Как научить ребёнка понимать речь?

Содержание
  1. Развитие речи у мальчиков и девочек: в каком возрасте ребенок понимает речь
  2. В каком возрасте ребёнок понимает речь
  3. Как научить ребёнка понимать речь?
  4. Развитие речи у мальчиков и девочек
  5. Как научить ребенка понимать речь и говорить
  6. Игра № 1
  7. Игра № 2
  8. Игра № 3
  9. Игра № 4
  10. Игра № 5
  11. Игра № 6
  12. Игра № 7
  13. Игра № 8
  14. Как научить ребенка понимать значения слов
  15. В каком возрасте ребёнок начинает понимать речь?
  16. Как научить ребёнка понимать речь?
  17. Индивидуальные особенности развития или отставание?
  18. ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития
  19. Причины возникновения ЗРР
  20. Как научить ребенка говорить: этапы развития речи
  21. Последовательность развития речи у ребенка
  22. Как не помешать правильному развитию речи?
  23. Как помочь ребенку научиться говорить?
  24. Когда идти к врачу?
  25. Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года
  26. 1. Постоянно разговаривайте с ребенком
  27. 2. Расширяйте пассивный запас слов малыша
  28. 3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова
  29. 4. Устраивайте с ребенком «переклички»
  30. 5. Развивайте мелкую моторику рук

Развитие речи у мальчиков и девочек: в каком возрасте ребенок понимает речь

Как научить ребёнка понимать речь?

Малыш произнёс первые «мама-папа», стал реагировать на ваши слова  – для каждого родителя это настоящий прорыв в развитии любимого чада! Какие речевые этапы должен освоить ребёнок и как ему помочь начать понимать речь?

Понимание речи – это преобразование акустического представления речи в смысловое. То есть, это взаимосвязь между словом (его звучанием) и тем, что оно обозначает.

Например, когда вы говорите «стул», вы точно понимаете что этот набор звуков обозначает предмет, на котором сидят. А в голове у вас сразу рисуется образ этого предмета: сиденье, четыре ножки и спинка. Понимание речи невозможно без её восприятия.

Чтобы понять речь человека, надо отчетливо слышать и понимать каждое слово. Как происходит понимание речи детьми?

В каком возрасте ребёнок понимает речь

В возрасте около 1 года у ребёнка начинает происходить интенсивное усвоение речи, и он начинает понимать окружающих его людей. Но это осознание пока ограничивается только пониманием ситуации, а не отдельных предметов и действий.

Когда вы просите малыша показать тот или иной предмет, он легко выполняет просьбу, но на точно такой же вопрос постороннего может не отреагировать. Это происходит не потому, что он не хочет это делать, а от простого непонимания. Ведь побуждением к действию для него пока являются не сами слова, а реакция на ваши жесты, интонацию и мимику.

Если в два года у ребёнка нет в общении даже лепетных слов  – это повод показать его неврологу и логопеду.

Часто какие-то слова мы сопровождаем жестами. Например, говоря «привет», машем с улыбкой рукой. Ребёнок схватывает связь между этими действиями, понимает ситуацию, правильно реагирует. Но лишь спустя какое-то время, он начнет улавливать значение слов вне зависимости от того, кто и как их произносит. Слова становятся для него самостоятельной единицей.

Так малыш набирает свой пассивный словарь. Это как раз те слова, которые он уже понимает, но пока не произносит (произносимые слова – это активный словарь).

К 18 месяцам ребёнок пытается сам узнавать названия интересующих его предметов, прибегая к помощи окружающих людей.

В два года он уже понимает почти все слова, которые используют в своём обиходе его близкие. Малыш теперь знает, что при помощи речи можно общаться, получать ответы на определённые вопросы и озвучивать свои желания.

После двух лет ребёнка начинают завлекать разговоры других людей, он к ним прислушивается. Осознание слов становится иным.

Новый уровень понимания ребёнком человеческой речи – это умение воспринимать ее на слух. Когда вы читаете малышу книги с простыми сюжетами, он начинает постигать речь как рассказ о предметах и ситуациях, которых в настоящий момент нет перед глазами.

Как научить ребёнка понимать речь?

Речь – это высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом. Для её развития необходима особая зрелость коры головного мозга, слух и сформировавшийся артикуляционный аппарат.

Прежде чем научить понимать ребёнка обращённую к нему речь, научите его понимать и различать неречевые звуки с помощью специальных игрушек и аудиозаписей, после этого свяжите конкретный звук с предметом, обозначая его словом.

Так обогащается понятийный словарь, а значит и понимание обращенной речи.

Чем вы можете помочь ребёнку для развития понимания речи:

  1. Всегда соотносите слово с наглядным действием. Если вы рассказываете ребёнку про цветы, то не поленитесь показать их ему. Покажите, что цветы бывают разными. Одни растут в вашем доме, другие на улице, а третьи нарисованы в книжке.
  2. Не говорите сложными предложениями. Ребёнок еще слишком мал, чтобы усвоить много информации сразу. Поэтому предложения из 2-3 слов идеальны для его восприятия.
  3. Произносите слова достаточно медленно и четко. Чем спокойнее и отчётливее вы говорите, тем лучше. Малыш физически не может воспринять быструю и невнятную речь.
  4. Рассказывайте крохе, что вы делаете и зачем. Когда вы что-то готовите или убираете – не забывайте всё комментировать. На улице тоже рассказывайте понемногу о том, что вы вместе видите. Пусть вам и кажется, что он ничего не поймет. Всё отложится на подкорке и в пассивном словаре.
  5. После произнесения лепетных слов называйте полный вариант слова. Лепетные слова важны для детей, это его первая возможность ответить миру. Но ребёнок должен понимать, что не только «ав-ав» обозначает это симпатичное животное в вашем доме, но и слово «собака». И таким образом перейти на новый уровень общения.
  6. Постарайтесь сами заинтересовать малыша в общении. Мотивируйте выше чадо на разговор. Используйте больше жестов и мимики. Понимание речи детьми легче проходит через призму эмоций.
  7. Читайте больше книг. Важно читать книжки не только с картинками, но и без них. Так ребёнок научится воспринимать речь саму по себе, не опираясь на изображение.
  8. Начинайте с малого. Обучая малыша пониманию речи, начните с использования существительных, следом добавляйте глаголы и лишь потом признаки предмета. То есть сначала, катая вместе мяч, вы говорите о нём просто: «Это мяч, смотри какой мяч». Потом можно добавить действие: «Смотри, мяч катится!» и только затем снабдить его признаком: «Посмотри, какой большой мяч катится».

Развитие речи у мальчиков и девочек

Есть несколько причин того, почему развитие речи у мальчиков и девочек происходит по-разному. По природе роль женщины сводится к тому, чтобы рожать потомство, копить опыт и передавать его следующему поколению.

Следовательно, девочкам очень важен обмен информацией и их способность к этому проявляется в большей степени. Мальчики же должны охотиться и осваивать новые территории, поэтому речь для них, по сути, не так актуальна.

Оба полушария мозга у мальчиков развиты одинаково хорошо, но пучок нервных волокон, который их соединяет, тоньше, чем у девочек. Поэтому передача данных между пространственным мышлением (правое полушарие), речью и интеллектом (левое полушарие) немного замедлена.

Понимание и развитие речи зависит ещё и от данных конкретного ребёнка и особенностей его развития. Помните, что вы должны следить за своей речью, так как вы – пример для подражания у малыша.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/kak-nauchit-rebyonka-ponimat-rech/

Как научить ребенка понимать речь и говорить

Как научить ребёнка понимать речь?

В возрасте 10-12 месяцев ребенок понимает уже очень много из того, что вы ему говорите. Но его понимание основывается не только на тех словах, которые вы произносите.

Оно очень сильно зависит от ситуации (что он в это время видит вокруг себя, чем он в это время занят), от ваших жестов, выражения вашего лица, тона вашего голоса. В этом возрасте ребенок также приобретает склонность повторять услышанные им слоги или простые слова.

Правда, это касается только таких коротких слов, гласные и согласные которых ребенок уже умеет произносить.

Игра № 1

Уча его говорить, создавайте такие игровые ситуации, когда повторение сказанного вами слова приводило бы к желанному эффекту для малыша.

Например, когда вы вытираете его после купания, называйте при этом части тела: «Вот ножка, вытяни ножку, хорошая ножка», «Где ручка, вот ручка…», «А вот животик», «А это спинка».

Поглаживайте, щекочите, целуйте… При одевании просите его вам помогать: «Вытяни ножку», «Протяни ручку», «Подними головку» и т.д.

Игра № 2

Держа ребенка на руках, спросите у него: «А где у Миши носик?». Возьмите в свою руку его пальчик, потрогайте им его нос и скажите: «Вот носик».

Потом спросите: «А где у мамы носик?» и потрогайте его пальцем свой нос, говоря: «Вот мамин носик». Проделайте то же самое относительно рта, глаз, лба.

Повторяйте это много раз — до тех пор, пока ребенок не начнет самостоятельно показывать пальцем свой и ваш нос, рот и т.д. Когда он уже выучит эту игру, проведите ее перед зеркалом.

Игра № 3

Играя с ребенком, просите его выполнить простые уже известные ему действия, например: возьми, положи, дай, покажи, брось, иди сюда, покатай, надень. Если он не реагирует на просьбу, сопровождайте слова поясняющим жестом. Если и это не помогает, покажите ребенку, какое действие вы хотите, чтобы он выполнял, или помогите ребенку его осуществить.

Употребляйте слова «дай», «покажи», «возьми» по отношению к разным предметам домашнего обихода и игрушкам. Во время еды положите перед ребенком несколько разных кусочков пищи, например, печенье, булку, хлеб, яблоко и др. Скажите: «Возьми хлеб». Если ребенок возьмет не то, что вы попросили, поправьте его.

Аналогичным образом разложите перед ним несколько игрушек и по очереди просите у него разные предметы. Чтобы ему было интересно, составьте определенный сценарий игры с использованием тех предметов, которые вы получили от ребенка. Например, сначала попросите машину, потом попросите куклу, которую вы будете катать в машине.

Потом попросите малыша, чтобы он «убегал» от машины, которая будет пытаться на него наехать.

Если малыш еще не выполняет действий типа «дай», «возьми», попробуйте другим способом выяснить, понимает ли он названия предметов и игрушек. Спрашивайте его, где данный предмет, и следите за тем, куда он направит свой взгляд. Если он посмотрит на тот предмет, который вы назвали, хвалите его.

Игра № 4

Рассматривайте с малышом книжки с изображением игрушек, кошек, собак и обычных предметов. Просите его показать пальчиком тот или иной объект. Хвалите его, если он это сделает. Сами показывайте пальцем на называемые вами предметы или существа. Указывая на собаку или кошку, изображайте, как они «говорят» («Это киса, она говорит мяу»).

Игра № 5

Если в комнате находится еще кто-то из членов семьи, попросите ребенка его показать: «Где папа? Покажи папу». Если ребенок уже ходит и находится в данный момент на полу, скажите ему: «Иди к папе (бабе, деде, тете и т.д.)». Пусть тот, к кому ребенок пошел, радостно его встретит!

Игра № 6

Научите малыша качать головой, выражая таким способом «Нет», «Не хочу», «Не надо». Попросите кого-то из членов семьи предложить ему и вам ту пищу, которую он наверняка не захочет есть. Говорите «Нет, нет, не хочу» и качайте головой.

Используйте аналогичный  подход для обучения ребенка кивать головой в смысле «Да». Пусть кто-то спросит вас и ребенка: «Хотите пирожок?» (или что-то другое, что малыш любит). Кивайте головой и говорите «Да, да, конечно».

Игра № 7

Играйте с ребенком в «разговор» путем повторения друг за другом одного и того же слога или слова. Произнося слова, делайте это с вопросительной интонацией, приглашающей его «на разговор». Постарайтесь научить малыша произношению следующих слов (или слогов) с разными согласными:

  • м — мама (ма);
  • б — баба, бай-бай, бах;
  • п — папа, пай;
  • н — няня;
  • д — дай, дядя, деда;
  • т — тетя;
  • к — ки (кошка);
  • г — гага;
  • л — ляля (кукла).

Игра № 8

Постарайтесь придумать ситуации, которые позволили бы малышу начать понимать произносимое (повторяемое) им слово, связывать его с определенным объектом или событием. Например, скажите ребенку: «Давай звать папу».

Пусть отец повернется на ваш призыв, улыбнется вам и ребенку и снова отвернется. В ответ на сказанное ребенком «папа», попросите отца реагировать значительно активнее: подойти к ребенку, поговорить с ним, поласкать его.

То же можно предпринять и с участием других родственников.

Источник: https://xhand.ru/kak-nauchit-rebenka-ponimat-rech-i-govorit/

Как научить ребенка понимать значения слов

Как научить ребёнка понимать речь?

Понимание речи – это одна из основных ступеней развития ребёнка. В норме человек должен уметь сопоставлять звучание слова с тем, что оно обозначает.

Например, если вам говорят «кровать», то вы прекрасно понимаете, что это не просто набор звуков, а конкретный предмет мебели. В воображении рисуется определённая картинка: ножки, матрас, спинка.

Это происходит неосознанно. Но как научить ребёнка понимать слова?

В каком возрасте ребёнок начинает понимать речь?

Многих волнует вопрос: в каком возрасте малыш начинает понимать речь? Это необходимо знать, чтобы следить за его развитием. Ребёнок начинает понимать окружающих людей ещё до года. Однако не стоит ждать от него в этом возрасте многого. Ребёнок до полутора лет понимает речь своеобразно.

Он осознаёт не значение конкретных слов, а оценивает ситуацию. Например, кроха может показать маме глаза или нос по её просьбе. Но когда ребёнка просят другие люди – он ничего не делает, потому что не понимает. Это связано с тем, что к выполнению просьбы его побуждают не слова мамы, а выражение лица, действия и интонация.

Ребёнок реагирует на взаимосвязи, воспринимая ситуацию в целом.

Со временем малыш начинает понимать речь независимо от того, кто её и как произносит. Фразы начинают приобретать конкретный смысл. Пассивный словарь ребёнка существенно расширяется, когда малыш достигает 2 лет.

Сначала он запоминает названия окружающих предметов, потом узнаёт, как зовут родных и друзей, знакомится с игрушками и частями тела. Ребёнок, которому 2 года, знает названия практически всех окружающих предметов.

Если ребенок от 2 лет не понимает слова (самые простые, например, кушать, вода и так далее), то это повод для беспокойства. Родители должны уделить особое внимание развитию малыша. Ребенок должен в 2 года понимать, что от него хотят.

Задержки часто вызывают волнение. Что делать, если ребенок не понимает речь? В первую очередь необходимо показать его специалисту. Многие родители стараются избежать проблем.

Поэтому всё больше людей интересуются, как научить ребенка словам.

Как научить ребёнка понимать речь?

Как научить ребёнка понимать слова? Это самый распространённый вопрос, который слышат педиатры и логопеды. Родители хотят знать, что нужно делать и в каком возрасте.

Помните, что ребёнок всё запоминает. Не нужно постоянно «сюсюкать» с малышом. Вы уже знаете, в каком возрасте кроха начинает понимать речь.

Поэтому начинайте с ним активно говорить с 4-6 месяцев, а лучше – с первых дней его жизни.

Не знаете, как научить ребёнка словам? Воспользуйтесь следующими правилами.

  1. Говорите и визуализируйте. Как маленький ребёнок поймёт, кто такой медведь, если он никогда его не видел? Если вы говорите малышу о животных, то покажите ему их.
  2. Используйте простые фразы. Возраст развивающегося ребёнка имеет большое значение. Если крохе всего пару лет, то лучше отказаться от использования сложносочиненных предложений.
  3. Поднимайте интересные темы. Какого маленького ребёнка может заинтересовать политика или устройство автомобиля? С детьми лучше обсуждать окружающие вещи, людей и игрушки. Старайтесь делать это чаще.
  4. Говорите чётко и медленно. Чем внятнее и спокойнее вы произнесёте слово, тем понятнее оно будет для ребёнка. Не торопитесь. Ребёнок понимает значение слов, которые проговаривают максимально понятно.
  5. Описывайте свои действия. Если вы убираете или готовите, то сопровождайте это рассказом. Описывайте, что вы делаете и зачем. Думаете, в каком возрасте нужно начать этим заниматься? Можно с первых месяцев. Сначала малыш ничего не поймёт, но словосочетания отложатся у него на подкорке.
  6. Сопровождайте «лепетные» слова полными формами. Лепет является важной частью развития. Это первое, что ребёнок начинает понимать и повторять. Однако общение не должно ограничиваться лепетом. Иначе как ребёнок поймёт, что его домашний питомец не только «ава», то и «собака».
  7. Рассказывайте сказки и читайте книги. Подойдут как иллюстрированные, так и обычные издания. Важно научить ребёнка воспринимать речь независимо от картинок и жестов.
  8. Развивайте ребёнка постепенно. Учите малыша сначала существительным. Потом вводите глаголы и прилагательные. Нужно постепенно научить маленького ребёнка восприятию предметов. Например, играя с машинкой, сначала скажите: «Смотри, машинка!», потом «Машинка катится!», а затем «Посмотри, красная машинка катится!». Так малыш начнёт понимать разные слова, ассоциируя их с конкретными предметами и действиями.

Ребёнок до 2 лет не понимает многих слов. Как его научить речи? Проводите занятия ежедневно. Тогда вы сможете научить ребёнка всему, что ему необходимо. Малыш будет нормально развиваться. Но что делать, если ребёнок не понимает речь, хотя вы занимаетесь с ним? Причины могут быть разные.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

В каком возрасте малыш начнёт понимать речь? Этим вопросом задаются все волнительные родители. Но не нужно паниковать раньше времени. Стоит отметить, что нормы развития отличаются гибкостью.

Если ваш ребёнок не понимает значение слов, то помните, что допустимы колебания в пределах трёх месяцев. При этом мальчики могут отставать от девочек на 5 месяцев.

Поэтому не переживайте, если ваш малыш понимает слов 7, а другие дети его возраста 12.

Большинство родителей думают, что за формирование понимания речи отвечает конкретная зона мозга. Однако ребёнок начинает понимать слова при нормальном функционировании обоих полушарий. У мальчиков хуже развивается речь из-за более тонкого пучка нервных волокон.

Если у ребёнка отсутствуют неврологические, психические и мозговые заболевания, то небольшие отставания легко корректируются. Главное вовремя обратиться к специалистам, если вы заметили, что ребёнок не понимает слов. Помните, что ситуацию нельзя пускать на самотёк.

Если ребёнок не понимает значение слов в 2-3 года, то есть повод для волнения. Профессионал заметит задержку в психическом развитии (ЗПР) или умственную отсталость даже на ранней стадии.

Поэтому, если вы не знаете, что делать, если ребенок плохо понимает и говорит, то обращайтесь за помощью.

ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития

Если ребёнок не понимает смысл слов после 2-2,5 лет, то можно говорить о наличии ЗПР (или задержки речевого развития – ЗРР). Серьёзная степень задержки характеризуется следующими признаками:

  • дети четырёхмесячного возраста начинают реагировать на мимику и жесты родителей. Ребёнок с ЗПР не делает этого;
  • в норме в восьмимесячном возрасте ребёнок начинает лепетать (ба-ба, та-та и пр.), а при ЗРР и умственной отсталости этого часто не происходит;
  • в год ребёнок воспринимает многие слова, издаёт разнообразные звуки и пытается говорить с родителями. Дети с ЗРР ведут себя очень тихо;
  • в полтора года ребёнок должен понимать своё имя и названия знакомых предметов, говорить «мама», «папа», «дай», а также выполнять простые просьбы «покажи», «ляг», «иди ко мне»;
  • у ребёнка присутствуют сложности с пережёвыванием пищи и сосанием, например, в полтора года малыш не может съесть даже нарезанную морковку;
  • при ЗРР двухлетний малыш пользуется только отдельными знакомыми словами и не запоминает новые фразы;
  • кроха знает значение до двадцати слов в 2,5 года, не разбирается в окружающих предметах и частях тела, не выполняет несложные просьбы, не составляет простые фразы («дай кушать», «хочу спать»);
  • речь трёхлетнего ребёнка настолько неразборчива, что его трудно понять даже маме с папой, малыш не составляет простые предложения (существительное + глагол + прилагательное), не может вникнуть в смысл рассказа в прошедшем или будущем времени;
  • малыш говорит, используя заученные фразы из книг и мультфильмов, не составляя свои предложения и не понимая значение всех слов, или зеркально повторяет за родителями. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к психиатру;
  • приоткрытый рот с повышенным слюноотделением, отсутствие способности делать простые задания и ЗРР могут свидетельствовать об умственной отсталости.

Если ребёнок не понимает значение слов, то внимательно понаблюдайте за ним. Присутствие вышеперечисленных признаков требует срочного обращения к специалисту.

Причины возникновения ЗРР

Перед тем как решать, что делать, если ребёнок не может освоить речь, необходимо установить причину отставания. Она может быть связана:

  • перенесёнными детскими заболеваниями в тяжёлой форме;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • снижением слуха;
  • поражениями головного мозга;
  • наследственностью и пр.

Если вы не знаете, что делать, если ребёнок не понимает слова, то посетите невролога, психиатра, дефектолога, сурдопедагога и нейропсихолога.

При возникновении отклонений у малыша важно научить понимать его смысл слов. Для этого существуют различные программы коррекции. Например, вы можете проконсультироваться со специалистами центра «НЕАПЛ». Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Источник: https://neapl.ru/blog/rechevye-narusheniya/ne-ponimaet-slova/

Как научить ребенка говорить: этапы развития речи

Как научить ребёнка понимать речь?

Как только малыш сказал первые слова, мама и папа ждут от него осмысленной речи. Когда процесс затягивается, родители задаются вопросом: как научить ребенка говорить? Но обучение не всегда дает ожидаемый результат. Ведь развитие речи зависит от многих факторов — наследственности, состояния здоровья, окружающей среды.

Последовательность развития речи у ребенка

Речевое развитие человека начинается в период новорожденности и продолжается всю жизнь. Условно приняты этапы осваивания речи в зависимости от возраста, но границы довольно размыты и зависят от конкретных факторов.

  • Первый месяц жизни — новорожденный прислушивается к голосам. К концу первого месяца он затихает, услышав маму или папу.
  • 2-3 месяца — малыш начинает воспроизводить отдельные звуки, звукосочетания, «гулит».
  • 4-6 месяцев — звуки становятся более отчетливыми, можно расслышать «агу» или «гу».
  • 6-9 месяцев — ребенок может произнести слова, состоящие из двух одинаковых слогов. Чаще «мама», «баба», «ку-ку», но малыш говорит пока неосознанно.
  • 9-12 месяцев — кроха начинает осознанно употреблять слова. Может позвать маму или, увидев собачку, сказать «ав-ав». Малыш уже имеет небольшой словарный запас — от двух слов до десяти. Этот период развития называют «лепетным», так как ребенок начинает лепетать на своем детском языке. Воспроизводит в различных сочетаниях звуки б, п, м, г, к, а, у, э. Также малыш начинает видеть связь «слово-действие». Услышав «пока-пока», машет ручкой, по просьбе даст игрушку, понимает значение слова «нельзя».
  • 1 год — 1 год 3 месяца — увеличивается словарный запас крохи до 6-12 слов. Малыш может найти нужную картинку по названию, выполняет простые инструкции (принеси, дай, сядь).
  • Полтора года — ребенок может показать одну или несколько частей тела — носик, ножка, ручка. Словарный запас возрастает до 9-20 слов.
  • 1 год 9 месяцев — показывает больше трех частей тела, пытается составлять фразы из двух слов: «Мама, дай», «Папа, ам-ам». Словарный запас – 15-25 слов.
  • 2 года — словарный запас стремительно увеличивается до 50 слов, малыш показывает 3-5 частей тела, пробует использовать местоимения «ты», «я», «он». Добавляются свистящие (с, ц, з) и шипящие (ш, ж, щ, ч) звуки. Кроха может выполнить двухэтапную просьбу («пойди в спальню, принеси мишку»).
  • 2 года 6 месяцев — ребенок понимает понятия «один» и «много», может считать до двух или до трех. Появляются предлоги «на» и «в».
  • 3 года — ребенок может изъясняться предложениями, использует прилагательные (маленький, большой, вкусный, холодный), считает до 10, может назвать свое имя и возраст, начинает использовать союзы: когда, как, но. Словарный запас – 200-700 слов.
  • 4 года — появляется звук «р», согласные звучат более точно. Ребенок уверенно оперирует сложными предложениями, считает до 10 и обратно. Словарный запас до 2000 слов.
  • 5 лет — малыш правильно склоняет слова, использует понятия «вчера», «завтра», «послезавтра», не переставляет слоги в словах, правильно ставит ударения, считает до 20, использует все части речи. Словарный запас зависит от окружения ребенка, обычно составляет до 3000 слов.

Помните, что каждый ребенок индивидуален. Но в случае существенной задержки речи обратитесь к неврологу.

Важно!

Появление речи у мальчиков начинается позже, чем у девочек. Это не придуманное в простонародье правило, а медицинский факт.

Левое и правое полушарие головного мозга соединяет пучок нервных волокон, развитие которого у мужской части населения замедлено по сравнению с прекрасной половиной человечества.

Информация между образным (левым) и логическим (правым) полушарием у мальчиков передается дольше. Отсюда трудность в речевом выражении мыслей.

Как не помешать правильному развитию речи?

Если маленький человечек растет в обществе и его здоровье не вызывает нареканий врачей, значит, он заговорит. В 90 % случаев вмешательство родителей не требуется. Главное правило в общении с ребенком — не навредить.

Чего следует избегать, чтобы не вызвать задержку речи у ребенка?

  1. Как можно реже включайте телевизор или радио при ребенке: их малыш воспринимает как шум и на таком фоне не слышит ваших слов.
  2. Не заставляйте ребенка повторять за собой слова. Говорите, но не настаивайте на повторении. Главное, чтобы малыш слушал и понимал значение слов.
  3. Не расстраивайтесь, если Танечка из первого подъезда говорит гораздо больше слов, чем ваш кроха. Малыш чувствует ваше недовольство и начинает нервничать.
  4. Не ругайте кроху, если он отказывается повторять за вами слова. Он может просто не понимать, чего вы от него хотите, а может, повторить именно это сочетание букв для него сейчас трудно.

Не мешайте ребенку, и, если нет проблем со здоровьем, со временем он заговорит. Но что делать, если хочется ускорить речевое развитие?

Совет

Речь раньше появляется у деток, которые общаются с другими детьми. Мамы могут понять без слов, чего хочет малыш. Другой малыш этого понять не может. Иногда у крох, которые много времени проводят вместе, формируется свой собственный язык. Не нужно ограничивать ребенка, просто расширьте круг общения. Увидев, что новые друзья его не понимают, малыш будет активно пополнять словарный запас.

Как помочь ребенку научиться говорить?

Обучение малыша речи — процесс длительный. Этим начинают заниматься еще с пеленок. Тем не менее, процесс абсолютно необременительный. Попробуйте использовать простые правила.

  • Разговаривайте с ребенком вне зависимости от его возраста. Вам кажется, что новорожденные совсем ничего не понимают? Но они вас слышат. В маленьком человечке генетически заложено свойство повторять действия окружающих. Уже после первого месяца жизни малыши начинают издавать звуки, подражая окружающим.
  • Проговаривайте с ребенком каждое действие. «Набираю в тарелку кашку», «беру кубик», «папа кушает» — чем чаще малыш слышит обозначения процесса, тем быстрее выстраивается цепочка слово-действие.
  • Описывайте ребенку все, что он видит: дерево, цветок, кубик, ложка, телевизор. Так малыш быстрее научиться находить глазами предмет, услышав название. Нужно учить кроху понимать речь.
  • Читайте книги. В младшем возрасте дети предпочитают простые четверостишия, например Агнии Барто, в более старшем — сказки в стихах или в прозе. Предпочтительнее книги с картинками, когда малыш с двух сторон — на слух и зрительно — может оценить произведение.
  • Хвалите кроху за каждое новое слово. Поощрение побуждает к действию.
  • Развивайте артикуляцию ребенка. Учите дуть мыльные пузыри, смешно надувать щеки, цокать языком. Эти простые упражнения помогут артикуляционному аппарату быстрее созреть.
  • Играйте в игру «Кто как говорит?». Пожужжите, как пчела, помяукайте, как котенок, помычите как коровка. Повторяя за вами, малыш научится говорить новые звуки.
  • Не выполняйте немые просьбы ребенка. Если кроха тянет руку к предмету, дождитесь простого «дай». Конечно, это касается тех малышей, которые могут говорить, но ленятся. Постепенно они привыкнут, что для получения предмета необходима просьба.

Как видите, ничего сложного. Если у малыша нет проблем со здоровьем, в 2-3 года благодаря появлению речи родителям станет намного легче понять его желания.

Совет

Играйте с малышом в различные пальчиковые игры. Не даром еще наши бабушки с дедушками играли в «сороку-ворону». Если вы боитесь давать крохе мелкие предметы для развития мелкой моторики, игры с пальчиками — отличная замена.

Также попробуйте с малышом поиграть в театр теней. Не выключайте свет полностью, чтобы не напугать ребенка. Просто подберите освещение так, чтобы свет падал сзади на выбранный участок стены. Пусть ребенок шевелит пальчиками, загибает их, складывает в кулачок.

Гимнастика для пальчиков обеспечена!

Когда идти к врачу?

В 2 года родители молчащих детишек начинают быть тревогу. Обещанный в интернете словарный запас отказывается расти. Как определить, нужно ли обращаться к врачу? И к какому именно врачу?

При подозрении на задержку развития речи необходимо обратиться к отоларингологу, неврологу, психологу и логопеду. Обследование поможет выяснить причину задержки. Если вы внимательно наблюдали за малышом и вас ничего не беспокоило, скорее всего, тревога будет ложной. Но посетить специалистов необходимо хотя бы для того, чтобы успокоиться.

Причин задержки речи может быть несколько.

  1. Нарушение слуха. Хороший педиатр проверяет слух ребенка еще в период новорожденности — громко хлопает возле ушка. Если кроха вздрагивает, значит, все нормально. Но нарушение слуха может быть не только врожденным, но и как следствие отитов. Если малыш поворачивает голову на ваш голос, выполняет ваши просьбы, значит, со слухом все нормально.
  2. Слабый мышечный тонус лица и рта. Если у ребенка часто вытекает слюна, выпадает еда изо рта, он плохо выговаривает звуки, возможно недоразвитие лицевых и ротовых мышц. С помощью специальных артикуляционных упражнений можно помочь крохе. Их назначит логопед или невролог.
  3. Минимальная мозговая дисфункция. Появляется вследствие родовой травмы, внутриутробной гипоксии, внутриутробных инфекций, высокого внутричерепного давления, поствакцинальных осложнений, менингита или энцефалита. В этом случае только узкопрофильные специалисты назначают лечение. Как правило, ЗРР является симптомом основного заболевания.
  4. Невостребованность речи. Желания ребенка предугадываются. Малыш не испытывает потребности говорить, родители понимают язык мимики и жестов. Осознав свою ошибку, мама с папой могут легко наверстать упущенное.
  5. Билингвизм. Как правило, дети в двуязычных семьях начинают позже разговаривать. Им нужно запомнить в два раза больше слов, чем ребенку в обычной семье. Также различны правила формирования предложений и другие лингвистические основы.

Если у вас есть подозрение на задержку речевого развития, обязательно пройдите с ребенком обследование.

Для того чтобы здоровый ребенок заговорил, нужно не так уж много. Любите ребенка, говорите с ним, читайте книги, дайте поиграть в песочнице, лепите вместе из пластилина, перебирайте мелкие предметы.

Это не специальные навыки, а обычная повседневная жизнь. И помните, начало появления речи на дальнейшее развитие не окажет никакого влияния.

Ребенок, заговоривший в два года, к шести годам ничем не будет отличаться от ребенка, заговорившего в четыре.

Источник: http://TheRebenok.ru/razvitie/rechevoe/kak-nauchit-rebenka-govorit.html

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

Как научить ребёнка понимать речь?

2014-10-23

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано.

Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи.

Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка.

Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук.

Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки.

Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете.

«А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д… Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»
  • Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки в книжках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д.

Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.

к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов!  Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — “Что как звучит?” (Ozon, My-shop) и “Кто что делает?” (Ozon, My-shop). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички»

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами.

Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги.

За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

5. Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки.

Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки».

 В статье “Пальчиковые игры для малышей до года” вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать.

Также рекомендую посмотреть статьи “Сенсорные коробки для малышей от 6 месяцев” и “Игры на развитие моторики от 9 месяцев. Часть 1. Часть 2″, в них вы найдете много развивающих игр.

Источник: https://jili-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-razvivaem-rech-uzhe-do-goda.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий