Кризис трёх лет: миф или реальность

Содержание

Кризис трёх лет: миф или реальность

Кризис трёх лет: миф или реальность

Случается ли он в действительности или придуман, чтоб оправдывать детские капризы и огрехи воспитания? Разберёмся во всём по порядку.

Не будем ходить вокруг да около: кризис трёх лет существует на самом деле. И с ним так или иначе столкнётся каждый ребёнок. Более того, это один из самых ярких и бурных кризисов в детском развитии.

К трём годам ребёнок уже достаточно подрос и начал осознавать себя, как отдельную личность. Он больше не говорит о себе в третьем лице и произносит гордое «я» и очень решительное «я сам!».

«Я сам!» – вообще девиз этого периода. Ребёнок начинает стремиться к независимости и планомерно атаковать родительские границы.

Может показаться, что сроки наступления этого кризиса логично исходят из его названия. Однако многое зависит от характера ребёнка, скорости его развития, а также особенностей воспитания в данной конкретной семье. Так что у одного малыша это может произойти и в два с небольшим, а другой дозреет ближе к четырём.

Не хочу, не буду

Кризис трёх лет имеет очень чёткие и вполне понятные симптомы: упрямство и негативизм.

Не удивляйтесь, если на ваше приглашение к столу (например: «Маруся, иди кушать!»), дочка ответит примерно так: «Не Маруся не иди и не кушать!». Так будет во всём: неважно, что отрицать, главное вовремя сказать «нет»! Спешим вас утешить – это не навсегда, скоро ребёнок перерастёт период негативизма и снова станет разговаривать нормально.

Как помочь?

Шутите, хитрите, играйте. Не нужно устраивать прямых столкновений в лоб.

Если вы точно знаете, что ребёнок сейчас скажет всё наоборот, изначально задавайте такие условия, чтобы его протест пришёлся вам на руку: «Маруся, ты сейчас, наверное, кушать не будешь» (это утверждение, не вопрос). Скорее всего, дочка ответит: «Нет, буду!».

А нам того и надо! Довольно скоро ребёнок раскусит игру и охотно в неё включится. Скорее всего, это будет весело. Кроме того, если подобные задачи будут усложняться, то малыш научится внимательно анализировать речь и делать нужные выводы.

Так же стоит поступать и с упрямством. Бывает, что ребёнок уже и рад бы уступить, но сам запутался в своих требованиях. Сведите всё в шутку, посмейтесь вместе, снимите напряжение. А потом попробуйте найти компромиссное решение.

Самостоятельность

Неспроста девиз кризиса – «я сам!». Ребёнок хочет всё делать без вашей взрослой помощи.

И иногда это бывает не просто неудобно (когда, например, вы опаздываете в садик, а малыш 15 минут застёгивает один ботинок), но и небезопасно (когда он сам хочет переходить дорогу).

Протест может быть очень бурным, вплоть до слёз и истерик: «Нееееет, я сам хотел завязать шнурооооок! Теперь не пойду никуда!». Держитесь, это тоже не навсегда. Вспоминайте об этом, когда почувствуете, что терпение вот-вот покинет вас.

Как помочь?

Во всех ситуациях, в которых возможно предоставить ребенку самостоятельность, сделайте это. Начинайте собираться в садик за полчаса раньше, если малышу так хочется одеться самому.

Не обращайте внимания на пролитую воду и мокрую одежду, если кроха стремиться помочь вам на кухне и помыть посуду. Поддерживайте, поощряйте и разрешайте.

Подавив стремление к самостоятельности в этом возрасте, вы будете ждать второго всплеска очень долго (возможно, до подросткового возраста).

А как же быть с опасными или совсем неудобными ситуациями? Снова подключайте фантазию и изобретательность. Если ребёнок проявляет живой интерес к опасным инструментам или технике (перфоратор, плита или мамин утюг), переключите его на игровую деятельность. Приобретите ему игрушечные аналоги, и пусть помогает родителям в своё удовольствие.

В крайнем случае, разрешите изучить опасный предмет, но, разумеется, строго в вашем присутствии и когда он отключен. Дети в этом возрасте очень хорошо переключаются. Поэтому, как и в случае с негативизмом, не стоит устраивать конфронтации и конфликтов. Лучше лишний раз отвлечь, где-то перехитрить и договориться.

Но во всех ситуациях, угрожающих жизни (как например, с дорогой), разумеется, проявляйте твёрдость и непреклонность.

