Малышу ничего не интересно: в чём причина

Содержание
  1. Когда ребенку ничего не интересно
  2. Почему ребенку ничего не интересно
  3. Что же нужно делать, чтобы у детей не было затерянного интереса? Какие лекарства от скуки  и потери интереса к жизни?
  4. Воспитание трудолюбия и воли
  5. Создание творческой атмосферы
  6. Как быть, если ребенок ничего не хочет, и ему ничего неинтересно?
  7. — Мне очень нужен ваш совет. Насчет нашего сына. Нам и в садике сказали, да мы и сами видим. Может быть, мы делаем что-то не то?
  8. — Ага. Ну и что же в результате всего этого происходит с Вовочкой? — спросила я, уже имея некоторые предположения. — В чем проблема?
  9. — Понимаете, он как будто ничего не хочет, и ему ничего неинтересно
  10. И вот я к вам пришла спросить. Может быть, мы тут сами в чем-то виноваты?
  11. — А он там, в этом саду, один такой? — спрашиваю я. — Ну, вот чтобы рассказывают однозначно интересное, а ему все равно?
  12. — Дети, конечно, растут каждый в своей семье, но есть все-таки и некоторые характеристики поколения. Вы согласитесь?
  13. Все это по науке называется «сенсорная депривация», а если попросту — недокормленные мозги
  14. На некоторое время вы станете родителями моего поколения, и посмотрим, как Вовочка на это отреагирует
  15. Некоторое время он был совсем тихий, понял, что что-то произошло, и испугался
  16. Потом мне в садике сказали: он почти во всех занятиях участвует
  17. Сейчас он сам на разговор часто выходит, и это вдруг тоже интересно оказалось
  18. “Он ничего не хочет!” Когда ребенок живет без интереса
  19. “Я просто отдыхаю и в любой момент перестану”
  20. Нужно заставлять заниматься и преодолевать “не хочу”
  21. Иногда слова бесполезны
  22. Планшет нужно выдавать и забирать
  23. Ничего не хочется и ничего не интересно: как жить?
  24. Не хочу жить, потому что ничего не интересно! Что делать?
  25. А может быть и иначе!
  26. Выход есть – он же вход: это познание бессознательного!
  27. Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться
  28. А существует ли проблема?
  29. Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?
  30. Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин
  31. Построение отношений с ребенком: мнение специалиста
  32. Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога
  33. Общие рекомендации
  34. Лучшая награда – родительское одобрение
  35. Подводим итоги

Когда ребенку ничего не интересно

Малышу ничего не интересно: в чём причина

Среди многих проблем современного детства родители и учителя часто сталкиваются с отсутствием у детей интереса к чему-либо: познанию, деятельности, к другим людям, миру.

Почему ребенку ничего не интересно

Порою, исполняя определенные действия, дети не чувствуют к ним интереса, желания вникнуть, узнать, понять.

Что же происходит с нашими детьми, почему исчезает интерес, почему гаснут глаза и возникает противоестественная возрасту апатия, безразличие и усталость, исчерпывается вдохновение? Скука (по словарю Владимира Даля) определяется как тяжелое ощущение вялого, бездеятельного состояния души, томления. Скука – противоестественное детскому возрасту состояние. Еще К.

Ушинский писал, что у ребенка от природы нет душевной лени.

В психологии такое состояние называется низким уровнем развития познавательного интереса. Познавательный интерес входит в структуру личности: от того, как и в каком направлении развивается личность, от ее направленности зависит развитие познавательного интереса.

Благоприятный возраст для развития интереса к познанию – это возраст почемучек. Дошкольник – существо любознательное, живое и активное. И порою бесконечные «Почему»? нельзя игнорировать. Что же происходит с нашими детьми, почему исчезает интерес? Эти причины можно осмысливать по-разному. Определяют несколько вариантов.

Читайте еще: Как провести время с вашим ребенком?

Вариант первый. Его отголосок можно найти в сказках в виде образов избалованных и уставших скукой старших дочерей и сыновей, принцев и принцесс. Догадаться о причине скуки в этом случае нетрудно. Это – достаток (когда у ребенка есть все).

Достаток, который родители считают позитивным признаком, связанным с выполнением родительских обязанностей и проявлением любви к детям, может вызывать скуку, пренебрежение к вещам и людям, снижает познавательный интерес. Иногда достатком подменивают любовь. Как свидетельствует опыт, не всегда достаток является источником счастья и радости детей, часто наоборот.

У дошкольников, например, умная нехватка может стать источником развития ловкости, смекалки, воображения. В сюжетно-ролевой игре игрушки заменяют так называемыми заместителями. Например, палочка может стать ножиком, кубик – столом или домом, камешек – машиной, а старый пенек – самолетом. Завалите ребенка игрушками – и у него не будет потребности придумывать, искать. У школьников так же.

Достаток вещей, информации, потока ощущений от компьютерных игр может гасить интерес и вызывать скуку. Учителям известно, что определенная нехватка знаний может вызывать творческий поиск, а перегруженность информацией тормозит живой познавательный интерес. Поэтому репродуктивные методы, когда знания просто передаются учителем ученикам, неэффективные.

Без постановки вопросов, которые побуждают вспоминать, сравнивать, отыскивать, думать, или постановки учебных заданий, противоречий, которые требуют усилий ума или поисковой коллективной работы, нет творческой активности. Поэтому  не всегда нехватка является негативным фактором, а достаток позитивным.Вариант второй.

Если, в семье доминируют узко утилитарные интересы, где нет места интереса к миру, к другим, к самому себе, но есть меркантильный интерес к миру в аспекте: «Какую выгоду я могу из этого получить?», или «А что мне это даст?», то в такой семье познавательный интерес подменивается обычным любопытством, ведь любая примитивизация опускает человека на низший уровень познания, вплоть до угасания познавательного интереса, который вызывает скуку, апатию и парализует активность.  Культивирование в семье примитивных интересов выгоды, достатка и использования того, которое попадет под руку (людей, ситуации, материальных благ), для своей выгоды атрофирует моральное чувство, живой интерес к людям и миру. Когда моральное чувство не в почете. Его игнорируют, потопая в быту и суете, в отрыве от природы, тогда поневоле создаются другие доминанты: вместо доминанты познания или помощи – доминанта потребления и застревания на себе. В поисках материальных благ и эфемерного развития забывается личность.Вариант третий. Один из самых грустных вариантов, когда отсутствие интереса у детей вызвано отсутствием интереса и любви к ним со стороны взрослых, даже если у детей есть игрушки, компьютер и всевозможные материальные блага. Явление, когда потребность в любви родителей не удовлетворено, называется госпитализмом.  Как правило, дети компенсируют этот недостаток компьютерными играми, которые приводят к зависимости, нарушению общения и другим отклонениям в развитии.

 Читайте еще: Вышивание бисером — отличное увлечение

Что же нужно делать, чтобы у детей не было затерянного интереса? Какие лекарства от скуки  и потери интереса к жизни?

Все то, что воспитывает личность, одухотворяет и обогащает ее, делает чище и более сильной. Если ребенок делает что-то хорошее, то вряд ли ему будет скучно. Такие дела приносят радость и удовольствие, благотворно влияют на личность, являются источником желаний и хорошего настроения.

Но  для такой деятельности должны быть созданы определенные условия. Одно из таких условий – создание творческой атмосферы, которая пробуждает мысль, раскрывает личность со всей ее одаренностью, создает радость – делает человека творцом.

Важным условием для развития интереса является воспитание трудолюбия, воли и способности преодолевать трудности.

Читайте еще: Игрушки, которые учат ребенка труду

Воспитание трудолюбия и воли

Это важный момент, потому что иногда дети, хоть у них и есть познавательный интерес, оказываются пассивными, потому что не умеют преодолевать трудности, имеют слабую волю или не почувствовали радости труда. Труд является той формой организации жизни, в которой формируется воля.

Постепенное привлечение к труду (всегда есть дела дома и люди, которые требуют помощи), упорядоченная и организованная жизнь семейства, целесообразный режим – виды деятельности, в которых воспитывается воля. В «Лекциях для родителей» А.

Макаренко перечисляет некоторые виды детской работы дома: поливать цветы, вытирать пыль, мыть посуду, кормить животных, убирать в комнате или квартире, пришивать пуговицы, помогать на кухне и тому подобное. Почему иногда человеку трудно выполнять какое-то доброе дело или сделать моральный поступок? Почему у нее нет на это силы? Энергию волевому акту дает ведущий мотив.

Если же моральный мотив не становится ведущим, то силы на выполнение не имеет. Поэтому воспитание воли по моральным мотивам теряет  смысл, может приобретать характер эгоистичной и злоумышленной воли, которая у детей иногда переходит в своеволие.

Создание творческой атмосферы

Понимание того, что мир такой странен, сложен и прекрасен, может появиться, если научить ребенка удивляться и присматриваться не к шикарным витринам магазинов и пестрых обложек журналов, а, например к сложной и организованной жизни муравьев, к какому-либо прибору, прекрасной книге, картине, звездам и всего мироздания.

Творческое отношение к жизни возможно, если человек почувствовал в себе Творца. Творческая среда, климат создают в личном общении. Почувствовав себя личностью, ребенок может чувствовать в себе творца, который исключает скуку и духовное опустошение.

Достаток, примитивизация жизни, госпитализм, нарушение общения, компьютеризация, перегрузка информацией и впечатлениями, чувственные интенсификации (или интоксикации), может, и другие не названы еще факторы, которые притупляют интерес, – единственные в своей основе.

Все они обходят стороной личность, не дают развиться высшему началу в человеке – ячейке желаний, устремлений, творческой активности и вдохновению.

Источник: http://roditelydetyam.com/semeinaia-psikhologiia/kogda-rebenku-nichego-ne-interesno

Как быть, если ребенок ничего не хочет, и ему ничего неинтересно?

Малышу ничего не интересно: в чём причина

на ВКонтакте

Молодая, ухоженная, симпатичная женщина, очень взволнованная.

— Мне очень нужен ваш совет. Насчет нашего сына. Нам и в садике сказали, да мы и сами видим. Может быть, мы делаем что-то не то?

— Может быть, — пожимаю плечами я. — Но это я смогу сказать только тогда, когда в подробностях узнаю, что вы делаете и что именно все видят.

— В том-то и дело, что у нас все вроде бы в порядке. Полная семья, хороший достаток, я не работаю, занимаюсь детьми — у меня еще дочка двух лет. Бабушка тоже участвует. Если надо, приходит няня. Муж, конечно, работает, но с детьми тоже проводит время — по вечерам и в выходные.

И мы регулярно куда-то ходим всей семьей: в музеи, в кафе, в развлекательные центры или на какие-то специальные мероприятия, где есть детская программа. Вот недавно были в Русском музее, там был интерактив про традиционное детство — нам показалось очень интересно. Еще мы много путешествуем, два месяца назад были в Испании, до этого в Стокгольме…

— Да, все вроде бы нормально, — согласилась я. — А по медицинской части?

— Мы в районную поликлинику почти не ходили, но наблюдались у частного невропатолога. Он нам ничего такого не говорил, прописывал массаж и еще глицин. Еще Вовочка до года плохо спал, приходилось его на руках укачивать, но потом все наладилось, и сейчас он спит хорошо.

Пошел, заговорил и все прочее по возрасту, даже немного раньше, потому что я всегда с ним очень много занималась — мы и рисовали, и лепили, и поделки всякие делали, и тонкую моторику развивали.

Я действительно интересуюсь развитием детей, много читала, в том числе и ваши статьи, лекции слушала, на форумах, если вижу что-то интересное, обязательно пробую со своими.

Понимаете, мне это и самой нравится…

И здесь все нормально. Бывают ведь матери, которые честно делают для своих маленьких детей «что положено» и даже больше, но самим им это буквально поперек горла. И тут ей самой важно, нужно и интересно.

— Вовочка ходит в садик?

— Да. Это очень хороший частный садик, небольшие группы, прекрасная атмосфера, много развивающих занятий и совершенно изумительные педагоги.

Мы ходим туда четыре дня в неделю, и еще два раза — на музыкальные занятия в Детскую школу искусств.

Это не музыкальная школа — там более свободная атмосфера, они там рисуют, поют, слушают и разбирают музыку, сами играют на разных музыкальных инструментах…

— Ага. Ну и что же в результате всего этого происходит с Вовочкой? — спросила я, уже имея некоторые предположения. — В чем проблема?

Женщина вздохнула и зажмурилась, как будто перед прыжком в холодную воду.

— Понимаете, он как будто ничего не хочет, и ему ничего неинтересно

У него все в порядке с головой, поверьте, я это точно знаю. И с концентрацией внимания все в порядке, мы проверяли.

Но даже на самых интересных занятиях он часто ведет себя как, простите, умственно отсталый: смотрит в сторону, ковыряет в носу, что-то мычит себе под нос, толкает других детей, пытается достать из моей из сумки телефон… Я его потом спрашиваю: «Ты понимаешь, что преподавательница рассказывает?» — «Да». — «Тебе совсем неинтересно?!» А он так равнодушно отвечает: «Ага, совсем». — «А что тебе интересно?» — «Ничего».

И дома то же самое. Любое занятие — через силу, через «да ну-у-у-у…», и я вижу: он не притворяется и не капризничает, ему действительно неохота.

Мне от этого просто страшно становится. Ему ведь шесть лет, меньше чем через год в школу. А там-то все будет, как ни крути, не так интересно. Как же он там будет? Мы с мужем давно присмотрели хорошую государственную гимназию, но теперь уже думаем о частной школе: кто его будет в этой гимназии терпеть, если ему все неинтересно и он, вместо того чтобы слушать, козявки по столу размазывает?

И вот я к вам пришла спросить. Может быть, мы тут сами в чем-то виноваты?

Может быть, мы что-то не так делаем? Может быть, он все-таки чем-то болен, невропатолог когда-то проглядел, и его теперь обследовать и лечить надо? Или иногда говорят, что вот, ребенок перегружен кружками и всякими занятиями, ему, дескать, вздохнуть некогда, его везде таскают, он просто ужасно устает и поэтому…

Так ведь у нас не так! У нас всего один кружок два раза в неделю, и в один из этих двух дней он и в садик не ходит.

От чего ему уставать? А уж какие там у них в садике занятия неутомительные! Например, раз в неделю приходит чудесный увлеченный своим делом биолог со всякими настоящими животными — кроликами, мышками, улитками, пауками — и все про них рассказывает. И всех их можно рассматривать, трогать… Если бы мне такое в шесть лет показывали, я бы от восторга визжала!

— А он там, в этом саду, один такой? — спрашиваю я. — Ну, вот чтобы рассказывают однозначно интересное, а ему все равно?

— Нет, не один, — вздыхает моя посетительница. — Об этом и воспитатели говорят, и я сама вижу… Но что мне до других-то? Меня же мой собственный сын и его судьба интересуют.

— Видите ли, загвоздка в том, что другие дети в некотором смысле разделяют судьбу вашего сына.

— Как это? — удивилась женщина.

— Дети, конечно, растут каждый в своей семье, но есть все-таки и некоторые характеристики поколения. Вы согласитесь?

Она с готовностью кивнула.

— Когда были маленькими я и мое поколение, взрослые практически обращали на нас внимание только в тот момент, когда с нами что-то происходило: мы заболевали, разбивали коленки, влезали в драку, ревели и так далее.

В остальное время они жили своей жизнью, а мы находились как бы ниже уровня их взгляда. Никому не приходило в голову нас развлекать или развивать.

Из массовых традиций было только чтение детям вслух, но с началом школьного обучения и оно прекращалось.

Мы воспринимали все это как норму и очень рано научались развлекать себя сами. Некоторые наши развлечения были сомнительны и небезобидны, но до этого до поры до времени опять же никому не было никакого дела.

Однако впечатлений нам, конечно, очень не хватало.

Наша речь была очень бедна, мы носили в карманах кучки всякого мусора и часто его перебирали, мы делали в земле «секретики» из осколков чашек с узором и потом совместно ими любовались, мы видели лица и зверей в рисунках на обоях и часто смотрели на небо.

Если кто-то из взрослых вдруг обращал свой неформальный интерес в нашу сторону и соглашался с нами поиграть или по-человечески поговорить, мы радовались несказанно, и все сказанное и сделанное им отпечатывалось в наших мозгах как записанное на скрижалях. От ярких руководителей хороших ленинградских кружков фанатели поколениями и помнят их всю взрослую жизнь. Уже будучи студентами, мы читали почти все выходящие в «Академкниге» новинки, независимо от нашей собственной специализации.

Все это по науке называется «сенсорная депривация», а если попросту — недокормленные мозги

Сейчас ситуация кардинально изменилась. Дети оказались в центре родительского внимания и никак не могут пожаловаться на недостаточность окружающего их информационного поля. Они больше не носят гаечек в карманах и не ищут красоты в закопанных в землю и прикрытых стеклом листочках и огрызках. У них нет в этом необходимости. Но, как вы знаете, маятник редко останавливается в нижней точке…

— Ага, — усмехнулась я. — Или «синдром перепривации». Слишком много всего. Ничего больше не хочу, ничего не интересно. А в какой-то момент мозги начинает просто тошнить…

— И что же нам теперь делать?

— У вас действительно скоро школа, поэтому терапия должна быть интенсивной. Поможет или нет, я, честно, не знаю, но попробовать, на мой взгляд, стоит.

На некоторое время вы станете родителями моего поколения, и посмотрим, как Вовочка на это отреагирует

* * *

Спустя месяца четыре.

— А-а-а-а… а что же нам теперь-то делать?

— Не помогло?

— Помогло, в том-то и дело. Мы с мужем тогда все обсудили, решили, что дело действительно серьезное и надо пытаться. А потом полностью прекратили его развлекать.

На выходные ездили только с мужем или с дочкой, а Вовочку оставляли с няней или с бабушкой, и сказали им, чтобы только книжки читали, и то, если он попросит. В школу искусств водить перестали.

В садике сослались на рекомендации психолога и попросили не привлекать его к занятиям — только если сам подойдет и попросит.

Некоторое время он был совсем тихий, понял, что что-то произошло, и испугался

Сидел, играл с сестрой или в лего, мультики смотрел, рисовать начал — до этого сам почти не рисовал. Потом начал ко всем приставать: «Что мне поделать?» Я отвечала: «Что сам захочешь.

Я тебя везде таскала, все время предлагала разное, и в результате получилось, что тебе ничего не интересно. Теперь я хочу, чтобы ты сам нашел, что интересно, и мне сказал».

Он некоторое время капризничал, стал совсем несносный, бабушка ему даже валерьянку потихоньку давала и на меня ругалась, что я из-за каких-то своих дурацких идей ребенка мучаю. Но муж был на моей стороне, и мы выдержали.

Потом мне в садике сказали: он почти во всех занятиях участвует

Они ему, как я просила, каждый раз говорят: тебе действительно это нужно и интересно? Если нет, то можешь не делать, не слушать, не смотреть, пойди вон в уголок, поиграй, или еще куда-нибудь. И он стал четко отвечать: нет, я хочу, мне интересно. И участвует.

Но дома все по-прежнему. Потом он один раз спросил:

— А почему мы в школу искусств больше не ходим?

Я ответила: потому что ты говорил, что тебе там неинтересно.

— А, — сказал он и больше ничего.

Но я, знаете, только когда перестала все это, вдруг поняла, что я же действительно никогда не ждала, чтобы он ко мне с чем-то обратился, а всегда сама предлагала: давай сейчас вот это, вот это, вот это…

Сейчас он сам на разговор часто выходит, и это вдруг тоже интересно оказалось

И с младшей я стала себя по-другому вести, отстала от нее немного, и она стала меньше капризничать.

Но с Вовой-то что нам делать?! Он в садике теперь всем вроде как с удовольствием занимается, а дома как будто сбоку. Может, все-таки спросить его: может, он хочет в школу искусств вернуться? Или съездить с нами куда-нибудь?

— Как хотите, — сказала я. — Можете опять начать внедряться, а можете еще подождать. Ваш выбор.

* * *

Я не знаю, какое решение приняла Вовина семья. Я знаю, что качающийся маятник очень трудно остановить посередине, если вообще возможно.

И материал этот написала для того, чтобы многочисленные современные внимательные и благополучные родители, у которых любимый, умный и получающий много позитивного внимания ребенок вдруг «ничего не хочет и ничего ему не интересно», имели еще один вариант объяснения, почему это может происходить.

Екатерина Мурашова

Поделитесь этим постом со своими друзьями!

Источник

на ВКонтакте

Источник: http://psyfor.life/kak-byt-esli-rebenok-nichego-ne-hochet-i-emu-nichego-neinteresno/

“Он ничего не хочет!” Когда ребенок живет без интереса

Малышу ничего не интересно: в чём причина

Мы можем предложить детям хоть десять интересных дел на выбор, но очень часто в ответ донесется протяжное: “Скуууучно”. Почему таких подростков в первую очередь одолевает зависимость, как преодолеть свое “не хочу”, и кому уже не помогут умные слова, рассказывает протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник», отец девятерых детей.

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Как правило, зависимостями страдают люди, у которых другие ресурсы и стороны жизни не находятся в развитии. Психологи говорят, что ресурс прокачивается, идет развитие, когда человек живет полной жизнью, получает от нее удовольствие.

Можно много поработать, устать, но при этом получить энергию от этой работы, хотеть работать снова. Мы все знаем, что когда что-то начинает получаться, в труде или еще в чем-то, человек испытывает подъем – это знакомо каждому школьнику.

Например, при виде квадратного уравнения школьнику становится плохо, а как он только научится его решать, то сразу  предлагает: «А давайте я еще решу, дайте я еще попробую». Так происходит и с физическим трудом, и вообще с любым видом деятельности. Человек изучает математику, иностранный язык, да что угодно, и когда что-то начинает получаться, когда у него пошел драйв – идет развитие.

Или как с физическими тренировками. Как ни старается человек играть  в футбол, у него не получается. И вдруг: здорово, пошло, он  понимает, как это делается, с каждым днем у него новые успехи, и он ждет-не дождется, чтобы выйти играть. Хотя и сильно устает от всего этого.

Как только процесс развития разных сторон личности прекращается, как только человек прекращает осваивать с удовольствием и драйвом какие-то виды деятельности, прекращает постигать новое, у него возникает застой,  желание отдохнуть, расслабиться тем или иным способом,  сбежать от жизни. Бег от жизни  и приводит к возникновению зависимостей.

Произойти это может с любым человеком. И с первоклассником, у которого личностные ресурсы не развиты. И со взрослым, весьма и весьма развитым человеком. Здесь важно не то, что ты уже наработал в жизни, а именно динамика.

Когда ты застрял в чем-то, не важно на каком уровне: ты был великим богословом, математиком, юристом, строителем, а потом  перестал в этом деле развиваться. Для тебя это сначала становиться обыденностью, рутиной.

Почему почтальоны никогда не станут чемпионами мира по ходьбе, хотя проходят ежедневно большие расстояния? Почтальон каждый день проходит 20 километров, в принципе, он здоровый человек, но он не развивается как спортсмен.

Он не увеличивает скорость ходьбы, не увеличивает  дальность ходьбы, не изменяет ее качество и технику. Он просто ходит и ходит. А это – рутина.

Зависимость – как раз неправильное развитие, неправильное движение.

“Я просто отдыхаю и в любой момент перестану”

Человек устал, и у него еще возникает желание отдохнуть пассивно. И здесь кроются определенные опасности. Особенно если ресурсы еще  не очень развиты, как это бывает у школьников, у молодых людей, у которых нет внятных целей и понятных способов проживания жизни. И вот пассивный отдых неожиданно дает подобие драйва –  от компьютерной игры, от химических наркотиков, от алкоголя.

Интересный пример – Шерлок Холмс. Он  был наркоманом. При этом основное время он находился в ремиссии.

Но, когда он проваливался, когда он начинал употреблять наркотики? Когда ему было скучно, когда он говорил, что у него сейчас нет ни одного интересного дела, кроме как стрелять в стенку из пистолета и употреблять что-нибудь наркотическое.

То есть нет того самого интереса к жизни.  Поскольку Холмс – сильная, многогранно развитая личность, как только возникал тот самый интерес, он тут же выходил из этого состояния.

А в реальной жизни человек, особенно слабый, особенно молодой, юный, имеет очень мало шансов самостоятельно избавиться от любого вида зависимости. Каким бы сильным он сам себя не считал.

Кстати, большинство зависимых людей живет в таком самообмане: если захочу – в любой момент перестану. Я сильный. Просто не хочу. Но это именно самообман.

И поэтому путь лечения обычно и начинается с признания того, что ты слаб и не можешь.

Camilla Akrans

Нужно заставлять заниматься и преодолевать “не хочу”

Что делать? Порой заставлять: ходить в школу, делать уроки, втягивать в различные виды деятельности, что-то предлагать. И есть надежда, что на каком-то этапе он драйв от учебы, от работы, еще от чего-нибудь сможет поймать.

Я летом это хорошо вижу на примере собственных детей. Вот сидит, допустим, мой сын и ему скучно. И попробуй его заставь хоть чем-нибудь мне помочь, скажем, дрова попилить. Он говорит:  «Нет, я не могу,  не хочу, не буду».

Предлагаю: «Если пилить скучно, давай уже напиленные поколем».  А потом напиленные кончаются, колоть нечего. «Давай, я пилить буду», – предлагает сын.

 Вроде всего полчаса прошло, а он уже вошел в раж, уже включился, ему уже интересен сам процесс работы.

То же самое касается даже игр. Говорю: «Давай сейчас в бадминтон поиграем». В ответ слышу: «Скучно, не хочу». Первые пять минут играем скучно, он отбивает еле-еле, нехотя, без интереса. Потом смотришь: раз, уже начал получать удовольствие, уже просит: «Пап, давай играть дальше».

Этот момент вовлечения через преодоление собственного «не хочу» очень важен.

Так что если есть хоть малейшая опасность зависимости, первым делом надо двигаться вперед, развиваться. Проще всего поддается развитию физическая сторона. С ней проще всего. Поэтому – спортзал, бассейн, велосипед или лыжи.

Лучше всего именно целенаправленное занятие физкультурой. Не просто вышел побегать, хотя для начала и это тоже здорово.

А дальше профессиональный рост: учеба, занятие радиотехникой, да что угодно! Общение – конструктивное, интересное тоже здесь играет свою роль.

Именно с ребенком потому чуть-чуть проще, что его  надо на каком-то этапе заставлять заниматься тем, что ему со временем может понравиться. Понятно, что если у него нет способностей, то этим делом заниматься не стоит, нужно искать дальше. Скажем, не получается с музыкой,  а с шахматами получается отлично или с хоккеем.

И с учебой то же самое. Я же не случайно говорил про квадратные уравнения. Да, школа и родители – мы заставляем детей учиться. Но, сначала заставляя, стараясь организовывать процесс так, чтобы ребенок мог получать удовольствие от того, что делает. А потом он начнет и получать удовольствие.

Так же и с книгами. В подростковом возрасте мне всегда казалось, что почему-то все книжки долго начинаются, и первые 20 страниц – ничего интересного. Но если ты прорвался через первые 20 страниц, то дальше ты уже оторваться не можешь, а потом жалеешь, что так быстро книга кончилась. Поэтому, да, нужно заставлять читать и заниматься спортом, и учиться.  Заставлять развиваться.

Иногда слова бесполезны

Для того, чтобы бороться с зависимостью подростка, молодого человека, нужна помощь специалистов и – последовательное и целенаправленное движение семьи. Вот на него иногда нет ни сил, ни желания, ни умения, и в этом случае – шансов очень мало.

Со взрослыми людьми все совсем не просто, потому что реальный способ взрослому избавиться от зависимости – чтобы он захотел этого сам. Когда мы видим  взрослого,  который находится в такой зависимости – это говорит именно о неразвитии, об инфантильности личности.

Вывести его из этого состояния можно только очень жестким способом. И очень рискованным, чтобы человек понял, что если он сейчас не изменится, не возьмет ответственность за свою жизнь в свои руки, его выгонят из дома, ему нечего будет есть, и так далее. Эти все способы очень негуманные, и на них отважится не каждый из близких страдающего зависимостью.

Но слова здесь бесполезны.

Нужно понимать, что любой другой человек, кроме тебя самого, живет собственной жизнью и делает свой выбор.  И два сына Адама, Каин и Авель,  – это постоянное нам напоминание.

 Чтобы ты ни делал (вот Адам – с Богом беседовал), все равно твой ребенок может выбрать какой-то другой путь.

И, к сожалению, если мы говорим про серьезные, в том числе химические зависимости, то статистика показывает, что излечиваются далеко не все.

Планшет нужно выдавать и забирать

Самые распространённые зависимости сегодня – наркотическая, алкогольная и компьютерная. Понятно, что наркотиков не должно быть в жизни человека. Ни за что и никогда.

А вот гаджеты и алкоголь в разумных «дозах» присутствуют в жизни почти любого взрослого человека. Когда стоит разрешать их ребенку?

Ограничения с алкоголем понятны – они связаны с физическим возрастом и законодательством. Тем не менее в семье нужно формировать культуру употребления алкогольных напитков.

Если в семье есть алкоголик или алкоголики, особенно находящиеся в состоянии «завязывания», то понятное дело, алкоголь на столе в такой семье не появляется.  Раз в семье есть уже алкоголик, значит, может быть определенная склонность к зависимости.

Распространены случаи, когда алкоголиками становятся с очень незначительных доз и нечастого употребления. Есть некоторые люди, которым просто нельзя – это обусловлено  генетически. Поэтому необходимо знать историю своей семьи в плане зависимостей.

Гаджет должен выдаваться и забираться, если мы говорим о детях. Если ребенку дают планшет, и он остается один на один с “Плеймаркетом” и “Ютубом”, он может закачать там любую игру, может посмотреть любой ролик, даже если родители поставили возрастные ограничения, и ничего опасного не произойдет равно этот бесконтрольный поиск не полезен.

Когда человек находится в свободном плавании: от ролика к ролику, от игрушки к игрушке, и это никак не определяется временем, то  человек просто уходит в этот виртуальный мир и оттуда не так просто вытаскивать его. Вот этого лучше не позволять.

В социальные сети детей лучше впускать в старшем школьном возрасте.

Источник: https://www.pravmir.ru/on-nichego-ne-hochet-kogda-rebenok-zhivet-bez-interesa/

Ничего не хочется и ничего не интересно: как жить?

Малышу ничего не интересно: в чём причина

Звонит будильник – пора вставать. В голове складываются картинки того, что необходимо будет сегодня сделать. Как обычно: встать, сходить в ванную, позавтракать, одеться и начать жить новый день. Со всеми проблемами, шумом и обязанностями.

И от этого всего хочется закрыть глаза и опять погрузится в сон – прекрасное пристанище спокойствия. Потому что в предстоящем дне нет ничего интересного. Впрочем, как и в предыдущем. И организм просто не находит в себе энергии на действие: будильник звонит и звонит, а мы оттягиваем момент подъема.

До последней возможной минуты, а то и дальше, когда уже непозволительно опаздывать.

А потом – можно вообще махнуть рукой на все на свете и остаться в постели на весь день: ничего не хочу, ничего не интересно, зачем вообще нужно жить, кто это придумал? И, кажется, что проблема только одна: рано или поздно все-таки придется встать и идти туда, куда надо, а не хочется. Но на самом деле, это – лишь вершина айсберга, о “подсознательной” части которого мы даже не догадываемся.

 •   Почему иногда (довольно часто) возникает ощущение, что ничего интересного в жизни нет?•   Как справится с ощущением отсутствия хоть маленькой толики интереса к жизни? Как найти в себе силы все же жить?

•   Что делать, чтобы жизнь была полна радости, а не состояния, когда ничего не хочется и ничего не интересно?

Не все люди испытывают в своей жизни периоды “ничего-не-хоче-ничего-не-интересно”, но те, кто знают о них не понаслышке, обычно говорят, что они сопровождают их всю жизнь.

И в школе, и в институте, и на работе, и на пенсии. Ничего не меняется.

Некоторые прямо так и говорят: у меня состояние, как будто внутри вата – ничего не хочется делать, а все, что я делаю, я выполняю механически, как будто на автомате.

Другие люди склонны определять подобное состояние как лень.

Особенно категоричны в таком суждении те, кто никогда ничего подобного не испытывал: словно заведенные, они жизнерадостно несутся к своей цели – учатся, ходят на работу, женятся, увлекаются и развлекаются, и все это им интересно.

Они ругают тех, кому не хочется не то, что жить, а даже дышать, и дают рекомендации, как преодолеть такие негативные состояния, обычно ставя диагнозы и вешая ярлыки.

Да что там говорить о других, если мы сами, страдальцы синдрома “ничего-не-хотения”, ищем причины таких состояний в своих негативных чертах характера. Ругаем себя ленивыми, апатичными, депрессивными.

Думаем, что надо наконец-то сменить работу на более любимую, или, что надо завершить отложенные уже на месяцы (а то и года) дела. Все это, конечно, не добавляет оптимизма. Более того, утопая во всем этом, мы не можем найти решение проблемы.

Потому что мы даже не задумываемся, что нелюбимая работа, лень, депрессия и пр. – это только следствие, а не причина.

Не хочу жить, потому что ничего не интересно! Что делать?

На самом деле, ощущение нехватки “чего-то не пойми чего”, имеет абсолютно точные причины.

Когда у нас нет никакой конкретной нехватки, например, мы хотели бы лучше работу, семью, детей, любви, денег и т.д.

Когда вроде все нормально, но ничего не хочется – то корень проблемы следует искать не в общих установках или стереотипах о лени, а, возможно, в особенностях звукового вектора. Вдруг, все дело в звуке?

Современные звуковики очень подвержены именно таким состоянием: ничего не хочется делать, нет никакой цели в жизни, нет интереса ни к чему. Причиной этому служат особенные желания, которые кроются глубоко в подсознании звуковика.

Жизнь ими нередко ощущается, как бессмысленная, а значит такая, в которой нет ничего интересного. Возникает это ощущение по той причине, что звуковик имеет желание, которого нет у других людей. Это желание к осознанию смыслов.

За каждым действием, за каждым его словом и поступком, должен быть ответ “а зачем это?”. А когда такого ответа нет – беда.

“Надо идти на работу. А зачем? Ну, чтобы заработать денег. А зачем? Ну, чтобы позволить себе все блага жизни. А в чем смысл? Кому это нужно, если я все равно умру?”

Звуковик не отличается от других людей на земле тем, что он ленив. Просто у остальных нет этого дополнительного желания к осмыслению. Они просто ходят на работу, просто рожают детей, просто занимаются обыденными делами и наслаждаются жизнью.

Им никогда не приходит в голову задаться вопросом: а зачем все это вообще надо? Конечно, у них есть другие проблемы в жизни: например, зависть, обида, злость, оговор и т.д. Но все это преодолимо – поэтому они ссорятся, мирятся, воюют, любят друг друга и так по кругу, столетиями и тысячелетиями. А звуковик так не может.

Он сидит под куполом своей депрессии – своей нехватки в виде вопроса “зачем?”, но не видя на него ответа, ощущает жизнь бессмысленной.

На самом же деле смыслы стоят за всем, за каждым нашим действием. Но где искать? Звуковик ищет, увлекается, но так же быстро разочаровывается. Кажется, ничего интересного в мире нет, что все примитивно, не нужно.

Дальше больше – когда смысла жизни нет, человек ощущает всю эту жизнь, как сплошную тяжесть. То есть необходимо постоянно превозмогать себя, находить в себе усилия для действия, которое не приносит удовольствия.

Неудивительно, что на этом фоне звуковику время от времени, а потом и часто могут приходить в голову суицидальные мысли – раз смысла жизни нет, то почему бы ее не закончить раньше времени? Все больше хочется избавиться от ненавистного тела, которое только болит – все время требует то в туалет, то ощущает голод, то заболевает.

Когда у звуковика нет ответов на его вопросы, он не просто ничего не может делать, не зависает в состоянии, когда ничего не хочется и ничего не интересно – он вообще лишается возможности жить.

А может быть и иначе!

Если же звуковик находит смыслы, то есть осмысливает свою жизнь, жизнь других людей, начинает осознавать ЗАЧЕМ все это, откуда пришло и куда идет, то его ощущение жизни резко преображается. Нет более жизнерадостного и оптимистического человека, чем звуковик, наполненный смыслами.

И вот тут появляется жизненная энергия, желание общаться с людьми, разгадывать их сущность, находить все эти смыслы и идти все дальше и дальше, чтобы, в конце концов, осмыслить не жизнь и действие одного человека или группы людей, а понять смысл жизни всего человечества, основы мироздания, причины создания вселенной. У человека, который думает обо всем этом, никогда не возникнет ощущение, что ему ничего не интересно в жизни, что все надоело, что хочется умереть. Он никогда не скажет “оставьте меня в покое!” и “я устал”, наоборот – каждая минута его жизни ощущается им, как дар.

Выход есть – он же вход: это познание бессознательного!

Сегодня у каждого звукового человека уже есть возможность наполнить себя тем, чего ему не хватает – смыслами. Достаточно изучить новейшие исследования о 8-мерной матрице психического по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

В этой науке очень точно и в тоже время доступно раскрывают желания человека. Вместе с этим знанием любой человек может научиться разгадывать смыслы за действиями.

Получилось это уже у очень многих людей, здесь можно ознакомиться с их рассказами о том, как это было.

Если у вас тоже есть желание, наконец, избавиться от периодически возникающего ощущения “ничего-не-интересно-ничего-не-хочу”, приглашаем вас посетить тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Вступительные лекции информативны, они бесплатны и проходят онлайн, так что доступны всем желающим. Чтобы получить больше информации, нажмите на баннер:

Для всех, кого интересует бессознательное, создана уникальная рассылка. Подпишитесь на нее в форме внизу и периодически получайте информацию о психологии человека.

СтранностиЗвуковой

Источник: http://100k.net.ua/life/111-dw/425-nichego-ne-khochetsya-i-nichego-ne-interesno-kak-zhit

Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Малышу ничего не интересно: в чём причина

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если ребенок не хочет учиться еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства.

Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться.

Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

https://www.youtube.com/watch?v=ZA5NHWtUYSY

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место – это не только источник получения доходов, но и возможность повысить самооценку, добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо.

Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек.

Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития.

Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе.

В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу – стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой стиль общения, результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в начальных классах, вступая в пору переходного возраста, становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода.

Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление.

Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Общие рекомендации

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда – родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В подростковом периоде родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот – родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях.

Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания.

А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Источник: http://fb.ru/article/188766/rebenok-ne-hochet-uchitsya-sovetyi-psihologa-chto-delat-esli-rebenok-ne-hochet-uchitsya

Рождение ребенка
Добавить комментарий