Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Содержание
  1. Особенности воспитания ребенка в неполной семье
  2. Полоролевое воспитание
  3. Общение между родителем и ребенком
  4. Эмоциональные потребности
  5. Социальное общение
  6. Ошибки матерей-одиночек
  7. Ошибки отцов-одиночек
  8. Особенности воспитания ребенка в неполной семье
  9. Как воспитывать малыша
  10. Половое воспитание
  11. Ошибки одиноких мам
  12. Проблемы пап
  13. Советы
  14. Ребенок в неполной семье
  15. Как возникла неполная семья?
  16. Особенности воспитания в неполной семье
  17. О трудностях отцов-одиночек
  18. Повторный брак
  19. Потребности ребенка для здорового развития
  20. Подводим итоги
  21. Неполная семья: как преодолеть трудности в воспитании ребенка
  22. Основное понятие
  23. Классификация проблем
  24. Современные причины
  25. Типы
  26. Особенности воспитания
  27. С какими проблемами сталкивается неполная семья
  28. Советы одиноким родителям
  29. Проблемы воспитания детей в неполных семьях, особенности развития ребенка
  30. Ребенок в неполной семье: в зоне риска
  31. Почему неполная семья — неблагополучная?
  32. Системный взгляд на воспитание ребенка в неполной семье
  33. Мать и дитя — одно целое
  34. Психический инвалид в полной семье
  35. Ребенок в неполной семье: растим и развиваем достойного члена общества

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Особенности воспитания ребенка в неполной семье
Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Неполной называют семью, в которой рядом с ребенком находится только один родитель – мать или отец. Мамы и папы, в одиночку воспитывающие ребенка, часто задаются непростыми вопросами.

Не скажется ли отсутствие второго родителя на развитии малыша? Как помочь своему чаду стать гармоничной личностью при таких обстоятельствах? «Я родитель» уверяет, что неполная семья тоже может дать ребенку полноценное воспитание, главное – учитывать некоторые особенности.

Полоролевое воспитание

Как только дети впервые осознают свою половую принадлежность, они начинают осваивать важные особенности поведения: мальчики – мужские, девочки – женские. Естественно, стать настоящим джентльменом или леди им помогают примеры самых близких людей.

В обычной семье дела так и обстоят: мальчики учатся мужскому поведению, смотря на своих отцов, а девочки воспитывают в себе женственность, наблюдая за своими матерями.

Но что делать, если родитель у ребенка всего один, и он при этом противоположного пола?

Естественно, ни один человек не сможет полноценно выполнять в семье сразу две роли: и отца, и матери. Поэтому одиноким отцам очень трудно объяснить подрастающей дочери, каково это – быть женщиной. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда у матери-одиночки подрастает сын: женщина просто не может показать на личном примере, каким должно быть настоящее мужское поведение. Где же выход?

На самом деле недостающего члена семьи вполне может заменить родственник или друг семьи, с которым у ребенка сложились доверительные отношения. Для мальчика таким человеком может стать дедушка, дядя, старший брат, для девочки – бабушка, тетя, старшая или двоюродная сестра.

Главное, чтобы у человека, который заменяет недостающего родителя, хватало времени и желания на общение с ребенком.

Если у вас неполная семья, но при этом других родственников нет вообще или вы не поддерживаете с ними связь, попробуйте найти среди своего окружения такого человека, которому будет интересен ваш ребенок, и который с удовольствием будет посвящать ему часть своего времени. Это может быть лучший друг, подруга или коллега по работе. Если ваш ребенок будет проводить с этим человеком много времени, и по-настоящему подружится, то проблем с полоролевым воспитанием у него не возникнет.

Общение между родителем и ребенком

Немаловажную роль в правильном воспитании ребенка имеет удовлетворение его потребности в общении с матерью или отцом.

Очень часто случается, что в неполных семьях единственный родитель взваливает на себя тяжкий груз забот на всех существующих фронтах, и, в итоге, на общение с ребенком у него совсем не остается времени.

В такой ситуации ребенок чувствует себя заброшенным, ему не хватает общения с близким для него человеком, а его развитие начинает идти неправильно: появляются трудности с самооценкой, депрессии, замкнутость или демонстративное вызывающее поведение, которое как бы говорит родителю: «Ну, обрати же на меня внимание!».

Часто распространена и обратная ситуация, когда единственный родитель считает, что он обязан дать своему ребенку вдвое больше заботы, раз он оказался в положении «один за двоих» и буквально начинает душить чадо своей любовью. Переизбыток заботы не менее вреден для развития ребенка, чем ее недостаток, поэтому переходить эти грани не стоит.

Эмоциональные потребности

Эмоциональная составляющая играет важную роль для правильного развития ребенка. Именно через эмоции он познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать.

При этом получать полноценное эмоциональное общение ребенок вполне успешно может и в неполной семье. На самом деле ребенку не так уж много нужно для счастья: ему хочется чувствовать себя любимым, важным и значимым для своей семьи.

Ему хочется, чтобы мама или папа им искренне гордились, интересовались его жизнью и всегда были готовы выслушать.

Поэтому не берите на себя непосильную ношу и не старайтесь жить так, как будто вы являетесь одновременно двумя людьми, ведь ребенку нужно всего лишь видеть своего родителя, пусть и единственного, счастливым, гармоничным и уверенным в себе.

Ребенку будет больно видеть перед собой замученную, постоянно раздраженную и усталую мать, которая работает на трех работах, чтобы обеспечить его самой лучшей едой, одеждой и игрушками. Гораздо важнее и приятнее для сына или дочки, если мама каждый день будет гулять по парку, читать на ночь сказки и с удовольствием слушать, что произошло сегодня с её любимым ребенком.

Социальное общение

В полной семье ребенок с самых первых дней жизни оказывается вовлеченным в общество. Он с момента своего рождения оказывается в маленьком социуме, в котором, помимо него самого, есть мать и отец.

Это позволяет ребенку учиться общению между людьми, понимать различие во взглядах окружающих (особенно, когда принципы воспитания мамы и папы в чем-то расходятся), наблюдать за разной реакцией людей противоположного пола, за их взаимоотношениями, выстраивая тем самым определенную модель поведения в обществе.

В неполной семье ситуация принципиально другая. У ребенка есть только один родитель, и малыш не видит, как происходит его общение с другими людьми.

Он не может наблюдать за семейными отношениями со стороны, и, соответственно, его модель поведения в обществе должна формироваться не на примере собственной семьи, а на каком-то другом.

Поэтому главной задачей родителя-одиночки должна стать подготовка ребенка к социальному взаимодействию.

Ищите вокруг примеры, на которых вы можете продемонстрировать ребенку различные положительные варианты взаимодействия одних людей с другими. Пусть ребенок наблюдает, как общаются бабушка с дедушкой, как искренне любят друг друга ваша подруга и ее муж.

Отличным подспорьем в этом непростом деле могут стать книги и мультфильмы, герои которых создают правильную модель поведения – показывают, что такое настоящая дружба, привязанность, любовь, уважение.

Все это поможет вашему ребенку вырасти полноценной личностью.

Ошибки матерей-одиночек

Очень часто в неполной семье, где ребенка воспитывает одна мать, возникает непреодолимая сложность в том, как научить ребенка правильно общаться с противоположным полом. Ситуация особенно усугубляется, когда отец ребенка оставил маму из-за другой женщины.

Обида, крепко затаившаяся в женском сердце на всю жизнь, порой не дает возможности построить новые отношения. И в глубине души женщина начинает ненавидеть всех мужчин поголовно.

Идущая на поводу у своих эмоций (злости, обиды, желания отомстить), такая мать может неосознанно вселить в сознание своей подрастающей дочери мысль о том, что абсолютно всем, без исключения, мужчинам нельзя верить.

Если женщина постоянно рассказывает ребенку гадости о его отце, а в подростковом возрасте убеждает дочь, что ни к чему хорошему отношения с мужчинами не приведут, велик шанс того, что повзрослевшая девочка так и не построит своего личного счастья. Она подсознательно будет избегать мужчин, бояться их, не доверять им, испытывать страх перед отношениями и копировать поведение своей матери.

Если вас бросил муж, не убеждайте себя в том, что и вашей дочери непременно встретится недостойный ее человек. Все ситуации разные, и то, что ваш брак закончился разводом, вовсе не означает, что и выбор вашей дочери будет неправильным. Дайте ей шанс самостоятельно пройти через период первой любви, построить отношения без постороннего вмешательства и научиться чему-то на собственных ошибках.

Принципиально другая ситуация возникает, когда в положении брошенной жены оказывается женщина, воспитывающая мальчика. Ее негативный настрой по отношению к ушедшему отцу может сформировать у ребенка ошибочный стереотип мужского поведения.

Если мама постоянно рассказывает сыну, что его отец был плохим человеком, то ребенок начинает чувствовать себя ущербным – ведь в его жилах течет кровь «плохого» отца.

Самооценка ребенка в таком случае падает, что приводит к психологическим проблемам, сложностям в общении с ровесниками и противоположным полом, затяжным депрессиям, к агрессивному и вызывающему поведению, которое особенно сильно обостряется в подростковом возрасте.

Если от вас ушел отец вашего ребенка – старайтесь держать себя в руках и помнить, что ваша ненависть к нему ни в коем случае не должна передаваться ребенку. Постарайтесь сформировать у него, если не положительный, то хотя бы нейтральный образ отца.

Ошибки отцов-одиночек

Самой главной трудностью, с которой сталкиваются одинокие отцы, является отсутствие физической связи между ними и ребенком.

Когда женщина вынашивает ребенка в своем чреве и дарит ему возможность появиться на свет, между ними возникает крепкая подсознательная связь, которая особенно сильна в первые годы жизни.

Именно к матери ребенок привязывается больше всего. Мужчина же чаще всего просто не чувствует этого особенного контакта.

Труднее всего отцам-одиночкам воспитывать дочерей. Очень часто у них вырастают девочки, которых можно назвать «своим парнем», поскольку папы-одиночки не знают, как научить дочь женственности. Вместо этого дочка получает багаж знаний о том, как быть сильной, выносливой и самостоятельной.

Если вы в одиночку воспитываете дочь, не отказывайтесь от помощи и советов родственников и знакомых женского пола, особенно тех, у кого есть дети. Не стесняйтесь задавать им волнующие вас вопросы, ведь от того, как именно вы воспитаете своего ребенка, будет зависеть его дальнейшая жизнь и личное счастье.

Виктория Котлярова

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/osobennosti-vospitaniya-rebenka-v-nepolnoy-seme/

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Особенности воспитания ребенка в неполной семье
Особенности воспитания ребенка в неполной семье

07.11.2017

Уважаемые читатели, данная статья будет интересна для тех, кого интересуют проблемы воспитания детей в неполных семьях.

К сожалению, в наше время не редкость встретить ребенка, растущего без отца или без матери. С точки зрения психологии, безусловно, малышу не хватает второго родителя.

Однако, вам под силу минимизировать отсутствие мамы или папы, соблюдая особые правила и не допуская ошибки.

Как воспитывать малыша

Родитель должен понимать, что, воспитывая ребенка в одиночку, необходимо учитывать все его потребности. Только так вы сможете вырастить человека, который будет здоров психически, с нормальной самооценкой и взаимоотношениями в обществе.

  1. Потребность развития социальных навыков. Ребенок должен понимать, как вести себя в обществе, очень важно общение со сверстниками. Не обойтись и без формирования опыта на своих ошибках.
  2. Активное участие в общественной жизни. Большую роль отыгрывает посещение мероприятий культурного характера.
  3. Родительское общение с малышом. Тут очень важно, не переусердствовать, но в то же время дать достаточно заботы и любви. Ребенок должен получать столько вашего внимания, сколько ему необходимо. Часто на плечи одинокого родителя ложится большая ответственность, необходимость добывать деньги и много бывать на работе. Однако, нужно находить время, выслушивать переживания малыша и помогать ему советом.
  4. Потребности эмоционального характера. Очень важно вовремя отвечать на вопросы, интересующие ребенка, его поступки, часто хвалить за успехи, принимать активное участие в его жизни.

Половое воспитание

Когда ребенок воспитывается в неполной семье, может возникнуть серьезная проблема, если мальчик остался с мамой или девочка с папой, то есть половая принадлежность родителя не совпадает с полом малыша.

Однако, что делать, когда такой возможности нет. Очень сложно сразу быть и папой, и мамой. К тому же, как мужчине объяснить девочке о женских проблемах и переживаниях, а женщине — как быть мужчиной.

Самым оптимальным выходом является адекватная замена. В данном случае, может рассматриваться либо новый папа, новая мама, либо близкий родственник или друг необходимого пола.

Главное, чтоб у малыша сложились хорошие отношения и взаимопонимание с этим человеком. Если в вашей семье не хватает папы, то для мальчика хорошей заменой станет дедушка или дядя.

Если отсутствует мама, то для юной принцессы хорошим примером будет тетя или бабушка.

Очень важно, чтобы удачно подобранный родственник максимально уделял внимание подрастающему поколению, регулярно общался с ребенком, подсказывал и направлял его.

Если дети из неполных семей не имеют других родственников, кроме единственного родителя, то задумайтесь, возможно, в вашем окружении есть сосед или коллега по работе, который с радостью составит компанию вашему ребенку. Тогда вам удастся избежать проблем неправильного полового воспитания.

Ошибки одиноких мам

Плохими отзывами об отце вы можете испортить будущее дочери

Воспитание ребенка в неполной семье может отягощаться родительскими ошибками.

  1. Мама, которую бросил муж ради другой, может особо остро переживать эту потерю. Если она будет регулярно проговаривать то, какой папа предатель и то, что все мужики такие, то взрослеющая девочка так и не научится доверять мужскому полу, а соответственно не построит собственную семью.
  2. Когда мама регулярно настраивает малыша против папы, оскорбляет, унижает, то девочка не сможет впоследствии адекватно относиться к мужчинам.
  3. Если женщина рассказывает своему сыну гадости об отце, то такой мальчик будет расти с заниженной самооценкой и сложностями в общении с противоположным полом. Вы должны осознавать, что мальчик — будущий мужчина. Кроме того, ребенок понимает, что в его жилах течет отцовская кровь, которая якобы очень плохая.

Проблемы пап

Первая проблема, которая возникает между родителем и ребенком — это отсутствие невидимой связи. Дело в том, что мать вынашивает малыша, дарит ему жизнь, вскармливает грудью. У них формируется крепкая взаимосвязь на подсознательном уровне. Зачастую мужчины просто не испытывают такой привязанности к ребенку.

Особую сложность папа испытывает, когда на его плечи ложится забота о подрастающей девочке. Чаще всего после такого воспитания можно встретить пацанку, у которой совершенно отсутствует женственность. Такой женщине будет сложно построить семью, она будет чувствовать себя «отцом семейства», что понравится не каждому мужчине.

Советы

Рассматривая особенности воспитания ребенка в неполной семье, необходимо учитывать такие правила.

  1. Уделяете ребенку, как можно больше времени.
  2. Всегда выслушивайте малыша, интересуйтесь его переживаниями и проблемами в детском саду или в школе.
  3. Не настраивайте ребенка против второго родителя.
  4. Попытайтесь стать лучшим другом для своего малыша.
  5. Не ругайте ребенка, если он вспоминает, как хорошо жилось в полной семье.
  6. Хвалите своего малыша, но только заслуженно, не перегибайте палку.
  7. Не замыкайтесь. Обязательно общайтесь с разными людьми, ходите на выставки, в театр.
  8. Очень важно, чтоб малыш имел общение с людьми того пола, какого недостающий родитель.
  9. Если ребенок интересуется причинами развода, не стоит придумывать сказки, лучше сразу рассказать всю правду, с учетом возраста малыша.
  10. Если ваш карапуз противоположного пола, читайте литературу, узнавайте гендерные особенности детей. Отец должен уметь поддержать и объяснить непонятные изменения в организме дочери, а мать — сыну.
  11. Нельзя впадать в депрессию. Помните о том, что малыш остро реагирует на ваше состояние, настроение передается и ему. Держите себя в руках, ведь вы не хотите, чтобы пострадала психика ребенка.
  12. Никогда не произносите вслух при малыше, что вы навсегда останетесь одинокой и никому не нужной или, что все женщины (мужчины) — плохие.
  13. Если вы планируете создать новые отношения, всегда учитывайте мнение малыша и старайтесь наладить контакт между ним и вашим новым избранником или избранницей.

Теперь вам известны особенности детей в неполных семьях. Придерживайтесь вышеизложенных советов и старайтесь сделать так, чтоб отсутствие второго родителя было максимально незаметным для подрастающего малыша.

Источник: https://zdorovyemalisha.ru/psyhologiya/osobennosti-vospitaniya-rebenka-v-nepolnoj-seme.html

Ребенок в неполной семье

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

в православном журнале для родителей «Виноград» (№36, июль-август 2010).

Как вырастить ребенка в неполной семье? Эта проблема, к сожалению, актуальна для православной среды ненамного меньше, чем для людей невоцерковленных. Как найти правильную линию воспитания? Как минимизировать душевные травмы ребенка? Стоит прислушаться к советам профессионального психолога.

Ерошенко Н.Н.,

кандидат психологических наук

Воспитывать детей тяжело. Даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если ребенка воспитывает один родитель — на него падает двойная нагрузка.

Как не допустить воспитательного крена, неизбежного в связи с отсутствием противовеса? Как не надорваться одинокому родителю? Ведь не только воспитывать — и работать приходится за двоих, чтобы поставить ребенка на ноги.

И несмотря на то, что характер проблем для всех родителей-одиночек схожий, но вдове, разведенной, незамужней женщине и одинокому отцу придется решать эти проблемы по-разному.

Как возникла неполная семья?

Факторы, при которых возникла неполная семья, неодинаково воздействуют на ребенка. Это как при составлении истории болезни — разные симптомы указывают на разные заболевания. Итак, для начала нужно ответить на следующие вопросы:

  • Кто отсутствует в семье?
  • Как долго?
  • В каком возрасте был ребенок, когда семья распалась?
  • Кем был заменен отсутствующий родитель?
  • Каким был отсутствующий родитель?
  • Каким является присутствующий родитель?
  • Каков сам ребенок?

Безусловно, в деле воспитания мелочей нет. А в неполной семье — тем более. Имеют значение и социальный фон, и материальный статус, и культурная среда, и наличие бабушки с дедушкой…

Отдельно стоит причина возникновения неполной семьи. Отец умер от несчастного случая или совершил самоубийство? Сел в тюрьму или уехал за границу? Развод произошел по взаимному согласию, или папа просто бросил семью? Разные ситуации наносят душе ребенка травмы разной степени тяжести — и эту степень обязательно нужно учитывать.

Конечно, хорошо, когда ребенок воспитывается в полной семье, где все друг друга любят, уважают, друг другу доверяют. Но сама по себе полная семья не является гарантией счастья и успешного воспитания. Она лишь создает более выгодные предпосылки. И забывать об этом не стоит.

Особенности воспитания в неполной семье

Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить — в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями… И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.

Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию — стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Скажем сразу — миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка.

Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца — и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери — ее любви, теплоты, ласки.

А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.

Ребенок способен отличить мать от отца, поэтому не прикидывайтесь тем, кем вы не являетесь. Основным оружием в борьбе за воспитание должно стать осознание своей ответственности.

Ребенку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию.

Авторитет должен расти постепенно, как результат культурного общения с людьми, серьёзного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем и вопросов; но прежде всего, — правдивости и искренности воспитателя.

Кроме того, не стоит забывать, что ребенок — не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

О трудностях отцов-одиночек

У отца-одиночки положение еще менее выгодное, чем у одинокой мамы. Мать связана с ребенком физически; отец этой связи лишен. Он не мучался токсикозом во время беременности, не кричал в родовых схватках, не кормил ребенка грудью… А ведь именно эти стадии создают тот интимный контакт матери и ребенка, который невозможно ничем заменить.

И все же нет оснований дисквалифицировать отцов-одиночек, хотя их путь к своему ребенку будет более долгим и более сложным.

Повторный брак

К повторному браку нельзя относится однозначно хорошо или однозначно плохо. Все зависит от того, чем он обернется для матери и ребенка. Хорошо, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребенка. Но если есть вероятность ослабления такой уверенности, возникновения конфликтов, напряженных отношений — новый брак нежелателен.

Потребности ребенка для здорового развития

У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.

Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем.

Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами — и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке — и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.

Второй круг: потребность социального учения.

И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество — никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре.

А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно.

Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.

Третий круг: эмоциональные потребности

И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами.

Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются — если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их «открытиям».

Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь

Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль — его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И.

Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи — как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?

Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола.

Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции.

Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

Подводим итоги

Если одинокий родитель примет к сведению все вышеизложенные факторы — он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.

Для маленького ребенка общество — это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений.

Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждет.

Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях — несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить — несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребенка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому — будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растет ребенок.­­

Также в номере:

Источник: https://www.pravmir.ru/rebenok-v-nepolnoj-seme/

Неполная семья: как преодолеть трудности в воспитании ребенка

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

РАЗВОДис.РУ Развод Развод и дети

Статистика неумолима: за последние годы количество неполных семей увеличилось. Подобное явление – следствие многих факторов, проблем и различных жизненных ситуаций.

Основное понятие

Неполная семья – это группа родственников, где ответственность за воспитание несовершеннолетнего ребенка несет один родитель (девушка или мужчина). Социологи также относят сюда семьи с отсутствующей системой отношений. А именно между матерью/отцом, отцом/детьми, бабушками/дедушками – с детьми.

Классификация проблем

Проблемы неполных семей различны. Поэтому невозможно относить такие «ячейки общества» к одной группе. То, что характерно для одной семьи, совершенно неприменимо к другой. Социологи классифицируют их по различным признакам:

  • Пол родителя: может отсутствовать мать или отец;
  • Причина образования неполной семьи;
  • Структура (зависит от количества детей, проживающих вместе родственников). При совместном проживании на одной жилплощади прочих родственников, имеет место расширенная неполная семья. При наличии большого числа родных семья остается неполной, если в среднем поколении нет семейной пары.

Современные причины

Неполная семья образуется по следующим причинам:

  • Расторжение брака. Сегодня разведенная женщина с ребенком – не редкость. По статистике, на каждые 10 браков приходится 4 бракоразводных процесса;
  • Смерть родителя. К естественным смертям относят утрату одного из супругов по причине длительной болезни или старости. Другие причины – несчастный случай, наличие пагубных пристрастий или внезапно возникшей неизлечимой болезни;
  • Внебрачное рождение малыша. Тенденция к так называемым гражданским бракам ведет к неблагополучию в обществе. Каждая девушка, соглашающаяся на подобные отношения, должна понимать, что как потенциальная мать она остается беззащитна. Ничто не заставит отца ребенка признать отцовство и не обяжет его помогать материально. Рождению вне брака способствует также решение матери воспитывать детей самостоятельно.

Типы

Неполные семьи также возможно разделить по типу в зависимости от причины образования:

  • Внебрачные;
  • Разведенные;
  • Распавшиеся;
  • Осиротевшие.

Особенности воспитания

Неполные семьи не всегда бывают неблагополучными. Родитель, самостоятельно воспитывающий своего малыша, одновременно выполняет несколько функций: решение материальных и бытовых проблем, борьба с нехваткой возникшего воспитательного влияния.

Если неполная семья возникла по причине потери матери или отца, особое внимание стоит уделить психологическому аспекту: переживание и горечь утраты может нанести непоправимую травму психике ребенка. Оставшийся в живых родитель (мужчина или девушка) несет колоссальный груз ответственности.

Его задачей является не только ограждение чада от негативных эмоций, но и защита себя от возможных последствий потери любимого человека, часто заключающихся в пагубных пристрастиях.

Психологическая помощь в таких ситуациях особенно необходима, а поддержка родственников – бесценна.

Неполные семьи, образовавшиеся в результате развода, заслуживают отдельного внимания. Обычно дети остаются с матерью. Обиженная на бывшего мужа мать способна сформировать у ребенка неправильный образ отца.

Другой стороной медали становятся семьи, в которых дети воспитываются в атмосфере чрезмерной опеки и ласки.

Несложно догадаться, как могут отразиться такие методы воспитания на детской психике, какие последствия иметь в будущем.

С какими проблемами сталкивается неполная семья

Проблем у семей с отсутствующим родителем предостаточно. Их можно разделить на три группы:

  • Социально-экономические. Обычно неполная семья представлена отсутствием отца. Мать ребенка, оставшись без поддержки мужа, испытывает ряд трудностей, включая малообеспеченность. Особую тяжесть от своего положения претерпевает многодетная мать, вынужденная не только успевать по хозяйству и в воспитании, но и в обеспечении пропитания. Мать нуждается в наличии высокооплачиваемой, близкорасположенной от места проживания работе, желательно со свободным графиком, отсутствием командировок и ночных смен. Однако подобные условия трудоустройства найти очень сложно. Остается надеяться лишь на помощь родственников. По статистике девушка в 20% случаев остается без какой-либо материальной поддержки. Одинокая мать может рассчитывать только на государственные компенсации и льготы, а в случае развода – на алименты от бывшего мужа. Жилищный вопрос – еще один аспект. При расторжении брака, бывшие супруги зачастую не могут договориться о размене жилплощади. Нередки случаи, когда разведенные мать и отец вынуждены жить вместе. Такая ситуация еще больше обостряет отношения между бывшими супругами и ведет к нервно-психическому истощению детей. Нередко мать сдается, оставляя квартиру будущему мужу и удаляясь с малышом к своим родителям;
  • Социально-психологические. Не каждая девушка-мать способна воспитать в одиночестве ребенка гармонично и полноценно, особенно если семья многодетная. Дети могут испытывать угнетение и чувство неполноценности. Одновременно с этим мать может сформировать у него неправильные взгляды на отношения полов, взрастить ненависть по отношению к мужчине. В результате появления чувства вины, девушка может окружить детей гиперопекой. Но, также может быть обратная реакция. Вымещая обиду за развод на малыша, девушка может спровоцировать возникновение конфликтов между ним и собой. Также одинокая девушка или мужчина имеет трудности в полоролевом воспитании малышей. Для формирования у ребенка правильного восприятия жизненных ситуаций необходимо наличие обоих родителей;
  • Медицинские. Качество здоровья детей в неполной семье – еще одна проблема. Девушка, самостоятельно воспитывающая малыша, изначально заботится о материальном обеспечении семьи. Поэтому не всегда уделяет должного внимания здоровью сына или дочери. А мужчина обычно просто не имеет опыта и знаний, чтобы своевременно оказать помощь малышу при возникновении болезни. Также многодетная неполная семья нередко становится свидетелем наличия пагубных пристрастий у одинокого родителя.

Советы одиноким родителям

Соцработники советуют придерживаться некоторых правил:

  • Независимо от того, кто занимается воспитанием – девушка или мужчина, между ребенком и родителем должен быть постоянный контакт. Необходимо чаще говорить по душам, уметь слушать и делиться проблемами и переживаниями. Многодетная семья – не повод отстраняться. Как бы ни было трудно, внимания, теплоты и ласки должно хватать на всех;
  • Любое достижение ребенка должно отмечаться похвалой. Не стоит ругать малыша по пустякам, наказание – не самый лучший метод воздействия;
  • Многодетная семья с разновозрастными детьми не является поводом возлагать на старшего из детей функции отсутствующего родителя.

Девушка, особенно многодетная, обязана уделять особое внимание социальным связям в семье.

При выборе партнера следует учитывать, какой пример он может показать детям.

Источник: http://razvodis.ru/razvod/deti/trudnosti-i-pregrady-v-nepolnoj-seme-sovety-roditelyam.html

Проблемы воспитания детей в неполных семьях, особенности развития ребенка

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

«Ваш ребенок в неполной семье растет и воспитывается — вы понимаете?! А может, он отстает в развитии? И вообще, такие дети часто проблемны! Тем более мальчики! Безотцовщина! Вы нам статистику портить будете… образцовый класс!.. у педагога высшей категории!.. и ваш ребенок из неполной семьи!».

Эти слова звучали больно, резали уши, но еще больнее ранили материнское сердце. Более того, всю эту тираду выдала директор школы, в которую пришли устраивать ребенка в первый класс.

Мало того, что развод стал сильнейшим стрессом, тут еще выясняется, что в неполной семье страдает развитие ребенка, его воспитание не будет качественным и, возможно, вскоре возникнут серьезные проблемы с поведением и учебой.

Так ли это на самом деле? Будет ли ребенок в неполной семье таким «ущербным», как описывает педагог?

Действительно, неполная семья — объект пристального изучения социальной педагогики. Масса учебников, научных работ и статей по педагогике и психологии посвящены вопросам воспитания и развития детей в неполных семьях.

Ребенок в неполной семье: в зоне риска

Неполная семья считается неблагополучной — так пишут в учебниках, так учат педагогов, психологов и других специалистов, которым предстоит работать с детьми и семьями.

Неблагополучные семьи — это семьи, которые в силу тех или иных обстоятельств, полностью или частично потеряли свои воспитательные возможности, качественные отношения, в результате чего складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

К неблагополучным семьям относятся:

  •  семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми требованиями общества;
  •  семьи с низким морально-культурным уровнем родителей;
  • семьи со стойкими конфликтами в отношениях между родителями, родителями и детьми;
  • неполные семьи¹.

(¹Шевцов З.М. Основы социально-педагогической деятельности)

Почему неполная семья — неблагополучная?

Этот стереотип сформировался в нашем русском менталитете. Ведь именно мужчина в нашем обществе традиционно считается главой семьи. В обеспечении и воспитании (особенно мальчиков) ему отводится центральная роль, а одинокая женщина с ребенком вызывает жалость и сострадание.

Тогда как в европейских странах и крупных «продвинутых» городах России (Москва, Петербург и др.) этим никого не удивишь: неполных семей больше, чем полных. Причем у ребенка может быть как только мама, так и только папа, а иногда детей воспитывают бабушки.

Для менталитета европейских стран, где права женщин и мужчин уравнены, неполная или однополая семья считаются вариантами нормы. И никто там не задается вопросом о том, что в неполной семье ребенок вырастет «неправильным, неразвитым».

Так как на самом деле? Неужели успехом и залогом гармоничного и правильного воспитания является обязательное наличие двоих родителей — мамы и папы? А воспитание ребенка в неполной семье обречено на провал?

Системный взгляд на воспитание ребенка в неполной семье

Поможет разобраться во всех нюансах и ответить на все возникшие вопросы системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Мать и дитя — одно целое

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана психическое развитие ребенка напрямую зависит от того состояния, в котором находится мать малыша.

Если мама испытывает стресс, психологическое давление или постоянно тревожится, или находится в депрессии, то развитие малыша затормаживается, его поведение становится негармоничным: малыш упрямится, истерит, дерется или ворует.

То есть ребенок считывает состояние матери и страдает независимо от того, полная это семья или неполная.

Существует масса примеров, когда женщины воспитывали детей в одиночку и при этом вырастали полноценные члены общества. Целые поколения детей после Великой Отечественной войны выросли без отцов, которые не вернулись с фронта, и при этом воспитание ребенка в неполной семье не считалось неполноценным или ущемленным.

Как было сказано выше, чтобы воспитание ребенка было гармоничным и полноценным, ему необходимо получать основное базовое состояние — чувство безопасности и защищенности, которое транслирует и передает мама.

Мать, в свою очередь, получает это состояние от отца ребенка — неважно, близко он находится или нет. Родители могут быть в разводе или просто жить порознь (отец постоянно в командировках) — главное, что при этом папа обеспечивает чувство защищенности и безопасности маме.

То есть обеспечивает алиментацию малышу, соблюдает хорошие отношения с мамой, никак не ущемляет ее авторитет в глазах ребенка.

Тогда развитие и воспитание ребенка в неполной семье будет более успешным и эффективным, нежели развитие малыша в полной семье, когда родители ругаются и не могут наладить общий быт.

Что же касается послевоенных лет — тогда функцию передачи женщине чувства безопасности и защищенности взяло на себя государство и общество. Сейчас эта ответственность частично лежит на государстве, но в большей степени — на отце ребенка.

Психический инвалид в полной семье

Как ни прискорбно это отмечать, но порой полная семья как раз может стать причиной того, что ребенок вырастет психически «покалеченным», с комплексами, в нехороших состояниях, с неразвитыми способностями. Ведь немало полных семей, где родители, находясь в плохих состояниях, бьют детей, унижают, ругаются матом.

Если ребенок в семье регулярно наблюдает сцены насилия, видит плохое отношение к одному из родителей (чаще всего к матери), не ощущает себя в безопасности, у него будут наблюдаться задержки психического развития. Терпеть несчастные отношения ради детей — зачастую никому не нужная жертва, которая хуже делает прежде всего ребенку!

Ребенок в неполной семье: растим и развиваем достойного члена общества

У каждого человека есть определенные способности и желания, которые предопределены от рождения. В процессе воспитания важно развивать эти способности и помогать ребенку правильно реализовывать его желания.

Понимать — почему одному важно все доделывать до конца, а другого полезно переключать с одного дела на другое. Почему одному малышу важно оживлять свои игрушки и плакать по любому поводу, а другому — хочется побыть в уединении и тишине.

Именно понимание себя, врожденных свойств своего ребенка создает то самое чувство защищенности и безопасности, которое гарантирует малышу эффективное развитие и благополучную судьбу.

Чтобы вырастить полноценного и счастливого ребенка, независимо от количества членов семьи, приходите на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Первые ощутимые результаты наблюдаются уже после первых бесплатных онлайн-занятий. Регистрируйтесь здесь.

Автор Марина Воронова, психолог 

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Педагогика

23 Фев, 2017 Комментариев: 4 2281
Всё о детях психология

Источник: http://svp.expert/pedagogika/rebenok-v-nepolnoj-seme-nepolnocenen-razvenchivaem-mif/

Рождение ребенка
Добавить комментарий