Конфликтность и агрессивность

Трёхлетки – очень конфликтные существа. Скандал может разразиться буквально на пустом месте. Причина не столько важна.

Важен процесс: именно через конфликт ребёнок учится выстраивать свои собственные границы, а заодно и проверять границы своих родителей.

В чём это проявляется? Малыш кричит, может обзываться и даже драться! Пережить такой взрыв эмоций совсем непросто. Но мы же помним главное? Это не навсегда! А значит, мы с этим справимся.

Как помочь?

В момент детской бури очень важно правильно выстроить рамки дозволенного. Нужно показать ребёнку: ты можешь злиться, сердиться и расстраиваться. Но ты НЕ можешь обзывать родителей, говорить гадости и уж тем более драться.

Если ребёнок просто бурно возмущается, помогите ему осознать свои чувства: «Ты злишься, потому что мы не идём гулять?». Если же ребёнок переходит черту, чётко и ясно дайте понять, что  это поведение неприемлемо: «Нет! Так себя не ведут! Нельзя так говорить маме. Ты сейчас меня очень обидел».

Если кроха пытает ударить, нужно поймать замахнувшуюся руку, обхватить ребёнка и держать, пока он не остынет. При этом коротко и спокойно поясняя: драться нельзя! Ну и, конечно, одними ограничениями тут не обойтись.

Нужно научить ребёнка выплёскивать свою агрессию конструктивно: можно рвать бумагу, комкать и бросать её, кидать мячик или бить подушку. А можно устроить игрушечную драку подушками.

Кризис трёх лет – непростой период в жизни родителей и малыша.

Но если родители будут вести себя правильно (предоставлять необходимую свободу, не подавляя стремление к самостоятельности и в то же время выстраивая допустимые рамки поведения), очень скоро ребёнок освоится с новой ролью «большого» мальчика или девочки, и в доме снова воцарится тишь да гладь… До следующего возрастного кризиса.  

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/krizis-tryoh-let-mif-ili-realnost/

Детские возрастные кризисы. Миф или реальность?

Кризис трёх лет: миф или реальность

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наверно, каждому из вас, если вы родитель, знакомо понятие детских возрастных кризисов.

Мой сын сейчас как раз переживает кризис трёх лет, и если сравнивать его с дочкой в этом же возрасте, то у неё этот кризис мало себя проявил или прошёл очень незаметно для нас родителей.

Зато сын даёт нам сейчас понять, что детские возрастные кризисы это не миф, а реальность, которую мы сейчас переживаем вместе с ним, и порой это очень непросто.

Несмотря на то, что каждый ребенок – это яркая неповторимая личность, между развитием всех детей прослеживаются определенные параллели. Например, возрастных кризисов вряд ли удалось избежать хоть одному малышу; правда, время их наступления может сильно варьироваться. Кризисы являются переломными моментами, и они совершенно необходимы для дальнейшего гармоничного развития человека.

Что такое детские возрастные кризисы?

По сути, кризис – это период, в который личность претерпевает значимые изменения, формирующие в итоге новые черты характера.

Временные границы возможных кризисов являются весьма условными, но почти всегда период сопровождается проблемным поведением – вспыльчивостью, плаксивостью, стремлением делать всё наперекор.

Родителям приходится запасаться терпением, чтобы не сломать подрастающую личность, но и не прогнуться под нее.

Кризис новорождённости

Впервые этот процесс описал советский психолог Л.С.Выготский. Ребенок совершает переход от пребывания внутри утробы к жизни снаружи.

Конечно, все существование ребенка кардинально изменяется как в физическом, так и в психологическом плане. Новый способ получения пищи, новый способ дыхания, новый температурный режим.

При этом психика новорожденного ребенка является лишь набором безусловных рефлексов.

Основные признаки того, что малыш переживает данный кризис – он путает день и ночь, совершает неконтролируемые движения, резко переходит от возбуждения к торможению и наоборот.

Почти всё время новорожденный погружен только в себя, очень мало внимания обращая на окружающий мир.

Он лишь прислушивается к дискомфорту, вызванному голодом либо другими физическими раздражителями, и неосознанно выдает сигналы, позволяющие взрослым решить проблему.

