Орф-педагогика: музыкальная методика раннего развития

Содержание
  1. Раннее музыкальное развитие детей
  2. Плюсы и минусы раннего музыкального развития
  3. Методики раннего музыкального развития детей
  4. Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки
  5. Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали
  6. Методика Карла Орфа
  7. Особенности раннего музыкального обучения
  8. Раннее развитие в радость
  9. Из истории развития орф-педагогики
  10. Что такое орф-подход
  11. Орф-педагогика на занятиях с детьми раннего возраста
  12. Орф-инструменты
  13. Как организуются орф-уроки
  14. Орф-педагогика и раннее развитие детей
  15. Что такое Орф педагогика, как ее освоить в домашних условиях?
  16. Как строится урок по орф-педагогике?
  17. Достоинства орф-педагогики
  18. С какого возраста можно заниматься с ребенком орф-педагогикой?
  19. Орф-педагогика в домашних условиях
  20. Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания
  21. Истоки музыкального воспитания – все из народа
  22. Отечественные системы
  23. Система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского
  24. Система воспитания супругов Никитиных
  25. Павел Тюленев – раннее, самое раннее музыкальное воспитание
  26. Зарубежные системы музыкального воспитания детей
  27. Система музыкального воспитания Карла Орфа
  28. Body percussion – звучание нашего тела
  29. Орфовский оркестр
  30. Гениальные дети Шиничи Судзуки
  31. Система Золтана Кодая
  32. Единая нить в системах музыкального воспитания

Раннее музыкальное развитие детей

Орф-педагогика: музыкальная методика раннего развития

Особенности раннего музыкального развития

Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития.

И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность малыша.

Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.

Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них. Но стоит ли уделять раннему музыкальному развитию ребенка столько внимания и времени?

Плюсы и минусы раннего музыкального развития

Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте.

Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам.

А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.

Итак, плюсами являются:

  • развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
  • активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
  • формирование личностных качеств ребенка;
  • освоение координации движений;
  • формирование способности к обучению;
  • развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
  • развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.

Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:

  1. Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
  2. Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
  3. Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
  4. Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.

Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.

Методики раннего музыкального развития детей

Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.

Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки

Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант.

Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый.

Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.

Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах.

Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом.

Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.

Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз.

Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию.

Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.

Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали

Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны. 

Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика.

Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты.

При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.

Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:

  1. Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
  2. В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
  3. Пойте без аккомпанемента.
  4. Меняйте темп песенок.
  5. Обязательно хвалите детей.
  6. Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.

Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.

Методика Карла Орфа

Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации.

Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка.

При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.

В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика.

Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки.

Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.

Особенности раннего музыкального обучения

Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.

Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:

  • пальчиковые игры;
  • показ игрушек с пением;
  • поиск источников звука;
  • узнавание картинок по разным звукам;
  • танцевальные движения под музыку;
  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • звукоподражание;
  • упражнения на развитие слуха;
  • игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).

Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук.

В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования.

Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.

← Структура музыкального занятияМузыкальные инструменты своими руками →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: https://jliza.ru/rannee-muzyikalnoe-razvitie.html

Раннее развитие в радость

Орф-педагогика: музыкальная методика раннего развития

Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня поговорим о том, что такое орф-педагогика и как она помогает в раннем развитии ребёнка.

Из истории развития орф-педагогики

Орф-педагогикой называется особый подход к обучению детей музыке, а точнее к музыкальному развитию детей раннего возраста. Этот подход носит имя своего основателя — немецкого музыканта и композитора Карла Орфа.

В 20-е годы прошлого века, когда Европу захлестнула мода на танец, гимнастику и спорт, Карл Орф преподавал в школе музыки и танцев для молодых девушек.

Эта школа стала для него настоящей экспериментальной площадкой, где он мог реализовывать идеи нового музыкального воспитания молодёжи, основанной не на мелодии, а на ритме.

Именно поэтому основными инструментами на занятиях стали ударные, которые дополнялись ксилофонами, блокфлейтами, гитарой и лютней. Ученикам была дана свобода импровизации, акцент делался больше не на заучивание образцов, а на создание собственной музыки.

В конце 1930-х гг. Орф отошёл от занятий, занятый написанием своей кантаты «Кармина Бурана». Потом началась война, а после войны Германия была подавлена разрухой, культурным кризисом и общемировым позором.

И всё-таки в это сложное для страны время нашлись люди, которые были обеспокоены воспитанием и музыкальным развитием детей. Карл Орф был приглашён на радио для записи серии передач о музыке для детей.

С этого момента орф-подход начал стремительно распространяться по всей стране.

Что такое орф-подход

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка.

Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением.

Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего подхода.

В своей 5-томной работе «Орф Шульверк — музыка для детей» композитор обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам.

В каждом томе есть песни и танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые декламации и инструментальные пьесы, которые должны взаимодополнять друг друга.

К ним прилагаются также небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес и информация о национальной принадлежности танцевально-песенного и поэтического материала.

Обучение происходит в определенной последовательности, установленной Орфом.

Записанные пьесы тем не менее нельзя рассматривать как произведения искусства, предназначенные для концертного исполнения. Это модели для музицирования и изучения стиля элементарной импровизации, “игра в музыку”, которая готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы вперед.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. “Обучение в действии” — так можно определить одну из главных идей Шульверка. Ребенка приглашают в Шульверк не как гостя, а как соавтора и создателя своего собственного музыкального мира.

Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк)– это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Орф-педагогика на занятиях с детьми раннего возраста

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец — это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.

Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход.

Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма.

На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке   2) на языках других культур 3) на выдуманном языке

Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

Орф-инструменты

Барабаны и ударные инструменты.  Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.

Ксилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки  – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.

Как организуются орф-уроки

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами  предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-урок — магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата.

В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей.

Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.

Орф-педагогика и раннее развитие детей

Давайте подведём итог, чем же так хорош орф-подход и что он даёт для раннего развития ребёнка.

1) орф-подход имеет в своей основе элементарную музыку, понятную детям с самого раннего возраста, и поэтому помогающую развиваться дальше

2) орф-подход основан на игре, на импровизации, а значит даёт возможность ребёнку свободного творчества, выражения себя, одновременно учит фантазировать

3) орф-урок построен на сочетании ритма, речи и движения, что играет ключевую роль в развитии речи ребёнка

4) орф-занятия помогают развивать и укреплять руки (плечо — барабан, локоть — ксилофон, кисть — фортепиано)

5) орф-подход помогает развивать в ребёнке эстетический вкус, образное мышление, чувство ритма, времени, пространства, учит работать в группе

Источник: http://sdetmi.livejournal.com/9909.html — Музыка с детьми. Музыкальные инструменты

Вам также могут понравиться статьи:

Зачем учить ребёнка музыке?

Как я развивала речь у Даши

Как физкультура помогает музыке

Марафон «Супермама: развивай разумно». Мои впечатления

Источник: http://www.razvitievradost.ru/orf-pedagogika-i-rannee-razvitie-rebyonka/

Что такое Орф педагогика, как ее освоить в домашних условиях?

Орф-педагогика: музыкальная методика раннего развития

Смысл орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей.

При этом Орф не был сторонником ограничения музыкального развития детей только классической музыкой, которая, как считают многие, единственная возможность развить правильный музыкальный слух и творческое начало.

Он считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются вскрикиванием, дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств. Кроме того, когда ребенок слышит все музыкальные стили: джаз, авангард, классика и т.д. – он учиться ее правильно воспринимать.

Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.

Как строится урок по орф-педагогике?

Качество и результат урока зависит от педагога, от его умения создать правильную атмосферу в группе. Сначала педагог выбирает тему урока, например, аквариум. Затем он демонстрирует детям нарисованных рыбок и звуковую схему.

После этого он предлагает детям импровизацию – придумать свой собственный «аквариум».

При этом можно, например, демонстрировать морскую волну, которая должна сопровождаться пением буквы «А»: педагог рисует волну — дети поют, педагог остановился – дети остановились и т.д.

Тематика уроков обширная, при этом можно использовать практически все музыкальные инструменты и не только – в ход можно пустить и ладоши, и ложки, и свист и т.д. Одним словом – необходимо превращать придуманную тему в музыку, или музыку превращать в движения. Можно также делить детскую группу – одни поют или играют, а другие демонстрируют движения.

Продолжительность урока от 20 минут и до часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы малыш и весело провел время, и получил необходимые навыки для дальнейшего развития.

Достоинства орф-педагогики

  • Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
  • В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
  • Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
  • Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
  • Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
  • Развитие слуха, восприятия;
  • Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

С какого возраста можно заниматься с ребенком орф-педагогикой?

Как уже было сказано выше, никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения.

Как только вы видите, что малыш уже проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание  и реагирует на звуки, вы можете начать занятия.

Обычно в специальных группах по орф-педагогике проводятся занятия для детей от 0 до 3 лет. Разумеется, группы разделены между собой по возрасту.

Орф-педагогика в домашних условиях

Конечно, лучше всего отдать ребенка в надежные руки профессионального педагога. Но и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.

Предлагаем вам два примерных урока.

«Звуки стихий»

1. Идем с малышом в ванную, включаем кран и  начинаем слушать звуки воды. Сначала включаем совсем маленький напор и слушаем, как она журчит и льется, затем практически полностью закрываем, даем возможность ей только капать. Придумываем разные способы производить эти звуки. Также можно включить душ и попробовать изобразить звук дождя или водопада.

2. Придумываем разные способы звукоизвлечения из бумаги или газеты – шуршание, хлопанье, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

«Маша шла»

Маша шла шла шла.

Апельсин нашла.

Апельсин какой?

Апельсин большой!

1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.

Пробуем разные варианты текста:

— меняем имя;

— меняем предмет, например, самолет, чемодан, пирожок и т.д.;

—  соответственно меняем качество предмета — сухой, большой, смешной и т.д.

2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.

3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.

4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.

(«Маша шла» – левая, «шла шла» – правая)

5. Делим ритм между частями тела.

(«Маша шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)

Источник: http://www.e-motherhood.ru/orf-pedagogika/

Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания

Орф-педагогика: музыкальная методика раннего развития

Все ведущие педагоги, начиная с античных, заканчивая нашими современниками, всегда уделяли особое внимание музыкальному воспитанию детей.

Вовсе не для того, чтоб из каждого малыша вырос настоящий профессиональный музыкант, вовсе нет. Все потому, что музыкальное воспитание напрямую связано с умственным и эстетическим развитием.

Музыка раскрывает, успокаивает, стимулирует и развивает ребенка своими простыми, доступными средствами.

Истоки музыкального воспитания – все из народа

Хоть само понятие «система музыкального воспитания» кажется новым, на самом деле такое воспитание дети получали всегда в изобилии. Откуда, спросите вы? Да из народа, как и все прекрасное.

Конечно, никому и в голову не приходило систематизировать, научно преподать то, что было естественной частью повседневной жизни. Колыбельные, потешки, прибаутки, попевки, хороводы и прочие элементы народной культуры были неотъемлемой частью жизни маленького человека.

Надо ли говорить о том, какое благотворное влияние оказывали народные попевки на развитие малышей? Играя пальчиками, напевая незатейливый мотив, мама не просто воспитывала свое чадо, она передавала ему огромное наследие своего народа.

Стоит обратиться к опыту прошлого, чтобы понять, что музыка — не наука, а естественная и необходимая часть жизни любого человека.

Отечественные системы

Прошлый век для нашей страны ознаменовался небывалым ростом уровня образования населения. Воспитанию детей придавали огромное значение. Ведущие педагоги и психологи бросали все свои силы на разработку и систематизацию воспитательно-образовательных программ.

Художественно-эстетическому воспитанию уделялось большее внимание, как основе развития полноценной личности. Музыкальное воспитание детей стало не роскошью, а необходимостью.

Тем, что в нашей стране музыкальное воспитание доступно для детей от 2 лет, стоит гордиться – это большая редкость в мире.

Система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского

Имя Дмитрия Кабалевского знают даже те, кто к музыке не имеет ни малейшего отношения.

Величайший педагог, композитор, почетный президент Международного общества музыкального воспитания ISME, он один из первых понял, что сухое, педантичное обучение музыки не приносит желаемых результатов, а лишь отталкивает подрастающее поколение от всего, что с ней связано.

Он говорил о том, что музыка не должна быть оторванной от повседневной жизни. Отнюдь, она должна стать ее частью. Музыку нужно познавать, впитывать, а не учить по слогам, как грамоту.

Три кита в музыке – песня, марш и танец. Кабалевский считал, что на этих «китах» строится весь музыкальный мир. Именно эти три составляющие являются связью между сложным музыкальным искусством, и нашей обычной жизнью.

Еще одной важной мыслью учения Кабалевского стал принцип «добывания знаний». Не нужно рассказывать детям о чем либо. Нужно провоцировать их на то, чтоб они сами вас спросили. Побуждать интерес, стимулировать мышление, а не пичкать готовым продуктом (знаниями).

Диалог, а не лекция должен стать основой музыкального занятия. Дети – активные участники процесса, а не пассивные слушатели. Музыка не должна обрушиться на них, как волна, они должны сами войти в нее, постепенно погружаясь все глубже и глубже, наслаждаясь процессом.

Система воспитания супругов Никитиных

Согласно методике этих активных и педагогически продвинутых родителей, воспитывать ребенка нужно «сразу, а не потом». Первый год жизни они называют «годом запуска».

Многие наивно считают, что маленькие дети не способны воспринимать информацию, но это совершенно не так.

Создать гармоничную развивающую среду вокруг маленького человечка, и он сам начнет брать оттуда то, что ему нужно и сколько нужно. Не мешать, а помогать – основа родительского воспитания.

Казалось бы, что к музыке методика Никитиных не имеет никакого отношения, но это не совсем так. Если взять их методику в контексте, то она вполне применима в музыкальном воспитании.

Павел Тюленев – раннее, самое раннее музыкальное воспитание

Идея методики Тюленева в том, чтобы начинать музыкальное развитие ребенка с самого рождения.

За основу были приняты исследования института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), которые подтверждают, что первые три года мозг ребенка развивается с огромной скоростью, поглощая такое количество информации, которое потом будет уже недоступно.

Дети до трех лет подобны губке, которая вбирает максимум, поэтому начинать обучение нужно сразу. Павел Тюленев призывает учить ребенка музыке, как только он появился на свет.

  • Карточки с изображением нот. Яркие крупные карточки он советует прикреплять к стенкам кровати малыша таким образом, чтобы он мог их хорошо видеть. Изображение нот и частей фортепианной клавиатуры должны быть повсюду. Здесь срабатывает зрительная память, которая впоследствии поможет быстро освоить музыкальную грамоту;
  • Музыкальный инструмент в постоянной доступной близости. Инструмент (в этом случае, лучше всего синтезатор), Павел советует ставить в плотную к кроватке малыша, чтобы он мог свободно дотянуться до клавиатуры своими ручками. Трогая своими крохотными пальчиками клавиши пианино, он слушает его звучание, постепенно улавливает связь между своими действиями и звуком инструмента;
  • Дать ему возможность самому творить музыку. Для этого нужно, чтобы ребенок имел свободный доступ к музыкальным инструментам. Дети инстинктивно тянутся к музыке – это факт. Произвольно играя на инструменте, запоминают его звучание, познают соотношения звуков по высоте и длительности звучания. Они пробуют различную комбинацию и слушают. Это действует лучше, чем любые уроки теории в будущем;
  • Убрать все лишнее. Все то, что не имеет никакого смысла для развития ребенка – прочь с его поля зрения. Ничего не должно отвлекать – телевизор, ненужные «взрослые» вещи не должны засорять окружающую среду малыша.

Зарубежные системы музыкального воспитания детей

Над задачей музыкального воспитания с самых ранних лет работали выдающиеся педагоги всего мира. Некоторые из них, методом проб и ошибок, приходили лишь к определенным выводам или тезисам.

Но некоторые создали свои авторские системы, эффективность которых подтверждена многолетним опытом, практикой и научными исследованиями. Сказать, что какая-то из методик лучше или хуже другой невозможно.

Дети все разные, каждый со своими особенностями и способностями восприятия, поэтому каждая из методик может оказаться «той самой» для вашего малыша или воспитанника.

Карл Орф

Система музыкального воспитания Карла Орфа

Имя этого величайшего педагогического деятеля известно всему миру. Покупая детские шумовые инструменты, вы обязательно встретите пометку — рекомендован системой Орф (ну, или просто Орф). Его система полностью и целиком базируется на свободном музицировании.

Body percussion – звучание нашего тела

«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» — говорит Орф. Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя.

Так родилась система “body percussion” (звучащие жесты), которую активно используют учителя музыки по всему миру.

Хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.

Орфовский оркестр

Дети любят, и должны играть на музыкальных инструментах. Произвольно, в ритм, предложенный педагогом, или под музыку, дети музицируют и наслаждаются этим процессом.

Для детского музицирования нужны те инструменты, игра на которых не должна представлять никакой сложности и не требует предварительного учения. Это ударные, шумовые инструменты: маракасы, румбы, кастаньеты, бубны, барабаны.

Металлические колокольчики, треугольники и тарелки – то, что имеет различный, богатый и громкий звук. Инструменты для детей являются продолжением их тела. Звукоизвлечение следует после жеста рукой или ногой.

Сочетание игры и пения, текста и ритма дают оптимальный результат. Дети познают музыку самым натуральным образом, с помощью собственного голоса и тела. Что может быть естественнее?

Шиничи Судзуки

Гениальные дети Шиничи Судзуки

О профессоре Судзуки принято говорить, как о необыкновенном новаторе. Автор методики музыкального воспитания, который ни просто сказал, а доказал на практике, что начинать обучение игре на инструменте можно в возрасте до 3 лет.

Он учил малышей играть на скрипке, начиная обучение в 2-3 года. Пятилетние малышки поражали мировую публику своей игрой.

Оркестр из 100 -200 детей легко и чисто исполнял программу, состоящую из классических произведений Моцарта, Бетховена, Вивальди.

Его методика рассчитана на любого ребенка, без определенных талантов и навыков. По мнению Судзуки, все дети — музыкальны. Главное не потерять тот самый момент, когда дети настежь открыты для обучения музыке.

Японский профессор умер в конце прошлого столетия, никто пока не сумел повторить его результаты. Может просто никто всерьез не верил в детей так, как верил Шиничи Судзуки?

Система Золтана Кодая

Венгерский композитор, посвятивший свою жизнь музыкальному воспитанию. Его взгляды на обучение музыки повторяют идеи Кабалевского:

  • музыке не учат – в нее вводят постепенно, заинтересовывая и увлекая;
  • нет немузыкальных детей;
  • на первом месте слух и голос. Только потом теория и нотная грамота.
  • полноценное развитие и воспитание личности невозможно, без музыкального воспитания.

Как и его коллеги-педагоги, Золтан Кодай говорил о первостепенности семьи в вопросах воспитания, но ставил музыкальное воспитание, как государственную задачу. Известный в Венгрии педагог добился того, что уроки музыки в школах Венгрии стали ежедневными. Им уделялось максимум внимания, что приносила отличные результаты – успеваемость в венгерских школах существенно повысилась.

Единая нить в системах музыкального воспитания

Систем и методик воспитания музыкой не мало. Есть у них различия, конечно, но большинство из них сходятся в едином мнении – музыка нужна, и она должна быть доступной.

Основные моменты всех систем и методик:

  1. Создавать музыкально-развивающую среду;
  2. Все дети талантливы, нужно лишь вовремя это заметить;
  3. Любовь к детям – гарантия успеха;
  4. Главные учителя – это родители;
  5. Ранее воспитание – самое эффективное.

Все перечисленные методики хоть и рекомендованы к работе педагогов, изначально написаны для родителей – первых, самых главных воспитателей для детей!

Все те системы музыкального воспитания, что мы указали выше, приведены нами лишь в ознакомительных целях, в качестве примеров. Их, конечно, существует гораздо больше.

Для практической работы, полноценного музыкального развития ваших детей или воспитанников, рекомендуем более конкретно ознакомиться с работой упомянутых деятелей, а также с другими системами: Марии Монтессори, Вальдорфской системой, методом Хелен Хайнер и другими педагогами, которые посвятили себя высокой, благородной цели – гармоничному воспитанию творческих, ярких и добрых людей.

Источник: https://vospitanie.guru/esteticheskoe/sistemy-muzykalnogo-vospitaniya

Рождение ребенка
Добавить комментарий