Пальчиковая гимнастика: как делать и с чего начать

Содержание
  1. Пальчиковая гимнастика: как делать и с чего начать
  2. С какого возраста можно приступать к пальчиковой гимнастике
  3. «Сорока»
  4. «Пальчик-мальчик»
  5. «Журавли»
  6. «Рак»
  7. «Дружные пальчики»
  8. «Ёлка»
  9. «Резвый табунок»
  10. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах
  11.       Дом
  12.        Друзья – садоводы
  13.        Лодочка
  14.        Мышка
  15.        Апельсин
  16.        Шарик
  17.        Летела сова
  18.        Пятачок
  19.        Белка
  20.       Наша семья
  21.        Зимняя прогулка
  22.         Паучок
  23.         Берёза
  24.         Рыбки
  25.        Шла кукушка
  26.         Пчёлки
  27.         На постой
  28.        Медузы
  29.       Ладушки ладошки
  30. » Пальчиковая гимнастика: развиваем руки малыша
  31. Цель пальчиковой гимнастики
  32. Развитие мелкой моторики
  33. Способы развития мелкой моторики
  34. Пальчиковый массаж
  35. Пальчиковые игры
  36. Влияние на развитие речи
  37. Готовим руку к письму
  38. Выводы
  39. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка 1-3 года
  40. Польза упражнений
  41. Правила проведения занятий
  42. Виды упражнений
  43. Популярные книги и пособия
  44. Пальчиковая гимнастика для детей разных возрастов. Упражнения, игры и техника массажа для разминки пальцев ребёнка
  45. В чём польза пальчиковой гимнастики для ребёнка
  46. Правила проведения занятий
  47. Виды упражнений
  48. Упражнения с игрушками
  49. Массаж пальчиков
  50. Пальчиковые игры
  51. Для маленького ребёнка
  52. Для детей школьного возраста

Пальчиковая гимнастика: как делать и с чего начать

Пальчиковая гимнастика: как делать и с чего начать

Эти простые, но очень эффективные упражнения помогут развить мелкую моторику рук, подвижность ног, плеч и даже сформировать правильную осанку у малышей. Кроме того, каждое упражнение скорее напоминает весёлый танец, так что его легко запомнить и интересно выполнять. Как именно это делать, и с чего начать — рассказываем в статье.  

Пальчиковая гимнастика и игры – это огромная польза для здоровья малыша!

Во-первых, гимнастика для рук оказывает благотворное влияние на весь организм. Ведь известно, что на ладонях располагаются активные точки, воздействуя на которые улучшается работа тех или иных внутренних органов. Кроме того, любые приёмы – поглаживания, постукивания подушечек пальцев, лёгкий массаж и растирание ладоней – несут ребёнку только положительные эмоции и здоровье.

Во-вторых, благодаря пальчиковой гимнастике улучшается координация движений, внимание и развивается мелкая моторика рук.

В-третьих, весёлые считалочки, которыми сопровождается пальчиковая гимнастика, формируют у малыша правильное звукопроизношение и способствует умственному развитию ребёнка.

В-четвёртых, пальчиковая гимнастика поможет подготовить руки ребёнка к письму.

С какого возраста можно приступать к пальчиковой гимнастике

Пальчиковую гимнастику с ребёнком можно проводить уже с рождения. Сначала начинайте с простых поглаживаний пальчиков. Не забывайте ласково разговаривать в это время с крохой: они очень чувствительны к интонации.

С 6-7 месяцев можно делать лёгкий и деликатный массаж кистей рук и фаланг каждого пальчика в течение 2-3 минут.

С 10 месяцев с малышами можно проводить уже ощутимую пальчиковую гимнастику, разрабатывая пальчики с большей амплитудой движения, чем раньше, вовлекая уже все пальчики.

Для ребёнка двухлетнего возраста и старше используйте разнообразные движения для гимнастики пальчиков и сопровождайте их забавными стишками, которые малыш заучит наизусть и будет повторять вместе с вами. А теперь, усвоив «теорию», самое время перейти к практике. Рассмотрим упражнения, которые включают пальчиковую гимнастику, в зависимости от возраста малыша.   

«Сорока»

При этом указательным пальцем правой руки выполняйте круговые движения по ладони левой руки:

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Затем по очереди загибайте мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

«Пальчик-мальчик»

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему от указательного до мизинца

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

С этим – в дудочку дудел.

«Журавли»

До свиданья, до свиданья,

Возвращайтесь поскорей!

Провожаем, провожаем

В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

Крылышками машем:

«До свиданья, Маша!

Полетели мы на юг,

Вспоминай нас, добрый друг!»

Ладошками изображаем крылья птиц.

«Рак»

Как хватает рыбу рак?

Да клешней своей – вот так!

Манит он своей клешнею:

«Пощипаемся с тобою!»

Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

«Дружные пальчики»

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

Когда произносите каждые две строчки, то палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повращать кистями.

«Ёлка»

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.

«Резвый табунок»

«Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/palchikovaya-gimnastika-kak-delat-i-s-chego-nachat/

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

Пальчиковая гимнастика: как делать и с чего начать

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки.

Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).2. Обязательно чередуйте три типа движений:сжатие;растяжение;

расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

      Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)Чтоб окошко было в нём,(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)Чтоб у дома дверь была,(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и “растопыриваем” пальчики)Чтоб вокруг забор стоял,Пёс ворота охранял,(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы “растопырены”.

Затем пальцы опускаем вниз, делаем “стряхивающие” движения)И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   “бутончик тюльпана”)

       Друзья – садоводы

Палец толстый и большойВ сад за сливами пошёл.(Ладошка собрана в “кулачок”. Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)Указательный с порогаУказал ему дорогу.

(Отгибаем указательный пальчик, далее “сгибаем-разгибаем”)Средний палец самый меткий,Он сбивает сливы с ветки.(Отгибаем средний пальчик, “сгибаем-разгибаем” его.

При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)Безымянный подбирает,(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)А мизинчик-господинчикВ землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показываем “кораблик”)Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам – “смотрим вдаль”)На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)У них ушки на макушке,(Приставляем обе ладошки к своим ушам)У них длинные хвосты,(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)И страшны им только кошки, только кошки да коты!(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем – получаются “коготки”)В конце этой игры можно спросить у ребёнка:-Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки

       Лодочка

Две ладошки прижму,И по морю поплыву.(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)Две ладошки, друзья, -Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками – “лодочка плывёт”)Паруса подниму,(У соединенных вместе рук в форме “лодочки” поднять вверх большие пальцы)Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками – “лодочкой”)А по бурным волнамПлывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – “рыбки плывут”)

       Мышка

Мышка в норку пробралась,(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)На замочек заперлась.(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)В дырочку она глядит,(Делаем пальчиками колечко)На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

       Апельсин

(Рука сжата в кулачок)Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево)Много нас, а он один!(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)Эта долька для ежа,(Разгибаем указательный пальчик)Эта долька для чижа,(Разгибаем средний пальчик)Эта долька для утят,(Разгибаем безымянный пальчик)Эта долька для котят,(Разгибаем мизинчик)Эта долька для бобра,(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)Ну, а волку – кожура.(Двумя руками показываем волчью пасть)Он сердит на нас – беда!(Складываем руки домиком)

В домик прячемся – сюда!

       Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)Надуваем быстро шарик.(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик надут)Он становится большой.(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)Вдруг шар лопнул,воздух вышел -(Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

       Летела сова

(Машем руками)Летела сова,Весёлая голова.Летела-летела,(Кладём руки на голову)На головку села.Села, посидела,Головой повертела(Снова машем руками)

И опять полетела.

       Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)Поросенок ПятачокОтлежал себе бочок!(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх – потягиваемся)Встал на ножки,Потянулся!(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)А потом присел,Нагнулся!(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)И немножко поскакал,И на месте пошагал.(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)А потом опять прилёг, –

Но уже на левый бок!

       Белка

(В самом начале кулачек сжат)Сидит белка на тележке,Продаёт она орешки:(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

      Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)Этот пальчик большой -Это папа дорогой.Рядом с папой – наша мама.Рядом с мамой – брат старшой.Вслед за ним сестренка -Милая девчонка.И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

       Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)Раз, два, три, четыре, пять(“Идём” по столу указательным и средним пальчиками)Мы во двор пришли гулять.

(“Лепим” комочек двумя ладонями)Бабу снежную лепили,(Крошащие движения всеми пальцами)Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)А ещё в снегу валялись.(Отряхиваем ладошки)Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

        Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)Паучок ходил по ветке,А за ним ходили детки.(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)Дождик с неба вдруг полил,(Хлопок ладонями по столу/коленям.

)Паучков на землю смыл.(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.)Солнце стало пригревать,(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)Паучок ползёт опять,(“Паучки” ползают по голове.

