Как развивать личность дошкольника

Содержание

Развитие личности в дошкольном возрасте: психология условий формирования психики дошкольников

Как развивать личность дошкольника

Стадия дошкольного возраста, знаменательна становлением первичного склада личности. В психологии считается, что этому периоду свойственно формирование важных механизмов, оказывающих влияние на развитие личности в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка, разделяют на следующие этапы:

  • Возраст 3-4 года. Происходит становление эмоциональной саморегуляции.
  • Возраст 4-5 лет. Происходит нравственная саморегуляция.
  • Возраст от 6 лет. Начинается становление таких качеств дошкольника, как личностные и деловые.

Эмоциональная сфера

На развитие личности дошкольника, большое влияние оказывает эмоциональная сфера. Детство, перед школой, чаще всего, проходит с умеренной эмоциональностью, без ярких аффективных всплесков, и без больших конфликтных ситуаций по пустякам.

Эмоциональная жизнь малыша, если брать раннее детство, имеет зависимость от ситуации, в которой он находится и принимает участие. К примеру: является ли он обладателем красивой игрушки или нет, есть ли возможность ее получить, удается ли ему взаимодействовать с ней, приходят ли ему на помощь взрослые и прочее.

Далее, уже в дошкольном возрасте, желания, которые раньше направлялись на предметы в каких-либо ситуациях, меняются на желания, связанные с воображаемыми предметами. То есть, действия чада уже не связываются с желанной вещью напрямую, а выстраиваются исходя из представлений о ней, о желании добиться определенного результата, о возможности получить ее в дальнейшем.

Возможность представлений, позволяет маленькому человеку отвлекаться от конкретной ситуации, а также, способствует появлению переживаний, не связанных с ней. Поэтому, реакция на текущие препятствия проявляется не так остро.

Всю жизнь дошкольника, можно назвать насыщенной, в эмоциональном плане. Все, чем он занимается – помощь по дому, рисование, игра, конструирование, лепка и т.д. – должно подкрепляться эмоциями. Если этого не будет, то к любому действию потеряется интерес, и оно не состоится. Дитя, в этот период своего развития, не способно выполнять какую-либо работу или действия, не интересные ему.

Важно, расширять круг эмоций чада. Дитё должно понять, что такое сопереживание, а также, зачем проявлять сочувствие к другим людям. Без правильного понимания этих эмоций, в дальнейшем, личность будет испытывать трудности при общении в коллективе или при ведении совместной деятельности.

Возникновение эмоциональных состояний

Эмоциональное предвосхищение, неразрывно связано с возникающими эмоциями. Еще до начала любых действий, дитя представляет эмоциональный образ, который может возникнуть после его деятельности, а также, какая реакция взрослых будет в конечно счете.

Если предвидится получение результата, не отвечающего общепринятым нормам воспитания, за который последует наказание или, в лучшем случае, неодобрение, то у маленького человека возникает тревожность. Именно она и способная предотвратить нежелательные действия.

И наоборот, предвосхищая замечательный результат, который будет по достоинству оценен взрослыми, дитя испытает сильные и положительные эмоции, являющиеся стимулом для дальнейшей деятельности.

Таким образом, получается, что аффект смещается к самому началу действия, относительно конца. На первый план структуры поведения, выходит эмоциональный образ, а действия дошкольника, регулируются предвосхищением последствий его поступков.

Контроль состояний эмоционального характера

Замечено, что присутствие взрослых, особенно посторонних, или других детей, способно сдерживать побуждения чада, и влияет на развитие личности дошкольника.

Со стороны взрослых, вначале, должен быть контроль над поведением детей, поскольку они, оставшись одни, ведут себя раскованно, импульсивно, а порой – неадекватно.

Но, по мере того, как развивается способность к представлению, дети начинают вести себя намного сдержанней, воображая, что контроль со стороны продолжается.

Структура процессов

Структура процессов в эмоциональной сфере, также подвергается изменениям. В младенчестве она состояла из реакций, которые выражались тем, что малыш громко плакал, хаотично передвигался, прикрывал руками лицо, бессвязно кричал слова, краснел от гнева, сжимая кулачки и т.д.

Дошкольники же, сохранив некоторые вышеописанные реакции, ведут себя более сдержано. Кроме этого, к эмоциональным процессам добавляются формы восприятия, воображения и образного мышления. Дитя может теперь испытывать радость или печать не только от сиюминутных действий или поступков, но и от предстоящих дел.

Также, усиливается интенсивность переживаний.

Сфера мотиваций

Формирование личности дошкольника, невозможно без соподчинения мотивов. Когда ребенок пребывал во младенческом возрасте, все его желания имели одинаковую силу. При появлении нескольких желаний одновременно, при этом, разных, дитя оказывалось в затруднительной ситуации, в которой не могло сделать выбор.

Но дошкольник, уже способен различать мотивы по силе значимости. Он умеет принимать решение в ситуации, когда необходимо выбрать один предмет, находящийся среди нескольких, не менее привлекательных. Также, он способен подавлять сильные желания, и не проявлять реакции на привлекательную вещь. Обычно, в роли «ограничителей» могут выступать более сильные мотивы.

Особенности развития личности дошкольника таковы, что наиболее сильно его мотивируют: похвала, награда или поощрение.

Слабым мотивом, считается наказание, например, запрет играть со сверстниками.

Но самый слабый мотив – это обещание. Как показывает практическая психология, добиваться от дошкольника обещаний бесполезно, и даже вредно. Ведь обещания все равно не будут выполнены. Поэтому, у маленького человека могут появиться такие черты, как беспечность и необязательность.

Также, слабым мотивом, в психологии, считается прямое наложения запрета на какие-либо действия, к примеру, если дитя слышит краткое «Нет», без подкрепления его дополнительными мотивами.

Структура сферы мотиваций

Если понаблюдать за поведением дошкольников, то становятся очевидными их наиболее характерные мотивы:

  • Одни дети находятся в состоянии соперничества, и у них появляется тяга к лидерству. Дети стремятся занять во всем первенство. У них преобладает престижная мотивация, которую также можно назвать – эгоистичной.
  • Другие, в отличие от первых, с радостью всем помогают. Для них главное – это общие игры, события в детсадовской группе, общие заботы и радости. Таких детей можно назвать коллективистами.
  • Третьи, придают большую важность «серьезным» делам, проводимым в детском саду. Они внимательно прислушиваются ко всем требованиям и замечаниям, исходящим от воспитателя. У детей появляется мотивация к достижению успеха. Для них не особо важно, что делать, лишь бы делать это старательно, под присмотром воспитателя, получая, в процессе, оценку их работы и указания по ее выполнению.

Поскольку у детей иерархическая система находится на стадии становления, доминирование является неустойчивым и проявляется разными способами, зависящими от условий. Становление устойчивой системы мотиваций, завершится только в подростковом возрасте.

Личностные мотивы

Жизнь маленького человека, перед школой, намного разнообразнее и кардинально отличается от той, что была в младенческом возрасте. Ему становятся понятны другие, непривычные системы отношений, ребенку приходится заниматься видами деятельности, ранее недоступными, что ведет к появлению новых мотиваций.

Мотивы достижения успеха

Начиная с младенчества, дети реагируют на неудачи и успехи с помощью эмоциональных реакций. Младшие дошкольники, не способны трезво оценивать результаты своей работы. Им все равно, успешно они ее выполнили или нет.

Средние дошкольники, уже обретя понимание, что такое успех и поражение, способны к переживанию. Следует заметить, что успех положительно сказывается на дальнейшем выполнении работы.

Что касается неудачи, то это всегда отрицательный опыт, который не способен стимулировать дальнейшее проявление настойчивости, а тем более, продолжение деятельности. В таких случаях, дитя часто бросает работу, и не собирается ее переделывать или продолжать.

Особенно, следует обращать на это внимание, когда проводится деятельность на развитие и формирование творческой личности дошкольника.

Старшие дошкольники, относятся к успеху, как сильному стимулу. Поэтому, несмотря на неудачу, они продолжают попытки довести дело до успешного конца.

Мотивы общения

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте не должно проходить в изоляции от общения с окружающими. К тому же, необходимо позаботиться о расширении контактов. Но, несмотря на это, для дошкольника, как и для младенца, главенствующую роль, в становлении личности, играет его мать.

От нее, зависит становление различных качеств будущей личности. Следует знать, что самое значимое желание, для маленького человека, является желание заслужить от матери, или от других взрослых, похвалу или одобрение, после некоторых поступков или произведенных им действий.

Также, для него имеют важность добрые и теплые отношения со всеми, людьми в его окружении.

В старшем дошкольном возрасте, особое значение придается таким мотивам, как одобрение и признание. Для ребёнка важно, чтобы это сделали не только близкие ему люди, но и окружающие.

В психологии считается, что данные предпосылки способны трансформироваться в потребность достижения успеха, уверенность в себе и в своих силах, самостоятельность, целеустремленность, и в прочие признаки сильной личности.

Мотив самоутверждения

Для дошкольника важно отношение к нему окружающих. Он старается быть приятным и понятным для них. На примере игр, дитя стремится самоутвердиться, беря на себя главенствующую роль, пытается руководить и командовать, без страха участвует в различных соревнованиях, и всегда, не жалея сил, старается одержать победу.

Индивидуальность

Условия развития личности ребенка дошкольного возраста могут существенно влиять на его индивидуальность, поскольку в качестве основы поведения, берется подражание окружающим. В качестве примера могут выступать взрослые или другие дети.

Копирование поведения, вначале, проявляется поступками, которые постепенно могут перерасти в качества личности.

Поскольку у детей нет способности оценивать нравственно-этические аспекты, они одинаково легко усваивают и положительные, и негативные образцы поведения.

Самосознание

Самосознание полностью формируется к окончанию дошкольного возраста. Его принято считать главным фактором, при становлении личности.

Дети, с точным представлением о себе, развиваются семьях, где им уделяется максимум внимания и времени, где родители дают адекватную оценку их уму и физическим возможностям, и прогнозируют, что дитё будет успешно учиться в школе. В таких семьях, в качестве наказания, дети получают отказ от общения, а поощрения получают, не в виде дорогих подарков.

В семьях, где детьми заниматься не принято, но требуется от них послушания, вырастают личности с заниженной самооценкой. Такие дети, часто подвергаются оскорблениям и унижениям, их упрекают, наказывают (нередко при посторонних), к их способностям относятся пренебрежительно, и не ждут от них хороших оценок в школе.

Дети с завышенной самооценкой вырастают в семьях, где считается, что они более развиты, если сравнивать их со сверстниками; они часто получают поощрения в виде похвалы и дорогих подарков; редко бывают наказаны; родители считают, что их дети будут только отличниками.

В целом, условия, в которых воспитывается дитя, напрямую влияют на развитие личности дошкольника. Самооценка всегда имеет совпадение с внешней оценкой, в основном, с той, что исходит от близких взрослых.

В психологии считается нормой, если: дитя 5-ти лет способно немного преувеличивать свои способности; к 6-ти годам, дитя сохраняет завышенную самооценку, но в меньшей мере, чем раньше; самооценка у дошкольника к 7-ми годам, относительно своих способностей, приобретает адекватную форму.

Источник: http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/razvitie-lichnosti-doshkolnika

Формирование личности ребенка

Как развивать личность дошкольника

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье.

Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия.

Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве.

В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные.

А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность.

Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности.

Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками самоконтроля;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста.

Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания.

А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения.

Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье.

И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему.

Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме.

Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями.

Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно.

После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.).

От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место.

Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера.

Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота.

Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь.

Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл.

Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности.

Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение.

Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения.

Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности.

Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной.

По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу».

Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Источник: http://vseopsycho.ru/formirovanie-lichnosti-rebenka/

Как формируется развитие личности ребенка

Как развивать личность дошкольника

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология.

Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит семья, родители.

Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.

Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф.

По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц.

Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями.

Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности.

Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители.

Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс.

Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни.

В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей.

Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна.

Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации.

Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители.

Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам.

При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности.

Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка.

Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание.

Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка.

Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни.

Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме.

Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека.

Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое.

Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка.

Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя».

Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи.

Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива.

Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен.

Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи.

Формирование личности в раннем возрасте во многом определяется степенью влияния родителей, их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям.

В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Источник: https://mypsihologiya.ru/lichnost/kak-formiruetsya-razvitie-lichnosti-rebenka

Личность дошкольника и психологические условия её формирования (стр. 1 из 5)

Как развивать личность дошкольника

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра русского языка и культуры речи

Личность дошкольника и психологические условия её формирования

Таганрог

2009

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Личность дошкольника и условия её формирования……………5

1.1. Социально психологические предпосылки и условия развитие личности

ребенка дошкольного возраста………………………………………………5

1.2. Формирование личности дошкольника……………………………………10

1.3. Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет…………………………17

Глава 2. Эмпирическое изучение личности старших дошкольников….20

2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………………..20

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………22

2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………..25

Литература………………………………………………………………………27

Приложение

Введение

Зная закономерности развития личности, мы можем создавать условия для её полноценного и гармоничного формирования. Следовательно, если соблюдать все условия, то во взрослом возрасте мы получим человека нравственного, умеющего общаться, добиваться результатов в любой деятельности, профессии. А это ведет к прогрессу общества в целом.

Если говорить о дошкольном возрасте, то без знания личностных и возрастных особенностей развития детей невозможно и работать с ними. А ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности, норм поведения, личностных качеств.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.

По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек. [13]

Различные психологи по-разному определяют понятие «личность». Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Согласно З.

Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Леонтьев писал, что личность есть относительно поздних продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека[2].

А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса.

Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несёт в себе нечто более важное, существенное и постоянное.

В своей работе мы хотели проанализировать работы разных авторов, занимающихся изучением личности дошкольников. Особое внимание уделить развитию самооценки дошкольников, провести исследование детей по этой теме.

Цель данной работы – изучить закономерности развития личности дошкольника, выявить особенности поведения детей в зависимости от уровня их самооценки. Для раскрытия цели исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать теоретический материал.

2. Выявить уровень самооценки детей, выявить степень адекватности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать результаты эксперимента.

Объектом исследования являюся дети дошкольного возраста. Предметомисследования является личность дошкольника. В процессе работы использовались следующие методы: анализ специальной литературы, психодиагностика, наблюдение за поведением детей в подготовительной группе детского сада, беседа с воспитателем.

Глава I. Личность дошкольника и условия её формирования

1.1. Социально психологические предпосылки и условия развития

личности ребенка дошкольного возраста

В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях:

С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Так, по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему».

Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала известный советский психолог Л. И.

Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я»[4].

Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды.

Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л.И. Божович, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. [15]

По мнению советских психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера. [10]

При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослого о нем самом).

Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в предела «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности.

Одобрение и неодобрение со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка.Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье.

Замечено, что в семьях, где преобладает «демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверия к людям в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники из «авторитарных» семей [5].

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе.

Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности.

Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, людям вообще), мнительности, враждебности, стремлению к уединению.

Можно выделить еще одно немаловажное условие развития личности дошкольника – это игра.

Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошколь­ного возраста.
Д.Б Эльконин подчеркивал, что игра от­носится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона мини­мальна, сокращены операции, условны предметы.

Одна­ко игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят мо­делирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б.

Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б.

Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Что же составляет предмет этой деятельности? Это взрослый человек как носитель определенных обще­ственных функций, вступающий в определенные отноше­ния с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203010/lichnost-doshkolnika-i-psikhologicheskie-usloviya-eye-formirovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.