Как заниматься с ребенком с аутизмом?

Kоррекционные занятия для детей с аутизмом — стереотипные и сенсорные игры

Как заниматься с ребенком с аутизмом?

Содержание

Уход от действительности в себя в острой форме называется аутизмом, при этом человек старается полностью отказаться от общения с окружающими. Данный термин был изобретен Эйгеном Блейлером еще в начале XX века и ранее воспринимался как особая форма шизофрении.

Аутизм объединяет целый спектр психофизических неустойчивых состояний. Заболевание можно заметить по таким симптомам как проблемная речь, трудность взаимодействия с другими людьми, проблемы с интеллектуальным развитием. Выделяют несколько сфер влияния болезни: сфера общения в обществе, а также эмоции и фантазия.

Коррекционная работа

Лучший эффект при работе с детьми достигается за счет использования комплекса мер, который объединит работу в разных сферах воздействия. При этом для любого малыша должна быть разработана индивидуальная программа занятия, учитывающая его особенности развития.

Разработав единый подход, сочетающий в себе требуемые лекарства и работу психолога, можно достичь более сильного результата. Комплексный подход поможет облегчить привыкание малыша к среднеобразовательному или дошкольному заведению.

Постоянно общаясь с детьми, психолог сможет применять методы с учетом всех тонкостей общения с аутичными пациентами. Педагог, в свою очередь, проконтролирует получение необходимого уровня образования и вовлечет ребенка с помощью занятий.

Советы родителям

Родителям нужно осознать, как именно происходит восприятие окружающего у их ребенка, и как он реагирует на общение, чтобы найти общий язык и подобрать способ проявления эмоций

Рассмотрим основные рекомендации родителям, дети которых страдают рассматриваемым заболеванием.

  • следите за тем, что интересно малышу;
  • смиритесь с состоянием ребенка;
  • соблюдайте ежедневный план задач;
  • выработайте и приучите малыша к ежедневным привычкам;
  • посещайте и будьте рядом на всех важных мероприятиях;
  • соорудите комфортное место для обучения и отдыха;
  • контролируйте и отслеживайте признаки некомфортного поведения или усталости воспитанника;
  • медленно и наглядно ежедневно демонстрируйте ребенку важные бытовые и моральные аспекты жизни.

Цели коррекционной работы

Первостепенной задачей психолога является создание комфортной среды для детей в семье, подбор правильного питания и уменьшение некомфортных условий. Индивидуальная программа занятия с аутичными детьми должна включать следующие основополагающие моменты.

  1. Одно из направлений коррекционной работы позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Сначала достигаются яркие эмоции, когда используются несложные для ребенка занятия. Со временем упрощается достижение этих целей и на основе положительных реакций педагог подталкивает воспитанника к самостоятельному достижению задач.
  2. Второе направление развивает навыки коммуникабельности. При любых особенностях речевых проблем необходимо постоянно общаться с детьми-аутистами, открывать новые слова и объяснять, что происходит вокруг. Далее следует постепенно привлекать ребенка к разговорам о планах на день, участвовать в процессе их осуществления и подводить вместе итоги. На следующем этапе вместе с маленьким напарником можно будет составлять план на более длительный период времени, подталкивая в будущем к самостоятельному планированию.
  3. Третье направления помогает освоить воздействие на бытовом уровне в кругу семьи. Ребенку требуется терпеливо объяснять и помогать выполнять бытовые задачи, такие как, например, мытье посуды, чистка зубов, подготовка к прогулке, сборы перед поездкой.
  4. Последнее направление основывается на принятии ребенком окружающего мира. Аутичных детей необходимо постепенно приучать к общению с взрослыми, расширять его кругозор и учить ориентироваться вокруг, при этом окружающий мир должен восприниматься без негативных реакций.

Приемы коррекционного воздействия

Поскольку налаживание эмоционального контакта и достижение остальных целей при общении с детьми аутистами невероятно усложняется, специалистами были разработаны следующие приемы и рекомендации.

  1. При осуществлении какой-либо деятельности аутичный пациент должен ясно понимать для чего он этого делает, и каким образом можно осуществить поставленную задачу. Рекомендуется разместить в местах пребывания больного карточки-подсказки, где будет отражена схема всех действий по порядку.
  2. Аутисту будут интересны занятия по складыванию пазлов и отгадыванию головоломок, так как в этой деятельности они понимают цель и порядок своих действий.
  3. Аутичные дети легко справляются с однотипной работой, поэтому им очень нравится коллекционирование. Педагог может увлечь ежедневными записями о погоде, кормлением рыбок, коллекционированием фотографий, листьев или камней.
  4. Детям с аутизмом сложно управлять своими движениями. Часто им очень сложно ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому один из приемов учитывает развешивание нескольких зеркал так, чтобы ребенок мог постоянно наблюдать за своими действиями со стороны.
  5. Необходимо постоянно проводить успокаивающие тренинги и занятия для улучшения реагирования на телесный контакт.
  6. Детям с нарушениями очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности.

Игра как основной элемент коррекционной работы

Коррекционная работа с детьми с нарушениями должна быть длительной и продуманной. В первое время малыш может вовсе отказываться от контакта с педагогом, бояться групповых и индивидуальных занятий. Важным моментом при планировании коррекционной программы является понимание того, что ребенок согласится быть вовлеченным только в те занятия, которые его заинтересуют.

Поэтому, особенно в начале знакомства, необходимо подготовить сразу несколько
сценариев общения, так как аутист может категорично отказаться идти на контакт или играть в определенную игру.

Каждое упражнение следует начинать с цели и порядка осуществления. Самыми тяжелыми для аутичных детей являются занятия в группе, так как для них очень сложно общаться с другими детьми. Перейти к таким играм можно только после привыкания и достижения спокойного поведения в индивидуальной работе, а также после согласия взаимодействия со сверстниками.

Стереотипные игры

Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе с детьми-аутистами будут являться основной всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственный способ в своем роде. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр. Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия понятные только ему.

Основные характеристики стереотипных игр для детей с нарушениями:

  1. Цели и причины каждого действия должны быть понятны ребенку, но не всегда могут быть понятны для окружающих.
  2. В стереотипных играх участвует только пациент.
  3. Порядок действий постоянно повторяется.

Советы по проведению стереотипных игр для аутичных детей:

  1. Наиболее существенным достоинством является расслабляющий эффект, в это время ребенок чувствует себя «в своей тарелке».
  2. Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Чтобы ребенок доверял взрослому во время коррекционных занятий, он должен понимать, что в любой момент может вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно.
  3. Очень медленно со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии, что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность.

Сенсорные игры

В процессе коррекционной работы следует также вовлекать детей, больных аутизмом, к участию в сенсорных играх. Часто одна из сенсорных игр может так понравиться ребенку, что на какое-то время превратится в любимую стереотипную игру, так как будет приносить ему приятные успокаивающие ощущения. Такие занятия он будет многократно повторять.

Хорошим методом является предложение сенсорной игры сходной со стереотипной. Если же получаемые от процесса эмоции отличаются от привычных стереотипных действий, вскоре вы можете столкнуться с ее неприятием.

Сенсорные игры позволяют детям получать новые эмоции от разных сенсорных источников (например, глаза, кожа или нос):

  1. Зрительные включают методики по изучению восприятия цвета, например, если один цвет перетекает в другой или цвета плавно смешиваются.
  2. Слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки позднее в обычной жизни (журчание воды, шелест травы, звуки музыки или пение птиц).
  3. Тактильные основаны на прикосновениях к различным поверхностям. Ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей: различать гладкое и шершавое покрытие, мягкие и твердые или острые и хрупкие предметы, понимать величину предмета, его форму, температуру или влажность. Этот аспект является одним из самых важных для повседневной жизни.
  4. Двигательные помогают легче ориентироваться в своих движениях, менять свой ритм шагов или танцевать.
  5. Действия с вдыханием различных запахов помогут отличать ароматы и в повседневной жизни, аутист должен научиться различать приятные и отталкивающие запахи.
  6. Вкусовые игры помогут отличать вкусы ежедневных блюд или напитков.

Эффективность сенсорных игр:

  1. Ребенок ощущает приятные ему эмоции, тем самым его настроение постепенно улучшается. Общее поведение при этом может также поменяться в лучшую сторону.
  2. Дети начинают привыкать к взрослым. У ребенка появляется человек, которому можно доверять, и который способен ему помочь открыть глаза на новые горизонты. Эмоциональный контакт помогает направить развитие.
  3. Дети получают новые ощущения от своих сенсорных источников, что помогает им принять окружающую обстановку и легче в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
  4. В занятиях детей появляются новые смысловые нагрузки, сюжетные линии, имитирующие отношения в обществе между людьми.

Составив грамотный план коррекционной работы с пациентом, имея комплексную поддержку со стороны педагогов и психолога, можно достичь отличных результатов и обучить аутиста большинству базовых навыков, адаптировать его к общению в социуме и задействовать потенциал интеллектуального развития

Источник: http://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/korrekcionnye-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom.html

Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия?

Как заниматься с ребенком с аутизмом?

10.11.14

Поведенческий аналитик о том, как мотивировать ребенка на начало занятия

Как АВА-терапевт я знаю, что иногда бывает трудно настроить ребенка, с которым вы работаете, на занятие. Возможно, вы пришли в дом родителей, а ребенок заплакал и убежал от вас.

Или вы работаете с ребенком в школе или центре, ребенок приходит к вам в кабинет, начинает кричать и разбрасывать вещи.

Иногда ребенок вроде бы спокоен, но как только вы пытаетесь начать занятие, появляется нежелательное поведение.

У ребенка всегда будут хорошие и плохие дни, и это нормально, если он не проявляет бурной радости при каждом вашем появлении.

Однако если ребенок дает деру от вас каждый раз, когда вы собираетесь заниматься с ним, проявляет нежелательное поведение, или вам приходится физически усаживать его за работу, то что-то определенно пошло не так, и вам пора действовать.

Вы не хотите начинать занятия с разозленным, перевозбужденным и плачущим ребенком, который только и думает о том, как бы сбежать.

Это важно по нескольким причинам. Во-первых, АВА-терапевты всегда должны полагаться на хорошие, близкие отношения с ребенком, в которых вы «объединяетесь с приятными стимулами». Если ребенок постоянно пытается сбежать из-за стола или от вас, то ни о каком объединении не может быть и речи, вы становитесь нежелательным стимулом для ребенка.

Кроме того, трудно себе представить, что после того как вы несколько минут тащили, а то и просто несли ребенка за рабочий стол, вы сможете провести продуктивное занятие. Представьте, что ваш начальник разбудит вас посреди ночи и потребует, чтобы вы отправлялись немедленно в офис и работали. Вряд ли вы будете в наилучшем состоянии для работы.

А мы хотим работать с ребенком, когда он в своем наилучшем состоянии, или хотя бы близок к нему.

Наконец, успешная подготовка ребенка к занятию учит его навыкам перехода. Переход от состояния до работы к работе — это очень серьезная перемена, и если вы научите ребенка правильно переходить к занятиям, то ему будет проще делать небольшие переходы во время терапии.

Как правило, если у терапевта есть регулярные трудности с тем, чтобы усадить клиента за стол, это объясняется одной из следующих причин: терапевт не провел правильного объединения с приятного для ребенка стимулами, родители не подготовили ребенка к занятию должным образом, или терапевт недостаточно или неправильно поощряет ребенка во время занятия.

Объединение с приятными стимулами

Построение раппорта с ребенком также известное как «объединение с приятными стимулами» — это первый и ключевой шаг в начале обучения любого ребенка с аутизмом.

Объединение — это прикладная стратегия, основанная на подкреплении, во время которой терапевт развивает дружеские отношения с ребенком, используя его интересы. Такие интересы могут включать конфеты, мультфильмы, музыку, видеоигры, игрушки, физическую активность и так далее.

Цель объединения в создании отношений, основанных на доверии, мотивации и взаимных интересах терапевта и ребенка.

Родители, обратите внимание — любой терапевт, который начинает работать с вашим ребенком, должен начать с объединения с приятными стимулами. Терапевт никогда не должен просто приходить и тут же предъявлять ребенку какие-то требования. Лучше потратить больше времени на объединение, чтобы потом, когда начнется работа за столом, ребенок был успешен и доверял терапевту.

Я всегда могу сходу сказать, когда объединение с приятными стимулами прошло успешно. Это значит, что перед занятием ребенок встречает меня с радостью и интересом.

Это значит, что ребенок хватает меня за руку и пытается усадить меня за рабочий стол, или сам идет и садится за стол, или тут же бежит к двери, чтобы поприветствовать меня, когда я прихожу к нему домой. Это признаки успешного объединения, над которым надо работать не один раз, а постоянно.

Если я давно не видела ребенка из-за болезни, отпуска и так далее, то мне нужно снова познакомиться с ним и вернуться к объединению с приятными стимулами.

Подготовка ребенка к занятию

Терапевты, вам нужна помощь родителей, чтобы ребенок был готов к занятию. Вы можете быть самым веселым и удивительным терапевтом в мире, но если вы пришли домой к ребенку, который прыгает на диване, смотрит мультик и ест шоколадку одновременно, он, вероятно, весьма огорчится вашему приходу.

Как правило, хотя бы за 30-45 минут до занятия родители должны начать напоминать ребенку о занятии. Например: «Скоро надо будет выключить телевизор, потому что придет Джейн».

Родители также очень вам помогут, если будут использовать визуальное расписание на день, и если ребенок будет видеть, когда именно у него будет занятие с Джейн.

Родители, позаботьтесь, чтобы ребенок был сытым, чистым и сходит в туалет перед занятием. Терапевт не должен усаживать за стол ребенка, который хочет есть, пить или промок.

Подкрепление во время занятия

О подкреплении нужно говорить отдельно, но я хочу подчеркнуть несколько важных пунктов. Очень важно сохранять баланс между поощрениями и требованиями. Слишком много требований, и у ребенка начнется нежелательное поведение, или он попытается сбежать из-за стола.

Слишком мало требований, и ребенок будет отключаться, отвлекаться, дурачиться или иначе развлекать себя. Постарайтесь менять поощрения, чтобы посмотреть, ради какой награды ребенок будет охотно садиться за стол.

