По методике Монтессори: 27 нескучных развлечений для малыша

Содержание
  1. Монтессори 5 лет: среда для ребёнка 4-6 лет по методу Монтессори
  2. 1. Упражнения практической жизни.
  3. 2. Сенсорное развитие.
  4. 3.1 Родная речь: письмо.
  5. 3.2 Родная речь: чтение.
  6. 4. Математика.
  7. 5. Космическое воспитание.
  8. 6. Творчество.
  9. Как реализовать методику Монтессори дома?
  10. 1. Подходящие по возрасту развивающие материалы
  11. 2. Правильное место хранения для игрушек
  12. 3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка
  13. 4. Персональные для малыша средства для уборки
  14. 5. Творческий уголок
  15. 6. Доступные и открытые книжные полки
  16. Монтессори. Как обустроить детскую комнату?
  17. Что особенного в Монтессори детской?
  18. А где спит малыш?
  19. Почему для малышей создают 2 спальных места?
  20. Что такое Монтессори стеллаж или полки?
  21. Где хранится детская одежда?
  22. Что такое зона активности?
  23. А место для кормления – это как?
  24.  А как решается вопрос с горшком?
  25. Какими ещё вещами  дополняется Монтессори пространство?
  26. Дерево или пластик?
  27. Как мы воплотили Монтессори пространство в однокомнатной квартире?
  28. Развивающие игры для малышей по методике Монтессори
  29. Упражнения на развитие сенсорного опыта
  30. Сортировка предметов (2–5 лет)
  31. Башня из кубиков (1,5–3 года)
  32. Пирамидка (2–4 года)
  33. Простые пазлы (2–5 лет)
  34. Игры со звуком
  35. Сухая фасоль (1,5–4 года)
  36. Одинаковые колокольчики (2–5 лет)
  37. Звуковые цилиндры (3–6 лет)
  38. Занятия на развитие тактильных ощущений
  39. Выбор предметов с одинаковой текстурой (2–5 лет)
  40. Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет)
  41. «Волшебная сумка» (3–6 лет)
  42. Игра на развитие обоняния
  43. Баночки с запахами (3–5 лет)

Монтессори 5 лет: среда для ребёнка 4-6 лет по методу Монтессори

По методике Монтессори: 27 нескучных развлечений для малыша

Очень часто родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте.

Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3 лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а в 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Кроме того, материалы в группах для детей 0–1,5 года, 1,5–3 года и 3–6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу 4–6 лет. Чему уделить особое внимание?

1. Упражнения практической жизни.

В этом возрасте дети уже не проявляют такого интереса к упражнениям практической жизни. Обычно все действия уже усвоены, ребёнок повторяет их и усложняет для достижения конкретных целей: приготовить себе завтрак или пришить оторвавшуюся пуговицу.

Дома вы можете продолжать предлагать любые занятия в практической жизни, а также вводить простые ежедневные обязанности.

Например, следующие:

  • упражнения в уходе за собой: мытье рук, стирка, чистка обуви;
  • упражнения в заботе об окружающей среде: протирание пыли, подметание и уборка пылесосом, мытьё (стола, посуды, пола);
  • уход за домашними животными и растениями.

2. Сенсорное развитие.

Хотя сензитивный период сенсорного развития продолжается практически до 6 лет, пик его приходится на 3 года, а к 4–5 годам он начинает угасать. Однако в этом возрасте ребёнок продолжает заниматься сенсорными упражнениями, уточняя восприятие и готовясь к занятиям в математике.

Что вам потребуется?

Вы можете предлагать те же материалы, но показывать ребёнку более сложные упражнения с ними.

  • Материалы на определения размера. Традиционно в Монтессори-педагогике розовая башня, коричневая лестница и красные штанги. Различные упражнения в их совмещении.
  • Материалы для определения цвета. Теперь ребёнок может заниматься с третьим ящиком, упражняясь в различении оттенков одного цвета. Упражнения в смешивании цветов на бумаге.
  • Материалы для развития тактильных ощущений: различные на ощупь ткани, парные мешочки с крупами, волшебный мешочек.
  • Развитие слуха. В Монтессори-педагогике используются шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь он может пробовать играть и на настоящих музыкальных инструментах. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
  • Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.

3.1 Родная речь: письмо.

Около 4 лет дети обычно начинают проявлять особый интерес к письму. Если ребёнок действительно готов и занимался раньше упражнениями для подготовки руки к письму, то сам процесс обучения обычно занимает очень мало времени, буквально несколько недель.

Научить ребёнка писать по методу Монтессори достаточно просто, в том числе и дома. Важно видеть интерес ребёнка к работе, вводить только название звуков, но не букв, и убедиться в готовности руки к письму (если рука не готова, лучше изучить звуки и составлять слова, но не записывать их, а продолжать тренироваться в штриховке рамок).

Что вам потребуется?

  • Штриховка рамок. Это основной материал для подготовки руки к письму.
  • Шероховатые буквы. Материал, на котором ребёнок учится названиям звуков.
  • Письмо на песке или на манке. Первые попытки в написании букв ребёнок может делать на подносе с песком или манкой. Так ему будет легко исправить возможные ошибки.
  • Письмо на доске мелом.
  • Подвижный алфавит. Ребёнок учится составлению слов из букв алфавита.
  • Листы расчерченной бумаги и карандаш для письма.

3.2 Родная речь: чтение.

В возрасте 4–5 лет ребёнок также начинает проявлять интерес к чтению. В Монтессори-педагогике детей всегда обучают письму раньше, чем чтению. До того, как начать обучение, необходимо убедиться, что ребёнок умеет выделать звуки в словах и складывает слова из подвижного алфавита.

Что вам потребуется?

  • Фонематические игры. До начала обучения непосредственно чтению играйте с ребёнком в различные игры на выделения звуков в словах (например, вижу что-то, что начинается со звука «А»)
  • Коробочки с мелкими фигурками и подписями к ним для первого чтения. Для первых уроков выбирайте простые слова, где буквы читаются так, как пишутся.
  • Карточки-подписи к предметам окружающей среды, которые будет подбирать ребёнок.
  • Листочки с написанными на них простыми заданиями для ребёнка. Ребёнок читает задание и выполняет его.
  • Простые книжки (сначала лучше самодельные).

4. Математика.

В 4 года ребёнок начинает проявлять интерес к счёту. Конечно, можно научить ребёнка считать и раньше, но тогда он просто запоминает цифры, но не понимает в полной мере, что под ними подразумевают.

Поэтому лучший возраст для первых упражнений в математике – после 4 лет. Математические материалы в Монтессори-педагогике имеют тесную связь с сенсорными материалами.

Поэтому желательно, чтобы ребёнок уже поработал с сенсорными материалами.

Надо также заметить, что материалы в математике достаточно сложны. Поэтому родителям редко удаётся организовать такую же зону математики дома, как в Монтессори-группе.

Дома вы можете обучить ребёнка счёту в пределах 10 при помощи мелких предметов (бусинки, монетки и т. п). После добавляйте карточки с написанными цифрами для сопоставления. Также можно сделать и материал, подобный пособию «Веретена».

До того, как вводить другие Монтессори-материалы в математике дома, родителям следует хорошо понимать, как с ними работают, и иметь возможность показать ребёнку презентацию.

5. Космическое воспитание.

В этом возрасте у ребёнка появляется желание узнать, как устроен мир вокруг него. Поэтому важно посвящать время объяснению явлений окружающей среды. Лучше всего делать это наглядным способом: проводя всевозможные опыты и наблюдая явления. Дети, уже умеющие писать, могут записывать результаты опытов и наблюдений.

Ребёнка, умеющего читать, учите находить интересующую его информацию в энциклопедиях.

6. Творчество.

Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат создавать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества. Вариантов творческих работ может быть множество, главное – предлагайте ребёнку разнообразные материалы и давайте свободу самостоятельно создавать свою работу.

Источник: http://mchildren.ru/sreda-dlya-rebyonka-4-6-let-2/

Как реализовать методику Монтессори дома?

По методике Монтессори: 27 нескучных развлечений для малыша

2016-04-02

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка.

Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях.

Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых.

Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п.

Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек.

К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию.

Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном.

Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто.

Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии.

Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту.

Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался.

Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие.

И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда  выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту.

Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий,  а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт, магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой.

Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время  игры крупу или пролитую воду.

Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все.

Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию.

Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА? ИГРЫ И СОВЕТЫ

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЗРАСТАМ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Источник: https://jili-blog.ru/metodika-montessori-kak-realizovat-v-domashnix-usloviyax.html

Монтессори. Как обустроить детскую комнату?

По методике Монтессори: 27 нескучных развлечений для малыша

27 February, 2014

Многие родители наслышаны о методике раннего развития Марии Монтессори, кто-то водит ребёнка в Монтессори сад, другие покупают Монтессори материал для домашних занятий или создают его своими руками.

А как насчёт детской комнаты по принципам Монтессори? Ведь заманчиво воспитывать своего ребенка свободной и самостоятельной личностью с самого рождения.

Все тонкости адаптации этой методики в семье мы подробно обсуждали в рамках он-лайн курса для родителей “Монтессори дома”.

Одним из основополагающих принципов Марии было создание развивающей среды для ребёнка. Я давно интересуюсь этой темой и наблюдаю, как родители из Америки и Австралии обустраивают безопасное развивающее пространство для своих детей. Поэтому написала большой обзор с фотографиями, в котом рассказываю:

  • Что особенного в Монетссори детской?
  • Где спит ребёнок?
  • Почему для малышей по возможности создают 2 спальных места?
  • Что такое Монтессори стеллаж или полки?
  • Где хранится детская одежда?
  • Что такое зона активности?
  • Что такое место для кормления?
  • Как решается вопрос с горшком?
  • Какими вещами дополняется Монтессори пространство?
  • Какие материалы в приоритете: дерево или пластик?
  • Какова роль родителей в Монтессори комнате?
  • Наш опыт

Что особенного в Монтессори детской?

Вся мебель рассчитана на маленького человека. Не только привычные детские столы и столики, но и стеллажи, шкафы, картины и зеркала, тумбочки, книжные полки и кроватки желательно сделать низкими и доступными для малыша. Монтессори комнаты выглядят непривычно пустыми по сравнению с обычными детскими, потому что большинство предметов расположены низко.

Комната обустроенная мамой-педагогом Монтессори

Детский стол и стена для рисования

Детский стол и низкие полки

Пространство комнаты должно быть максимально безопасным. Здесь нет места вещам, за сохранностью которых нужно следить, также отсутствуют любые предметы, о которые можно сильно пораниться, зацепиться и упасть, поскользнуться.

Безопасные розетки

Кроме того, Монтессори комнаты рекомендуется зонировать: место для сна, кормления, переодевания и активности.

А где спит малыш?

Зачастую, если позволяет пространство, родители создают 2 спальных места для детей первого года жизни и одно – для повзрослевшего ребёнка. Спальные места в таких комнатах – это низкие кровати или толстые матрасы.

Уютная низкая кроватка

Аккуратный матрас и росписи на стене

Зеркало у кровати

Отлично оформленная Монтессори кроватка

Зеркало у низкой кровати

Бордовый низкий мартас 🙂

Зеркало

Низка кровать

Низкий матрас на подставке

Низкая кровать необходима для стимуляции ребенка к познавательной активности. Он скорее начнет ползать, потому что будет видеть, что происходит вокруг. Он попробует двинуться вслед за взрослыми и подползти к заинтересовавшему его предмету.

К тому же низкая кровать – это безопасность малыша, поскольку, научившись ползать, он не упадет. Ещё один плюс низкого спального места по методике Монтессори – это то, что ребенку не придётся отвыкать от кровати с бортиками. Он сможет легко привыкнуть к обычной большой кровати, не будет бояться и не упадет с неё.

Мы даже разработали такие кроватки для малышей и продаём их не только для домашнего использования, но и для детских садиков! Посмотреть и заказать можно по ссылочке. 

Почему для малышей создают 2 спальных места?

На одной кроватке малыш спит ночью. Здесь в принципе нет ничего особенного, кроме того, что это спальное место низкое. А второй матрас создан для развития и активного наблюдения.

Около него устанавливается зеркало, чтобы малыш мог видеть себя и наблюдать за своими движениями. А над матрасом подвешивают мобиль, который родители регулярно меняют (раз в 2-3 недели).

Кроме того, рядом вещают или ставят картины или какие-то красивые иллюстрации. Игрушки здесь тоже находятся рядом, чтобы малыш мог сам доползти до них.

Классическая кроватка и зона для бодрствования

Низкая кровать и место для бодрствования

Низкая кровать и матрас с зеркалом (в левом углу)

Что такое Монтессори стеллаж или полки?

Монтессори родители обычно располагают игрушки в свободном доступе, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. В большинстве детских это открытый стеллаж, на котором размещаются игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Игрушки на полках периодически меняются в зависимости от интересов ребёнка.

Кроме того, малыш с раннего детства учится убирать за собой игрушки, ведь порядок на стеллаже – это так наглядно и понятно!

Огромный стеллаж. Тут есть, где развернуться 🙂

Небольшой стеллаж с игрушками и картинами

Белый лаконичный стеллаж

Полки с музыкальными инструментами

Небольшой стеллаж с книгами и игрушками

Монтессори стеллаж для деток постарше

Небольшой стеллаж с книгами

Стеллаж и картинки, которые весят на уровне ребёнка

Где хранится детская одежда?

Весь акцент на ребёнка, поэтому низкий шкаф идеально подходит. Если одежда всё же хранится в отдельном высоком шкафу, то в комнате выделяется зона переодевания. Здесь стоит низкий стул, на который малыш может вешать свою одежду, а обувь ставить рядом.

Низкий шкаф для одежды ребёнка

А ещё порой можно делают туалетный столик, чтобы малыш мог самостоятельно расчёсываться и смотреться в зеркало.

Туалетный столик для ребёнка

Стильный детский туалетный столик

Что такое зона активности?

Это то место, где ребёнок играет. Для малышей – это уютный коврик. Детям постарше обязательно нужен низкий столик и стул.

Зона активности в спальне малыша до года

Яркая спальня. Ребёнок играет на ковре

Аккуратный коврик в стиль комнаты

Уютное игровое пространство

Зона активности для детей постарше

Детский стол и стул

Низкий стол

Низкий детский рабочий стол

А место для кормления – это как?

Наверное, Вы замечали в детских магазинах кресла-качалки для кормления? Так вот такое (или любое другое мягкое кресло)  в самый раз подойдёт для проголодавшегося масика и его мамы.

Со временем малыш привыкнет, что здесь они с мамой наедине в тишине и спокойствии. Он будет быстро успокаиваться и радоваться. А ещё в этом кресла мама может уютно пристраиваться и читать малышу сказки перед сном.

Поэтому нередко рядом с местом для кормления располагают полки с книгами

Кресло-качалка для мамы и рядом для малыша

Обычное винтажное кресло

Тоже кресло-качалка

Кстати, на нашем блоге есть отдельный пост про книги в Монтессори комнате . Там тоже много фотографий для вдохновения.

 А как решается вопрос с горшком?

Очень просто. Некоторые родители размещают горшок прямо в комнате. Рядом ставят корзинку для грязного белья. Малыш постепенно учится самостоятельно ходить на горшок, а также снимать запачканные штанишки и кидать в корзинку.

Горшок и корзинка для белья прямо в детской

Какими ещё вещами  дополняется Монтессори пространство?

В первую очередь картинами (репродукциями, детскими принтами, изображениями животных, алфавитами). Они воспитывают в ребёнке эстетический вкус. Для новорожденных зачастую выбирают черно-белые изображения. Эти контрастные цвета детский глаз различает в первую очередь.

Принт с гербарием

Фотографии насекомых

Чёрно-белые контрастные изображения

Вещами ручной работы. Видя их, ребёнок учится воспринимать ценность ручного труда. К тому же такие вещи добавляют пространству тепла и уюта.

Ветка с птицами и винтажная картинка

Маленьким веником и тряпочкой. Малышам доставляет огромное удовольствием подражать взрослым. Именно так они учатся. Поэтому важно предоставить ребёнку собственные предметы для уборки. Глядишь, скоро научится убирать за собой рассыпанную из сенсорной коробки крупу 😉

Малыш старается убирать, как это делает мама

Детской игровой мебелью (кухней, домиком, сушилкой для белья и т.д.)

Деревянный домик для игр

Детская древянная кухня

Детская игровая мебель, доска для глажки

Детская сушилка для белья

Мольбертом. Известно, что рисование на вертикальной поверхности значительно отличается от рисования на горизонтальной. Это совершенно разные моторные навыки. Поэтому родители стараются найти место для мольберта, чтобы дать ребёнку возможность раскрывать свой творческий потенциал, а также развивать мелкую и крупную моторику.

Детский мольберт

Малыши активно рисуют на мольберте

Дерево или пластик?

Особенностью Монтессори пространства является экологичность, поскольку нет ничего более гармоничного и эстетически красивого, чем природа, поэтому Монтессори родители предпочитают натуральные материалы. Если мебель, то деревянная, если шторы, то хлопковые или льняные, если ковры, то плетёные из натуральных тканей.

