировать не угасает.

Уже после первой пробы многие подростки стараются избежать повторной дегустации, ведь вкус напитка и его жгучесть не всем по нраву.

Часто детский мозг отторгает всевозможный яд, который попадает в организм. Но постоянные праздники создают все больше и больше соблазна, и не все умеют контролировать свои потребности.

И употребление алкоголя среди подростковстановится панацеей, и уже сложно остановиться и сделать шаг назад. Человеческая слабость – вот причина зависимости, по крайней мере, одна из них.

Но существует еще одна группа мотивов, которая популярна среди молодежи, когда речь заходит об алкоголе.

Проблемы в семье, школе, первая любовь, неудачный жизненный опыт – все это может привести к тому, что ребенок захочет разнообразить свою жизнь и уйти от имеющихся у него проблем.

Алкогольную зависимость могут усугублять проблемы в семье или в школе. В таком случае подросток выбирает шатание по улицам и распитие напитков, вместо того чтобы возвращаться в свою привычную среду.

На сегодняшний день алкоголь и подросток– это не просто словосочетание, это проблема, с которой нужно бороться.

Свободное время: во вред или на пользу?

Если у подростка есть много свободного времени, он старается провести его с пользой для себя. При отсутствии хобби ребенок может после учебы проводить время с друзьями, вместо того чтобы посещать различные секции. Это времяпрепровождение приводит к тому, что дети начинают употреблять алкогольные напитки ради забавы.

Благодаря СМИ дети осведомлены о пагубном воздействии спиртного на растущий организм, но это не мешает им пристраститься к тому или иному крепкому напитку.

К сожалению, алкоголь среди подростков появляется так быстро, что многие родители не успевают поймать момент, когда их чадо пристрастилось к пагубной привычке. Хуже, когда подросток не ограничивается только пивом, а с каждым разом совершенствует свои навыки в дегустации более крепких напитков.

Сказать, что виноваты во всем родители или общество, сложно, ведь зависимость может вызвать любой фактор, в том числе и наследственность.

Алкоголь и подросток

Многие подростки часто хвастаются тем, что большинство спиртных напитков их просто не берет. Не стоит радоваться, так как это первый признак алкоголизма. Часто тандем алкоголя и подростковприводит к плачевным результатам. Устойчивость к спиртному – это симптом серьезного заболевания.

Для большинства алкоголиков уже нет разницы в том, выпил он рюмку или бутылку, для него все одинаково. Как все начинается: изначально подросток проявляет активность, после дурачится, а напоследок отключается. Потеря контроля – стойкий признак алкоголизма.

Часто пьяницы отличаются слабой волей не только к ограничению приема спиртных напитков, но и по отношению к другим сторонам повседневности.

Как это ни печально осознавать, но проблема алкоголизма среди подрастающего поколения актуальна на сегодняшний день. Часто вред алкоголя для подростковможет быть необратимым.

Много детей употребляют спиртное несколько раз в неделю, что приводит к прочному укреплению в социальной жизни молодежи. Многие уверены, что алкоголь помогает раскрепоститься, открыться миру и себе, но это не так.

Преодолеть застенчивость он не поможет, он может только усугубить положение.

Семья и привычки

Все, что происходит с ребенком, должно в обязательном порядке обговариваться в кругу близких людей. Семья – это ячейка, где каждый ребенок должен ощущать поддержку и понимание.

Если у ребенка возникает алкогольное пристрастие, взрослые должны не ругать свое чадо, а объяснить ему, чем чревато употребление спиртных напитков. В тандеме алкоголя и подростка беседаэто лучший разлучник.

С ее помощью можно донести до ребенка все аспекты употребления спиртных напитков, рассказать обо всех минусах его употребления.

Дети должны знать, что алкоголь – это своего рода наркотик. И чем раньше будет выпита первая рюмка, тем скорее появятся последствия. Для ребенка стакан вина – это как для взрослого бутылка водки.

Однозначно, вред алкоголя для подростков существует, и с этим нужно бороться. Если бы у детей спросили, есть ли польза от алкогольных напитков, они бы нашли, что сказать.

Варианты ответов могут поразить своей неординарностью:

  1. Многие подростки уверены, что алкоголь вкусный.
  2. После употребления приходит забвение.
  3. Раскрепощенность и веселье не заставляют долго себя ждать.
  4. Уверенность появляется ниоткуда.
  5. Чувство взрослости – вот что круто.

После таких ответов чувствуешь себя уязвимым и понимаешь, что большинство детей получает удовлетворение от выпитого, как бы печально это ни было. Влияние алкоголя на подростканезаметно на первых порах, а вот спустя годы могут быть последствия. Хуже зависимости нет ничего. Алкогольная, наркотическая, табачная – не имеет значения, при длительном употреблении исход будет один.

Мнение врачей

Врачи всегда предупреждают родителей, что алкогольная зависимость их детей может привести к серьезным сбоям в молодом организме:

  1. Сбой в работе желудочно-кишечного тракта.
  2. Нарушение работы печени.
  3. Патологии сердечно-сосудистой системы.
  4. Воспаление почек и мочевыводящих путей.
  5. Снижение иммунитета, восприимчивость к инфекциям.
  6. Анемия.
  7. Психоэмоциональные расстройства.

Не стоит объяснять, что влияние алкоголя на организм подросткачревато психическими заболеваниями, среди которых стоит выделить:

  • Белую горячку.
  • Расстройство памяти.
  • Понижение интеллекта.
  • Потерю трудоспособности.

Не секрет, что большинство алкогольных напитков вызывают приятные ощущения, именно поэтому они так и востребованы. Желание пробовать его снова и снова появляется не только у детей, но и у взрослых людей.

Если вы хотите знать, как влияет алкоголь на подросткаи на егоокружение, эта информация для вас. Ухудшение памяти – это первое, что может произойти с ребенком. Он становится невнимательным и рассеянным, такое сложно не заметить.

В любом случае портятся отношения с родителями, если они об этом узнают, главное, чтобы эта информация поступила к ним как можно раньше.

Еще одна скрытая сторона

Не стоит забывать о том, что алкоголь может привести к совершению подростком противоправных действий, которые могут повлиять на его дальнейшую жизнь. Импотенция у мужчин и бесплодие у женщин – это не самый худший вариант. Все представители сильного пола, любящие алкоголь, часто быстро набирают в весе, но это не беда. Ведь самое худшее, что может случиться, – это летальный исход.

С привычкой можно бороться

Не будет новостью тот факт, что алкоголь – это зло для людей в любом возрасте. Но спиртное причиняет вред не только пьющему человеку, но и всей его семье. Против этой пагубной привычки ведется постоянная борьба. Но, несмотря на это, от чрезмерного употребления алкоголя люди не перестают гибнуть.

Радует лишь тот факт, что современная молодежь в состоянии противостоять пагубным привычкам. Не стоит знакомить подростков с алкоголем, но бытует мнение, что лучше ребенок попробует алкоголь дома, чем будет распивать его на улицах. Ложка красного вина на ужин – это максимум, что может позволить себе растущий организм.

Помните, чем позже подросток попробует алкоголь, тем позже его тело начнет давать сбои.

После 30 лет организм уже не тот, его часто одолевают хвори, с которыми человеку все сложнее и сложнее бороться. Все, что могут сделать родители, – это уберечь своего ребенка от пагубных привычек, и как можно дальше оттянуть момент дегустации того или иного алкогольного напитка.

Нельзя быть уверенным в том, что подросток никогда не употреблял тот или иной спиртной продукт, ведь любознательность еще никто не отменял. Но объяснить ребенку, к чему может привести зависимость, это основная задача родителей, школы и социума. В здоровом теле всегда будет здоровый дух.

Что может быть лучше для родителей, чем здоровые и счастливые дети?

Если случилось так, что ребенок пристрастился к пагубной привычке и взрослые ничего не могут с этим поделать, лучше не испытывать судьбу. Отведите ребенка к психологу.

Это специалист, который поможет выявить первоисточник проблемы, чтобы ее устранить. Многие уверены, что психолог – это не только бесполезная, но и немного неуместная в современном обществе затея.

Это не так, такого врача можно посетить анонимно, чтобы избежать многих будущих проблем.

Источник: http://fb.ru/article/318043/alkogol-i-podrostok-vliyanie-alkogolya-na-rastuschiy-organizm-posledstviya-profilaktika

Как поговорить с подростком об алкоголе: 5 важных советов

Подросток и алкоголь: 6 важных правил воспитания

Вы рассказали дочери, как защититься от приставаний. Вы объяснили сыну, как распоряжаться деньгами. Не вы ли должны им показать, как употреблять спиртные напитки без вреда для здоровья?

Можете убеждать себя, что ваш ребенок никогда не попробует «эту гадость». Но доклад ученых Института социологии РАН за 2010 год показывает, что к 14 годам вкус алкоголя знаком 68% учащихся. А по данным Роспотребнадзора, 33% юношей и 20% девушек пьют спиртные напитки (включая пиво) ежедневно.

Все идет из семьи

В Америке, где похожая статистика, придумали «ответственное потребление алкоголя».

Многие мамы и папы посчитали, что, раз проблема неизбежна, то вместо жестких запретов они могут рассказать детям о правилах (например, не пить на голодный желудок и употреблять много воды) и разрешить спиртное в своем присутствии.

В России родители тоже покупают шампанское на подростковые вечеринки, думая, что так они держат ситуацию под контролем («пусть дома пьет, а не в подворотне»).

Но, как выяснилось, подростки интерпретируют такое поведение старших как разрешение. Они учатся не пить ответственно, а пить больше. Согласно исследованиям, у тех, кто познакомился со спиртным до 15 лет, риск алкоголизма в шесть раза выше, чем у тех, кто впервые попробовал горячительные напитки после 21 года. Что тогда могут сделать родители?

Поговорить как можно раньше

Хотя вам кажется, что стоит отложить беседу до подросткового периода, лучший возраст — начальная школа. Иначе вы рискуете упустить момент: первый глоток дети делают в 11-13 лет.

Объясните, что растущий организм не готов к спиртному, расскажите о влиянии напитков на здоровье и ответьте на вопросы, которые могут возникнуть. Это не единичный разговор, вам придется повторять его регулярно, упоминая новые факты и затрагивая более глубокие темы (риск сексуального насилия, отравление, нарушение закона).

Как и в случае с курением, ваши привычки сообщают о нормах больше, чем слова. Можно сколько угодно запугивать наказаниями, но домашний алкогольный склад, фотографии с бокалом вина в социальных сетях, семейные торжества, сопровождающиеся спиртным, скажут ребенку гораздо больше, а именно: невозможно быть веселым, пока не выпил.

Постарайтесь, чтобы ваша семейная жизнь не была скучной. Если вы и подросток занимаетесь спортом, в том числе тем, который повышает адреналин (скалолазание, скейтбординг, велотуризм), тогда ваш сын или дочь не будут нуждаться в дополнительных стимуляторах.

Развить эмоциональный интеллект

Первая бутылка может оказаться в руках ребенка не от безделья, а от тоски. На него обрушился мир новых эмоций: влюбленность, недовольство своим телом, потеря близкого человека. От вас, от друзей или из фильмов он узнал, что спиртное — это лекарство от переживаний.

Помогите найти здоровый способ самовосстановления. Если вы умеете управлять эмоциями и справляться со стрессом, то научите ребенка разбираться с тем, что он чувствует.

Когда он расстроен, задавайте вопросы: как выглядит его душевная боль, из-за чего она возникла, в какой части тела находится. Предлагайте разные способы справиться: нарисовать неприятность, сделать запись в дневнике, выйти на пробежку.

Дайте обещание, что готовы без осуждения выслушать любую историю. Так вы оградите не только от алкоголя и наркотических средств, но и от риска депрессии и суицида.

Вы не установите на подростка камеру круглосуточного наблюдения, чтобы знать, чем он занимается за пределами дома и школы.

Как показывают опросы, дети с легкостью обманывают родителей, скрывая запах алкоголя за мятной жвачкой или оставаясь ночевать у друзей. Поэтому научите взрослеющего человека контролировать себя самого.

Предлагайте ему разные ситуации и внимательно слушайте ответы — по ним вы узнаете систему ценностей и сможете ее вовремя отрегулировать. Примеры вопросов, которые вы можете задать:

  • Как ты думаешь, почему хотят запретить продажу алкоголя людям до 21 года?
  • Что ты будешь делать, если сядешь в машину, водитель которой выпил?
  • Почему дети пробуют алкоголь, как ты считаешь?
  • Что можно сделать на вечеринке, если ты немного волнуешься?
  • Что ты можешь сказать друзьям, если они предложат тебе спиртное или коктейль?

Научить слову «нет»

Многие родители воспитывают детей в беспрекословном послушании, которое считают высшим достижением своего педагогического таланта. Но на самом деле они растят конформиста, который готов уступить под давлением.

Ваша задача — привить ребенку моральные ценности, чтобы он принимал решения сам, опираясь на них. Позволяйте ему делать выбор, обсуждайте запреты и будьте готовы принять отказ, если ваш подросток сумел его аргументировать.

Когда вы привьете ему правильное использование слова «нет», то вооружите его против многих неприятностей, в том числе и против распития спиртного в компаниях.

Источник

Источник: https://otnosheniya.temaretik.com/1099930786472135390/kak-pogovorit-s-podrostkom-ob-alkogole-5-vazhnyh-sovetov/

Трезвею.Ру: Как родителям вырастить ребенка, устойчивого к алкоголю и наркотикам

Подросток и алкоголь: 6 важных правил воспитания

Тот факт, что появление какой-либо зависимости связано с развитием личности, ни у кого не вызывает сомнений. Но для многих до сих пор остается не понятно, как уберечь своего ребенка от наркотиков и алкоголя, воспитать человека, который   не попадет в секту и не станет игроманом.

  В случае с неполными семьями или родителями-алкоголиками либо наркоманами все кажется очевидным. Но ведь таких случаев немало в обычных семьях, где оба нормальных, здоровых родителя всегда ребенка старались окружить заботой. Тем не менее он становился наркоманом, алкоголиком или сектантом.

По мнению авторитетных профессоров психологии, зависимость в человеке развивается еще до того, как он попробовал наркотик, алкоголь или другие средства изменения сознания.

В процессе формирования личности проявляется зависимое (аддиктивное) поведение, когда человек доступными ему средствами старается уйти от реальности, и он постоянно чувствует необходимость этого.

Такое поведение и есть корень проблемы наркомании, алкоголизма, и закладывается он в еще в детстве.

Появлению зависимого поведения способствует не только определенное общение родителей с ребенком, но и общество, в котором он живет: детский сад, школа, компания приятелей и знакомых. Можно сказать, что наркомания и алкоголизм –  это проблема как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Это крепко связанные, неразрывные понятия в вопросе воспитания.

При этом следует понимать, что если человек попробовал наркотик, не факт, что он станет зависимым наркоманом.

Так же, если подросток выпил с друзьями на вечеринке алкоголь, еще не значит, что он станет алкоголиком. Зачастую это всего лишь исследовательский интерес ребенка.

Зависимость как болезнь – это не результат употребления определенных веществ, а последствие неравноценного развития личности. 

Воспитание ребенка: как спасти его от зависимости

Изучая проблему возникновения зависимости, психологи определили некоторые базовые условия воспитания ребенка, которые помогут сформировать полноценную личность без зависимого поведения.

В первую очередь следует понимать, что у любого человека, даже самого маленького, есть «три кита», которые в равной степени влияют на его жизнь. Это свобода, личность и ответственность. Этих «китов» следует выращивать в ребенке с ранних лет:

  • позволять ему чувствовать себя свободным как в действиях, так и в выражении чувств, эмоций;
  • развивать личность;
  • давать почувствовать и брать на себя ответственность за свои действия.

Безусловно, следует различать свободу и вседозволенность, всестороннее развитие личности и интенсивную учебную нагрузку, реальную ответственность за свои действия и боязнь наказания за неугодные поступки.

Родители, учителя зачастую бессознательно своими действиями, своим воспитанием подталкивают ребенка к появлению зависимости. Это выражается в словах, фразах, которые они ему говорят.

Они сами росли в такой системе, они сами в детстве слышали эти же слова от своих родителей. Но каждый человек идет по своему индивидуальному жизненному пути, имеет свой, неповторимый набор личностных качеств.

Когда к этому добавляются ошибки в воспитании, значительно возрастает вероятность появления зависимости.

Воспитание в семье

Полноценная семья – это важно для ребенка, но, к сожалению, не гарантия того, что ребенок впоследствии не станет зависимым. Говоря о воспитании ребенка в семье, психологи-наркологи рекомендуют придерживаться некоторых правил:

  • Не следует оценивать ребенка,  лучше позволить быть ему самим собой. Нужно любить его таким, какой он есть. Когда ребенок чувствует, что не оправдывает ожидания своих родителей, он становится зависимым от этого мнения. Так же как и родители, он не принимает себя таким, какой он есть, не раскрывает свои способности. В результате не может сделать что-либо без страха, что его плохо оценят и перестанут любить. Он становится зависимым от их мнения, не может самостоятельно принимать решения и не развивается полноценно как личность. Чтобы ребенок был открытым, доброжелательным, устойчивым в конфликтах, родителям следует любить его без каких-либо условий и дать ему понять это. Ребенок, родители которого принимали только ту его сторону, которая им нравилась, вырастает с таким же отторжением себя самого. Это провоцирует на разрушительные действия по отношению к себе и желание найти внутреннюю гармонию, используя наркотики и алкоголь.
  • Любите ребенка, но не забывайте о себе, без какого-либо чувства вины. Ребенок – это не жертва, а часть жизни родителей. И хотя нам кажется, что мы даем детям лучшее, делая их центром своего внимания, но по факту это часто ведет к негативным последствиям. Когда родитель не забывает о своих чувствах, волнениях, переживаниях и делах, ребенок учится понимать, что вокруг него есть другие люди, с чувствами и мнением которых нужно считаться. Здесь-то и закладывается граница между свободой  и вседозволенностью.
  • Не требуйте от ребенка многого, тем более когда у него не хватает способностей соответствовать этим требованиям. Привычная для многих фраза «Будешь хорошо себя вести, куплю новую игрушку» зачастую побуждает ребенка не к хорошему поведению, а к его имитации. Чем больше и жестче требования, тем больше ребенок боится получить негативную оценку родителей. Эта негативная оценка влияет на то, получит он желаемое или нет. В итоге у него вырабатывается поведение, которое полностью зависит от мнения других людей. Он не может сам принимать решения и оценивать свои поступки. 

Воспитание в школе

Процесс обучения, воспитания ребенка вне дома играет также важную роль в развитии личности. Как известно, такие заболевания, как алкоголизм, наркомания, есть последствия неполноценного развития личности.

Сегодня психологи точно установили некоторые критерии образования, обучения, которые помогают развивать полноценную, здоровую личность.

Эти критерии всем хорошо известны и звучат как очевидные истины, но до сих пор немало педагогов и воспитателей, которые ими пренебрегают.

Следует помнить эти критерии и с их учетом корректировать процесс обучения. 

  • Не бывает двух одинаковых детей. Эта уникальность выражается в определенном наборе качеств, черт характера, интересах и мировосприятии. Получая новую информацию от учителя, каждый ребенок поймет ее по-своему. Он словно пропускает ее через свой фильтр, окрашивая в свой собственный цвет. Он эту информацию преобразует и использует уже в новой форме. Учитель должен это учитывать и не отвергать точку зрения ребенка, позволять ему формировать собственное мнение, а не требовать безоговорочного соответствия установленным стандартам. Педагог, так же как и родитель, должен уметь принять ребенка таким, какой он есть, не отвергая его «негативную» сторону. В противном случае ребенок лишается гармонии, нарушается развитие личности.
  • Ребенок 6–10 лет гораздо лучше усваивает информацию, которая отвечает его интересам, потребностям, возможностям, когда он может использовать свой личный опыт и получать новый, проводя эксперименты. Казалось бы, тот факт, что ребенок гораздо лучше усваивает информацию, которая ему интересна,  ни у кого не вызывает сомнений. Но до сих пор в процессе обучения интересы ребенка часто не учитываются и расцениваются как препятствие, которое мешает усвоению новой информации. Преподаватель, часто не вникая в интересы детей, как некий механизм стремится уместить в их головы определенную информацию, не давая пояснений, зачем она им нужна и чем может быть интересна. И ребенок пропускает ее мимо себя.
  • Не стоит забывать, что каждый ребенок имеет свою скорость усвоения информации, у каждого свой личный опыт, который на это влияет. В раннем школьном возрасте следует оценивать усилия, старания ребенка в освоении какого-то нового навыка, а не сам факт и качество его освоения. Также большое значение в обучении имеет возможность использовать свой опыт и получать новый не со слов учителя, а на практике. Ведь по сути обучение – это и есть накопление опыта, его обогащение, получение и совершенствование навыков. Поэтому, начиная обучение в школе, преподаватель должен знать о тех навыках, которыми обладает каждый подопечный ребенок. Знать о них и на их базе строить обучение, обогащать их, а не отвергать.
  • Эксперименты, желание попробовать все сделать самому, испытать на себе – естественная потребность детей. Так они познают мир, получают необходимый опыт, учатся принимать решения, раскрывают индивидуальность и приобретают важные черты личности. Это важно и для их социальной адаптации.

Все эти очевидные и, как ни кажется на первый взгляд, незначительные аспекты в обучении и воспитании  имеют большое значение в формировании личности. Упуская что-то из этого, человек теряет самостоятельность, самобытность и другие важные качества. В процессе взросления они превращаются в существенный дефект личности и нередко приводят к появлению зависимости.

Чтобы ребенок вырос здоровой, полноценной личностью, чтобы максимально снизить риск заболевания алкоголизмом или наркоманией,  родителям рекомендуется выбирать те образовательные учреждения, где придерживаются личностно-ориентированного метода воспитания и обучения.

Многие детские психологи признают, что сегодня традиционная советская система обучения теряет свою силу, поскольку ее задачей было сформировать определенный, советский тип человека, который будет винтиком одной большой тоталитарной системы.

В сегодняшних реалиях такой ребенок не сможет жить полноценной жизнью и, имея зависимое поведение, вероятно, будет страдать от алкоголя или наркотиков.

Источник: http://trezveyu.ru/articles/parents/kak-roditelyam-vyrastit-rebenka-ustoychivogo-k-alkogolyu-i-narkotikam/

Алкоголизм у подростков: причины, лечение и профилактика

Подросток и алкоголь: 6 важных правил воспитания

Проблема алкоголизма подростков с каждым годом становится более актуальной, особенно на территории стран СНГ. Молодые парни и девушки попадают в сети опасной зависимости, не осознавая тяжести последствий. Давайте разберемся, почему так происходит, каковы особенности пагубного пристрастия в столь молодом возрасте, и что можно сделать.

Статистика

75 % подростков в возрасте до 15 лет уже пробовали спиртные напитки, а к 17 годам с алкоголем знакомы уже почти все молодые люди.

Подростковый алкоголизм формируется в сжатые сроки: в 3 раза быстрее, чем у взрослых. Если подросток в возрасте 15-17 лет, а то и раньше начинает систематически «баловаться» спиртным, то алкоголизм может сформироваться через год — полтора.

Для юношей и девушек систематическим приемом алкоголя принято считать употребление этанолсодержащих напитков хотя бы раз в неделю в течение нескольких месяцев. И существенной разницы нет, какой именно напиток будет — пиво, вино, водка или алкогольсодержащий коктейль.

Согласно статистике, 5-7% отравлений в детском или подростковом возрасте приходятся на алкогольные интоксикации. Опьянение в таком возрасте развивается чрезвычайно быстро.

Вначале возникает непродолжительное возбуждение, вызванное спиртным, но оно быстро переходит в крепкий сон и может даже привести к смерти.

Для молодого организма, не привыкшего к спиртному, обычная для взрослого доза может стать летальной.

Почему подростки начинают злоупотреблять спиртным

В ходе многих исследований удалось установить некоторые закономерности формирования алкоголизма у подростков, факторы, которые «стимулируют» молодежь приобщаться к спиртному.

Причины подросткового алкоголизма тесно связаны с 3 аспектами:

  • семейными проблемами;
  • влиянием среды (компании);
  • личностными особенностями.

Семейные проблемы

В большинстве случаев почвой, на которой произрастает подростковый алкоголизм, являются семейные проблемы.

Дети, живущие в полных благополучных семьях, где их любят и ценят, уделяют им достаточное количество внимания, редко тянутся к спиртному.

Подростковый алкоголизм практически всегда произрастает на почве семейного бездействия: родители или сами подают пример, или не могут повлиять на поведение своего ребенка.

Большинство ребят, пристрастившихся с юных лет к рюмке, воспитываются в неполных семьях или семьях, в которых один из родителей является неродным.

Для таких семей характерен недостаточный контроль за поведением, времяпрепровождением подростка, не уделяется необходимого внимания развитию его способностей, его проблемам.

Да, и родители, как правило, не пользуются должным авторитетом у своих детей, не являются теми, к чьему мнению прислушиваются. А потому на первое место у молодых людей, воспитывающихся в подобных семьях, выходит компания.

У части юных алкоголиков удается обнаружить наследственную отягощенность наркологическими или психическими расстройствами: один из родителей, чаще отец, или даже оба страдают алкоголизмом или психическим заболеванием (шизофренией, эпилепсией, пограничным психическим расстройством).

Среда (компания)

Практически никто не пробует спиртное наедине. Неинтересно. У кого-то первое знакомство с наследием Бахуса происходит в кругу семьи, на каком-то празднике, в других случаях первый опыт употребления алкоголя — «заслуга» компании.

Основные закономерности группового употребления алкоголя:

  1. юноши и девушки начинают приобщаться к спиртному из любопытства;
  2. групповой мотив всегда силен — пробуют спиртное все вместе, чтобы не отстать от компании;
  3. у подростков чаще всего нет достаточного количества денег, чтобы регулярно баловаться спиртным, а потому и прием может быть несистематическим;
  4. опьянения сопровождается повышенной двигательной активностью: шумят, танцуют, могут возникать агрессивные реакции, следствием которых становится избиение случайных прохожих, насилие;
  5. употребление спиртного в компании часто сопряжено с ранней сексуализацией: выпитая доза помогает наладить контакт, избавиться от комплексов, и гормоны берут свое.

Причиной раннего алкоголизма является не столько влечение к спиртному, сколько влияние компании.

Личностные особенности

Неблагоприятным фоном для развития алкоголизма среди подростков являются психопатии — врожденные или приобретенные аномалии характера.

Среди молодых людей, злоупотребляющих алкоголем, преобладают лица с неустойчивыми и демонстративными чертами характера.

  • Неустойчивые черты проявляются слабоволием, затруднениями, связанными с планированием своих действий и предвиденьем их последствия, неспособностью противопоставить свое мнение мнению окружающих, жаждой новых впечатлений, удовольствий, быстрой сменой интересов.
  • Демонстративные черты, как правило, характерны для подростков, имеющих истерическую акцентуацию или психопатию. Этому контингенту свойственно стремление постоянно быть в центре внимания, эмоциональная неуравновешенность, демонстративность поведения, повышенная внушаемость и даже лживость.

Источник: http://psi-doctor.ru/zavisimosti/alkogolizm-podrostkov.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий