Индивидуальные особенности ребенка

Работа с детьми разных типов темперамента

Индивидуальные особенности ребенка

Чтобы воспитание ребенка положительным образом сказалось на формировании его как полноценной, подготовленной для жизни в современном обществе личности, необходимо выстроить особую схему, учитывающую его индивидуальные особенности.

 Каждый человек, в том числе и ребенок, индивидуален: он по-своему мыслит, проявляет интерес к тем или иным вещам и событиям, выбирает собственные идеалы.

Именно поэтому так важно найти к каждому малышу особый подход – как в воспитании, так и в процессе обучения.

Как формируются особенности детей?

Индивидуальные особенности личности ребенка формируются под влиянием целого ряда факторов. В первую очередь это:

  • окружение;
  • методы воспитания в семье;
  • влияние педагогов и родственников.

Индивидуальные особенности, сформированные на базе социального воздействия, легко могут изменяться под влиянием дополнительных факторов. Взрослые, ответственные за воспитание и обучение, должны сосредоточить внимание на исправлении отрицательных личностных качеств ребенка и культивировании положительных.

Что касается особенностей, обусловленных биологическими факторами, то повлиять на них не так просто. Речь идет об унаследованных свойствах нервной системы, которые лежат в основе человеческого темперамента.

Именно темперамент играет ведущую роль в жизни современного ребенка. От его типа будет зависеть способность проявлять эмоции и активность в целом. Например, если одни люди поддаются новым впечатлениям с легкостью, ярко и живо реагируя на новые события, то у других эта реакция замедлена и едва заметна.

Задача педагогов и родителей — раскрыть особенности темперамента и направить силы на развитие самых положительных качеств, стараясь обуздать имеющиеся отрицательные проявления.

Основные типы нервной деятельности

На основании протекания нервных процессов можно выделить четыре основных типа нервной деятельности:

  • сильный неуравновешенный (холерик);
  • сильный уравновешенный (сангвиник);
  • сильный уравновешенный инертный (флегматик);
  • слабый (меланхолик).

Каждый из них имеет свои особенности.

Первый тип нервной деятельности — сильный неуравновешенный. Дети, для которых характерен такой вид деятельности, имеют темперамент холерика. Они легко и быстро возбуждаются, быстро отвлекаются и активны по жизни. Им интересно начинать новые дела, при этом в большинстве случаев они быстро теряют интерес к ним из-за недостатка сил и внимания и не доводят начатое до конца.

Результатом может стать проявление легкомыслия и неумение находить свое место в обществе. Воспитание и обучение детей с таким типом темперамента должно быть выстроено на формировании процессов торможения. Бьющую через край активность взрослые должны постараться направить в нужное русло.

На практике это выглядит следующим образом: ребенка учат доводить до конца начатое, даже если не все получается так, как хочется. На уроках педагогам нужно учить детей вникать в материал и подогревать их интерес при выполнении заданий.

Второй тип деятельности — сильный уравновешенный. Эти дети также подвижные, но в нужный момент могут тормозить. Их называют сангвиниками. Ребенок-сангвиник общительный, активный, способен моментально адаптироваться к новым условиям.

Определить индивидуальные особенности сангвиника можно уже в младшем дошкольном возрасте: попадая в новый коллектив, он сразу обзаводится друзьями, проявляет интерес к окружающей обстановке, с удовольствием принимает участие в новых забавах и занятиях.

Третий тип — сильный уравновешенный и инертный. Дети-флегматики подпадают под это описание. Для них характерно спокойствие, терпение и усидчивость. Флегматик малоподвижен, ему сложно быстро включиться в новый процесс, а вот начатое он всегда доводит до конца. С такими детьми работать просто и спокойно — их называют «беспроблемными».

Задача взрослых, ответственных за процесс воспитания и обучения флегматика — не спутать его положительные черты темперамента, такие как сдержанность и рассудительность, с апатией и ленью.

Четвертый тип — слабый. Дети-меланхолики — именно так их называют. Они малоподвижны, не желают общаться, обидчивы и обладают повышенной впечатлительностью. Новая обстановка на них действуют крайне негативно: дети могут замкнуться в себе, становятся апатичны и даже могут отказываться есть и спать.

Чтобы дети с таким типом темперамента не ушли в себя окончательно, отстраняясь от внешнего мира, взрослые (как родители, так и педагоги) должны взять на себя ответственность за формирование вокруг них доброжелательной атмосферы и избегать чрезмерного давления.

Принципы учета особенностей детей

Перечисленные выше свойства нервной системы крайне редко можно уместить в определенный тип нервной деятельности. В большинстве случаев детская психика является отражением сразу нескольких типов. Именно поэтому так важно строить программу обучения и воспитания на учете как общих сведений о темпераментах, так и личных наблюдений.

Изучая индивидуальные особенности детей, обращать внимание нужно на все – включая физическое состояние, которое существенно влияет на поведение и способность концентрировать внимание. Педагогу важно знать о недавно перенесенных недугах и их влиянии на ребенка, об особенностях его нервной системы, состоянии зрения.

Принимая во внимание все эти факторы, можно будет правильно распределять физические и умственные нагрузки, добиваясь от ребенка максимальной работоспособности.

Не менее важен анализ познавательной деятельности. Понимая возможности памяти ребенка, осознавая его увлечения и способности к тем или иным видам деятельности, можно будет построить индивидуальный подход к обучению. Таким способом можно будет добиться максимального развития интеллектуальных способностей ребенка, усилить его слабые стороны.

Педагоги должны обращать внимание и на чувственно-эмоциональную сферу детей.

Поведение малышей, которые болезненно реагируют на критику, проявляют повышенную раздражительность и не способны наладить дружественные связи со сверстниками, нужно корректировать.

Понимание особенностей их характера позволит искоренить отрицательные качества и помочь найти способ приобщить их к коллективной деятельности.

Изучая индивидуальные особенности детей, необходимо принимать во внимание особенности их быта и семейного воспитания, так как эти факторы оказывают серьезное влияние на развитие и обучение.

Отметим, что только глубокий анализ и учет личных особенностей ребенка станет надежным подспорьем в создании условий для его гармоничного развития и обучения.

Анализ волевых проявлений

Такой анализ необходим для того, чтобы определить индивидуальные особенности детей в отношении проявления воли. С этой целью проводят тестирование, предлагая детям принять участие в разных сферах деятельности и наблюдая за их поведением. Что можно проверить:

  1. Способны ли дети двигаться к цели, которую ставят им взрослые, умеют ли сами для себя обозначить цель и идти к ней, пока не достигнут результата. Какие причины того, что дойти до цели не удается.
  2. Насколько хорошо у них получается справляться с эмоциями.
  3. Развита ли дисциплинированность, способны ли выполнять правила, умеют ли слушать и выполнять требования взрослых, почему нарушаются правила и какая реакция на запреты.
  4. Способны ли проявлять самостоятельность.
  5. Знают ли, как можно рационально организовать деятельность, что им мешает это сделать.
  6. Насколько инициативны и в каких сферах деятельности инициатива проявляется ярче всего.

Наблюдая за детьми в процессе осуществления ими определенных заданий, можно будет сделать выводы о степени развития волевых проявлений, после чего составить план по улучшению тех или иных качеств.

Индивидуальный подход родителей и педагогов: важность единства

Далеко не все родители умеют и знают, как воздействовать на ребенка, принимая во внимание его индивидуальные особенности. На это есть несколько причин.

Некоторые семьи не проявляют интереса к процессам воспитания малыша, считая, что личность сформируется без их участия. Другие просто не знают, с чего начать. Третьи же элементарно не находят для этого времени.

В каждом из этих случаев нужна своевременная педагогическая помощь.

Воспитатели могут поработать с семьями детей, осуществляя индивидуальный подход на основе их особенностей, тем самым не допуская развития отрицательных черт характера. Родители обязательно должны принимать участие в процессе, так как это важно в первую очередь для ребенка.

Только в команде с педагогами семьи смогут добиться положительного результата. Как может быть построена работа по воспитанию и обучению ребенка? Вариантов несколько:

  1. Можно периодически посещать детские учреждения в день открытых дверей.
  2. Бывать на консультациях с педагогами.
  3. Принимать участие в родительских конференциях.
  4. Приглашать домой педагога.

Из всего вышеописанного можно заключить:

  1. Коллективная и индивидуальная работа с семьями принесет плоды только при изучении особенностей воспитания и быта семьи.
  2. Изучение принципов воспитания в семьях позволит выявить основные причины, на основании которых были сформированы индивидуальные особенности детей.
  3. Положительной динамики в работе с семьями можно добиться только при условии консенсуса между педагогами и родителями насчет составления плана требований и отношения к ребенку.
  4. Родители нуждаются в четких сведениях в отношении индивидуальных особенностей детей в разном возрасте. Педагогам важно дать понять родителям, что как плохое, так и хорошее есть в каждом ребенке и их задача — анализ поступков без проявления негативных эмоций.
  5. Определенные плоды может давать система объединения нескольких семей с аналогичными проблемами и методами воспитания детей с участием в процессе опытного педагога.

Вывод: Для того чтобы составить эффективный план по воспитанию и обучению детей в разных сферах деятельности, необходимо полное изучение методов семейного воспитания, анализ их физического развития и здоровья.

Источник: https://rebenkoved.ru/psihologiya/rabota-s-detmi-raznyh-tipov-temperamenta.html

Сайт МБДОУ детский сад «Теремок» – Индивидуальные особенности детей

Индивидуальные особенности ребенка

Характеризуется живостью ума, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи, живостью ума, находчивостью, стремится к частой смене впечатлений. Для ребёнка-сангвиника характерен лёгкий переход от слёз к радости и наоборот, хотя большей частью они пребывают в хорошем настроении.

Маленькие сангвиники активны, быстро схватываю информацию, однако удобный для общения этот тип темперамента имеет обратную сторону. Дети этого типа легко отвлекаемы, «разбросаны», они не могут быть долго сосредоточенными. Зато легко засыпают и рано просыпаются.

Будучи общительными, имею много друзей, часто бывают лидерами, легко могут увлечь окружающих своими интересами, но не стремятся проникнуться чувствами своих товарищей. Среди сангвиников практически не бывает проблемных детей, т.к. эти дети эмоционально устойчивы и уверены в себе. Однако, эти дети требуют внимания со стороны взрослых.

Ребёнок-сангвиник не выносит монотонной работы. Сангвиник продуктивный деятель, но лишь тогда, когда это вызывает интерес. Легко переключаются с одного дела на другое, но недостаточно усидчивы. Они не любят переделывать любую работу, не любят убирать за собой игрушки, поэтому уборку или совершенствование поделки, или рисунка следует превратить в игру.

В процессе игр и занятий необходимо активизировать воображение маленького сангвиника: чем активнее работает фантазия, тем дольше ребёнок сосредоточен на одном занятии. Ребёнок-сангвиник не держит долго обиду, любое дело начинает с надеждой на успех, склонен во всём видеть светлые стороны.

Замечания взрослых он «пропускает мимо ушей», не придаёт им большого значения, быстро перестаёт о них думать. Однако договориться с ребёнком – сангвиником нетрудно. Зная особенности его психологического склада поведением такого ребёнка легко управлять.

• Ребёнок-флегматик

Уравновешен, осторожен, сдержан, спокоен. Эмоциональное состояние всегда ровное. Устойчив ко всякого рода житейским стрессам, мало возбудим. В движениях небыстрый. Ему трудно приступить к какому-либо занятию, но начав его трудно переключиться. Он аккуратен и педантичен.

Консервативен в пристрастиях в том числе к определённой еде, к «своей» чашке и ложке, к определённым игрушкам. Такой ребёнок всему научается с опозданием. Ест медленно. Любит тепло и ненавидит душевные волнения.

На занятиях ребёнку-флегматику следует несколько раз повторить одно и тоже, поскольку информация входит в него очень медленно, но прочно. Темп речи не быстрый, переключение с одного вида занятия на другое требует времени. Дети-флегматики не очень общительны, предпочитают общество одного постоянного друга.

Среди флегматиков встречаются проблемные дети, хотя и не часто, поскольку они эмоционально устойчивы и спокойны. В воспитании флегматика нужна разумность: не следует флегматику давать нежиться и залёживаться в постели, а будить надо в одно и тоже время.

В играх и занятиях надо стараться зажечь его, заинтересовать, ускорить темп игры, иногда нарочито «пошуметь» на него, тогда он лучше соображает. на прогулку такого ребёнка следует отправлять одеваться раньше других детей, а после прогулки отправлять немного пораньше, с тем чтобы не снизить самооценку ребёнка.

Следует подчеркнуть важность работы с флегматиком, поскольку такие дети не навязчивы, не требуют особого внимания, то часто выпадают из поля зрения педагогов. Если с ребёнком-флегматиком постоянно не заниматься , то он всему научается с опозданием.

• Ребёнок-меланхолик

Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций. Он склонен к мнительности и обидчивости. Маленькие меланхолики часто кажутся пугливыми. Подавляющее число проблемных детей можно встретить у меланхоликов.

Такие дети любят мечтать и фантазировать, в их действиях много непонятного, эта таинственность обусловлена их богатым внутренним миром, пребывая в своих фантазиях, такие дети не могут долго заснуть. Поэтому, им полезно почитать спокойную сказку перед сном. Они привязчивы, отзывчивы на ласку, общительны и чистосердечны, но только с теми, кого полюбили.

С посторонними скрытны, ранимы и обидчивы. Круг их общения узок, они кажутся замкнутыми, неуверенными и осторожными, а мнительность может перерасти в подозрительность. Такой ребёнок нуждается в особом внимании.

Проявлять заботу и ласку следует незаметно, поскольку заострённость на собственных переживаниях делает таких детей эгоистами, и они стремятся постоянно испытывать на себе заботу взрослых, быть в центре их внимания.

Тем ни менее ребёнку-меланхолику всегда нужна постоянная опора в надёжном любимом взрослом, которому они могут доверить свои сомнения, и который сумел бы их развеять. Чтобы избежать появления страхов, такого ребёнка следует постоянно отвлекать от грустных мыслей, фиксировать его внимание на чём-то интересном и весёлом.

При этом ребёнку-меланхолику требуется много духовной пищи, волнующие сказки и истории помогают им забывать о собственных проблемах. В игре такие дети одиноки, но не от того, что им это не нравится, а из-за своей мнительности и страха предложить своё общество другим. Взрослым следует тактично включать таких детей в игру, помочь освоится в детском коллективе. Учитывая неуверенность этих детей в общении с этими детьми и в процессе обучения полезно использовать различные поощрения, похвалу, но делать это к месту и тактично.

• Ребёнок-холерик

Нестабилен, активен, неспокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, неврозен, вспыльчив, амбициозен, подвержен резкой смене настроения, эмоциональным срывам, бывает агрессивным и гневливым. Его движения быстры и энергичны. Самооценка часто завышена, стремятся часто к лидерству.

Среди холериков много проблемных детей, что объясняется неуравновешенностью нервных процессов. Учёба этим детям даётся нелегко, т.к быстро и легко возникающее возбуждение мешает им сосредоточиться и отвлекает от деятельности. На вопрос они быстро дают первый подвернувшийся ответ им ответ и тут же начинают его поправлять.

Поэтому многое в их деятельности зависит от воли. Они не вынося монотонной работы, поэтому их деятельность необходимо постоянно менять, оживлять эмоциональными впечатлениями. Они мало спят. Активность их необходима как средство отреагирования бурных эмоций. Он нуждается в достаточном пространстве, где они могли бы прыгать, бегать, валятся.

Холерик в тесной комнате невыносим. Таким образом общение взрослого с холериком требует много терпения и самообладания. Самое главное в общении – противопоставить гневу спокойствие и хладнокровие.

Бурную активность холерика желательно направлять на полезные цели – учить выполнять продуктивную работу, оказывать посильную помощь, но ни в коем случае не принуждать его к этому. Важно развивать в таких детях чувство альтруизма, эмпатии, справедливости, внимания к чувствам других людей. На них хорошо действуют рассказы о героических поступках.

Во время приступов гнева холерика надо сохранять спокойствие. Лучше обсудить происшедшее, когда он остынет и успокоится. К такому ребёнку надо относится понимающе, он не выносит насмешек и грубых шуток. С такими детьми полезны игры, направленные на развитие сплочённости группы, снятие психо-эмоционального напряжения.

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Приблизительно в три года у детей наступает период кризиса 3ех лет.

Но поскольку наши дети разные, условия их существования и воспитания неодинаковы, кризис у каждого ребенка проходит раньше или позже трех лет. Важно об этом помнить, наблюдать за своим ребенком.

Это тот самый возраст, когда дети осознают свое «я» и пытаются проявить самостоятельность, независимость, не умея оценивать свои навыки и умения.

Итак:

• Отдавать ребенка в садик лучше до начала кризиса или после него. Период адаптации лучше перенести на осень. • Показывайте картинки из книг и журналов, на которых изображены дети в детском саду, также фильмы и мультфильмы. • Разговаривая по телефону, слушая соседей, помните – дети все слышат и видят.

Они видят вашу реакцию (мама в ужасе хватается за сердце, слушая историю соседки про детский сад).

Старайтесь дать положительную установку ребенку на восприятие детского сада, говорить об этом надо, используя радостные эмоции – но не переиграйте • Постепенно вводите разные новые сведения из жизни в детском садике: сначала про игрушки, прогулки, попугайчиков и рыбок, потом про режим, питание и сон. • Приучайте ребенка быть самостоятельным.

В детский сад он должен прийти с определенными навыками.

• Постепенно подстраивайте свой домашний режим по режим детского сада – даже в выходные дни! • Перед вечерним туалетом вместе подготовьтесь к детскому саду: какую игрушку возьмете с собой, что наденете, выполнено ли задание воспитателя, все сложите в пакет и поставьте в коридор • Приёмы заманухи: игрушка хочет в гости в детский сад, сапожки хотят погулять по дорожкам садика, нужно отнести что-то воспитателю, вкусная котлетка ждет, подушечке грустно от того, что на ней никто не спит и т.п. • Часто сони охотнее всего встают под звуки веселой музыки или услышав голоса героев любимого мультика. Соням надо дать возможность поваляться, а значит будить их нужно пораньше. Хорошо, если взрослый встанет пораньше и сделает все свои необходимые дела, чтобы потом не раздражаться и не торопить ребенка по пустякам (вы не успеваете подкраситься, галстук не завязывается и т.д.) • Если в семье есть человек, с которым ребенок расстается очень тяжело, лучше, чтоб в сад его водил другой взрослый

• Если ребенок не хочет одеваться, нужно ему помочь, а помогая приговаривать – «Скоро станешь ты большой, как папа/мама и будешь все уметь сам надевать шапку/куртку/штаны, ты у меня совсем взрослый!»

Источник: http://teremok.slavsk.pro/index.php/chjo-to-eshchjo/sovety-psikhologa/31-individualnye-osobennosti-detej

Индивидуальные особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте

Индивидуальные особенности ребенка

Узнайте больше о своем ребенке:  как выявить индивидуальные особенности развития малыша, его сильные стороны?

Как выявить индивидуальные особенности развития ребенка и поддержать его?

В этой статье Вы найдете:

  • 5 проявлений — 5 вариантов индивидуального развития  детей дошкольного возраста,
  • диагностическую игру «Как порадовать Буратино?»
  • пример из жизни по применению результатов этой игры.

Игра «Как порадовать Буратино?» Авторы – Е.Э. Шишлова, Р.С. Буре

(Более подробное описание игры Вы можете найти в программе «Дружные ребята» под редакцией Р.С. Буре).

Все дети очень разные! Одни из них чаще проявляют отзывчивость, другие – доброжелательность, третьи – заботливость, четвертые – справедливость, пятые — внимательность. Это те нравственные качества ребенка, на которые можно опереться и которые отличают его от сверстников. И эти индивидуальные особенности личности ребенка очень важно  увидеть в нем и поддержать уже в дошкольном возрасте.

Чем же отличаются все эти проявления по отношению к дошкольнику? У ребенка в дошкольном возрасте ярче всего может быть проявлено одно из 5 качеств:

  • Доброжелательность – умение доставить приятное другим. Эти дети всегда поздравят с праздником, скажут комплимент, улыбнутся, угостят вкусным, предложат игрушку, похвалят Вас за новый красивый наряд и т.д.
  • Отзывчивость – этот ребенок всегда откликнется на просьбу, посочувствует, заметит Ваше настроение, поддержит, он очень эмоционален и чувствителен. Он всегда утешит, пожалеет, отвлечет от грустных мыслей. Но часто этот малыш, остро чувствуя необходимость помочь другому, не делает никаких действий, просто теряется и. сочувствуя и сопереживая, не знает что делать и как конкретно можно помочь.
  • Внимательное отношение – ребенок очень внимателен к эмоциональному состоянию партнера по общению – он замечает все нюансы любого Вашего настроения, готов поддержать Вас в радости и облегчить горе, он тонко чувствует, когда подойти к Вам со своей просьбой, а когда лучше подождать.
  • Заботливость – умение помочь действием: накормить собаку, помочь одеться, помочь маме разложить ложки на столе перед обедом, любит делать уборку в комнате, готовы выполнить просьбу что-то принести и т.д.
  • Справедливость – в конфликтной ситуации ребенок всегда найдет выход, при этом учтет равные права. Он  умеет и отстоять свое мнение, и уступить, часто эти дети пользуются большим авторитетом у сверстников, дети уважают и ценят их мнение.

Исследования показывают, что у каждого дошкольника есть «свой конек» — свое ведущее проявление из пяти перечисленных.

Эту ведущую индивидуальную особенность ребенка можно определить в игре «Как порадовать Буратино».

Как играть?

Вам понадобятся картинки с Буратино, данные ниже. Вы можете их скачать и распечатать на принтере.

Какова логика создания такой серии картинок?

В первой серии картинок — на первых пяти картинках — изображены негативные ситуации – проявление недоброжелательности, невнимательности, равнодушие вместо сочувствия, отсутствие заботы о другом, несправедливость.  То есть в этих сценках Вы увидите, как герои НЕ проявляют перечисленных выше пяти нравственных качеств.

Во второй серии картинок изображены ситуации, связанные с проявлением этих же пяти качеств – доброжелательность, сочувствие, внимание, забота, справедливость.

Ссылку для скачивания примеров картинок Вы найдете в конце статьи.

Ход игры:

Первый шаг. Рассмотрите портрет Буратино с ребенком и спросите: «Какое у него настроение? (Грустное). Что могло огорчить Буратино? Картинки помогут тебе ответить на вопрос». Выложите перед ребенком пять картинок и скажите: «Выбери ту картинку, на которой нарисовано, что расстроило Буратино». Ребенок ставит выбранную картинку рядом с портретом грустного Буратино.

Второй шаг. Далее предложите малышу обрадовать Буратино. Разложите перед ним пять картинок из второй серии: «Отгадай, как порадовать Буратино. Что нужно Буратино, что исправит его настроение?» Ребенок ставит выбранную картинку около портрета веселого Буратино. Буратино может «поблагодарить» ребенка за то, что он его порадовал.

Третий шаг. Анализируем результаты. Запомните выбор картинки ребенком. То, что выбирает малыш – это то, что для данного ребенка наиболее значимо в жизни.

Если в первом задании ребенок выбрал картинку  невнимательности друзей к Буратино, то это может означать, что данному малышу очень важно внимание к нему.

И он очень болезненно реагирует на отсутствие внимания  — начинает шалить, проявляет упрямство или обижается, расстраивается или делает то, что раздражает Вас и привлечет гарантированно Ваше внимание к нему.

В этом случае очень важно дать ребенку понять, что даже если Вы заняты и занимаетесь своими делами, то он также любим Вами и Вы в случае необходимости всегда его внимательно выслушаете.

Обратите внимание на то, чем Ваш малыш готов порадовать Буратино – позаботиться или посочувствовать и т.д. Именно к этому проявлению, скорее всего, он склонен и в жизни. И это его сильная черта, его индивидуальная особенность. Эту черту нужно всячески поощрять и развивать. Именно эта черта может стать основой, которая поможет ребенку научиться ладить с людьми.

Как использовать результаты? Пример из практики:

Приведу пример из жизни. Этот пример всегда вызывает  бурю эмоций и обсуждений, многие не верят в него, некоторые ужасаются. Но это правда! Правда из жизни!

Однажды я работала с группой детей, готовящихся к школе. У нас в центре было две группы детишек, вторую группу малышей вел другой педагог. В ее группу привели нового мальчика. Назову его Мишей. Миша был домашним мальчиком, в садик не ходил, и ему предстояло пройти период адаптации.

В первый же день Миша повел себя очень необычно –  с первых минут стал кидаться игрушками и ломать их, щипать и пинать других детей, гоготать громко так, что слышно было только его, рвать книжки на полках.

Его невозможно было оставить ни на минуту – он расшатывал стол так, чтобы с него упала вся посуда или успевал схватить и бросить на пол чужую вещь. Вся жизнь этой группы детей стала вдруг подчиненной Мише, только и было слышно: «Миша, ты опять… Миша, сколько раз тебе говорила….».

 Ситуация накалялась с каждым днем. Дело дошло до того, что через несколько дней Миша бросил на пол свои очки (он был близорук), растоптал их ногами и громко крикнул педагогу: «Вы ответите моим родителям за сломанные очки! Я Вас ненавижу! Вы ужасная!».

Педагог, схватив мальчонку за руку, потащила его в гневе … к директору центра и сказала: «Либо он, либо я!». Директор выбрал педагога, а не ребенка. И поэтому  мальчика срочно … отправили в мою группу :).

Не могу сказать, если честно, что я была очень рада этой новости, услышав такие «страсти». Но я недоумевала – неужели бывают такие дети? Что-то явно здесь было не так. А далее история начала второй круг, но уже с иным результатом.

Миша пришел к нам, и начал крушить и ломать игрушки, чавкать и пинать стол, выкрикивать слова. Но я ничего не сказала ему – я замерла, ждала и … наблюдала. Мне важно было понять причины его поведения.

Если это  демонстративное поведение Миши, и я не буду реагировать на его выходки, то поведение мальчика обязательно должно измениться!  Главное – не эмоционировать самой и понимать, что так ребенок ведет себя, когда ему нужна помощь взрослого.

Ожидание длилось всего несколько минут, после которых настал «звездный час Миши», который, к счастью, я заметила. Одному из детей понадобилась помощь, и Миша, увидев, что нужна помощь, быстро принес нужный предмет.

Даже без просьбы! Сам догадался!  Вот тут-то Миша получил статус героя – я обратила внимание всех детей на поступок Миши и рассказала, «какой замечательный мальчик к нам пришел. Сначала он, конечно, растерялся, но потом  освоился и даже помочь успел, хотя он всего лишь несколько минут в группе».

Дети посмотрели на Мишу уважительно. Что было потом? Потом Миша помогал – помогал во всем и везде – приносил карточки или мячики, помогал убирать раздаточный материал, помогал детям шнуровать ботинки и завязывать шарфы. И когда помогал, он просто светился счастьем!

 Но «проверку боем» он тоже устроил, но не мне :), а другому сотруднику. Он ей сказал то же самое, что и первому педагогу: «Вы ужасная. Я Вас ненавижу и больше к Вам никогда не приду!».

Но педагог отреагировала на эту реплику совсем по-другому! Она усадила детей в круг, на уровне «глаза в глаза» и искренне сказала Мише, что ей очень жаль, что такой наш помощник, такой умница уйдет из группы. Но если он так решил – значит решил. Ведь он мужчина, и отвечает за своё решение.

И тут у Миши задрожали губы и он дрожащим голосом произнес, уже от души и искренне: «Мне у Вас очень нравится. Я пошутил. Можно, я и дальше буду приходить?». Маска ушла, появился на свет истинный Миша – добрый, умный, заботливый мальчик. На этом закончилась история «плохого Миши».

Зачем я ее рассказала? Потому что здесь очень ярко видна особенность ребенка, которую можно было либо поддержать, либо задавить, объявив малыша «хулиганом».

По тесту о Буратино у этого ребенка самая яркая положительная черта – догадайтесь, какая из пяти? Вот эта черта и была подчеркнута мной у ребенка, чтобы он стал чувствовать себя умелым, «хорошим», очень нужным и значимым. Ранее ребенок просто привлекал своими негативными действиями внимание взрослых.

Когда он понял, что негативными действиями он этого внимания у нас не получит, но зато с лихвой получит его проявляя помощь и заботливость, поведение его изменилось и преобразилось.

Как еще можно использовать эти картинки?

По данным картинкам можно сочинять рассказы  с детьми, придумывать начало или конец рассказа («Придумай, что было до этого». «Придумай, что случилось дальше»).

Что делать, если ребенок не проявляет ни одной из черт?

Если же у ребенка нет ни одного из пяти  проявлений, то это означает, что ребенок не может реализовать свою потребность в признании и в общении социально-приемлемыми способами и получает это внимание другим способом —  через драки, тычки, крики, грубость, обман и т.д. Такие дети тоже встречаются.

И здесь надо выявить внутреннюю причину этих внешних проявлений. Каждый малыш ждет в этом плане помощи от нас – от взрослых. Такое поведение ребенка – это сигнал о помощи, которая малышу очень нужна, но которую он еще не получил, сигнал о том, что что-то очень не так идет в его жизни.

И если Вы не знаете, как помочь малышу и в чем корень его проблем, то  здесь поможет детский психолог.

Скачать картинки для игры можно здесь: http://yadi.sk/d/DMICWZCf9xEXP

Первая серия картинок отмечена цифрами 1, 1-1, 1-2 и так далее. Вторая — цифрой 2: 2-1, 2-2 и др.

Еще о развитии ребенка Вы можете прочитать:

Социальное развитие: как научить ребенка быть гибким и ориентироваться в новых неожиданных жизненных ситуациях? Что такое детская дружба?

Коммуникативные игры: 30 интересных игр для развития общения

Вредные советы-шутки  для родителей

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/uznajte-bol-she-o-svoem-rebenke-kak-o-cheloveke/

Особенности характера и поведения ребенка

Индивидуальные особенности ребенка

Родители воспитывают своего ребенка как умеют и почти не задумываются почему в различных ситуация они действуют именно так, а иначе. Но даже у любой мамы бывает такая ситуация, когда она поведение своего ребенка не может объяснить.

Здесь нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален и еще от рождения уже имеет свои достоинства и недостатки. Нет идеально хороших детей, точно также и нет совсем плохих и испорченных детей.

В разных ситуациях одно и то же свойство характера воспринимается или как достоинство, или как недостаток.

К примеру, такое качество как застенчивость можно расценить как проявление скромности и вежливости. Черты характера, как нерешительность, стеснительность, тревожность можно охарактеризовать одним общим качеством – сдержанность, что свойственно для низкой самооценки.

Дети такого склада характера могут отступить или расстроиться, когда встретят незнакомые для них ситуации, могут быть напуганы незнакомыми людьми и искать укрытия у мамы.

Родители должны очень осторожно и деликатно отнестись к воспитанию стеснительного ребенка и дать ему возможность почувствовать себя более уверенно.

Дети, которые стесняются, на самом деле обладают большим потенциалом: у них могут наблюдаться творческие наклонности, они могут быть более наблюдательны, исполнительны и более ответственны. Задача родителей застенчивого ребенка – помочь раскрыть его способности.

И не надо ставить в пример более активного ребенка – у его родителей тоже есть свои проблемы с воспитанием. Родители очень активных детей, в свою очередь, частенько обращаются за врачебной помощью когда ребенок чересчур деятелен и подвижен. Обычно такое состояние в медицинской терминологии называют гиперактивностью.

Состояние гиперактивности может возникнуть как и из-за разных заболеваний нервной системы, так и вследствие недостаточного воспитания со стороны родителей.

Здесь можно типы воспитания поделить на три условные группы: чересчур строгое воспитание, чрезмерное опекание и забота, бесконтрольность и отсутствие общих требований, которые должны выполнять все члены семьи.

Ребенок с гиперактивностью не может и минуты спокойно посидеть – гоняет как ураган по всей квартире, оставляя после себя полный хаос, вечно что-то ломает и крушит. Как правило, он первым затевает драки и ссоры. Одежда на нем в неопрятном виде – что-то постоянно разорвано или испачкано.

Игрушки разбросаны по всей квартире или свалены в беспорядочную кучу. Такого ребенка очень сложно успокоить.

Гиперактивный ребенок невнимателен, неусидчив, сильно отвлекается на различные внешние факторы. Упреки и замечания, которые взрослые постоянно ему высказывают, только формируют у него комплекс неполноценности. И его поведение является своеобразным щитом от нападок взрослых. Отсюда и порча игрушек и некоторая агрессивность и непослушание.

У родителей медлительных детей совсем иного плана проблемы. Такой ребенок по утрам очень медленно одевается и к завтраку его нужно звать несколько раз, вечером время за ужином затягивает, его трудно уложить спать. Медлительность – это качество, присущее особенности их психического развития. Их никак нельзя ускорить, как бы этого не хотели взрослые.

Родители должны понять это и проявлять терпение, чтобы помочь ребенку справиться с его комплексами.

Такие дети имеют некоторые особенности и в нервной системе. Они более медленно говорят и пишут. В работу они включаются не сразу, а спустя некоторое время и им дается сложнее переход от одного занятия к другому. В некоторых случаях медлительность не связана с психическим особенностями ребенка.

Это можно наблюдать в ситуации, когда ребенок быстро и легко занимался уроками без напоминаний, вдруг начинает любыми способами избегать и уходить от выполнения домашнего задания. Внимательные родители не должны игнорировать этот тревожный сигнал и выяснить причины, почему ребенок так делает.

Часто дети могут сознательно затягивать время, например, если предстоит поход к стоматологу. Но если есть билеты в цирк или на премьеру нового мультфильма, то здесь они собираются очень быстро и еще успевают поторапливать остальных.

И как же бороться с такой избирательной медлительностью? Обычно все воспитательные меры по этому поводу должного эффекта не достигают – ребенок обижается, а родители раздражаются.

А что делать с капризами ребенка? Здесь необходимо придерживаться правильной тактики поведения при проявлении первых признаков капризного поведения ребенка. Как только малыш почувствует свою победу над взрослыми при помощи капризов, то к такому способу он будет прибегать постоянно, чтобы добиться своего.

Родители неправильно реагируют на капризы своего чада и сами дают повод для их частого повторения. Бывает малыш начинает капризничать потому, что он получает мало внимания со стороны взрослых.

И даже если родители не отходят от ребенка и уделяют ему много времени, ребенок может почувствовать, что родителям это в тягость или они устали, и стает раздражительным и капризным.

Конфликтный ребенок

Наиболее вероятно, что конфликтность встречается у эгоистичного ребенка. Если он в семье в центре внимания, все стремятся ему угодить, то ребенок ожидает что также и другие дети должны к нему относится. А когда не получает желаемого, то любыми путями хочет добиться своего и затевает конфликты.

В другом случае, ребенок наоборот обделен вниманием и заботой со стороны родителей, он обижается и таит обиду в себе, а потом в ссорах и конфликтах дает выход накопившимся негативным эмоциям. Когда ребенок видит часто ссорящихся родителей, то начинает перенимать их поведение.

Если ребенок конфликтный – это признак того, что в семье не все ладится. Родители должны в таком случае трезво оценить свое поведение и отношения в семье, чтобы исключить такое влияние на ребенка.

Замкнутый ребенок совершенно не тяготеет к общению в отличие от застенчивых детей, которые были бы и не прочь пообщаться с другими детьми, но стесняются.

Такие детки, еще будучи младенцами, были беспокойны и плаксивы, имели плохой аппетит и плохо спали как только чувствовали малейшие перемены в привычном укладе.

Позднее они начинают бояться незнакомцев, у них долго не проходит чувство беспокойства и скованности, если они попадают в непривычную для них ситуацию. Такие дети испытывают глубокую привязанность к маме и очень болезненно реагируют на ее даже очень короткое отсутствие.

Даже если родители и проявляют все усилия, чтобы «расшевелить» ребенка, а результата нет и ребенок по прежнему находится в состояния замкнутости и отстраненности, то следует обратиться к детскому психологу, который профессионально подойдет к решению проблемы.

Несамостоятельный и зависимый

Бывает так, что родители жалуются что ребенок несамостоятельный и не может ничего сам сделать, постоянно держится около мамы. Они ошибаются в том, что думают, что их ребенок до определенного возраста будет послушным и исполнительным, а потом, становясь старше, станет самостоятельно и правильно принимать решения.

Если родители хотят видеть ребенка самостоятельным, то его нужно не только учить каким-то бытовым вещам, но ставить перед собой цели и задачи и самостоятельно находить пути их решения, нести полную ответственность за их принятие. Нельзя все решения принимать за ребенка, тем самым лишая его права на опыт ошибок.

Так он никогда не станет самостоятельным и будет ждать, пока кто-то за него примет решение.

: как родителям влиять на характер ребенка.

Источник: http://nedeli-beremennosti.com/osobennosti-xaraktera-i-povedeniya-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.