Общий стол для ребёнка: главные правила

Содержание
  1. Перевод ребенка на общий стол
  2. Когда можно переводить ребёнка на общий стол
  3. Какие продукты не стоит давать детям при переходе на общий стол
  4. Как правильно перевести ребенка на общий стол
  5. Терпение родителей — основа успеха
  6. Примерное меню для детей от года до трех:
  7. Варианты обеда:
  8. Варианты ужина:
  9. Советы родителям по переводу малыша на общий стол
  10. Правила этикета за столом для детей и подростков: 4 главных рекомендации детского психолога
  11. Яблоко от яблони
  12. Стоит ли торопиться?
  13. Когда начинать уроки этикета?
  14. Этикет для дошкольников
  15. Общие рекомендации
  16. Правила этикета за столом для детей
  17. Основные правила поведения за столом
  18. Что можно и нужно делать
  19. Что должно быть под запретом
  20. Когда начинать обучать ребенка?
  21. Как обучать ребенка этикету?
  22. Резюме для родителей
  23. Правила поведения за столом детей
  24. Когда учить? Всему свое время
  25. Общие советы
  26. Зачем ребенка нужно учить этикету

Перевод ребенка на общий стол

Общий стол для ребёнка: главные правила

» Развитие и уход » Перевод ребенка на общий стол

Вопрос перевода ребенка с детского питания на общий стол волнует каждую маму. Некоторые из них торопятся приучать малыша ко «взрослой» еде пораньше, другие с этим не спешат и считают ранний перевод детей на общий стол плохой идеей.

Существует несколько правил для успешного введения в рацион ребенка продуктов с общего стола, придерживаясь которых вы добьетесь успеха в столь непростом деле.

О том как и когда лучше переводить ребенка на общий стол мы расскажем в этой статье.

Когда можно переводить ребёнка на общий стол

Слишком ранний переход ребенка на общий стол может привести к дисбалансу в работе пищеварительной системы и появлению аллергических реакций. Но и затягивать с этим тоже не следует, т. к.

у ребенка должны формироваться вкусовые предпочтения в раннем возрасте.

Кроме того, более твердая пища с вашего стола будет способствовать правильному развитию челюстного аппарата и предотвратит появление неправильного прикуса.

Переводить ребенка на общий стол нужно постепенно и только тогда, когда у него уже появилось несколько зубов для пережевывания пищи, т. е. ближе к году. Общий стол — это не означает, что вы должны годовалого ребенка кормить солянкой или копченым салом. Начинать нужно с сочных гипоаллергенных фруктов — яблока, груши и банана.

В промежутках между кормлениями давайте ребенку пососать или облизать фрукт. Делать это нужно под присмотром, чтобы малыш не подавился. Постепенно можно добавлять и другие безопасные продукты, следя за реакцией организма малыша. Не стоит давать детям блюдо сразу из нескольких новых продуктов, т. к.

при появлении аллергической реакции вы не сможете понять — на что именно среагировал организм ребенка.

В норме годовалый малыш, как правило, имеет 6-8 зубов. При этом 4-х зубов — два верхних и два нижних, достаточно для того, чтобы пережевывать пищу.

Какие продукты не стоит давать детям при переходе на общий стол

Пищеварительная система даже годовалого ребенка ещё не готова ко встречи с продуктовым разнообразием из вашего холодильника. Пищеварительные органы у детей этого возраста ещё незрелые и ещё не работают в полную силу и не вырабатывают всех необходимых пищеварительных ферментов.

В том числе и печень, которая «созревает» в течение нескольких лет. Кроме этого, у детей более тонкие стенки кишечника, из-за чего в кровь могут легко проникнуть разные токсины, подрывая иммунную систему. Также от употребления неподходящей еды у ребенка могут возникнуть как проблемы со стулом, так и  аллергические реакции.

Поэтому не спешите давать маленькому ребенку шоколадную конфету. Помните, что детскому организму до трех лет противопоказан шоколад и любые кондитерские изделия с использованием шоколада.

Любые продукты, содержащие много сахара портят зубы, увеличивают количество сахара в крови, нагружают поджелудочную железу и печень, а также являются провокаторами аллергических реакций.

Список продуктов, которые не желательны к употреблению ребенку до трех лет:

  • продукты, содержащие много сахара,
  • газированные напитки,
  • шоколад,
  • аллергенные ягоды и фрукты (клубнику, малину, цитрусовые, тропические фрукты),
  • грибы,
  • копчености,
  • любые консервы и соленья
  • очень жирные продукты (сало, жирное мясо, сыры с высокой долей жира),
  • жаренные блюда,
  • майонез, горчица, кетчуп.

Как правильно перевести ребенка на общий стол

Приучая малыша к общему столу необходимо следить за реакцией его организма. Если какой-то продукт вызвал аллергическую реакцию, отложите его еще на пол-года или даже год. Перевод ребёнка на общий стол, в первую очередь, исключает необходимость тщательно измельчать пищу для ребенка.

Достаточно просто дольше поварить каши, овощи, мясо или рыбу. Некоторые блюда (к примеру вареные овощи) достаточно просто хорошо измельчить или помять вилкой. Чтобы кормление малыша с общего стола было безопасным и полезным, готовьте блюда более здоровым способом. Замените жаренное на паровое, тушеное или вареное.

Убирайте с продуктов во время готовки лишний жир и сало, уменьшайте в блюдах количество соли и сахара, исключите кетчуп, майонез, горчицу. В качестве приправ можно использовать свежую или сушеную зелень петрушки, укропа, лавровый лист.

Исключаем из питания ребенка все те же консервы, копчености, колбасы, маринованные с уксусом блюда, домашние заготовки. И никаких чипсов, чупа-чупсов, жвачек и  лимонада!

Многие родители, переводя ребёнка на общий стол, отказываются менять свои вкусовые привычки и предпочтения. Если папа и мама пьют кока-колу, пиво, едят колбасу и чипсы при ребёнке, рано или поздно он это попробует.

А некоторые родители сознательно дают пробовать малышам запрещенные продукты, в том числе и алкоголь. Так поступают только эгоистичные и глупые родители.

Если же в доме есть более старшие дети и вредные продукты все-таки появляются в доме достаточно часто, постарайтесь объяснить сестрам и братьям малыша, что есть чипсы и пить кока-колу в присутствии маленького ребенка не стоит.

Проявляйте бдительность выбирая в магазине продукты для вашего ребенка. Не покупайте йогурты со вкусовыми добавками.

Производители уверяют нас, что их можно употреблять даже с полугода, но очень часто на красители и ароматизаторы, содержащиеся в этих йогуртах, у малышей бывает аллергия.

Не ведитесь на сосиски под маркировкой «Детские», т . к. ничего полезного для детей в них на самом деле нет.

Не экспериментируйте на своих детях! Если даже очевидной реакции от колбасы или чипсов в виде диареи или сыпи не последует, нет никакой гарантии, что через несколько месяцев такого безобразного питания у ребёнка не пошатнётся здоровье.

Терпение родителей — основа успеха

В вопросе приучения ребенка к общему столу нужно будет набраться терпения. Делать это нужно постепенно. Возможно, сначала придётся пробовать давать новые блюда ложкой из своей тарелки.

И скорее всего через несколько дней малыш попросит отдельную порцию. Вполне вероятно, что какие-то блюда совсем не придутся по вкусу вашему малышу. Не отчаивайтесь.

Через месяц-другой можно будет снова попробовать дать ребенку новой блюдо, не полюбившееся ему ранее.

Пробуйте давать продукты в разных видах и вариациях. Некоторые детки не любят есть пюреобразную пищу, а предпочитают чтобы продукты были кусочками. Кто-то не любит суп, а кто-то и кашу. Кому-то нравится борщ, а кому-то куриный суп с вермишелью. Но практически всем детям нравятся котлеты и фрикадельки.

Все детки разные. Кто-то из них ест всё и всегда, а у кого-то аппетит слабый. Любой перекус будет поводом для отказа от обеда или ужина. Иногда ребенку достаточно выпить сок, чтобы отказаться от полноценной еды. А тем более, когда еще осталась возможность подкрепиться маминым молоком. Но есть дети, которым даже печеньем или сладостями не перебьешь аппетит.

Примерное меню для детей от года до трех:

Варианты завтрака:

  • молочная каша; яйцо перепелиное, бутерброд с маслом и сыром, чай;
  • омлет с брокколи (или с зеленью), печенье с чаем;
  • творожная запеканка или сырники, мармелад, пастилу или зефир с чаем.

!Сладости детям разрешены только после года.

На второй завтрак  ребенку можно дать печенье с молоком, кефиром или соком, либо фрукты;

Варианты обеда:

  • салат из свежей тертой моркови или капусты с огурцом, либо винегрет;
  • основное блюдо (суп или второе с мясом);
  • компот или фруктовый чай;

В перерыве между обедом и ужином малышу можно подкрепитьсядетским творожком (йогуртом), творожной запеканкой, печеньем или бананом.

Варианты ужина:

  • пюре с мясной, куриной или рыбной котлетой, кефир или молоко;
  • капуста тушеная с овощами, мясной пудинг, чай или компот;
  • макаронные изделия с сыром, мясные консервы детские, сок.

Перевод ребенка на общий стол дает преимущество всей семье:

  1. Маме не придется готовить отдельно для ребенка.
  2. Вся семья ест более полезную пищу.
  3. Ребёнок учится есть то, что едят все остальные, ощущая себя взрослее.

Завтрак — молочная каша; яйцо перепелиное, бутерброд с маслом и сыром;

Второй завтрак — печенье с молоком, кефиром или соком, либо фрукты;

Варианты обеда:

  • салат из свежей тертой моркови или капусты с огурцом, либо винегрет;
  • основное блюдо (суп или второе с мясом);
  • компот или фруктовый чай;

Полдник — детский творожок (йогурт), творожная запеканка, сырники или банан.

Варианты ужина:

  • пюре с мясной, куриной или рыбной котлетой, кефир или молоко;
  • капуста тушеная с овощами, мясной пудинг, чай или компот;
  • макаронные изделия с сыром, мясные консервы детские, сок.

Перевод ребенка на общий стол дает преимущество всей семье:

  1. Маме не придется готовить отдельно для ребенка.
  2. Вся семья ест более полезную пищу.
  3. Ребёнок учится есть то, что едят все остальные, ощущая себя взрослее.

Переводить малыша на общий стол нужно тогда, когда:

  • ребенок уже освоил разные виды прикорма — каши, творог, фрукты, детское печенье, мясо;
  • у малыша появилось несколько зубов;
  • ребенок проявляет интерес к взрослому столу;
  • кроха умеет жевать.

Но, все-таки спешить с этим не стоит. Лучше позже чем раньше, особенно, если вы продолжаете кормить ребенка грудью и после года. Наберитесь терпения, пробуйте разные подходы. Ведь каждый ребёнок индивидуален и здесь, как и в других вопросах, нет единого верного для всех решения.

Советы родителям по переводу малыша на общий стол

  • Для того, чтобы ребенок не отвлекался во время еды, уберите со стола все сладости и все то, что может привлечь внимание малыша. Перекусы, по возможности, должны быть исключены, но если все же вашему ребенку требуется перекус, то лучше дать ему фрукты, ягоды или йогурт.
  • Накладывайте в тарелку малышу небольшие порции. Ребенок быстрее осилит небольшую порцию и почувствует себя победителем. Скорее всего после этого он попросит добавки. Если же сразу положить много, то часть еды останется недоеденной, порождая ощущение собственной слабости и даже иногда чувство вины.
  • Давайте крохе возможность есть самостоятельно. Если ребенка кормят взрослые, в этом случае притормаживается развитие его ловкости и самостоятельности.
  • Вводите новый продукт, сочетая его с теми блюдами, к которым ребенок уже привык и хорошо знает.
  • Для улучшения вкуса вместо соли и сахара в пищу можно добавлять нежирную сметану, нежирный сыр, зелень, фрукты или ягоды.
  • Крупные и жесткие куски пищи рекомендуется давать только с появлением коренных зубов (примерно на третьем году жизни).
  • Приучайте малыша к тщательному и медленному пережевыванию пищи. Это способствует не только лучшему перевариванию еды, но и правильному формированию зубов. Приучайте ребенка есть сырые жесткие фрукты — зеленая груша, жесткое яблоко и морковь укрепят зубки и челюсти малыша и вам потом не придется обращаться к ортодонту.

Как научить ребенка жевать смотрите в этом видео 

Источник: http://maminsayt.ru/razvitie-i-uhod/perevod-rebenka-na-obshhij-stol.html

Правила этикета за столом для детей и подростков: 4 главных рекомендации детского психолога

Общий стол для ребёнка: главные правила

Последнее обновление статьи: 31.03.2018 г.

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Когда начинать уроки этикета?

Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

Всеми этими возможностями необходимо воспользоваться. Прежде всего, следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

  • мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
  • приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером. Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
  • если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи. Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
  • серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
  • обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

  • ребёнок осознаёт, что нельзя раскачиваться на стуле, расставлять на столе локотки и толкаться. Если локти всё время разъезжаются, можно предложить малышу держать во время трапезы книжки;
  • ребёнок молчит во время приёма пищи, не чавкает. Также он понимает, что откусывать нужно понемногу и тщательнейшим образом пережёвывать продукты;
  • дети воздерживаются от кашля, отрыжки и икания. Если подобных действий избежать невозможно, они понимают, что нужно отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой;
  • 8-летний ребёнок уже должен понимать, что нельзя громко кричать, чтобы привлечь внимание других едоков. Если ему необходимо выйти в уборную, стоит сказать об этом маме или папе тихо, не повышая голос;
  • дети понимают, что некрасиво тянуться к желаемому блюду через весь стол. Школьники уже знают, что в этом случае необходимо просить соседей положить ему на тарелочку нужный кусок;
  • 10-летние дети уже понимают, что присаживаться за стол следует лишь после старших, а подниматься с места – только после того, как встанут взрослые. Если нужно выйти из-за стола, ребёнку нужно попросить разрешения;
  • дети старше пяти лет уже знают, что после трапезы следует поблагодарить хозяев, сказав привычное, но от этого не менее ценное слово «спасибо».

Если ребёнок «оконфузился» в гостях, нельзя устраивать ему выволочку в присутствии чужого человека. Поговорить о нарушении нужно дома, в случае серьёзности проступка можно устроить семейный совет.

Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

  1. Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
  2. Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
  3. Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб. Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
  4. Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

Не все родители осознают важность обучения ребёнка правилам поведения за столом. А ведь в нынешнее время эти умения становятся действительно необходимыми ля успешной жизни.

Сегодня всё чаще серьёзные дела обсуждаются за обедом в ресторане, там заключаются сделки. Кроме того, не стоит забывать о посещении заведений общественного питания с симпатичной девушкой или парнем, деловым партнёром. То есть соблюдение этикета может как помочь во взрослой жизни, так и навредить.

Выше изложены только общие принципы. Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность, а в каждой ячейке общества имеются собственные обеденные традиции и ритуалы.

Однако этикет за столом для детей в любой ситуации преследует общую цель – научить ребёнка правильному поведению в социуме, что должно пригодиться во взрослой жизни. Следовательно, родителям стоит немного потерпеть и приложить чуточку усилий, чтобы затем гордиться безупречными манерами своего чада.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник: http://kroha.info/razvitie/psychology/pravila-etiketa-za-stolom-dlya-rebyonka

Правила этикета за столом для детей

Общий стол для ребёнка: главные правила

Все родители хотят вырастить не только здоровых, но и воспитанных детей, которые смогут вести себя достойно и прилично в любой ситуации, в любом обществе. Хорошо воспитанный ребенок умеет соблюдать этикет за столом, а научить его этим правилам должны родители.

Под правилами этикета понимают нормы поведения в обществе, основанные на уважении к окружающим. Обучать детей, как вести себя за столом, необходимо не только для того, чтобы родителям не краснеть перед гостями или родственниками. Знание правил поведения во время трапезы может помочь ребенку, когда он вырастет.

В некоторых случаях во время совместного обеда могут зарождаться дружеские отношения, заключаться контракты и т. д. Поведение за столом характеризует социальный статус человека, его уровень образования и культуры. Полученные в детстве навыки пригодятся на всю жизнь.

Некоторые родители считают, что окрики, постоянные замечания, а иногда и наказания за шалости за столом – это и есть воспитание. Но такие методы малоэффективны, они не способствуют выработке хороших манер. И в той ситуации, когда ребенок остается без родительского контроля («Сядь прямо!», «Не чавкай!», «Скажи спасибо»), он не может проявить себя в лучшем свете.

Заботливые родители, понимая свою ответственность за воспитание ребенка, хотели бы знать, с какого возраста следует начинать обучение малыша правилам поведения, как легче научить ребенка пользоваться столовым прибором, и не опасно ли его давать маленькому непоседе.

Основные правила поведения за столом

Для ребенка должно стать правилом мытье рук с мылом перед едой

Все правила, регламентирующие нормы поведения детей за столом, можно разделить на две категории: как следует и как нельзя вести себя во время приема пищи.

Что можно и нужно делать

  1. Перед тем как сесть за стол, следует помыть руки с мылом. Это необходимо делать даже годовалому ребенку. Конечно же, вначале моет руки младенцу мама, но уже с 2-3 лет малыш успешно может это делать самостоятельно. На первых порах маме придется напоминать о необходимости помыть руки, но потом выработается эта полезная для здоровья привычка.
  2. Принимать пищу за обеденным столом. Даже малышей нужно кормить в столовой или на кухне. Рекомендуется купить специальный стульчик, который позволит ребенку участвовать в семейной трапезе за общим столом.
  3. Обязательным правилом должно стать пожелание приятного аппетита перед началом приема пищи.
  4. Быть аккуратным во время еды, не испачкать ни себя, ни соседей.

    Маленькому ребенку, пока у него не выработается точная координация движений, следует использовать специальный фартучек (слюнявчик) или заправлять за ворот тканевую салфетку. В более старшем возрасте нужно приучить ребенка пользоваться бумажными салфетками.

    Перед тем как взять стакан с напитком, он должен аккуратно вытереть губы, чтобы не оставлять на стакане жирные следы (это может быть неприятно для соседей по столу).

  5. Есть и пить следует не спеша, жевать пищу не чавкая, с закрытым ртом. Если вдруг захотелось чихнуть или кашлянуть, то нужно отвернуться от стола, прикрыть нос или рот салфеткой и после извиниться.

  6. Сидеть за столом следует прямо, опираясь на спинку стула.
  7. Только прожевав и проглотив пищу, можно что-либо сказать за столом.
  8. Если желаемое блюдо или напиток стоит далеко, то не стоит тянуться за ним через весь стол. Нужно попросить передать его со словом «пожалуйста» и не забыть поблагодарить.
  9. Если кувшин с напитком или соком тяжелый, следует попросить о помощи взрослых и сказать «спасибо» за услугу.
  10. После окончания приема пищи обязательно поблагодарить маму или хозяйку дома, даже если блюдо не очень понравилось.

Что должно быть под запретом

Для воспитанного ребенка с хорошими манерами есть действия со словом «нельзя»:

  1. Недопустимо раскачиваться на стуле во время приёма пищи.
  2. Нельзя класть на стол локти.
  3. Нельзя начинать есть до тех пор, пока все гости не будут обслужены.
  4. Во время трапезы нельзя громко разговаривать, жестикулировать, размахивая руками, перебивать других. Недопустим грубый тон за столом, резкие высказывания.
  5. Нельзя играть едой, бросаться ею, размазывать ее по тарелке, крошить хлеб.
  6. Не следует набивать едой полный рот, откусывать очень большие куски.
  7. Нельзя пользоваться чужим столовым прибором, брать пищу с чужой тарелки.
  8. Нельзя читать во время еды, принимать пищу, сидя за компьютером, перед телевизором.
  9. Недопустимо вытирать рот рукавом, рукой, скатертью.
  10. Неприлично вставать из-за стола, если не закончили трапезу все ее участники. Но можно уйти, предварительно спросив разрешения. При необходимости посещения туалета или ванной комнаты следует извиниться и выйти (в гостях или дома в присутствии посторонних людей) без объяснений своего поведения.
  11. Нельзя облизывать пальцы, столовые приборы.

Когда начинать обучать ребенка?

Желательно начать обучение уже с первого года жизни. Просто уровень правил этикета должен быть разным. Начав вводить прикорм, нужно перед кормлением мыть младенцу ручки. Уже с года давать малышу ложку в руки. Конечно же, кормить при этом его придется маме другой ложкой.

Но ребенок, копируя действия мамы, тоже будет пытаться кушать самостоятельно с помощью ложки, а не руками. Пусть у него не все получится, пусть личико будет измазано, но это будут первые шаги по обучению пользованию столовыми приборами.

С 2 до 5 лет длится процесс освоения базовых правил поведения за столом и хороших манер. Разъяснения родителей заложат основу культуры поведения ребенка. Даже в 2-3 года ребенок не должен баловаться за столом.

Как обучать ребенка этикету?

Обучать ребенка этикету за столом взрослые должны прежде всего на личном примере

Познавая мир, малыш впитывает новую информацию как губка. Следует использовать и объяснения, и визуализацию необходимых навыков, и личный пример, и игры.

Принципами обучения должны стать:

  1. Постоянство: повторяя изо дня в день, к примеру, мытье рук перед приемом пищи, можно добиться выработки полезной привычки. Важно, чтобы требования были одинаковыми для всех членов семьи. То, что нельзя делать сегодня, должно быть под запретом и завтра, и послезавтра.
  1. Визуализация изучаемых правил и игры. Стихи и картинки помогут быстрее запомнить нужное правило. Например, мытье рук с мылом занимает определенное время. Если эту процедуру сопровождать специально подобранным стишком или считалкой, то проблема будет легко решена. Есть целый ряд мультфильмов, способных помочь обучить малыша правилам поведения за столом. После просмотра важно обсудить с ребенком поведение героев мультика, закрепить нужные правила.

Полезно периодически устраивать вместе с ребенком обед для игрушек и кукол. Конечно же, для этого следует использовать игрушечные мебель, посуду, столовые приборы.

Увлечение игрой позволяет повторить и сервировку стола, и тонкости использования столовых приборов, и правила культурного поглощения пищи. В игре это легко запоминается, ребенок привыкнет также убирать со стола, научится встречать и провожать гостей.

По ходу игры у родителей есть возможность корректировать поведение ребенка и участников кукольного обеда.

  1. Последовательность обучения: освоение правил должно соответствовать возрасту. Если дитя в год важно приучить мыть руки перед едой, в 2 года – умело пользоваться ложкой, то с 3 лет уже можно обучать использованию вилки и ножа, хорошим манерам поведения. Причем столовые приборы важно использовать повседневно, а не только в праздники. Тогда ребенок будет чувствовать уверенность при пользовании ими. Маленьким детям можно давать специальные силиконовые или пластиковые вилки и ножи, которыми малыш не сможет пораниться.
  1. Личный пример: поведение родителей и других взрослых членов семьи имеет огромное значение. Пытаясь во всем подражать взрослым, малыш легко запомнит многие детали их поведения, ведь дети очень наблюдательны. Как бы ни хотелось привить элементы вежливости ребенку, если в семье не принято желать приятного аппетита и благодарить за обед, вставая из-за стола, то и ребенок этого делать не будет. Ваши объяснения так и останутся словами. И если папа кушает во время просмотра футбола по телевизору, то сложно будет ответить на вопрос, почему это нельзя делать другим.
  1. Доброжелательность при обучении обязательна. Нельзя допускать грубых окриков, унижающих маленького человечка замечаний. В качестве проверочных занятий можно использовать праздничный обед в гостях или в кафе. Даже если ребенок допускал какие-либо ошибки, то обсуждать их следует потом, дома, в спокойной обстановке.
  1. Родители должны запастись терпением. Немаловажно помнить и о безопасности, чтобы не допустить травмирования ребенка. Нельзя надеяться, что все получится вдруг и сразу. Но в результате постоянных занятий ребенок в 5 лет уже должен освоить основные правила этикета и хорошие манеры поведения в обществе. Он должен знать, что нож нужно держать в правой руке, а вилку – в левой, уметь пользоваться ими. Не следует поощрять рассказы о чем-либо во время еды, объяснив ребенку опасность поперхивания пищей. Все, что он хочет, можно рассказать после еды, его нужно внимательно выслушать. Важно научить детей не привлекать за столом всеобщее внимание. Особенно это касается слишком активных ребят, привыкших быть «центром вселенной».

Резюме для родителей

Заложенные в детстве правила хорошего тона помогут воспитать из ребенка человека, с которым будет приятно общаться людям. Чтобы обучить любимое чадо правилам этикета, придется потрудиться.

Самые большие враги воспитания – упреки и крик. Культуре поведения следует учить в дружеской и доброжелательной манере. Усилия родителей не пропадут, им удастся вырастить воспитанного культурного человека. Это поможет ему во взрослой жизни.

Развивающий мультфильм для детей «Лунтик учит правила этикета»:

Развивающий мультфильм для детей: Лунтик учит правила этикета

Мультфильм для детей «Что такое этикет»:

«Что такое этикет?» — мультфильм для детей (0+)

Источник: https://babyfoodtips.ru/20205064-pravila-etiketa-za-stolom-dlya-detej/

Правила поведения за столом детей

Общий стол для ребёнка: главные правила

Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым.

Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…». На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть.

Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год.

А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.

Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение — 1,5 — 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.

Когда учить? Всему свое время

Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками.

Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 — 2 года.

Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно – полная инструкция для родителей

(Картинка кликабельная, можно скопировать и )

от 1,5 до 5

  • В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета;
  • Это обязательное мытье рук перед едой. Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически;
  • Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом, а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи;
  • Постелите малышу на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
  • Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза;
  • Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком;
  • К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

от 5 до 10

Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.

Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и )

Мамам на заметку:

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут:

Как я избавилась от растяжек после родов?

Очень буду рада, если и вам мой способ поможет.

В 5 — 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.

  • Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
  • Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
  • Малыш сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой;
  • Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание. Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
  • Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
  • Садиться за стол можно только после взрослых, а вставать, — после того, как все поели. Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти;
  • Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».

от 10 и старше

Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются.

Впереди — изучение особых столовых приборов, не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда.

Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и )

Общие советы

  1. Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя.

    А вы только вовремя подскажете и посоветуете.

  2. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
  3. Привлекайте ребенка к подготовке обеда.

    Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.

  4. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета.

    Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.

  5. Собственный пример — лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения.

    Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

Зачем ребенка нужно учить этикету

Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.

Умение вести себя в обществе, хорошие манеры, знание обеденного этикета, — это те бонусы, которые вы, как родители, заложили в своем ребенке еще с детства. И они обязательно принесут дивиденды в виде счастья и успеха. А вы сможете гордиться своим чадом и говорить, что ваши старания дали свои плоды.

Источник: http://baby-tut.ru/2018/08/09/pravila-povedeniya-za-stolom-detey/

Рождение ребенка
Добавить комментарий