Особенности самооценки у детей

Содержание
  1. Как формируется самооценка ребенка
  2. Что влияет на формирование самооценки у ребенка?
  3. Возрастные особенности формирования самооценки
  4. Не сравнивайте
  5. Давайте реальную оценку
  6. Уважайте границы ребенка
  7. Станьте примером
  8. Создавайте ситуации успеха 
  9. Как узнать самооценку ребенка: определяем и принимаем меры
  10. Как формируется?
  11. Как определить?
  12. Признаки заниженной самооценки
  13. Признаки завышенной самооценки
  14. Характерные ошибки родителей
  15.  Как правильно сформировать самооценку у ребенка
  16. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста
  17. Влияние самооценки на личность ребенка раннего возраста
  18. Виды самооценки детей дошкольного возраста: заниженная, повышенная и адекватная
  19. Виды самооценки у детей 6-8 лет и как ее повышать | Самооценка ребенка, развитие самооценки
  20. Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Как формируется самооценка ребенка

Особенности самооценки у детей

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто, это оценивание себя.

Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку.

В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее – поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Дошкольный возраст

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков.

Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться.

Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.

В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную.

Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости.

Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами.

Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.

 

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида.

У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку.

Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует».

Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности.

Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается.

Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он.

Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить.

Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально.

Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость.

Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание.

Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Станьте примером

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой.

Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут.

Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле.

Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями.

Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха 

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха.

Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка.

Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену. 

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу. Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы.

Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

В то же самое время стоит помнить, что в детстве самооценка зависит напрямую от взрослого и является достаточно нестабильной вплоть до подросткового возраста, где она постепенно выравнивается. 

Не стоит бояться сделать неловкое движение, но стоит помнить, что в семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку при помощи собственной активности, через достижения, общение с поддерживающими людьми и с помощью самоанализа.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-formiruetsya-samoocenka-rebenka

Как узнать самооценку ребенка: определяем и принимаем меры

Особенности самооценки у детей

Привет, привет, родители!

В малыше с двух лет уже начинает формироваться самооценка, он начинает понимать и осознавать всю важность своего прибытия и может в некотором смысле нести ответственность за свои поступки и даже действия.

В будущем это непосредственно скажется на его жизненном статусе, его социальном положении, взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка, как взрослого человека, так и маленького ребенка играет непосредственную роль в его жизни и напрямую связана с его личными успехами и достижениями. Безусловно, немаловажную роль в этом играет и мотивация.

Поэтому, так важно отнестись к ее формированию именно в дошкольный период, когда закладывается фундамент. Если не будет слишком перекошена в ту или иную сторону, можно скорректировать в последующие годы.

Но как, говорится, лучше все делать вовремя и меньше нужно будет исправлять в последствии.

Из чего же складывается самооценка маленького ребенка? От чего зависит ее перекос? Как не наделать ошибок или исправить имеющиеся? Как узнать самооценку ребенка?

Интересно? Будем читать?

Как формируется?

Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания кризиса самостоятельности, когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является похвала со стороны взрослых, это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.

Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой.

Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло.

Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.

Как определить?

Чтобы определить самооценку своего ребенка совсем не обязательно быть детским психологом, в помощь вам подойдут всевозможные тесты, игры, да и само поведение ребенка расскажет вам об этом.

У ребенка и у взрослого человека может быть завышенной, заниженной и адекватной.

При нормальной (адекватной) самооценке человек оценивает свои силы и возможности так, какие они на самом деле, без каких-то обид на себя или окружающих. Это не приводит к дискомфорту. Взрослый, зная свои слабые и сильные стороны, может использовать в своих личных целях. Такие люди жизнерадостны и оптимистичны.

Признаки заниженной самооценки

Заниженная самооценка приносит много печали и горя своему обладателю. Ребенок превращается в закоренелого пессимиста.

  1. Очень раним и обидчив, часто капризничает, плачет. Его переполняет неуверенность в себе и своих силах. Испытывает стеснение, волнение, тревогу, чаще уединяется или замыкается.
  2. Обратите внимание, какие слова он использует в разговоре: я не могу, у меня не получится, они сделают лучше.
  3. Даже не пытается проявить инициативу, уверен, что все равно у него не получится или кто-то другой сделает лучше него.
  4. Не участвует в общественных мероприятиях и командных играх. Ребенку трудно находиться в коллективе, играть и контактировать с другими детьми.
  5. Нет настойчивости, стремления, нет цели.

И чем дольше так происходит, тем еще сильнее падает самооценка. Обратите внимание, в каком обществе вращается ваш ребенок, кто его друзья, какие у них отношения с вашим ребенком?

Признаки завышенной самооценки

Завышенная самооценка ничем не лучше заниженной, поскольку оборотная сторона все той же медали. Противоположная крайность.

  1.  Такой ребенок слишком эгоистичен, высокомерен.
  2. Ставит себя выше других, не считается с чужим мнением.
  3. Не воспринимает советы, критику.
  4. Становится  частым провокатором конфликтных ситуаций со сверстниками.
  5. Неудачу воспринимает, как негативное стечение обстоятельств, а не не хватку навыков или знаний.
  6. Не умеет быть благодарным.

Самооценка может меняться в течение жизни, но ее основное формирование происходит в раннем возрасте, что бывает достаточно проблематично изменить. Здесь закладываются детские комплексы, обиды, несбывшиеся надежды и мечты.

Вариантов определения самооценки ребенка множество. Ознакомившись с ними, можете просто время от времени наблюдать за своим ребенком, но делать конкретные выводы можно после шести лет. Тогда ребенок уже может воспринимать себя как отдельную личность, отвечать и осознавать свои поступки, оценивать свои силы. Наблюдайте и прислушивайтесь к своему ребенку:

  1. Когда ребенок рисует или делает поделку, где он ее располагает: в верхней или нижней части листа. Если в верхней самооценка завышена, если внизу — занижена. О том же свидетельствует и почерк, когда ребенок пишет в тетрадке выше клеточек или линеечек, то завышена и наоборот.
  2. Как он выражает свои мысли: я не смогу, у меня не полается, учительница ко меня придирается, ты меня не любишь. Если подобного рода фразы вы слышите чаще всего, то вот вам сигнал.
  3. Методика оценки «Дерево». Предложите ребенку рассмотреть картинку, объясните, что на дереве много человечков и все они разные, каждый занят своим делом. Раскрась красным фломастером того человечка, который похож на тебя? Который напоминает тебя? А зеленым фломастером раскрась того, на месте какого человечка ты хотел бы быть?

Смотрим, какого человечка ребенок выбрал красным, а какого зеленым. каким он хочет быть и каким является на самом деле. Чтобы было понятно, человечки пронумерованы.

Выбор человечков под номерами 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — хорошие отношения с окружающими, общительность.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, депрессия.

№ 20 часто выбирают дети с завышенной самооценкой.

Если ребенок выбрал человечка №16 или №17, обязательно уточните, что именно ребенку видится. Здесь важно: что №16 несет на себе №17, а не то, что они играют или обнимаются.

4. Методика оценки «Кружочки». На рисунке ниже нарисованы кружки. Представь, что эти кружки — люди. Каким кружком ты видишь себя?

Если ребенок указывает на третий — четвертый круг слева, значит адекватно воспринимает особенности своего « Я -образа», осознает свою целостность и принимает себя.

При указании на первый круг, имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого — заниженную.

Характерные ошибки родителей

Развитие самооценки ребенка происходит постепенно и складывается путем наложения нескольких факторов. В первую очередь, если идет дисбаланс, то в этом непосредственную роль играют близкие члены семьи: его родители, братья и сестры, бабуси и дедуси:

  • Даем оценку не поступку ребенка, а переходим на характеристику личности. Как часто мы можем разговаривать с ребенком в подобном ключе: «какой ты бестолковый, не можешь сам уроки сделать, все тебе помогать нужно»; «какой ты поросенок, весь вывозился, посмотри (подтверждаем свои слова)»; «опять наделал тут делов, убирай все немедленно, пока не надовала тебе, растяпа».
  • Так же, противоположный пример, когда ребенка при малейших успехах слишком расхваливают и превозносят. Как, когда и за что хвалить можно почитать здесь.

И таких примеров можно привести миллиарды, даже порой мы не придаем им особого значения, они происходят как бы сами собой. Но ребенок все та же губка, которая все впитывает и впитывает.

Так же если ребенок старался, делал поделку или рисовал, радостно с вдохновением показывает маме свое творение, но мама, занятая домашними делами, не проявила достаточного интереса. Ребенок разочарован, он думает, что маме не понравилось, теряется стимул для дальнейшего творчества, если подобное происходит регулярно.

В школьные годы ребенка начинают оценивать не только близкое окружение, но и учителя, тренера и другие люди. Происходит сравнение его с другими ребятами, их отношение к нему. Как много у него друзей и есть ли они вообще, их взаимоотношения. Все это приводит к формированию мнения о себе.

 Как правильно сформировать самооценку у ребенка

♥  Оценивайте поступки, а не самого ребенка, не переходите на личности. Ты не помыл посуду, получил двойку, не сделал уроки — значит ты плохой.

Ты погулял с собакой, убрался в квартире, сходил в магазин — ты молодец! Так важно понимать и отделять сами поступки от ребенка.

«Мне не нравится твой поступок, ты поступил неправильно», — так ребенок учится контролировать именно свои действия и не проецировать переживания на себя, как на личность.

 Всегда проговаривайте, что вам нравится, что не нравится, как нужно делать, как не следует поступать. В раннем возрасте, до 5 лет, ребенок интуитивно отождествляет свои поступки с реакцией взрослых. Если ему не сделали замечание, не объяснили, значит это не плохо, нормально.

Всегда объясняйте ребенку, как можно поступать, а как не следует и почему. Ребенок должен услышать это от вас, а не читать ваши мысли и догадываться и самостоятельно делать ошибочные выводы.

♥ Оценивайте поступки правильно. Не нужно чересчур восхищаться и нахваливать ребенка за обычные повседневные дела. Да сделайте акцент, что он вам помог — теперь у вас появится время, чтобы вместе поиграть, это хорошо. За хорошие поступки хвалите, за проказы — поправляйте и корректируйте поведение. Знайте меру.

♥ Не манипулируйте, не угрожайте ребенку, не шантажируйте своими чувствами: если он не сделает, то вы его не будете любить, если сейчас же не приберешься в своей комнате, не поедешь на выходные в лагерь.

♥  Чаще давайте ребенку различного характера просьбы: помочь вам почистить картошку, вынести мусор, прибраться в квартире. Это делает ребенка более самостоятельным и ответственным, что в формировании самооценки играет не последнюю роль.

♥ Просите ребенка делать то, что ему по силам, то что он сможет сделать. Тогда он будет помогать вам с удовольствием. Если вы будете давать ребенку постоянно непосильные задачи, то это скажется отрицательно на формировании его самооценки.

♥ Если ребенок провинился, контролируйте свои эмоции, речь и тон. В порыве мы можем наговорить разного. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, не обобщайте что произошло: ты как всегда не смотришь под ноги, ты все время грязный.

Если все же не удержались, наговорили — имейте смелость извиниться даже перед самым маленьким ребенком. Это вызовет его доверие, и на вашем примере будет понимать, что нужно и можно извиняться, в этом нет ничего предосудительного.

♥ Уважайте вашего ребенка не смотря на его возраст. Учитывайте его мнение и желание, но не путайте с ленью и наглостью.

♥ Работайте над ошибками вместе. Если ребенок сделал что-то неправильно, или не получается сделать, подбадривайте его: давай сделаем в следующий раз по-другому и обязательно получится.

Помните, что самооценка маленького ребенка напрямую зависит от влияния взрослого окружения. Любите вашего ребенка, не бойтесь говорить ему теплые слова и обнимать ежедневно.

В  заключение хочется отметить, что в дошкольном возрасте все еще можно поправить. Если обнаружили тревожные звоночки, не впадайте в панику, это положение вещей на текущий момент и примите меры по коррекции.

С возрастом самооценка ребенка может формироваться и без вашего участия, ведь ребенок вращается не только в кругу семьи, у него появляются свои друзья и знакомые, свои победы и неудачи.

В ваших же силах все решить и исправить, дорогие родители!

Пока, пока, до новых встреч!

С уважением, Юлия Полонская

Источник: http://polonskaya-blog.ru/samootsenka-rebenka/

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста

Особенности самооценки у детей

Самооценка ребенка раннего возраста – это один из тех психологических параметров, который вполне поддается коррекции. Но заниматься этим нужно едва ли не с пеленок.

Нельзя допустить, чтобы малыш, единожды потерпев фиаско в каком-либо из своих начинаний, вырос неуверенным человеком.

Или же, наоборот, испытав “вкус славы”, добившись самого минимального успеха, стал чересчур самонадеянным.

Почему формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста так важно? Всем знакома фраза: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». А теперь давайте «перевернем» ее. Знаете, что получится? Люди относятся к нам так, как мы относимся к себе сами.

Вам встречались выдающиеся личности, к которым окружающие относились с неприязнью и неуважением? Наверняка.

А были в вашем окружении такие, которых все обожали, но при этом они не обладали ни особыми способностями, ни талантами? Конечно! Почему так? Никакого секрета нет: просто у одних заниженная самооценка, а другие настолько любят себя, что и окружающие «поднимают» их на высшие ступени.

Взрослым легче — они знают свои «сильные и слабые» стороны и в течение жизни учатся их скрывать или выделять. Сравнивая себя с другими, мы «создаем» мнение о себе, своих способностях, своем характере.

Влияние самооценки на личность ребенка раннего возраста

Ребенок, у которого самооценка личности завышена или занижена, обычно переоценивает или недооценивает свои личные качества и умения, а потому и себя, и проблемы воспринимают остро, иногда и неадекватно.

Именно от самооценки зависят уверенное или неуверенное поведение, отношения с людьми, отношение к собственным победам и поражениям. Психологи даже формулу некую вывели: «Самооценка равна успеху, деленному на притязания». Из математики нам известно, что результат деления зависит от величины делимого и делителя.

А значит, повысить самооценку ребенку, как показывает практика, можно путем увеличения успехов и уменьшения неудач.

Не думайте, что самооценка у ребенка возникнет, и будет укрепляться «попозже, наверное, к школе». Уже в самом раннем детстве малыш «оценивает» себя, свои силенки, свои поступки. А значит, самооценка оказывает влияние на личность ребенка ещё до того, как он начинает ходить в детский сад.

Самое первое «социальное общество», в которое попадает ребенок, — это его собственная семья. Здесь малыш впервые слышит слова одобрения или недовольства, достигает первых успехов и плачет от неудач, начинает понимать, принимают ли его таким, каков он есть, или ожидают от него невиданных результатов.

И первые ростки самооценки, первое мнение ребенка о себе «вырастает» сначала из родительских оценок. Это потом, становясь старше, сын или дочь начнет оценивать свои победы и поражения, свои возможности, сравнивать себя с другими.

А пока ребенок маленький, родители могут помочь в развитии его самооценки, поддержать или «затоптать» проклюнувшийся росточек.

Факты:

  • Представления о себе у малышей складываются очень рано.
  • Ребенку требуется постоянное «подтверждение» и одобрение своих слов, действий от взрослых, особенно от родителей.
  • Дети с положительной самооценкой учатся лучше, чем те, которые недооценивают себя. (Впрочем, у взрослых все точно так же: успехи окрыляют и поддерживают веру в себя, а провалы и неудачи «подрезают крылья».)
  • Отношения с окружающими людьми тоже зависят от особенностей самооценки детей дошкольного возраста: гораздо проще подружиться или познакомиться с кем-то, если уверен в себе.
  • Развитие творческих способностей напрямую зависит оттого, насколько смел ребенок. Ведь для «креативности» необходима, по крайней мере, активность, которой недостает деткам с заниженной самооценкой.
  • Подрастая, дети с заниженной самооценкой чаще ссорятся с родителями или «уходят в себя». Бывает, что такие дети стремятся убежать из дома.

Виды самооценки детей дошкольного возраста: заниженная, повышенная и адекватная

Психологи выделяют три вида самооценки детей дошкольного возраста:

  1. Нормальная, адекватная самооценка. Малыши активные, бодрые, общительные. Охотно идут на контакт, с удовольствием играют и не обижаются, если пришлось проиграть. Дети с таким видом самооценки находчивы и обладают хорошим чувством юмора.
  2. Завышенная самооценка часто бывает у агрессивных детей. Такие детки стремятся быть первыми всегда и во всем, и не важно, получается или нет. Их любимая фраза: «Я — самый… (умный, сильный, лучший, красивый)». Ребенок с повышенной самооценкой требует подчинения, не терпит, когда с ним спорят.
  3. Заниженная самооценка. Это дети мнительные, ранимые, обидчивые. Они часто сидят в сторонке, пассивны, боятся или не хотят играть в общие игры, потому что тревожатся, что не смогут быть «на высоте». Родители, иной раз не задумываясь, критикуют ребенка с заниженной самооценкой не зато, что он сделал, а самого малыша.

Как помочь ребенку, испытывающему проблемы с самооценкой? Пока ваш ребенок маленький, вы успешно справитесь с этой задачей, потому что уровень самооценки меняется с течением времени.

Тем более в детстве малыш гораздо «зависимее» от мнения родителей, и ваше отношение оказывает на кроху сильнейшее влияние. «Поступок ребенка» и «ребенок» — это разные вещи. Можно оценить действие: «Ты поступил плохо».

Но нельзя переходить на личность: «Ты плохой»! Поощряйте и подхватывайте проявление инициативы малыша.

Ниже перечислены несколько рекомендацией, как поднять самооценку ребенку или сформировать адекватное самовосприятие у слишком заносчивых малышей.

  • Не стремитесь решать все проблемы ребенка, не стоит оберегать малыша и от домашних повседневных дел. Привлекайте ребенка к посильным для него занятиям, пусть он почувствует свою «нужность и важность», получит удовольствие от результата своего труда и заслуженную похвалу. Только не ставьте перед ним непосильные задачи, до которых он еще не дорос.
  • Для формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста поощряйте, когда малыш справляется; не перехваливайте, когда делает то, что давно умеет. Отмечайте достижения.
  • Ребенок не только «актер», но и «внимательный зритель». Он самым тщательным образом наблюдает за вами. Помня об особенностях самооценки детей, будьте сами адекватны в отношении успехов и неудач. Если у вас не получилось блюдо по новому рецепту, лучше сказать: «Получилось не так, как я задумала. Надо, наверное, в следующий раз попробовать положить не майонез, а сметану», чем: «Кошмар! Ничего не получилось! Не буду больше никогда готовить это!»
  • Даже в одной семье не бывает одинаковых детей. Вот и не сравнивайте ваше сокровище с «соседским Вовкой», лучше сравните его с самим собой: «Вчера у тебя еще не получалось, а сегодня как хорошо вышло!»
  • Забудьте фразы: «Ты никогда…», «У тебя постоянно…», «Вечно ты…» и т. п. Ни один человек, а тем более маленький ребенок, не будет стараться чего-то достигнуть, если его все время одергивать. И, кстати, зачем вообще стараться, если все равно тебе говорят что «опять плохо»? Ругаете — ругайте, но с упором на будущее: «Сегодня у тебя не очень получилось прибрать в комнате, но, наверное, завтра все игрушки останутся довольны, ты их разложишь по местам».
  • Раз уж речь зашла о «ругани», следите за тоном. Строгий, но не злой! А когда хвалите, не жалейте доброжелательности в голосе. Да, и не делайте резких переходов — только что ругали, тут же похвалили. Малыши очень теряются от таких «кульбитов». Попробуйте-ка в этом случае встать на место ребенка и решить задачку: «Я хорошо сделал плохо или плохо сделал хорошо?»
  • Принимайте своего лучшего в мире малыша таким, какой он есть. И не бойтесь искренне показывать ему свою любовь!

При формировании самооценки у детей помните, что мнение малыша о самом себе складывается постепенно.

И если ребенка постоянно критикуют, осуждают, обращают внимание на какие-то недостатки внешности или поведения — не сомневайтесь, малыш все чаще будет думать про себя: «Я плохой, я хуже всех».

Так думают практически все «жертвы», не умеющие постоять за себя, оказывающиеся в роли обиженных и гонимых.

Что поможет при развитии самооценки у детей дошкольного возраста? Как и артисту на сцене — успех! Вашему ребенку нужна ситуация успешности, ситуация, которую ему прежде всего создают родители.

Малыш, у которого все получается (в игре, в учении, в развитии — не важно!), становится уверенным в своих силах.

Создайте ситуацию успеха — и увидите, как на ваших глазах ребенок будет становиться решительнее в действиях, упорнее в достижении цели, увереннее в общении.

Теперь, когда вы получили представление о формировании адекватной самооценки у детей, погрузитесь в микрокосмос отношений в детском коллективе.

Чего здесь только не намешано! И ссоры-мирилки, и дружбы-ревности, и, что греха таить, стычки и драки.

Причем эмоционально все окрашено в яркие «цвета», накал страстей может зашкаливать: только что обнимались и дружили — и вот один другого оттолкнул, обозвал или даже укусил.

Дело в том, что в дошкольном возрасте основными членами социума для ребенка являются мама, папа и близкие родственники. А в садике, студии, секции дети вроде и находятся постоянно рядом, но связи между ними непрочные, каждый больше замкнут сам на себя.

Конечно, есть общие занятия, подготовки к праздникам, прогулки и игры, но у малышей пока нет большого опыта общения со сверстниками. Отсюда возникают конфликты и обиды.

Кроме того, каждый ребенок обладает своей индивидуальностью, своим темпераментом и характером, воспитываются дети в разных семьях, обладают разными навыками. Все это накладывает отпечаток на поведение малышей.

Статья прочитана 1 909 раз(a).

Когда маму с новорожденным выписывают домой, в этот непростой период адаптации важно помочь ребенку как можно быстрее привыкнуть к его новой среде обитания. Вне материнской …

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, …

Какого бы возраста ни был ваш ребенок, пусть это даже 2-летний карапуз, общение родителей с ним должно быть адекватным. Безусловно, нельзя вести диалог на повышенных …

Прививать малышам любовь к прекрасному, развивать зачатки эстетического вкуса можно разными способами. И один из них – занятия с ребенком прикладным творчеством. Это …

Методик раннего развития детей дошкольного возраста за многовековую историю педагогики разработано немало. Одни давно канули в Лету, а другие до сих пор считаются …

Изучению главных потребностей ребенка посвятили немало научных исследований многие известные психологи, в том числе Абрахам Маслоу, Александр Лоуэн и Даниил Эльконин, …

Когда речь заходит о принятии ребенка, у многих сразу возникает мысль о приеме чужого ребенка в свою семью. Безусловно, этот аспект также достоин отдельного обсуждения, …

От ошибок никто не застрахован. Особенно, если идет речь о неудачах в школе, ведь путь обучения тернист, и на нем ребенка ждет не только успех. Будут взлеты и падения, …

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и …

К сожалению, о том, что дети с самого раннего детства, буквально с 1 года, проходят череду кризисов, известно далеко не всем родителям. В представлении многих этот термин …

Формирование правильного поведения ребенка – одна из тех задач, которую нужно выполнять с первых дней пополнения семьи. Но если даже время упущено, существует несколько …

Вне зависимости от причины детской истерики (будь то обида, злость, ярость, невоспитанность и т. д.) взрослый обязательно должен отреагировать на такое поведение малыша. …

Рано или поздно в большинстве семей наступает время, когда ребенок становится капризным, непослушным, упрямым, хочет, чтобы все непременно было так, как он желает, при …

Развитие детей в раннем детстве имеет ряд особенностей, поэтому нельзя не учитывать, что 2-3-летки крайне эмоциональны и восприимчивы к происходящему вокруг них, они …

Тесное общение родителей с детьми в семье является основой построения доверительных отношений. От того, как вы общаетесь со своим ребенком дома, во многом будет зависеть …

Ещё со времен Гиппократа и Галена доказано, что темперамент является основополагающим фактором формирования характера. Дети разных темпераментов обладают различным …

Источник: http://vkapuste.ru/?p=8783

Виды самооценки у детей 6-8 лет и как ее повышать | Самооценка ребенка, развитие самооценки

Особенности самооценки у детей

Р.Ф. Хасанов

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители.

Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная.

До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность.

В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

К одному из видов не адекватной самооценки относят – завышенную  самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам.

Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики.

При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

К другому виду не адекватной самооценки относят – заниженную  самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек.

У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги  часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

В воспитании детей родителями и педагогами еще один очень важный момент – необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа.

При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка.

Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

  1. Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся положительно. Когда ребенок хочет кем-то стать, говорим: «Ты можешь стать классным танцором; выдающимся художником; народным певцом; т.д. Так вы сохраните у ребенка желание идти к своей мечте, поставленной цели.
  2. Предлагаю всегда искренне радоваться вместе с ребенком и обязательно хвалить его за отличные, хорошие оценки, когда он сделает интересную поделку, обратит внимание на что-то красивое и необычное, нарисует яркий рисунок…
  3. Произносите такие фразы: «Я тебя очень сильно люблю!», «Я верю в тебя!», «Я горжусь тобой!».
  4. Если вы что-либо подарили ребенку, вы должны понимать, что это теперь его. Вы не имеете права забирать эту вещь у него обратно.
  5. В том случае, если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, он может делиться своими сложностями, неудачами. Необходимо проанализировать вместе с ним проблему, как она образовалась, от чего она зависит, как ребенок относится к происходящему и какие пути выхода из ситуации он видит…. Этим самым ребенок чувствует близость ваших отношений и доверие к вам. Очень важно, что такие беседы должны проходить в спокойной дружелюбной обстановке!
  6. При различных ситуациях родители или педагоги могут спрашивать у ребенка совет. При правильно выстроенных отношениях, ребенок абсолютно серьезно расскажет вам свой вариант. Когда вы внимательно выслушиваете ребенка и поблагодарите его, ребенок понимает, что его уважают, относятся как к равному себе, мнение его важно!

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

Источник: http://zabolel.info/psychology/vidy-samoocenki-u-detey-6-8-let-i-kak-ee-povyshat

Рождение ребенка
Добавить комментарий