Эмпатия: зачем нужна и как развить

Содержание
  1. Эмпатия: что это и как ее развить
  2. Что такое эмпатия
  3. Первая точка зрения
  4. Вторая точка зрения
  5. Психологические механизмы эмпатии
  6. Что такое психическое заражение
  7. Идентификация
  8. Децентрация и рефлексия
  9. Виды эмпатии
  10. Как развить эмпатию
  11. Зачем нужна эмпатия
  12. Советы психолога по развитию эмпатии
  13. Как развить эмпатию? Упражнения и виды эмпатии
  14. Что такое эмпатия?
  15. Если возможно, то как развить эмпатию?
  16. Развитие эмпатии
  17. Как развивать эмпатию: упражнения
  18. Какой он, этот уникальный человек – эмпат?
  19. Стоит ли развивать эмпатию у ребенка?
  20. Развитие эмпатии у подростков
  21. Каким образом развить эмпатию у детей?
  22. Эмпатия. Что это такое и как ее развивать? — Блог Personalitica
  23. Определение эмпатии
  24. Выделяют следующие виды эмпатии
  25. Факторы развития эмпатии
  26. Выделяют такие уровни этой способности
  27. Как эмпатия помогает в жизни
  28. Держите баланс
  29. Развивайте эмпатические способности
  30. 1. Развивайте психологическую наблюдательность
  31. 2. Приобретайте навыки
  32. 3. Управляйте эмоциями
  33. Смотрите на мир глазами других
  34. Зачем эмпатия
  35. Что подразумевается под духовным ростом?
  36. Почему важна эмпатия?

Эмпатия: что это и как ее развить

Эмпатия: зачем нужна и как развить

«Чужая душа – потемки», — эту фразу мы слышим с детства. Но как же иногда хочется понять и почувствовать, что на душе у другого человека. Такая возможность есть, но для этого необходимо обладать особой способностью – эмпатией.

Что такое эмпатия

Явление это малоизученное, так как чаще всего человек сам не осознает проявление своих эмпатических способностей, а психология пока еще не имеет достаточно эффективных методов для изучения интуитивных процессов. В настоящее время существует две точки зрения на сущность эмпатии.

Первая точка зрения

Эмпатия рассматривается как понимание чувств, эмоций, переживаемых другим человеком.

Причем оценка эмоционального состояния партнера происходит именно на когнитивном, рациональном уровне, как знание о его переживаниях.

С этой точки зрения убийца вполне может обладать эмпатией, если он имеет представление о том, что чувствует его жертва. А мужчине, изменяющему своей жене, не мешает то, что он знает о ее переживаниях.

Это не делает способность к эмпатии менее значимой для человека, она превращается в мощный инструмент манипулирования людьми.

Зная все болевые точки партнера, такой эмпат может вынудить человека к совершению выгодных для него действий.

Думаю, что эта точка верна лишь отчасти, иначе мир бы превратился в рай для мерзавцев, беспринципных политиков и бессовестных дельцов. Я оптимист, поэтому уверена, что это не так.

Вторая точка зрения

Сторонники этой точки зрения связывают эмпатию с особым явлением сопереживания. Оно выражается в том, что постижение чувств другого человека происходит не столько на рациональном уровне, сколько на более глубоком, интуитивно-эмоциональном. В таком случае эмпату не нужно знать, что переживает его партнер – он это чувствует.

Пусть менее сильно, ярко и отчетливо, но именно чувствует. И поэтому искренне радуется чужому счастью и плачет, ощущая чужое горе. У него холодеет в животе от страха, который испытывает не он, и кружится голова от ощущения восторга близкого человека. Если вам знакомы подобные ощущения, то вы обладаете способностью к эмпатии.

Эта точка зрения, на мой взгляд, более соответствует истине. Но в этом случае у эмпатов не столько преимуществ, сколько проблем, ведь постоянно ощущать чужие эмоции тяжело чисто психологически.

Доказано, что потенциально эта способность есть у всех, и носит она врожденный характер, только у разных людей уровень ее развития различный. И нередко способность к эмпатии сознательно подавляется, ведь сопереживания часто мешают добиваться успеха, препятствуют карьерному росту, а быть бесчувственным эгоистом или просто пофигистом, с точки зрения многих людей, значительно легче.

Психологические механизмы эмпатии

Эмпатия как врожденная способность имеет очень древнюю природу. Более того, она первична по отношению к пониманию слов и высказываний. Когда-то способности к ощущению эмоционального состояния других особей играли важную защитную функцию и позволяли мгновенно оценить степень угрозы.