)А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

        Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)Берёза моя, берёзонька.(То же, но левой рукой)Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох)Стоишь ты, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Посредь долинушки,(подъём рук, вдох)На тебе, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Листья зелёные,(Подъём рук, вдох)Под тобой, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Трава шёлковая,(Подъём рук, вдох)Вокруг тебя, берёзонька,(Опустить руки, длительный выдох)Девицы красные

Венки вьют, плетут…

        Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)Пять маленьких рыбок играли в реке,(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)Лежало большое бревно на песке,(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими “ныряющее” движение.)И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!”(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

)Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко.”(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)А третья сказала: “Мне хочется спать!”(Быстро качаем ладонями – дрожь.)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)А пятая крикнула: “Здесь крокодил!(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.

)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!”

       Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)Шла кукушка мимо рынка,(Ладони соединяются “ковшом” – корзинка.)У неё была корзинка,(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)А корзинка на пол – бух!(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

        Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”.)Домик маленький на ёлке,Дом для пчёл, а где же пчёлки?(Заглядываем в “улей”.

)Надо в дом постучать,(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)Раз, два, три, четыре, пять.Я стучу, стучу по ёлке,Где же, Где же эти пчёлки?(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

)Стали вдруг вылетать:(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз два, три, четыре, пять!

        На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы – порог избы.

(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.

)Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.

)Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы “пляшут” совершая перекрестные движения.)Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди.

Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)

(Руки вытягиваются вперед.)

       Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)Две огромные медузыПрилепились пузом к пузу.(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

      Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)Мыли мылом ручки.Мыли мылом ножки.Вот какие ладушки,Ладушки ладошки!Наварили кашкиПомешали ложкой.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошкиДомик для матрешки.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке ПеструшкеНакрошили крошек.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошкиТанцевали ножки.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошкиОтдохнуть немножко.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку колыбельных песен и статусов о детях.

Источник: http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html

» Пальчиковая гимнастика: развиваем руки малыша

Пальчиковая гимнастика: как делать и с чего начать

О том, как важно развивать моторику мышц рук малыша, известно многим родителям. Наука подчёркивает связь развития речи ребёнка и того, как развиты пальцы его рук.

Именно поэтому в Японии малышей часто отдают учиться играть на скрипке с самых ранних лет.

Мы же предлагаем мамам и их ребятишкам вместе заниматься пальчиковой гимнастикой — одним из самых интересных способов совместных занятий с детьми, имеющим игровую форму.

Цель пальчиковой гимнастики

«Полезно знать. Комплекс упражнений для развития рук и пальцев называется пальчиковой гимнастикой. Такая гимнастика имеет благотворное влияние на организм малыша, активизируя развитие его умственных способностей».

К сожалению, технический прогресс, результатом которого стало обилие всевозможных игрушек, бытовой и компьютерной техники, не особо способствует тому, чтобы пальчики детей получали нужное развитие.

Здесь на помощь придёт пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения, входящие в её состав, направлены на развитие ловкости, подвижности, творческих способностей, внимания и скорости реакции ребёнка, а забавные стихи помогут расслабиться и достичь спокойного умиротворённого состояния.

Ребятишки, с которыми постоянно занимаются пальчиковой гимнастикой, начинают раньше говорить и делают это лучше сверстников, быстрее осваивают навыки письма, хорошо запоминают, меньше нервничают.

Пальчиковая гимнастика — отличное занятие с ребёнком на каждый день. Учителя и логопеды используют такую гимнастику как средство обучения, небольшой перерыв среди занятия и отдых для ребёнка. Пальчиковые игры станут чудесным моментом содержания детских праздников.

Итак, пальчиковая гимнастика:

  • развивает мелкую моторику детских рук и пальцев
  • способствует развитию мозга и речи ребёнка
  • развивает творческое начало
  • улучшает память
  • готовит руку к письму
  • поднимает настроение и благотворно влияет на психику ребёнка
  • обеспечивает хороший досуг
  • закрепляет позитивный настрой на занятия.

Развитие мелкой моторики

Далеко не все родители осознают, как важно работать над мелкой моторикой рук ребёнка, и уж тем более не все знают, с помощью каких способов это можно делать. Давайте подробно взглянем на этот вопрос.

Мелкая моторика — это умение делать мелкие и чёткие движения руками (пальцами, кистями). Сфера мелкой моторики состоит из немалого количества разных движений рук — от простых (что-то хватать, удерживать) до сложных (техника письма, рисование).

Развивать мелкую моторику у малышей крайне важно, ведь это способствует полноценному развитию ребёнка. Начинать это делать нужно как можно раньше.