Приходите к ребенку с сумкой поощрений и игрушек, и пусть ребенок сам отнесет «веселую сумку» в комнату для занятий. В комнате разрешите ребенку выбрать в сумке одну игрушку и отнести ее за стол.

Это безболезненный и простой способ добиться сразу нескольких целей: отвести ребенка в комнату для занятий, поднять ему настроение, успокоить и обеспечить переход ребенка от перерыва к работе.

Ниже приводится кое-какая информация об объединении, которую я обычно объясняю терапевтам-новичкам:

Как терапевт вы должны в первую очередь определять, что может быть поощрением для ребенка, и ребенок должен ассоциировать вас с этими поощрениями. Это может произойти, когда вы просто будете давать ребенку желанные предметы, будете сидеть рядом, когда у него есть к ним доступ, или начнете играть с этим предметом вместе с ребенком.

Переходите к требованиям и устной речи очень постепенно, по мере того, как ребенок начнет все больше доверять вам и принимать ваше присутствие рядом. Когда даете ребенку печенье, скажите «печенье». Через какое-то время попросите ребенка повторить слово за вами.

Другой способ перейти к требованиям — размещать поощрение все дальше и дальше от ребенка или требовать от ребенка речь для получения поощрения.

Положите печенье в коробку, которую ребенок не может открыть самостоятельно, а когда он придет к вам за помощью, подскажите ему слово или жест «открыть», прежде чем откроете коробку.

Таким образом, ребенок поймет, что у терапевта есть доступ к тому, что он любит, и терапевт начнет ассоциироваться с весельем и поощрением. Применение поощрений и объединение с ними — это необходимый первый шаг перед тем, как работать по любой программе.

Объединение — это важный навык, к которому нужно возвращаться с течением времени. Если ребенок болел, пропустил несколько недель терапии из-за отпуска, или у него появился новый терапевт, то необходимо вернуться к объединению, прежде чем начать работу.

Перед началом занятия ребенок должен с готовностью подходить к терапевту, и объединение — это инструмент, который позволяет этого добиться.

Когда ребенок регулярно подходит к вам, пытается контактировать с вами, хочет, чтобы вы присоединялись к его играм (особенно во время перемены), или с радостью приветствует вас, то это значит, что объединение прошло успешно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник: http://outfund.ru/kak-usadit-rebenka-s-autizmom-za-zanyatiya/

Занятия с аутистами дома и в детских группах

Как заниматься с ребенком с аутизмом?

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух.

У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии.

Поэтому лавная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми.

0 2925 25 Июля 2017 в 23:05

Коррекционные занятия с аутистами требуют от родителей и психологов комплексного подхода к проблеме. Аутичному ребенку может быть присуща целая палитра нарушений: эмоциональная отрешенность, двигательные и речевые стереотипии, агрессия и упрямство, сниженная обучаемость на слух и многое другое. Как учесть все и оказать максимальную помощь ребенку с аутизмом?

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана существует методика реабилитации детей с аутизмом с учетом индивидуальности ребенка. Этот научный подход сегодня подтвержден уникальными практическими результатами.

В этой статье мы рассмотрим, как выстроить комплекс развивающих занятий при аутизме, чтобы терапия была качественной и результативной.

Цель занятия с аутичным ребенком

Основная цель коррекционных занятий с ребенком с аутизмом – это устранить последствия той психической травмы, которая привела к развитию заболевания. Для этого в первую очередь нужно определить причины развития аутизма.

Системно-векторная психология раскрывает, что аутизм возникает исключительно у детей со звуковым вектором. От рождения звуковые дети наделены особыми свойствами психики: погруженность в себя, отсроченный ответ, сосредоточение на своем внутреннем мире. Признаки аутизма такой ребенок получает при травмирующем воздействии на психику через ухо, наиболее чувствительную свою зону.

Подробнее об этом можно почитать здесь.

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии.

Поэтому главная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми. Для этого очень важно исключить травмирующее влияние громких звуков.

Однако есть и второстепенные задачи. Звуковой вектор является доминантным, поэтому травма в нем приводит к целому каскаду нарушений в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку.

Например, ребенок с кожным вектором может иметь тики и навязчивые движения, гиперактивность и «полевое поведение».

Ребенок с анальным вектором демонстрирует агрессию и негативизм, отказ от всего нового, ритуальность.

Коррекционные занятия с детьми аутистами должны решать и такие задачи: помочь ребенку преодолеть сенсорную дезинтеграцию и нивелировать многочисленные патологические симптомы.

Такая комплексная методика занятий с аутистами, основанная на знаниях по системно-векторной психологии, может быть реализована даже дома, усилиями родителей. Также ее могут взять на вооружение и логопеды, дефектологи и педагоги в детском саду или другом ДОУ, в школе.

Игры и занятия с аутистами на развитие звукового восприятия

Восстановить способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках помогают интересные музыкальные занятия с аутистами:

  1. «Высокий-низкий». Поочередно звучат высокие и низкие звуки (на живом инструменте или в записи). Если звук высокий, ребенок поднимает ручки вверх (показывает, как капает дождик). Если звук низкий, ребенок опускает ручки вниз и показывает, как топает мишка.
  2. «Быстро-медленно». Ребенок держит в руках мягкую игрушку или куклу. Поочередно звучит быстрая, танцевальная музыка и медленная, колыбельная. Под медленную музыку укачиваем игрушки, под быструю – показываем, как они танцуют.
  3. «Что шумит». Необходимо несколько негромких инструментов: маракас, колокольчик, деревянные ложки и т. д. Сначала ребенок изучает, как звучит каждый из них. Затем взрослый отворачивается и играет. Задача ребенка – угадать, какой инструмент звучал.
  4. Нередко дети с аутизмом имеют хороший и даже абсолютный музыкальный слух. В таком случае можно приобрести набор из восьми колокольчиков, интонированных согласно звукоряду. Обучаем ребенка различать ноты на слух и выставлять по порядку. Можно использовать различные песенки и потешки про нотки.

Способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках необходимо постепенно переносить в плоскость сознательного восприятия речи. Сделать это можно на различных учебных пособиях.

В возрасте 3 лет – 4 лет это может быть «геометрик» – набор для изучения фигур и цвета. Сначала просите ребенка дать квадрат или треугольник.

Затем усложните инструкцию: «найди красный треугольник, зеленый квадрат и т. д.».

Помните, что выбор пособий и в дошкольном возрасте, и в школе должен прежде всего зависеть от реального уровня развития малыша, а не от его физического возраста.

Игры и занятия для детей с аутизмом: развитие эмоциональной сферы

Восстановление чувственной сферы ребенка с аутизмом – также одна из основных задач. Родители и специалисты часто наблюдают, что аутичный ребенок плохо распознает эмоции окружающих, может неадекватно на них реагировать.

Для развития эмоциональной сферы можно применять такие игры для аутистов:

  1. Игры и потешки на эмоциональное заражение и подражание. Если ребенок говорит, то предпочтительно, чтобы они строились в форме диалога.

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Режем, режем

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Солим, солим (все действия сопровождаем движениями пальчиков).

    Арсенал подобных игр очень велик – их можно найти в пособиях для дошкольного возраста, детского сада или другого ДОУ.

  2. Настольные игры на распознание эмоций. Это могут быть сюжетные картинки на эмоции, к которым прилагаются «смайлики» с различным выражением лица. Ребенок подбирает подходящий «смайлик» к картинке.

    Можно использовать парные картинки, одна из которых характеризует эмоцию, а другая – разрешение ситуации. Например, на одной картинке малыш ушиб коленку и плачет, а в пару ей подходит та, где его лечат и успокаивают. На одной картинке ребенок с букетом – а в пару ей подходит карточка, где отмечают день рождения.

    Интересных детских пособий на эту тему сегодня немало.

  3. Музыкальные задания, направленные на распознание настроения в музыке. Для начала можно просто подобрать готовую картинку к той музыке, которая звучит. Используйте яркие и узнаваемые музыкальные отрывки. Если ребенок с аутизмом любит рисовать – можно самостоятельно нарисовать картинку, которая выражает музыкальное настроение.

Системно-векторная психология объясняет: развитие чувственной сферы необходимо каждому ребенку. Однако есть дети, для которых это наиболее значимо – это носители зрительного вектора. Им задана максимальная эмоциональная амплитуда от природы. Если чувственная сфера не развивается адекватно, такой ребенок демонстрирует истерики, множественные страхи, панические приступы.

Поэтому игры на эмоциональное развитие должны занимать в терапии для такого малыша существенное место.

Еще один важнейший критерий эмоционального благополучия любого ребенка – это психологическое состояние матери.

Ощущение защищенности и безопасности малыш получает, только если мама находится в спокойном, сбалансированном состоянии. Без этого успех любой терапии для ребенка с аутизмом всегда остается под вопросом.

Коррекционные занятия для аутичных детей: учитываем индивидуальную симптоматику

Каждый малыш наделен своим уникальным набором векторов. Наличие звукового вектора задает общие свойства всем аутистам. Однако, в остальных своих свойствах они могут существенно отличаться друг от друга.

Например, обладатели кожного вектора – подвижные, гибкие, ловкие. При развитии расстройства аутистического спектра такой ребенок может иметь особые проблемы: двигательную расторможенность, навязчивые движения, «полевое поведение» (подробнее в статье «Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям»).

Поэтому занятия для аутичных детей с кожным вектором должны включать:

  1. Достаточное количество игр на кожную сенсорику. Это работа с песком, водой, пластилином или соленым тестом, крупами и т. д.
  2. Достаточно подвижных игр, например, на моторное подражание. Высидеть долго на одном месте такой малыш не способен.
  3. Полезны массажи и водные процедуры, «сухой бассейн», «сухой дождик» и т. д.

Обладатели анального вектора – наоборот, медлительны и усидчивы. Им нетрудно высидеть достаточно долго над книгами и дидактическими пособиями. Однако, при расстройстве аутистического спектра такой ребенок может обладать сильной заторможенностью, демонстрировать агрессию и негативизм.

На занятии для аутичных детей с анальным вектором обязательно надо учитывать, что:

  1. Такому малышу требуется больше времени на выполнение любой задачи. Ни в коем случае нельзя торопить или подгонять его, это лишь усугубляет заторможенность.
  2. Все новое – стресс для обладателя анального вектора. Поэтому не следует вводить в занятие сразу несколько новых заданий. Добавляйте их постепенно, по одному, и дайте ребенку время адаптировать изменения.
  3. Если занятие будет проходить по определенному ритуалу, ребенку будет легче с ним справиться. Проявления негативизма существенно снизятся, если сделать предстоящую работу более предсказуемой. Можно решить эту задачу с помощью визуализации: например, все задания лежат на столе в стопочке слева. По мере выполнения – перекладываем их на правый край стола.
  4. Можно использовать наглядный план задания. Например, в виде картинок или карточек, на которых изображены соответствующие действия (занятия музыкой, рисование и т. д.). По мере выполнения выкладываем ряд из карточек.
  5. Отдайте предпочтение «сидячим», настольным играм и заданиям. К подвижным играм обладатели анального вектора не склонны.

Групповые занятия с детьми аутистами

Все описанные выше игры и задания можно использовать и дома, и в групповых занятиях с аутичными детьми. Основное внимание следует уделять развитию чувственной и сознательной сферы малышей с аутизмом. Дополнительную и существенную помощь окажут сенсорные игры.

В условиях групповых занятий малышу обязательно должен ассистировать взрослый, предпочтительно мать.

Однако, следует помнить, что нельзя замыкать развитие ребенка только в формате индивидуальной работы или в группе, где присутствуют только дети с аутизмом. задача – постепенная адаптация ребенка с аутизмом в среду нормотипичных ровесников.

Реабилитация детей с аутизмом: методика, подтвержденная результатом

Занятия с аутистом дома и в детском коллективе имеют огромное значение. Совместные усилия родителей, психологов, логопедов и дефектологов приносят позитивные изменения. Однако полная реабилитация возможна, только если:

  1. Мать ребенка точно осознает врожденные психологические особенности малыша. Учитывает их при воспитании и обучении.
  2. Мать ребенка избавляется от собственных психотравм и негативных состояний и способна дать малышу максимальное ощущение защищенности и безопасности.

Такой результат достижим. Вот что говорят об этом люди, которые его получили:

Подарите малышу шанс на полноценную реабилитацию. Начать можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/zanjatija-s-autistami-doma-i-v-detskih-gruppah

Работа с аутичными детьми: как помочь малышу выйти из своей прочной скорлупы?

Как заниматься с ребенком с аутизмом?

Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал на страницы моего блога! Татьяна Сухих рада всем! Затронув тему детского аутизма, я решила глубже исследовать ее, поскольку рано или поздно, но мне придется работать с такими особенными ребятами. Я уже писала, что сейчас происходит интеграция здоровых и особенных малышей в один коллектив, где они будут вместе развиваться. Работа с аутичными детьми – вот, о чем поговорим сегодня.

Что делать, если вашему малышу поставили диагноз «аутизм»?

Когда внимательные родители замечают «странное» поведение их ребенка и после консультаций у разных специалистов их огорошивают диагнозом «аутизм», возникает либо чувство отчаяния, либо беспорядочное метание и поиски панацеи. Сразу скажу, что отчаиваться противопоказано и вам, и малышу. «Дети дождя» при очевидном внешнем равнодушии к окружающим, в том числе – к родителям, бывают чрезвычайно чувствительны к эмоциональному состоянию матери.

Важно помнить, что нельзя также терять время и малодушно надеяться, что все пройдет само собой. Перерастет, мол. Нет, если не заниматься с малышом, его уход в себя будет окончательным и бесповоротным. Я не специалист в этом вопросе, но прочла «умные» материалы про аутизм. Для себя я сделала определенные выводы, обобщения и хочу поделиться с вами как дилетант, конечно.

Первое, что нужно решить для себя родителям необычных детей, – в каком формате будет проходить коррекционная работа с малышом. Вариантов, собственно, три: полностью самостоятельная деятельность родителей, прерогатива специалиста, комплексная работа психолога и родителей.

По эффективности третий вариант – самый лучший, но в жизни бывают всякие обстоятельства. Например, вообще нет возможности найти грамотного психолога, и мама решает заниматься по известным методикам самолично. Либо наоборот, нашли отличного специалиста, но мама при этом не чувствует в себе сил, душевных, в первую очередь, для целенаправленной ежечасной работы с малышом.

Тогда чтобы не усугубить ситуацию, разумно, конечно, полностью довериться квалифицированному специалисту и следовать его рекомендациям. Если же мама и папа решают самостоятельно корректировать психологические особенности ребенка, которые мешают ему комфортно жить в обществе, советую им найти группу поддержки в сетях и не замыкаться в себе.

Ищите родителей деток с подобными проблемами, общайтесь, советуйтесь. Скорей всего, чей-то опыт вам поможет выбрать правильный путь. И, конечно, изучайте специальную литературу. Я лично отобрала пособия, которые станут хорошим методическим подспорьем в упорной борьбе с недугом. Помните, что стоит доверять лишь литературе, одобренной ответствующими инстанциями.

Итак, что почитать об аутизме?

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-8500929059585348″ data-ad-slot=”5932752765″

data-ad-format=”auto”>

Начну с ассортимента моего дорогого помощника «УчМага»:

  • «Коррекционная работа с аутичным ребенком» – известная книга, автором которой является Ольга Сергеевна Рудик, педагог-психолог. В своей книге автор подробно рассказывает о синдроме аутизма, а также предлагает действенную методику работы с такими детками. Это пособие поможет родителям, педагогам, психологам, которые работают с «детьми дождя»;
  • Сборник вопросов и ответов «Образование обучающихся с ограниченными возможностями по здоровью: направления, формы и особенности обучения и воспитания, инструктивно-методические материалы». Здесь в очень удобной форме представлена ценная информация о детках с ОВЗ и рекомендации по работе с ними;
  • Чудесна книжка с милым названием: «Аутята. Родителям об аутизме», она построена в стиле живого общения с читателем, автор рассказывает о трудностях диагностики и занятий с ребенком-аутистом. Мне очень нравится слово «аутята», оно звучит так трогательно. Хорошо, если эта книжка станет настольной для мам-пап аутят.

Портал методической литературы «Лабиринт.Ру» также подготовил интересные материалы:

  • «Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы» – здесь изложена прогрессивная методика Нуриевой Ларисы, которая занимается проблемой преодоления барьера между аутятами и внешним миром посредством развития речи;
  • «Аутичный ребенок. Пути помощи» – методическое пособие специалистов Российской академии образования в сотрудничестве с Центром лечебной педагогики. Эта книга отмена премией Президента, так что она одобрена и рекомендована;
  • «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход». Я уже писала об этой книге Мэри Барберы, которая является мамой ребенка-аутиста. Ее методы на сегодняшний день признаны одними из наиболее эффективных методов для работы с «детьми дождя».

Я твердо уверена, что без методической поддержки никак не обойтись родителям аутят, а педагогам-дефектологам и психологам и подавно.

Общие рекомендации по работе с ребятами-аутятами

Стоит отметить, что современные образовательные технологии позволяют надеяться на полное излечение аутизма, при условии упорного и грамотного труда. Самая большая трудность, которую испытывают родители, психологи, педагоги, – это полное или частичное отсутствие возможности полноценно коммуницировать с ребенком.

Исходя из того, что наиболее приемлемым методом обучения деток дошкольного возраста является игровая деятельность, начальная работа предполагает обучение разнообразным игровым действиям, которые характерны для обычных деток.

Что следует помнить, занимаясь с ребенком-аутенком:

  • Предстоит упорная и трудная работа, но она принесет хорошие плоды;
  • Не стоит спешить: иногда будет казаться, что все напрасно, но вдруг малыш скажет вам осознанное слово и посмотрит в глаза. Это награда за ваши усилия;
  • Нелюбовь аутят к переменам нужно использовать как метод обучения;
  • Психокоррекционная работа ведется в двух направлениях: налаживание контакта с ребенком и усиление эмоциональной активности малыша. Не ставьте сверхзадачи на первых этапах;
  • Дайте время себе для наблюдений за действиями аутенка, вы сможете отметить стереотипы, по которым он живет, и использовать их для разработки правильного, тактичного подхода к ребенку;
  • Первейшая задача родителей и педагога – завоевать доверие малыша, войти в его мир и затем работать над расширением этого мира, ограниченного сознанием аутенка;
  • Нетрадиционные методы могут дать результат при условии чуткого наблюдения за реакцией малыша на новшества, применяя новую методику, стоит прежде поискать отзывы о ней;
  • Начинайте с сенсорных игр, поскольку тактильные ощущения для малышей-аутистов являются самыми понятными и приятными;
  • Начав работу с аутенком, не прекращайте ее, не обрывайте резко. Разработайте план занятий, строго его придерживайтесь, если занимаетесь самостоятельно, и не пропускайте встреч с психологом;

Прежде чем психолог начнет работать с вашим малышом, узнайте, какая коррекционная программа применяется специалистом. Хороший специалист четко назовет вам название и автора программ, а вы сможете дома изучить преимущества и недостатки методики.

Как заниматься с малышом-аутистом дома?

Вы должны понимать, что методы работы с аутятами должны быть направлены, прежде всего, на развитие контактности с другими людьми. Поскольку нежелание малыша, чтобы к нему прикасалась даже мать, препятствует развитию нормальной эмоциональности.

При раннем аутизме лучше не мешкая приучать малыша к тесному контакту с матерью. Вот есть такая методика как холдинг-терапия. Это метод разработан в Америке и сейчас активно применяется в Европе. Он состоит в почти насильственном установлении тесного контакта с мамой, в преодолении неприятия ребенком матери.

Техника такова: мама усаживает малыша себе на колени, лицом к лицу, ноли малыша свисают свободно с обоих боков. Смысл – удержать ребенка в объятиях, преодолевая его отчаянное сопротивление. При этом мама говорит с ребенком, что она его любит, и всегда будет любить. Во время терапии ребенок может кусаться, бодаться, драться. Маме придется нелегко, но результаты будут обязательно.

Холдинг-терапия проводится систематически, на протяжении нескольких лет, пока малыш не обретет чувство защищенности в маминых объятиях и не прекратит сопротивляться. После занятия истощены оба, но именно поэтому вырабатывается, в конце концов, привязанность малыша к матери.

Понятно, что важно соблюдать методику проведения терапии, я просто даю общие сведения о методе. В любом случае, нужно вырабатывать индивидуальный план работы и следовать ему настойчиво.

Отлично зарекомендовали себя игротерапия, сказкотерапия, анималотерапия – лечение с помощью братьев наших меньших. Особенно благоприятное воздействие оказывают на аутят дельфины и лошади.

Если нет возможности оплатить такие занятия, купите детке собаку. Чрезвычайно хорошими терапевтами считаются золотистые ретриверы.

Где-то под Москвой есть реабилитационный центр для особенных деток, где «работают» ретриверы.

Трудно переоценить вклад Монтессори в проблему обучения аутят. Ведь Мария Монтессори разработала уникальную программу развития детей с учетом индивидуальности каждого малыша. Обучение самообслуживанию, сенсорные игры, ценные дидактические материалы – все это обязательно должно быть задействовано для работы с ребятами-аутятами.

Особенности монтессори-методики именно в том, что она позволяет каждому ребенку развиваться в своем собственном темпе, но результат обязательно будет.

Какие специалисты должны включиться в борьбу с недугом?

Что касается специалистов, помощь которых вам понадобится, то стоит поискать своего врача среди психологов, психиатров, педагогов по коррекции, арт-терапевтов, АВА-терапевтов, инструкторов ЛФК.

Что такое АВА-терапия? Суть в том, что обучение аутят происходит очень интенсивно, по 20-40 часов в неделю, один на один со специалистом. Мнения о программе полярные, одни сравнивают ее с дрессировкой, другие считают единственно верным путем для полного излечения аутизма.

Да, в больших городах есть специальные коррекционные центры с прекрасным персоналом, но что делать провинциалам? Использовать сарафанное радио и найти человека, который хорошо зарекомендовал себя в работе с особенными детками. Как минимум – классный логопед вам нужен точно.

Найти дефектолога в небольших селеньях сложно, но порасспрашивать стоит. Вдруг есть в каком-то детском саду педагог, который прошел специальное обучение и будет рад помочь аутенку.

Не забывайте о положительном воздействии на нервную систему лечебной физкультуры. Для малышей с аутизмом это особенно актуально. Но, конечно, если присутствуют хотя бы минимальные навыки общения с людьми у аутенка. Иначе приобщить его к физкультуре будет невозможно.

Когда малышу придет время поступать в ДОУ, то предпочтительной будет для него логопедическая группа, так как в ней ребенок будет целенаправленно работать над развитием речи, более усиленно, чем в обычной группе.

Опять я понимаю, что далеко не все, что хотела, вместила в статью. Но есть же предел читательского терпения! Хотелось бы услышать ваши мысли о проблемах аутизма. Ведь это проблема касается не только родителей аутят и самих малышей. Общество тоже ответственно за судьбу этих деток, оно должно быть лояльным, добрым, открытым для каждого…

Традиционно, прощаясь, прошу делиться ссылками и подписываться на обновления.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Здравствуйте, мои уважаемые коллеги и родители, чьи малыши попадают под…

Источник: https://metodbv.ru/rabota-s-autichnymi-detmi/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.