Мы и сейчас можем понаблюдать за проявлением эмпатии у высших животных, например, у собак и кошек, причем речь идет не только об отношениях животных одного вида. Люди, у которых есть домашние питомцы, знают, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние и друг друга, и своего хозяина, естественно, без всяких слов.

Древность эмпатии как важнейшей способности к взаимопониманию доказывается и основным ее механизмом – психическим заражением.

Что такое психическое заражение

Это возникший еще на заре эволюции психический механизм, который определяется как взаимный обмен эмоциональными состояниями в группе особей или индивидов.

Проявление этого механизма можно увидеть, понаблюдав, как мгновенно и одновременно взлетает стайка птиц. У людей он хорошо заметен в приступах заразительного смеха.

А маленькие дети, даже не понимая, о чем говорят взрослые, начинают смеяться вместе с ними.

Вы, наверное, чувствовали когда-нибудь глухое раздражение в переполненном общественном транспорте, возникшее просто так, ни с чего? Это работает механизм психического заражения – обмен эмоциями неудовольствия людей, которые оказались лишены своего личного пространства.

Этот механизм, в свою очередь, связан со способностью человека и высших животных интуитивно считывать эмоции по мельчайшим изменениям мимики партнера, сердечному ритму, дыханию, потоотделению и т. д.

Идентификация

Это не менее важный, но более «молодой» механизм эмпатии. Он сформировался в процессе эволюции человека как социального существа и в большей степени, чем психическое заражение, связан с рациональной сферой.

Идентификация – это способность «примерить на себя» социальную роль другого человека, «влезть в его шкуру». Она играет важную роль в организации взаимодействия в человеческих сообществах. Но главное условие успешной идентификации – наличие собственного опыта.

Например, учитель может себя поставить на место ученика и понять, что тот чувствует, когда его вызывают к доске, потому что у педагога есть соответствующий опыт. А вот ученик идентифицировать себя с учителем не может, потому что никогда не был на его месте.

Таким образом, идентификация не только обеспечивает возможность проявления эмпатии, но и ограничивает ее. Поэтому нередко бывают так жестоки дети, а также успешные, благополучные люди, не имеющие опыта переживаний из-за личных неудач.

Децентрация и рефлексия

Это наиболее рациональные механизмы эмпатии. Децентрацию можно определить как способность человека принять иную, отличную от своей, точку зрения. Не согласиться с ней, а именно принять и посмотреть на проблему с этой чужой позиции. Увидев, например, ситуацию глазами студента, не сдавшего экзамен, преподаватель способен понять и посочувствовать учащемуся.

Близко к децентрации и явление социальной рефлексии, то есть способности увидеть и оценить свое поведение с точки зрения других членов общества.

Такая оценка важна, потому что обычно у людей имеется в той или иной степени искаженный образ себя и своих отношений к окружающим.

Достаточно вспомнить, что, впервые увидев себя на видео или услышав свой голос в записи, мы бываем неприятно удивлены.

Социальная рефлексия делает процесс эмпатии не только осознанным, но и более объективным.

Виды эмпатии

Способность постижения чувств другого человека имеет не только разную степень выраженности и различный уровень развития, но и по-разному проявляется. Можно выделить 3 вида эмпатии:

  • Рациональная или интеллектуальная. В ней на первом месте осознанное принятие эмоционального состояния личности, вплоть до его рационального анализа. Важную роль в этом виде эмпатии играют ассоциации с ранее переживаемыми ситуациями, то есть с опытом. Человек размышляет над поведением партнера, вспоминает схожую ситуацию и переживает близкие чувства. Эффективность этого вида эмпатии зависит от богатства эмоционального опыта индивида. Недаром же говорят, что понять страдающего человека может только тот, кто сам страдал.
  • Психоэмоциональная эмпатия, основанная на механизме психического заражения. Наиболее сильно она выражена у людей с повышенной чувствительностью нервной системы, сенситивов, способных воспринимать передаваемые человеком эмоциональные сигналы всеми органами чувств. Люди, склонные к такой эмпатии, часто не осознают этого и страдают от своей чрезмерной чувствительности и нервных перегрузок.
  • Интуитивно-прогностический вид. Это эмпатия, направленная на будущее. Наделенные ей люди способны сопереживать не только сиюминутным чувствам партнеров, но и предвидеть их эмоциональные реакции на еще не произошедшие события, на свои не совершенные поступки. Владеющие такой эмпатией люди становятся чуткими к любому действию, которое может повлечь нежелательные последствия. Например, они стараются не опаздывать домой, так как ощущают, как будет переживать тот, кто их там ждет.

У людей есть зачатки эмпатии всех трех видов, но чаще всего наиболее сильно выражен один или два. Например, если у человека развиты первый и второй виды, то он не нуждается в рационализации своих переживаний.

Как развить эмпатию

Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит разобраться, нужно ли это вам. Ведь обладая этой способностью, человек переживает не только свои, но и чужие эмоции, которые, увы, нередко негативные.

Зачем нужна эмпатия

Есть две важные причины, по которым каждому человеку необходима эмпатия. Во-первых, без нее человек не сможет стать не только успешным, но даже полноценным членом общества. У него будут проблемы со взаимодействием и общением с другими людьми. Ведь без развитой способности к эмпатии невозможно ни понимание состояния партнеров, ни адекватная реакция на их действия.

Лишенный этой способности индивид, возможно, и не будет ощущать свою ущербность, а неудачи, проблемы в коллективе, в личной жизни и с друзьями станет объяснять самыми разными причинами: своей неудачливостью, происками завистников и недоброжелателей, просто случайностью. Ведь чтобы понять свой недостаток, ему нужно испытать потребность сопереживать другим людям.

Вторая причина в том, что люди с высоким уровнем эмпатии не только уязвимы, но и являются наиболее ценными членами общества, они те, о ком с завистью говорят: «Прирожденный психолог!» К кому вы пойдете «плакаться в жилетку» — к бездушному человеку или к тому, кто способен разделить с вами горе и поддержать в тяжелой ситуации? Кого быстрее назовете другом? С кем захотите работать в одной команде? Эмпаты часто становятся душой компании, неформальными лидерами, и к ним прислушиваются не из страха, а из уважения.

Есть и еще несколько причин, по которым стоит развивать этот дар природы:

  • помогая другим и чувствуя их благодарность, человек повышает свою самооценку;
  • эмпатия необходима для успеха во многих профессиях: педагога и врача, актера и менеджера по продажам, психолога и управленца;
  • владение эмпатией повышает уровень творческого потенциала;
  • эмпат чувствует ложь, поэтому обмануть его сложно.

Можно оценить плюсы и минусы эмпатии и сделать свой выбор осознанно. Но все дело в том, что способность эта опирается на врожденные качества человека, в зачаточном состоянии она есть у всех. Поэтому развивать ее лучше с самого детства. А вот у взрослого человека, который нередко сам подавляет любые проявления сочувствия и сострадания, сделать это значительно сложнее.

Советы психолога по развитию эмпатии

Осознавая ценность эмпатии, общество стремится сформировать ее еще в детском возрасте, когда психика более гибкая и податливая и когда закладываются основные стереотипы социального поведения. Вспомните, сколько сказок, рассказов, стихов, которые заставляют малышей сопереживать героям.

Кто в детстве не плакал, сочувствуя зайке, которого «бросила хозяйка», мишке, которого уронили на пол и оторвали лапу? Зачем нужны такие «страдательные» стихи? Почему в школе требуют читать такие произведения, как «Муму» и «Каштанка»? Одна из целей – развитие эмпатии, способности к сопереживанию и умения чувствовать чужую боль.

Для эмпатии важен опыт. А как могут дети получить его? Не заставлять же малышей переживать собственные трагедии? Но опыт можно усваивать и чужой, сопереживая персонажам книг и героям фильмов.

Что касается взрослых, у которых эмпатия по какой-то причине оказалась неразвитой, то им этот рецепт тоже подойдет. Можно читать литературу и смотреть фильмы, где есть место состраданию, сочувствию. Но со взрослыми сложнее, потому что они часто сознательно подавляют свои чувства, стесняются их, боятся показаться излишне сентиментальными и стать уязвимыми.

Для тех, кто понял, что ему в жизни не хватает способности к эмпатии, можно предложить несколько советов:

  • Учитесь понимать сначала свои чувства, анализируйте их, задавайте себе вопросы, почему вы испытываете ту или иную эмоцию. Лучше это делать вечером, вспоминая прошедший день.
  • Будьте внимательнее к своим партнерам, учитесь подмечать их эмоциональные реакции на ваши слова и действия. Можно потренироваться в этом, просматривая фильмы и анализируя чувства героев и их внешние проявления.
  • Старайтесь ставить себя на место своего партнера, думайте о том, что вы бы почувствовали в ситуации, в которой оказался другой человек. Вас обидели бы ваши слова, огорчили или, наоборот, порадовали?
  • Никогда не отказывайтесь выслушать своего партнера, друга, коллегу и постарайтесь проникнуться его проблемой, почувствовать его эмоции.
  • Заведите себе домашнего питомца – щенки и котята обладают способностью пробуждать в людях уснувшую способность к эмпатии.

Но главное условие, без которого невозможно развитие эмпатии – это любовь и бережное отношение к окружающим, и не только к людям. Только относясь к миру с любовью, вы сможете по-настоящему понять его, сможете научиться сопереживать. Один из законов социальной психологии – закон аттракции. Его суть в следующем: чем лучше мы относимся к человеку, тем лучше мы его понимаем.

Источник: https://psychologist.tips/1847-empatiya-chto-eto-i-kak-ee-razvit.html

Как развить эмпатию? Упражнения и виды эмпатии

Эмпатия: зачем нужна и как развить

Очень важно, когда в окружении есть люди, которые искренне могут тебя поддержать, войти в твое положение, сопереживать. Такие свойства присущи, к сожалению, не всем. Это эмпаты, люди, имеющие способность чувствовать внутренний эмоциональный мир других.

По мнению З. Фрейда, люди, обладающие эмпатическими способностями, могут не только объективно оценить и понять чувства другого, но еще и пропустить эти переживания сквозь самого себя.

Эта статья поможет узнать, как развить эмпатию.

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это не просто способность сопереживать и чувствовать чужую душу, а умение понять психическое и эмоциональное состояние человека, почувствовать его эмоции и при этом осознавать, что они принадлежат ему.

Эмпат – тот человек, которому подвластно собственное подсознание.

Эмпатия – не прочтение внутреннего эмоционального мира другого человека по его мимике и жестам. Истинному эмпату все это не нужно.

Эмпатическое общение имеет несколько уровней. Проще говоря, это словно прожить иную жизнь, при этом нужно оставить свою и проникнуть в духовный мир другого человека. Войдя в такое состояние, эмпат не выключает свою чувствительность, тем самым следит за эмоциональной сменой настроений оппонента.

Если возможно, то как развить эмпатию?

Эмпатия – сопереживание осознанное, ему можно научиться, но крайне сложным это покажется для людей, которые никогда ранее не чувствовали. В одно мгновение невозможно измениться. На это потребуется много времени, для начала необходимо изменить свои убеждения.

По мнению психологов, это природный дар, поэтому, если есть задатки эмпатии, ее можно натренировать и усовершенствовать.

Развитие эмпатии

  1. Начинайте прослеживать жестикуляцию и мимику других людей. Это поможет научиться чувствовать их эмоциональное состояние. Следите за людьми, изучайте черты характера, наблюдайте со стороны. Это поможет не просто многое узнать, но и позволит научиться объективно оценивать свои поступки.

    Вы посмотрите, как ведет себя личность в разных ситуациях, в каких больше нервничает либо проявляет волнение.

  2. Разбудите в себе чуткость по отношению к окружающим, помогайте всем, кто нуждается в помощи, в силу своих возможностей.
  3. Практикуйте методику слушания. Это самый важный пункт.

    Нужно научиться слышать другого человека. Отдаться этому процессу всецело и глубоко, не перебивать, ни в коем случае не критиковать, не делать негативных выводов, не ставить каких-либо установок. Нужно просто оголить душу, оставить все за пределами своего «Я» и полностью погрузиться в оппонента.

  4. Беседуйте с посторонними людьми. Не ждите, пока вас попросят о помощи, если видите расстроенного человека, плачущего, подойдите, попробуйте утешить. Не стоит сразу лезть с расспросами, люди разные, есть закрытые.

    А некоторые с радостью откликнутся на ваше предложение помощи, порой постороннему человеку легче поведать о своих житейских проблемах.

  5. Читайте книги, художественные и научные, любую литературу, которая поможет вам в самосовершенствовании. Изучайте методики, практикуйте их. Делайте выводы из прочитанного.

    Это обязательно пригодится на практике. Все это поможет развить способность эмпатии.

  6. Проникнувшись чувствами другого человека, проверьте себя, правильно ли вы их определили.

Таким образом, можно разобраться, как развить эмпатию.

Хорошим тренингом станет участие в постановке артистических этюдов. Это прекрасная практика в запоминании лиц, в умении взглянуть на себя со стороны, перевоплощаться в других людей, птиц и даже животных.

Как развить эмпатию еще? В этом помогут также ролевые игры, танцы, просмотр трогательных фильмов, слушание хорошей музыки. Нужно стремиться к развитию собственной эмоциональной чувствительности, вместе с ней появится и эмпатия.

Как развить эмпатию у взрослого? