Как развивать воображение у детей дошкольного возраста

Содержание

» Как развивать творческое воображение в дошкольном возрасте

Как развивать воображение у детей дошкольного возраста

Сегодня в человеке очень ценится умение создавать новое, то есть придумывать то, чего ещё не придумали.

Инновационные технологии, новые товары и услуги создают креативные люди, мыслящие необычно, умеющие находить новые подходы и решения. Творческие личности нужны со всех сферах деятельности.

Начинать творческое развитие лучше всего в раннем детстве. В этой статье вы узнаете, как с ранних лет начать развивать у ребёнка творческое воображение.

Какие виды воображения бывают?

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

  • активное (деятельное)
  • пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Как развивать воображение у малышей?

Начнём с развития воображения у самых маленьких. Недаром сегодня особо актуальны разные методики раннего развития, ведь ведущие психологи и педагоги считают, что в первые три года жизни человека у него формируются основные процессы и закладываются способности. Всё то, чем вы с малышом занимаетесь, непосредственно влияет на развитие его мозга.

Крохи, у которых хорошо развито воображение, обязательно вырастут личностями творческими, активными, неординарными. Они смогут легко приспособиться к миру, обществу, в котором они живут.

Воображение у новорождённых отсутствует. Знакомя малыша с миром прекрасного, открывая ему новые знания и опыт, вы создадите условия для активного развития воображения.

Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от открытия нового, от занятий творчеством.

Задача родителей здесь — максимально содействовать развитию творческого воображения маленького творца.

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста? Помогут наши рекомендации:

  1. Рассказываем сказки. А в вашей семье есть традиция читать сказку ребёнку на ночь? Используйте эту замечательную традицию с точки зрения стимулирования воображения, а именно: дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет. Учите ребёнка размышлять.
  2. Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета (при помощи родителей) могут перерасти в новые сказки и истории. Новую историю можно сочинять в любое время и где угодно: на прогулке, по пути в детский сад, у кабинета педиатра, в автобусе. А прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.
  3. Наблюдаем за людьми. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  4. Играем в ролевые игры. «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» — играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
  5. Устраиваем представление кукольного театра. Обзаведитесь пальчиковыми куклами и вовлекайте малыша в представление: пусть он будет персонажем, который ему по душе. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку. Ребёнок будет с удовольствием придумывать и развивать воображение, играя.
  6. Приобщаем к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  7. Сочиняем стихи. Как только малыш заговорил, научите его рифмовать. Вот увидите, как здорово у него будет получаться.
  8. Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, малыш моделирует образ, которого хочет достичь. Чаще всего доверяется интуиции, и, таким образом, стимулирует развитие воображения.
  9. Делаем поделки. Природные материалы дают огромную свободу для творчества. Покажите ему, как делать песочные фигуры, лепить снеговика, делать кукол из веточек. Природа всегда была бездонным колодцем творческих идей.

«Совет. Для развития изображения используйте метод Леонардо да Винчи. Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи. Крохе это понравится».

А у детишек старшего дошкольного возраста?

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно.

Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации.

То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности.

Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению.

Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

«Совет. Побольше читайте ребёнку сказки. Делайте это выразительно, используя разные интонации, паузы. Учите этому ребёнка.

Важно, чтобы он проникся услышанным и выстроил у себя в голове «фильм» или «спектакль».

Не забывайте знакомить ребёнка с историями о волшебных мифических персонажах: волшебницах и феях, говорящих животных, кикиморах и гномах и прочих. Лучше если это будут положительные, добрые герои».

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:

  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
  • «Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
  • «Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
  • «Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
  • «Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
  • «Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
  • «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Ценные советы родителям

Ценные советы помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:

  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научиться творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.
  3. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  4. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Да уж, иногда надо что-то построить, соорудить для игры. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  5. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
  6. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7883

Как развить воображение у детей дошкольного возраста

Как развивать воображение у детей дошкольного возраста

Воображение – это весомый фактор в творческом развитии ребенка. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста важно еще и потому, что следующим этапом обучения является школа, в которой пригодятся творческие навыки. Но это не значит, что воображение ребенка нуждается в развитии только непосредственно перед школой.

Развитие воображения у младших школьников также важно, поскольку от него зависит способность малыша усваивать материал и подходить к решению проблем нетрадиционным, оригинальным способом. Воображение дошкольника развивается с помощью игр, упражнений и занятий.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Особенности формирования воображения в детском возрасте состоят в том, что оно не развивается само по себе. Для активизации мозговой активности детей ДОУ нужны специальные приемы. Кроме того, развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста зависит от образа жизни малыша, его увлечений, навыков, подхода родителей к воспитанию.

Творческие навыки в детском возрасте создают фантазии, новые образы в сознании человека, которые отличаются от уже привычных, выработанных обществом. Благодаря развитию этого фактора человек становится личностью, способной проявлять индивидуальность.

А Развитие воображения у дошкольников похоже на работу над образным мышлением. Отличие в том, что специфика этих процессов разная. Вы не спрогнозируете, что влечет за собой развитое воображение. Результат непредсказуем, но отрицательным его назвать нельзя.

Б Методики, которые применяются в ДОУ, проводятся опытными педагогами, которые доброжелательно настроены к детям, имеют большой опыт работы и умеют мотивировать ребят, чтобы упражнения, приемы и игры дали ощутимый результат.

В Фантазии – лучшее средство для развития воображения. Разрешайте малышу фантазировать во время, игры, прогулки, общения или уборки, фантазируйте вместе с ним. Поощряйте дошкольника за новые фантазии, но учитывайте индивидуальные особенности. Если он придумывает вещи, которые вам не нравятся, это не значит, что его воображение не развивается.

Для активизации творческих способностей используйте такие приемы:

  • При рисовании активизируется творческое развитие, малыш придумывает фантазии и воплощает их на бумаге;
  • Поделки из бумаги, пластилина, полиэтилена или природных материалов тоже включают фантазии у детей;
  • Игры со сказками дадут результат, если вы заинтересуете детей, чтобы они фантазировали, продолжая начало сказки, которую вы расскажете;
  • Упражнения в ДОУ выбирайте интересные для детей. Один из вариантов игры: предложите ребятам ассоциировать себя с животным. Пусть они объяснят, почему это животное их заинтересовало;
  • Развивайте фантазии детей с помощью такой игры: предложите малышам нарисовать несуществующее животное или растение. Пусть они придумают ему имя, расскажут о нем;
  • Никакая методика развития детского воображения не обходится без картинок. Время от времени просите детей составлять рассказы по картинкам, используя только свои фантазии.

Игры и приемы в ДОУ проводите регулярно. На каждом занятии заинтересовывайте ребят, придумывайте новые игры, изучайте специальные методики, которые учитывают особенности раннего возраста.

Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста

В период младшего школьного возраста у ребят игры отходят на второй план. На первый выходит учеба, познавательные процессы. В этом возрасте у детей происходит интенсивное развитие мозговой деятельности, отвечающей за особенности воображения.

Чтобы определить уровень развития воображения, воспользуйтесь знаниями опытных педагогов. В младшей школе педагоги проводят диагностику творческих способностей. Не закрывайте на это глаза.

Если у малыша выявлен низкий уровень их развития, у вас есть время, чтобы это исправить. Игры для младших школьников отличаются от упражнений для дошкольников.

Чтобы развивать детское воображение в младшей школе, используйте такие методы:

  • Предлагайте детям придумывать рассказы. Не используйте при этом никаких картинок, дайте ребятам полную свободу выбора персонажей, места событий и развития сюжета;
  • Не ограничивайте детей в темах при рисовании. Пусть они самостоятельно придумывают темы для рисунка и сюжетную линию;
  • Никакая методика развития не обойдется без чтения книг. Причем просмотром телевизора этот процесс заменить нельзя. Даже познавательная передача устанавливает однообразный взгляд на тематику трансляции. Книга же заставляет додумывать некоторые вещи самостоятельно;
  • Просите детей высказывать свое мнение о разных вопросах, описывать свои эмоции после очередного дня в школе или после просмотра любимого мультфильма;
  • Игры с использованием ассоциаций не развивают воображение напрямую, зато отлично активизируют творческие процессы мозга.

Чтобы не возникало сомнений о необходимости развития воображения, рассмотрим виды и функции этого фактора в жизни ребенка.

Виды и функции

Особенности воображения малыша состоят в том, что изначально оно имеет две функции:

  • Познавательная. Это воссоздание собственной реальности, дополнение картины для целостности, окрашивание мира яркими красками и получение незабываемых впечатлений.
  • Аффективная. Это защита собственной личности. Малыш создает воображаемые ситуации, в которых он учится себя ставить в коллективе, защищать свое мнение и работать над собой.

В комплексе эти функции делают человека личностью, учат тому, что живя в обществе, не стоит забывать о своих особенностях. Функции и виды воображения тесно связаны. Если функции обеспечивают гармоничное существование человека в социуме, то виды возникают в связи с особенностями развития детей.

Виды воображения:

  • Непроизвольное. Оно часто встречается во сне малыша. Непроизвольное воображение возникает само по себе и не контролируется детьми. Этот вид нужно оттачивать, чтобы малыш мог сознательно контролировать образы, возникающие у него в подсознании.
  • Произвольное. Оно включается, когда перед ребенком поставлена четкая задача. Его и развивают, играя в игры и выполняя игровые упражнения.

Виды и функции воображения отвечают на вопрос, зачем его развивать и для чего специалисты разрабатывают методики по включению творческих способностей. Но взрослые играют решающую роль в развитии детского творчества, поэтому изучайте литературу, которая ответит на ваши вопросы и поможет в работе с детьми.

Дьяченко о воображении ребенка

О.М. Дьяченко – автор книги «Развитие воображения дошкольника». Дьяченко посвятила ее проблемным сторонам в работе над детским воображением.

В книге Дьяченко описала особенности творческого развития детей, которые связаны с возрастом, подробно осветила динамику развития человека.

Также Дьяченко описала игры и упражнения для работы с дошкольниками, которые при регулярном использовании помогут устранить проблемы с творческим развитием.

Дьяченко разработала методику, которая активизирует творческие способности малышей. Она пришлась по вкусу как родителям, так и преподавателям в дошкольных заведениях.

Развитие воображения у умственно отсталых ребят с ЗПР

Для умственно отсталых ребят характерно недостаточное развитие воображения и творческих способностей в целом. Это происходит из-за того, что у ребят с ЗПР потребность в развитии и получении новых знаний гораздо менее выражена, чем у их сверстников. Поэтому у умственно отсталых детей формируются искаженные, а иногда вовсе не правильные, представления об окружающем мире.

Детям с ЗПР нужно уделять больше внимания на занятиях, чем их сверстникам, чтобы вызвать у ребят интерес к обучению. Для умственно отсталых детей характерно:

  • Нарушение правильного построения образа;
  • Потерянность в ситуациях, когда нужно быстро создать модель поведения;
  • Создание образов неосознанно, на уровне интуиции.

Детям с ЗПР уделяйте особое внимание. Для развития воображения умственно отсталых детей используйте такие методики:

  • Сочиняйте вместе сказки и небольшие истории, обсуждайте с ребенком, как бы он поступил в заданной вами ситуации;
  • Придумывайте вместе несуществующую машину, животное, растение. Рисуйте эти объекты, воплощая фантазии на бумаге;
  • Просите дошкольника изображать животных или машины;
  • Просите малыша закончить рисунок, который был ранее вами начат;
  • Просите малыша складывать из геометрических фигур целые картинки.

При обучении умственно отсталых детей нельзя делать ставку на групповые занятия. Малыш с ЗПР должен получать гораздо больше внимания, чем здоровые дети, поэтому занимайтесь с каждым из них индивидуально, уделяя ребенку все внимание.

Таким образом, развитие воображения в детском возрасте – важный процесс, который многие недооценивают. Он необходим для дальнейшей успешной социализации человека и достижения задуманных целей.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/child/kid/razvitie-voobrazheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Как развить воображение у ребенка?

Как развивать воображение у детей дошкольного возраста

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уровни развития и жизни.

Человеку с хорошей фантазией и воображением легче находить новые контакты, общаться, заводить друзей, реализовывать себя в творческих профессиях. Но воображение – это не врожденное качество, его нужно развивать с самого детства.

«Я – Родитель» расскажет мамам и папам, как развить воображение у ребенка, как научить его мыслить нестандартно и какие средства могут в этом помочь.

Сказки и истории

Все дети любят сказки. Кто-то уже умеет читать их самостоятельно, а кому-то больше нравится теплая семейная традиция слушать перед сном, как мама читает книгу вслух. С помощью сказок можно весело и интересно развивать детскую фантазию.

Попробуйте дочитать малышу сказку лишь до определенного момента, а затем попросите его самостоятельно придумать, чем закончилась история книжных персонажей. То же самое можно сделать и с уже прочитанной любимой книгой – пусть ребенок попробует представить, что произошло со сказочными персонажами дальше, за страницами этой истории.

Сначала это будут лишь догадки и предположения, но постепенно они превратятся с длинные и увлекательные сюжеты, полные приключений и новых придуманных персонажей.

Эта игра хороша тем, что для нее можно использовать не только сказочные истории, но и мультфильмы, окружающие предметы и все, что угодно. Играть в «истории» можно в любом месте: дома, в гостях, на прогулке, в автобусе, в очереди в поликлинике или магазине.

Наблюдение за окружающим миром

Замечательно развивает фантазию и наблюдение за окружающим миром. Встретив на улице девочку с собакой, предложите малышу придумать, какое имя подошло бы ее питомцу, чем любит заниматься его хозяйка, в каких местах они предпочитают гулять. Увидев необычный дом, попросите ребенка пофантазировать: кто живет в этом доме, как выглядят комнаты в нем, что подают в этом доме на обед и т.д.

В игре «наблюдения» можно пользоваться и самыми простыми подручными средствами. Пусть ребенок придумает, как можно использовать не по прямому назначению обычную палку, столовые ложки, табурет.

Вы обязательно получите веселые и нестандартные ответы о том, что палку можно использовать как рыцарский меч или измерять ей глубину лужи, ложки можно использовать в качестве музыкальных инструментов, а забравшись на табурет можно громко читать стихи и петь песни перед гостями.

Ролевые игры

Хорошо работают на развитие детской фантазии простые игры по ролям. При этом важно, чтобы ребенок понимал моделируемую ситуацию. Если малыш хотя бы раз бывал в кабинете у врача, он понимает, что делает доктор, и можно предложить ему поиграть в больницу: вы будете пациентом, а ребенок – врачом, который осматривает его и ставит диагноз.

Потом ролями можно поменяться. Точно также можно играть в учителя и ученика, парикмахера и клиента, который хочет красивую прическу, модельера, придумывающего вечерний наряд для любимой куклы, официанта и посетителя ресторана.

Можно представить, что вы с малышом собираетесь в дальнее путешествие и попросить ребенка перечислить те вещи, которые он возьмет с собой и для чего они ему пригодятся.

Кукольный театр

Дети лучше всего познают окружающий мир в игровой форме. Организуйте домашний кукольный театр. Вовсе необязательно покупать для этого особые приспособления, вполне подойдут обычные игрушки и бюджетные пальчиковые куклы.

Импровизированную «сцену» можно сделать из табуретов, накрытых покрывалом. Привлеките родственников и друзей, используйте сценарии всеми известных сказок и придумывайте свои собственные увлекательные истории и новых героев.

Ребенок будет в восторге!

Творческий процесс

Прекрасно развивают детскую фантазию и самые простые творческие занятия: рисование, раскраски, лепка из пластилина, сочинение стихов и рассказов. Если ваш ребенок проявляет интерес к творчеству, поощряйте его начинания и придумывайте новые способы реализации его таланта.

Обязательно расспрашивайте ребенка, что он рисует или лепит из пластилина, почему использует именно такие цвета.

Ставьте перед ним новые задачи: нарисовать тот же самый домик, но в окружении не летнего пейзажа, а зимнего, слепить друга для уже готового пластилинового мишки, раскрасить такую же картинку, но другими цветами, изобразить необычное существо и рассказать о нем.

Подручные средства

Используйте всевозможные подручные материалы для развития воображения ребенка. Предложите малышу собрать конструктор, не пользуясь инструкцией, а полагаясь на свою интуицию, создать веселый зоопарк из кубиков с животными, выложить из мозаики необычный узор.

Можно поиграть в веселую игру «дорисуй картинку»: возьмите чистый лист бумаги и сделайте на нем какой-то набросок, контур или просто нарисуйте закорючку и предложите ребенку закончить ваш рисунок.

Покажите ему, как из пары кружков может получиться котенок или зайчик, а несколько линий легко и быстро могут превратиться в машинку или домик.

Игры на природе

Даже самая обычная прогулка на свежем воздухе может превратиться в увлекательный способ знакомства с окружающим миром и развития творческой фантазии.

Покажите ребенку, как можно лепить фигурки из песка, собирать гербарий из красивых осенних листьев, делать забавных человечков и животных из желудей и шишек, катать снежки, строить снежную крепость, надувать мыльные пузыри, наблюдать за движением облаков. Поиграйте с малышом в игру «представь себе».

Попросите ребенка представить, что бы было, если бы вдруг пошел конфетный дождь, если бы летом с неба начал падать снег, если бы небо было бы не голубым, а зеленым, если бы медведи жили на деревьях, а кошки умели летать.

В простой и веселой форме развивают детское воображение и впечатления от прогулки, выраженные в форме рисунка.

Придя домой, попросите малыша нарисовать красивое большое дерево, которое вы увидели в парке, птичку необычной расцветки, снежную крепость, которую вы вместе построили.

Почаще водите ребенка на разнообразные увлекательные экскурсии и всегда просите его рассказывать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Виктория Котлярова

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-razvit-voobrazhenie-u-rebenka/

Как развивать воображение у детей: 5 эффективных упражнений для старшего дошкольного возраста

Как развивать воображение у детей дошкольного возраста

Альберт Эйнштейн говорил, что если логика поможет вам добраться из пункта А в пункт Б, то воображение способно доставить вас куда угодно. Именно оно, воображение, лежит в основе любого творчества. Но развитое воображение нужно не только творцам: художникам, писателям, скульпторам.

Зачем развивать воображение у ребёнка

Даже современные осознанные родители нередко удивляются, что развивать надо не только логическое мышление и интеллект, но ещё и воображение. Однако профессионалы прекрасно знают, как важно стимулировать детские фантазии, контролируя, анализируя и направляя их в верное, созидательное русло.

Воображение, по сути своей, есть прочный фундамент, на котором:

  • базируется нестандартное мышление;
  • формируется креативный подход к задачам различного типа;
  • осуществляется поиск незаурядных выходов из заурядных ситуаций.

Даже если вы не планируете растить новых Пикассо или Пастернака, развивать творческое воображение ребёнка нужно. Мало того, что заниматься этим легко и интересно, так ещё и полезно для параллельного развития прочих важных навыков и умений.

Упражнение 1: «Показуха»

Игра, известная под названием «показуха», или «крокодильчик», — отличный способ развивать воображение в дошкольном возрасте. Суть её состоит в том, что один из игроков, используя исключительно мимику и жесты, без слов и подручных материалов должен показать заданное слово так, чтобы остальные игроки это слово назвали правильно.

Достоинства упражнения:

  • можно играть дома и на улице;
  • игра интересна детям и взрослым;
  • подходит для маленькой и большой компании;
  • отлично поднимает настроение и эффективно развивает воображение.

В классическом варианте игры все игроки делятся на две команды. Методом жеребьёвки определяется, какая команда загадывает слово первой. Загаданное слово сообщается представителю команды-соперницы, который должен, не проронив ни звука, показать загаданное слово своим товарищам. Максимум вольностей — это кивки «да» или «нет» на вопросы отгадывающих игроков.

Если игроков мало, слова можно предварительно написать на бумажках, свернуть их и поместить в непрозрачную ёмкость:

Игроки по очереди вытаскивают бумажки и показывают остальным участникам слово, которое им попалось.

Загадывать можно как отдельные слова, так и хорошо известные фразы — строчки из песен и стихотворений, пословицы и поговорки.

Попробуйте, например, показать такие слова:

  • свеча;
  • собака;
  • пылесос;
  • чайник;
  • букет.

Конечно, задания нужно подбирать так, чтобы показывать было интересно, а отгадывать — непросто, но возможно.

Упражнение 2: Что говорит музыка

Следующее упражнение на развитие воображения очень полезно для музыкального воспитания детей и стимулирования эмоционального интеллекта.

Для этого занятия вам понадобится подборка классической музыки. Если вы ещё не озадачивались составлением такой аудиотеки, сейчас самое время. Обратите внимание: специально для родителей предлагаются сборники классики для детей, в которые включены доступные для детского понимания произведения лучших отечественных и зарубежных композиторов-классиков:

  • Моцарта;
  • Бетховена;
  • Вивальди;
  • Чайковского;
  • Рахманинова.

Предложите ребёнку на время звучания мелодии закрыть глаза и сосредоточиться на своих ощущениях. Что малыш представил, пока слушал музыку? Пусть он сначала нарисует свои представления, а затем попытается выразить их словами. Вы можете дать подсказки в виде наводящих вопросов:

  • Эта музыка весёлая или грустная?
  • Как думаешь, что представлял композитор, когда сочинял эту мелодию?
  • Что может происходить под такие звуки?
  • С каким животным, растением, временем года или явлением природы у тебя ассоциируется эта музыка?

Упражнение 3: Друдлы

Друдлы — отличное упражнение на развитие воображения у детей и взрослых. Основной инструмент — незавершённый рисунок, больше похожий на детские каракули или кляксу, нежели на рисунок как таковой.

  • Задача игрока или игроков — придумать, что скрывает друдл.
  • Упражнение можно провести в виде соревнования на самые оригинальные версии расшифровки друдлов.
  • Друдлы можно описывать словами или дорисовывать предварительно подготовленные заготовки.
  • Можно воспользоваться готовой настольной игрой «Друдлы» (есть в продаже в детских интернет- и офлайн-магазинах) или нарисовать карточки самостоятельно.

*Упрощённая версия упражнения — «Найди тень». Подходит детям младшего дошкольного возраста. Развивает внимательность, логическое мышление и воображение. Ребёнку нужно соединить цветное изображение предмета с тенью (черным изображением) или по черному изображению сказать, какой предмет может отбрасывать такую тень.

Упражнение 4: Костюмер

Хотя традиционно считается, что показы мод — игра для девочек, мы предлагаем организовать её так, чтобы интересно было и мальчишкам, и девчонкам.

Например, вы можете объявить, что ровно через 2 дня в вашем доме состоится моноспектакль (попутно, конечно же, объяснив, что это такое), для которого вам потребуется оригинальный театральный костюм. Роль костюмера, как вы уже наверняка догадались, отводится вашему чаду.

Если детей в семье несколько, можно предложить им готовить костюм сообща или устроить конкурс на лучший вариант.

Естественно, пошить костюм в 5–6 лет самостоятельно не сможет даже талантливейший малыш. Но подобрать подходящие для этой задачи аксессуары крохе вполне по силам.

Вы можете выдать юному костюмеру коробку, в которую нужно складывать элементы создаваемого образа:

  • большие старые очки;
  • клетчатый шарф;
  • мамину соломенную шляпу;
  • папин галстук-бабочку.

Создавать костюм можно из подручных материалов:

  • Смастерить корону из картона;
  • Сшить юбочку из старого обреза ненужной тюли;
  • Сделать гетры в стиле диско из яркой фольги.

Главное в этом случае — дать волю детской фантазии. С большой долей вероятности можно утверждать, что результаты юного модельера поразят вас своей смелой креативностью.

Упражнение 5: Сам себе сказочник

Если ребёнок уже умеет писать, вы можете в торжественной обстановке вручить ему красивую толстую тетрадь и новую ручку, предложив использовать подарок для записи историй собственного сочинения.

В возрасте 6–7 лет такое занятие увлекает очень многих.

Главное всеми способами поощрять начинающего писателя, проявлять к его творчеству искренний (!) интерес, по возможности и взаимной договорённости принимать участие в коллективном сочинительстве.

Если ребёнок писать ещё не научен — не бед                                                                                     676 а. Свои истории он может рассказывать вам или наговаривать на диктофон.

В этом случае мы всё равно добиваемся нашей основной цели — стимулируем полёт детской фантазии, развиваем воображение и учим малыша правильно формулировать предложения, собирая их в понятный и интересный текст.

Советы «Эврики»

  1. Для развития воображения в 6–7 лет подходят любые игры, упражнения и задачи, которые заставляют отказываться от шаблонов и искать что-то новое, своё, «авторское».
  2. Ни при каких обстоятельствах не высмеивайте детские фантазии, проявляйте к ним достаточно внимания и уважения.

  3. Упражнения на развитие воображения должны быть организованы в форме интересной игры. Очень важно, чтобы ребёнку было интересно. Фантазировать «из-под палки» нельзя. Творчество любит свободу.
  4. Между вами и маленьким фантазёром должно быть полное доверие и максимальное взаимопонимание.

    Совместная прогулка в волшебный мир детской фантазии — очень сокровенное, очень личное.

  5. Не забывайте, что лучший способ учить ребёнка чему бы то ни было — это заражать его личным примером. Включайте воображение на полную, фантазируйте со вкусом.

Пусть ваше родительство будет счастливым и ярким!

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-razvivat-voobrazhenie-u-detej-5-effektivnyx-uprazhnenij-dlya-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

Как развивать воображение у детей дошкольного возраста

– складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;

– воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;

– воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

§ 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно.

Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения.

Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия.

Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать.

Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним.

Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь).

Например, увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы – стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли.

Постепенно – воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Особенности развития воображения у детей раннего возраста

В раннем детстве закладываются только предпосылки развития воображения, как преобразования представлений и формирования на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.

Этому способствует освоение ребенком предметной, игровой и продуктивных видов деятельности, развитие памяти, речи и других психических процессов. Представления, появляющиеся на втором году жизни ребенка, являются основой для развития воображения (рис. 6.5).

Примерно с этого возраста ребенок способен узнавать различные изображения на картинках. Но рисунок обычно не бывает точной копией реальности, а отражает ее обобщенно.

Рис. 6.5.Предпосылки развития воображения в раннем детстве

Воспринять это обобщенное изображение ребенку помогает целостность восприятия, благодаря которой достраивается то, что не совсем соответствует представлениям памяти. Становление механизма воссоздания образов происходит благодаря развитию понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений.

Сосредоточение ребенка на материале и проявления адекватных эмоциональных реакций являются показателями того, что ребенок представляет передаваемую в речи информацию. Дети на втором году жизни активно сопереживают героям рассказов и сказок: повторяют действия персонажей по ходу слушания, бьют кулачком по столу, деланно хнычут, т.е.

у них появляется представление через действие.

Выделяют два основных вида воображения – аффективное и познавательное, которые сосуществуют в развитии ребенка, отличаются разными задачами и тенденциями в реализации.

Основная задача познавательного воображения – это разрешение возникающих противоречий в представлениях ребенка об окружающем мире, дополнение и уточнение целостной картины окружающей действительности.

Аффективное воображение появляется при противоречивости формирующегося у ребенка образа Я реальности и служит при этом одним из механизмов его построения.

На третьем году жизни происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, что связано с отделением ребенком себя от предмета, от действия с предметом и выделением своего личного Я , переживанием своей оторванности от окружающего мира.

Познавательное воображение проявляется в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол проигрывает какие-либо знакомые ему действия в различных вариациях, аффективное воображение возникает при проигрывании ребенком своего эмоционального переживания.

О начале развития воображения свидетельствует умение ребенка в ходе процессуальных игр выполнять действия в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами, предметами-заместителями. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами-заместителями сопровождается их переименованием.

В рамках интересных для ребенка видах деятельности – игровой, изобразительной и др. – он начинает отступать от образца взрослых, включать в него свои нюансы, осуществлять самостоятельные игровые действия.

Но в целом воображение в раннем возрасте носит репродуктивный характер, оно требует внешней опоры на непосредственно воспринимаемые предметы и действия с ними, тесно связано с их обыгрыванием и со словами, обозначающими эти действия и предметы.

Люда Г. 1 год 8 месяцев. Играет с куклой, увидев на столе карандаш, берет его, водит по голове куклы, говоря: Цысать ляля (причесать куклу), показывает карандаш маме и говорит: Ляля чик (куклу стричь), снова показывает карандаш маме и говорит: Иось (ножницы), водит карандашом по голове куклы, стрижет ее.

Таким образом, в раннем возрасте закладываются предпосылки развития воображения, перекомбинирование ребенком предметной среды и неспецифическое использование предметов, наделение их несвойственными значениями; создание мнимых ситуаций, опредмечивание бесформенных объектов, игровое переименование предметов. Происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними и носит в основном репродуктивный характер.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: http://orebenkah.ru/razvitie-rebenka/osobennosti-razvitija-voobrazhenija-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.