Как правильно спорить с ребёнком?

Содержание

Чего не знают мама с папой. Как правильно спорить с ребенком

Как правильно спорить с ребёнком?

Растить маленькую жизнь – непростое и ответственное дело. Иногда находить контакт с детьми настолько сложно, что пропадает всякое желание пытаться.

Как думают дети? Какую информацию они лучше воспринимают? Что поможет справиться с одарёнными от природы маленькими спорщиками? И по каким вопросам дискуссии абсолютно недопустимы?

Сегодня Anews обратился к опыту психологов и нашёл несколько рекомендаций по налаживанию связи между поколениями.

А зачем вообще спорить?

Дискутировать с маленьким ребёнком – существом не только шумным и назойливым, но даже мыслящим по другим принципам – трудная задача для кого угодно.

В такой ситуации заманчиво свести все дискуссии на нет, заменив их безапелляционным диктатом. И хотя некоторые вопросы действительно следует решать безо всяких обсуждений, полный отказ от диалога может сильно осложнить психологическое и интеллектуальное развитие ребёнка.

Психолог Лора Маркхэм пишет:

«Не проще ли вообще не спорить с детьми? Проще. Но тогда они не научатся навыку ведения переговоров, без которого трудно в жизни.

Моей дочери было 14, когда она сказала: “Мама, я знаю, что ты сейчас спросишь меня, как я сделаю домашнее задание, если всю субботу проведу с друзьями в парке развлечений. Но я уже все сделала заранее, кроме реферата по истории. Я просто встану пораньше в воскресенье и напишу этот реферат”».

Привычка к дискуссиям раскрепощает детей и помогает правильнее формировать поведение в будущем, закладывая способность предвидеть трудности и возражения.

Что не подлежит обсуждению?

Несмотря на то, что правильный диалог важен для развития ребёнка, психологи говорят, что некоторые вопросы эффективнее решать без обсуждений. Это касается ключевых моментов безопасности, распорядка дня и т.п.

«Иногда проще запретить – объясняет Лора Маркхэм – Позволяя ребенку высказывать свое мнение или настаивать на своем, мы переживаем, что ставим под сомнение родительский авторитет и ребенок перестанет слушаться. На самом деле в каждой семье должны присутствовать жесткие запреты. Их мы не обсуждаем:

“Есть правило: ты кормишь собаку, а потом идешь ужинать”.

“Мы никуда не поедем, пока все не пристегнут ремни”».

Лора Маркхэм, психолог, автор нескольких книг по воспитанию детей и семейным отношениям

Тем не менее, даже здесь можно проявлять определённую гибкость:

«Но в некоторых вопросах нужно давать ребенку право выбора. Любому человеку неприятно, когда на него постоянно давят и заставляют что-то делать:

“Ты сначала наденешь куртку или туфли?”

“Ты хочешь, чтобы я помогла тебе умыться, или ты умоешься сам?”

Иногда надо твердо сказать “нет” и не обсуждать. Даже если ребенок реагирует на запрет криками и слезами. Но не стоит проявлять излишнюю жесткость. Вы можете проявить сочувствие к плачущему ребенку, но при этом сам запрет останется неизменным».

Будьте предельно конкретны

Когда дело всё же доходит до дискуссий, помните – маленькие дети думают не так, как взрослые.

«Способности к абстрактному мышлению, выстраиванию логических взаимосвязей и гипотез, начинают приходить в возрасте от 7 до 11 лет. У 5-6 летних этот навык присутствует в зачаточном состоянии» – рассказывает Сара Оквелл-Смит, автор книги «Спокойный ребенок – счастливые родители!».

Психолог призывает не спешить доносить необходимость тех или иных вещей через идеи нравственности, гуманизма, собственного достоинства и т.д.

«Если хотите объяснить что-то – используйте словесные и физические маячки. Также маленьких детей учат математике – считают деревья или проезжающие машины, потому что им сложно представить гипотетическое соотношение чисел».

Игрушки – ваши помощники

Отчасти этот принцип можно воплотить через игрушки. Таким образом ребёнок получит не только понятную, но и очень яркую информацию, пришедшую от его любимых вещей.

Воспитание через игрушки может включать разные приёмы – например, разыгрывание тематических мини-сценок. Вы можете взять куклу, «подойти» к мишке и сказать за куклу: «Привет, Мишка! Я сегодня утром чистила зубы, а ты? Ты знаешь, как это полезно!» Ребенок в этот момент может как раз играть за плюшевого мишку.

Также можно объяснять различные социальные и бытовые моменты. Дискуссия между вами и ребёнком будет опосредована и облечена в более приятную форму.

Один на один и на равных

Если уж вы дискутируете с ребёнком – старайтесь именно дискутировать, а не «забивать» его своей энергетикой. Помните о своём изначальном превосходстве и ответственности, которую это превосходство накладывает.

Слишком сильное давление в диалоге может приводить к испугу, нервным тикам и расстройству сна. Старайтесь, чтобы ваши глаза находились примерно на одном уровне, а голос не заглушал голос ребёнка. Чересчур бурная жестикуляция также может оказать негативное воздействие.

Ещё один существенный момент – спорные вопросы лучше разрешать «один на один». Обратная ситуация складывается не так уж и редко – взрослые люди часто имеют сходные мнения по вопросам, вызывающим возражения у детей, и, соответственно, могут начать наперебой убеждать маленького спорщика в его неправоте.

Подобных «стихийных коалиций» лучше избегать. Они не только оказывают большое давление, но и могут создать у ребёнка впечатление, что все в принципе против него.

Используйте эмоции

Безусловно взрослый, как доминирующий субъект разговора, должен контролировать эмоции – быть спокойным, выдержанным и прочее. Однако в некоторые моменты эмоции могут быть и довольно действенным фактором.

Иногда, особенно в спорах с одарёнными детьми, взрослым может быть действительно сложно найти рациональные аргументы и заставить ребёнка перестать выдумывать всё новые и новые доводы. В таких случаях психологи рекомендуют применять метод «эмоциональной аргументации». Он заключается в том, чтобы транслировать ребёнку ощущение, что он своим поведением причиняет боль родным и близким.

В таком случае помогут эмоционально окрашенные заявления типа «Я разочарован», «Я расстроен». Ребёнок неспособен на них возразить, так как не может знать чужого эмоционального состояния – но при этом он будет психологически переживать эту ситуацию.

В таких случаях важно проявлять терпение – привыкший спорить ребёнок не перестроится сразу.

Также не рекомендуется использовать выражения типа «Ты меня злишь» – они могут быть восприняты как агрессия и лишь вызвать защитную реакцию.

Ещё один действенный приём – безапелляционно уходить от разговора, когда ребёнок эмоционально возбуждён. Он в итоге успокоится, и тогда будет более предрасположен воспринимать возражения.

В споре рождается любовь

Зачастую дети спорят не потому, что действительно с чем-то не согласны, а потому что им банально не хватает внимания. В таких случаях ребёнок может провоцировать конфликт, как бы решая, что негативное внимание лучше, чем вообще никакого.

Поэтому ребёнку нужно уделять время, общаться с ним серьёзно и полноценно.

Серьёзность – очень важный компонент. Следите, чтобы с Вашей стороны спор не превращался в подшучивание или интеллектуальные «кошки-мышки».

Даже если ребёнок оказался неправ, не стоит оставлять его в расстроенных чувствах. Попробуйте переключить его внимание на что-то позитивное, в конце концов просто ласково коснитесь, погладьте, обнимите.

Помните, что выражение «в споре рождается истина» не вполне применимо к дискуссиям с детьми. Итогом таких споров должна стать не столько интеллектуальная победа, сколько доброжелательная и здоровая атмосфера в семье.

Источник: https://www.anews.com/p/90596233-chego-ne-znayut-mama-s-papoj-kak-pravilno-sporit-s-rebenkom/

«Я не согласен»: научите ребенка спорить

Как правильно спорить с ребёнком?

Спор — это словесное соревнование, в котором каждая из сторон доказывает свою точку зрения.

В конструктивном споре оппоненты ищут решение, устраивающее всех, не пытаются победить во что бы то ни стало и не дискутируют ради самого спора.

Как научить ребенка спорить правильно? И почему это умение так важно? Своим мнением делится Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты».

Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»

Почему нужно уметь отстаивать свое мнение

Как правило, впервые ребенок начинает спорить в два-три года. «Мама, я сам!», «Отойди, не мешай!», «Нет, я хочу только красную машинку!», «Я не буду есть эту кашу!» — уверенно и громко возражает нам малыш.

С нашей, взрослой позиции это может выглядеть странно, неразумно, порой утомительно, однако именно в этот момент формируется собственная позиция ребенка, и он учится отстаивать свое мнение. Это очень важный этап развития. Наберитесь терпения, сейчас главное — сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения и помочь ему в это непростое время.

Мы видим, что у ребенка уже есть собственное мнение и он его отстаивает. Попробуем научить его делать это конструктивно. Почему это важно?

При участии в конструктивном споре у ребенка развиваются очень важные качества.

Это гибкость мышления, уважительное отношение к собеседнику, учитывание другой точки зрения, управление эмоциями, умение слушать, проигрывать, признавать свои ошибки.

Кроме того, ребенок учится договариваться, идти на компромисс, чем-то жертвовать для достижения цели, терпимое отношение к критике, адекватная реакция на критику.

Как игра учит спорить

Для развития навыка конструктивного спора (дискуссии) необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка, поддерживать его уверенность в себе, учить управлять эмоциями и рассуждать логично. В этом вам помогут постоянные беседы с ребенком на самые разные темы и игры, которые подойдут и для большой компании.

«Согласен/Не согласен»

Игроки по очереди высказывают короткие утверждения, остальные участники должны выразить свое мнение, используя слова «согласен» и «не согласен», и аргументировать свой выбор. Например:

— В кино ходить здорово!
— Согласен, потому что…

«У кого больше доказательств»

Эта игра — более сложная версия предыдущей. Игроки по очереди предлагают к обсуждению короткие высказывания. Остальные по очереди объясняют почему. Выиграет тот, у которого будет больше всего аргументов.

Если ребенку будет сложно, помогите, задавая наводящие вопросы. Например: «Очень весело иметь собаку!». Игрок 1: «Да, с ней можно играть». Игрок 2: «Нет, она может укусить». И так далее, пока у кого-нибудь не кончатся аргументы.

Эти игры тренируют мышление, внимание, развивают находчивость и красноречие.

«Упрямый ослик»

В этой игре ребенок-ослик (или родитель-ослик) все делает наоборот. Когда говорят идти — он стоит, говорят стоять — он идет.

Играть можно в специально выделенное время, а можно придумать кодовое слово: услышав его, ребенок в повседневной жизни придерживается правил игры.

Такое упражнение может помочь в острой ситуации упрямства и создает пространство для безопасной тренировки этого качества.

«Да и нет не говори, черный с белым не бери»

Ведущий говорит: «Любимая бабушка прислала тебе 100 рублей. Как ты хочешь их потратить?» Далее ведущий задает ребенку вопросы, расставляя хитрые ловушки: так и хочется ответить «да» или «нет» или выбрать в магазине белое мороженое! Играя, малыш учится внимательно слушать собеседника и контролировать себя, свою речь.

«Зеркало»

Правила игры простые: повторять действия. Ведущий показывает — дети зеркально повторяют. С помощью этой игры можно научить наблюдательности, внимательному отношению к собеседнику.

«Верю — не верю»

Ведущий говорит какие-либо утверждения, игроки решают, верить этой информации или нет. За каждый верно угаданный вариант можно ставить плюсы. У кого их будет больше к концу игры, тот и победил.

«Правда или ложь?»

Эта игра очень похожа на предыдущую. Ведущий рассказывает какой-нибудь малоизвестный или выдуманный факт. Игроки решают, правда это или ложь. В игре развивается мышление, наблюдательность, расширяется словарный запас и кругозор.

«Вопросом на вопрос»

Играя в эту игру можно отвечать только вопросом на вопрос, при этом не теряя логики разговора. Например:

— Будешь играть?

— А зачем?

— Почему ты спрашиваешь?

— А что, спросить нельзя?

— Кто сказал, что нельзя?

«Связи»

Участники по очереди предлагают два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой. Остальные строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного объекта, а последнее заканчивалось вторым объектом.

Для маленьких детей такие цепочки могут быть совсем короткими, для детей постарше можно усложнять и удлинять их. Например: собака — вода: «Собаке было жарко — она убежала к озеру — залезла в воду».

Тут хорошо тренируется умение выстраивать связи между несколькими объектами, видеть ситуацию в целом, продумывать на несколько ходов вперед.

С подростками можно играть в более сложные варианты таких игр. Также добавим хорошо известную «Мафию» и обсуждения на разные темы (прочитанные книги, жизненные ситуации, поступки разных людей, составление планов).

Кроме непосредственно участия в споре, ребенка можно научить различать его цели и не вмешиваться в деструктивный спор, целью которого является не принятие решения, а специальное ввязывание в конфликт, ссору. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать. Это очень важный и полезный навык. Для этого ребенку необходимо уметь определять, для чего он будет спорить, чего хочет добиться.

Как можно подготовить ребенка к участию в спорах

Если ваш ребенок часто оказывается в ситуации спора, постарайтесь помочь ему подготовиться к этому.

Создавайте условия для развития самостоятельности. Постарайтесь не делать за ребенка то, с чем он может и хочет справиться сам, и предоставляйте ему право реального выбора в соответствии с возможностями его возраста.

Обсуждайте принятые ребенком решения. Аргументированно и доброжелательно высказывайте свое мнение и учите ребенка отстаивать точку зрения с помощью аргументов. Уважайте его решение и поддерживайте у ребенка ощущение его значимости.

Говорите о своих чувствах. Обозначайте свои чувства и эмоции, возникающие во время обсуждений, не бойтесь говорить «Я расстроена», «Мне очень нравится».

Напоминайте о корректности. Учите ребенка не переходить на личности в споре и самим этим не злоупотребляйте.

Покажите, как именно можно спорить. Рассмотрите с ребенком конкретные фразы, которые он может использовать в споре. Например: «Я думаю», «На мой взгляд», «Я считаю по-другому», «С моей точки зрения, это не так».

Это поможет ребенку увидеть, что может быть еще и другой взгляд на обсуждаемый вопрос.

Если ребенок очень часто попадает в ситуацию спора и не справляется, такие фразы можно заучить/отработать до автоматизма, чтобы он мог ими пользоваться даже в стрессовой ситуации.

Правила на каждый день

Мышление ребенка-дошкольника — это губка, которая без разбора впитывает в себя весь окружающий мир. Исходя из этого все, что окружает ребенка, приобретает огромное значение. Очень важно своим примером ежедневно обучать ребенка навыкам, необходимым и в ситуации спора.

  • Учите анализировать и делать выводы (обсуждайте прочитанные книги, фильмы, различные жизненные ситуации)
  • Следите за выражением своих чувств и переживаниями ребенка. Обсуждайте их. Говорите о себе и своих чувствах.
  • Развивайте умение слушать: выслушивайте ребенка до конца, не перебивайте. Реагируйте на его речь, показывайте свою заинтересованность. Прививайте уважение к собеседнику и к иной точке зрения.
  • Заканчивайте спор, дискуссию на позитивной ноте по отношению к ребенку
  • Играйте в игры: соблюдение правил, взаимные обязательства, умение побеждать без злорадства и достойно принимтаь поражение лучше всего формируются в процессе игры.

Что делать с «вечными спорщиками»

Может случиться и так, что ваш ребенок отлично владеет навыками ведения спора и пользуется ими по несколько раз в день, спорит по любому поводу (а иногда и без оного). Почему это может происходить и что делать в такой ситуации уже уставшим спорить родителям?

  1. Не спорьте с ним, выслушайте, возможно, ему требуется что-то совсем другое, необходимо понять истинную причину. Это может быть нехватка внимания, возрастной кризис, отстаивание права на самостоятельность.

  2. Проявляйте последовательность в своих требованиях и установках по отношению к ребенку. Возможно, ему сейчас необходима опора и помощь.

  3. Соблюдайте правила (запретов немного, но они четкие и понятные).

  4. Уважайте точку зрения ребенка. Выслушивайте его до конца, попросите аргументировать (помогите ему в этом), говорите о себе, не используя обвинения в сторону ребенка.

  5. Попробуйте переориентировать деструктивный спор в познавательный экскурс.

  6. Наберитесь терпения и самообладания.

Польза от умения вести конструктивный спор очевидна.

Для полноценного развития этого навыка необходимо создавать для ребенка подходящую среду, условия для его свободной исследовательской и познавательной деятельности (для этого нужны принимающие и понимающие, открытые взрослые). На этой базе будет формироваться у ребенка собственное мнение по различным вопросам, он сможет успешно тренировать умение отстаивать свою точку зрения.

Источник: http://www.kanal-o.ru/odeti/10652

Как научить ребенка спорить

Как правильно спорить с ребёнком?

Говорят, что «в споре рождается истина». Речь пойдёт о споре. Истина может родиться только там, где все участники спора умеют отстаивать свое мнение.

Маленький ребенок беспрекословно верит всему сказанному взрослыми, и в умении спорить нет необходимости. Но с возрастом все чаще возникают ситуации, когда мнение ребёнка не учитывается или просто игнорируется, потому что он не умеет отстаивать собственное мнение. Эта сложная наука постигается в детстве.

Почему важно уметь спорить

Спор – это словесное состязание, противовес мнений, благодаря аргументированному обсуждению которых выясняется суть.

Есть люди, и их немало, которые не любят спорить и готовы принять чужую позицию. Однако уметь отстаивать свою точку зрения чрезвычайно важно. Если человек не имеет своего мнения, то перестаёт быть личностью.

Кроме того, окружающие люди могут заблуждаться, независимо от своего статуса, что может привести к неверным решениям. Чужое мнение нужно уметь воспринимать только как мнение, уважая его, но, не подчиняясь ему.

Людям свойственно ошибаться.

Люди с собственным мнением меньше поддаются чужому влиянию, а значит, в меньшей степени склонны попадать в зависимости: психоактивную, религиозную, идеологическую.

Спорщики, как правило, уверены в себе, имеют широкий кругозор, открыты и решительны. Положительных аргументов в пользу умения спорить вполне достаточно, чтобы начать учить ребенка этому непростому искусству. Работа состоит из двух больших этапов:

  • учить иметь свое мнение;
  • учить его отстаивать.

Как научить ребенка иметь свое мнение

Чтобы мнение формировалось, маленького человека нужно учить думать. Прежде всего, не делайте выводов за ребенка, а направляйте его в нужное русло. Если он задает вам вопрос, то не спешите с ответом, а дайте подсказку. Вот классические повседневные упражнения, заставляющее ребенка думать:

1. «Вопросом на вопрос». В принципе, во взрослой жизни такое поведение является дурным тоном, но в воспитательных целях – это очень действенный метод. Представьте типичную ситуацию:

– Мам, где мой портфель?
– А где ты его оставил?

И вот у ребенка восстанавливается цепочка событий: пришел из школы, поставил у входа или занес в свою комнату, а может, оставил портфель у папы на работе, а он обещал привезти его вечером на машине. Таким же образом можно искать любимые игрушки и вещи. Главное, самостоятельность и маленькая победа – нашел.

2. «День желаний». Современная жизнь не позволяет ежедневно учитывать мнение ребенка по поводу бытовых ситуаций.

Выбор между кашей и бутербродом на завтрак зависит от организации утра и отношения к питанию, но есть выходной день, который можно традиционно назвать Днем желаний.

Важно обсудить, что желает ребенок на завтрак, куда бы он хотел пойти в выходной, с какой целью. Мнение должно обсуждаться и приниматься, пусть даже с определенной корректировкой.

3. Задавайте вопросы. Важно, чтобы вопросы «почему» и «зачем» звучали не только в негативном контексте (почему ты испачкал одежду), а в позитивном: почему ты хочешь на каток, почему ты выбрал эти кроссовки и т.д. Похвалите за любые попытки аргументировать решения.

4. Спрашивайте мнение по мелочам. В течение дня есть масса возможностей для этого: в транспорте, по дороге в детский сад, в магазине, поликлинике, на детской площадке. Учите ребенка иметь свое мнение по отношению ко всему:

– Смотри, покрасили лавочку в парке. Тебе нравится цвет? – Да.

– А мне нет, кажется, что очень темный, или ты так не думаешь?

Или еще ситуация:

– Смотри, какая девочка, что ты о ней думаешь? – ? – Совсем ничего? А мне кажется, что она очень красивая. Ты так не считаешь? – Нет.

– А какие девочки нравятся тебе?

Очевидно, что подобные диалоги могут быть по поводу любых предметов.

Итак, у ребенка есть свое мнение. Он может высказать свои пожелания или отношение к чему-либо, аргументируя их. Значит, настало самое время учить ребенка отстаивать собственные позиции.

Учим детей спорить

Для умения спорить нужно учиться противостоять. Для этого полезны игры.

1. «Зеркало». Правила просты: повторять действия в зеркальном отражении. Нужно контролировать и другого человека, и себя самого.

2. «Да» и «нет» не говорите». Заранее обговорите, какие слова нельзя говорить и начинайте диалог. Ребенок должен учиться контролировать себя и свою речь.

3. «Упрямый ослик». Покладистым детям полезно быть упрямыми, хотя бы в игре. Суть игры в том, что ребенок (ослик) должен сделать все наоборот. Нужно идти – он стоит, нужно молчать – он кричит, нужно обойти кочку (лавочку), он… правильно, залезет на нее. Но решение ребенок должен принять сам.

4. «У кого больше доказательств». Давай будем доказывать, выигрывает тот, у кого больше будет доводов. Если ребенок затрудняется, задавайте наводящие вопросы. Вот примеры: читать полезно, потому что; ссориться плохо; хорошо иметь собаку; здорово уметь кататься на велосипеде.

5. «Согласен – не согласен». Игра сложна тем, что ребенок должен высказать свое мнение и аргументировать его:

– Болеть плохо…
– Согласен, потому что…

– Взрослые всегда правы
– Не согласен…

Если ребенок при этом не может объяснить, а предлагает примеры из жизни, примите их как верный шаг к успеху. В дальнейшем поменяйте условия игры: пусть ребенок высказывает своё мнение, а ваша задача будет аргументировать.

Полезно использовать эти приёмы в повседневной жизни

  • Выслушивайте внимательно и до конца. Показывайте ребёнку, что понимаете его, простыми выражениями: «да», «а что потом», «что он ответил» и т.д. Выражайте свою поддержку любыми способами: кивок, похлопывание, улыбка. Одобряйте аргументы ребенка. Уверенность в том, что его понимают и уважают, поможет точно и вежливо отстоять своё мнение в споре со сверстниками.
  • Учите ребенка делать выводы. Важно после его рассказов подводить итог, например, «здорово, когда человек пересиливает себя и справляется со страхом» или «хорошо, что ты умеешь сочувствовать».
  • Следите за мимикой и жестами ребенка. Иногда ребенку кажется, что он успешно скрывает свои эмоции, но глаза и руки говорят об обратном. Сообщайте ему об этом.
  • Учите ребенка признавать мнение других. Принимайте мнение ребенка с подчеркиванием убеждения: «ты меня убедил, я соглашусь с твоим мнением и…».

Совсем скоро ребенок обретет уверенность в себе и освоит навыки отстаивания своего мнения. Только не переусердствуйте. Все-таки в споре важна истина, а не упрямство.

Садова Светлана

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-nauchit-rebenka-sporit/

Как правильно научить ребенка спорить

Как правильно спорить с ребёнком?

Чтобы мнение формировалось, маленького человека нужно учить думать

Говорят, что «в споре рождается истина». Речь пойдёт о споре. Истина может родиться только там, где все участники спора умеют отстаивать свое мнение.

Маленький ребенок беспрекословно верит всему сказанному взрослыми, и в умении спорить нет необходимости. Но с возрастом все чаще возникают ситуации, когда мнение ребёнка не учитывается или просто игнорируется, потому что он не умеет отстаивать собственное мнение. Эта сложная наука постигается в детстве.

Почему важно уметь спорить

Спор – это словесное состязание, противовес мнений, благодаря аргументированному обсуждению которых выясняется суть.

Есть люди, и их немало, которые не любят спорить и готовы принять чужую позицию. Однако уметь отстаивать свою точку зрения чрезвычайно важно. Если человек не имеет своего мнения, то перестаёт быть личностью.

Кроме того, окружающие люди могут заблуждаться, независимо от своего статуса, что может привести к неверным решениям. Чужое мнение нужно уметь воспринимать только как мнение, уважая его, но, не подчиняясь ему.

Людям свойственно ошибаться.

Люди с собственным мнением меньше поддаются чужому влиянию, а значит, в меньшей степени склонны попадать в зависимости: психоактивную, религиозную, идеологическую.

Спорщики, как правило, уверены в себе, имеют широкий кругозор, открыты и решительны. Положительных аргументов в пользу умения спорить вполне достаточно, чтобы начать учить ребенка этому непростому искусству. Работа состоит из двух больших этапов:

  • учить иметь свое мнение;
  • учить его отстаивать.

Как научить ребенка иметь свое мнение

Чтобы мнение формировалось, маленького человека нужно учить думать. Прежде всего, не делайте выводов за ребенка, а направляйте его в нужное русло. Если он задает вам вопрос, то не спешите с ответом, а дайте подсказку. Вот классические повседневные упражнения, заставляющее ребенка думать:

  1. «Вопросом на вопрос». В принципе, во взрослой жизни такое поведение является дурным тоном, но в воспитательных целях – это очень действенный метод. Представьте типичную ситуацию:

— Мам, где мой портфель?
— А где ты его оставил?

И вот у ребенка восстанавливается цепочка событий: пришел из школы, поставил у входа или занес в свою комнату, а может, оставил портфель у папы на работе, а он обещал привезти его вечером на машине. Таким же образом можно искать любимые игрушки и вещи. Главное, самостоятельность и маленькая победа – нашел.

  1. «День желаний». Современная жизнь не позволяет ежедневно учитывать мнение ребенка по поводу бытовых ситуаций. Выбор между кашей и бутербродом на завтрак зависит от организации утра и отношения к питанию, но есть выходной день, который можно традиционно назвать Днем желаний. Важно обсудить, что желает ребенок на завтрак, куда бы он хотел пойти в выходной, с какой целью. Мнение должно обсуждаться и приниматься, пусть даже с определенной корректировкой.
  2. Задавайте вопросы. Важно, чтобы вопросы «почему» и «зачем» звучали не только в негативном контексте (почему ты испачкал одежду), а в позитивном: почему ты хочешь на каток, почему ты выбрал эти кроссовки и т.д. Похвалите за любые попытки аргументировать решения.
  3. Спрашивайте мнение по мелочам. В течение дня есть масса возможностей для этого: в транспорте, по дороге в детский сад, в магазине, поликлинике, на детской площадке. Учите ребенка иметь свое мнение по отношению ко всему:

— Смотри, покрасили лавочку в парке. Тебе нравится цвет?— Да.

— А мне нет, кажется, что очень темный, или ты так не думаешь?

Или еще ситуация:

— Смотри, какая девочка, что ты о ней думаешь?— ?— Совсем ничего? А мне кажется, что она очень красивая. Ты так не считаешь?— Нет.

— А какие девочки нравятся тебе?

Очевидно, что подобные диалоги могут быть по поводу любых предметов.

Итак, у ребенка есть свое мнение. Он может высказать свои пожелания или отношение к чему-либо, аргументируя их. Значит, настало самое время учить ребенка отстаивать собственные позиции.

Учим детей спорить

Для умения спорить нужно учиться противостоять. Для этого полезны игры.

  1. «Зеркало». Правила просты: повторять действия в зеркальном отражении. Нужно контролировать и другого человека, и себя самого.
  2. «Да» и «нет» не говорите». Заранее обговорите, какие слова нельзя говорить и начинайте диалог. Ребенок должен учиться контролировать себя и свою речь.
  3. «Упрямый ослик». Покладистым детям полезно быть упрямыми, хотя бы в игре. Суть игры в том, что ребенок (ослик) должен сделать все наоборот. Нужно идти – он стоит, нужно молчать – он кричит, нужно обойти кочку (лавочку), он… правильно, залезет на нее. Но решение ребенок должен принять сам.
  4. «У кого больше доказательств». Давай будем доказывать, выигрывает тот, у кого больше будет доводов. Если ребенок затрудняется, задавайте наводящие вопросы. Вот примеры: читать полезно, потому что; ссориться плохо; хорошо иметь собаку; здорово уметь кататься на велосипеде.
  5. «Согласен – не согласен».Игра сложна тем, что ребенок должен высказать свое мнение и аргументировать его:

— Болеть плохо…
— Согласен, потому что…

— Взрослые всегда правы
— Не согласен…

Если ребенок при этом не может объяснить, а предлагает примеры из жизни, примите их как верный шаг к успеху. В дальнейшем поменяйте условия игры: пусть ребенок высказывает своё мнение, а ваша задача будет аргументировать.

Полезно использовать эти приёмы в повседневной жизни.

  • Выслушивайте внимательно и до конца. Показывайте ребёнку, что понимаете его, простыми выражениями: «да», «а что потом», «что он ответил» и т.д. Выражайте свою поддержку любыми способами: кивок, похлопывание, улыбка. Одобряйте аргументы ребенка. Уверенность в том, что его понимают и уважают, поможет точно и вежливо отстоять своё мнение в споре со сверстниками.
  • Учите ребенка делать выводы. Важно после его рассказов подводить итог, например, «здорово, когда человек пересиливает себя и справляется со страхом» или «хорошо, что ты умеешь сочувствовать».
  • Следите за мимикой и жестами ребенка. Иногда ребенку кажется, что он успешно скрывает свои эмоции, но глаза и руки говорят об обратном. Сообщайте ему об этом.
  • Учите ребенка признавать мнение других. Принимайте мнение ребенка с подчеркиванием убеждения: «ты меня убедил, я соглашусь с твоим мнением и…».

Совсем скоро ребенок обретет уверенность в себе и освоит навыки отстаивания своего мнения. Только не переусердствуйте. Все-таки в споре важна истина, а не упрямство.

Оригинал

О чем вы думаете?

  • ТЕГИ
  • вопрос
  • думать
  • ребенок
  • родители
  • спор
  • упрямство

Valeriy

Источник: http://informat.com.ua/kak-pravilno-nauchit-rebenka-sporit/

Ребенок и его первые соревнования. Как поддержать

Как правильно спорить с ребёнком?

Как подготовить ребенка к первым соревнованиям, что говорить, как поддержать и помочь побороть страх — обо всем этом читайте в нашей статье.

Поддержка ребенка перед первыми в его жизни соревнованиями — трудоемкая задача, отнимающая довольного много сил, и в первую очередь моральных. По своей сложности она не выходит за рамки тех трудностей, с которыми сталкивается любой родитель в процессе воспитания своих детей, поэтому бояться здесь точно нечего.

В этой статье мы поговорим о том, как психологически поддержать ребенка перед соревнованиями. И первое, на что стоит обратить внимание — на слово «психологически». Очевидно, что физической подготовкой занимается тренер.

Именно тренер лучше всего знает, как именно готовить ребенка к соревнованиям, какую нагрузку ему давать, и какой режим он должен соблюдать.

Не стоит в день соревнования заставлять ребенка, например, делать зарядку или разминку, если вас не попросил об этом тренер — такие «благие» намерения могут только навредить.

Итак, всю физическую составляющую отдаем на откуп тренеру. А мы поговорим про психологию.

Чувства ребенка

Ребенок на тренировке по теннису

Между соревнованиями на тренировках и «настоящим» соревнованием есть множество отличий. На «настоящих» соревнованиях ребенок испытывает чувства, доселе ему знакомые лишь косвенно — в соревновательных играх с родителями, с ровесниками, с партнерами по спортивной секции.

Так, ребенок во время подобных игр тоже испытывает возбуждение, мандраж, волнение, но эти чувства весьма слабы и сопровождаются пониманием игрового характера этих действий.

 На «настоящих» соревнованиях эти чувства приобретают «реальный» характер.

Это уже не слабые, полу-проявления чувств, а настоящие по своей силе и влиянию чувства, обладающие возможностью трансформации в страх, и проявляющиеся физиологическими свойствами: учащенное сердцебиение, бегающий взгляд, гиперактивность.

Если тренер принял решение заявить вашего ребенка на детские соревнования, значит он многократно объяснял и рассказывал детям на тренировках о том, что это будут за соревнования, что там будет происходить, что там нужно будет делать и как все будет выглядеть.

 Это необходимая психологическая спортивная подготовка к соревнованиям, которую должен осуществлять тренер. Если же подобной психологической подготовки на тренировках не проводилось, то это повод как минимум задуматься о смене тренера.

 Ведь он должен обладать не только знаниями о физической составляющей своего дела, но и быть в то же время хорошим психологом, тем более при работе с детьми.

По мере приближения дня соревнований, в ребенке будет нарастать беспокойство. Оно может проявляться в необычном (или редком) поведении, в эмоциях и т.п.

Отчасти данное напряжение снимается на тренировках, предшествующих соревнованиям, а также в образовательном учреждении, во время общения со сверстниками.

 После учебы или тренировок ребенок может вести себя «как обычно», но ближе ко сну эмоции могут возобладать снова.

Нельзя мешать ребенку

  1. Не нужно навязывать ребенку свой спортивный опыт. Ребенок должен сам попытаться всему научиться и во всем разобраться. Перенося свой опыт на ребенка родители очень часто «перегибают палку», превращая совет в наставление, и преподнося свои прошлые достижения как удивительные и непосильные другим заслуги.

  1. Не нужно заочно «спорить» с тренером («Твой тренер не прав»; «Я тоже тренировалась и знаю, что лучше вот так»). Нельзя подрывать авторитет тренера в глазах ребенка, ведь это может сильно ухудшить отношение ребенка к тренировкам и к самому тренеру.

  1. Не нужно реагировать на «спортивный» страх и волнение как на настоящие страх и волнение. Не говорите ребенку перед соревнованиями, чтобы он не нервничал или успокоился. Говорите, что беспокойство и эмоции перед соревнованиями — это нормально и хорошо.

    Ребенок должен понимать, что соревнования — это то место, где ему нужно показать свои самые лучшие качества, а предстартовое волнение и страх испытывают абсолютно все, и дети, и взрослые, просто иногда не показывают этого.

  1. Не нужно сравнивать вашего ребенка и других детей.

    «Я смотрела вашу тренировку, а ваш Миша бегает быстрее всех!», «Ты очень хорошо играл сегодня, но как зовут того мальчика, который забил пять голов? Он молодец, надеюсь, он будет играть в вашей команде на соревнованиях!». В то же самое время, не перехваливайте ребенка, будьте объективны в своих оценках.

    Действительно хвалить и критиковать имеет право только тренер, а вы должны подходить к оценке достижений ребенка с позиции любителя: «Ты здорово играешь, стараешься, ты молодец!».

  1. Не настраивайте ребенка на то, что поражение = печаль, грусть, и т.д.

    Ни в коем случае не заставляйте ребенка бояться поражения, внушать ему то, что в случае поражения нужно испытывать какие-то особенные, страшные для ребенка эмоции («Я все сделал не так, я все проиграл», «Я хуже всех», и так далее). В случае поражения все эмоции придут к ребенку сами.

Что нужно помнить

  1. Помните о том, что соревнования для ребенка — намного больший праздник, чем соревнования для взрослых. Ребенок не готов, образно говоря, отдать за победу жизнь, что присуще профессиональным спортсменам.

    Не ведите себя чрезвычайно серьезно, не показывайте свое волнение и беспокойство, не мандражируйте в день соревнований больше ребенка (или хотя бы не показывайте этого). Спланируйте день соревнований как обычный выходной, только вместо условного кинотеатра вы едете на детские соревнования — вот и все.

  1. После соревнований «живите» выступлением ребенка и говорите о них ровно столько, сколько захочет сам ребенок. Как правило, впечатления от соревнований, будь то победа или поражение, очень сильны, и ребенок будет хотеть много и долго разговаривать о том, что было, о том, как он смотрелся со стороны, что вы видели, и как все было.

    Обязательно участвуйте в этих разговорах, не говорите ребенку: «Ну все, мы уже в пятый раз об этом говорим, хватит» — говорите столько, сколько нужно ребенку. Это очень важная часть постсоревновательной психологической установки.

  1. Чрезвычайно важный момент — находитесь в контакте с ребенком.

    Привести родителей на стадион, начать играть матч, посмотреть на трибуну и увидеть, что родители сидят в телефоне/на что-то отвлечены/куда-то отошли (в туалет, например) — в общем, не следят за своим ребенком — одно из самых страшных и разочаровывающих событий для ребенка.

    Помните, что вы должны всегда находиться в контакте с ребенком (вербальном/зрительном — где что уместно). Сходите заранее в туалет, купите заранее бутылку воды, сделайте все дела и все нужные звонки. Ребенок выступает не только и не столько для себя, сколько для вас, особенно если он сам просил обязательно прийти и посмотреть, как он выступает.

После соревнований

Победа на соревнованиях

Помимо того, что написано выше (общение с ребенком, обсуждение его выступления), продолжите праздник, вне зависимости от результата соревнований. Поход в кафе, прогулка в парке, покупка воздушных шариков, и так далее — праздник соревнований должен быть продолжен праздником семейным.

В случае победы вы таким образом «отметите» ее, а в случае поражения, дадите ребенку достаточно времени на обдумывание и обсуждение этого с вами, а также наполните его день позитивными эмоциями.

В последнем абзаце можно было бы написать о том, что нельзя ругать, критиковать, сердиться на ребенка, но, очевидно, это понимает каждый родитель, даже не участвующий в соревнованиях и не знающий, что такое спорт. Мы лишь советуем запомнить, что к детским соревнованиям негативные эмоции не имеют никакого отношения, а вот позитивные — да!

Источник: https://rebenokvsporte.ru/rebenok-i-ego-pervye-sorevnovaniya-kak-podderzhat/

Как научить ребенка спорить ⋆ Онлайн-журнал для женщин

Как правильно спорить с ребёнком?

Говорят, что «в споре рождается истина». Речь пойдёт о споре. Истина может родиться только там, где все участники спора умеют отстаивать свое мнение.

Маленький ребенок беспрекословно верит всему сказанному взрослыми, и в умении спорить нет необходимости. Но с возрастом все чаще возникают ситуации, когда мнение ребёнка не учитывается или просто игнорируется, потому что он не умеет отстаивать собственное мнение. Эта сложная наука постигается в детстве.

Почему важно уметь спорить

Спор – это словесное состязание, противовес мнений, благодаря аргументированному обсуждению которых выясняется суть.

Есть люди, и их немало, которые не любят спорить и готовы принять чужую позицию. Однако уметь отстаивать свою точку зрения чрезвычайно важно. Если человек не имеет своего мнения, то перестаёт быть личностью.

Кроме того, окружающие люди могут заблуждаться, независимо от своего статуса, что может привести к неверным решениям. Чужое мнение нужно уметь воспринимать только как мнение, уважая его, но, не подчиняясь ему.

Людям свойственно ошибаться.

Люди с собственным мнением меньше поддаются чужому влиянию, а значит, в меньшей степени склонны попадать в зависимости: психоактивную, религиозную, идеологическую.

Спорщики, как правило, уверены в себе, имеют широкий кругозор, открыты и решительны. Положительных аргументов в пользу умения спорить вполне достаточно, чтобы начать учить ребенка этому непростому искусству. Работа состоит из двух больших этапов:

  • учить иметь свое мнение;

  • учить его отстаивать.

Как научить ребенка иметь свое мнение

Чтобы мнение формировалось, маленького человека нужно учить думать. Прежде всего, не делайте выводов за ребенка, а направляйте его в нужное русло. Если он задает вам вопрос, то не спешите с ответом, а дайте подсказку. Вот классические повседневные упражнения, заставляющее ребенка думать:

1. «Вопросом на вопрос». В принципе, во взрослой жизни такое поведение является дурным тоном, но в воспитательных целях – это очень действенный метод. Представьте типичную ситуацию:

– Мам, где мой портфель?
– А где ты его оставил?

И вот у ребенка восстанавливается цепочка событий: пришел из школы, поставил у входа или занес в свою комнату, а может, оставил портфель у папы на работе, а он обещал привезти его вечером на машине. Таким же образом можно искать любимые игрушки и вещи. Главное, самостоятельность и маленькая победа – нашел.

2. «День желаний». Современная жизнь не позволяет ежедневно учитывать мнение ребенка по поводу бытовых ситуаций.

Выбор между кашей и бутербродом на завтрак зависит от организации утра и отношения к питанию, но есть выходной день, который можно традиционно назвать Днем желаний.

Важно обсудить, что желает ребенок на завтрак, куда бы он хотел пойти в выходной, с какой целью. Мнение должно обсуждаться и приниматься, пусть даже с определенной корректировкой.

3. Задавайте вопросы. Важно, чтобы вопросы «почему» и «зачем» звучали не только в негативном контексте (почему ты испачкал одежду), а в позитивном: почему ты хочешь на каток, почему ты выбрал эти кроссовки и т.д. Похвалите за любые попытки аргументировать решения.

4. Спрашивайте мнение по мелочам. В течение дня есть масса возможностей для этого: в транспорте, по дороге в детский сад, в магазине, поликлинике, на детской площадке. Учите ребенка иметь свое мнение по отношению ко всему:

– Смотри, покрасили лавочку в парке. Тебе нравится цвет? – Да.

– А мне нет, кажется, что очень темный, или ты так не думаешь?

Или еще ситуация:

– Смотри, какая девочка, что ты о ней думаешь? – ? – Совсем ничего? А мне кажется, что она очень красивая. Ты так не считаешь? – Нет.

– А какие девочки нравятся тебе?

Очевидно, что подобные диалоги могут быть по поводу любых предметов.

Итак, у ребенка есть свое мнение. Он может высказать свои пожелания или отношение к чему-либо, аргументируя их. Значит, настало самое время учить ребенка отстаивать собственные позиции.

Учим детей спорить

Для умения спорить нужно учиться противостоять. Для этого полезны игры.

1. «Зеркало». Правила просты: повторять действия в зеркальном отражении. Нужно контролировать и другого человека, и себя самого.

2. «Да» и «нет» не говорите». Заранее обговорите, какие слова нельзя говорить и начинайте диалог. Ребенок должен учиться контролировать себя и свою речь.

3. «Упрямый ослик». Покладистым детям полезно быть упрямыми, хотя бы в игре. Суть игры в том, что ребенок (ослик) должен сделать все наоборот. Нужно идти – он стоит, нужно молчать – он кричит, нужно обойти кочку (лавочку), он… правильно, залезет на нее. Но решение ребенок должен принять сам.

4. «У кого больше доказательств». Давай будем доказывать, выигрывает тот, у кого больше будет доводов. Если ребенок затрудняется, задавайте наводящие вопросы. Вот примеры: читать полезно, потому что; ссориться плохо; хорошо иметь собаку; здорово уметь кататься на велосипеде.

5. «Согласен – не согласен». Игра сложна тем, что ребенок должен высказать свое мнение и аргументировать его:

– Болеть плохо…
– Согласен, потому что…

– Взрослые всегда правы
– Не согласен…

Если ребенок при этом не может объяснить, а предлагает примеры из жизни, примите их как верный шаг к успеху. В дальнейшем поменяйте условия игры: пусть ребенок высказывает своё мнение, а ваша задача будет аргументировать.

Полезно использовать эти приёмы в повседневной жизни

  • Выслушивайте внимательно и до конца. Показывайте ребёнку, что понимаете его, простыми выражениями: «да», «а что потом», «что он ответил» и т.д. Выражайте свою поддержку любыми способами: кивок, похлопывание, улыбка. Одобряйте аргументы ребенка. Уверенность в том, что его понимают и уважают, поможет точно и вежливо отстоять своё мнение в споре со сверстниками.

  • Учите ребенка делать выводы. Важно после его рассказов подводить итог, например, «здорово, когда человек пересиливает себя и справляется со страхом» или «хорошо, что ты умеешь сочувствовать».

  • Следите за мимикой и жестами ребенка. Иногда ребенку кажется, что он успешно скрывает свои эмоции, но глаза и руки говорят об обратном. Сообщайте ему об этом.

  • Учите ребенка признавать мнение других. Принимайте мнение ребенка с подчеркиванием убеждения: «ты меня убедил, я соглашусь с твоим мнением и…».

Совсем скоро ребенок обретет уверенность в себе и освоит навыки отстаивания своего мнения. Только не переусердствуйте. Все-таки в споре важна истина, а не упрямство.

Садова Светлана

Источник: http://www.ya-roditel.ru

Источник: https://top-cat.ru/kak-nauchit-rebenka-sporit/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.