Как не сойти с ума в школе после летних каникул

Содержание
  1. Адаптация учащихся после каникул
  2. Советы родителям:
  3. Адаптация к школе: советы преподавателям
  4. У вас недостаточно прав для добавления комментариев
  5. 5 советов, как помочь ребёнку вернуться в школу после летних каникул
  6. 2. Договоритесь о его новых обязанностях и правах
  7. 4. Спросите, что ребёнку не нравится в школе
  8. Как разговаривать с подростками и не сойти с ума?
  9. Почему все сложно?
  10. Маленькие взрослые
  11. Кто прав, кто виноват
  12. Видеть лучшее
  13. Как не сойти с ума?
  14. Когда же станет легче?
  15. Жизнь после каникул: как настроиться на учебу, Школьная жизнь
  16. Как вернуть ребенка из состояния летнего релакса и настроить на рабочую волну?
  17. Несколько слов о биоритмах
  18. Как не сойти с ума от количества дел, или Тайм-менеджмент работающей мамы
  19. «Лайфхаки» и хитрости
  20. Дружить, помогать, отдыхать
  21. Другие публикации авторского блога
  22. Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул?
  23. Распорядок дня
  24. Питание ребенка
  25. Развитие коммуникативных навыков
  26. Как подготовить ребенка к учебе в школе
  27. Покупка учебных принадлежностей

Адаптация учащихся после каникул

Как не сойти с ума в школе после летних каникул

Адаптация  – процесс приспособления  организма к новым условиям окружающей среды. К чему человек может адаптироваться? (к новым людям,  к новым требованиям, одежде, новому режиму).

Вместе с началом осени в нашу жизнь приходит много изменений.

Какие изменения происходят? Меняется погода, одежда и настроение. Заканчивается время отпусков и летних каникул.

Для детей начало учебного года – не только приятные встречи с одноклассниками (а для первоклашек – новые друзья), но и большой стресс.

Почему? Переход на новый распорядок дня, изменение режима. 

Процесс адаптации после лета у школьников разного возраста проходит тоже по-разному. Быстрее всего справляются с этим нелегким делом старшеклассники. Они уже не первый год ходят в школу и проходили этот период несколько раз. Так что пары недель будет достаточно, чтобы привыкнуть к учебному процессу и изменению режима.

Привыкшие за лето ложиться спать в более позднее время, а просыпаться, когда душа пожелает, дети очень болезненно переживают возвращение к режиму.

Не хватает усидчивости и внимательности, желания «включить мозги» и войти в процесс обучения.

Они быстро устают и теряют интерес к занятиям, порой даже впадают в депрессивное состояние, которое отражается на здоровье нервной системы и общем самочувствии.

Нашим детям так непросто садиться за школьную парту сразу после отдыха. Многие родители думают, что ребенок в первый же учебный день сам по себе настроится на учебу, сконцентрируется и станет внимательным.

Легко ли вам адаптироваться к работе после отпуска?

Неужели Вы каждый раз после отпуска беретесь за работу с повышенным энтузиазмом, будто не чувствуя изменений в своем распорядке дня? Поэтому и дети, которые мгновенно чувствуют повышение нагрузки, не могут так же мгновенно переключится на школьные будни, подготовку уроков, написания контрольных и тому подобное.

Какой режим дня был у детей летом?

Ребята, как правило, «отсыпаются» до 9-10 часов утра, потом завтракают, много проводят времени на свежем воздухе (в лучшем случае) или сосуществуют с компьютером (что в настоящее время распространено), а спать ложатся поздно.

Если в таком режиме ребенок продолжает существовать до последнего дня каникул, то, конечно, переход на учебное время  дается ему очень нелегко. Привычку вставать о 7.00 на каникулах все бросают, поэтому первые школьные дни дети почти спят на уроках.

Какая уже здесь концентрация внимания и хорошие оценки?

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти. Сделайте этот вечер спокойным.

Нет ничего плохого в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно. Помогите подготовить одежду, которая завтра нужно будет одеть.

Продумайте все до пустяков, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать носки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Также лучший помощник при многих проблемах — это свежий воздух. Будет чудесно, если вы сделаете эти прогулки семейными. Ребенок, который проводил много время на улице во время каникул, адаптируется к школе намного быстрее, чем тот, кто все это время просидел возле компьютера и телевизора.

Родители в жизни ребенка играют основную роль. Именно они закладывают фундамент будущей личности, помогают сформировать привычки, развивают способности.

Школьный период не является исключением, так как от домашней среды во многом зависит желание ребенка учиться и достигать при этом хороших результатов. Обязательно следите за режимом ребенка. Продолжительный и, главное, здоровый сон непосредственно влияет на успехи в учебе.

Дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.

Советы родителям:

  • Следите за каникулярным режимом ребёнка. За месяц или хотя бы за несколько дней до учебы надо отучать ребёнка от ночных бдений у телевизора, укладывать спать раньше и повторять пройденное за прошлый год. По мнению специалистов, это позволит резко снизить последствия стресса после отдыха. Родители, не следящие за каникулярным режимом школьников, должны быть готовы к их серьезным расстройствам.
  • Ребёнок должен высыпаться. В начале сентября обратите особое внимание на тщательное соблюдение режима. Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон.  Доказано, что дети, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими.  Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.
  • Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от ребенка слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу  как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет на занятия с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.
  • Окружите ребёнка заботой и пониманием. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.                                                                                                                                                                                  

Адаптация к школе: советы преподавателям

Очень часто учителя забывают о том, что школьникам нужно адаптироваться после лета и привыкнуть к нагрузкам. Они могут интенсивно начать их вводить в школьную программу, требуя безукоризненного выполнения заданий. Дети, в свою очередь, не готовы концентрировать внимание на новой теме, они переполнены воспоминаниями о лете и горят желанием поведать обо всем этом своим одноклассникам.

Гораздо эффективнее будет сделать небольшое отклонение от программы и устроить «свободный» урок, на который ученики смогут принести предметы, которые им напоминают о прошедшем лете. Это могут быть и фотографии, и ракушки, привезенные с моря, значки, магнитики, какие-то поделки или рисунки. Пусть они расскажут о событиях лета в свободной форме, легкой для понимания сверстниками.

Устраивайте посреди урока минутки свободы, пусть поболтают немного. Это даст стимул к хорошему поведению и улучшению внимательности. Для детей младших классов полезно делать перерывы на физкультминутки.

Подводя итог, хочется сказать, что все находится в ваших руках. Ребенку не справиться с адаптационным периодом между летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима поддержка как дома, так и в школе.

Автор материала: Антонова Елена Владимирована

Следующая статья Консультация: “Девочки и мальчики”Предыдущая статьяСоветы для родителей: “Как помочь ребенку проснуться”

психология школьников

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Источник: https://www.prodlenka.org/psihologija-shkolnikov/4371-adaptacija-uchaschihsja-posle-kanikul.html

5 советов, как помочь ребёнку вернуться в школу после летних каникул

Как не сойти с ума в школе после летних каникул

Если «лето — это маленькая жизнь», то возвращение в школу для многих детей и особенно их родителей превращается в конец света. Детский и семейный психолог Галия Нигметжанова рассказала о том, как сделать этот процесс менее болезненным и даже приятным.

Человеку, будь он взрослым или ребёнком, всегда сложно переживать любые изменения в налаженном распорядке дня. Речь не только о переходе от хорошего к плохому: после изнуряющего учебного ритма перестроиться на режим каникул тоже непросто. Что уж говорить о возвращении в школу после трёх летних месяцев.

К сожалению, иногда родители вместо того, чтобы поддержать ребёнка в этой непростой ситуации, говорят: «Ты разболтался», «Вот сейчас начнётся учёба, а ты спишь до полудня» и так далее. Такие фразы точно не мотивируют, а только пугают.

Но всё-таки есть несколько способов сделать возвращение в школу после каникул приятнее.

Непреложный закон психологии: сначала «кто», а потом — «что». Первая и самая большая радость — встреча с одноклассниками. В основе любой коммуникации после перерыва лежит желание поделиться тем, что с тобой произошло.

Именно поэтому родителям накануне учебного года можно во время семейных посиделок обсудить с ребёнком, как прошло лето. Какие он видел страны и города? Какую большую рыбу поймал с папой? В каком летнем лагере был? Просто помочь сыну или дочери восстановить в памяти, что хорошего с ним произошло за эти три месяца.

Так родители аккуратно намекают, сколько всего интересного он сможет рассказать друзьям в школе.

2. Договоритесь о его новых обязанностях и правах

За лето ребёнок повзрослел, перешёл в следующий класс, а значит — обрёл новый социальный статус. Почему-то мы обычно акцентируем внимание на увеличении обязанностей, а про новые права упомянуть забываем.

Как отразится новый статус на жизни ребёнка? Можно обсудить, изменится ли сумма на карманные деньги с нового учебного года, или добавить дни, по которым он будет самостоятельно возвращаться из школы.

Эти вопросы стоит обсуждать в форме диалога: «Знаешь, я тут подумала, что можно давать тебе другую сумму карманных денег. Как ты думаешь, на что тебе могут понадобиться карманные деньги в 6 классе?».

Если ребёнок, например, скажет, что давно мечтает о новом телефоне или наборе Lego, предложите ему такую сумму, из которой он сможет откладывать часть денег на свою мечты. Предвкушение нового статуса и новых возможностей заметно скрасит окончание каникул.

Любые жизненные перемены сопровождаются обрядами. Новый этап влечёт за собой обновление пространства. Часто мы просто шпыняем детей: «Кругом бардак, где ты будешь уроки делать?». Гораздо эффективнее позволить ребёнку самому решить, как должно выглядеть его рабочее место. Как ему будет удобно, что необходимо убрать или принести. И подумать об этом лучше не 31 августа, а немного заранее.

Не пренебрегайте и покупкой школьных принадлежностей. Делать это лучше вместе, потому что канцелярский мир — тетради, ручки, пенал — тоже часть перехода из одного класса в другой.

Перед выходом из дома составьте вместе список всех необходимых вещей, но обязательно оставьте небольшую часть бюджета на то, что может захотеть сын или дочь в магазине. Если он просит тетрадку со Спайдерменом, а в школе запрещают цветные обложки, пойдите на компромисс и купите её для черновика.

Главное, обо всём договориться на берегу, до того, как вы оказались в магазине, иначе всё закончится ненужным скандалом из-за лишнего ластика или ручки.

4. Спросите, что ребёнку не нравится в школе

Вспомните, что раздражало, мешало, не получалось в прошлом учебном году. Допустим, «каждый раз мы ищем кроссовки, они постоянно куда-то пропадают». Обсудите эту ситуацию спокойно, никого не обвиняя.

Даже некоторые взрослые возвращаются домой, преодолев уже полпути на работу, из-за забытого телефона или невыключенного утюга. Вместе с ребёнком придумайте, как эту проблему можно решить.

Например, вбить в стену крючок специально для злосчастных кроссовок.

Школьная программа не зря разбита по неделям: в соответствии с рекомендациями физиологов первые недели — это адаптация к учёбе. Учителя обычно не дают новый материал, а проверяют, что осталось в головах учеников с прошлого года, и редко ставят отметки.

Родителям стоит действовать так же, не нужно сразу завинчивать гайки. Детям часто трудно первый месяц именно потому, что взрослые сеют тревогу, драматизируют и упрекают: «Ты всё лето провалял дурака, теперь пожинаешь плоды.

А я тебе говорил, что надо было каждый день сидеть с книгами и учебниками!». Ребёнок, который хорошо отдохнул и получил две недели в сентябре для адаптации, потом делает заметный рывок вперёд.

Конечно, не считая тех случаев, когда у него серьёзные пробелы за прошлый учебный год, а родители об этом узнали в сентябре.

Источник: https://mel.fm

Источник: https://cesmakuu.md/5-sovetov-kak-pomoch-rebyonku-vernutsya-v-shkolu-posle-letnix-kanikul/

Как разговаривать с подростками и не сойти с ума?

Как не сойти с ума в школе после летних каникул
annasavchenkova.ru

Все это так – с точки зрения взрослого. Но, посмотрев на ситуацию глазами взрослеющих детей, мы увидим совершенно другую картину. И, может быть, только так сумеем понять друг друга и договориться.

Почему все сложно?

Если в поисковик ввести фразу «Как общаться с подростками», он выдает гору ссылок с полезными советами. Кажется, все, что нужно – это прочитать, запомнить и действовать строго по инструкции. Ничего нового и полезного тут уже не скажешь. Однако все оказалось сложнее.

Новосибирский психолог Светлана Логинова несколько лет работала с подростками в Центре социальной реабилитации для несовершеннолетних, затем стала частным психологом, продолжая постоянно общаться с детьми «трудного возраста». Наш разговор о подростках она начала с признания: тема сложная и разобраться в ней непросто даже профессионалу, а учиться общаться с подростками по советам из Сети – задача практически провальная.

«Во-первых, любой, даже самый хороший и верный совет, может не сработать с отдельным подростком, во-вторых, в эмоционально напряженной ситуации как правило притупляется способность действовать рационально и вспоминать советы и рекомендации», – говорит Светлана.

Общаясь с подростком, взрослый чувствует себя как на вулкане. Эмоции сменяют друг друга порой с такой скоростью, что и сам подросток не успевает понять, что происходит, и тем более адекватно отреагировать. Причина – гормональные изменения в организме ребенка. И хорошо, что хотя бы об этом мы знаем. Еще пару сотен лет назад все было совсем иначе.

Маленькие взрослые

Видеть в подростковом возрасте отдельный период жизни начали примерно 200 лет назад, рассказывает Светлана Логинова.

До этого с 12–14 лет наступал период взрослости: девочек выдавали замуж, мальчики так или иначе в зависимости от культуры проходили обряд инициации. Сейчас же 12 лет – это всего лишь начало средней школы.

Учителя, родители воспринимают подростков как детей, а они себя – уже как взрослых.

«На мой взгляд, главная проблема как раз и заключается в этом несоответствии самоощущения подростка тому, как его воспринимают взрослые: ребята ощущают себя полноценными взрослыми и страстно убеждены, что могут принимать важные решения и жить как взрослые, хотя объективно не готовы к сложному миру, а окружающие их взрослые воспринимают подростка как ребенка, не способного к большой ответственности, которого нужно контролировать, направлять и ограждать от возможных опасностей или трудностей», – рассуждает психолог.

Кто прав, кто виноват

Мы, взрослые, часто убеждены, что подростки ведут себя «неправильно», ведь мы оцениваем их поведение с точки зрения принятых в обществе норм. Между тем, сами маленькие взрослые вовсе не собираются намеренно ломать все наши стереотипы о хороших детях.

Подростки ведут себя так, как принято среди тех, на кого они ровняются. В нашей компании девочек-подростков, например, считалось классным собраться у кого-нибудь дома и читать «Гамлета». Мальчишки-одоклассники в то же самое время любили на перемене резаться в карты.

И те, и другие выросли в обычных адекватных взрослых.

У любого поступка подростка есть причина. За вызывающим поведением, например, кроется желание самоутвердиться и поддержать статус в группе. Порой под влиянием сильных эмоций подростки могут сказать или сделать что-то такое, о чем, поверьте, потом сами жалеют.

Но пора смириться с тем, что и взрослый далеко не всегда прав.

Позиция взрослого «Я старше, поэтому слушай меня» однозначно приводит к протесту.

Он может быть пассивным (насмешки за спиной, обсуждение в негативном ключе, вредительство исподтишка) или активным (уход из дома, срыв урока, оскорбления и словесная перепалка, физическая агрессия).

Если взрослый постоянно демонстрирует свое превосходство, то и протест ребенка становится перманентным и порой приводит к печальным последствиям.

В Центр социальной реабилитации для несовершеннолетних часто поступали как раз такие подростки, находящиеся в постоянном многолетнем конфликте с родителями, вспоминает Светлана Логинова.

Иногда взрослые были так беспомощны и в таком отчаянии, что начинали применять физическую силу, запирать детей дома. В итоге протест у подростка только усиливался – это был замкнутый круг.

В конце концов дело попадало в компетенцию социальных служб.

Еще труднее бывает справиться с пассивным протестом, как бы странно это ни звучало. «В моей практике был случай: парень 14 лет несмотря на свои незаурядные интеллектуальные способности умудрился за один год попасть в отстающие и рисковал остаться на второй год.

Он засыпал на контрольных, не подходил к учителям, чтобы исправить «двойку», не отдавал им домашние работы, даже если все сделал. Ни учителя, ни родители не могли понять, что происходит», – рассказывает психолог. Работая с мальчиком, Светлане удалось выяснить, что подросток тяжело переживал развод родителей и сложные отношения с отцом.

Это и стало причиной проблем в школе, но, к счастью, с помощью психолога мальчик смог их преодолеть.

Видеть лучшее

Главное правило общения с подростками – старайтесь увидеть в нем лучшие качества, фиксируйте свое внимание на сильных сторонах его личности. Помните: перед вами человек, считающий себя полноценным взрослым и ожидающий соответственного уважительного отношения к себе. Он внутренне ищет понимания и принятия и готов к сотрудничеству, если это принятие получит.

«Я знала одну учительницу физики, у которой после уроков в лаборантской постоянно собирались за разговорами 10–11-классники. Учительница увлекалась психологией, проводила с подростками тесты и обсуждала результаты, а иногда даже предлагала простые техники по осознанию и выплескиванию негативных эмоций.

Подростки делились с нею своими переживаниями: рассказывали о ссорах с подружками, об увлечениях парнями», – рассказывает Светлана Логинова. В этой же лаборантской вместе с учительницей школьники готовили внеклассные проекты, потом участвовали в конференциях по физике и астрономии.

Получается, школьники ценили учителя за возможность поговорить о том, что действительно было для них важно, и как результат – поднимали успеваемость по физике и астрономии в собственных классах.

«Даже если поначалу это кажется труднодостижимой задачей, вполне реально со временем научиться понимать подростков, выслушивать их и поддерживать, проявлять гибкость, сочувствовать», – убеждена Светлана Логинова.

Но не пытайтесь быть идеальным учителем или родителем – будьте чутким и понимающим взрослым. И, конечно, как и с любым другим человеком, с подростком неприемлемо унижение его достоинства, пренебрежение и неуважение, публичная критика и чрезмерная манипуляция.

Как не сойти с ума?

Все это хорошо говорит о том, как помочь подростку и поддержать его. Но что делать взрослому с самим собой? Ведь и он – человек со своими эмоциями.

Ответ, признается детский психолог, и прост, и сложен одновременно: не поддаваться воздействию сильных эмоций, по возможности сохранять спокойствие и холодный рассудок, то есть включить на максимум свой самоконтроль и самообладание.

Только под воздействием эмоций происходят все конфликты и рождается непонимание между взрослым и подростком.

«Подростки по природе не монстры, не надо заранее программировать себя на сложности в общении с ними, ведь с некоторыми взрослыми и состоявшимися людьми порой бывает еще сложнее найти общий язык и понимание», – напоминает Светлана Логинова.

Порой, стараясь найти общий язык с подростками, взрослые позволяют себе другую крайность: показывают свои слабые стороны. Молодая учительница, например, может сделать вид, что сейчас заплачет от обиды. И подростки на какое-то время действительно становятся спокойнее и даже начинают всерьез воспринимать то, что им говорят.

Но этот путь очень скользкий. «По сути это разновидность манипуляции или игры учителя с целью вызвать чувство вины у учеников. Но такая манипуляция очень ненадежна и может иметь противоположный эффект: учитель может окончательно потерять уважение учеников и возможность управлять учебным процессом», – говорит Светлана Логинова.

Когда же станет легче?

Когда же они перестанут быть эмоциональными подростками и станут нормальными рассудительными людьми, – увы, конкретных дат здесь не знает никто. Есть покладистые подростки, с которыми всегда легко общаться (но, к сожалению, период бунтарства их тоже не минует, даже если это произойдет в 20 или 30 лет).

А есть грубые и эгоцентричные 40-летние взрослые, с которыми крайне тяжело найти общий язык. Чаще всего как раз у таких взрослых были трудности с проживанием подросткового возраста и не были решены основные задачи этого периода: сепарация от родителей, становление идентичности, обретение личностной цельности.

Поэтому психолог советует не ждать, когда пройдут все кризисы.

Лучше спросите себя: «С учениками какого возраста мне становится легче общаться?» Обычно тяжело общаться с детьми того возраста, который был когда-то сложным для нас самих: мы не находили понимания с родителями и учителями или не рискнули отстоять свои личные границы через протест, конфликты и противопоставление себя всему окружающему миру. Когда вы осознаете это, вам будет легче принять подростков, а из общения уйдут напряжение и недопонимание.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2018/3/5/analitycs/2270-kak_razgovarivat_s_podrostkami_i_ne_soyti_s_uma

Жизнь после каникул: как настроиться на учебу, Школьная жизнь

Как не сойти с ума в школе после летних каникул

Некоторые родители беспокоятся: их школьник за время летних каникул ни разу не вспомнил о летнем задании, и не разделяет приподнятого настроения родителей, связанного с подготовкой к первому сентября. Максимум, что интересует ребенка – встреча с одноклассниками на празднике Первого звонка и обмен впечатлениями об ушедшем лете. Извечный вопрос по Чернышевскому – что делать?

Стремительно заканчивается лето. На улицах городов по августовской традиции открываются школьные ярмарки, напоминающие о том, что скоро детвора вновь сядет за парты. Родители начинают заготавливать одежду и новенькие, пахнущие типографской краской, канцтовары, портфели – скоро в школу. Все сказанное – приятная часть суеты, связанная с подготовкой ко Дню Знаний.

Но у каждой медали есть обратная сторона, и хлопоты, которые можно уверенно считать праздничными, у некоторых родителей сопровождаются беспокойством: их школьник за время летних каникул ни разу не вспомнил о летнем задании, и не разделяет приподнятого настроения родителей, связанного с подготовкой к первому сентября. Максимум, что интересует ребенка – встреча с одноклассниками на празднике Первого звонка и обмен впечатлениями об ушедшем лете.

Извечный вопрос по Чернышевскому – что делать?

Как вернуть ребенка из состояния летнего релакса и настроить на рабочую волну?

Можно ограничиться одним простым советом: успокойтесь. Но вряд ли это поможет успокоиться родителям, которые ждут от своего чада новых побед в олимпиадах, гордятся оценками сына или дочери больше, чем спортсмен олимпийской медалью. Попробуем сформулировать короткое практическое руководство:

Прекратите паниковать, уважаемые товарищи взрослые! Ситуация – абсолютно типичная, повторяющаяся из года в год, с тех пор, как появилась первая школа и первые ученики. Вы точно также вели себя, примерно, лет десять тому назад, но забыли об этом. Вспомните себя, чего хотелось в детстве в такие моменты? Такая параллель поможет, хотя бы, понять состояние ребенка.

Не можете вспомнить картины из собственного детства? Подумайте о том, как не хочется после отпуска возвращаться на работу. Жизнь по будильнику, по расписанию, после длительного отдыха, не нравится ни детям, ни взрослым.

Это – объединяющий фактор для детей и родителей. Напряженный трудовой или учебный год вызывает естественную реакцию торможения.

Разница состоит только в том, что взрослые уже понимают, что такое ответственность, а в ребенке это качество только предстоит воспитать.

Самое главное, ни в коем случае не показывайте детям свою обеспокоенность его легкомысленным отношением к учебе. Тревога родителей у младших школьников может вызвать совершенно нежелательную трансформацию: “Мама с папой боятся школы – там есть что-то неприятное и пугающее – я тоже не хочу в школу”.

Не пугайте малыша. Сходите на школьную ярмарку вместе, а по пути расскажите, как это все было в вашем детстве. Говорите все, не стесняйтесь, постарайтесь быть очень искренними. Дома возьмите новенькие тетрадки и устройте соревнование по каллиграфии – от соревнования не откажется ни один ребенок.

Старшеклассники (подростки), заметив “слабость” родителей могут проявить “бунтарский дух”, который заключается в философии: “Не потому что, а – вопреки и назло, даже себе”. Главное кредо подросткового бунтарства – желание обратить на себя внимание, настоять на своем и похвастаться этим перед сверстниками. Не забывайте об этом, не теряйте самообладания и не поддавайтесь на провокации.

Решение проблемы – искренность, неподдельный интерес к увлечениям ребенка, паритет во взаимоотношениях: ни в коем случае не используйте авторитарные методы и не “продавливайте” свои требования.

Договаривайтесь: играем в футбол – потом идем вместе(!) заниматься. Но помните, что договор ни в коем случае не означает материальный подкуп – ребенок должен знать, что учится он только для себя.

“Признайтесь” что, если бы в школе хорошо изучали геометрию, то сейчас могли бы иметь зарплату в два раза больше, что и сейчас не поздно заняться ее изучением, но некому помочь и объяснить, нет времени или лишних денег на частные уроки.

Попросите помощи – родители всегда знают, какой предмет нужно “подтянуть” ребенку. Корректируйте пример по ситуации.

Второй вариант: “Я консервирую огурцы. Ты не помнишь, как посчитать процентное содержание уксуса? Помоги посчитать, я не могу отойти от плиты, а мне нужно срочно это узнать”.

В быту всегда можно найти ситуации, когда необходимо применить школьные знания, или восполнить пробелы применительно к ситуации: удалить жирное пятно, почистить утюг, починить розетку – все эти задачи из школьного курса физики, химии, математики или биологии.

Это способ поможет косвенно заняться повторением пройденного материала, привить ребенку трудовые навыки. Но нужно обязательно подчеркивать, что нуждаетесь в помощи ребенка, как равного члена семьи.

Воспитывайте детей личным примером. Никогда не забывайте, что они рядом и “копируют” своих родителей. Дети считают себя взрослыми и хотят, чтобы к ним относились, как к равным. Если родители смотрят телевизор, а ребенка заставляют читать книгу – положительного результата не будет.

Школьная программа построена таким образом, что всегда обнаруживается межпредметная связь. Сходите с ребенком на выставку, в планетарий, обсудите места, где он почерпнет новую информацию и у него возникнут вопросы. Обсудите увиденное, заметив вскользь, что больше информации на эту тему можно найти в учебнике.

Летом не нужно усаживать детей за парты, заставлять выполнять домашнее задание.

Даже без школьных учебников можно развивать у ребенка интерес к знаниям, стараться постоянно создавать ситуации, когда у школьника возникнет желание найти ответ на вопрос, а взрослому останется только подсказать, где можно найти интересующую информацию.

Не страшно, если ребенок будет изучать материал “не по теме”, главное, что он будет учиться, будет узнавать то, что ему интересно, а это рано или поздно пригодится.

Каждый родитель знает своего ребенка, и сможет найти, при желании, для него интересные объекты для самостоятельного изучения. Импровизируйте, моделируйте ситуации, чтобы постоянно поддерживать интерес к знаниям.

Несколько слов о биоритмах

Биоритмы – категория физическая, и напрямую не имеет отношения к педагогике, но этот фактор необходимо учитывать. Если ребенок все лето находился в состоянии “свободного полета” – просыпался и ложился спать, когда хотел, то начать организацию “рабочего” режима дня нужно не позднее двух недель до начала занятий, чтобы организм успел привыкнуть к учебному графику.

Первого сентября, когда вновь начнутся ежедневные умственные нагрузки, на фоне хронического недосыпания, весь летний отдых окажется неэффективным, что может привести к снижению внимания на уроках, быстрой утомляемости. Позаботьтесь и о восстановлении режима дня. Хотя, конечно, лучше его никогда не нарушать без уважительных причин.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1250_zhizn-posle-kanikul-kak-nastroitsya-na-uchebu.html

Как не сойти с ума от количества дел, или Тайм-менеджмент работающей мамы

Как не сойти с ума в школе после летних каникул

Три постоянных фрилансерских журналистких проекта. Хорошо, что они выходят с разной периодичностью, а значит, работы то просто много, то очень-очень много. Детские кружки и спортивные секции, домашние дела, готовка, спорт/бег. Няни и домработницы нет.

Бабушки-дедушки на расстоянии 700 км и больше, а значит, доступны в качестве помощников с детьми пару раз в год.

Вроде бы со всем справляюсь, хотя иногда, конечно, случаются завалы, и я в панике хватаюсь за все сразу, ничего не успеваю – помогите-спасите-караул! Но вот что странно: все же свободного времени у меня сейчас даже больше, чем в первые годы после рождения сына, когда я честно «сидела» в декрете, варила борщи и не работала. Неужто в сутках появилось больше часов?

Нет-нет, я совсем далека от идеала. Это вовсе не пост хвастовства.

Знаю успешных женщин, которые с тремя и даже с четырьмя малолетними детьми строят головокружительные карьеры, содержат в идеальной чистоте свои красивые дома (а не двухкомнатную квартиру, как у нас), летом высаживают гортензии и собирают урожаи ежевики с базиликом, пекут капкейки и делают домашний шоколад. Умницы во всех отношениях.

А еще я пару месяцев назад подписалась на Instagram девушки Хлои 23 лет из Австралии, у которой шестеро детей, причем старшему всего три года! Случай уникальный: трое погодок, а потом – бац! – и тройня. Пять мальчиков и одна крошечная девочка.

И дом, судя по фотографиям, у них чистый и красивый, и домашний детский «бардак» в пределах разумного. В ее аккаунт я люблю заглядывать, когда чувствую, что мои дети сводят меня с ума.

Шестеро от нуля до трех – вот где истинное испытание для терпения и умения управлять временем! Так что двое, да еще с 5-летней разницей в возрасте, – грех жаловаться.

Так откуда берутся силы и время на все дела сейчас, если с одним ребенком было даже труднее? Конечно, с опытом (своим и чужим), который помогает сделать этот пресловутый тайм-менеджмент работающей мамы максимально эффективным. У всех жизненные ситуации и «вводные данные» разные, так что здесь – просто мои мысли вслух.

«Лайфхаки» и хитрости

Что помогает мне?Во-первых, машина. Мне надо в течение дня отвозить детей в разное время в сад, школу, забирать их, отвозить на тренировки, а еще периодически ездить в магазин за продуктами, в банк, по другим делам – не представляю, что бы я делала, если бы не умела водить автомобиль.

Все места вроде бы в шаговой доступности, но на четырех колесах в общей сложности удается сэкономить час-полтора в день.

Во-вторых, делегирование всего, чего только возможно, детям. Я мою посуду, а в это время Тимур кормит Агату кашей. Для них это как игра «в лялечку» – весело, прикольно, в итоге и поиграли, и поели.

Если я говорю по телефону или пишу статью, сын может помочь младшей сестре починить игрушку, рассказать сказку, почитать с ней вместе (двойная польза – и дети при деле, и Тимур практикуется в чтении).

Дочка уже вполне может сама отнести что-то в мусорное ведро, принести тапочки (ага, эксплуатация младенческого труда!), сложить игрушки (по настроению, конечно). Такие просьбы – еще и элемент воспитательного процесса и приучения к труду.

Мужу тоже делегируются мелкие бытовые дела, оплата счетов, походы в магазины. Короче, если что-то может сделать кто-то другой (без лишних усилий) – пусть делает, я не стесняюсь попросить.

В-третьих, «склерозник». В своем смартфоне я постоянно составляю списки нужных дел – и по работе, и по дому. Заглядываю, вычеркиваю сделанное, дописываю вновь появившееся. Еще из полезных «лайфхаков»: вспомнила что-то – делаю прямо сейчас, не откладываю. Допустим, пишу большую статью.

Давно пишу, работа кипит, но вдруг взгляд падает на комод и вспоминаю: «Цветы не политы долгое время!» Если я прямо сейчас не встану с дивана и не возьму кувшин, то дело гиблое – еще недельная засуха для растений обеспечена. Бросаю статью (главное – сохранить!), встаю, поливаю.

Пятиминутный перерыв, как правило, – только на пользу работе и организму: ноги размялись, мысли переключились.

Дружить, помогать, отдыхать

В-четвертых, дружба с соседями. Там, откуда родом мой муж, часто говорят: «Сосед ближе родственника». Чистая правда в прямом смысле – территориальном.

А поскольку мы живем в многоэтажке, вокруг должно быть столько интересных людей! Со всеми, конечно, общаться не будешь, да и незачем, но подружиться с парочкой «квартир», если там обитают приятные, милые, добрые люди (а таких хватает в каждом доме!) с общими интересами, детьми примерно одного возраста – это же во всех отношениях отличная идея.

Когда я была маленькой, моя лучшая подружка Ирочка жила в соседней квартире через стенку. Мы подружились, потому что наши родители начали общаться после переезда, ходили друг к другу в гости, праздновали вместе дни рождения.

Несколько раз нам даже приходилось перелезать к себе в квартиру через их балкон – то дверь случайно захлопнулась, а ключей нет, то мой годовалый брат ненароком закрылся и не смог открыть, пока мама выносила мусорное ведро.

С мужем мы уже переезжали дважды и каждый раз находилась, как минимум, одна семья из ближайших соседей, с которыми мы становились друзьями.

Нашим нынешним друзьям-соседям Ире и Сереже я иногда могу оставить Агату на часок, когда мне нужно срочно отлучиться по делам или пойти на пробежку, или попросить заодно купить мне пакет молока, если кто-то из них идет в магазин. Разумеется, помощь взаимна – только так соседство всем в радость. А посидеть по-соседски за «рюмкой чая» с пирогом, поболтать о том о сем… Правы родственники мужа, ох как правы.

И последнее, что я поняла совсем недавно. Я все равно все не успею сделать – ну и ладно! Никакой трагедии. Мой «склерозник» все время полон, а значит, как нельзя заработать всех денег в мире, так не получится и переделать все дела.

И это хорошо, наверное, ведь если закончатся пункты в списке, то вроде как и жизнь прожита? Чтобы не чувствовать себя загнанной лошадью, я стала разрешать себе иногда остановиться, выдохнуть, забросить все. Никто не умирает прямо сейчас? Отлично, все остальное может подождать один день.

И немытый пол, и несваренный борщ, и ненаписанный текст.

Так приятно бывает закрыть внезапно все рабочие мессенджеры, почту, ноутбук, и вместе с детьми, наконец, от начала до конца посмотреть интересный мультфильм или дойти, наконец, до дальнего парка, насобирать листьев, набегаться в догонялки, наесться мороженого и завалиться днем на тихий час. Или сдать детей соседке, на часок-другой и… о-о-о, тут открывается столько прекрасных вариантов!

Другие публикации авторского блога

Некоторые родители встречают осенние каникулы как временное избавление от ежедневного кошмара, связанного с учебой ребенка, а другие никак не могут понять, когда же эти проблемы, о которых все только и говорят на детской площадке, начнутся. В любом случае личный опыт автора “АиФ” будет полезен и тем, и другим.
Готовы ли вы прямо сегодня выйти из дома или офиса и с ходу пробежать 10 км? Это кажется фантастикой? Оказывается, научиться бегать без остановки продолжительное время может любой. Не верите? Тогда вам точно необходимо изучить личный опыт автора “АиФ”. От слов – к делу!

Источник: http://www.AiF.by/health/children/kak_ne_soyti_s_uma_ot_kolichestva_del_ili_taym_menedzhment_rabotayuschey_mamy

Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул?

Как не сойти с ума в школе после летних каникул

Чем ближе начало очередного сентября, тем больше вопросов начинают задавать себе родители.

Как подготовить ребенка к школе уже в августе, чтобы дальнейшая адаптация прошла успешно? Стоит ли нагружать его учебой, или давать больше отдыхать? Можно ли поехать на море прямо перед началом учебного года? Что учесть при покупке школьных принадлежностей? Пора дать ответы на эти и другие вопросы.

Распорядок дня

Лето – довольно безрежимное для детей время: они ложатся спать позже обычного, иногда и после полуночи, и, следовательно, намного позже встают. Родители позволяют отпрыскам подобные вольности, словно бы давая им возможность хорошенько отдохнуть и отоспаться за все потерянные в школе часы сна.

И ничего неправильного в этом нет, если, конечно, ребенок не систематически уходит спать в час ночи, и просыпается в полдень. Но если поздние отходы ко сну и подъемы продолжатся вплоть до 1 сентября, когда хочешь или не хочешь, а вставать придется рано, то для ребенка это станет стрессом.

Поэтому подготовить чадо к более строгому режиму дня нужно постепенно, начиная хотя бы за две недели до учебы.

Читать также:

Как экономно собрать ребенка в школу?

Это не значит, что нужно сразу же установить отбой в девять-десять вечера, а подъем в шесть – сдвигайте время постепенно. Сначала укладывайте ребенка спать на 30 минут раньше (и будите соответственно), потом на час, а потом на два (зависит от того, как сильно сбился режим сна и бодрствования за период каникул).

Чтобы подготовить ребенка к новому режиму было проще, и ему ничто не мешало уснуть вовремя, он должен засыпать в спокойном состоянии, когда ничто не может его отвлечь.

Постарайтесь, чтобы хотя бы за 1-2 часа до сна он не смотрел телевизор, не играл в компьютерные или мобильные игры, не слушал громкую музыку, не читал комиксы и журналы.

Можете почитать вместе с ребенком художественную книжку, либо просто поговорить с ним, спросить, как прошел его день, узнать, что его заинтересовало сегодня – так ребенок найдет слушателя, поделится с вами своими эмоциями и впечатлениями, и гораздо спокойнее заснет.

Питание ребенка

Чтобы понять, как подготовить ребенка к школе, нужно побеспокоиться не только о режиме сна, но и о режиме питания.

Летом дети не всегда кушают вовремя, забегают домой перекусить только тогда, когда выдается свободное время от прогулок и игр с друзьями, едят много сладостей вроде конфет и мороженого, таскают вкусняшки у друзей и кушают в гостях, рвут яблоки с деревьев… Ни о каком режиме тут речи не идет.

Поэтому хотя бы за 2-3 недели до 1 сентября начинайте кормить детей по школьному режиму: минимум трижды в день, в одно и то же время (учитывая, как поздно будут заканчиваться уроки), сводя к минимуму вредные лакомства и насыщая рацион полезными и вкусными блюдами с достаточным содержанием витаминов и микроэлементов. Игры и прогулки не должны мешать сну и приему пищи!

Развитие коммуникативных навыков

Во все годы одним из немногих, что вызывало у детей желание пойти в школу, была долгожданная встреча с друзьями после летних каникул: обмен впечатлениями, возможность узнать, кто как провел лето, изменился ли кто-то внешне, обзавелся ли какими-то обновками и т.д.

Если же вашему отпрыску даже по этой причине не хочется идти в школу, то возможно проблема не только в предвкушении скучной и трудной учебы. Возможно, у ребенка есть проблемы с самооценкой, он закрепощен, и у него нет друзей среди одноклассников.

Нежелание ходить в школу также проявляется у детей, которые переходят в другой класс в параллели, или в другую школу.

Если проблема серьезная, то лучше показать чадо опытному детскому психологу, но вы тоже можете успеть помочь ребенку лучше социализироваться в классе.

Наполните остаток его лета яркими впечатлениями! Ходите на прогулки, в кино, в кафе на мороженое, съездите к реке или озеру, устройте пикник, катайтесь на велосипедах, играйте в различные игры, посетите парк аттракционов, интересный музей, зоопарк.

Все это попадет в список того, как он провел свое лето – активно, насыщенно, весело, – так, чтобы друзьям было не стыдно рассказать.

  • Вот только поездки в другие страны и другие климатические зоны на конец августа лучше не планировать: акклиматизация и новые впечатления собьют ребенка с толку, когда он сразу же по возвращению сядет за школьную парту и будет вынужден спокойно, прилежно учиться и слушать учителя.

Покупка желанной игрушки, гаджета или другой вещицы тоже может стать для ребенка приятной обновкой, которой он сможет похвалиться перед одноклассниками и стать круче в их глазах, что свойственно детям и даже подросткам. К тому же, в связи с популярностью соцсетей и наличием у всех гаджетов (уже даже пятиклассники умеют пользоваться Инстаграмом), детям нужны фотодоказательства хорошего отдыха.

Если в вашем доме или на улице живут сверстники вашего ребенка, поощряйте их совместные игры, приглашайте их к себе домой, чтобы дети могли вместе посмотреть мультики, приготовить что-то, поиграть и поболтать – это тоже поможет скорейшей социализации в коллективе и облегчит подготовку к школе.

Обязательно посетите с ребенком школьную «перекличку», которую обычно проводят в последние 2-3 дня августа.

Так ребенок сможет снова окунуться в школьную среду, пройтись по школьным коридорам, посидеть за партой, встретиться с классным руководителем, учителями и одноклассниками, но при этом ему не придется сразу приступать к учебе и сидеть на уроках. Получится такая небольшая репетиция похода в школу, которая поможет вам подготовить ребенка к школе и поможет адаптироваться.

Как подготовить ребенка к учебе в школе

Родители часто задаются вопросом о том, следует ли им в августе подготовить детей к учебному процессу, либо же дать им насладиться отдыхом, пока есть возможность. В этом случае работает правило «золотой середины»: нагружать ребенка повторением всех материалов не стоит, но и совсем обходить стороной домашнюю подготовку не нужно.

Читать также:

Как выбрать школу для ребенка: 10 ярких маячков

В первой учебной четверти по многим предметам предусмотрено повторение пройденного материала, поэтому математику, родной язык и другие предметы можете пока не трогать. Но чтобы ребенок вновь вспомнил, как держать ручку в руках, проведите с ним коротенький диктант, который можете найти в Интернете, а заодно и проверите грамотность своего чада.

Что лучше выполнить обязательно, хотя бы частично – прочитать литературу, заданную на лето. Чтение развивает у ребенка абстрактное мышление, фантазию, знакомит его с новыми социальными ситуациями, так что не избегайте этого задания.

Даже если до сентября осталась пара недель, прочтите хотя бы одну книгу, или несколько рассказов.

Также можете хотя бы минут двадцать в день уделять повторению иностранного языка, только в игровой форме, если ребенок учится в начальной школе – например, с помощью мультфильмов или забавных видео.

Покупка учебных принадлежностей

И, наконец, самый интересный и ответственный для детей этап – покупка тетрадок, дневников, ручек, пеналов, рюкзаков и прочих школьных штучек и мелочей, которые пригодятся ему на уроках. Обязательно берите чадо с собой по магазинам и ничего не покупайте без его ведома, особенно одежду, дневник и сумку.

Всегда давайте ему право выбора, не заставляйте покупать то, что не нравится. Даже если вы ограничены в бюджете, предлагайте ему выбрать, допустим, пенал, из трех недорогих вариантов.

Так у ребенка все равно останется ощущение, что он сам повлиял на итоговое решение, он почувствует свою значимость и будет предвкушать, как пойдет в школу и наполнит новый рюкзак новыми тетрадками, а новый пенал – новыми ручками и карандашами.

Надеемся, этот план поможет вам понять, как подготовить ребенка к школе после летних каникул, даже если осталось всего несколько недель до начала учебы. А как подготовить к школе первоклашку, который со школой еще не знаком? Мнение опытного доктора смотрите в этом видео:

Источник: http://megapoisk.com/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-adaptatsija-posle-letnih-kanikul

Рождение ребенка
Добавить комментарий