Как приучить ребёнка к порядку

Содержание
  1. Приучаем ребенка к порядку, чистоте и дисциплине – советы психологов
  2. Когда и с чего начать?
  3. Приучаем ребенка к порядку
  4. Как не перегнуть палку?
  5. Советы психологов для родителей
  6. Как приучить ребенка к порядку
  7. Польза уборки для ребенка
  8. Как приучить ребенка от 2 до 5 лет к порядку
  9. Как приучить ребенка от 6 до 9 лет к порядку
  10. Как приучить ребенка от 10 до 14 лет к порядку
  11. Исключите типичные родительские ошибки:
  12. Как приучить ребенка к порядку и научить убирать за собой игрушки?
  13. В каком возрасте нужно приучать ребенка убирать за собой?
  14. Все-таки как приучить ребенка к порядку?
  15. Ребенок не хочет убирать игрушки за собой
  16. Больше самостоятельности малышу!
  17. Как приучить ребенка к порядку: воспитываем маленького помощника
  18. С какого возраста начинать?
  19. Как приучить ребенка к порядку?
  20. Как приучить ребенка к порядку и дисциплине (Добсон) – Психологос
  21. Первый принцип
  22. Второй принцип
  23. Третий принцип
  24. Четвертый принцип
  25. Пятый принцип
  26. Шестой принцип

Приучаем ребенка к порядку, чистоте и дисциплине – советы психологов

Как приучить ребёнка к порядку

Как приучить ребенка к порядку? Наверняка этим вопросом задаются многие родители, ведь порой бывает очень сложно донести до своего чада, что фантики от каких-либо сладостей нужно выбрасывать, а не скапливать на полу среди игрушек.

Так или иначе, аккуратность является приобретенным качеством, и им мало кто обладает при рождении. Следовательно, вся ответственность полностью лежит на родителях. Они должны вовремя донести до ребенка, что значит чистота и порядок в доме.

О том, как к этому правильно подойти, мы расскажем в этой статье.

Когда и с чего начать?

Как бы это странно ни звучало, но начинать прививать ребенку аккуратность и чистоплотность нужно буквально со дня его рождения.

Подумайте сами, если малыш будет расти в постоянном беспорядке, то есть среди разбросанной одежды, грязной посуды, в подросшем возрасте ему уже будет бесполезно объяснять, что он и его комната всегда должны быть чистыми.

Ребенок достаточно быстро привыкает к той обстановке, в которой ежедневно находится, а также имеет абсолютно естественное качество брать пример со взрослых. Поэтому прежде всего опрятными и чистоплотными должны быть родители. Только так даже самые маленькие детки смогут постепенно привыкать и приучаться к чистоте.

Каждый родитель обязан следить за тем, чтобы его малыш всегда был чистеньким и ухоженным, а также вовремя накормленным и переодетым в сухую одежду. В детской комнате обязательно должен царить порядок, поскольку этот фактор влияет и на развитие ребенка тоже. При выполнении родителями главных требований ребенка будет проще приучить не только к чистоте, но и к дисциплине и ответственности.

Приучать ребенка к порядку рекомендуется постепенно. Не нужно ему сразу поручать тяжелую работу и тем более требовать высокого результата.

Однако, если малыш сам хватается, например, за пылесос, не мешайте ему в этом.

Помните, что дети имеют свойство подражать своими родителям, и, возможно, в следующий раз ребенок действительно захочет вам помочь убраться в квартире, а не просто поиграться с интересной, шумящей «игрушкой». 

В этом непростом деле рекомендуем действовать в такой последовательности:

  1. Все детки после одного года, как правило, еще неустойчиво стоят на ногах, поэтому в таком возрасте заниматься уборкой необходимо не только в дисциплинарных целях, но и для правильного развития координации, в данном случае достаточно будет лишь собирать разбросанные по комнате игрушки.
  2. Ребенку двухлетнего возраста уже можно позволить помочь на кухне, например, заняться сервировкой стола, разумеется, посудой из пластика, а после обеда или ужина заинтересовать в последующей уборке.
  3. Трехгодовалым детям можно позволить заняться поливанием комнатных растений, устранением пыли и перебиранием постиранного белья.
  4. В четыре года ребенок, как правило, уже сам понимает, что за собой нужно застилать постель и мыть чашку после чая, в данном случае родителям не нужно «диктовать» процесс уборки, например, если малыш решил рассортировать игрушки по цветовой гамме, не стоит ему мешать.
  5. С восьми лет дети уже должны сами отвечать за порядок в своей комнате, поскольку в таком возрасте ребенок прекрасно понимает, зачем нужно регулярно мыть полы, протирать пыль, поливать домашние цветочки, стирать одежду и т. д.

Важно помнить, что прививать ребенку любовь к чистоте нужно с самого рождения, иначе в подростковом возрасте это будет сделать гораздо сложнее.

Приучаем ребенка к порядку

Каждый родитель должен понимать, что приучать ребенка к порядку нужно без криков и истерик. Последнее прежде всего может плохо сказаться на психике малыша. Ни в коем случае не ругайте его за выпачканное личико или одежду, ему и самому вряд ли нравится результат. До определенного возраста вам все равно придется убирать детскую кашу со стола или даже вымывать ее из волос вашего чада.

Как вы уже поняли, заставлять ребенка убирать за собой не нужно, поскольку он сам должен быть в этом заинтересован. Необходимо действовать так, чтобы уборка доставляла малышу только радость. Для этого можно применить некоторые хитрости, которыми мы с удовольствием поделимся далее.

  • Превратите наведение порядка в игру, например, предложите ребенку убраться в комнате наперегонки с вами. Также можете включить музыку и выставить условие, что малыш должен будет успеть собрать все игрушки за то время, пока играет мелодия. Разумеется, уборка может быть некачественной, но зато веселой и интересной.
  • Помогите вашему чаду. Коллективная уборка пройдет быстрее и качественнее. К тому же таким образом выстраиваются доверительные отношения между детьми и взрослыми.
  • Покажите пример. Если ребенку продемонстрировать, как нужно правильно, например, пылесосить, он с удовольствием скопирует увиденное. При этом обязательно малыша похвалите, чтобы ему вновь захотелось взяться за пылесос.
  • Укажите время, за которое маленький член семьи должен навести порядок, поскольку малыш обычно часто отвлекается на игрушки, заигрываясь ими.
  • Составьте распорядок дня, включив в него уборку, при этом обязательно придерживаетесь его и сами. Не включайте мультики, пока все игрушки не будут собраны.
  • Ни в коем случае не требуйте от своего чада порядка. Если вы хотите, чтобы уборка действительно началась, избегайте таких слов, как убери, сделай и т. д. Старайтесь делать акцент исключительно на результате. Например, скажите, что вам не нравится заваленная игрушками комната и вы хотите, чтобы она была уютной и чистой. Без командных фраз ребенок обязательно вас порадует.
  • Оставьте участок, в котором детки могут не наводить порядок, например, тот, в котором присутствуют их любимые развлечения.
  • Позвольте малышу складывать игрушки в те места, в которые ему хочется. Прежде всего это придаст ребенку ощущение, что он может самостоятельно принимать решения.
  • Дайте ребенку проявить креативность. Предложите ему каждый день убираться по-разному. Сегодня пусть использует один метод, а завтра другой и т. д. Чтобы было более интересно, ежедневно фотографируйте результат.

Если малышей приучить к порядку достаточно просто, то с детьми возрастом 8, 9 или тем более 12 лет все обстоит гораздо сложнее. Особенно если это качество даже не пытались привить ребенку с детства и все домашние дела постоянно делали за него.

В таком случае между родителями и детьми обычно возникает много недопонимания, поскольку ребенок не может понять, почему сейчас он должен выполнять какую-либо работу по дому, если с этим прекрасно справляются родители.

Однако даже в таких «запущенных» случаях можно найти подход к ребенку, если действовать по приведенной ниже схеме.

  • Прежде всего старайтесь не кричать на детей, так как чаще всего это приводит к детской истерике, и при этом тема все равно остается незакрытой. По этой же причине не нужно угрожать ребенку, что вы выбросите все его принадлежности, разбросанные по комнате. Попробуйте внести ясность, что с возрастом не только появляется больше прав, но и расширяется круг обязанностей. Напомните детям, что они уже взрослые. Возможно, это высказывание станет «ключиком» к совести вашего чада, и он больше не сможет спокойно сидеть за компьютером, в то время как вы усердно занимаетесь уборкой.
  • При необходимости организуйте список с обязанностями, которые ребенок должен выполнять ежедневно. Также можете позволить ему выбрать их самому. Однако не забывайте про ежедневное правило. Даже если ребенок принес из учебного учреждения пятерку или просто хорошо себя вел на протяжении всего дня, он все равно должен убраться в своей комнате.

Разумеется, не стоит забывать, что дети такого возраста прежде всего должны думать об учебе и о каких-либо дополнительных увлечениях, например, о музыке. Поэтому обязательно знайте меру, нагружая ребенка домашними делами.

Как не перегнуть палку?

Как утверждают психологи, главное в воспитании ребенка – вовремя остановиться и не перегнуть палку. Существуют такие семьи, в которых чистоплотность переросла в навязчивую идею.

В таких случаях люди, как правило, слишком много уделяют внимания чистоте в доме и могут стать раздражительными даже из-за мелочей, например, из-за незакрытой тубы зубной пасты или из-за какого-либо предмета, поставленного не в то место.

Наводя порядок в доме, не стоит забывать, что чистота хоть и создает домашний уют, но не является основной составляющей семейного благополучия.

Когда родители каждую неделю заставляют детей принимать участие в генеральной уборке и при этом осуществляют контроль за всеми движениями, исправляя каждую мелочь, у ребенка автоматически вырабатывается неприязнь к подобным занятиям.

В любой ситуации следует придерживаться «золотой середины», не придираться к каждой пылинке и в то же время не «включать» равнодушие к дисциплине ребенка. Если ваше чадо за всю неделю в школе переутомилось, отнеситесь к этой ситуации разумно. Пусть ребенок отдохнет хоть в свои законные выходные дни.

Так или иначе, дети самостоятельно решают, быть им аккуратными или неряшливыми. Родители могут лишь указать им правильный путь, после чего ребенок следует ему или идет своей дорогой. В большинстве случаев по мере роста дети уже сами начинают осознавать, что порядок – это часть домашнего уюта и комфорта.  

Советы психологов для родителей

Разумеется, родителям не обойтись и без советов психологов, ведь даже самые опытные мамочки иногда не справляются с воспитанием своего ребенка.

В данном случае очень важно сохранять спокойствие и по возможности стараться не кричать на детей, но расслабляться и проявлять слабохарактерность тоже не стоит. Только так ребенку можно привить аккуратность и дисциплину.

Надеемся, что приведенные ниже советы для вас будут очень полезны и познавательны.

  • Если дети не слушаются, необязательно их наказывать и ставить в угол. Просто не покупайте им новые игрушки или другие необходимые вещи в случае, если предыдущие были намеренно испорчены. Объясните, что дети их получат, если сделают какое-либо полезное дело, например, помогут убраться в доме.
  • Старайтесь после каждого конфликта жалеть детей, иначе ребенок может ощутить жестокость и недостаток любви с вашей стороны. Даже после самых ужасных поступков проявляйте любовь к детям.
  • Прежде чем поругать ребенка за двойку, обязательно узнайте причину ее появления в дневнике. Возможно, во время урока что-то произошло, что могло плохо повлиять на ваше чадо.
  • Имейте в виду, заниматься воспитанием детей гораздо проще в тихой и спокойной обстановке, поэтому приложите все усилия, чтобы создать ее у себя в доме.

Грубой ошибкой, которую допускают многие родители в процессе воспитания детей, является крик.

Повышение голоса на ребенка приводит к тому, что он прежде всего ощущает чувство страха, а это, как правило, не придает стимула вести себя хорошо.

Помните, что психологическое состояние ваших детей зависит только от вас, поэтому в любой ситуации будьте максимально доброжелательными. 

Источник: https://xclean.info/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku.html

Как приучить ребенка к порядку

Как приучить ребёнка к порядку

“Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету”, — говорил Маленький Принц в сказке Сент-Экзюпери. Только как убедить в этом своего ребенка?

Польза уборки для ребенка

Психологи говорят, что уборка не просто полезна, она необходима для становления личности.

Иначе из него вырастет эгоистичный и безответственный человек, который с радостью свалит дела сначала на вас, а потом на жену или мужа.

Напротив, давая ему обязательства по дому, вы помогаете ребенку стать более самостоятельными и уверенными в себе. К тому же обретаете старательного помощника. А раз уж так, то объявим войну детской лени!

Как приучить ребенка от 2 до 5 лет к порядку

Приучать ребенка к домашнему труду надо с 2-3 лет, когда малыши сами рвутся помогать взрослым, и ваша задача — поддержать их желание. Трехлетки чувствительны к окружающему их беспорядку, и если в доме вечный кавардак, они вряд ли вырастут аккуратными.

  • ПРАВИЛО ДОВЕРИЯ. Всячески поощряйте стремление чада вам помочь. Дайте тряпку в руки — пусть протрет пыль. Кроха выполнит поручения с радостью, дети этого возраста с удовольствие подражают маме и папе. Очень полезная вещь — игрушечная бытовая техника. И годовалый малыш будет увлеченно пылесосить комнату игрушечным пылесосом, к которому прилагается специальный “мусор”!
  • ПРАВИЛО ПОСТЕПЕННОСТИ. Давайте задания по принципу: от простого к сложному. Сначала попросите малыша убрать игрушки в комнате. Он обязательно справится, если вы превратите процесс уборки в увлекательную игру. Предложите: “Давай построим большой гараж, где твои машинки будут спать ночью”. Чадо с энтузиазмом займется строительством гаража! Пусть поначалу он уберет одну вещь, а вы — десять, со временем вы поменяетесь местами. Малыш упрямится? Расскажите ему о том, как один ребенок не захотел складывать игрушки, и те ушли от него ночью, и только когда мальчик пообещал исправиться, вернулись…
  • ПРАВИЛО СКЛАДИРОВАНИЯ. Чтобы ребенок знал, что и куда складывать, в детской комнате все должно быть функционально: домик для кукол, коробка для конструктора, полки для книг. Для этого вам придется оборудовать детскую стеллажами и открытыми полками, а без этого о порядке в комнате можно будет только мечтать.

Как приучить ребенка от 6 до 9 лет к порядку

Если малыши воспринимают работу по дому как игру, то дети постарше отлично понимают, что веселого тут мало.

Поэтому многие из них отказываются выполнять самое элементарное: убирать постель, наводить порядок на письменном столе, мыть посуду.

Как найти общий язык с наследником? Вообще-то, если вы с малолетства приучали его к аккуратности, он и дальше будет выполнять домашние обязанности, воспринимая их как должное.

Если же поначалу вы жалели маленького, запрещая мыть тарелки: “Не трогай средство для мытья посуды — кожу испортишь!” — то теперь внушить ему, что трудиться необходимо, вам будет непросто.

  • ПРАВИЛО ДРУЖЕЛЮБИЯ. Старайтесь не злиться, не кричать и не угрожать чаду: “Немедленно убери в детской комнате, иначе все выкину в окно!” Объясните, что по мере взросления обязанностей по хозяйству у каждого становится все больше, а поскольку он уже почти взрослый (поверьте, ребенку наверняка польстит такое признание), то отсиживаться на диване, пока мама ползает по полу с тряпкой, вытирая пол, не благородно. Продумайте список дел, которые по силам ребенку. Предложите обязанности на выбор: “Ты что сегодня будешь делать — чистить кошачий лоток или мыть ботинки?” Иногда можно меняться ролями: “Давай сегодня ты помоешь посуду после ужина, а я разберу твой одежный шкаф”.
  • ПРАВИЛО ПЛАНИРОВАНИЯ. Поскольку главная обязанность вашего сына или дочери — это все-таки учеба, а в дополнение к ней наверняка еще есть и спорт, музыка или художественная школа, ваша задача — организовать помощь по хозяйству так, чтобы она не мешала главному. Составьте вместе расписание полезных дел. Допустим, в пятницу ребенок может делать уборку в своей комнате, в субботу — помогать вам лепить пельмени, в воскресенье — поливать цветы.

И не забудьте о посильных ежедневных обязанностях: ваш наследник уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, давать корм рыбкам или другим домашним питомцам. Все эти обязанности не отнимут у ребенка слишком много сил и времени, зато научат главному — дисциплинированности, аккуратности, ответственности и трудолюбию.

Как приучить ребенка от 10 до 14 лет к порядку

С подростками, увы, гораздо сложнее.

Некоторые из них, правда, сами рвутся выполнять часть домашних поручений: например, хотят гулять с собакой, особенно если пес экзотической породы — это повышает авторитет подростка среди сверстников.

Другие предпочитают самостоятельно наводить порядок в комнате, дабы взрослые не выкинули случайно чего-то важного и не обнаружили секретных вещей: личного дневника, пачки сигарет или эротического журнала.

Большинство же подростков и не собираются помогать родителям! Более того, как установили ученые, многие взрослые дети не нуждаются в порядке: они и не замечают давно протухший за шкафом огрызок, грязные носки на столе и заляпанную кетчупом клавиатуру.

А все потому, что у подростков часть мозга, отвечающая за внимание, организованность, пока еще окончательно не сформировалась, это происходит приблизительно к 18 годам, а у некоторых и позже. А пока они искренне не понимают, какого-такого порядка требуют “предки”…

Что же надо учитывать мамам и папам, общаясь с тинейджерами?

  • ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Всегда четко формулируйте, что именно хотите от чада. Если с точки зрения мамы вываливающаяся из раковины грязная посуда — сущий кошмар, то с точки зрения подростка это просто пустяк (“Завтра помою, какая разница?”). Вместо того чтобы кричать: “Это ужас!” просто скажите: “Немытой посуды в раковине быть не должно”. Или если, например, вы мечтаете освободить комнату сына от залежей компьютерных дисков, часть из которых давно не используется, попросите его пересмотреть все, отложив лишь те, что еще могут пригодиться. Для ненужных сразу дайте мусорный пакет, иначе он может задвинуть старые диски под диван.
  • ПРАВИЛО КОМФОРТА. Домашняя работа не должна быть в тягость. Пусть чадо моет посуду в наушниках, наслаждаясь любимым хип-хопом или рэпом — главное, чтобы помыл. Если объем поручении слишком велик, предложите свою помощь, и тогда ваше чадо не будет чувствовать себя одиноко. Да-да, пусть даже сыночек выше вас ростом на голову, в глубине души он так же остро нуждается в родительской любви, как и 10 лет назад. Не высмеивайте юношу, обнаружив в его комнате плюшевого медведя, с которым он спал в детстве, солдатиков или старую детскую машинку. Психологи утверждают, что многие тинейджеры, особенно мальчики, любят хранить старые вещи.
  • ПРАВИЛО ОБЩЕЖИТИЯ. Договоритесь с ребенком, что помимо уборки своей комнаты он будет отвечать и за места общего пользования. Допустим, он должен чистить ванную или мыть пол в коридоре. Поручите ему и другие обязанности: например, ходить в магазин, платить за телефон и квартиру. Ребенок такого возраста уже понимает, что он — член семейного коллектива и потому тоже должен что-то делать по хозяйству ради общей пользы.

Исключите типичные родительские ошибки:

  1. Не критикуйте сына или дочь, если с вашей точки зрения, они сделали что-то не так. Лучше похвалите за то, что им удалось. Не бросайтесь сразу же перемывать пол: “Смотри, какие ты пятна оставил!” или жаловаться его отцу или бабушке на “безрукого” и беспомощного ребенка.
  2. Не давайте обещаний типа: “Ты погладишь белье, а я тебе за это куплю что-нибудь вкусное”. Иначе ребенок перестанет помогать вам “за так” и всегда будет пытаться извлечь выгоду из ваших поручений.
  3. Не перегружайте ребенка домашней работой, особенно если он болен или переутомлен учебой и тренировками. Неуверенные в себе дети, опасаясь гнева родителей, могут весь день убирать на кухне, не успев выполнить уроки. И еще.
  4. Не приучайте ребенка к труду от случая к случаю — это должно стать постоянным и непрерывным процессом.

Источник: http://ona-znaet.ru/publ/32-1-0-410

Как приучить ребенка к порядку и научить убирать за собой игрушки?

Как приучить ребёнка к порядку

Как только ребенок становится самостоятельным, родители начинают поднимать панику и обижаться на малыша из-за того, что он не убирает свои игрушки на место.

Каждый день приходится ходить как по минному полю и перешагивать горы игрушек, а перед сном в быстром темпе скидывать их в корзину.

Что же делать в сложившейся ситуации? Как ребенку привить любовь к чистоте? Как приучить ребенка к порядку?

В первую очередь приучать к порядку нужно не ребенка, а себя. Давайте вспомним, что происходит с ценными или опасными вещами, которые постоянно стоят на одном и том же месте, а в 1,5 годовалом возрасте попадают ребенку в руки.

Правильно, годовалый или 1,5 годовалый ребенок ставит эту вещь на место. Почему? Да потому что она всегда там стояла, и у ребенка это отложилось в голове.

Другое дело игрушки, они всегда валялись на полу, когда он начинал ползать, ходить и ребенку не понятно, почему теперь к вечеру они должны быть в корзине для игрушек.

В каком возрасте нужно приучать ребенка убирать за собой?

Родители часто сталкиваются с проблемой, что трех-четырехлетнего ребенка невозможно заставить собрать игрушки. На самом деле момент уже упущен и 3-4х летнего Вы уже навряд ли без уговоров заставите убрать за собой игрушки, а вот годовалого или 1,5-2-хгодовалого легко приучить убирать за собой. Как это ни странно звучит, но дети любят порядок!!!

Давайте начнем с себя. Всегда ли мы кладем вещи на место, особенно, когда очень быстро куда-то собираемся? Часто бывает так, что мы куда-то спешим и нам некогда положить вещь на место, в итоге создается беспорядок.

Мама, воспитывающая маленького ребенка, всегда куда-то спешит: покормить ребенка, погулять с ним, приготовить, постирать, уложить спать, не говоря о том, что другие члены семьи вообще забывают, что у каждой вещи есть место.

Дети начинают копировать наш образ жизни и оставлять игрушки там, где они им стали неинтересны

Давайте разберемся, почему мы в большинстве случаев не кладем вещи на место? Как правило, наши шкафы, полки ящички забиты вещами, которыми мы давно уже не пользуемся, и для того, чтобы положить вещь, которой мы постоянно пользуемся на место, нужно сначала поднять (или подвинуть) ненужную вещь, а потом положить под нее другую. Это занимает время, даже пару секунд, поэтому легче просто бросить вещь куда попало, а потом убрать ее.

Все-таки как приучить ребенка к порядку?

Каким образом мотивировать свое чадо самостоятельно навести порядок хотя бы в своей игровой зоне? Попробуйте сначала разобрать все дальние шкафы, полки и ящики (откровенно говоря, просто из них все выкинуть, так как практика показывает, что этими вещами мы не пользуемся больше года, а потом и вовсе про них забываем), затем разберите все шкафы, полки и ящики, которыми пользуетесь постоянно (ежедневно). Все вещи, которыми Вы пользуетесь ежедневно, оставьте, а те, которыми не пользуетесь больше месяца уберите в дальние шкафы. Таким образом, на полках у вас останется по 2-3 вещи, которые не только вам, но и вашим домашним не составит труда и затрат времени поставить на место. Так Вы сможете постоянно поддерживать порядок в доме (правда, на организацию всего этого процесса уходит где-то неделя, но в дальнейшем это экономит мне много времени).

Следующим этапом выделите несколько полок в доступном месте для ребенка под игрушки и рассортируйте их категориям: резиновые игрушки – зверюшки, развивающие игрушки (пирамидки, кубики, домики, конструкторы), музыкальные игрушки, мягкие игрушки, книги и поставьте все на соответствующие полки.

Развивающие игрушки для детей от 1 года: какие они должны быть? Ребенку достаточно будет взглянуть всего 1 раз, чтобы запомнить место каждой игрушке. Так он очень быстро выучит понятие: «Давай, положи на место», когда игрушки лежат не в общей куче в корзине, а каждая на своем месте.

Перед прогулкой говорите ребенку: «Мы сейчас пойдем гулять, давай уберем все игрушки на место», и начинайте сами все убирать, тут же подключится и маленький помощник. Спустя некоторое время, Вы заметите, что после слов, произнесенных в спешке: «Ладно, придем и все уберем», ребенок рванет сам убирать игрушки.

Поэтому, если начали процесс, ни при каких обстоятельствах нельзя его нарушать.

Ребенок не хочет убирать игрушки за собой

Конечно, всегда были и будут моменты, когда малыш наотрез отказывается собирать игрушки, а еще помимо этого нарочно разбрасывает. Старайтесь этого не замечать и продолжать убирать игрушки, через пару дней все как рукой снимет, и Вы вновь будете убирать игрушки вместе.

Важно определить какое-то событие, перед которым Вы будете собирать игрушки (ложиться спать, гулять, а лучше приучать сразу: поиграл – убери на место).

Организовав таким образом места под каждую вещь и игрушки в доме, процесс уборки каждый день будет занимать всего 40 мин (только для того, чтобы пропылесосить ковры, помыть полы и вытереть пыль), убирайтесь обязательно вместе.

Ребенок настолько привыкнет к последовательности пропылесосить, помыть полы, вытереть пыль, что после завтрака будет самостоятельно показывать на пылесос. У Вас появится больше времени для семьи и себя, а у ребенка привьется любовь к чистоте.

Больше самостоятельности малышу!

Также Вы можете приучить ребенка самостоятельно убирать в свой шкафчик постиранное белье (трусики, носочки, колготочки), просто выделите отдельное место для этих вещей в детском шкафчике и каждое утро складывайте туда детское белье, через пару дней ребенок сам начнет снимать с сушки белье и складывать в свой шкафчик. Вам даже не нужно будет об этом напоминать.

Дети любят помогать разбирать сумки из магазина. Очень умилительно наблюдать за ребенком, который достает каждый продукт из сумки и нести на кухню, и складывает на стол.

Конечно, это занимает гораздо больше времени, но не стоит из-за этого отказываться от помощи ребенка, чтобы не отбить у него в дальнейшем желание вам помогать, а, наоборот, похвалите его за это. Почаще просите ребенка что-либо убрать на место. Так Вы вырастите послушного ребенка.

У ребенка в сознании откладывается: мама попросила, я сделал (-а). И старайтесь не акцентировать внимание на отказе ребенка выполнить вашу просьбу, в следующий раз обязательно выполнит, в сознании ребенка не должны закрепляться отрицательные эмоции на ваши просьбы.

Итак, для того чтобы не упустить момент воспитания в вашем ребенке помощника, необходимо следовать следующим правилам, соблюдая которые, Вы больше не вернетесь к вопросу как научить ребенка убирать за собой игрушки:

  1. Требовать от ребенка только то, что под силу вам самим, соблюдайте порядок сами и организуйте каждой вещи такое место, чтобы было не затруднительно положить ее на место вашим домашним.
  2. Определите каждой игрушке свое место (мягким игрушкам можно и корзину для игрушек выделить).
  3. Определитесь с событием, перед которым Вы будете каждый раз убирать игрушки (прогулка, сон ребенка) и строго действуйте этой последовательности. Таким образом Вы приучите малыша к порядку и дисциплине.
  4. Не нужно заставлять ребенка убирать игрушки на свое место, Вам необходимо подойти к уборке в комнате постепенно, как вариант в форме игры.

Источник: http://mame55.ru/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku/

Как приучить ребенка к порядку: воспитываем маленького помощника

Как приучить ребёнка к порядку

Я уже совсем большая и умею убирать,
Но зачем мне это делать? Можно и переступать.
Папа, если наступил ты на конструктор мой в ночи,
Соберись-ка, ты же взрослый, и не плачь, и не кричи.

О, сколько неприличных слов было сказано родителями, которые сотню раз спотыкались об игрушки, наступали ночью на мелкие детальки конструктора. Чем старше становится ребенок, тем больше «богатства» накапливается в квартире.

Глядя на картинки с веселым дизайном детской комнаты, вы просто не можете поверить, что у кого-то в доме игрушки сложены в шкаф, и не мамой, а улыбающимся малышом.

Как приучить ребенка к порядку, чтобы он складывал свои вещи без криков и истерик? Думаю, подобный вопрос задают себе ежедневно миллионы родителей.

С какого возраста начинать?

Современные мамы и папы иногда излишне оберегают свое чадо. «Наработается еще за жизнь».

В итоге, ребенок, который не приучен работать, не только отказывается выполнять поручения старших, но впоследствии не хочет делать уроки, следовать требованиям воспитателя и учителя. Вопрос не только в чистоте.

Вы учите ребенка быть самостоятельным и ответственным, он привыкает проявлять усилие, даже, когда не очень хочется.

Если вы все делаете за ребенка, он скоро к этому привыкнет. Он просто не будет знать, что может быть иначе. Вам нужны лишние капризы и избалованность? Нет. Поэтому начинать прививать навык убирать свои игрушки и вещи стоит в возрасте 2 – 3 лет. Не ждите стремительных успехов, ваш малыш еще маленький, но годам к четырем — пяти вы сможете оценить свои старания.

Как приучить ребенка к порядку?

Для начала минимализируйте масштаб уборки – проведите ревизию детских игрушек.

Часть из них уже давно не пользуется популярностью у ребенка: надоели или не соответствуют возрасту, что-то давно сломано и восстановлению не подлежит.

Не складируйте на балконе и в подвале детское богатство. Еще пригодные игрушки отдайте маленьким родственникам или занесите в «Дом ребенка», предварительно обработав.

Малыш подражает вам во всем. Воспользуйтесь этим. Сами кладите вещи на место, обязательно проговаривайте это. Подобное поведение должно быть у всех остальных членов семьи. В этом чаще всего и загвоздка. Папа спешил на работу и оставил двери шкафа открытыми и пр. Все! Вольная жизнь закончилась. Теперь строгие требования к самим себе.

И только после этого беремся за воспитание своего чада. Старайтесь не высказывать при ребенке, что вы устали от уборки. Пусть в его представлении это будет обязательным и естественным пунктом режима. Настройте малыша, что пить чай с конфетами вы будете только после того, когда все игрушки будут сложены в контейнер или в шкаф.

И никаких компромиссов!

Если вашего примера недостаточно, посмотрите мультфильмы, в которых учат убирать за собой вещи и игрушки. Вот некоторые варианты: «Федорино горе», «Нехочуха», «Лунтик и его друзья. Необычная уборка» серия 356, «Мусти – большая уборка».

Вряд ли малыш будет с энтузиазмом убирать свои игрушки, если вы в это время заслуженно бездельничаете на диване. Уборка должна изначально проходить совместно. Покажите, куда лучше складывать игрушки. Объясните, зачем вы это делаете. В процессе уборки можно вместе петь любимые песни или читать стихи.

Когда работа закончена, похвалите малыша, наградите чем-нибудь вкусненьким, но действуйте аккуратно, т.к. маленький хитрец быстро научится этим пользоваться.

Не стоит ругать ребенка за неубранные игрушки при чужих людях. Выведите его в другую комнату и тихонько объясните, что вам стыдно за бардак, сами вы не справитесь, а вот с маленьким помощником дело пойдет значительно быстрее. Вы – команда единомышленников.

Превратите уборку в увлекательную игру. Машинки не просто складываются в коробку, а едут в гараж.

Устройте соревнование: кто быстрее соберет детальки от конструктора, кто первый сложит вещи: мама детские или дочка кукольные.

Попробуйте устроить уборку на время. Поставьте на видное место песочные часы, которые будут стимулировать ребенка.

Заинтересовал опыт одной мамы, которая читала книжку вслух в то время, когда малыш убирал свои вещи. Как только труженник останавливался, мама тоже прекращала чтение. Польза от такой уборки очевидна.

Если ребенок отказывается убирать игрушки, во время сна просто спрячьте их. Предварительно прочитайте сказку на эту тему. Расскажите, куда сбегают игрушки, если их не расставить по местам. Проснувшись, юный неряха изрядно перенервничает, когда узнает, что от него сбежали все, даже колесики от сломанной машинки.

Не получилось? Что ж, пусть лентяй оценит весь дискомфорт, связанный с беспорядком. Когда ему понадобится деталька от машины или конструктора, не помогайте и не ищите вместе с ним. Пусть он почувствует, насколько сложно сориентироваться в бардаке. Это вариант для детей постарше, т.к. малыш двух — трех лет просто закатит истерику.

Предложите ребенку самостоятельно определить место для игрушек. Пусть он сам в магазине выберет контейнеры. Ваша задача помочь определиться с размерами и количеством емкостей. Как бы потом не возникла проблема с уборкой самих контейнеров.

С ребенком постарше рассортируйте игрушки по коробочкам, которые можно подписать. Например, «Одежда для кукол», «Детали от машинок», «Конструктор». Важно, чтобы ребенок сам наклеил надписи или подписал коробочки – ответственность усиливается.

Если ваш юный помощник достиг возраста семи-восьми лет, стоит определить ему ежедневные или еженедельные обязанности. Предложите несколько вариантов на выбор.

Хорошо, когда у вас будет дружная команда: мама моет пол, а дочка вытирает пыль. Учитывайте физические возможности ребенка и возраст. Даже, если ваш малыш справился не совсем качественно, не переделывайте работу вслед за ним.

Подчеркивайте его достижения и не забывайте хвалить.

Не расстраивайтесь, если у вас в доме по-прежнему нет идеального порядка. Его и не должно быть, когда в доме есть маленький исследователь.

У Ивановых двое детей и собака и всегда чистота? Тщательнее убирайте в доме перед приходом Ивановых, чтобы не комплексовать.

Не старайтесь воспитать малыша маниакальным педантом, просто объясняйте ему, зачем нужен порядок в доме и как это красиво и удобно.

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku/

Как приучить ребенка к порядку и дисциплине (Добсон) – Психологос

Как приучить ребёнка к порядку

Позвольте обозначить шесть основополагающих положений, которыми, думаю, вы сможете воспользоваться. В предлагаемых принципах выражена сущность моих взглядов (автор статьи Дж. Добсон) на порядок и дисциплину, а также на наказания за их нарушения.

Первый принцип

Определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений.

Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил.

Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Второй принцип

Когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить.

Большинство детей, как мы уже говорили, пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства предпочтет их не исполнять.

Как генерал перед битвой будет прикидывать опасность потенциального риска, мобилизует и расставит свои силы и после этого бросится в атаку на врага с оружием наперевес. Когда такие столкновения «нос к носу» случаются между представителями разных поколений, то для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно.

Ребенок ясно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений.

Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком.

Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности.

Третий принцип

Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия не являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда он забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит теннисную ракетку на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста.

Скорее всего, в таких ситуациях незрелый детский ум защищает себя от давления, оказываемого на него взрослыми, а также от их забот и беспокойства. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями.

Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать утрату вещи, которую он потерял или сломал, или запретить пользоваться вещами, которые он портит, и т.д.

Однако надо помнить, что детская безответственность – явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.

Четвертый принцип

Увещевание, утешение и наставление ребенка должны происходить после того, как столкновение закончилось.

Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а возможно, и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.

В семьях, исповедующих христианство, очень важно помолиться в такие моменты вместе с ребенком, признаваясь перед Богом, что все мы грешны и нет среди нас совершенства. Возможность почувствовать способность Бога прощать приносит чудесные плоды в воспитании даже совсем маленького ребенка.

Пятый принцип

Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют.

Никогда не наказывайте его за то, что, например, ночью у него оказалась мокрой постель из-за недержания мочи, или он не смог научиться ходить на горшок к своей первой годовщине, или плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны.

Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого не видно выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.

Шестой принцип

Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.

Какова наиболее распространенная ошибка, которую совершают родители в процессе воспитания у детей послушания и дисциплины?

Считаю совершенно неприемлемым проявление вспышек гнева​ при попытке регулировать поведение ребенка. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение. Тем не менее взрослые полагаются в первую очередь на собственную эмоциональную реакцию, как на способ добиться послушания ребенка.

Один педагог, выступая по национальной программе телевидения, сказал: «Мне нравится быть профессиональным работником в сфере образования, но я терпеть не могу повседневную преподавательскую работу с ее обязанностями и задачами.

Дети, с которыми я занимаюсь, такие непослушные, что ради поддержания порядка в классе мне приходится быть грубым и рассерженным».

До какой глубины разочарования может дойти человек, заставляющий себя из года в год проявлять гнев и раздражение в качестве элементов повседневного долга учителя! А ведь многие педагоги и родители не признают других способов, чтобы заставить детей вести себя правильно. Поверьте мне, этот способ только опустошает вас самих и ничего не дает!

Посмотрите на популярную систему мотиваций. Предположим, человек едет на машине домой вечером после работы и превысил скорость. А на углу стоит одинокий полицейский, у которого нет возможности остановить эту машину. У него нет ни патрульного автомобиля, ни мотоцикла. У него нет пистолета, и он не может выписать квитанцию за получение штрафа.

Все, что он в состоянии сделать, это стоять на повороте и, когда нарушитель проносится мимо, выкрикнуть вслед ему оскорбительные слова. Наверное, тот не станет тормозить только потому, что полицейский размахивал кулаками в возмущении? А водитель может, проезжая мимо, с улыбкой помахать ему рукой.

Пользы от гнева полицейского никакой, а выглядит он нелепо и смешно.

Однако может быть другая ситуация, которая произведет на нарушителя более сильное впечатление, – это зрелище черно-белой полицейской машины в зеркале заднего вида, которая преследует его, мигая девятнадцатью красными огнями. Тогда он вынужден будет остановиться.

К окошку его автомобиля приблизится уверенный в себе, очень воспитанный патрульный. Он под два метра ростом, у него спокойный голос, а на бедре висит пистолет.

«Сэр, – скажет он твердо, но вежливо, – наша радарная установка зафиксировала, что вы едете со скоростью 65 миль в чае в зоне, где допускается скорость не более 25 миль. Не могу ли я взглянуть на ваши водительские права?» Он откроет свою кожаную книжку с правилами движения и протянет ее нарушителю.

Он не проявит никакой враждебности, не выскажет никаких критических замечаний, но водитель будет в полной растерянности и замешательстве шарить по карманам в поисках маленького документа, который должен быть в бумажнике.

Почему его руки стали влажными, а во рту сухо? Почему сердце пытается выскочить из груди? Потому что направление действий, которые собирается предпринять представитель закона, чрезвычайно неприятное. Его действия могут серьезно повлиять на привычки водителя в будущем.

Именно действие, связанное с наказанием, оказывает влияние на поведение. Но не гнев! Убежден, что гнев со стороны взрослых порождает в мыслях детей идею о возможности непослушания и неуважения. Дети чаще всего понимают, что раздражение родителей основано на неспособности контролировать ситуацию.

Мать и отец для них являются представителями правосудия – и вдруг они готовы разразиться слезами, размахивают руками, выкрикивают пустые угрозы и предостережения.

Позвольте вас спросить, будете ли вы уважать верховного судью, который ведет себя так же эмоционально при исполнении правосудия? Конечно нет! Именно потому над системой судопроизводства и установлен такой тщательный контроль, чтобы она всегда была объективной, рациональной, вызывающей уважение.

Я не собираюсь советовать родителям и учителям скрывать от детей свои эмоции. Я не предлагаю превращаться в холодных и ни на что не реагирующих роботов. Бывают ситуации, когда наши мальчики и девочки начинают вести себя настолько оскорбительно или непослушно, что наше раздражение вполне оправданно.

Действительно, возмущение даже порой следует проявить, иначе мы будем казаться бесчувственными и глухими. Однако смысл моего утверждения заключается в том, что гнев для многих родителей становится инструментом, который сознательно используется для влияния на поведение ребенка.

Этот инструмент весьма неэффективен, чаще всего он наносит большой вред отношениям между поколениями.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-i-discipline-dobson

Рождение ребенка
Добавить комментарий