Он не умеет быть один: как научить ребёнка самостоятельно развлекать себя

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Он не умеет быть один: как научить ребёнка самостоятельно развлекать себя

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами разберем непростой вопрос – как научить ребенка играть самостоятельно. Что делать, если малыш не хочет занимать себя сам? Как быть маме, которая хочет и ребенка не обделить вниманием, и себе и своим делам время посвятить? Когда ребенок может играть сам? И в какие игры? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье.

Своими мыслями о способах приучения ребенка к самостоятельной игре будет делиться ведущая рубрики Счастливый ребенок Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Большинство родителей рано или поздно сталкиваются с необходимостью учить ребенка самостоятельно играть. И для осознанных мам и пап это вопрос не только «свободных рук», но и важного этапа полноценного развития крохи. Ребенок должен играть, это аксиома. А вот правильно организованное пространство и условия для игры – прямая обязанность родителя.

Давайте договоримся сразу – тема статьи не «Как избавиться от ребенка на определенное время?». Это немного не то, о чем бы мне хотелось поговорить сейчас.

Да и для случая ургентной помощи всегда или почти всегда можно найти няню или попросить бабушку с дедушкой. Просто вручить ребенку планшет и на целый день «отключиться» от него, или посадить перед «голубым экраном» с многочасовыми мультиками – это не игра.

И не стоит обманывать себя, говоря, что таким образом мы интенсивно развиваем детей. Это совершенно другое.

Сейчас же давайте поговорим о том, как маме гармонично развивать ребенка, учить его навыкам самостоятельности, и находить время на себя не в ущерб качеству жизни крохи. То есть, правильно организовать самостоятельную игру.

Что есть игра и чем она важна?

По мнению психологов, игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Именно в игре он познает мир, изучает модели взаимоотношений, знакомится с предметами вокруг и познает новые эмоции.

Если мы заглянем в словарь, то прочтем там следующее определение:

«Игра – форма непродуктивной деятельности, мотив которой и в результате, и в самом процессе». То есть, в отличие от труда или учебы, игра не должна на выходе давать какой-то «продукт», будь то предмет материального мира или какие-то знания и навыки.

Взрослые часто воспринимают игру как что-то несерьезное и неважное. Кажется, зачем терять время впустую, если можно заняться чем-то полезным? Например, вручить ребенку веник или сапку, и пусть работает. А игра – это для бездельников. Особенно всякие там войнушки и догонялки.

На самом деле, ученые фактически единогласны во мнении: игра ребенку необходима. Играя, малыш моделирует реальную жизнь, обучается ей на безопасном «поле». И, конечно, даже совсем крохе нужна и самостоятельная игра.

Ведь именно так он учится творчески мыслить, проявлять инициативу, справляться с трудностями, быть настойчивым в достижении цели, терпимым, находить различные варианты и способы решения поставленных задач.

Второй вопрос – как играть правильно? Что можно предложить ребенку в зависимости от возраста?

Виды игр для детей по возрастам

Кроха растет, и меняется его характер деятельности. Претерпевают изменения и игры. Для карапуза до 2 лет главное занятие – активное исследование мира. Он еще не умеет и не будет играть « в кого-то», разбираться в правилах и схемах. Ведущая деятельность на данном этапе – предметно-манипулятивная.

То есть, малыш опытным путем учится взаимодействовать с предметами вокруг него. Вспомните, как раз в этот период стремительными темпами идет физическое развитие ребенка – он учится ползать, ходить, хватать пальчиками, фокусировать зрение на предметах, которые ему интересны. Появляется и развивается речь крохи, в процессе общения с окружающими развиваются эмоции.

Сейчас ребенку главное – все попробовать на ощупь, рассмотреть, услышать, отведать «на зуб».

Посмотрите на маленьких детишек! Мы с любовью покупаем им дорогущие погремушки, а они с такой же радостью играют с обычными пластиковыми баночками из-под йогурта, ложками и поварешками. Более того, бытовые предметы привлекают их значительно больше, ведь этими предметами «играют» даже мама с папой! И, значит, они однозначно интересные и крутые!

Обычно в столь нежном возрасте мама все время предлагает крохе новую игру, безопасный объект для исследования. Она находится рядом, подпитывает карапуза эмоционально, развлекает его. Возможна ли самостоятельная игра в данный период?

Да! Более того, она очень полезна. Обеспечьте малышу главное условие игры – безопасность. Уберите вокруг ребеночка все предметы, представляющие собой потенциальную опасность. Не оставляйте его ни на минуту на высоком диване без бортиков, вблизи розеток и проводов и т.д.

Впрочем, вы наверняка сами знаете условия безопасного развития младенца. Создайте ему пространство для исследований, например, в манеже или на покрывале на мягком ковре.

Предложите для ознакомления предметы, отличающиеся по форме, фактуре и цвету, которыми можно постучать, попробовать на вкус, поперекладывать, бросить, поднять и т.д.

