Как определить, что ребёнок психологически готов к школе

Содержание

Как понять, что ребёнок готов к школе: 10 признаков

Как определить, что ребёнок психологически готов к школе

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия.

То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность – главное новообразование младшего школьного возраста.

Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще – оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей.

Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний.

Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном  поведении.

Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке – всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы.

Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.

4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает.

Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше – на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы.

Нелёгкая, на первый взгляд задача – но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает.

Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога – потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе. 

6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках.

Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь).

Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик – фрукты, или транспорт – это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.

8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы.

То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён – значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем – отлично!

10. Ребёнок верит в свой успех

Хорошая самооценка – залог успешного обучения в школе. Нужно поддерживать малыша и, безусловно, необходимо хвалить его, даже за небольшие достижения. Но при этом важно также подготовить кроху к тому, что в школе могут быть и неудачи.

Однако это –  не повод расстраиваться и опускать руки, а возможность приложить усилия и добиться лучшего результата. задача родителей – помочь ребёнку поверить в себя и свой успех. Тогда даже сложные задачи будут вашему чаду по силам.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/podgotovka-k-shkole/kak-ponyat-chto-rebyonok-gotov-k-shkole-9-priznakov/

Психологическая готовность ребенка к школе – тесты, диагностика, определение уровня

Как определить, что ребёнок психологически готов к школе

Многие современные родители отдают детей в школу уже в 6 лет, а не в 7 — как раньше. Но сегодняшние реалии требуют, чтобы была психологическая готовность ребенка к школе, а также социальная адаптивность и эмоциональная устойчивость.

С целью определения уровня подготовки дошкольника к поступлению в первый класс, особенно в гимназию или лицей, либо более элитную или частную школу, могут быть вступительные испытания у школьных педагогов-психологов в виде тестирования и другой диагностики социально-психологической готовности детей к обучению в школе.

Чтобы вам самим, как родителям, было понятно, готов ли ребенок к школе, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вам предлагается пройти тест и другую диагностику на эмоциональную, социальную и психологическую готовность дошкольника к обучению в первом классе.

Для чего необходима психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Сейчас, в современной российской школе, к первоклассникам предъявляются такие требования, такая высокая психологическая готовность к обучению в школе (уровень психологического развития, интеллекта, эрудированности, общих знаний, адаптивности в социуме и т.д. и т.п.), что многие родители вполне, казалось бы, правомерно возмущаются, типа «а зачем школа и учителя, если ребенок должен иметь готовность к школе (к первому классу), как раньше ко второму…».

«Раньше дети (обычно семилетки) шли в первый класс, чтобы научиться читать, писать и считать, а теперь это все надо уже уметь до поступления в школу…» — негодуют многие родители будущих первоклашек, которым по сути самим приходится обучать всему этому своих чад.

В чем-то, конечно, может они и правы — на плечи мам и пап ложится великое множество проблем, связанных не только с воспитанием своих детей, но и их развитием и образованием, что в советское время было делегировано детским садам и школе, зачастую вместе с воспитанием…

Но современный подход к развитию и образованию детей и их готовность к обучению в школе, практически всецело возложен на родителя.

Такое ощущение, что нынешняя школа лишь намекает на предмет, который типа изучают, дает задания, тестирует и экзаменует, а в конце выдает «бумажку с печатью», как бы подтверждающую, что выпускник школы имеет готовность к дальнейшей, более взрослой жизни — «аттестат зрелости».

Можно, конечно, сказать, что это такая современная специфика школьного образования, связанная с бОльшими требованиями жизни, что так необходима готовность ребенка к обучению в школе, но родителям лучше все же брать всю ответственность за своих детей и их будущее на себя и формировать психологическую готовность своего ребенка к школе самостоятельно, либо с помощью детских психологов и репетиторов.

Что такое диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школе, особенно шестилетних детей, включает в себя различные психологические тесты: интеллектуальные, эмоциональные и социальные виды тестирования.

Практически любой радивый родитель может самостоятельно определить готовность своего ребенка к обучению в школе, протестировав его уровень знаний, эрудиции, развития интеллекта, мышления, социальной адаптированности, эмоциональности и др.

При необходимости, мама и папа могут обратиться к социальному, детскому психологу или психотерапевту для консультации о формировании готовности ребенка к школе и, если понадобится, психокоррекции и повышения мотивации к обучению.

Существует множество тестов, чтобы проверить готов ли ребенок к школе, мы вам предложим некоторые, самые популярные и востребованные их них.

Тест — готовность ребенка к школе

Чтобы вам, родителям, определить психологический уровень готовности вашего ребенка к обучению в школе, вам нужно провести тестирование с ним самостоятельно, задавая ребенку вопросы из данного теста и отмечая подходящий вариант ответа, согласно инструкции.

Инструкция для родителя, как правильно пройти тест на готовность ребенка к школе:
Проводить опрос с ребенком лучше, когда у него хорошее настроение, выстроив так с ним диалог, чтобы он воспринимал это как игру (не напрягаясь).

Это один из тестов на определение готов ли ребенок к школе, выявляет уровень психосоциальной зрелости.

Задайте по очереди ребенку следующие вопросы, и в зависимости от его ответа, отметьте результат.

Консультация семейного психолога

Подростковый психолог (для родителей)

Отдавать ли ребенка в школу с 6 лет?

Пройдите другие Тесты для детей (и родителей)

Рисуночные тесты для детей

Личность ребенка — тест

Правила воспитания детей

Советы родителям

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/testy-detyam/gotovnost-k-shkole-test/

Проверяем готовность ребенка к школе: тесты для будущих первоклашек

Как определить, что ребёнок психологически готов к школе
Лето – заслуженное время отдыха для школьников и волнительное для будущих первоклашек и их мам и пап. Еще не все определились со школой и не все собрали документы. Нужно успеть пройти врачей! Купить самый красивый ранец, школьную форму и канцтовары.

А еще немного пугает неизвестность: хорошо ли подготовлен вчерашний детсадовец к школе? Портал Ннмама.ру узнал, как проверяется готовность ребенка к школе, что должен уметь будущий первоклашка. 

1. Развитая усидчивость.

Ребенок должен быстро приспосабливаться к новой деятельности и уметь работать над задачей какое-то время. 

2. Навык постановки цели, составления плана действий. Будущий первоклашка должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ему нужно отказаться от интересующей его игры. 

3. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении. 

4. У него должна быть развита связка «глаз – рука»: умение координировать действия. 

5. Способность успешно взаимодействовать со сверстниками. 

  • Зачатки умений оперировать мысленно отвлеченными понятиями (что такое счастье, боль, радость). 
  • Элементарное владение операциями анализа и синтеза в речевой и зрительной формах (различать гласные и согласные, первый и последний звук в слове и т.д). 
  • Умение обобщать, классифицировать: яблоко, груша, апельсин – это фрукты.

Готовность ребенка к школе: речевая 

1. Словарный запас в пределах возрастной нормы. У ребенка 6-7 лет в активном использовании должно быть от 3500 до 7000 слов.  

2. Ребенок активно использует образные выражения, метафоры (солнечная улыбка, красивый закат). Выстраивает грамматически верные предложения: склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу. Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если». 

3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах. 

4. Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений. 

5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями. 

Чтобы узнать, как ваш ребенок готов к школе, можно провести следующие тесты. Только не нагружайте ими ребенка сразу, сделайте перерыв хотя бы в один день.  

Ребенок должен ответить на следующие вопросы: 

1. Назови свои фамилию, имя, отчество. 

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей? 

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин? 

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 

10. Кем работает твой папа, твоя мама? 

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш). 

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 

14. Почему снег бывает зимой, а не летом? 

15. Что делает почтальон, врач, учитель? 

16. Зачем в школе нужна парта, звонок? 

17. Ты хочешь пойти в школу? 

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 

19. Каких животных ты знаешь? 

20. Каких птиц ты знаешь? 

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки? 

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух. 

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”, а неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”. 

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так: •

  •  №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
  •  №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл. 
  • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл. 
  • № 22 – за правильный ответ – 2 балла. 
  •  № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе. 

Оценка результатов

Ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости. 

Выявляет уровень развития наблюдательности. Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях). Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. 

Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия. 

Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться. Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака. Условие проведения теста – полная тишина. В начале скажите.

Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке. 

Всего проводится 5 наборов слов: после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, вы опять произносите те же 10 слов: 

Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь. 

Перед пятым разом скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”. 

Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать. Хороший результат, когда после первого перечисления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).

Источник: https://www.nnmama.ru/content/evolution/intell_razv/gotovnost-rebenka-k-shkole/

Как определить готов ли ребенок к школе — тесты для детей на логику и внимание

Как определить, что ребёнок психологически готов к школе

/ Развиваемся и учим / Как определить готов ли ребенок к школе — тесты для детей на логику и внимание

Все нижеприведенные методики ранее уже были опубликованы в авторитетных источниках. Предложенные вашему вниманию диагностические тесты надежны, конкретны, достоверны и просты. Экспресс- диагностику могут проводить не только молодые родители, но и бабушки с дедушками.

Данные тесты используются психологами во время массовой диагностики при приеме детей в первый класс. Сразу хотим отметить, что они не оценивают личность ребенка, а позволяют лишь диагностировать его физиологическую и психологическую подготовленность.

Прежде чем тестировать ребенка, его необходимо подготовить к этому процессу. То есть создать психологически комфортную обстановку. Родители должны объяснить ребенку, что ему никто не собирается ставить оценки за ответы и выносить «приговор».

Тестирование проводится с единственной целью — узнать насколько он уже готов к школе и над чем еще стоит поработать.

Физиологическая готовность — основные критерии

Мы приведем несколько тестов, которые помогут понять родителям – насколько их ребенок физиологически готов к школе.

Филиппинский тест

Известный российский биолог В. Сонькин выявил закономерность, на основании которой разработал собственную диагностику, получившую в научном мире название «Филиппинский тест».

Наблюдения показали, что в возрасте шести-семи лет здоровые дети переживают «полуростовой скачок», в результате которого у них резко увеличивается длина конечностей – рук и ног. Кроме того, наблюдается существенное увеличение полушарий головного мозга.

Суть Филиппинского теста заключается в том, что ребенку дается задание – обхватить голову одной рукой и дотянуться до противоположного уха. Дети до пяти лет сделать этого не в состоянии. Если дошкольник легко дотягивается до уха, то по своей конституции и физиологическому развитию он соответствует общепринятым нормам.

Конечно, в данном случае все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Некоторые дети легко выполняют этот тест в шесть лет, некоторые в семь. По мнению ученых, детям, выполняющим данный тест без особых усилий, учеба в школе дается легко.

Данное заключение основывается на том, что полуростовой скачок произошел и оба полушария мозга у ребенка претерпели необходимые преобразования.

Тест на «доминирующую руку»

Родители дошкольника обязательно должны знать — какая рука у ребенка является доминирующей. То есть «правша», «левша» или «амбидекстр» (ребенок, который владеет обеими руками одинаково).

Как правило, внимательные родители и без проведения дополнительных тестов знают, какая рука у ребенка «ведущая». И все же, лишний раз не помешает в этом убедиться.

Для проведения этого теста родителям потребуется ручка и бумага.

Задание № 1

Ребенок должен скрестить руки на груди. Запишите, какая рука оказалась сверху.

Задание № 2

Попросите ребенка сплести пальцы в замок. Большой палец какой руки оказался сверху? Запишите результат.

Задание № 3

Посадите ребенка за стол и положите на столешницу обычную расческу. Причем так, чтобы она находилась на одинаковом расстоянии от обеих рук. Попросите ребенка причесать волосы и понаблюдайте, какой рукой он возьмет расческу. Запишите результат.

Задание № 4

Попросите ребенка похлопать в ладоши – поаплодировать. Запишите, какая ладонь оказалась сверху.

Задание № 5

Дайте ребенку катушку и нитки. Попросите намотать нитки на катушку. Запишите, какой рукой он будет это делать.

Задание № 6

Если дома есть игра «Дартс», попросите дошкольника бросить дротик в центр мишени. Запишите, в какой руке окажется дротик.

Проанализировав записи, родители без труда смогут определить, какая рука у ребенка является «ведущей».

Как правило, «леворукость» передается по наследству. У левшей за образное мышление отвечает левое полушарие, за логику и математические способности – правое. У «правшей» все наоборот. Встречаются детишки, которые одинаково владеют и правой и левой рукой – амбидекстры.

Еще совсем недавно в советских школах «леворуких» детей всеми силами переучивали и заставляли пользоваться при письме только правой рукой. Сегодня психологи единодушны во мнении, что делать этого нельзя.

Поэтому родители должны предупреждать учителей, что их ребенок левша и настаивать, чтобы он писал правой рукой не надо. Детей амбидекстров нужно просто постараться сосредоточить на работу правой рукой.

Если ваш ребенок упорно перекладывает фломастер, карандаш, ложку из одной руки в другую – не мешайте ему это делать. Он сам сумеет адаптироваться и выбрать, какой рукой ему удобней выполнять те или иные действия.

Конечно, проверить физиологическую подготовку ребенка к школе поможет и медосмотр, который проходят все детишки дошкольного возраста.

Подойти к этому мероприятию родители должны со всей ответственностью. Особого внимания заслуживают дети, которые родились в осенние месяцы, ведь они пойдут в школу чуть-чуть раньше.

Но иногда это «чуть-чуть» может сыграть существенную роль в готовности ребенка к школьной нагрузке.

Психологическая готовность к школе — тесты на логику, внимание

Понятие «психологическая готовность» в себя включает:

  • Интеллектуальную готовность дошкольника.
  • Коммуникативную.
  • Мотивационную.
  • Эмоционально-волевую.

Понять, насколько ваш ребенок психологически готов к обучению, поможет нижеприведенные опросники и тесты.

Опросник на интеллектуальную готовность и логику включает в себя следующие вопросы:

  1. Скажи, пожалуйста, кто выше – жираф или лошадь? Кто больше слон или волк?
  2. Трава зеленая, а море ….
  3. Утром ты завтракаешь, а вечером …
  4. Днем светло, а ночью…
  5. Москва, Киров, Новгород – это что?
  6. Бананы, персики, абрикосы, яблоки – это? А помидор, огурец, капуста – это?
  7. Посмотри на часы и скажи, который час?
  8. Для чего опускается шлагбаум, прежде чем на путях появится поезд?
  9. Хоккей, футбол, плавание, теннис – это?
  10. Совсем маленькая корова – это теленок? А маленькая собачка – кто?
  11. Ты сможешь назвать несколько транспортных средств?
  12. Для чего в автомобиле есть тормоз?
  13. Чем похожи друг на друга кошечка и белка?
  14. В чем отличие гвоздя от винта? Ты бы смог их отличить и как?
  15. Летом жарко, зимой…

Тест на проверку внимания и логику

Посадите ребенка за стол, дайте ему карандаш, лист бумаги и попросите нарисовать мужчину. Задание должно звучать так: «Нарисуй мужчину!» и никаких дополнительных пояснений. Если ребенок начнет задавать вопросы, следует повторять только эту фразу.

Рисунок оценивается на 5 баллов, если ребенок нарисовал фигуру мужчины, состоящую из головы, туловища, рук и ног. На голове имеются волосы или головной убор. На лице выделены глаза, нос, рот. Голова пропорциональна туловищу. Ребенок нарисовал уши. Руки на рисунке заканчиваются кистью. Обратите внимание на пальцы.

Сколько пальчиков нарисовал ребенок?  На фигуре должна быть нарисована мужская одежда. Если ваш ребенок нарисовал «мужчину», состоящего из отдельных частей – он еще недостаточно подготовлен к занятиям в школе. Родителям следует подробно обсудить с ребенком его рисунок, объяснив, где он допустил ошибки.

На следующий день можно изменить задание и попросить нарисовать женщину.

Тест на цветовые понятия и логику

Положите перед ребенком коробку с карандашами, попросите его:

  1. Показать самый светлый цвет.
  2. Самый темный.

Затем, попросите разложить карандаши одного цветового спектра по интенсивности. Например: голубой, синий, темно-синий.

Возьмите матрешку, попросите ребенка ее разобрать и показать самую большую и самую маленькую фигурку. Попросите показать среднюю матрешку.

Тест на временные представления

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/kak-opredelit-gotov-li-rebenok-k-shkole-testy-dlya-detej-na-logiku-i-vnimanie.html

Как понять, что ребенок готов к школе?

Как определить, что ребёнок психологически готов к школе

Начало учебы в школе – это важный и ответственный этап в развитии каждого ребенка. Меняется не просто учреждение, которое он посещает (если до этого он ходил в детский сад), хотя и смена привычной обстановки очень сильно влияет на малыша.

Теперь его окружают незнакомые люди, перед ним ставятся совершенно новые задачи и к нему предъявляются другие требования. Недаром психологи называют этот период «кризисом семи лет». Ведь на такую нагрузку ребенок может реагировать по-разному, и часто возникает негативное поведение.

Особенно такое случается, когда он психологически или физически оказывается не готов к переменам.

Понять, насколько ребенок готов к обучению в школе, не будет ли нагрузка для него слишком тяжелой, а новая обстановка слишком стрессовой, можно с помощью так называемой оценкипсихосоциальной зрелости, о которой мы расскажем ниже. И хоть обычно этими тестами пользуются специалисты, провести их могут и сами родители, чтобы выявить слабые стороны ребенка и «подтянуть» его за лето.

Как определить уровень психосоциальной зрелости ребенка?

Во многих школах перед тем, как записать ребенка в первый класс, с ним знакомится школьный психолог и проводит тестовую беседу, предложенную С. А. Банковым.

Он задает ребенку ряд вопросов, таких как: «Назови свои фамилию, имя, отчество», «Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?» или «Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?» За каждый ответ присуждается определенное количество баллов, которые потом суммируются. В процессе такой беседы специалист получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье.

Следует отметить, что по результатам тестовой беседы школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим методикам общего обследования ребенка на школьную зрелость.

Чаще всего, для этого используется несколько тестов, определяющих, помимо психосоциальной зрелости, наличие знаний об окружающем мире, уровень восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, речи, уровень умственной трудоспособности и способности к произвольным действиям.

1. Имитация написанного текста (вариант задания из теста «Школьной зрелости» А.Керна и И.Ирасека)

Ребенку дается лист бумаги с написанным коротким предложением и предлагается написать на другом листе то же самое.

При этом оценивается не то, как дошкольник умеет писать (этого от него не требуют), а насколько он может выполнять не очень интересное задание, копируя предложенные слова. В процессе обучения в школе детям приходится выполнять не всегда интересную для них работу.

Чтобы это было возможно, у ребенка должны быть достаточно хорошо развиты волевые качества. Проверить уровень их развития как раз и помогают такие задания на подражание образцу.

Также в процессе выполнения таких заданий выявляется, насколько хорошо развита тонкая моторика кисти рук и двигательная координация. Это очень важные показатели того, как ребенок в дальнейшем будет овладевать письмом, а также способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом.

2. Методики оценки развития мышления и речи

Одна из таких методик заключается в том, что психолог называет ребенку несколько несложных слов в единственном числе и просит назвать их форму множественного числа.

Выполнение этих заданий позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией.

Дети, допустившие много ошибок, нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры).

Недостаточный уровень развития речи может сказаться не только на трудностях в усвоении новой информации, но и на общении ребенка со сверстниками, которые могут обращать внимание, высмеивать ошибки в его речи.

3. Методика «Умозаключения» (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.)

Ребенку предлагают выбрать пару к слову по аналогии с образцовой парой слов. Например, подобрать к слову «гвоздика» такое, которое подходило бы так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Выбрать пару предлагается из нескольких данных слов («сорняк», «роса», «садик», «цветок», «земля»).

С помощью этой методики оценивается способность дошкольника делать умозаключения в соответствии с образцом, то есть уровень развития словесно-логического мышления. Выясняется, видит ли он логические связи и отношения между понятиями, может ли выделить существенные признаки вещей и использовать эти признаки для умозаключений.

В каждом последующем задании основной признак меняется, и, основываясь на закономерности из предыдущего задания, ребенок будет ошибаться. При оценке результата теста также учитывается, насколько быстро дошкольник начал самостоятельно и без помощи психолога давать правильные ответы.

Это говорит о том, насколько быстро впоследствии ребенок будет овладевать знаниями.

Помимо использования тестов, психолог может оценивать психосоциальную зрелость ребенка и в процессе наблюдения за его поведением: быстротой реакций, сомнениями или уверенностью в своих ответах, проявлениями тревоги, включенностью в процесс решения задач, утомляемостью, эмоциональным состоянием. Отмечается, понимает ли ребенок важность ситуации поступления в школу в целом. При этом лучше всего, когда он чувствует серьезность этого шага, знает об изменениях, которые ждут его, но при этом не боится их и излишне не переживает, что может не попасть в школу.

Оценка психосоциальной зрелости ребенка происходит адекватно, когда все методики применяются в совокупности, и вывод делается по всем результатам и наблюдениям в целом, так как каждая методика оценивает свой показатель, являющийся частью общей картины.

При этом важна и высокая компетентность психолога, проводящего тестирование. Низкие результаты тестирования могут говорить не только о том, что у ребенка недостаточный уровень школьной зрелости.

Например, специалисту не удалось наладить контакт с ребенком, поэтому, даже зная верные ответы на вопросы, ребенок может отказаться на них отвечать или ответить неправильно из-за смущения и растерянности.

Важно, чтобы психолог во время беседы создавал атмосферу доверия, подавал ему положительные, одобрительные оценки, независимо от успехов ребенка, подбадривал его.

Что делать после того, как вы узнали уровень психосоциальной зрелости своего ребенка?

По результатам обследования обычно выделяют три уровня психосоциальной зрелости будущего ученика.

Высокий уровень говорит о том, что ребенок может справиться с обучением в любой школе, в том числе и с углубленным изучением определенных предметов.

Однако, при обучении такого ребенка в обычной школе могут возникнуть проблемы с мотивацией, так как ему будут не интересны слишком простые для него задачи.

При выборе специализированной школы очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы и предпочтения.

Ребенку со средним уровнем зрелости будет уже тяжелее справиться с повышенной трудностью обучения, но при помощи родителей или репетиторов это возможно.

Хотя здесь рекомендуется учитывать и состояние самого ребенка – нагрузки, находящиеся на грани его возможностей, могут вызвать как физические, так и психологические негативные последствия.

Поэтому при среднем уровне школьной зрелости лучше всего отдавать ребенка в обычную школу, по крайней мере, на время начальных классов, а затем можно еще раз попробовать пройти экзамен в школу с повышенными требованиями.

При низком уровне психосоциальной зрелости дошкольнику будет тяжело осваивать новый материал, а это также может сказаться на мотивации к обучению и, в любом случае, вызовет дополнительный стресс. Лучше всего протестировать вашего сына или дочь за год или хотя бы полгода до планируемого поступления в школу.

Это даст вам запас времени на подготовку ребенка, если тесты покажут недостаточный уровень зрелости. Если же низкий уровень зрелости выявлен накануне начала обучения, необходимо еще раз пересмотреть свое решение отдавать ли его в школу в этом году или более основательно подготовить к следующему.

В случае если все же принято решение идти в школу, необходимо все оставшееся перед поступлением время посвятить интенсивной подготовке: расширять кругозор ребенка, стимулировать его общение со взрослыми и сверстниками, выстраивать график дня в соответствии со школьным расписанием.

Также родителям нужно быть готовым к тому, что адаптация к школе может проходить долго и негативно сказываться на поведении ребенка и его отношениях со сверстниками или учителями. В этом случае важно относиться с пониманием и терпением, так как ребенку действительно тяжело справляться со всеми новыми задачами одновременно.

А при отсутствии поддержки с вашей стороны он может просто не выдержать такой нагрузки.

Некоторые специалисты выделяют также очень низкий уровень зрелости, при котором рекомендуют отложить поступление в школу до следующего года и заниматься развитием особенно низких показателей в соответствии с оценкой психолога.

Так что если вы не знаете, отдавать или не отдавать ребенку в школу, пройдите тесты. И если протестировать ребенка вы можете самостоятельно, то расшифровывать результаты лучше при помощи специалистов. Это необходимо, для того чтобы правильно определить уровень психосоциальной зрелости и подобрать для малыша подходящее учебное заведение.

Психолог портала «Я-Родитель»,
Анастасия Вялых

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-ponyat-chto-rebenok-gotov-k-shkole/

Виды готовности к школе: характеристика и критерии. Как определить, готов ли ребенок к школе или пока нет

Как определить, что ребёнок психологически готов к школе

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему.

Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.

), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6520_vidy_gotovnosti_k_shkole

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.