Деревянный стеллаж – красота!!!

Вязанный ковёр

Стоит отметить, что классический Монтессори материал изготавливается из дерева или металла, ведь во времена Марии Монтессори о пластике даже не слышали. Сейчас есть множество качественных пластиковые игрушек, которые соответствуют принципам Монтессори педагогики, но всё же деревянные игрушки в приоритете.

Игрушки для малыша: ткань, дерево, пластик, каучук

Самостоятельность ребёнка и освобождении родителей?

Многие почему-то думают, что методика Монтессори помогает родителям снять с себя груз ответственности. Они говорят, мол, ребёнка оставляют наедине со своими проблемами.

Он вынужден их решать самостоятельно. Нет. И ещё раз нет! Если родители не будут ребёнку всё показывать, он ничему не научится.

Если не будут с ним рядом, он специально будет демонстрировать свою беспомощность.

В Монтессори всё продумано с тем, чтобы ребёнок мог пробовать свои силы и познавать свои возможности. Но это совсем не означает, что, научившись складывать игрушки в коробку, он будет вынужден всегда за собой убирать всё до последней игрушки. Равно как умение ребёнка читать не означает, что родители перестанут читать ему книжки.

Малыш старается самостоятельно выстроить башню

Наоборот, методика Монтессори предполагает, что ребёнок многим вещам учится именно у родителей. А родители всегда присутствуют рядом, показывают и рассказывают, открывают ему мир. Когда же малыш пробует что-то сделать сам, они стараются побыть в стороне, чтобы он всё-таки смог. Если ребёнок просит о помощи, они обязательно помогают.

Как мы воплотили Монтессори пространство в однокомнатной квартире?

О том, как мы пришли к методике Монтессори, я уже писала, здесь я расскажу, как мы продолжаем воплощать её в домашних условиях:

1. Прежде всего, мы решили, что в комнате не будет шкафов, комодов и вообще лишней мебели. Все вещи у нас хранятся в кладовой и большом шкафу в ванной. Чтобы кладовка не захламлялась, сезонные вещи мы вывозим в гараж. Это дало возможность создать на полу большое игровое пространство.

Отсутствие лишней мебели создаёт больше пространства для игр

2. Муж смастерил большой Монтессори стеллаж (похож на икеевский “Экспедит”). Здесь хранятся игрушки, книжки и материалы для занятий. Часть игрушек тоже на время уходит в кладовку. 

Стеллаж помогает структурировать игрушки и даёт возможность выбора

3. Возле стеллажа на полу лежит удобный детский коврик, а рядом находятся метёлка, совок и мягкая варежка для втирания пыли.
Для чтения у нас есть удобное кресло-мешок.

Коврик для игр около стеллажа

4. Когда Сима была маленькая, у нас стоял спортивный уголок. Ксюша лазила по лестнице, а снизу мы стелили коврик и выкладывали Симу. Над ней вешали мобили. Рядом были игрушки и картинки.

От сюда она могла выползать на пол. Также мы рано начали класть её на пол (не на покрывало, а именно на ламинат), чтобы она училась ползать. Кстати, учителем ползания у Симы была Ксюня.

Именно она ей показывала технику и приёмы 🙂

Подвеска для ножек, чёрно-белы изображения, игрушки

Ползание прямо на полу с самого раннего возраста

5. Ещё мы часто менялимобили, которые мастерили своими руками.

Это я написала не для хвастовства, а для примера: создать развивающую среду можно даже в однокомнатной квартире.

Надеюсь, эта статья поможет Вам создать самую правильную и уютную детскую комнату для Вашего ребёнка!

Если Вам понравился этот обзор, поделитесь им с друзьями в социальных сетях. Авось, кто-то из них ждёт ребёнка и как раз ломает голову над обустройством детской комнаты 😉

А ещё приглашаем Вас подписываться на обновления блога “Расти умным!” У нас много полезного и интересного для Ваших малышей!

P.S. Изображения взяты с блогов Мотессори-родителей, в том числе Sew Liberated и How we Montessori, а также из Pinterest. Коллекция фотографий собиралась более 1 года, поэтому ссылки утеряны. Если у Вас есть желание и потребность, ищите первоисточник через Google поиск по фотографиям.

Желаем Вам домашнего уюта и побольше детского смеха!

Эта статья опубликована Grow clever в раздел Развивающая среда

Источник: http://grow-clever.com/2014/02/montessori-komnata/

Развивающие игры для малышей по методике Монтессори

По методике Монтессори: 27 нескучных развлечений для малыша

Екатерина Ушахина

Сегодня, пожалуй, сложно найти родителей, которые никогда не слышали о Марии Монтессори и ее заслугах в воспитании детей. Это человек, который умел найти подход к каждому ребенку и относился к каждому, как к личности. В книге «Энциклопедия Монтессори» собрано немало полезных советов по воспитанию и развивающих игр для детей разного возраста.

Вот некоторые, которые будут полезны для самых маленьких.

Упражнения на развитие сенсорного опыта

Многие игровые виды деятельности, которые изначально направлены на стимулирование зрения, одновременно способствуют тренировке и других органов чувств.

Сортировка предметов (2–5 лет)

Сортировка предметов по форме, цвету или другим физическим характеристикам — замечательное занятие, побуждающее детей внимательно рассматривать предметы и  делать логический выбор. Нужны несколько наборов предметов, различающихся по  форме, цвету и размеру.

Хороший вариант — сортировка пуговиц. Купите или найдите дома несколько наборов из четырех и более одинаковых пуговиц. Смешайте их в большой миске, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в миску поменьше и выбрать из большой миски все такие же.

Это занятие немного похоже на игры с сенсорными коробками.

Игра с разноцветными пуговицами. — Иллюстрация из книги.

Башня из кубиков (1,5–3 года)

Очень хорошее занятие для развития сенсорного опыта у детей — работа с  деревянными кубиками разного размера. В монтессори-школах используются наборы под названием «Розовая башня». Можно купить набор деревянных кубиков, которые вставляются друг в друга по принципу матрешки и из которых тоже можно построить башню.

Пирамидка (2–4 года)

Есть много разновидностей этой игрушки, но обычно она состоит из основания с  одним или несколькими стержнями и набора элементов. Задача ребенка — найти одинаковые элементы: например, квадраты, восьмиугольники и круги.

Затем он должен отыскать самый большой элемент этой группы, надеть его на стержень и продолжить собирать пирамидку, пока она не будет готова.

Если ребенок перепутает элементы местами, то сможет сам заметить ошибку: крупные детали будут выдаваться над более мелкими.

Игра с кубиками. — Иллюстрация из книги.

Простые пазлы (2–5 лет)

Простые пазлы — традиционные игрушки для малышей. Выбирайте деревянные пазлы с привлекательными картинками. Избегайте картонных и тех, в которых элементы не подходят по размеру к рамке. Если ребенку еще не исполнилось 4 лет, выберите пазлы, где у каждого элемента есть ручка для держания.

Игры со звуком

Когда ребенок становится старше и у него развивается музыкальный слух, можно научить его различать звуки и определять их источник.

Сухая фасоль (1,5–4 года)

Возьмите большую стеклянную или керамическую салатницу и наполните ее наполовину сухой фасолью. Выбирайте крупную фасоль: ребенок не засунет ее в нос или ухо, а при ее пересыпании из большой ложки в  миску получится приятный звук. Дайте ребенку большую ложку и покажите, как зачерпывать фасоль и высыпать обратно в миску.

Малышу можно разрешить просто поиграть с фасолинами. Когда он зачерпывает их ладонями, получается интересный звук. Если ребенок просыпает фасолины мимо, покажите ему, как их поднять и положить в миску. Подчеркните, как важно, чтобы все фасолины были в миске. Будьте готовы к тому, что сначала фасолины могут рассыпаться вокруг миски. Не ругайте ребенка, а покажите ему, как все исправить.

Пересыпание фасоли. — Иллюстрация из книги.

Одинаковые колокольчики (2–5 лет)

Для этой игры нужно подготовить 8 или больше пар колокольчиков, чтобы каждая пара звучала одинаково. Поскольку колокольчики могут выглядеть по-разному, ребенок должен играть с закрытыми или завязанными глазами. Колокольчики могут быть двух видов: с ручкой и, например, на ленте.

Ребенок одной рукой поднимает колокольчик за ленту и трясет его или ударяет другой рукой, чтобы он зазвенел. Ребенок звонит в колокольчик и откладывает его. Затем берет второй и звонит в него, чтобы проверить, не совпадает ли звук.

Он может захотеть еще раз позвонить в первый колокольчик, чтобы вспомнить звук.

Если первый колокольчик не парный, ребенок его откладывает, берет еще один и слушает, не подходит ли его звук. Когда малыш находит пару, он откладывает ее в другую сторону. Затем он выбирает следующий колокольчик. Игра продолжается до тех пор, пока он не найдет все пары колокольчиков.

Игры с колокольчиками. — Источник.

Звуковые цилиндры (3–6 лет)

Еще одно упражнение, которое помогает детям развить способность различать звуки, основано на использовании звуковых цилиндров. Сделать их можно из любых деревянных, пластиковых или стеклянных контейнеров. Они должны быть непрозрачными, чтобы их содержимого не было видно. Также контейнер при потряхивании должен производить четкий звук, когда внутри него находится какой-то предмет.

Можно использовать маленькие стеклянные баночки из-под детского питания: нужно закрасить их или закрыть цветной бумагой, чтобы стенки стали непрозрачными. Шесть контейнеров должны быть одного цвета, еще шесть — другого.

Попарно наполните контейнеры (пара разных цветов) предметами, издающими интересные звуки (сухим горохом, фасолью, рисом, песком). Ребенок должен совместить контейнер одного цвета с парным другого цвета, издающим тот же звук.

В монтессори-школах наборы из  6  контейнеров помещаются в отдельную коробку, крышка которой выкрашена в тот же цвет.

Игра с звуковыми цилиндрами. — Источник.

Занятия на развитие тактильных ощущений

Есть много способов развития тактильной чувствительности ребенка.

Выбор предметов с одинаковой текстурой (2–5 лет)

Эта игра подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых имеет отличающуюся текстуру.

Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и приладить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными — чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь.

Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.

Предложите ребенку с  закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. При переворачивании предметов ребенок сможет наглядно убедиться, насколько верным был его выбор.

Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет)

Еще один вариант упражнения — корзина с лоскутками разных видов тканей: шелк, шерсть, хлопок, твид и  т.  д. Подготовьте парные лоскутки каждого вида. Попросите ребенка с  закрытыми или завязанными глазами найти пары, одинаковые на ощупь, и положить их вместе на стол. Когда ребенок откроет глаза, он сможет увидеть, правильно ли он выбрал.

Игры с разными текстурами. — Источник.

«Волшебная сумка» (3–6 лет)

Это одна из любимых детских игр. Обычно для нее нужна простая матерчатая сумка или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет, который он не видит. Потребуется набор небольших предметов, хорошо знакомых малышу.

Попросите его закрыть глаза и  положите любой предмет в сумку или коробку. Пусть он на ощупь узнает, что это. Если он угадает, поменяйтесь ролями.

Для детей постарше игру можно усложнить, используя, например, шишки, ракушки или геометрические фигуры.

Волшебная сумка. — Иллюстрация из книги.

Игра на развитие обоняния

Как правило, у детей обоняние развито гораздо лучше, чем у большинства взрослых. Этоу пражнение поможет ребенку развить его и научиться узнавать и называть разные запахи.

Баночки с запахами (3–5 лет)

Вам нужен набор из 12 маленьких одинаковых пластиковых или стеклянных контейнеров с крышками. Хороши цилиндрические баночки для специй с  закручивающимися крышками, но можно использовать и баночки из-под детского питания.

Нужно сделать два одинаковых набора по 6 баночек в каждом. Декорируйте один набор синей бумагой, а второй — зеленой. Поместите в каждую баночку ватный шарик с нанесенным на него запахом. Шарики должны быть парными: один — в синей баночке, а второй — в зеленой.

Для каждой пары используйте свой запах.

Можно использовать жидкие ароматизаторы, например ваниль, миндаль, мяту, лимон, или духи. В некоторые баночки вместо ватного шарика можно положить кусочки настоящих продуктов с сильным и приятным запахом, например кусочек лимона или апельсина, специи, такие как гвоздика или корица.

Тогда убедитесь, что ребенок не видит, что в банке. Со временем эти вещества теряют запах, и периодически их нужно будет заменять. Ребенок берет баночку из одного набора, открывает крышку и нюхает. Его задача — найти такой же запах в  баночке из  второго набора.

После этого он отставляет найденную пару и продолжает с оставшимися баночками.

Баночки с запахами. — Источник.

По материалам книги «Энциклопедия Монтессори».

P.S.: Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Обложка поста: mamaseregika.blogspot.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2016/01/27/razvivayushhie-igry-dlya-malyshej-po-metodike-montessori/

Рождение ребенка
Добавить комментарий