Не стоит рассчитывать на то, что малыш будет играть сам полдня. Будьте рядом, чтобы всегда вовремя прийти на зов. Поглядывайте на него, поощряйте, хвалите за достижения. Но и не отрывайте от интересного процесса, если видите, что чадо увлечено.

Детишки в возрасте 2-3 лет уже готовы к новым видам игр. Они вдоволь настучались и наоблизывались, и теперь начинает появляться сюжетная игра, а со временем – и ролевая.

У крохи активно включается воображение, он моделирует поведение людей на игрушках.

Так, он с удовольствием кормит куколку ложкой, или даже палочкой вместо ложки, катает зайчика на автомобиле, сделанном из коробки, укладывает медвежонка спать под «одеяло» — носовой платочек.

Главное, что на этом этапе должны сделать мама и папа – познакомить кроху с предметами-заменителями, и научить играть. Показать, как это делается. Предложить варианты различных игр. Затем все это карапуз возьмет в самостоятельную игру. Поэтому постарайтесь научить кроху как можно большему разнообразию вариантов, сюжетов.

В данном возрасте ребенок спокойно может поиграть сам минут десять-двадцать. А то и полчаса. Опять-таки, не уходите далеко – малышу может понадобиться ваша поддержка или совет. Но и не влезайте в игру без спроса. Ведь ему сейчас так хочется быть самостоятельным!

Переходим к следующему важном периоду – дошкольному возрасту от 3 до 6 лет. В это время для полноценной игры очень важны отношения и умение их строить. Вспомните, как ведут себя на детской площадке малыши полутора-двух лет. Каждый в основном играет сам, с игрушкой.

Других детей словно бы не существует вокруг. После 3 лет же детки уже начинают активно наблюдать за своими товарищами по играм, следить, чтобы они играли «по правилам», и сами учатся правильно играть свои роли. Активно развивается ролевая игра.

Дети фантазируют, придумывают, сочиняют просто на ходу.

Чем родитель может помочь ребенку в данном возрасте? Во-первых, вместе с чадом разыгрывать сюжеты любимых сказок, устраивать мини-театры. Во-вторых, активно играть «в жизнь» — моделировать сюжеты из разных сфер. Играть в семью, в магазин, в больницу, в детский садик и т.д.

Научившись хорошо играть с мамой, кроха будет более успешен и в забавах с детишками на площадке, а также и в самостоятельной игре дома, с игрушками. Теперь с ребенком можно договориться, что он немного поиграет один, а затем, например, пойдет с мамой на прогулку.

И он с удовольствием согласится.

Скажу из личного опыта. Моему сыночку скоро будет три года. Он прекрасно знает, что мама работает дома, и в эти минуты он вполне может поиграть сам. Да, рядом, под моим присмотром, максимум – в соседней комнате.

Да, иногда он будет меня дергать, чтобы я посмотрела, какой чудесный дом или самолет он смастерил из деталей конструктора. Но в целом, он прекрасно играет и сам. Двадцать минут точно.

А это немало в условиях декрета, правда, дорогие мамочки?

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Почему ребенок не хочет самостоятельно играть?

На самом деле, на это может быть масса причин. В первую очередь, обратите внимание на здоровье и физический комфорт малыша. Он может быть голодным, или уставшим и капризным, потому что хочет спать. Ему может быть холодно или жарко, а он не в состоянии сам это объяснить родителям. Вот и расстраивается, бежит к маме, цепляется за юбку.

Немаловажный фактор – количество внимания от родителей. Если вы в течение дня не нашли хотя бы двадцати минут на активное общение с крохой, захватывающую игру с ним, не наобнимались – скорее всего, малыш вас так просто не отпустит. Деткам очень важен телесный контакт с родителем. Если они ощущают маму, тепло ее тела, им легко и спокойно.

Поэтому самый простой и действенный совет – зная, что вам через какое-то время необходимо отлучиться и оставить ребенка играть самостоятельно, «натискайте» его вволю. Целуйте, обнимайте, делайте массажик, пальчиковую гимнастику, вместе ползайте, катайтесь по полу.

Переборщить в этом деле вряд ли получится – когда кроха «напитается», он сам понемногу отстранится и займется своим делом. Проверено на многих примерах.

Также у ребенка могут быть вопросы психологического характера. Страх остаться одному, без мамы. Обиды на родителей, злость, гнев.

В данном случае тоже сразу вот сходу усадить ребенка играть самостоятельно вряд ли получится. Сначала нужно по максимуму устранить препятствия. Напитать его любовью и близким контактом.

Если вы видите, что проблема не уходит, лучше обратитесь к детскому психологу.

Давайте подытожим все вышесказанное. Правила самостоятельной игры. Чтобы ребенку было легче освоить игру самому, обеспечьте ему важные условия:

  • Предварительное усиленное общение;
  • Навыки и умение играть;
  • Безопасность пространства;
  • Поддержание контакта, когда это необходимо;
  • Удобная игровая зона, в идеале – свой обустроенный игровой уголок;
  • Развивающие фантазию и интересные ребенку многофункциональные игрушки. Это может быть все, во что малыш сможет играть без вас: кубики, карандаши, машинки, куклы и т.д.;
  • Похвала за самостоятельную игру, моральное поощрение;
  • Постепенное увеличение продолжительности самостоятельной игры.

Эти правила не так сложны, как может показаться. Все, что вам необходимо – вовлеченность, желание и искренность по отношению к ребенку. Не пытайтесь его обмануть, или заставить играть. Все это вряд ли пройдет. Но вот разговоры в открытую, поддержка и честная похвала непременно сыграют свое дело. И все будут заняты – и малыш, и мама.

Кстати, не забывайте, что стратегия поведения касательно самостоятельных игр малыша должна соблюдаться всеми членами семьи. Не так, что мама и папа позволяют крохе играть полчаса в день одному, а в гостях у бабушки и дедушки последние не спускают внука с рук ни на секунду. Модель воспитания в семье должна быть общей, тогда у всех все будет хорошо. И поведение ребенка не станет вызывающим.

Помните, что навык самостоятельной игры ребенка – такое же важное приобретение, как и навык есть, пить, одеваться, самому ходить в туалет. Это необходимые ступеньки развития крохи. Ведь он растет, и потихоньку готовится к будущей самостоятельной жизни. И мы не просто можем – обязаны ему в этом помочь.

Я искренне желаю чудесных игр вам и вашим деткам! Активной вам, яркой, насыщенной и творческой жизни!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Аню за мысли. От себя хочу добавить, что меня, можно сказать, миновали такие проблемы. Дочки-близнецы очень любили сами играть. Наверно, им друг с другом было повеселее .

А когда стали чуть постарше, примерно в 3-4 годика, могли часами сами со своими игрушками заниматься. Важно было вовремя подойти, переключить их внимание на что-то другое. И очень мы любили рисовать и лепить.

Конечно, процесс этот уже надо было больше контролировать, но времени появилось гораздо больше у меня уже на свои дела.

И для души мы с вами послушаем сегодня Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада. Хочу обратить ваше внимание на сборник мультфильмов по произведениям классической музыки «Волшебная флейта» из Польши. Чудесные классические мелодии оживают благодаря волшебному искусству анимации! Прекрасный способ приобщать детей к музыке.

Варенье из винограда — рецепты из разных странРазвивающие игры для детей 1-2 летПочему с ребенком так важно играть?Детки в садике живут, здесь играют и поют. Стихи про детский садРазвивающие игры для детей от 1,5 до 3 летРазвивающие игры для детей 3-4 лет

Источник: https://irinazaytseva.ru/kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno.html

» Учим ребёнка играть самостоятельно

Он не умеет быть один: как научить ребёнка самостоятельно развлекать себя

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя».

Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий.

Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки.

Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором.

Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере.

То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками.

Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве.

Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

12 советов как научить ребёнка развлечениям в одиночку

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.

  1. Обеспечьте безопасность. Важно, чтобы игровое пространство малыша было вдалеке от нагревательных приборов, розеток и воды. Кстати, в этом вопросе огромную услугу вам окажут специальные заглушки и фиксаторы.
  2. Выделите зону для игр. Если в квартире живёт маленький ребёнок, то, безусловно, игрушки разбросаны повсюду. Однако даже при этих условиях всё равно должно быть одно определённое место, выделенное под игровое имущество. И малыш должен знать, что это только его пространство, за которое он отвечает (таким образом, у ребёнка ещё и формируется чувство ответственности).
  3. Обязательно обеспечьте ребёнка игрушками для самостоятельной игры (карандаши, железная дорога и т.д.). Это должны быть разнообразные, но не многочисленные предметы.
  4. Проявляйте интерес. Любая деятельность ребёнка невозможна без участия взрослого. Родители должны интересоваться делами своего чада, быть в курсе всего того, что волнует малыша.
  5. Периодически обращайтесь к ребёнку. Так вы не дадите почувствовать ему одиночество.
  6. Стимулируйте заинтересованность. Предлагайте ребёнку придумывать вместе новые игры, приучите искать интересные способы решения головоломок и пазлов.
  7. Подсказывайте. Малыш должен ощущать ситуацию успеха, иначе он теряет интерес. Поэтому помогайте советом или направляйте его деятельность, если игра зашла в тупик.

    Небольшая родительская подсказка ценится ребёнком очень высоко

  8. Учите подражать взрослым. Поощряйте, если малыш начинает копировать процесс приготовления пищи или уборки – так в маленькой личности закладываются основы его социальной роли.
  9. Мотивируйте. За рисунок или поделку, выполненную самостоятельно, не скупитесь на добрые слова или сладкое лакомство. Главное – не переусердствуйте с такими поощрениями, иначе ваш малыш станет совершать любые поступки только из соображений выгоды.
  10. Гордитесь карапузом. Если ребёнок самостоятельно нарисовал или сделал поделку из пластилина, обязательно продемонстрируйте результат его труда: поставьте на видное место или покажите друзьям.
  11. Стимулируйте. Чтобы отрезки времени для самостоятельного времяпрепровождения постепенно увеличивались, периодически подсказывайте малышу новые идеи для игр.
  12. Приучайте к сюжетным играм. Если малыш с упоением собирает пазлы – это замечательно, но не менее важно и умение играть в куклы-машинки, так как именно эти игрушки – начало совместной деятельности с другими детьми.

Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку.

Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения.

И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: http://paidagogos.com/?p=9054

Как научить младенца развлекать себя самостоятельно?

Он не умеет быть один: как научить ребёнка самостоятельно развлекать себя
«Название книги: «Как научиться спать 4 часа в сутки, все успевать и прекрасно выглядеть?». Открываешь – внутри написано: «Никак»

«А когда он будет сам себя занимать?» – спрашивают будущие мамы на занятиях по подготовке к родам. «Сколько времени малыш может быть один?» – регулярный вопрос в почту детского психолога.

«Я ничего не успеваю, в туалет хожу, только когда он спит, душ – только если муж дома!» – ежедневные вопли на мамских форумах. Как будто этот пяти-семикилограммовый мешочек с молочком полностью захватил власть в семье, контролирует любые действия матери, подчинил себе всех взрослых.

Да, да, мы знаем, кто теперь у нас глава семьи, но жить-то как? Как научить его давать родителям время для отдыха и своих занятий?

Давайте я сразу вам скажу «никак», просто чтобы не было пустых иллюзий. До полутора лет ребенок не может быть один совсем. Пять-десять минут каких-то осознанных занятий – это предел.

Ну, за исключением тех случаев, когда вашему десятимесячному крохе помог старший (трехлетний) брат, и целый час они вдвоем увлеченно расписывали акрилом ваш новый диван.

И дальше мы попробуем понять, как обращаться с младенцем от рождения до одного года, чтобы, когда придет время, он действительно смог занимать себя сам.

0-3 месяца

Новорожденный младенец действительно нуждается в круглосуточном присмотре, внимании и заботе. Он еще плохо дружит со своим организмом в новых, некомфортных условиях вне материнской утробы, он совсем не понимает, что с ним происходит, основа его существования – отладка пищеварительного процесса.

Если вам очень повезло, и вам (на небесах) выдали спокойного, флегматичного соню, то вы и не будете задаваться вопросом «Когда успеть хотя бы раз в день поесть».

Бывают дети с встроенным таймером, 4-хчасовой интервал разбит на неравные «3 часа спит на балконе/15 минут ест/45 минут доброжелательно улыбается окружающим», молодые мамы хвалятся своими педагогическими достижениями.

Хуже, если роды прошли с осложнениями (о которых вы можете и не догадываться), тогда дитя может заходиться в истошном крике по несколько часов в день.

Если последнее утверждение верно – постарайтесь разобраться, что не так с малышом.

Психологических проблем в этом возрасте еще не бывает, причиной недовольства новорожденного человека обязательно будет физический дискомфорт.

Правда, бывает так, что у одной няньки ребенок надрывается-орет, а у другой засыпает в считанные секунды. Скорее всего это связано с некоторым внутренним напряжением, которое испытывает одна женщина, и не испытывает другая.

До трех месяцев дети ценят обволакивающее тепло объятий, ровный и постоянный звуковой фон, ненавязчивую суету вокруг.

Если поставить корзинку с малышом в кухне, где постоянно кипит жизнь, он, скорее всего, будет спокойно полеживать, дремать, уплывая в сон и поднимаясь для кормления.

Я бы не стала помещать маленького в отдельную комнату просто потому, что ваш гормональный фон сейчас настроен на то, чтобы слышать его дыхание, и вместо отдыха вы будет постоянно прислушиваться, не плачет ли ребенок. Хотя радионяни тоже придумали не дураки.

До 3 месяцев вопрос развлечения младенца вообще не стоит. Жизненно важно в этом периоде определиться с вопросами здоровья и понять, как оно все у него работает.

4-6 месяцев. Я не одинок в этом огромном мире!

Ближе к четырем месяцам у ребенка как будто вырастают специальные антенны: он явно нуждается в общении, хочет быть на руках, хочет смотреть, быть на людях, его надо развлекать.

Это очень утомительно и раздражает. Потому что одно дело – сделать в лифте «козу» соседскому бутузу, а другое – быть круглосуточным аниматором.

А когда пытаешься отойти, поднимается такой рёв, что голуби с подоконника падают.

Что помогает? Шезлонг на рабочем кухонном столе, высокий стульчик со столиком напротив вас, когда вы гладите белье, сиденье с присосками в ванной в комплекте с вменяемым семилетним соседом.

Хождение по гостям, по культурным и не очень заведениям, в общем, любые телодвижения, меняющие картинку перед глазами. Он еще не научился ползать, не может сам ничего достать, ему безумно скучно.

Зовите в гости подруг с детьми постарше,

приглашайте соседских девочек-подростков, они вообще должны быть «прикормлены» у вас, позже сможете нанимать их в бэби-ситтеры.

У нас в семье обязанность развлекать младшую сестру была добровольно принята на себя девятилетним сыном, до сих пор они очень привязаны друг к другу. Кто еще может в течение часа корчить рожи и дуть в лицо резиновой игрушкой? Только старший брат!

Заклинаю вас, мамы: в это время вы должны позаботиться о своей спине. Велик соблазн таскать постоянно ребенка в слинге, потому что он молчит и засыпает.

Но ваша спина! … Лучше присесть к столу на пять-десять минут с малышом на коленках, или лечь на ковер и позаниматься физкультурой с этой чудной гантелькой в памперсе, чем слоняться от окна к окну с малышом на бедре и телефоном, зажатым между плечом и ухом.

Задача-максимум этого возраста – научиться выдерживать хотя бы несколько минут от первого пробного похныкивания до требовательного рёва. «Сейчас-сейчас, да, дорогой, я слышу, сейчас я подойду, подожди минутку». Ваше послание – «Я тебя вижу и слышу, я рядом», но не бегу, сломя голову.

7-9 месяцев. Движение – это жизнь!

Я категорически против любых приспособлений, «помогающих» ребенку находиться в вертикальном положении до того, как его организм не готов. Все эти ходунки-бегунки сокращают абсолютно необходимый для развития ребенка этап ползания. Так же, как и распространенная практика «ходить за ручки».

Мало того, что ваша спина разваливается окончательно, малыш не нарабатывает столь важный опыт контроля за своим телом, не качает мышцы спины, не учится взаимодействовать с окружающей средой.

Так что лучшая тактика в этом возрасте – выпустить его на пол, снять носочки и ползунки (верхнюю половину тела лучше одеть, чтобы не нервничать, что ему холодно) и предоставить ПОЛЗУНКА его судьбе.

Он занят! Он кряхтит, хнычет, стукается головенкой и разражается отчаянным ревом – не волнуйтесь! Утешьте его и верните на исходную.Заодно спать будет лучше.

За ним надо неотступно следить, поэтому так велик соблазн посадить в манеж. Но манеж – это гарантированная скука, никакие пластиковые яркие штучки не в состоянии занять внимание 8-месячного человека дольше, чем на пару минут. Его эволюционная задача сейчас – исследовать пространство на зуб.

Я клала на пол старое ватное одеяло, кидала на него почти голого малыша и раз в пять минут подкидывала туда какую-нибудь странную хозяйственную примочку: старинный венчик для сбивания яиц, например. Вы таких не застали, наверное, с пружиной, скрученной в спираль.

Как раз 10 минут уходит, чтобы тщательно облизать, пожевать, постучать по полу, по себе, уронить, доползти, устать и потребовать следующую серию. Я в это время сидела на диване и строчила статью.

Можно ли это считать «я занимаюсь ребенком» или все же «я работаю»?

Через 40-50 минут ребенок устает настолько, что смена игрушки уже не увлекает. Взяли на ручки, погладили, покачали, обняли, напоили. Еще минут 15 – и можно начинать одеваться на улицу, он устал, капризничает, готов уснуть.

В этом возрасте дети уже могут удерживать в памяти образ матери в течение нескольких минут, особенно, если не она ушла, а он уполз. Главное, чему он должен научиться в этот период – физической активности, он должен уставать, выматываться, так, чтобы падать замертво в сон. Ни ходунки, ни манеж с этой задачей не справляются.

10-12 месяцев. Осваиваем вертикаль

Если предыдущий этап был пройден успешно, то сейчас ваш малыш должен активно вставать на ножки рядом с опорой и пытаться ходить вдоль дивана.

Вот и славно! На диване можно разложить разные завлекалочки, до которых надо тянуться, включая какую-нибудь безопасную еду, типа большой моркови или кочерыжки. Чтоб зубы точить. Яблоки – только если суперкрепкие, не крошащиеся, чтобы не подавился.

Я еще люблю давать косточки от куриных ножек, это идеальная чесалка для зудящих дёсен, но не все выносят вид «малышка-людоед» и, кроме того, косточкой можно сильно ткнуть куда-нибудь, так что только под присмотром.

В этом возрасте можно начинать посещать какие-нибудь детские комнаты, где много новых игрушек и детей разного возраста. И, конечно, там есть батут, горка, игрушечные домики – малыши-тоддлеры обожают прятаться и находиться!

С миской пшена и игрушками из киндер-сюрприза, чтобы вылавливал. С ведром воды и кружечкой – в ванне, прямо в самой ванне, пусть плещется. С всевозможными застежками, открывающимися-закрывающимися дверками. Загружать-разгружать стиральную машинку можно целый час. Ящик в комоде, а нем сумки и шапки (тоже на предмет «открыть-закрыть, поместить одно в другое»).

Вообще, это возраст карабкания и пряток.

Все время держите в голове, что маленькие дети – прежде всего обезьянки, им надо двигаться, осваивать окружающую среду, а не сидеть и слушать. Понимаете, к чему я веду?

НИКАКИХ гаджетов НИКОГДА! Даже если вам очень надо, даже если вы очень устали. Телефоны и планшеты обладают настолько большой притягательной силой, что, поддавшись соблазну один раз, вы будете обречены потом постоянно отбиваться от настырного требования «Дай играть!!».

(подробно о том, как формируется зависимость от электронных игрушек читайте в моей статье”Айфоново детство: как оторвать ребенка от компьютера” .

Итог. Если вы спокойно и последовательно приучали малыша к тому, что мир – довольно безопасное и дружелюбное место для проживания, не оставляли его «выплакаться, чтоб заснул», знакомили его с другими людьми, не давали в руки телефон и планшет, то к году у вас должен получиться в меру шустрый, любознательный, хорошо передвигающийся на двух ногах человек, который умеет себя занимать. Другое дело, понравятся ли вам его занятия. Вчера, например, я минут сорок ликвидировала по всему дому последствия «тихого поведения» одного очень самостоятельного мальчика полутора лет от роду. Но он был занят весь вечер, это факт.

Источник: http://www.katryndemina.ru/article/162

Как научить ребенка играть самостоятельно

Он не умеет быть один: как научить ребёнка самостоятельно развлекать себя
le>

Зачем учить ребенка играть самостоятельно? Малыш, сосредоточенно перебирающий игрушки, безусловно, радует взрослых, ведь он дает им возможность спокойно заниматься домашними делами.

И все-таки навык индивидуальной игры нужен прежде всего самому ребенку. Это важный этап, определяющий развитие социальных навыков, образного мышления, воображения, речи.

Именно поэтому критерием должно быть не только время, на которое можно оставить малыша одного, но и качество, сложность, разнообразие его игр.

Нужно, чтобы самостоятельность позволяла ребенку ощутить радость взросления, а не превращалась в испытание силы воли. Детям естественно стремиться к самостоятельности, если это их выбор.

Задача родителей – одобрять проявления независимости даже тогда, когда она не слишком удобна. Позвольте малышу выбрать одежду, поверьте, что он не хочет больше каши, спросите, на какую детскую площадку идти гулять.

Чаще задавайте вопросы: “А как ты думаешь? А как бы ты поступил?”

В играх самостоятельность проявляется в активном участии ребенка. Перестаньте развлекать малыша, ловите и поддерживайте любую его инициативу.

Избегайте навязывания правил: не пытайтесь поправлять кроху, который пилит расческой палочку или строит домик из колец пирамидки. Никогда не говорите увлеченному игрой ребенку: “Неправильно, неверно”.

Не старайтесь приходить на помощь преждевременно, дайте малышу возможность самому справиться с непослушной застежкой или достать игрушку.

Не ждите мгновенных результатов. Ребенок научится играть сам, хотя и произойдет это не так скоро, как хотелось бы. 

Игрушки и игровое пространство

Подумайте, где и чем играет ребенок. Малышу должно быть удобно в нашем взрослом мире: легкие устойчивые табуретки, маленький стульчик у раковины, низкие шкафчики с детскими вещами, нескользкий пол. Редкий ребенок ограничится играми в детском уголке, скорее всего он будет исследовать все пространство.

Поэтому обустраивайте комнаты так, чтобы быть спокойным за здоровье крохи и сохранность ценного имущества. Не стоит полагаться на запреты. Малыш о них просто забудет, а ребенку постарше многочисленные запреты и страх их нарушить помешают быть активным и самостоятельным.

Родителям лучше заранее смириться с тем, что в процессе освоения новых действий малыш что-то испортит, сломает и разобьет.

Следует обдуманно подойти к хранению игрушек. Ребенку должно быть удобно их брать и ставить на место. Хорошо, если игрушки разложены так, что ими сразу хочется играть. Например, столик накрыт и вокруг рассажены гости, кукла лежит в кроватке, из кубиков построен дом, а пластмассовые звери расставлены согласно какому-то сюжету.

И самое важное правило – игрушек должно быть немного. Постоянно проводите ревизии, убирая игрушки, которыми ребенок не занимается. Возращение старых игрушек в будущем доставит малышу не меньшую радость, чем покупка новых кукол и машинок. И вы всегда сможете увлечь ребенка, поставив перед ним целый мешок забытых «друзей».

Какие игрушки лучше всего подходят для самостоятельных игр?

  1. Уменьшенные копии предметов настоящего мира, с которыми малыш может подражать работе взрослых (различные инструменты, наборы доктора, парикмахера и т.п.).
  2. Игры, позволяющие познавать мир и его свойства (например, предметы для занятий с водой, песком).
  3. Любимые игрушки (куклы, плюшевые звери), которые воспринимаются ребенком как живые существа. Малыш не будет грустить в одиночестве, если любимый мишка, с которым он вместе ест, спит, гуляет, будет рядом.
  4. Ненужные упаковки, коробки, лоскутки, мешочки, палочки. Ведь эти вещи могут превращаться во все, что угодно и оживлять любую игру.
  5. Домики – покупные палатки или самодельные убежища из стола или стульев, накрытых покрывалом.
  6. Различные каталки, коляски, машинки на веревочке.
  7. Мячи разных размеров и другие спортивные игрушки.
  8. Игры, которые ребенок освоил достаточно хорошо, но при этом не потерял к ним интерес.

Не стоит торопиться с покупкой интерактивных игрушек. Они мешают развитию воображения, без которого индивидуальная игра невозможна. Для малыша с хорошей фантазией весь мир наполняется игрушками: обычный носок превращается в змею, а пустая коробочка – в лодку или машину.

Развивающие игры обычно требуют выполнения определенных правил и значит, присутствия взрослого. Однако привычная любимая игра подойдет и для самостоятельных занятий.

Как малыш учится надевать штанишки или есть ложкой? Он видит, как его одевают и кормят, видит, как одеваются и едят другие члены семьи. И после многократных повторений осваивает это действие.

С играми точно так же. Не стоит думать, что дети рождаются с умением оперировать игрушками.

И совершенно недостаточно один раз показать, как пользоваться игрушкой, чтобы потом ребенок играл самостоятельно.

Именно поэтому первые игры, появляющиеся на втором году жизни, как раз и состоят в имитации действий взрослых. В это время интерес к настоящим вещам бывает сильнее, чем к игрушкам. Половник и веник ребенку ближе машинок и кубиков, поскольку он многократно видел, как мама их использует.

Приобщайте кроху к своим занятиям. Наблюдение за различными делами даст малышу огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас дуршлаг или губку для мытья посуды и отправится на собственные хозяйственные работы.

Впрочем, подражать маме и папе ребенок может и без нужного оборудования. Очень быстро малыши начинают использовать предметы-заместители. Например, воображать, что палочка – это ложка, а кубик – фотоаппарат. Умение увидеть в одном предмете другой нужно развивать и поддерживать. И среди игрушечных копий взрослых предметов обязательно должно оставаться место для таких заместителей.

В первых играх (их называют процессуальными) ребенок повторяет только действия с предметами, часто в хаотичном порядке, без единого сюжета. Задача взрослого – обращать внимание малыша на взаимоотношения персонажей, называть используемые роли (ребенок – “мама”, а кукла – “дочка”; ребенок – “водитель”, мама – “пассажир”), вести игровые диалоги.

При этом взрослый может играть сам, подавая ребенку пример, и обязательно комментируя вслух все свои действия. А может озвучивать детскую игру и подсказывать новые варианты развития сюжета: «Твоя кукла-дочка захотела кушать, и ты ее покормила. А теперь она устала, покачай ее».

Но еще десятки, даже сотни раз нужно будет покормить куклу, прежде чем она оживет в детском воображении и малышка почувствует себя настоящей мамой.

Как играть?

С накоплением игрового опыта ребенок переходит к новой форме игры – сюжетно-ролевой. Именно в этой игре дети примеряют на себя всевозможные роли. Нередко роли ребенок выдумывает сам, вдохновляясь тем, что увидел или о чем услышал. Однако взрослый может подсказывать новые игры и идеи, помогать выстраивать более сложные сюжеты.

Ребенку в 2-3 года можно предложить поиграть:

  1. в магазин – супермаркет, кондитерскую, галантерею, автосалон;
  2. в доктора и больницу для зверей, аптеку;
  3. с куклами – в прием гостей, детский сад, семью;
  4. со зверями – в лес, ферму, зоопарк, цирк;
  5. с машинами – в такси, гонки, перевозку грузов и стройку, выполнение правил дорожного движения;
  6. в зверей – превращения в какого-нибудь зверя, семью зверей (рыть нору, добывать корм, прятаться от охотников);
  7. в разные профессии – пожарника, парикмахера, садовника, повара, строителя;
  8. по сюжетам любимых книг и мультфильмов – повторять сюжет, придумывать продолжение, рассказывать сказку иначе (например, играть в “Теремок” с машинами);
  9. в путешествие на автобусе, поезде, корабле, самолете в качестве пассажира или водителя;
  10. со спортивными игрушками – в представление, тренировки, соревнования (ребенок соревнуется с самим собой);
  11. в игры с переодеванием и сменой нарядов.

В играх взрослый может быть и полноправным партнером, и сторонним советчиком, подсказывающим, из чего сделать огнетушитель и в какое путешествие отправиться. Самое важное – не навязывать свои условия, игра по правилам появится позже, а пока не нужно ограничивать фантазию ребенка.

Старайтесь вдохновлять ребенка на игру не только тогда, когда нужно отправить его в детскую. На прогулке, в цирке, зоопарке, во время просмотра детских передач или чтения книжки заметьте: «В это можно будет поиграть дома» – и подскажите, как все организовать и из чего сделать необходимые атрибуты.

Чем больше играют с ребенком, тем сильнее его интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно и главное, делать это с увлечением и удовольствием.

Часто присутствие взрослого необходимо и ребенку, освоившему индивидуальную игру. Кажется, что малыш увлечен своим занятием, но стоит родителям покинуть комнату – и ребенок сразу бежит следом. Поэтому помимо игрового опыта, обязательно учите его ненадолго расставаться с взрослым и комфортно себя чувствовать в одиночестве.

Для малышей полезна игра в прятки. Обычно дети осваивают ее с полугода, проходя постепенно все этапы – от умения исчезнуть на секунду под платком до способности несколько минут терпеливо сидеть в укрытии. В этой игре ребенок получает уверенность, что пропавшие из поля зрения родители обязательно появятся вновь.

Для ребенка постарше можно придумать объяснение, не нарушающее ход игры. Например, если вы играете в “дочки-матери”, скажите, что пойдете в магазин. А если в стройку – отправляйтесь договориться о поставке кирпичей. Также можно оставить ребенка, назначив ему важную роль, которую до сих пор в игре выполнял взрослый.

Не стоит уходить молча. Предупредите малыша, что у вас есть какое-то дело и обещайте вернуться, когда его закончите. Можете поручить ребенку что-то сделать в ваше отсутствие, например сказать: “Ты достраивай дом, а я схожу суп помешаю”. Сначала уходите ненадолго и старайтесь вернуться прежде, чем малыш сам к вам прибежит.

Иногда ребенку психологически легче уйти самому. Расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно, малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры.

Доступность взрослого определяется не только физическим присутствием. Необходимо поддерживать кроху, выслушивать рассказы об игре, радоваться самостоятельным достижениям, открыто встречать обращение ребенка, давать советы. Если ребенок будет твердо знать, что когда он придет – его примут, ему будет спокойнее и комфортнее заниматься своими делами.

Чем заменить самостоятельные игры

Пока ребенок не научился играть один, воспользуйтесь маленькими родительскими хитростями, позволяющими ненадолго отдохнуть от малыша.

Вспомните, когда кроха забирался туда, куда лазить не следовало, разбирал ваши вещи и всячески безобразничал, его довольно долго не было ни слышно, ни видно. Попробуйте, уходя из детской, оставить ребенку такую приманку: приоткройте дверцу шкафа, набитого интересными, но безопасными предметами, положите на видном месте стопку старых открыток.

Каждой маме желательно завести “волшебный мешок”.

В этот мешок сложите коробочки, пузырьки, мелкие игрушки, пробки от пластиковых бутылок, тесемочки, бусы из пуговиц, природные материалы и все, что взрослые считают мусором, а дети – самыми дорогими сокровищами.

Конечно, отбирая предметы, не забудьте о безопасности. Ребенка такой мешок способен занимать довольно долго. Только не забывайте время от времени обновлять содержимое мешка и не давайте его малышу слишком часто.

Попросите ребенка принести из комнаты “синий грузовик, поезд и экскаватор”. Поиски всех этих предметов займут некоторое время, и, быть может, малыш и вовсе увлечется содержимым коробки игрушек.

Если он выполнит просьбу, давайте следующее задание (принести три круглых предмета, две пластмассовые игрушки, пять предметов на букву “К” и т.п.). Чем старше ребенок, тем труднее должны быть задания.

Разложите по комнате маленькие свертки-сюрпризы и предложите ребенку их найти. Так же можно использовать многоразовые наклейки или расставить на видных местах пластмассовых зверей.

Возьмите набор фломастеров и на листе бумаги начертите круги каждым из цветов. Обещайте малышу приз, если он во все “квартиры” поселит предметы того же цвета.

Предложите сделать выставку игрушек, рисунков, поделок, определенных предметов (например, железных, или красного цвета, или маленького размера). Пообещайте посетить ее, когда все будет готово.

Иногда взрослые пытаются отправить ребенка в детскую, а он все равно приходит, путается под ногами, виснет на папе и маме. Нужно понять, что это потребность не в новых занятиях, а в родителях, их ласке, внимании. Обеспечьте крохе час полноценного и безраздельного общения. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1196/kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno

Рождение ребенка
Добавить комментарий