Как развить самостоятельность у ребёнка

Содержание

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст развития самостоятельности у детей

Как развить самостоятельность у ребёнка

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст и методы развития самостоятельности у детей

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

статьи:

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Дисциплинированный ребенок и пример семьи – как научить детей дисциплине?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было. Как оставлять ребенка одного дома?
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, попытки сбежать из дому, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.

  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».

  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами, если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.

  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново.

    Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Источник: http://www.colady.ru/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka-vozrast-metody-razvitiya-samostoyatelnosti-u-detej.html

Как развить самостоятельность у ребёнка

Как развить самостоятельность у ребёнка

Как часто можно услышать от мам подростков, что чадо вообще ничего не может сделать самостоятельно: и за домашним заданием с ним сиди, и еду в тарелку ему положи, и вещи в его шкафу разбирай. Как предотвратить такую ситуацию? Делимся полезными рекомендациями.

Конечно, чем раньше вы начнёте воспитывать в ребёнке самостоятельность, тем лучше. С подростком сложнее, ведь он уже привык жить так, а не иначе, хотя и это поддаётся коррекции. Воспользуйтесь несколькими несложными советами психологов и педагогов, и вскоре ваш ребёнок докажет, что многое может сделать и без вашей помощи.

1. Ловите момент

Обычно в возрасте около 1,5-2 лет девизом малыша становится «Я сам!». Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому.

Если кроха просит об этом, позвольте ему проверить свои силы в разных ситуациях, попробовать действовать самостоятельно или хотя бы помочь вам (если речь о чём-то, с чем он точно не справится).

Сейчас вам не нравится, как малыш кормит кота (весь пол, конечно, усыпан сухариками и залит водой), но через несколько лет вы сами будете об этом просить и утверждать, что это – его прямая обязанность. И где же логика?

В возрасте постарше дети охотно занимаются тем, что им нравится, поэтому работу над самостоятельностью начинайте именно с таких «поручений».

2. Наберитесь терпения

Чем младше ребёнок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: пять минут натягивать носок, 10 минут протирать стол, 15, а то и больше – собирать игрушки и расставлять книги по местам.

А вы могли бы сделать это всё за минуту? Спокойно! В ваших умениях никто и не сомневается, а вот карапузу понадобится достаточно времени на тренировки, поэтому — запаситесь терпением и не мешайте ему.

Планируйте день так, чтобы у малыша был запас времени на все действия, которые он намерен совершить сам.

3. Помогайте только по необходимости

«Опять задом наперёд надел, давай сюда!», «Ну кто так рисует? Дай я тебе покажу, как надо!», «Не пиши в тетради сам, давай лучше вместе, а то опять криво выйдет…» – знакомые фразы? Чаще всего в таких ситуациях ребёнок просто хотел получить ещё один шанс, снова попробовать, отточить своё мастерство, но ему не дали это сделать. Он и не просил о помощи, а вы уже готовы предложить свои услуги.

После нескольких случаев смышлёный кроха поймёт, что может вообще ничего не делать — за него всё сделают старшие. Оказывается, так удобно ничего не уметь! И лет через 10-15 это превратится в «Мам, напишешь мне курсовую, диплом, диссертацию? Я всё равно сделаю хуже, чем ты!».

Чтобы такого не случилось, не выхватывайте у малыша карандаши и ручки, не отбирайте посуду, которую он собирался помыть, дайте шанс заново переодеться. Ненавязчиво предложите помощь или просто сообщите, что он может попросить вас о ней в любой момент, когда это будет нужно.

4. Забудьте о перфекционизме

Ребёнок вряд ли сделает что-то идеально, рассчитывать на это не приходится. И пройдёт какое-то время, пока он научится делать определённые вещи хорошо.

Чтобы не тратить лишние нервы, пересмотрите свои взгляды на жизнь: возможно, нет ничего катастрофичного в рубашке, не заправленной в брюки, неполной миске кошачьего корма или не идеально белоснежной чашке? А если так, то зачем лишний раз указывать малышу, что он не справился с заданием? Ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у него не совсем получилось, — это может плохо сказаться на самооценке крохи. Если это необходимо, доделайте чуть погодя и так, чтобы ребёнок не видел.

5. Поощряйте и хвалите

В процессе воспитания самостоятельности «кнута» быть не должно, только «пряники». Если у карапуза получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите его от чистого сердца.

Разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшой сувенир, книжку или шоколадку, в присутствии ребёнка расскажите родственникам и знакомым о его достижениях.

Только не увлекайтесь и не перегибайте палку: размер и форма поощрения должны соответствовать ценности проделанной работы, иначе малыш будет делать всё только ради похвалы и подарков. 

6. Придумайте для ребёнка обязанности

Если подростком любые обязанности воспринимаются как тяжкая ноша, то для дошкольника и младшего школьника это — шанс поравняться со взрослыми и ощутить свою значимость. Придумайте для малыша посильные обязанности.

Пусть он ухаживает за домашним питомцем, моет свои ботинки, поливает цветы, вытирает пыль или протирает полотенцем посуду.

Следите, чтобы больше никто этим не занимался, иначе у вашего чада уже не будет такого повода для гордости.

7. Уважайте частное пространство и личное мнение

Как известно, самостоятельность вырастает из ощущения, что ты – личность. А у каждой личности должно быть своё пространство и своё мнение. Чтобы ребёнку чаще хотелось делать что-то самому, уважайте его собственность и частные владения.

Пусть он сам наводит порядок в своей комнате, раскладывает вещи в своём шкафу и расставляет на своей полке так, как это удобно ему. Если малыш предпочитает хаос и беспорядок, нужно искать причину в его личностных особенностях, воспитании, семейной ситуации, а не просто без спроса врываться в комнату и наводить там чистоту.

Также любой человек, даже очень маленький, имеет право на своё мнение. Он вполне может предпочитать какую-то еду, одежду, игры, общение с конкретными людьми и отказываться от другого. И это тоже нужно поощрять, в рамках разумного, конечно.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/kak-razvit-samostoyatelnost-v-rebyonke/

​13 советов как развить у ребёнка самостоятельность

Как развить самостоятельность у ребёнка

Самостоятельность нужно развивать с детства: именно она побуждает человека достигать карьерных высот, добиваться желаемого, становиться как личность. Но во многих детях до подросткового возраста взлелеивают инфантильность, решая за них всё вплоть до мелочей.

С кем дружить, как одеваться, что любить, во что играть — если в младенчестве это уместно, то подросший ребёнок должен решать всё это сам. Начинайте развивать самостоятельность у ребёнка с дошкольного возраста, это здорово поможет ему впоследствии.

А мы расскажем, в какую сторону вам двигаться.

1. Поощряйте инициативу

Если ребёнок хочет сделать что-то сам, позвольте ему это. Хочет помочь в готовке — пожалуйста! Хочет покрасить лестницу во дворе? Конечно, только пусть наденет фартук. Вы можете помогать и направлять, но не пытайтесь полностью сделать всё за ребёнка. Он должен чувствовать себя полезным и самостоятельным, способным совершить то, что запланировал.

2. И хвалите за неё!

После того, как малыш покрасил лестницу или помог вам нарезать салат, обязательно скажите ему спасибо. Отметьте, как ровно он положил краску и какими одинаковыми получились кусочки сельдерея.

Это очень просто, а ребёнок получит дополнительный «плюс» к уверенности в своих силах.

Дети, которых хвалят и благодарят дома, не боятся публичных выступлений и более спокойно воспринимают критические замечания.

3. Помогайте ребёнку делать то, что ему интересно

Рано или поздно у вашего ребёнка появятся интересы, из которых вырастут хобби. Может, это будет плаванье, может, спортивно-бальные танцы, а может — шахматы или программирование.

Ваша задача — поощрять интересы ребёнка, находить время для того, чтобы заниматься с ним, или же подобрать для него специализированный кружок.

Ребёнок не должен подавлять свои желания, потому что это — худшее, что может случиться.

4. Просите помощи, спрашивайте совета

Чтобы ребёнок чувствовал себя нужным и важным, просите его об одолжениях. Принести воды, налить чаю или положить кусок торта из холодильника… вы можете даже спрашивать мнение ребёнка о новом платье или выходе в свет. Хочет ли он прогуляться в парк или предпочтёт детскую площадку во дворе? Так малыш с детства привыкнет, что его мнение важно.

5. Приучайте ребёнка к труду

Ребёнок должен понимать, что еда в холодильнике и одежда в шкафу не появляются просто так, что все вещи покупаются за деньги, которые вы приносите с работы.

Это не значит, что нужно растить малыша скрягой, но он должен с детства уважать чужой труд — и привыкать к нему сам. Вы можете «оплачивать» его работу: если не деньгами, то подарками и поездками.

А когда ребёнок подрастёт, поощряйте его желание найти подработку. Главное, чтобы это было безопасно.

6. Прививайте ребёнку сострадание

Помощь другим людям или животным вызывает у человека ощущение собственной силы — способности сделать чью-либо жизнь немножечко лучше. Ребёнок, которого с детства учат помогать другим, становится самостоятельным и учится состраданию. Это — очень ценное и редкое сочетание, и научиться ему ребёнок может только у вас.

7. Учите ребёнка фантазировать

Воображение — это не только весело, но и полезно. Человеку с развитым воображением проще найти выход из сложной ситуации, он находчивее, у него быстрее реакция. Недаром говорят, что фантазия — это самостоятельность в творческом воплощении. Поэтому поощряйте придуманные ребёнком игры, стимулируйте его сочинять, рисовать, изобретать.

8. Поощряйте общение

С детства ребёнок должен учиться общаться с детьми и взрослыми. Позволяйте ему самостоятельно выбирать себе друзей и круг общения, не навязывайте тех приятелей, которые ему неинтересны. Умение находить общий язык — очень важное качество, которое помогает развить самостоятельность.

9. Эмоции — это нормально

Слёзы, радость, раздражение — это нормальные человеческие эмоции, нельзя запрещать ребёнку их проявлять. Даже если у вас растёт сын, он должен иметь возможность всплакнуть над трогательным моментом в фильме или испытать фрустрацию из-за собственной неудачи. Не поощряйте эмоциональную холодность и замкнутость: это ведёт к психологическим проблемам и неуверенности в себе.

10. Разговаривайте с ребёнком и учитесь его слышать

Ваши мнения не совпадают? Ничего страшного, ребёнок имеет право высказаться в любой ситуации. Слушайте его, аргументируйте, приходите к консенсусу. Нельзя говорить: «Будет так, потому что я так сказала!». Если вы понимаете, что малыш неправ, приведите аргументы и доказательства, продемонстрируйте, что вы общаетесь с ребёнком на равных и уважаете его точку зрения.

11. Создавайте условия для развития самостоятельности

Ребёнок должен с ранних лет приучаться оставаться без родителей. Привязанный к «юбке» ребёнок — это будущий инфантил, которому будет некомфортно без вас. Поэтому если нужно, смело оставляйте малыша на нянь, бабушек и друзей. Устройте его в садик, в кружки, на продлёнку. Ему нужно осознать, что и у него, и у вас должно оставаться собственное пространство.

12. Не спешите

Позвольте ребёнку развиваться своим чередом, без торопливости и гонки. Он научится читать, писать, считать и ходить тогда, когда будет к этому готов, не нужно его подгонять. И психическое, и физическое развитие у разных детей варьируется в определённых рамках, и если нет какого-либо патологического отставания, притормозите, не спешите, пусть всё идёт так, как задумано природой.

13. Смотрите фильмы и читайте книги

В хороших книгах и фильмах заложена мудрость, они — отличный обучающий материал, на основе которого ребёнок учится находить выходы из разных ситуаций, узнаёт больше о мире и людях. Занимайтесь этим вместе — читайте книги и смотрите фильмы. Это не только поспособствует развитию самостоятельности, но и сблизит вас с ребёнком.

Источник: https://gnk-shop.ru/production/articles/13-sovetov-kak-razvit-u-rebyonka-samostoyatelnost

Как научить ребенка самостоятельности?

Как развить самостоятельность у ребёнка

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnos/

Развитие самостоятельности ребенка

Как развить самостоятельность у ребёнка

Почти все дети за редким исключением хотят повзрослеть, стать самостоятельными, сильными. Это естественный процесс развития личности, и задача родителей не помешать, а помочь ребенку стать самостоятельным. Ведь очень многие родители решают за детей все: от выбора еды и одежды до выбора хобби, друзей, а впоследствии профессии и спутника жизни.

Ребенок же будет или настаивать на праве своего выбора (и тогда между ним и родителями происходит постоянная борьба); или подчинится полностью и приобретет такие качества характера, как робость, безынициативность, неуверенность в себе, несамостоятельность. Право выбора – непременное условие для развития независимости и самостоятельности.

Эти качества надо развивать с раннего детства.

Воспитание самостоятельности детей младшего возраста

Если годовалый малыш затравленно оглядывается на вас, в ожидании окрика «нельзя!», добравшись до запретных ящиков или предметов, задумайтесь, и пока не поздно, заклейте изолентой дверцы или поставьте на них защиту от детей, уберите подальше ценные и опасные предметы, и не раздражайтесь на обляпанные и обслюнявленные поверхности.

Малыш будет обследовать пространство, совершая первые шаги к самостоятельности. Ребенку постарше чаще предоставляйте право выбора. Например, спрашивайте: «Какую игрушку купим брату?», «Какие обои хочешь для своей комнаты?», «Как хочешь провести выходные?».

Не перебивайте ребенка, выслушивайте все, что он хочет сказать, и только потом высказывайтесь сами.

Если малыш упорно не хочет идти куда нужно, капризничает, садится или ложится на землю, надо его уговаривать, терпеливо убеждать, чтобы он последовал за родителями, а не тащить за руку, ругаясь и шлепая по попе. Шлепки, рукоприкладство, громкие скандалы являются недопустимыми, так как посягают на личную неприкосновенность человека. Если постараться, с ребенком можно всегда и обо всем договориться.

Родителям надо понимать, что ребенок не является продолжением их существования, он – отдельная личность со своим набором уникальных качеств и характеристик. Задача родителей заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни, приеме самостоятельных верных решений, которые помогут ему социализироваться.

К двум годам любимой фразой для ребенка является: «Я сам». Ребенок хочет сам надеть ботинки, одежду. И пусть это получается у него медленно, неаккуратно, дайте ему возможность проделать все действия самому.

Наберитесь терпения, как бы вам не хотелось ускорить процесс, не торопите ребенка, ненавязчиво помогайте ему. Со временем у него будет получаться все лучше и лучше. Ребенку с двух лет обязательно нужно выделить его личное пространство.

Если нет возможности предоставить комнату, отгородите уголок, где будут его вещи: стол, кровать, шкаф для одежды.

Многие дети, спокойно находясь днем в отдельной комнате, ночью боятся спать одни. Но родители, пытаясь развить самостоятельность ребенка, не обращают на это внимание. Это приводит к тикам, энурезам, общей невротизации ребенка, поэтому торопиться не надо. У детей разные типы нервной системы.

Некоторые могут самостоятельно играть у себя в комнате, обходясь без взрослых, и спокойно засыпают одни в комнате даже в раннем возрасте. А некоторые дети еще долго нуждаются в круглосуточном контакте со взрослым. Поэтому, все время держите такого ребенка в поле зрения.

Пусть он находится с вами на кухне, когда готовите, дайте ему набор детских кастрюлек и посуды, пусть готовит с вами. И на ночь не отселяйте его в отдельную комнату как можно дольше.

Ребенок не станет самостоятельным, если насильно изолировать его, лишать общения со значимым для него взрослым, причем это не обязательно должна быть мать. Многие современные мамы работают и не могут уделять ребенку достаточно времени. С ним занимаются няни, бабушки.

Хорошо, если это один постоянный человек, а не череда сменяющихся нянь. Но даже если мама сама сидит с ребенком, часто она старается изолировать его, чтобы заниматься своими делами. Ведь если он спокойный и подолгу играет один, она очень рада тому, что у нее такой самостоятельный малыш.

Она лишний раз не заговорит с ним, не посмеется, а будет в свободное от быта время, например, сидеть на разных сайтах. Это приводит к общему речевому недоразвитию детей, назойливости, демонстративности поведения.

В дальнейшем, ребенок, не получивший достаточной родительской поддержки и любви, научится полагаться только на себя. Он смирится с тем, что не очень значим для родителей и станет самостоятельным настолько, что не найдет в своей взрослой жизни место для них.

Поэтому, воспитание самостоятельности у детей – это не ранее отстранение их от взрослых, а развитие у них уверенности в собственных силах, уважения к себе и другим людям, ответственности.

Необходимо найти золотую середину в развитии самостоятельности ребенка. Для малыша вредна и гиперопека, и установка «ты все должен делать сам».

Позвольте ребенку трех-четырех лет совершать ошибки, не поддавайтесь инстинкту броситься на помощь, если ребенок ссорится с другими детьми (пусть улаживает конфликт сам). Не может забраться на горку, не помогайте, но будьте рядом.

Он привыкнет добиваться цели самостоятельно. Обязательно хвалите за старания и результат. Но если ребенок попросит помощи, помогайте обязательно.

Самостоятельность детей дошкольного возраста

Многие родители считают, что они лучше знают, что нужно их ребенку. И по своему усмотрению отдают его в секции, кружки. Это, конечно, хорошо для общего развития ребенка, но только если родители не пытаются сделать из него великого музыканта или художника.

Ребенок 4-7 лет может заниматься чем-то только когда этого хочет сам. Если интерес вдруг потерян, не стоит принуждать его к занятиям, даже если родители и педагоги видят явные способности и считают необходимым их развивать. Ребенок ничего не добьётся, если не чувствует потребности в этих занятиях.

Чтобы он понял, чего хочет, у него должно быть свободное время, около двух часов в сутки. В это время ребенок, когда он предоставлен сам себе, учится находить себе занятие и размышлять о чем-то.

Если родителям хочется, чтобы ребенок, например, занимался фигурным катанием, то надо подумать о «рекламе» этого вида спорта, чтобы заинтересовать ребенка, чтобы он принимал этот выбор за свое решение. Этой линии нужно стараться придерживаться во всем.

Как приучить ребенка к самостоятельности в школьном возрасте?

Развитие самостоятельности у ребенка школьного возраста необходимо начать с объявления его полновластным хозяином комнаты, части комнаты, но с оговоркой, что он должен соблюдать санитарные условия. Настаивайте на этом.

Но его личным делом является обустройство личного пространства (развешивание постеров, например). Пусть он сам наводит там порядок. Часто мамы, убираясь в квартире, выбрасывают ненужный, на их взгляд, детский хлам, не посоветовавшись с ребенком.

А ему эти вещи нужны, они являются его личными вещами. Выбрасывая их и демонстрируя свою власть, вы доказываете, что он еще не самостоятельный, и вы с ним не считаетесь.

Но если вам нужно, например, чтобы он вам помог, сходил в магазин, пропылесосил, вы говорите: «Ты уже большой и самостоятельный». Ребенок понимает, что бесправен, а вы им манипулируете.

Ребенок имеет право на уважение. Поэтому также подумайте, стоит ли читать его дневники и личную переписку. Постарайтесь узнать у самого ребенка все, что вас тревожит, просто будьте к нему внимательны.

Но не надо путать самостоятельность с вседозволенностью.

Например, просмотр телевизора, время за компьютером, разговоры по телефону не разрешаются, пока он не выполнит определенные условия: обед, прогулка, уроки, мытье посуды за собой и т.д.

Ребенок должен учиться принимать правильные решения, или последствия неверных решений будут отражаться на его жизни.

Например, он выезжает на велосипеде на проезжую часть или приходит домой гораздо позже обычного. Объясните, что волнуетесь за него и поэтому вынуждены контролировать.

Например, вы запрещаете кататься на велосипеде неделю и надеетесь, что в следующий раз он будет осмотрительным.

Самостоятельность развивается у ребенка, если он не один, а в семье есть другие дети, если он постоянно чувствует поддержку родителей. Тогда он не боится выходить в мир, пробовать себя в разных социальных ролях.

На подростков родители уже не имеют такого влияния, как друзья. Это норма, так как в противном случае дети не станут самостоятельными. Друзья это личный выбор ребенка, хотя и не всегда удачный. Ваша задача — поближе познакомиться с ними.

Приглашайте к себе в дом друзей ребенка, не раздражайтесь, даже если их придет много. А после в спокойной обстановке обговорите с ребенком условия и ограничения. Пусть сам убирает квартиру, моет посуду после посещения друзей.

Скажите, что он имеет право приглашать друзей, но обязан убираться после гостей.

Родителям необходимо объяснять своим взрослеющим детям, что самостоятельность — это не возможность сделать что-либо по своему усмотрению: сколько хочется смотреть телевизор, гулять и так далее. Это прежде всего обязанности (самим и вовремя приготовить уроки, убраться в комнате и т.д.).

Да, родители могут купить себе что хотят, ходить, куда хотят – но при этом они зарабатывают деньги и делают много всего, что им трудно или не нравится (например, готовка еды, поход по магазинам).

Объясните, что если ребенок считает себя самостоятельным и взрослым и хочет подольше играть в компьютерные игры, позже ложиться спать, то у него будут новые домашние обязанности (например, ежедневное мытье посуды). Главное – обязанности должны быть посильными для детей.

Нельзя требовать от ребенка слишком многого – разобрать вещи в шкафу, постирать, пропылесосить, приготовить ужин на всех. Поручайте ему за день что-то одно, ведь главная его обязанность — учеба.

Родители задаются вопросом, как приучить ребенка к самостоятельности, одновременно контролируя его. Остро стоит вопрос о возможности оставлять на какое-то время подростка одного, например, летом или на выходные. Ребенок в 13-15 лет уже вполне самостоятельный. Он может обслужить себя, но родители придают ему уверенности своим присутствием.

А их отсутствие может вызвать беспомощность в простых вещах. Он может что-то испортить, разбить, порвать. Не ругайте его. Хорошо, если есть близкие люди или друзья, которые проконтролируют ребенка и в случае чего помогут. Если в доме есть собака, оставьте ее с ребенком. Привычные обязанности: погулять, покормить – успокоят и поддержат его.

В 15-17 лет дети любят оставаться одни дома. Договоритесь с подростком, что после 22:00 он будет дома, будет соблюдать тишину.

Если же соседи предъявят вам претензии, наказывайте подростка, например, урезанием карманных расходов. Никогда не оставляйте в доме большие суммы денег, сигареты, спиртное.

Собаку тоже лучше взять с собой, так как ребенок, «опьяненный свободой», может забыть ее выгулять.

Внушайте ребенку, что свобода и самостоятельность взрослых людей связана с огромным количеством разных обязанностей. Поэтому расширение его прав влечет расширение его обязанностей.

Источник: http://mark-med.ru/stati/razvitie-samostoyatelnosti-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.