Как научить ребёнка говорить: 12 полезных советов

Содержание
  1. Как научить ребенка разговаривать: 12 советов
  2. Речь ребенка от рождения до 3 лет
  3. Соответствующая среда
  4. Как помочь ребенку с освоением речи – 12 советов
  5. Мелкая моторика и развитие речи
  6. Артикуляционные игры
  7. Как научить детей разговаривать: лучшие методики
  8. Почему малыш молчит?
  9. Развитие речи у младенцев
  10. Что делать взрослым?
  11. Развитие речи у годовалых малышей
  12. Подсказки мамам
  13. Развитие речи у детей в 1,5 года
  14. Играем вместе
  15. Развитие речи у детей в 2 года
  16. Что делать родителям
  17. Развиваем пальчики
  18. Читаем книжки
  19. Говорим чисто
  20. Когда нужна помощь специалистов?
  21. Как научить ребенка говорить?
  22. Стадии развития речи ребенка с рождения до 3 лет
  23. Как учить ребенка говорить?
  24. Как научить ребенка говорить правильно?
  25. Как научить ребенка говорить красиво. Советы логопедов
  26. Этапы речевого развития дошкольника
  27. Упражнения на улучшение артикуляции
  28. Как увеличить словарный запас?
  29. Рекомендации логопедов и психологов
  30. Как бороться с «паразитами»?
  31. Как сохранить у школьника желание говорить правильно?

Как научить ребенка разговаривать: 12 советов

Как научить ребёнка говорить: 12 полезных советов

Ребенок никогда не начинает разговаривать «ни с того ни с сего». Для этого у него должен накопиться достаточный багаж слов, которые он понимает, в достаточной степени развиться мышцы лица, языка, шеи, губ, а также дыхание. Все это приходит постепенно, в несколько этапов.

Кроме того, ребенок должен иметь интерес к окружающему миру, желание общаться. В противном случае с речью возникнут трудности. Стоит заранее узнать, как их избежать и самостоятельно научить своего ребенка разговаривать.

Для начала нужно изучить, как развивается речь малыша в разном возрасте и как можно повлиять на этот процесс на каждом этапе.

Речь ребенка от рождения до 3 лет

С момента рождения до 3- летнего возраста речь малыша развивается впечатляюще быстро.

  • От рождения до 3 месяцев единственным доступным средством общения для малыша остается крик. Это сигнал и о голоде, и о мокрой попке, и о нехватке мамы, и о желании спать, и о коликах в животике.
  • 4 — 6 месяцев – период так называемого «гуления», когда малыш протяжно произносит простые звуки, а затем слоги.
  • С 7 до 10 месяцев кроха учится собирать простые слоги в простые слова (мама, баба). Правда, пока еще он не соотносит эти слова с людьми или предметами, которые они обозначают.
  • В 1 год у ребенка в словарном арсенале около 20 слов. Большинство из них пока простейшие, состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, кака, вава). Но годовалый кроха уже начинает относить конкретное слово к конкретному предмету или человеку.
  • Ближе к полутора годам ребенок учится формулировать простейшие предложения из 2 слов («мама, дай», «киса цаца»). Сейчас ребенок начинает не просто соотносить слово и предмет, но и понимать, какими отношениями связаны отдельные предметы. Поэтому в речи крохи появляются как слова-названия (киса, ляля), так и упрощенные «глаголы» (ам-ам, топ-топ, бай-бай), указательные слова (так, это, там, туда).
  • Примерно в 2 года происходит настоящий речевой прорыв: в речи ребенка довольно быстро появляются предлоги, местоимения, он учится строить предложения с правильным порядком слов, согласованными окончаниями. Он осознает себя как отдельную личность (я), может описать некоторые свои ощущения (холодно, грустно, больно) и собственные качества (я хороший, я большой, я добрый, я мальчик).
  • Ближе к 3 годам малыш начинает давать абстрактные оценочные суждения (это хорошо, так нельзя), может объяснить понятные ему причинно-следственные связи («дождь, потому что тучи», «я поел — давай гулять»).

Соответствующая среда

Все эти процессы происходят своевременно, только если ребенок находится в соответствующих условиях: вокруг него постоянно разговаривают, побуждают его отвечать, спрашивать, заинтересовывают в том, чтобы изучать окружающую действительность, помогают совершенствовать речевой аппарат.

Важно помнить, что малыш накапливает пассивный словарный запас с первых дней жизни. Это пригодится ему после двух лет, когда артикуляционный аппарат достаточно созреет для проговаривания слов.

Если ребенок лишен необходимых для развития речевых навыков условий, ему сложно самому достичь успехов своевременно. Практически неизбежно кроха начнет отставать. Пытаться исправлять ситуацию в 5 лет или даже в 4 бывает достаточно поздно, потому как сроки, необходимые для естественного формирования речевых и познавательных функций, уже сильно упущены.

Поэтому чтобы годам к 4 не возникло вопроса, что делать, если ребенок не разговаривает, развивать речь малыша нужно практически с рождения. Пусть пока он не понимает смысла сказанного, он слышит голос, видит артикуляцию говорящего, улавливает интонации. Все это тоже составляющие речевого развития.

Совет

Разговаривая с малышом, не заменяйте слова звукоподражаниями (ав-авка, би-бика). Даже если ребенок пока может говорить только так – произносите слова всегда правильно. Иначе потом придется переучивать ребенка, а это сложнее.

Став родителями, мы не только постепенно учим ребенка разным навыкам, но и сами постоянно учимся чему-то для наших детей: как понять, что нужно малышу, как правильно выстроить его режим, как распознать недуг, как научить своего ребенка разговаривать своевременно. Последний вопрос, пожалуй, наиболее актуален, ведь речь – важнейшее средство взаимодействия человека с другими членами общества.

Как помочь ребенку с освоением речи – 12 советов

Ниже будут приведены самые разные советы по развитию речи ребенка, проверенные родителями. На их основании можно выстроить собственную методику, позволяющую рано научить кроху говорению.

При этом понятие «рано» весьма условно.

Чем раньше маленький человечек начнет формировать, а затем совершенствовать речевые навыки, тем легче в дальнейшем сможет общаться с окружающими, учиться в школе.

  1. Важно с рождения окружить ребенка постоянным, активным речевым фоном. Можно проговаривать каждое свое действие («сейчас мы наденем кофточку, шапочку, штанишки и пойдем гулять»). Так он постепенно начнет соотносить предметы с действиями и последствиями этих действий. Называем все предметы, которые окружают ребенка («это мячик, он прыгает», «это подушка, на ней головка будет отдыхать»). Когда малыш немного подрастет (после года), учим его классифицировать предметы вокруг себя (мячик, машинка, погремушка – это игрушки; курица, ворона, гусь, воробей – это птички; кашка, хлеб, супчик – это еда). При этом побуждаем малыша к говорению наводящими вопросами («а кто еще – птичка?», «А что здесь еще – еда?»).
  2. Полезно на каждое действие (купание, прогулка, переодевание, игра, кормление) подобрать или придумать подходящее веселое четверостишие. Ритмично организованная речь развивает чувство ритма крохи, что поможет ему в дальнейшем сформировать правильную ритмику своей речи.
  3. Не нужно делать малыша патологически зависимым от соски-пустышки. Доказано, что, чем дольше она пребывает во рту ребенка, тем меньше развивается его артикуляционный аппарат (зачем издавать какие-то звуки, когда приятнее просто сосать), тем больше шансов сформировать неправильный прикус, который будет способствовать развитию дефектов речи.
  4. Показываем крохе, что где в доме находится. Постепенно он запомнит расположение предметов, начнет сам показывать их пальчиком (когда утверждение «это полка» будет заменено вопросом: «где полка»?), а затем научится сам называть эти предметы.
  5. Здорово помочь ребенку в развитии речи может игра в зоопарк. Показываем ему, как «говорит» собачка, кошечка, слоник, сова, мышка и т. д., просим повторить. Игра будет более наглядной, если купить ребенку игрушки в виде таких животных. А чтобы он мог убедиться, что все повторяет за мамой в точности, играть лучше около зеркала.
  6. Общаясь с крохой, нужно разговаривать с ним как с равным: не сюсюкать, коверкая слова, но и не выражаться заумными для него понятиями. Малыш должен ощущать себя равноправным участником общения. Поэтому новые для него слова (действия, качества, признаки) объясняем всегда с использованием тех слов, которые он уже понимает.
  7. Пополнению багажа знаний – а значит, и лексики – способствует общение в форме сказки. Например: «Растет на грядке румяная морковка. Каждое утро здоровается с ней ее краснощекий сосед, помидор. Утром они умываются прохладной росой и вместе ждут, когда сядет солнышко и их польют…».
  8. Очень важно много читать ребенку. Из книг он может узнать массу новых слов, которые в обычной жизни в семье не произносятся. К тому же, чтение развивает фантазию, абстрактное мышление и память. А это – залог успешного обучения в школе.
  9. Поможет учить маленького ребенка разговаривать игра «Непонимайка». Если мама «не понимает», на что показывает или чего требует малыш жестами или плачем, ему придется объясняться с помощью речи. Родители могут помочь ему наводящими вопросами.
  10. Важно всегда отвечать на вопросы юного незнайки, даже если они повторяются по сто раз на дню. Так он запоминает сказанное, развивает интерес к познаванию окружающей реальности.
  11. То же касается и обратной стороны дела: всегда проявляйте неподдельный интерес к тому, что хочет рассказать сам малыш. Поддерживайте его желание поделиться с нами какой-то информацией: слушайте внимательно, радуйтесь с ним, удивляйтесь, восхищайтесь, спрашивайте, хвалите! Такое общение должно наполняться максимумом эмоций и интонаций, чтобы ребенок мог научиться и этой стороне коммуникации.
  12. Разговаривая с ребенком, всегда стройте предложения и употребляйте слова грамотно. Именно так мы помогаем ребенку научиться говорить правильно, ведь он будет неосознанно брать с нас пример.

Мелкая моторика и развитие речи

Развитие мелкой моторики способствует развитию речевых навыков, поскольку соответствующие центры мозга находятся рядом.

Развивать мелкую моторику малыша помогают следующие упражнения.

  • Массаж пальчиков, в том числе шипованным резиновым мячиком.
  • Игры-потешки («ладушки», «сорока-ворона»).
  • Собирание пирамидки.
  • Лепка из пластилина, глины, теста.
  • Рисование, в том числе пальчиковыми красками.
  • Игра по разделению разнородных мелких предметов (например, фасоли и гороха). При этом попутно объясняем ребенку, что фасоль – длинная, коричневая (зеленая), а горох – круглый, желтый.
  • Можно спрятать в крупу маленькую игрушку и попросить ребенка ее «откопать».
  • Весьма полезно развивать тактильные ощущения малыша. Знакомим его с разными материалами (металлическое, деревянное, бумажное), разными фактурами (твердое, шершавое, сыпучее, гладкое, скользкое, пушистое, мягкое, жидкое), температурами (холодное, горячее, теплое).

Совет

В домашних условиях можно сделать крохе игровую панель, развивающую мелкую моторику. На ней размещают всевозможные завинчивающиеся крышки, закрывающиеся рычаги, засовы, задвижки, застежки на крючки, пуговицы, шнуровки, кнопки.

Артикуляционные игры

К 5 годам обычно у ребенка уже установлено произношение основных звуков. «Непобежденными» остаются только самые упрямые буквы: шипящие (Ш, Щ, Ч) и Р. Иногда и свистящие (С, З, Ц).

Теперь понадобится помощь в развитии артикуляционного аппарата малыша: мышц и органов, участвующих в произношении этих звуков. Нужно добиться подвижности губ, языка, нижней челюсти, научить язык ребенка принимать разные формы (быть плоским, узким, широким, твердым, мягким).

Например, для произнесения звука Р надо научить малыша поднимать язык вверх, напрягать его, создавать вибрацию. При этом подъязычная уздечка должна быть достаточно растянута.

Для произношения звука С и других свистящих важно уметь прижимать язык и прятать за нижними зубами, направлять струю воздуха на выдохе вперед (подробнее об этом – здесь).

Чтобы выговаривать шипящие буквы, ребенок должен научиться удерживать язык вверху широким, держа губы вытянутыми, округлыми.

Отработке этих навыков помогают специальные артикуляционные упражнения и игры.

  • Игра в лошадку. Просим малыша повторить, как лошадка цокает копытами, как ее подгоняют («но»!), останавливают («тпррру!»), как лошадка фыркает, как она говорит «и-го-го!».
  • Игра в домашних животных. Особенно весело и естественно получается играть, если в доме есть кошки или собака. Просто просим малыша им подражать: как Мурзик лакает язычком? Как облизывается? Как он облизывает свою шерстку? Как дышит Рэкс, когда он долго бегал? Как он рычит, когда злится?
  • «Кисточка» или «Чистим зубки». Малыш открывает ротик и представляет, что его язык – это кисточка. Она медленно прокрашивает сначала верхние зубки, затем нижние – снаружи и изнутри, а потом нёбо – вдоль и поперек.
  • «Маляр красит нёбо». Губы растягиваются в улыбке, малыш приоткрывает рот и кончиком языка гладит нёбо.
  • «Трубочка-улыбочка» (или «Слоник»). Губы сначала вытягиваются в трубочку, как для звука У, затем растягиваются в улыбке, показывая зубки.
  • «Вкусное варенье». Пусть малыш несколько раз оближет верхнюю губу сверху вниз широким язычком.
  • «Чашечка». Просим малыша открыть ротик, высунуть язычок, сделать его чашечкой – поднять бока и кончик — и задержать в таком положении несколько секунд.
  • «Грибочек». Похож на «лошадку», только язык в верхнем положении нужно присосать кончиком и с боков и не отпускать, а нижнюю челюсть максимально опустить вниз.
  • «Футбол». На столе перед ребенком положить ватный шарик, сзади него – импровизированные ворота (можно обозначить их, положив карандаши). Задача – на одном выдохе вогнать «мяч» в «ворота». Щечки надувать нельзя, добирать воздух и прерывать выдох – тоже. Важно научить ребенка направлению и силе выдоха.
  • «Качели». Малыш улыбается, открывает рот и попеременно цепляет кончик языка то за верхние, то за нижние зубы.

Эти упражнения помогут малышу подготовить артикуляционный аппарат к тому, чтобы заняться постановкой шипящих звуков. О том, как вести дальнейшую работу в этом направлении, читайте здесь.

Чаще пойте с ребенком. Мелодичность при произношении снимает артикуляционную зажатость, освобождает мышцы и раскрепощает ребенка. Кроме того, пение развивает слух, в том числе и фонематический, чувство ритма, память. Ну а ваши похвалы, любовь и позитивный настрой пойдут только на пользу при развитии познавательной активности и речи.

Если домашние занятия по коррекции произношения результатов не дают, следует проконсультироваться с логопедом. Возможно, у ребенка проблемы с развитием органов (короткая подъязычная уздечка, большой язык, дефект нёба, неправильный прикус), нарушено слуховое восприятие и различие звуков (фонематический слух). Справиться без помощи специалистов в таких случаях невозможно.

Но если с малышом все в порядке, систематические игровые развивающие занятия непременно дадут результат и избавят ребенка в будущем от множества проблем и комплексов.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/nauchit-rebenka-razgovarivat

Как научить детей разговаривать: лучшие методики

Как научить ребёнка говорить: 12 полезных советов

Каждая мама с нетерпением ждет, когда ее малыш научится произносить первые слова. Но и после этого радостного события тревог не становится меньше.

Критично ли, если в два года ребенок не говорит предложениями? Как заниматься, если чадо произносит звуки искаженно, упрощает слова? Поговорим о том, как научить ребенка правильно разговаривать без логопеда, а также о некоторых распространенных ошибках родителей.

Почему малыш молчит?

Логопеды разных стран отмечают, что современные дети начинают говорить позже, чем поколение их родителей. К тому же у них наблюдается больше нарушений с произношением звуков. Очень часто на прием приходят родители с вопросом о том, как научить двухлетнего ребенка разговаривать. Хотя, согласно нормам, в этом возрасте уже нужно говорить простыми предложениями.

Причины отставания могут быть следующими:

  • Нарушения психофизического развития. Сюда относятся проблемы со слухом, неправильное строение речевого аппарата, неврологические и психические заболевания. Связано это с плохим здоровьем мамы и папы, родовыми травмами.
  • Недоразвитость мышц языка, губ, челюсти. Причиной может стать постоянное сосание соски, питание исключительно мягкой пищей.
  • Неблагоприятная обстановка в семье, при которой малыш не чувствует себя в безопасности, замыкается.
  • Недостаток внимания. Порой все общение с ребенком в семье сводится к уходу за ним, в остальное время он предоставлен самому себе или сидит перед телевизором.
  • Многоязычное окружение. Если мама говорит по-русски, а папа – по-английски, ребенок позже произнесет свои первые слова. Зато сразу – на двух языках.
  • “Речевой негативизм”, когда малыш не говорит из-за упрямства. Как правило, это связано с излишним давлением взрослых, которые принуждали его повторять слова и ругали за ошибки.

Развитие речи у младенцев

Чтобы предотвратить отставание, надо иметь представление об общепринятых нормах. Новорожденный ребенок умеет сообщать о своих проблемах одним способом – громким криком. Однако уже в месячном возрасте младенцы начинают произносить гласные звуки.

Причем делают это и малыши с нарушенным слухом. С 3 до 6 месяцев у деток активно развивается гуление. Звуки “а-а-а-а”, “гуууу” и другие они тянут с разными интонациями.

Интересно, что носители разных языков с легкостью узнают по гулению своих маленьких соотечественников.

После полугода у детей появляется лепет. Теперь они учатся произносить слоги из согласных и гласных звуков. При этом могут случайно проскальзывать сочетания, похожие на слова: “мама”, “баба”. Однако младенец еще не наделяет звуковую оболочку значением. Лепет не наблюдается у детей, имеющих проблемы со слухом. Его отсутствие – повод обратиться к специалистам.

Также в 7-9 месяцев у малышей развивается понимание речи. Они могут показать, где находится мама или любимая игрушка. Дети четко определяют настроение человека по его интонации, пытаются повторять слова. Научить ребенка разговаривать можно, правильно занимаясь с ним. Тогда к году появляются уже осмысленные слова. В речи малыша их может быть от 3 до 10.

Что делать взрослым?

Как научить ребенка разговаривать? Прежде всего, ему нужно регулярное общение с близкими людьми. Начинать его можно, когда кроха еще находится в животике. Доказано, что новорожденные узнают голоса родителей, быстрее успокаиваются под песенку, которую слышали до своего появления на свет.

Говоря с младенцем, комментируйте все свои действия, называйте предметы. Хорошо воспринимаются детками песенки, ритмичные стихи. Говорите эмоционально, четко, меняйте интонации.

Ударные гласные лучше немного растягивать. Наклоняйтесь к младенцу, чтобы он видел правильную артикуляцию, преувеличенно широко раскрывайте рот или вытягивайте губы.

С первых месяцев вовлекайте кроху в диалог, давая время для ответа.

С полугодовалым малышом устраивайте переклички, повторяя его лепет. Он будет вам отвечать. Когда контакт налажен, предложите повторить за вами новые слоги: “га-га-га”, “тук-тук-тук”.

В это время учите названия игрушек, предметов и звуки, которые они издают: “Это кошка, она говорит “мяу-мяу”. А тут – машинка. Она гудит: “Би-би!”. Накрывая игрушки платком, играйте в прятки.

Учите кроху показывать, где находится знакомый предмет.

Развитие речи у годовалых малышей

Если к 12 месяцам ребенок может произносить не более 10 слов, то за полгода их количество увеличивается в 3 раза. Часто детки говорят на непонятном для окружающих языке. В этом возрасте характерно:

  • произнесение преимущественно открытых слогов – “ма”, “ди”, “ту”;
  • употребление звукоподражаний или слогов вместо слов (“мяу” – кошка, “ки” – книга);
  • использование разнообразных интонаций для выражения своих эмоций.

В это же время активно пополняется пассивный словарь. Малыши понимают речь взрослых, показывают в книжке названный предмет. Внимательно вслушиваются в разговоры, пытаются отвечать. Родители часто задаются вопросом о том, как правильно научить ребенка разговаривать в год, если сам он не предпринимает никаких попыток. Ознакомимся с советами логопедов.

Подсказки мамам

К сожалению, волшебных способов не существует. Если вы не знаете, как научить ребенка разговаривать в годик, выработайте у себя привычку не молчать. Общайтесь с малышом, обращая его внимание на предметы вокруг.

Не коверкайте слова, говорите правильно, слегка растягивая ударный гласный. Запомните, что кроха должен видеть то, о чем идет речь. Если кушаете, говорите о вкусной каше и круглой тарелке.

Готовясь ко сну, учите глагол “спать” и постельные принадлежности.

Вот еще несколько полезных советов:

  • Следите, чтобы ваша речь состояла не только из существительных. Избегайте фраз: “Это – машина”. Опишите ее: “Смотри, какая машина большая! Она красная и умеет быстро-быстро ездить. Помнишь, как гудит машина? Правильно, “би-би”.
  • Активно используйте звукоподражания, просите ребенка их воспроизвести, меняя громкость, интонацию.
  • Рассматривайте книжки с картинками, учите по ним новые слова.
  • Чаще задавайте ребенку вопросы, после чего делайте паузу (“Где у нас красный кубик?”). Если малыш молчит, ответьте сами за него (“Вот же он! Дай его мне!”). Избегайте любого принуждения.
  • Вместе играйте с куклами, машинками, мягкими игрушками. Организуя зоопарк, вы повторите названия животных. Перевозя в грузовике кубики для строительства башни, выучите много новых глаголов, разберетесь с направлениями, понятиями “большой-маленький”, “быстро-медленно”.
  • Правильно реагируйте на указательные жесты ребенка. Не спешите сразу подать требуемый предмет. Спросите: “Что ты хочешь?” Сделайте паузу, потом продолжите: “Ты хочешь пить, да? Хорошо, сейчас я налью тебе воды”.

Развитие речи у детей в 1,5 года

До этого возраста малыши мало говорят. У них преобладает пассивное накопление словарного запаса. Зато с полутора лет, согласно нормам, начинается активное овладение речью.

Малыш все повторяет за окружающими, путая при этом слоги, пропуская звуки или заменяя их на другие. Одно и то же слово используется в разных значениях и может быть понятно, только исходя из ситуации.

“Баба” может означать, что бабушка пришла в гости или, наоборот, ушла. А может быть, именно она подарила эту игрушку.

Ближе к 2 годам дети начинают соединять два слова в словосочетания (“дай мяч”), разбираются с числами, падежами, лицами. Все это требует активного участия взрослых. Как научить ребенка разговаривать в полтора года?

Играем вместе

Все рекомендации, касающиеся годовалых детей, остаются актуальными. Важно много говорить с малышом, вовлекая его в диалог. Слова проговаривайте четко, а вот от растягивания гласных пора отказаться.

Не бойтесь употреблять сложные названия. Говорите “дельфин” вместо обобщенного “рыбка”. Избегайте просьб “повтори”, “скажи”, чтобы не вызвать негативной реакции. Намного лучше дети воспринимают слово “угадай”.

Как научить ребенка разговаривать в процессе веселой игры? Вам пригодятся следующие идеи:

  • Купите малышу игрушечный телефон, периодически беседуйте друг с другом по нему.
  • Говорите с ребенком от имени игрушки, побуждая к диалогу. Пусть ваш персонаж путает названия предметов. Малыш наверняка захочет его исправить.
  • Включайтесь в ту игру, которая заинтересовала ребенка. Если он строит башенку, учитесь считать кубики: “раз кубик, два кубик” и рушить постройку с радостным “Бух!”. Если дочь гремит посудой, предложите приготовить обед для кукол. Интересуйтесь, что вы будете варить – кашу или суп? Предлагайте малышке попробовать блюдо: достаточно ли соли, сахара?

Развитие речи у детей в 2 года

К этому возрасту малыши должны произносить от 100 до 300 слов. В течение года их словарь активно пополняется глаголами, местоимениями, прилагательными, наречиями и другими частями речи.

Дети говорят несложные предложения, сами задают вопросы взрослым. К трем годам количество “непонятных” слов значительно сокращается, появляются первые “почему”.

В активном словаре насчитывается приблизительно 1000 слов.

При этом вопрос о том, как научить ребенка четко разговаривать, еще не ставится. Вполне допустимы искажения звуков, особенно в сложных словах из 3-4 слогов. Чаще всего малыши неправильно произносят шипящие, а также сонорные (“р”, “л”).

Что делать родителям

Как научить ребенка разговаривать в два года? В это время дети уже понимают словесные инструкции, узнают предметы по описанию (“возьми красный маленький мяч”). Для расширения словарного запаса хорошо подойдут комплексные занятия, когда в течение недели изучается одна тема (так называемые “тематические недельки”). Например, вы проходите названия фруктов и овощей.

Ваша неделька может включать:

  • информационный блок (чтение сказок и стихов по теме, просмотр мультиков, презентаций, игры с карточками);
  • раскрашивание картинок, лепку овощей из пластилина, создание простейших аппликаций;
  • пальчиковые игры;
  • визит в настоящий огород;
  • помощь маме в приготовлении салата или супа;
  • ролевые игры, во время которых малыш помогает игрушкам собрать урожай, варит суп зайчику.

Развиваем пальчики

Логопедам давно известно, как научить ребенка разговаривать в короткие сроки. Нужно уделить пристальное внимание развитию мелкой моторики. Родители могут растирать и гладить ручки уже двухмесячному малышу.

С полугода наступает время пальчиковых игр. Покупайте игрушки с кнопками, кубики и конструкторы. Приблизительно с года дети справляются с вкладышами, к двум годам можно приобрести мозаику, крупные пазлы, шнуровки.

Как можно раньше начинайте рисовать вместе с малышом, лепите из теста и пластилина, играйте с крупами, делайте простые поделки, аппликации. Чем больше загружены пальчики, тем успешнее протекает речевое развитие ребенка.

Читаем книжки

Вас мучает вопрос о том, как научить ребенка разговаривать предложениями? Запасайтесь детскими сказками, стихами, потешками. Использовать их можно с рождения. Читайте сказки эмоционально, имитируя голоса героев. Если ребенку трудно сосредоточиться на истории, рассматривайте картинки. Рассказывайте, что на них нарисовано, просите найти знакомого персонажа.

Для развития речи полезно разучивать короткие стихотворения, инсценировать сказки с помощью игрушек, карточек. Уже с двух лет ребенок может взять на себя роль одного из персонажей, произнося его слова.

Говорим чисто

Как научить ребенка правильно разговаривать без логопеда? Если у малыша нет физиологических проблем, ему достаточно слышать правильную речь без “сюсюканий”.

Хотя целенаправленная работа по развитию речевого аппарата тоже не будет лишней. Годовалого кроху научите пить через трубочку, жевать твердые фрукты, сухарики.

Стройте гримасы, имитируйте звуки: каша фырчит – “пф”, комар жужжит – “и-и-и”.

Специальная артикуляционная гимнастика разовьет мышцы языка. Простейшие упражнения сможет повторить младенец в 8 месяцев, но регулярные занятия лучше начинать в 2 года. В этом возрасте они применяются с целью профилактики нарушений. Если у ребенка после 5-6 лет наблюдаются определенные дефекты речи, подбираются специальные упражнения для исправления этих недостатков.

Когда нужна помощь специалистов?

Будем честны: бывают случаи, когда консультация логопеда необходима. Какие признаки указывают на это? Перечислим их:

  • Младенец 8 месяцев и старше не идет на контакт с окружающими людьми, не понимает вопроса: “Где мама?”.
  • В 2 года малыш не произносит ни одного слова.
  • К 2,5 годам ребенок не говорит простых фраз (“хочу пить”, “где папа?”).
  • В 3 года чадо общается на “своем” языке, при этом “взрослых” слов в его лексиконе практически нет.
  • Речь появилась, а потом внезапно пропала.
  • Малыш 4-5 лет говорит неразборчиво, искажая слова до неузнаваемости.
  • Ребенок заикается.
  • После 5 лет не все звуки произносятся правильно.

Если вас беспокоит, как научить ребенка разговаривать, обратите внимание еще на один момент. Очень важен психологический комфорт малыша. Когда в семье раздор, ребенок не чувствует себя в безопасности. У него нет стремления самовыражаться, идти на контакт. Поэтому чаще обнимайте своего наследника, говорите, как любите его, как гордитесь каждым достижением. И тогда все обязательно получится.

Источник: http://fb.ru/article/74748/kak-nauchit-detey-razgovarivat-prostyie-sovetyi

Как научить ребенка говорить?

Как научить ребёнка говорить: 12 полезных советов

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, поэтому строгих временных рамок, когда он должен научиться говорить, не существует. Некоторые дети начинают говорить простые слова уже в 1,5 года, а другим требуется больше времени, чтобы освоить этот навык, и первая речь у них появляется ближе к 3 годам.

В этой статье мы поговорим о том, какие стадии развития речи проходит ребенок, как подтолкнуть малыша к произнесению первых слов и как научить ребенка говорить правильно.

Стадии развития речи ребенка с рождения до 3 лет

Речевые навыки развиваются у ребенка в определенном порядке. Ниже приведены средние сроки каждой стадии становления речи, поэтому важно учитывать, что любой ребенок может пройти тот или иной этап немного раньше или позже.

От рождения до 3 месяцев. Ребенок «гулит», произнося различные варианты звуков: «агу», «гы», «гэ». При этом гуление становится более активным в присутствии мамы или папы.

От 3 до 4 месяцев. Гуление становится более сложным и разнообразным, хотя ребенок произносит в основном гласные звуки.

От 5 до 6 месяцев. Ребенок активно тренирует интонацию, понижая или повышая звуки, а также очень хорошо реагирует на мимику взрослых.

От 7 до 12 месяцев. Малыш начинает лепетать, произнося различные простые слоги «ма» или «ба». Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, а затем они могут повторяться цепочкой: «ба-ба-ба-ба-ба».

От 12 до 14 месяцев. Ребенок произносит первые простые слова, которые чаще всего являются звукоподражательными: «гав-гав», «ам», «бибика». Затем он начинает использовать интонации и жесты при произнесении слов.

От 15 до 16 месяцев. Слова и звуки ребенок использует для выражения своих желаний и намерений, привлекая к себе внимание взрослых.

От 16 до 18 месяцев. У ребенка начинает формироваться словарный запас, состоящий пока из 5–20 слов. Для выражения своих просьб он использует общие фразы («хочу» или «дай»).

От 18 до 24 месяцев. Малыш учится складывать простые предложения из двух слов. К возрасту 2 лет он уже может строить предложения из двух–трех слов, а его словарный запас включает от 150 до 300 слов.

От 2 до 3 лет. Ребенок может вести простой диалог об окружающих предметах и задавать вопросы. Также он уже способен отвечать на вопросы взрослых. В своей речи малыш начинает активно использовать глаголы.

Как учить ребенка говорить?

Некоторые дети долго не начинают разговаривать: в 2 года ребенок уже все понимает, но не разговаривает и не реагирует на просьбы взрослых повторять за ними слова. Как научить ребенка говорить в этом случае?

Провоцируйте ребенка на произнесение слов. Многие родители не задумываются, что выполняя просьбы малыша, которые он высказывает с помощью жестов, они могут тормозить его речевое развитие. Как научить ребенка говорить, если все его «команды» и так выполняются безо всяких слов? Пробуйте делать вид, что не понимаете, чего он хочет, тем самым провоцируя его использовать речь.

Расширяйте кругозор ребенка. Чем больше новых впечатлений получает ребенок, тем выше вероятность, что его речевое развитие будет более интенсивным.

Во время прогулок всегда старайтесь показывать малышу что-нибудь новое и рассказывайте ему о самых разных предметах и явлениях.

Так вы будете стимулировать любопытство ребенка, и у него появится потребность задавать вопросы, а значит, выражать свои мысли словесно.

Используйте сказки, стихи и песни. Лучше всего для развития речевых навыков подходят простые стишки и песенки. Выберите несколько стишков и рассказывайте их малышу, желательно с эмоциями и различными интонациями.

Когда он их запомнит, попробуйте пропускать слова в конце предложений, чтобы малыш говорил их сам.

Во время чтения сказок можно задавать ребенку вопросы: когда сказка прочитана несколько раз, он знает героев и события, и ему может быть приятно самому сказать, что будет дальше.

Развивайте мелкую моторику. Доказано, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на формировании речи. Для этого хорошо подходят пальчиковые игры, а также различные занятия со шнурками и мелкими деталями.

Как научить ребенка говорить правильно?

Первые слова малыша не обязательно должны быть произнесены правильно. Поначалу ребенку проще связывать слова не с конкретным предметом, а с его признаками. Например, если в процессе игры вы будете говорить ребенку «Машинка упала, бах!», а потом попросите повторить, он будет говорить только «Бах!» Дайте малышу время освоиться и произносить первые слова так, как позволяет ему восприятие.

Если ребенок произносит только звукоподражательные слова, старайтесь повторять их за ним с добавлением правильных слов. Например, малыш говорит «ав», указывая на собаку, а вы отвечаете ему: «Да, это ав, собака».

Когда ребенок говорит какие-либо слова неверно, тоже мягко поправляйте его, используя вопросительные фразы. Так вы будете и мотивировать малыша на разговор, и одновременно учить его правильному произношению слов.

Произнести некоторые звук и слова правильно ребенок не может из-за недостаточно развитого артикуляционного аппарата. Как учить ребенка говорить сложные звуки? Для этого необходимо тренировать мышцы губ, щек и языка.

Специальные логопедические занятия могут и не понадобиться: запаситесь свистульками и игрушечными дудочками и покажите малышу, как в них дуть. Также можно выдувать мыльные пузыри.

Играйте с малышом в игры, требующие активного использования мимики: высовывания языка, надувания щек и т.п.

Какие-то наиболее сложные звуки, которые дети произносят позже всего, можно тренировать отдельно. Как научить ребенка говорить «р», «л», различные шипящие звуки? Для начала можно потренировать слова, в которых встречаются эти звуки.

Желательно использовать игровую форму: например, перед тем как научить ребенка говорить «р» с помощью слов «ворона», «трактор», можно показывать, как ворона каркает или трактор тарахтит, чтобы ребенок пытался сам воспроизвести эти звуки.

Но если к 4–5 годам у малыша никак не получается произносить отдельные звуки даже после тренировок, стоит проконсультироваться у логопеда.

Источник: http://mezhdunami.net/dety/kak-nauchit-rebenka-govorit.html

Как научить ребенка говорить красиво. Советы логопедов

Как научить ребёнка говорить: 12 полезных советов

Мы собрали самые полезные советы, которые пригодятся учителям и родителям. Читайте и научите ребенка говорить красиво и правильно.

Речь как психический процесс неразрывно связана с мышлением. А значит, выполняя с ребёнком упражнения на развитие речи, читая сказки и сочиняя собственные истории, вы помогаете ему развить воображение, интеллектуальные и творческие способности, что в будущем поможет быстрее адаптироваться к различным условиям.

Процесс развития речи включает в себя множество этапов. Мы кратко расскажем о наиболее важных из них, укажем основные проблемы и пути их решения.

Этапы речевого развития дошкольника

  • 1 этап — до 2 лет. К двум годам словарный запас ребенка в среднем насчитывает 50-70 слов, ребенок правильно использует местоимения «я», «ты», «мне», усваивает глухие звуки.
  • 2 этап — 2–4 года.

    В три года словарный запас увеличивается до 400-600 слов, ребенок использует множественное число, может строить простые предложения, правильно называет своё имя и возраст.

  • 2 этап — 5–7 лет.

    Примерно в 5-6 лет ребенок способен овладеть всеми звуками родного языка, правильно употреблять их в речи, а уже в 7 лет, когда многие ребята идут в первый класс, ребёнок усваивает грамматические правила.

По мнению логопедов, период с 3 до 7 лет является ключевым для формирования речи.

Родителям всегда нужно помнить, что ребенок учится говорить, подражая окружающим его взрослым, и чем чаще он будет общаться, тем быстрее сможет овладеть речевыми навыками.

На это нужно обратить внимание при воспитании ребенка 3–7 лет!

  • Словарный запас ребенка.
  • Использование слов, значение которых ребенок не знает или не понимает.
  • Односложная речь.
  • Общение простыми примитивными предложениями.

Решить эти проблемы под силу любому родителю! От вас требуется только время и немного терпения. В первую очередь следует выполнять упражнения для развития дикции: начните с гласных звуков, и со временем добавляйте шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, л) и свистящие (с, з, ц).

Потренируйтесь чётко и громко произносить каждый звук, «почувствуйте» его, и только после этого приступайте к занятиям с ребенком. Упражнения на артикуляцию рекомендуют выполнять непосредственно перед зеркалом.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1. Упражнение на чувствование языка — его твёрдости и активности в произношении. Представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да и та-та-та-та-та.

Упражнение 2. Сочетания ЛРА-ЛРЯ, ЛРО-ЛРУ для многих детей бывают трудными, но не стоит бросать занятия после первой неудачной попытки. Данное упражнение поможет ребёнку быстрее освоить сонорные звуки.

Упражнение 3. После того, как малыш освоит звуки, попробуйте выучить с ним небольшое четверостишие, которое нужно будет выразительно рассказать не перед родителями, а перед зеркалом. Такой опыт поможет ребёнку в дальнейшем не волноваться во время публичных выступлений.

Как увеличить словарный запас?

Чтобы увеличить словарный запас, не нужно ограничиваться лишь чтением сказок и рассказов для детей. Используйте такие методики:

  • Попробуйте придумать свою собственную историю, обсудите с ребенком персонажей.  Определитесь с их описанием, задавайте ребёнку наводящие вопросы, например, «Какого цвета были крылья мудрой Совы?» или «Что приготовила бабушка для Саши? Понравилось ли внуку угощение?». Данное упражнение направлено также на развитие воображения и мышления. Для учеников начальной школы можно немного поменять правила. После прочтения рассказа обсудите с ребёнком как ещё могло закончиться произведение, правильно ли с точки зрения ребёнка поступили герои, попросите аргументировать его точку зрения.
  • Рассказ по картинке. Вы можете подойти к обучению творчески и попросить ребёнка сначала нарисовать что-то, а потом описать это, начав рассказ с одного предложения. Каждый раз нужно будет дополнять рассказ, указывая новые подробности, но при этом не забывать повторять уже сказанное.
  • Проговаривание. Заниматься можно даже во время подготовки на прогулку! Проговаривайте, что вы делаете («сейчас причешу тебя, а потом надену футболку» или «уже пора зашнуровать ботинки!»), когда ребенок в достаточной степени овладеет языком. Спрашивайте малыша, что именно он хочет надеть, предлагая 2-3 варианта. При этом одежда не должна лежать на видном месте, ведь односложное «вот это» не поможет развить абстрактное мышление и речь.

Совет: Проговаривайте скороговорки. Помимо историй о сушках, шоссе, раках и кларнете, можете попробовать потренироваться в произношении следующих:

– Все бобры любят своих бобрят.
– Выдра у выдры норовила выдрать рыбу.
– У ежа ежата, у ужа ужата.
– Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Интервью. Всем известно, что в игровой форме материал всегда усваивается быстрее. Предложите своему ребёнку взять у вас интервью, назначьте точное время, когда вы сможете уделить разговору 20-30 минут. Ребёнок должен придумать вопросы и составить план, а вы, в свою очередь, — подобрать для себя подходящий образ (даже подыскать костюм!) и придумать логичную историю. Вы можете быть врачом, исследователем динозавров или пиратом. После того, как интервью закончится, проверьте, насколько хорошо «интервьюер» запомнил материал.

Рекомендации логопедов и психологов

Для того чтобы занятия были эффективными, специалисты рекомендуют придерживаться простых правил:

1. Не превращайте обучение в скучный урок.

Монотонная работа, от которой быстро устаёшь, не будет полезна ни вам, ни ребёнку. Уделите занятиям 15 минут несколько раз в день, и очень скоро увидите результаты.

Совет: чередуйте занятия и любимые увлечения ребенка. Например, после 15 минут упражнений над развитием речи можно 15 минут смотреть мультфильмы/играть на планшете/или отправиться на прогулку.

2. Занимайтесь через день.

Дайте ребёнку время на отдых и на обдумывание изученного, но всегда заранее предупреждайте, когда вы собираетесь изучать новый материал, чтобы это не было стрессом и неожиданностью. Детские психологи также советуют заниматься с ребёнком за столом, чтобы тот более ответственно относился к подобным урокам.

3. Добавляйте новый материал постепенно.

Не требуйте от детей того, что им не под силу. Например, при изучении звуков или фразеологизмов, хорошо разберите 4-5 единиц, в течение двух уроков закрепите навыки, а потом добавьте ещё 2-3 звука или фразеологизма, убрав один наиболее изученный.

4. Соблюдайте поэтапность выполнения заданий и постепенно усложняйте их.

Всегда придерживайтесь принципа «от простого к сложному» и время от времени пересматривайте задания — возможно, вашему ребёнку слишком просто выполнять их.

5. Не используйте слова-паразиты!

Прислушайтесь к собственной речи: как часто вы произносите «эээээ» или «ну,…»? Дети в любом случае будут копировать вас, так пусть они «впитают» только хорошее.

Согласитесь, предложение «Когда мне было 8 лет, отец взял меня на речку порыбачить с лодки» звучит куда более приятно, чем «Ну, та мне лет 8 было, короче, то сё, с отцом на речку поехали, рыбу там ловить, ну там такое. Вы, в общем, наверное, сами знаете».

Как бороться с «паразитами»?

Игра «Охота на чудовищ». Объясните ребёнку, что в большом мире русского языка живут слова-паразиты, которые портят речь, делая её неуклюжей. Но слова эти уж очень хитрые! Как только человек отвлечётся от темы или задумается, паразиты тут как тут.

Попросите ребёнка помочь вам ловить слова-паразиты: нарисуйте несколько карточек, которые он будет давать вам, если в разговоре услышит одно или несколько слов из нашего списка. Вы можете изменить или дополнить его.

Слова-паразиты!

Тройка лидеров:

1 место – «Ну»

Слово «ну» занимает лидирующую позицию совершенно обоснованно: «ну»  универсально и подходит к любому разговору. Оно побуждает к действию, заполняет неловкие паузы в разговоре, даёт время на обдумывание — и это, ну, неполный список.

2 место — «Короче»

Выполняет практически те же функции, что и “ну”:

– «пойдём, короче»

– «короче, я так тебе скажу…»

– «это, короче, очень долгая история»

3 место — «Типа (типо того)»

Человек, использующий в речи «типа» не очень-то уверен в своих словах. Говоря «Этот провод нужно соединить с этим, или типа того», человек как бы оставляет маленькую лазейку. Если что-то пойдёт не так, то он не виноват.

Другие популярные слова-паразиты:

Походу, Блин, Просто, Вообще, В принципе, Значит, Понимаешь, То есть, Так сказать

При общении с ребёнком ни в коем случае не подражайте ему, повторяя усечённые или звукоподражательные слова, например, заменять слово «машина» на «бибика» или слово «кукла» словом «лялька». Это лишь тормозит овладение словарём.

Как сохранить у школьника желание говорить правильно?

Пожалуй, самым главным правилом можно назвать следующее — всегда следите за собой. Не забывайте, что дети в первые годы жизни во всем подражают взрослым, копируют их речь и поведение.

Со временем круг общения расширяется, и ребята начинают общаться со сверстниками. Бывают случаи, когда дети начинают употреблять грубые слова. В такой ситуации важно не сорваться на крик, а спокойно объяснить ребёнку, что именно это за слово и почему его говорить не стоит.

Представьте, вы занимались с ребёнком, следовали всем рекомендациям, ваш ребёнок пошёл в школу, где у него не возникло проблем с учёбой из-за речевых дефектов — значит ли это, что теперь на качество речи можно не обращать внимания?

Разумеется, нет. Правильная речь очень важна в современном обществе, именно по умению говорить можно оценить интеллектуальные качества человека. Нужно постоянно актуализировать словарный запас, читая книги или статьи в научно-популярных изданиях, также нужно стараться следить за грамотностью при переписках в социальных сетях, рабочих письмах или мессенджерах.

Тема поговорить: А вы когда-нибудь имели практику исправления дефектов речи у ребенка? Поделитесь с нами опытом?

Источник: https://mega-talant.com/blog/kak-nauchit-rebenka-govorit-krasivo-sovety-logopedov

Рождение ребенка
Добавить комментарий