Большинство из этих признаков сходят на нет к годовалому возрасту, когда зрение, слух и другие навыки становятся более развитыми. Существует так называемый “комплекс оживления”. Самый первый его признак – улыбка при виде улыбающегося лица мамы. Это некая точка, символизирующая переход от младенчества к поре стабильного психологического развития и заинтересованность в общении со взрослыми.

Самый главный период в становлении взаимной привязанности между мамой и ребенком – это первые полтора часа после родов.

Совместное пребывание новорожденного и матери называется бондингом и играет огромную роль не только для малыша, но и для женщины, запуская ее материнский инстинкт.

Количество и качество тактильного контакта отвечает за то, какими отношения будут на протяжении следующих нескольких месяцев.

Кризис трёх лет. Его особенности

К трехлетнему возрасту у малыша уже появляются собственные желания, часто идущие вразрез с желаниями взрослых. Если такое случалось и раньше, то ребенка легко было отвлечь, переключить его внимание. А в три года желания обретают устойчивость и определенность. Резко возрастает стремление к независимости и самостоятельными действиям. Существует четыре основных симптома кризиса трех лет:

  1. Негативизм. Это желание сознательно делать всё наперекор указаниям взрослых. К примеру, ребенок отказывается идти на прогулку, хотя очень это любит. Но, стоит лишь перестать его уговаривать, моментально меняет решение. Такое же отрицание наблюдается во всех сферах – ребенок может утверждать, что трава синяя, а небо зеленое, но как только взрослый соглашается, сразу начинает говорить обратное.
  2. Упрямство. Когда ребенок настойчиво что-то просит, это не упрямство. Но, если он просит это не потому что ему хочется, а только чтобы добиться своего, укрепить власть, то это упрямство.
  3. Строптивость. Можно сказать, что это основной признак данного кризиса. Не следует путать его с негативизмом, потому что строптивость – безлична, направлена не против определенного человека, а в целом против образа жизни. Ребенок отказывается от всех действий, даже привычных – чистки зубов, ходьбы за ручку.
  4. Своеволие. Ребенок стремится к самостоятельности; при этом он еще мало что умеет, в результате случаются истерики из-за неспособности выполнить действие и нежелания принять помощь от взрослых.

Как же пережить этот непростой период? Конечно, мама не железная, она тоже человек и может сорваться. Но лучше всё-таки перед тем, как прикрикнуть на ребенка, осознать, что ему сейчас еще тяжелее, чем вам. Просто потому что он маленький и пытается освоиться в этом мире. Кроме того, не всегда капризы связаны именно с кризисом – возможно, ребенок приболел, но не может об этом сказать.

Как же правильно вести себя в сложившейся ситуации? Не стоит стыдить малыша за его плач, говорить, что он уже взрослый (ведь это ложь). А упреки делают ему еще больнее. Лучше посочувствуйте, а потом отвлеките. Разумеется, нельзя ругать и наказывать за плач, эта жестокость сделает только хуже. И еще – приучайте ребенка к юмору, учите переводить всё в шутку и искать положительные стороны.

Немалую роль играет индивидуальный подход к ребенку – каждой маме виднее, как лучше успокоить своего малыша. Например, некоторые дети гораздо быстрее приходят в себя, если их оставить в одиночестве. А другим, напротив, требуется контакт, вроде тесных объятий.

Кстати, уход в другую комнату поможет успокоиться и матери, благодаря чему она удержится от крика или шлепка. Когда оба остынут, пойти на примирение будет намного легче.

Устранив истерику, дайте ребенку попить воды и спокойно разберитесь в ситуации, укажите, в чем он был неправ, но и признайте свою вину в случае необходимости.

Кризис не имеет четких границ, он может начаться в два года, закончиться в пять, или же продлиться всего пару месяцев. Многое зависит как от характера самого малыша, так и от грамотных действий родителей.

Характеристика кризиса 7 лет

Данный переломный момент связан в основном с поступлением ребенка в школу. Первоклассник впервые чувствует ответственность за свои поступки и оценки. В этот период обычно появляется чувство совестливости (его сила напрямую зависит от воспитания). Ребенок утрачивает свою детскую непосредственность, наблюдается несколько наигранное поведение, попытки подражать взрослым.

Следует отнестись к этому кризису как можно серьезнее – пренебрежение может отразиться как на успеваемости ребенка, так и на его отношении к родителям. Отсутствие понимания приводит к понижению самооценки и стрессу, вплоть до невроза. А вот помощь и поддержка принесут неоценимую пользу.

К признакам кризиса семилетнего возраста можно отнести раздражительность, беспричинные вспышки гнева, повышенная утомляемость, особенно от однообразных занятий.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию к школе, настоятельно рекомендуется перед этим водить на подготовительные занятия.

Из беззаботного и непосредственного малыша человек превращается в более взрослого, способного интеллектуально размышлять о своих и чужих поступках, контролировать и оценивать собственные эмоции, в результате чего должна сформироваться верная самооценка.

С большинством трудностей ребенку предстоит справиться самому, но родители тоже могут сыграть очень важную роль.

Не стоит вмешиваться в дела ребенка, если он об этом не просит – все психологи сходятся в том, что невмешательство лучше всякой помощи помогает формированию личности.

Первоклассник должен сам прочувствовать связь между определенными действиями (или бездействием) и их последствиями.

Однако, необходимо всегда активно интересоваться успехами ребенка, хвалить за победы и поддерживать в случае поражения. Расспрашивайте о новых друзьях и увлечениях, сосредотачиваясь больше на этом, чем на отметках.

Переход в школьный возраст – это не только глобальное изменение образа жизни, но и изменение распорядка дня и всего жизненного уклада, кардинально отличающегося от того, что был в детском саду.

Чтобы помочь ребенку быстрее влиться в новое русло, можно повесить на стене расписание дел на неделю, только составлять его обязательно нужно вместе со своим чадом. Чем подробнее будет план, тем лучше.

Особенно важно это для тех детей, которые кроме школы посещают спортивные секции или другие кружки.

Уделяйте много внимания эмоциональному состоянию ребенка.

Часто родители грешат тем, что списывают вялость и головную боль ребенка на лень и нежелание учиться, хотя на самом деле он может находиться в очень тяжелом психологическом состоянии.

Постарайтесь обеспечить первокласснику много прогулок на свежем воздухе и других развлечений в свободное время (это не должен быть исключительно компьютер или телевизор).

Кризис подросткового возраста

Чем-то напоминает кризис 3 лет с его “Я сам”, но теперь в социальной сфере. Характеризуется снижением успеваемости в учебе, понижением работоспособности, острым недовольством собой и окружающим миром. К позитивным моментам можно отнести самопознание и самоутверждение. В легкой форме кризиса подросток может прийти к этому и без особых проблем.

Симптомы кризиса не являются постоянными, скорее носят временный характер, хотя и могут повторяться часто. Психика подростка находится в двойственном состоянии – ему одновременно хочется быть и независимым, и зависимым.

Он расширяет рамки дозволенного, но нуждается в этот период в поддержке со стороны родителей.

Те, в свою очередь, не должны полностью ущемлять подростка в его желаниях, но постараться уберечь его от неразумных рискованных шагов.

Следует иметь в виду, что окончание кризиса может стать для окружающих не менее сложным моментом, чем сам кризис. Ведь у ребенка сформировались совершенно другие понятия, он осознает себя по-новому, что неизменно приводит к существенным изменениям в жизни.

Кризис ранней юности

Суть этого периода – в конфликте между полноценно сформировавшимися взрослыми качествами и недостатке возможностей их реализации в текущем социальном статусе. Чаще всего это выражается в неспособности выбрать будущую профессию или учебное заведение. Часто в это время человек чувствует себя ненужным, ни на что не способным, постоянно тревожится.

Ключевое значение здесь играют хорошие друзья, которым можно довериться.

Отношения с одноклассниками и вообще ровесниками выступают в роли тренировочной площадки, на которой можно опробовать любовь, верность – тактику и стратегию для будущей взрослой жизни.

Как правило, кризис взросления настигает человека сразу после окончания учебного заведения. Из-за сильно размытых в последнее время границ детства и юности средний возраст вступления в брак увеличился до тридцати лет.

Для человека крайне важно чувствовать свою нужность и реализовать наклонности, в противном случае наступает личностный застой. В каком бы возрасте не наступил кризис, поддержка родных и близких играет ключевую роль в его успешном преодолении.

Источник: http://garmoniyazhizni.ru/detskie-vozrastnyie-krizisyi-mif-ili-realnost/

Как легче пережить детские возрастные кризисы?

Кризис трёх лет: миф или реальность

Здравствуйте, дорогие родители!

Психологи делят детство ребенка на отдельные периоды, в каждом из которых происходит свой переломный момент, приходит осознание и понимание или неприятие тех или иных понятий окружающего мира.

Детские возрастные кризисы носят временный характер, но иногда протекают не столь гладко, как хотелось бы. Почему это происходит и как вести себя родителям?

О детских кризисах

Формирование психики ребенка протекает неравномерно, скачками. И между этими скачками и происходит момент, который принято считать кризисным.

Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. У одного ребенка могут протекать кризисные периоды равномерно и плавно без каких-то характерных изменений и никак не проявляется в его поведении.

У других же детей, напротив, эти периоды будут ярко названы переломными и кризисными.

В любом случае, наличие таких моментов в жизни ребенка свидетельствуют о том, что идет плановое развитие.  Каждый проходит через это.

Не нужно их боятся или стараться избежать, это не болезнь и не психическое расстройство, это всего лишь перестройка нервной системы и переход ее на новый уровень.

Психологи так же утверждают, что чем сильнее происходит протекание того или иного кризисного момента, тем сильнее и крепче становится нервная система ребенка. Но здесь немаловажную роль играет отношение именно окружающих, их отношение и взаимодействие с ним.

Отсутствие  же кризисных моментов должно насторожить родителей и может свидетельствовать об отставании в развитии.

Кто предупрежден, тот вооружен.  Поэтому родителям важно просто знать о наличии таких периодов.

Быть готовыми  и не округлять глаза при нехарактерном поведении ребенка в тот или иной период его жизни.

Во время кризиса ребенок за короткий промежуток времени быстро меняется. Глобально: его поведение, черты характера, его отношение к предметам и людям.

Кажется, ребенка словно подменили, еще вчера спокойный и уравновешенный, сегодня буян и плакса.

Так же можно отметить, что кризисы могут циклически проходить в дестком организме. Наиболее критические моменты сменяются более спокойными периодами.

Каждый период может протекать у ребенка по — разному, но возрастные особенности которых учитывать просто необходимо. Длительность каждого периода опять же индивидуальна, все зависит от окружения и среды, в которой ребенок находится.

Если люди, с которыми он взаимодействует правильно отнесутся к его поведению, смогут понять и принять в должной мере, то все пройдет быстрее и легче как для самого ребенка, так и для окружающих.

Почему так происходит?

Так как ребенок физически растет: прибавляет в росте, весе. Нервная система тоже должна развиваться.

Но с приобретением новых навыков, таких как: научился ходить, кушать ложкой и прочие, а так же таких новых факторов: как мама вышла на работу или поход в садик —  могут очень сильно подорвать ее.

Поэтому мы наблюдаем эти кризисные моменты. Это своего рода адаптация нервной системы и психики ребенка к новым жизненным обстоятельствам. Таким образом происходит ее становление, чтобы в будущем получить уравновешенную и адекватную личность.

Как проявляются

Общие признаки поведения, характерные в периоды кризиса:

  • Не действуют на ребенка раннее использованные меры, не работает ни похвала, ни наказание, кажется что он полностью не управляем;
  • Становится очень чувствительным  и раздражительным;
  • Без особой причины вступает в конфликты с окружающими;
  • Не слышит и не хочет слышать окружающих;
  • Излишне возбужден или наоборот слишком подавлен;
  • Не уступает, настаивает на своем;
  • Снижается успеваемость, нежелание чем-либо заниматься;
  • Не уравновешен;
  • Плохо и беспокойно спит или не может самостоятельно заснуть;
  • Частые истерики.

Но это не означает, что они обязательно должны быть у каждого ребенка!

Можно выделить несколько основных кризисных моментов, они обусловлены этапами развития нервной системы ребенка.

Кризис рождения 

Может длиться до двух или трех месяцев. Ребенок появился на свет. Это его первый переломный момент.  Характерные признаки: большая потеря в весе.

Малыш становится отдельным целым, отдельным от мамы. У него идет перестройка организма в целом: он дышит воздухом, он пьет молочко, он чувствует новые запахи и видит новые элементы. Он полностью зависим, и не может никак передавать свои желания и чувства, только как посредством плача.

Если мама и другие члены семьи ласковы и терпеливы к плачущему комочку, нежно разговаривают с ним, своевременно удовлетворяют его потребности, то малыш легче проходит первый в жизни опыт. Начинает осознанно улыбаться, узнавать людей, хорошо кушать и пытаться играть.

Кризис первого года жизни

Может быть связан с тем, что мама всегда была рядом, но вдруг начала отдаляться.

У нее оказывается есть другие дела, не связанные с ним! В этот период ребенок старается как можно чаще липнуть к маме, чтобы она постоянно была рядом, ее присутствие необходимо для него.

На этой почве могут появляться первые страхи.

Так же, многие детки в это период начинают самостоятельно ходить и начинать говорить первые слова и взрослый уже понимает их, происходит общение.

Что вызывает сильное напряжение со стороны нервной системы. Желательно просто переждать этот период.

Кризис 2 лет

В возрасте двух лет малыш переступает новый психологический этап. И его полноправно можно назвать периодом «Нет».

Все детки достигая этого возраста начинают проявлять упрямство. Что не попросишь — всегда нет. Не трогай кота, нет опять, еще больше его донимает. Пошли гулять — нет, не пойду!

Родителей этот период очень сильно выматывает психологически. Приходится по миллиону раз уговаривать и объяснять очевидные  вещи.

В чем же дело? В чем кроется причина подобного поведения?

Малыш вдруг осознал, что он отдельная единица и может делать многие вещи без помощи взрослых. Сам сходить на горшок, сам включить телевизор, сам достать свои игрушки.

Когда малыш снова и снова протестует вам и вашим просьбам, так он подтверждает, что он — это отдельная личность и таким образом проявляет свою индивидуальность.

Конечно, придется уступать ребенку в этот период немного чаще чем обычно, так как протесты будут сыпаться во всем.

Но уступать во всем тоже нельзя, иначе ситуация может выйти из-под контроля.

Отступать от общих правил. Например безопасности или нельзя обижать кота — эти запреты должны присутствовать всегда!

Вам просто нужно будет немного подстроится к подобному поведению и быть умнее и хитрее своего маленького нехачухи.

Если не хочет кушать сейчас не заставляйте, предложите через полчаса. Не хочет ехать в поликлинику, давай с собой возьмем мишку, ему нужно полечиться, он тебя просит, чтобы ты его к доктору свозил, потому что без тебя ему страшно.

Не хочет одевать шапку, наденьте капюшон, не хочет капюшон, тогда сейчас прилетят волшебные комарики и начнут тебя за ушками кусать, кусать (щекочете ребенка за ушками), надевай скорее шапочку, чтобы они не добрались до твоих ушек.

Если ребенок выполнил наконец вашу просьбу, не забудьте похвалить его и скажите он маме помог, без него она бы никак не справилась.

В общем больше фантазии и изобретательности, больше игр и выдумок.

Кризис 3 лет

В этот период ребенок начинает осознавать, что все люди самостоятельны сами по себе, особенно, он делает вывод о взрослых членах семьи.

И ребенок хочет тоже быть самостоятельным и сам хочет решать, когда ему спать, когда кушать.

Нередко в этот период можно столкнуться с таким поведением, как: не хочу вставать, не хочу умываться и прочие.

Но в силу своей неопытности малыш не может смириться с тем, что он на самом деле не самостоятелен и вновь и вновь обязан прибегать к чьей — либо помощи.

Отсюда и вытекает кризисное поведение. Так сказать, конфликт с самим собой.  Для этого периода характерны частые истерики, нежелание что-либо делать, смена настроения.

Этот кризисный момент довольно похож на предыдущий и его можно назвать пиком самостоятельности « Я сам!».

Он все хочет решать сам и все делать сам!  Если у него не получается, начинается дикий вопль — вы протягиваете руку помощи, он ее отталкивает.

Это происходит оттого, что ребенок пытается сам себе доказать, что он уже повзрослел. Здесь мы можем наблюдать, как он несет большой пакет, пыхтит и несет, катит сам коляску или санки, подражая взрослому.

Меняется отношение ребенка к любимой игрушке или любым другим игрушкам. То он ее обнимает, то тут же ее швыряет на пол и тут же плачет, чтобы она опять была с ним.

Не хочет соблюдать все принятые режимные моменты. Не хочет ложится спать, идти кушать со всеми за столом.

Требование, чтобы мама сидела у кроватки, хотя малыш уже давно самостоятельно в ней засыпал.

Как быть взрослым

Детям тяжело осмыслить о наличии кризисного момента в своей жизни, да что говорить не каждый взрослый знает об этом. Поэтому задача родителей, как можно терпеливее отнестись к капризам  ребенка и тем самым сократить этот неблагоприятный период.

  • Не следует кричать и наказывать ребенка, это лишь продлит кризисный период или негативно скажется на психике ребенка.
  • Не стоит просто наблюдать за капризами  и истериками ребенка, нужно научиться с ними договариваться и отвлекать ребенка
  • Не нужно все разрешать ребенку. Нужно разрешить ему больше, чем всегда, чтобы он приобрел свой опыт.
  • Дети в период кризиса отличаются настырностью и желанием все сделать по-своему и  самому. Предоставьте им такую возможность, но в определенных рамках.
  • Помните, режим прежде всего. Не пренебрегайте им.
  • Старайтесь максимально все превратить в игру. Так ребенок будет думать, что его понимают и его мнение тоже имеет вес. Так он будет легче соглашаться с вами и идти на выполнение каких-либо заданий или поручений.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

Пишите комментарии и подписывайтесь на обновления блога!

Пока, пока!

 С уважением, Юлия Полонская

Источник: http://polonskaya-blog.ru/detskie-vozrastnye-krizisy/

Кризис среднего возраста: во сколько происходит теперь?

Кризис трёх лет: миф или реальность

Первоначально понятие среднего возраста использовалось психологами для описания переходной стадии развития взрослых.

Однако сейчас это словосочетание ассоциируется с мужчиной 40 лет, который находит себе молоденькую девушку и сажает ее в свою новую спортивную машину. Или с женщиной того же возраста, которая вдруг смотрит на себя по-новому, меняет свой гардероб, а иногда и лицо.

Возможно, все это лишь предлог для объяснения импульсивного поведения и странных трансформаций? Или нам стоит называть это явление иначе?

Психолог: кризис среднего возраста, каким его видели изначально

Термин был изобретен Эллиотом Жаке в 1965 году и обрел популярность у психологов-фрейдистов. Среди них был и Карл Юнг, который считал кризис среднего возраста одной из стадий взросления и располагал его посередине между совершеннолетием и смертью.

Эрик Эриксон, теоретик, известный своими восемью стадиями развития, рассматривал этот кризис как переходную фазу во время так называемой «средней зрелости» – в это время люди обычно задаются вопросами своего предназначения.

Он верил, что, определенным образом изменив свою жизнь в этом возрасте, человек может достичь чувства удовлетворенности на склоне лет.

Полагая кризис среднего возраста нормальным явлением, психологи, тем не менее, считают, что он может начаться с внезапного осознания того, что жизнь проходит мимо. Особенно тяжело приходится тем, кто сделал жизненный выбор, не приносящий удовлетворения в настоящем: они понимают, что времени осталось не так уж и много.

Они оглядываются назад и видят недостигнутые цели и упущенные возможности. Отсюда появляются смятение, сомнения, скука и гнев – признаки кризиса среднего возраста. Возникает желание вернуть молодость и прожить жизнь заново.

Иногда реакция бывает более тяжелой: депрессии, повышенная тревожность, злоупотребление алкоголем или наркотиками, прием различных препаратов в поисках облегчения.

Во сколько кризис среднего возраста наступает сейчас?

Недавно ученые поставили под сомнение традиционную трактовку этого явления, задавшись вопросом: «Правильно ли приписывать данный кризис некоему определенному возрасту?». Существует мнение, что люди в любом возрасте по различным причинам (серьезная болезнь, смерть родителя или супруга, тяжелое финансовое положение) начинают размышлять о прожитой жизни и перспективах.

Другие ученые сомневаются в том, что кризис среднего возраста это кризис в буквальном смысле – внезапное изменение, происходящее с человеком.

Может, это реакция эмоциональной сферы на стресс, накопленный в результате несчастливого брака, разочарования от работы, проблем с деньгами? Психологи также спорят о том, имеет ли это явление биологические предпосылки, такие как ослабленная потенция у мужчин и окончание репродуктивного возраста у женщин.

Как изменения в культурной жизни влияют на наше восприятие кризиса среднего возраста? Не обрел ли этот термин новое значение из-за того, что продолжительность нашей жизни увеличилась, а ожидания выросли? Я считаю, что это так. Нам следует переименовать это явление – так мы не только приведем понятие в соответствие с реальным положением вещей, но и научимся лучше помогать людям с ним бороться.

Почему кризис среднего возраста уже другой?

1. Увеличилась продолжительность жизни

Когда Юнг впервые изучил кризис среднего возраста, он расположил его в районе 40 лет – это считалось серединой между совершеннолетием и смертью. Продолжительность жизни в среднем увеличилась с 55-и до 78 лет, люди нередко доживают до 80-90, так что сейчас средним возрастом надлежит считать период между 55 и 60 годами.

Интересно то, что средний возраст передвинулся, но момент осознания остается там же– немного за 40. Этому есть два возможных объяснения. Во-первых, это первые признаки старения: седина, облысение, падение либидо, морщины и так далее. Возможно, что значимость этих изменений завышена нашей молодежной, зацикленной на красоте культурой.

Нередко момент осознания приходит даже раньше – в 30-35 лет. Кстати, в этом возрасте делают 30% от общего числа инъекций ботокса. Люди начинают тревожиться по поводу старения раньше, а живут дольше: общество буквально программирует нас на кризис.

Люди замирают на месте, оглядываются назад, смотрят вперед и задаются вопросами: «Хочу ли я жить дальше, сделав такой выбор в жизни? Если я продолжу в таком духе, то буду ли здоров, красив и доволен следующие 50 лет?».

Совершенно ясно, что суть современного кризиса среднего возраста изменилась.

2. Ориентация на счастье

До недавнего времени главной целью работы и брака было создание и забота о семье. Чувство удовлетворенности и счастье были вторичны.

Джон Джейкобс, доктор медицинских наук и автор книги «Все, что вам нужно – любовь и другая ложь о браке», считает так: «Сегодня над нами довлеет мысль о том, что наша работа и брак принесут нам удовольствие или значительный вклад в наше счастья».

Разочарование и неудовлетворенность когда-то считались их неотъемлемой частью, а сейчас – практически недопустимы. «Обретение счастья теперь стало основным ожиданием», — считает Джейкобс.

Добавьте к этому то, что сейчас у нас стало гораздо больше возможностей противостоять неудовлетворенности. В прошлом люди оставались на одной и той же работе и не расторгали брак на протяжении всей жизни, даже если не были ими удовлетворены.

Тогда продолжительность жизни была меньше. Теперь людям нужен выход. Даже в условиях современного кризиса люди уходят с работы, а каждый второй брак заканчивается разводом.

Возможность достичь более высокого уровня удовлетворенности становится мощной движущей силой, ей все сложнее сопротивляться.

3. Другие мужчины, другие женщины

Общепринятый образ мужчины среднего возраста, который бросает свою семью и отправляется на поиски приключений или любовного романа стали таким же избитым клише, как и стареющая женщина в кресле-качалке, вяжущая внукам носки. Теперь сценарии 50-х и 60-х годов больше не актуальны.

Женщины все чаще обеспечивают не только себя, но и свои семью, поскольку в условиях кризиса мужчины все чаще теряют работу. Сегодня более четверти замужних женщин зарабатывает больше, чем их мужья. Очевидно, что теперь и некоторые женщины могут позволить себе кардинально изменить собственную жизнь.

Теперь мужчины принимают большее участие в воспитании детей, а некоторые даже остаются дома с этой целью. Это не те мужчины, которые поедут искать приключений, особо не скучая по детям. Часто они не могут положиться на своих супруг (вскоре, экс-супруг) в плане заботы об оставленном позади семейном очаге.

По статистике в наши дни женщины совершают измену так же часто, как и мужчины (45 – 55% замужних женщин и 50 – 60 % женатых мужчин имеют внебрачные связи).

Добавьте к этой информации то, что каждые два из трех бракоразводных процессов начинают женщины, и поймете, что традиционная модель семьи сильно изменилась.

Теперь при вопросе «А дальше-то что?» вероятность все бросить и начать жизнь заново у мужчин и у женщин примерно равна.

4. Ранняя зрелость?

Так, может, пора сменить название «кризис среднего возраста» на что-то более подходящее? «Кризис ранней зрелости» вполне подойдет, ведь теперь он наступает на добрые 10 лет раньше середины жизни как таковой.

Не стоит использовать это словосочетание в пренебрежительном смысле, приравнивая его к безответственному поведению, как это было раньше. Следует расценивать это явление не как побег от действительности, но как отрезвляющее начало зрелости. Это событие может сподвигнуть нас к использованию новых возможностей и второй (третьей, четвертой?) попытке найти свое место в жизни.

Vivian Diller.

Источник: http://psyhologia.club/person/krizis-srednego-vozrasta-mif-ili.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.