Сначала маленький ребёнок видит свои руки, рассматривает их, совершает движения, пробует управлять ими. Позже малыш пробует самостоятельно брать предметы, удерживать их — сначала ладошкой, а потом двумя пальцами.

По мере развития ребёнка, ему показывают, как нужно верно держать ложку или карандаш.

«Формирование мелкой моторики теснейшим образом связано с формированием психических познавательных процессов малыша (памяти, ощущения, восприятия, внимания, воображения, мышления), а также с развитием речи. Наукой доказано, что речевой и моторный центры мозга находятся рядом — вот поэтому стимулирование нервных окончаний, которые находятся на кончиках пальцев, содействует активизации речевого развития».

Благодаря развитию мелкой моторики, у ребёнка появляется ловкость рук, формируется красивый почерк, быстрота реакций. По тому, как развита мелкая моторика, определяют готовность дошкольника к школе. Если мелкая моторика хорошо развита — значит, у ребёнка и всё в порядке с памятью, мышлением, логикой.

Мелкую моторику развивают поэтапно. Для этого малышу необходимо подбирать соответствующие его возрасту и умениям способы и средства развития:

  1. С 6 месяцев. Тренировкой детских пальчиков можно начать заниматься с момента, когда малыш достигнет шестимесячного возраста — в виде массажа и пассивных движений.
  2. С 9 месяцев. Обеспечьте малыша всевозможными кубиками, пирамидками и колечками, для того, чтобы он мог их перебирать.
  3. Дошкольный возраст. Предложите разные виды деятельности для рук: работа с конструкторами и мозаиками, рисование, лепка, рукоделие (вышивание, макраме).

Способы развития мелкой моторики

  1. Пальчиковый массаж. Такая пассивная гимнастика подходит для самых маленьких.
  2. Пальчиковые игры. Сюда относятся пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж и рисование с помощью пальцев.
  3. Пальчиковый театр. Может иметь форму настольного и верхового.
  4. Игры с предметами мелкого размера. Можно играть с крупами, макаронами, песком и другим натуральным материалом. Хорошо развить руки помогают игры с мячиком и мелкими игрушками, а также занятия по выполнению узоров из мелких деталей.
  5. Ручные тренажёры.

    Игрушки из магазина тоже могут быть полезны, если это специальные развивающие «тренажёры»: вкладыши, шнуровки и т. д. Подобные тренажёры можно изготовить и самим.

  6. Занятия изобразительным искусством.

    Лепка, рисование, аппликация, работа с конструктором — традиционно считаются отличными способами развития рук ребёнка.

  7. Использование простого карандаша.

    Получив простой карандаш, малыш может тренировать руки, обводя предметы по точкам и рисуя по клеточкам, ища выход из лабиринтов, штрихуя силуэты.

Самым эффективным видом занятий является пальчиковый тренинг, включающий в себя различные игры и упражнения.

Пальчиковый массаж

Заниматься развитием ручек младенца можно начинать с рождения. Малыш сам начнёт показывать свою готовность заниматься, сжимая ваш палец или пытаясь взять погремушку. А видели, как детки хватают себя за ножки и притягивают их к себе? Именно в этот момент можно начинать малышу развивать ручки. Поможет в этом специальный массаж — пальчиковый.

С чего начать? Ласково загибайте пальчики крохе, сопровождая движения потешками или забавными стишками. Чтобы массаж был эффективнее, не просто загибайте пальчики, а легонько их массировать — с мизинчика до большого пальца.

Рассказывая про то, как «сорока кашу варила», «варите» на детской ладошке, делая круговые движения, со средней интенсивностью. Рифмовки при этом повторяйте ритмично, эмоционально, выразительно, чётко проговаривая: малыш должен понимать, о чём речь. Следите за своим тембром и интонациями.

Уделяйте внимание обеим ладошкам. Для звукового сопровождения такого массажа отлично подходят народные игры, в которые играют целые поколения мам с детками: «Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока» прочие. В принципе, любое стихотворение, потешка или песенка могут стать основой для пальчикового массажа.

Таким образом, вы не только сможете начать развивать ладошки малыша, но и весело проведёте время.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры — это полезный детям дошкольного возраста вид гимнастики. Такими играми рекомендуется заниматься годовалым детям и старше.

Пальчиковые игры очень нравятся детям, развивают их ручки, укрепляют отношения мам с детьми.

Покажите ребёнку, как играть: заготовьте весёлые стихи, покажите движения, и увидите: малыш будет в восторге. Пальчиковые игры несут ещё и обучающую функцию: с их помощью дети узнают цифры, учатся считать, изучают части тела и т. д.

Перечислим самые эффективные пальчиковые игры, которые весьма просто проводить:

  1. «Ладушки». Вспоминаем знакомую с детства потешку и учим кроху хлопать в ладоши.
  2. «Рвём бумагу». Это можно делать в 7-8 месяцев. Покажите малышу несколько листков цветной бумаги. Пусть он возьмёт их, рассмотрит, попытается смять или разорвать. Малышу интересны будут новые манипуляции. Он почувствует свойства своих рук и разных предметов.
  3. «Листаем страницы». Перелистывание красочной детской книжки или журнала — не только увлекательное для малыша занятие, но и полезное для развития рук.
  4. «Изучаем бусы». Малышам очень нравится перебирать предметы мелкого размера. Это и очень полезно для ручек. Разрешите крохе перебирать свои бусы.
  5. «Перебираем крупу». Наполните миску крупой и пододвиньте её к малышу. Пусть он окунёт ручки туда, потрогает, какие зёрнышки на ощупь, пересыпает из ладошки в ладошку. Эта игра отлично развивает сенсомоторику.
  6. «Узоры на песке». Песок насыпьте на поднос. Покажите ребёнку, как можно делать узоры пальцем. Возьмите пальчик малыша и поводите по песку. Начинайте с простого — рисования линий, геометрических фигур, волн. Постепенно усложняйте задания.
  7. «Крышки». Такая простая бытовая игра, как закручивание крышек на банки и бутылки, делает пальчики ловкими.
  8. «Одеваемся и обуваемся сами». Это вовсе и не игра, а обычное включение ребёнка в самостоятельную деятельность. Пусть он учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Это не только поможет быстрее развить пальчики, но и приучит малыша самостоятельно обслуживать себя. В дополнение можно изготовить дидактический материал с пуговицами и шнурками, который станет отличным тренажёром.

Советы родителям.

  • Игры должны быть безопасны. Они должны проходить под наблюдением родителей.
  • Играть нужно регулярно. Лучше это делать ежедневно.
  • Не утомляйте ребёнка. Следите за интересом ребёнка к игре, не делайте занятия чрезмерно продолжительными.

Влияние на развитие речи

«А ваш ребёнок уже заговорил?», «Какое было его первое слово?»: молодая мама часто может услышать эти вопросы. Такие вопросы не всегда радуют, особенно если кроха всё ещё молчит. Если такая проблема имеет место, то нужно особое внимание уделить выполнению пальчиковой гимнастики.

Детские психологи уже давно взаимосвязали развитие речи и мелкой моторики рук.

В чём же состоит влияние развития рук на речь?

Уровень двигательного развития рук и пальцев непосредственно связан с функцией речи. Многие учёные, изучающие деятельность мозга детей и их психику, указывают на огромное значение рук, их стимулирующее действие.

Учёные установили, что если пальцы рук развиты в соответствии с возрастом, то и речь — в норме. Если же развитие рук отстаёт от нормы, то у ребёнка можно наблюдать задержку речевого развития.

Развитие речи происходит под влиянием импульсов, которые исходят от пальцев, и поступают в центр мозга, ответственный за речевую сферу. Эти данные и дали основание использовать различные стимулирующие методы развития речи посредством развития движений рук.

Массаж, упражнения, игры, манипуляции с предметами, рукоделие, игра на музыкальных инструментах — всё это совершенствует руки и пальцы ребёнка, способствуя развитие речи.

«Совет. Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка. Для младенцев подойдёт массаж. Младшим дошкольникам – катание шариков разного диаметра. Детям постарше – конструирование, логические игры с применением счётных палочек, создание поделок».

Готовим руку к письму

И мам и пап, и учителей тревожит вопрос о том, как хорошо подготовить ребёнка к школе. Педагоги заметили, что первоклассники сталкиваются с трудностями при овладении первыми навыками письма.

Письмо — достаточно сложный навык для ребёнка, основанный на тонких движениях руки.

Только слаженная работа мелких мышц кисти руки, развитое зрительное восприятия и произвольное внимание будут способствовать успеху при овладении техникой письма.

Учителя часто сталкиваются с тем, что первоклассники не могут правильно держать ручку, неправильно ею орудуют. Причина этого — в недостаточном развитии рук. В этом случае необходимо снова обратиться к пальчиковой гимнастике: простые упражнения помогут обеспечить нужную подготовку руки ребёнка к письму.

  1. Массируем пальцы. Это ребёнок может делать сам или с помощью взрослого. Необходимо тщательно массировать пальцы каждой из рук, начиная с кончиков. Делать это нужно поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Длительность такого массажа — не более 2-х минут. Массаж пальцев рекомендуется выполнять при письменной деятельности: перед началом, в середине, в конце.
  2. «Приветствие». Ребёнок дотрагивается большим пальцем до всех остальных, как бы здоровается: «Здравствуйте!».
  3. «Лебедь». Ребёнок делает движения кистями рук, имитируя полёт лебедя.
  4. «Крестик-нолик». Ребёнок скрещивает поочерёдно указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец.
  5. «Колокольчик». Ребёнок трусит кистями рук в течение 30-40 секунд.
  6. «Змея». Ребёнок тянется каждым пальцем к основанию того же пальца. .
  7. «Пианино». Ребёнок изображает игру на пианино.
  8. «Режем ножницами». Ребёнок соединяет пальцы в пары, а потом разводит их.
  9. «Рисуем круги». Ребёнок рисует в воздухе круги с помощью каждого пальца каждой руки.
  10. В конце занятия повторяем упражнения №3 и №5. Заканчиваем массажем (самомассажем).

Выводы

Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7543

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка 1-3 года

Пальчиковая гимнастика: как делать и с чего начать

/ 0 – 1 год / Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка 1-3 года

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

По мнению специалистов, пальчиковая гимнастика положительно влияет на развитие мелкой моторики, мышления и речи дошкольников. Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.

Массаж пальцев и ладоней рекомендован для малышей, в возрасте от одного года.

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:

  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

Они должны читаться с ярко выраженной интонацией и сопровождаться гимнастикой, содержащей элементы массажа. Например, в процессе чтения текста взрослый может разгибать, потирать и поглаживать пальцы ребенка.

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок, а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка. Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки. Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/palchikovye-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-i-myshleniya-rebenka-1-3-goda.html

Пальчиковая гимнастика для детей разных возрастов. Упражнения, игры и техника массажа для разминки пальцев ребёнка

Пальчиковая гимнастика: как делать и с чего начать

Развитие ребёнка непосредственно зависит от родителей. Это касается и физических, и моральных качеств. Пальчиковая гимнастика как раз соединяет оба эти требования в себе.

А всё потому, что от мелкой моторики напрямую зависит мозговая деятельность.

К тому же такие занятия не требуют уймы времени и усилий, а игровая форма сделает их весёлыми и интересными даже для самых маленьких. Узнаем об этом побольше.

В чём польза пальчиковой гимнастики для ребёнка

Массаж для маленьких полезен тем, что помогает разгонять кровь и активизировать нервные окончания. Это касается и массажа пальчиков рук и ног. Плюс, такие физкультурные игры развивают мелкую моторику. Цель подобных занятий — познакомить малыша с пальчиками, показать, как ими можно двигать.

Для более взрослых это возможность переключить внимание, отдохнуть и научиться концентрироваться на деталях. Важно!Превратите тренировку в игру — пойте, говорите с разными интонациями. Так малыши будут лучше воспринимать занятие и не начнут скучать.

Особенно это касается активных детей до года — они редко хотят сидеть на месте.

Когда занятия сопровождаются стишками, скороговорками, это помогает развить речь, улучшить произношение звуков, потренировать память и внимание. Плюс, после систематических физкультминуток дети будут знать элементарные стихи и песни.

Занятия бывают пассивными и активными. Первый вид подразумевает работу взрослых над пальчиками и руками малыша — поглаживание, сгибание и разгибание. Второй вариант подходит детям, которые уже сами могут повторять движения за родителями.

Правила проведения занятий

Чтобы занятия приносили радость и были эффективными, нужно придерживаться нескольких правил:

  • не заставляйте работать уставшего малыша, особенно если он не в настроении (хочет спать, кушать, ползать);
  • перед каждым занятием предупредите о его начале — поглаживайте медленно ручки и рассказывайте о том, что сейчас будут игры;
  • не спешите, делайте всё медленно, а каждое упражнение повторяйте не менее 5 раз;
  • чередуйте руки, а потом попробуйте сделать упражнение одновременно с двумя;
  • говорите спокойным тоном, чётко и уверенно, меняйте интонации;
  • после каждого упражнения встряхните легонько кисти, показывая, что эта игра закончилась;
  • смотрите на реакцию ребёнка — повторяйте чаще игры, которые ему нравятся, а нелюбимые отложите на некоторое время;
  • хвалите малыша за правильные движения, произношения звуков;
  • для более взрослых детей нужно подавать пример — периодически сами делайте зарядку и предлагайте присоединиться.

Работать с мелкой моторикой необходимо каждый день. Пусть это будет один раз в сутки, но качественно.

Лучше выбирать время после сна и еды, когда ребёнок полон сил и энергии для обучения. На ночь можно сделать пару спокойных упражнений, подобрав при этом стишки про сон или колыбельные.

Например, укладывайте сначала спать пальчики ребёнка по одному, а потом говорите, что и ему пора.

Важно!Длительность занятий зависит от того, сколько выдержит ребёнок. Ни в коем случае не заставляйте, не повышайте голос и не ругайте — это игры, в них надо вовлекать весёлой интонацией и похвалой.

Виды упражнений

Для качественной и продуктивной тренировки не обязательно иметь уйму игрушек или специальных приспособлений — большинство упражнений проводятся без них. Но некоторые игры подразумевают занятия с применением предметов, поэтому достаточно будет приобрести несколько самых важных.

Упражнения с игрушками

Какой бы сложной или простой ни была игрушка, которую вы купили своему ребёнку, вы должны играть вместе. Показывать, рассказывать и помогать тактильно изучить предмет.

Есть множество специальных игрушек, которые созданы для развития моторики рук:

  • сортеры с разными объёмными фигурками и отверстиями для них;
  • пальчиковые лабиринты — закрученные палочки, по которым нужно водить фигурки, кубики, кружочки;
  • деревянные каталки с крутящимися деталями;
  • игрушки с кнопками, на которые малыш должен нажимать;
  • ксилофоны и пианино;
  • для детей постарше есть кинетический песок, пазлы, складывающиеся кубики со вставными деталями.

Играя с малышом, вы не только покажите, как справляться с кубиками, пирамидками и кнопками, но и поможете ему заговорить. Показывайте (и рассказывайте) медленно, как двигаются детали, как вставляются фигурки, как крутятся колёсики. И давайте ребёнку повторять за вами.

Для развития моторики с игрушками нужно:

  • водить пальчиком и ручкой по неровным краям игрушек;
  • давать трогать тканевые игрушки, пластиковые, деревянные — каждая из них вызывает разные реакции в ответ на гладкость, мягкость, холод, тепло;
  • нажимать кнопки музыкальных игрушек каждым пальчиком по очереди и потом — всей рукой;
  • давать сжимать игрушки разных размеров, форм.

Массаж пальчиков

Особое внимание уделите именно массажу — он поможет разогреть ручки, разогнать в пальчиках кровь и научить малыша сгибать и разгибать их. Начинайте работу с руками младенца с самого рождения — поглаживайте ладошки во время кормления, давайте сжимать свой палец. С каждым месяцем возможных упражнений будет всё больше.

Главное правило для любого массажа — начинайте с лёгких поглаживаний и растираний, а потом уже можно делать круговые упражнения кистей, разминать пальцы и сгибать их. Для занятий подойдут любые стишки-потешки или считалочки. Если фантазия позволяет, можно придумывать на ходу.

Рассмотрим самые популярные движения:

  1. Работа с ладонью — положите свою руку на детское запястье и от него свободной рукой проведите линии до кончика каждого пальчика. После этого можно легонько встряхнуть ладошку. Повторите несколько раз.
  2. Растирание пальцев — своими пальцами разотрите детские по очереди, двигайтесь от кончика до основания и назад. Повторите несколько раз для каждого пальца.
  3. Сдавливание — мягко сдавите подушечку каждого пальчика, при этом имитируя круговые движения.
  4. Сгибание-разгибание.

    Начните с большого пальца, сначала нежно согните его пополам, потом прижмите к ладошке. Так проделайте с каждым пальчиком по пять раз.

  5. Работа с кулаком — возьмите руку малыша в свою и согните её в кулак, раскройте и легонько потрясите расслабленной рукой. Повторите 5 раз.

  6. Повороты кисти — согните ладошку в кулак и аккуратно прокрутите её вокруг своей оси. По часовой стрелке и против. Так вы разработаете кисть.

Это самые простые, но действенные упражнения, которые помогут расслабить и размять руки.

Пальчиковые игры

Игры со стишками и песенками всегда интересны детям — так они учатся и тренируются. Для каждого возраста есть свои занятия. Рассмотрим варианты для малышей и школьников.

Для маленького ребёнка

Особенность этих игр заключается в том, чтобы их проводили родители. Малыш пока ещё не в состоянии сгибать и разгибать пальцы осознанно. При этом нужно проговаривать стишок или напевать песенку. Это не обязательно должно быть народное творчество, можно придумывать и самостоятельно. Приведём примеры некоторых возможных игр.

«Сорока-ворона»:

  • круговыми движениями водим своим пальцем по ладошке малыша и приговариваем: «сорока-ворона кашку варила, деток кормила»;
  • сгибаем по очереди каждый пальчик, говоря каждый раз слова: «этому дала»;
  • сгибаем мизинчик и говорим: «а этому не дала»;
  • разгибаем пальцы и начинаем сгибать снова, приговаривая: «он в лес не ходил, дрова не носил, печку не топил, кашку не варил, вот и не получит кашку»;
  • встряхиваем легонько ладошку и говорим: «пусть будет голодным».

Считалочка про зайчика:

  • сгибаем каждый пальчик и считаем: «раз, два, три, четыре, пять»;
  • разгибаем сразу все — «вышел зайка погулять»;
  • опять сгибаем каждый и считаем: «раз, два, три, четыре, пять»;
  • разгибаем и говорим: «зайка спрятался опять».

«Члены семьи»:

  • сгибаем каждый пальчик и называем его: «этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — мама, этот пальчик — папа, этот пальчик — я»;
  • разгибаем их и встряхиваем ладошку — «вот и вся моя семья».

«Коза»:

  • сгибаем руку в кулак и выставляем мизинец и указательный, при этом говорим: «шла коза рогатая»;
  • разгибаем все пальцы и кладём руки на голову, говорим: «за малыми ребятами».

«Будем гостей приглашать»:

  • сцепляем по очереди каждый палец мамы и малыша, приговаривая: «Саша, приди! Ваня, приди! Маша, приди! Катя, приди! Даша, приди!»;
  • даём ладошкой «пять» и говорим: «будем печь мы пироги!».

Для детей школьного возраста

Дети постарше уже могут сами показывать пальцами фигуры, сплетать их, сгибать по очереди. Поэтому тут будет легче. К тому же считалки им уже неинтересны, поэтому следует привлечь дополнительные предметы — надеть колпачки на пальцы или вязаные напёрстки, ягоды, специальные игрушки. Можно устраивать теневые шоу — с помощью пальцев создавать причудливые фигуры.

Для школьников это нужно, чтобы:

  • учиться переключать внимание;
  • отдыхать;
  • повышать успеваемость за счёт развития работы мозга;
  • улучшить почерк;
  • размять руки после длительной писанины.

Во что можно поиграть:

  1. Ходунки: поверните ладошки друг к другу будто для игры в ладушки.

    В таком положении рук нужно соединить указательный палец левой руки с большим правой, а указательный правой — с большим левой руки, чтобы получилась горизонтальная восьмёрка (или знак бесконечности). Теперь по очереди разъединяют указательный и большой палец, переступая другую пару и снова соединяя их. Можете делать упражнение наперегонки, кто быстрее будет переставлять пальцы.

  2. Рыба: необходимо соединить ладошки и делать ими волнистые движения, которые будут похожи на плывущую рыбку. Это поможет размять рабочие пальцы после продолжительного письма.
  3. Круги: сначала на левой, а потом на правой руке поочерёдно соединяйте подушечки каждого пальца с большим. После чего можно попробовать сделать это сразу обеими руками.
  4. Рисование: возьмите два листа бумаги, две ручки и одновременно рисуйте одно и то же двумя руками. Это поможет задействовать сразу два полушария мозга.
  5. Ухо-нос: левый указательный палец нужно положить на кончик носа, а правый — на левую мочку уха. Затем делается хлопок обеими руками и быстро меняются руки.

    Это игра на внимательность и координацию движений.

Пальчиковая игра «Ухо-нос»

Также школьникам хорошо работать с кинетическим песком, пазлами, пластилином, бисером, бусинками. Итак, мы выяснили, что зарядку для пальцев и рук необходимо делать с рождения ребёнка. Это поможет ему быстрее развиться и заговорить.

Также развитие мелкой моторики рук позволяет выработать внимательность и наладить координацию. Проводить регулярно тренировки нужно и со школьниками младших классов — это поможет им отдохнуть от учебных нагрузок и даже улучшить почерк.

Источник: https://lifegid.com/bok/2844-palchikovaya-gimnastika-dlya-detey.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий