Как научить ребёнка пересказу

Содержание
  1. Как научить пересказывать текст ребенка? Сложность текста. Краткий пересказ
  2. Чем полезен пересказ для ребенка
  3. Работа над текстом
  4. Основной план подготовки ребенка к пересказу
  5. Как научить пересказывать ребенка младшего возраста
  6. Как научить пересказывать ребенка средних лет
  7. » Как научить ребёнка пересказывать текст?
  8. Важность умения пересказывать
  9. Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка
  10. Способы научить в младших и средних классах
  11. Правильный подбор текста для пересказа
  12. Методики обучения для усвоения прочитанного
  13. Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
  14. Виды пересказа
  15. Как учить пересказу малышей
  16. Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст
  17. Каких правил придерживаться, обучая ребенка пересказу прочитанного?
  18. Как научить ребенка-школьника пересказу текста: основные ошибки
  19. Какие объемы информации нужно использовать и как правильно вести беседу?
  20. Как научить ребенка пересказывать текст | Цветы жизни
  21. Для чего нужен пересказ?
  22. Какие умения и навыки потребуются ребенку, чтобы научиться успешно пересказывать тексты?
  23. Азы умения пересказывать приобретаются «с пеленок»
  24. Наводящие вопросы для пересказа
  25. План пересказа текста
  26. Тактика обучения пересказу:
  27. Проблемы, с которыми вы можете столкнуться:
  28. Ошибки родителей:
  29. Польза пересказа. Зачем учиться пересказывать текст?
  30. Как научить ребенка пересказывать прочитанное?
  31. Кратко о пересказе
  32. На что стоит обратить внимание?
  33. Этапы пересказа
  34. Словесные игры в помощь
  35. Заключение

Как научить пересказывать текст ребенка? Сложность текста. Краткий пересказ

Как научить ребёнка пересказу

Очень часто первоклассники и их родители сталкиваются с одной и той же проблемой – неумением пересказывать текст быстро и качественно. Порою у взрослых не хватает сил, терпения или опыта научить своих малышей такому навыку.

Закрывая глаза на возникшие проблемы в начальных классах, родители обнаруживают, что в средней школе их чада даже не знают, как правильно работать с текстом.

И чтобы в будущем не возникло проблем с успеваемостью, взрослые должны заранее подумать о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Чем полезен пересказ для ребенка

Пересказ – это изложение своими словами прочитанного текста. Но не стоит сводить развитие этого навыка лишь к хорошей учебе и к тому, что вся школьная программа рассчитана на пересказы. Родители должны понимать, что умение пересказывать принесут ребенку множество плюсов, и вот основные из них:

  • Развитие памяти и умения передавать чужие мысли непринужденно. При этом процесс может быть творческим, что в дальнейшем приведет к развитию способности комментировать и анализировать различные ситуации.
  • Разрушение примитивной рефлекторной цепи «прочитай – перескажи текст» и замена ее на более сложную – «получение информации – ее обработка – пересказ».
  • Увеличение словарного запаса, а также развитие речи.
  • Возможность ассоциативно оценивать факты, ситуации и сопоставлять их со своими возможными действиями.
  • Краткий пересказ дает возможность сделать резюме текста, а также обучает изложению главной и наиболее полезной информации.

Часто у детей возникают проблемы с пересказом. Специалисты выделяют несколько причин: трудности в понимании услышанного текста, а также проблемы речевого развития. Если во втором случае нужно направить усилия на развитие речевого аппарата не посредством пересказа, то в первом случае следует задуматься именно о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Чтобы преодолеть все сложности как можно быстрее, необходимо подобрать правильный текст.

Основные критерии выбора:

  • повествование должно быть коротким (дети не умеет концентрировать свое внимание на одном виде деятельности слишком долго);
  • у малыша должен возникнуть интерес к сюжету (скучное описание природы вряд ли будет интересным для ребенка);
  • в выбранном тексте не должно быть слишком много героев, более того, у каждого из них должна быть какая-либо яркая отличительная черта.

Работа над текстом

Работая с ребенком над пересказом, необходимо читать текст выразительно. Нужно все обсуждать с малышом, спрашивать, что ему непонятно, и разъяснить незнакомые слова. Пусть ребенок подумает, почему у текста именно такое название, и что ему понравилось больше всего. В заключении малыш должен сам попытаться пересказать текст.

В самом начале обучения можно добавить работу с сюжетными картинками. Они подтолкнут ребенка к составлению плана изложения и помогут последовательно пересказать текст.

Картинки раскладывают в произвольном порядке после прочтения текста. Ребенок сам должен определиться с ходом событий и разложить карточки с изображениями в правильном порядке. Далее малышу будет намного легче пересказать услышанное, отталкиваясь от картинок.

Основной план подготовки ребенка к пересказу

Для правильного обучения ребенка пересказу можно порекомендовать несколько простых правил:

  • Прочитав текст, нужно выбрать самое главное.
  • Далее нужно вернуться в начало текста и прочитать небольшую его часть.
  • Читая каждую из частей, следует задавать малышу вопросы о том, что было изложено, и что, по его мнению, было самым интересным.
  • Для начала пусть отвечает одним предложением. Для детей младшего возраста такая задача не из легких, понадобится родительская помощь.
  • При ответе ребенок не должен отвечать дословно.
  • Теперь следует перейти к другому не менее важному этапу – составлению плана. К каждой из частей нужно придумать небольшой заголовок.
  • С текстом можно поработать в игровой форме. Каждое прочтенное предложение можно попытаться пересказать своими словами.
  • Следуя такому алгоритму, не сложно понять, как научить пересказывать текст ребенка. После всего выше перечисленного остается пересказать текст, следуя ранее составленному плану.
  • Нужно проявлять терпение, а в конце проделанной работы обязательно похвалить своего малыша.

Как научить пересказывать ребенка младшего возраста

Методики обучения деток пересказу почти одинаковы в любом возрасте. Разница заключается в реализации каждой из них.

Не каждый родитель знает, как научить ребенка пересказывать текст. 1 класс часто использует такую методику, как «пересказ от имени главного героя».

Изложив историю учащимся начальной школы, нужно предложить им представить себя на месте главного героя и рассказать, что с ним происходило.

Школьникам постарше можно усложнить задание: пусть расскажут историю от имени нескольких персонажей и дадут оценку их поступкам.

Родители, которые не знают, как научить ребенка 5 лет пересказывать текст, могут обратиться к методу «пересказ в лицах». Маленькие читатели, которые любят играть с куклами, могут сделать сценку, где главными героями станут любимые игрушки.

Как научить пересказывать ребенка средних лет

Попадая в школу, дети должны учиться подчинять все свои действия определенному порядку. И здесь ребенку на помощь приходит умение составлять планы.

Это, по совместительству, отличная методика, которая расскажет, как научить восьмилетнего ребенка пересказывать тексты, она так и называется «пересказ по плану». Чем ученик становится старше, тем короче должен быть план.

Таким образом, ребенок быстро научится работать с опорными схемами и запоминать незначительные детали.

Школьникам среднего звена будет полезно работать с читательскими дневниками. Там учащиеся могут делать пометки о прочитанных книгах: обозначать сюжетные линии, прописывать имена всех главных героев.

Подобный дневник может стать незаменимым помощников в обучении, и краткий пересказ будет даваться намного легче.

Для детей младшего возраста такой дневник можно составить устно, периодически возвращая их к прочитанному тексту и задавая наводящие вопросы.

Умение пересказывать является необходимым навыком, который благоприятно влияет на развитие памяти, речи и мышления.

Нужно помнить о том, что пересказ – это тренировка не памяти ребенка, а понимания изложенной информации. Думая над тем, как научить пересказывать текст ребенка, не нужно требовать механического зазубривания.

Если малыш все поймет, то и рассказать текст своими словами для него не составит труда.

Источник: http://fb.ru/article/271082/kak-nauchit-pereskazyivat-tekst-rebenka-slojnost-teksta-kratkiy-pereskaz

» Как научить ребёнка пересказывать текст?

Как научить ребёнка пересказу

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст.

Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом.

От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Правильный подбор текста для пересказа

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведения. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: http://paidagogos.com/?p=9043

Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу

Как научить ребёнка пересказу

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ “Ново-Ленинская СОШ” Осинского района Иркутской области, Россия.

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказаОписаниеВозможные проблемыКак это исправить
Подробный, близко к текстуСамый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналуНеумение начать пересказНи в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной частиПоможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Обеднение языкаВажно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Скучность пересказаЭмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
ВыборочныйПредполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросуНеумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданиюПоможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
СжатыйСамый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказаНарушается логика повествования или исключаются важные фактыНе допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалоговПоработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

  • Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: “Да ты что! А он что? А ты что ответил?”
  • Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию “страшных историй” (помните, как в детстве дети рассказывают о “черной руке”, “зеленом глазе” и прочих ужасах).
  • Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Метод “снежного кома”. Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.

Источник: http://pedsovet.su/liter/6269_kak_nauchit_rebemka_pereskasyvat_text

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст

Как научить ребёнка пересказу

Пересказ прочитанного текста – один из важнейших школьных навыков, он необходим для успешного обучения.

Не всегда малышу легко адаптироваться к новым условиям

С самого раннего детства малыши любят пересказывать взрослым или друг другу смысл прочитанной сказки, просмотренного мультфильма. Но не каждый ребенок, особенно попав в школьный класс, способен быстро сориентироваться и пересказать прочитанное. В этом случае родителям необходимо ему помочь. Как это сделать, мы расскажем в данной статье.

Каких правил придерживаться, обучая ребенка пересказу прочитанного?

Первые книги ребенка должны быть с картинками

Существует несколько методик, которые позволят быстро освоить технику пересказа текста.

  1. Анализируем прочитанное. Совместно с ребенком составьте устный план, в котором текст будет разбит поэтапно. Обсудите главных героев, их поступки, течение действий: вступление, основная часть, вывод. Задавайте малышу вопросы, помогайте ему вспомнить, но не подсказывайте.
    После подробного разбора прочитанного попросите пересказать сам текст. Если малыш уже умет хорошо писать самостоятельно, лучше составить письменный план, выделяя наиболее важные смысловые части. Пункты должны быть короткими, содержать в себе четко сформулированную информацию.
  2. Рисуем то, что прочли. Предложите ребенку по ходу прочтения нарисовать картинки, которые отображают сюжет прочитанного. Когда он будет пересказывать, рисунки послужат ему маленькими подсказками и ориентирами. Такая методика позволяет превратить тяжелое задание в веселую игру. Рисуйте картинки совместно с малышом, стелите из них дорожку. Ребенок будет путешествовать по ней, пересказывая текст.
  3. Первые книги для пересказа должны быть снабжены иллюстрациями. У детей просто отличная зрительная память, а картинки в книге могут послужить основой для дальнейшего пересказа.

Как научить пересказывать младших школьников? Простое, но невероятно полезное упражнение7 Как научить ребенка понимать прочитанноеКак быстро научить ребенка пересказывать параграф?

Конечно, во время школьного урока у ребенка не будет возможности рисовать или запоминать картинки-иллюстрации. Но он овладеет базовой техникой пересказа, будет развивать память и перестанет опасаться того, что что-то не запомнит или не скажет.

Как научить ребенка-школьника пересказу текста: основные ошибки

Пересказывать текст нужно не менее 2 раз

Многие родители торопят ребенка, перебивают по ходу рассказа, сбивая его с мысли. Малыш теряется и может забыть то, что еще минуту назад хорошо помнил. Не стоит так поступать. Помним, что спокойствие родителей – это спокойствие их ребенка.

Подождите, пока пересказ будет закончен. Во время повествования делайте заметки на листочке, записывая, что было забыто, что нужно еще раз перечитать. После мягко объясните своему школьнику, что необходимо еще раз начать все сначала.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что пересказывать и анализировать текст понадобится 2, а то и 3 раза. Когда текст будет пересказан на отлично, обязательно похвалите малыша. Для него это очень важно, а теплые слова родителей станут хорошим стимулом для его дальнейших успехов в школе.

Какие объемы информации нужно использовать и как правильно вести беседу?

Пересказ помогает ребенку лучше формулировать свои мысли

Выбирайте несложную литературу – сказки или книги, которые привлекут и заинтересуют юного школьника. Он должен понимать смысл, а понимая, будет легче пересказывать. Начинайте обучение с коротких текстов – 5-10 коротких предложений будет вполне достаточно. По мере освоения ребенком информации длина текста увеличивается на 2-3 предложения.

Если вы выбираете для пересказа текст определенного автора, обратите на это внимание малыша.

Поинтересуйтесь его мнением о главных персонажах: кто нравится, кто не нравится, кому больше симпатизирует автор рассказа? Если в книге нет картинок, предложите ребенку самостоятельно описать персонажей своими словами.

Во время прочтения текста объясните ребенку незнакомые или непонятные ему слова.

От владения техникой пересказа напрямую зависит умение ребенка формулировать свои мысли, складывать грамотные предложения, и это отличная тренировка развития речи.

Техника пересказа развивается у малыша с того момента, когда он начинает разговаривать. Техника пересказа прочитанного воспринимается малышом сложнее, требуя постоянной поддержки со стороны родителей. Ко всем возникающим вопросам относитесь с пониманием.

Главное, не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Источник: http://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-pereskazyivat-prochitannoe.html

Как научить ребенка пересказывать текст | Цветы жизни

Как научить ребёнка пересказу

Не за горами новый учебный год. И мы все тщательно готовим наших деток к успешной школьной жизни, прививаем им важные умения и навыки, которые позволят им с легкостью овладевать новыми знаниями. Одним из самых важных умений для школы является умение пересказывать тексты, красиво и последовательно излагать усвоенную информацию. Поговорим о пересказе.

Пересказ – это рассказ о героях и событиях литературного произведения, переданный своими словами в определенной последовательности. Существуют следующие виды пересказа:

  • подробный (последовательное детальное изложение событий текста);
  • выборочный (изложение какой-то части текста);
  • сжатый (передача самого главного в произведении).

Для чего нужен пересказ?

В первую очередь, для того чтобы научиться грамотно выстраивать свою речь, обогатить словарный запас и умело «жонглировать» грамматическими конструкциями. А для школьников умение пересказывать тексты просто неоценимо, поскольку практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию.

Однако не каждый знает, что обучение пересказу следует проводить непосредственно «с пеленок» в формах постоянных разговоров с малышом и комментирования своих действий.

Все подобные разговоры откладываются в головке новорожденного в виде образов языка.

Подобные упражнения не только помогут вашему чаду рано заговорить, обогатить его речь, но и грамотно и развернуто строить свои высказывания, четко следуя их логике.

Какие умения и навыки потребуются ребенку, чтобы научиться успешно пересказывать тексты?

  • концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;
  • четкое понимание смысла истории;
  • логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;
  • умение систематизировать и структурировать информацию;
  • владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста.

Как видите, это совсем немало для детей возраста начальной школы.

Азы умения пересказывать приобретаются «с пеленок»

Итак, что же поможет развить навыки отличного пересказа в раннем возрасте:

  • постоянные разговоры с ребенком (даже если кажется, что он не слышит и не понимает вас);
  • комментирование абсолютно всех своих действий;
  • чтение малышу огромного количества книг, соответствующих его возрасту («с пеленок»);
  • игры на развитие памяти и внимания;
  • игры по подбору ассоциаций;
  • игры для развития образного мышления;
  • прослушивание музыкальных произведений (для развития слуха, ритма и мелодики, что способствует также развитию речи);

Как только малыш подрастет (с 3 лет), очень полезно показывать ему истории с опорой на картинки, которые располагаются в определенной последовательности согласно происходящим событиям. Демонстрируя наглядный материал, необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, указывая на соответствующую картинку:

  • что происходило сначала (с чего начинается история)?
  • что было дальше?
  • что происходит сейчас?
  • чем заканчивается история?

Здоровые дети, с которыми родители занимались подобным образом с самого рождения, обычно, не испытывают никаких трудностей с построением пересказа: его логикой и развернутостью передачи информации.

Однако не стоит расстраиваться, если у вас не получилось развивать речь вашего чада с самого рождения. Непосредственно перед школой любого здорового ребенка можно научить пересказывать тексты в домашних условиях. И, конечно, начать стоит с рассказов, дающих опору на наглядность.

Используйте истории, которые очень нравятся вашему ребенку. К прослушиванию рекомендуются народные сказки, понятные и увлекательные рассказы таких писателей как: Пушкин, Бианки, Аксаков, братья Гримм, Сутеев, Андерсен, Носов, Толстой, Пришвин…

Задавайте наводящие вопросы, попросив малыша изложить информацию так подробно, будто его слушает человек, который не знает ничего о происходящих в рассказе событиях:

  • с чего начинается история?
  • кто главные действующие лица?
  • что важного произошло?
  • к каким последствиям это привело?
  • что происходит в конце истории?
  • какой вывод ты можешь сделать?
  • подумай, все ли важные моменты ты передал в своем рассказе?
  • если нет, расскажи еще раз, пожалуйста.

Данный план обучения (не в виде урока) очень подходит активным неусидчивым деткам. Заниматься такими занимательными разговорами можно между делом, в поездках на машине, автобусе (домой из детского сада, например), поезде, во время походов по магазинам, прогулок и т.д.

Не стоит пренебрегать и пересказом по картинкам. Это пересказ с элементами сочинения расширяет кругозор и будит фантазию ребенка.

План пересказа текста

Если ваш ребенок довольно усидчив и его не напрягают спокойные занятия, можно заниматься тренировкой пересказа целенаправленно. Брать уже тексты посложнее и использовать школьные требования к пересказу (вступление, основная часть, вывод). Что нужно делать?

  • прочитать текст;
  • разобрать все сложные и незнакомые ребенку слова, чтобы малышу было все понятно в повествовании (только при этом условии дети без особого труда могут пересказать текст своими словами);
  • проанализировать прочитанное, определить, что главное;
  • составить устный план пересказа, разбив текст на основные этапы (учите малыша умению кратко формулировать заголовки этапов повествования);
  • обсудить содержание каждого из этапов, обсудив самые интересные моменты (при этом нужно задавать наводящие вопросы, чтобы облегчить малышу задачу. Если поначалу малыш отвечает одним предложением, то это уже хорошо. Со временем его ответы станут более развернутыми, особенно, если вы будете задавать наводящие вопросы);
  • обсудить главных героев рассказа, их действия и поступки;
  • обсудить последовательность описываемых событий в тексте;
  • последовательно соединить части текста между собой.

Наводящие вопросы призваны дать ребенку только лишь возможность вспомнить происходящее в прочитанном рассказе, поэтому избегайте подсказывать ему. Подробно разобравшись с вышеописанными пунктами, следует попросить малыша теперь уже связно и поэтапно пересказать все происходящие события.

Если не получается, предложите малышу пересказать текст вместе с вами. По ходу процесса сделайте вид, что вы что-то забыли. Ребенку будет приятно продемонстрировать хорошую память и то, что именно он напомнил своей мамочке о каком-то событии в прочитанном тексте.

Если ваш ребенок хорошо рисует и получает от этого удовольствие, предложите ему самостоятельно нарисовать последовательность событий прочитанного. Если с рисованием дело обстоит неважно, то можно чертить простые схемы в виде стрелочек, которые по очереди следуют от одной мысли к другой, согласно логике происходящих событий.

Тактика обучения пересказу:

  • перед тем, как тренироваться пересказывать тексты, будет полезно играть с малышом в ассоциативные игры. Например, на что похоже облако? Такая игра приучит ребенка легко находить нужные ассоциации и запоминающиеся образы при пересказе текстов, чтобы упростить запоминание и последовательность изложения событий;
  • тексты должны быть простые и короткие (примерно 5 – 10 предложений, иначе ребенок устанет, потеряет концентрацию и не сможет довести начатое до конца);
  • текст должен быть интересен ребенку;
  • нужно спрашивать мнение ребенка о главных героях и о том, что понравилось, а что ему не понравилось в повествовании;
  • главных персонажей повествования должно быть мало, и им обязательно следует обладать какими-то яркими чертами характера или внешности для лучшего запоминания);
  • читать нужно выразительно, интонацией привлекая внимание малыша к значимым событиям;
  • использовать опорные сюжетные картинки для наглядности (картинки лучше раскладывать не по порядку, а так, чтобы ребенок мог сам их разложить в соответствии с логикой повествования);
  • пусть малыш рассказывает своими словами так, как у него это получается;
  • использовать куклы (если малышу нравятся ролевые игры, то можно потренироваться пересказу от лица разных персонажей в игровой форме при помощи игрушечных кукол);
  • после пересказа по плану необходимо начать пересказывать по памяти;
  • поддерживайте и хвалите ребенка на протяжении всего времени обучения.

Проблемы, с которыми вы можете столкнуться:

  • нарушение порядка повествования (когда малыш не по очередности излагает события, происходившие в тексте);
  • придумывание того, чего в тексте не было, ошибки в именах персонажей, искажение фактов;
  • ошибки речи – при построении предложений, неправильное употребление падежей, многократное повторение одних и тех же слов;
  • пересказ одной части текста слишком кратко, а другой — слишком подробно.

При условии регулярных тренировок эти проблемы уйдут сами собой.

Ошибки родителей:

  • привычка перебивать ребенка во время пересказа (часто дети глотают слова, делают ошибки, а мама останавливает, не дослушав до конца, просит ребенка тут же исправиться. Если малыш обижается и злится на такую тактику, он может замкнуться в себе и перестать стремиться осваивать что-то новое, особенно если оно, новое, исходит от вас. Выслушайте сначала, похвалите, а потом уже мягко расскажите, что было не так);
  • демонстрация недовольства ребенком (не приведет ни к чему хорошему. Никогда еще жесткая критика не способствовала хорошим результатам в учебе. Мало того, это отбивает всякое желание стараться. Поэтому не торопитесь и сохраняйте полное спокойствие. Помните, что ваше психологическое состояние полностью передается вашим детям);
  • заучивание предложений из текста (нельзя заставлять малыша просто «зазубривать» информацию. Это приводит к отсутствию осознанности и осмысленности в процессе передачи информации, не развивая, на самом деле, нужных умений и навыков грамотного владения речью);
  • отсутствие похвалы (главное, что хочет ребенок – это похвала мамы и папы. Не скупитесь на нее. Изначально малыши не понимают, зачем они учатся, особой мотивации у них нет. А похвала родителей может дать им отличный толчок к тому, чтобы стараться на первых, самых сложных, этапах их школьной жизни);
  • отсутствие терпения (следует быть готовыми к тому, что у вашего чада не сразу получится пересказывать тексты, анализировать их и составлять планы. Кому-то для этого потребуется 2-3 раза, а кому-то больше. Раздражительностью и нетерпеливостью очень легко все испортить в самом начале);
  • «сравнивание» ребенка с более успешными друзьями и одноклассниками, особенно не в его пользу (это с самого раннего детства развивает в малыше комплекс неполноценности настолько глубокий, что в течение всей последующей жизни очень трудно бывает от него избавиться);
  • выбор сложной (неинтересной) для ребенка литературы (во время занятий малышу необходимо испытывать интерес к тому, что он изучает. Начинайте именно с этих произведений, а не с тех, которые нравятся вам);
  • выбор длинных текстов (длинный рассказ может запутать вашего ребенка, поэтому начинайте с того, что полегче и покороче (примерно 6 — 10 коротких предложений), чтобы дать вашему чаду почувствовать собственный успех);

Польза пересказа. Зачем учиться пересказывать текст?

Пересказ текста несет в себе массу необходимых умений и навыков, которые пригодятся в жизни:

  • развивает память;
  • увеличивает словарный запас;
  • развивает умение четко высказать свое мнение по любому вопросу;
  • развивает умение легко передавать чужие мысли;
  • развивает умение комментировать;
  • развивает умение анализировать различные события и ситуации;
  • развивает умение обрабатывать и излагать любую информацию;
  • развивает умение вычленять главное из повествования и четко излагать основную мысль;
  • развивает умение формулировать правильные выводы;
  • развивает умение оценивать факты и сопоставлять их с событиями;
  • развивает умение проводить ассоциативные связи между событиями, их причинами и следствиями, сравнивать их друг с другом;
  • вырабатывает грамотность в целом.

Поэтому чаще общайтесь друг с другом, пересказывайте ежедневные события, делитесь впечатлениями, и тогда не возникнет никаких проблем с изложением прочитанного в школьной жизни вашего ребенка.

Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни».

В завершении предлагаю посмотреть видео о том, как научить пересказывать младших школьников:

Еще статьи об обучении:

Как научить ребенка писать сочинения

Методики обучения чтению

Книги для первого чтения

Как помочь ребенку учить иностранный язык

Приятной учебы!

С теплом,

Людмила Поцепун.

1 818

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat.html

Как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Как научить ребёнка пересказу

Многие родители до самой школы не задумываются о том, чтобы обучать ребенка такому полезному навыку, как пересказ. Причиной этого является ошибочное мнение, что пересказывание необходимо только тогда, когда малыш уже научился читать.

На самом деле пересказывать можно и услышанное, и просмотренное, поэтому рекомендуется начать занятия с ребенком уже в дошкольном возрасте. Это значительно облегчит его дальнейшее обучение чтению и письму.

Чтобы сделать это правильно и помочь малышу в развитии речи, мышления и воображения, необходимо использовать развивающие словесные игры и учитывать рекомендации педагогов.

Кратко о пересказе

Пересказ – это изложение сюжета книги, рассказа, фильма и т. д. своими словами. Это не заучивание оригинального текста и не воспроизведение его в точности до пауз, а умение уловить сюжетные линии, фигурирующих персонажей и рассказать об этом.

Почему позже в школе некоторые дети с трудом пишут изложение? Потому что они не умеют пересказывать. Вместо этого школьники пытаются запомнить текст, заучить его, что крайне трудно. Это еще одна причина, по которой стоит научить ребенка пересказывать уже в дошкольном возрасте.

Следует помнить, что вы тоже должны уметь пересказывать. Если у вас трудности с изложением прочитанного, то как вы планируете обучать малыша, который по большей части копирует вашу речь?

Важно практиковать совместное чтение с ребенком, чтобы он рассматривал иллюстрации и слышал ваш голос, – так он больше включится в процесс. Читайте вместе даже тогда, когда малыш уже умеет читать самостоятельно. Так вам будет проще обсуждать прочитанное и вы сможете проконтролировать технику чтения ребенка.

Помните, что основа пересказа – это выделение смысловых блоков. Именно на них ориентируется человек, чтобы рассказать о прочитанном или услышанном.

На что стоит обратить внимание?

По прихоти начинать учить пересказу не стоит. Если же вы заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, ему нравится, когда вы ему читаете, тогда можете добавлять небольшие упражнения. Сначала это лучше делать ненавязчиво, задавая наводящие вопросы о прочитанном вами: «О чем мы сейчас прочитали?», «Кто был главный герой?», «А что он сделал, когда …?» и т. п.

Обязательно учитывайте объем: память у детей не так развита, как у взрослых, поэтому отдавайте предпочтение небольшим историям. Когда ребенок будет с легкостью рассказывать, о чем сказка, можете увеличить объем.

Также упражнения по прочитанному стоит выполнять дробно, т. е. разделив текст на смысловые блоки. Сейчас многие детские книжки и пособия по чтению сформированы таким образом: на одной странице завязка истории, на второй наводящие вопросы, и так до самого конца. Это сделано в помощь родителям, чтобы им было проще учить пересказу дошкольников и младших школьников.

Умение пересказывать зависит в том числе и от словарного запаса ребенка. Если вы редко с ним разговариваете, не используете развивающие игры, то и речь его будет бедна.

Он даже может примерно знать, что хочет сказать, а вот как это сделать, какими словами и грамматическими структурами – не понимает.

Поэтому малышу нужно будет помогать: предлагать ему несложные, но правильные конструкции, играть в словесные игры, развивать память.

Ругать ребенка за то, что у него не получается пересказать историю, как вы этого требуете, не рекомендуется. Иначе, он будет думать, что лучше вообще этого не делать, тогда его хотя бы не станут ругать. Помните, что у всех детей речевое развитие проходит по индивидуальной схеме – кому-то пересказ дается легко, а кому-то приходится прикладывать больше усилий.

Этапы пересказа

Для того чтобы ребенок научился правильно излагать содержание прочитанного, необходимо знать основные этапы, на которых строится обсуждение.

  1. Совместное чтение. Если вы занимаетесь с дошкольником, то он, скорее всего, будет отвлекаться и постоянно перебивать вас. Терпеливо отвечайте на его вопросы, плавно возвращая к истории.

    Лучше заранее выбрать книгу, которая будет интересна ребенку.

    Если ребенок умеет читать, попросите его прочитать вслух. Но следует помнить, что так он быстрее устанет от занятия. В зависимости от размера произведения и возраста ребенка вы можете читать по блокам или историю целиком.

  2. Блок наводящих вопросов. Здесь вы спрашиваете, о ком идет речь в истории, что произошло, куда пошли герои? Вопросы должны не только отразить прочитанное, но и подвести к следующему блоку. Сказка может быть совсем небольшой, поэтому блоков может быть один или два. Вы можете задавать вопросы по ходу чтения.
  3. Составление плана. Данный этап очень важен и подходит для детей, умеющих читать. Нужно набросать схему пересказа, состоящую из основных мыслей каждого блока, чтобы по ней ребенок смог пересказать всю историю. Позже он будет справляться и без плана. задача – научить четко определять (одним предложением) главную идею первой части или абзаца, второй, третьей и т. д. Это своеобразный каркас, на который позже будет наращиваться история из слов и предложений.
  4. Обсуждение полного сюжета. Здесь ребенок должен уже не рассказать по частям, о чем вы прочитали, а полностью пересказать сюжет. Вы также можете использовать наводящие вопросы или план пересказа.
  5. Вопросы по личному отношению. Мнение вашего ребенка об истории, о персонажах и их поступках – это дополнительная часть пересказа. Таким образом у ребенка развивается не только речь, но и морально-этические установки, духовные и личностные ценности, воображение и абстрактно-логические мышление.

Словесные игры в помощь

Для того чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.

  • «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
  • «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит.
  • «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.

Заключение

Исключительно от вас зависит, когда вы начнете обучать малыша пересказу, но лучше не затягивать с этим вопросом.

Развитая речь поможет ему не только получать впоследствии хорошие оценки в школе, но и свободно общаться, не бояться публичных выступлений, развернуто выражать свои мысли.

Не упустите момент, когда ребенок сам проявил интерес к чтению и стал задавать вопросы по прочитанному, – поощряйте его любознательность.

Источник: https://Razvivashka.online/chtenie/nauchit-rebenka-pereskazyvat

Рождение ребенка
Добавить комментарий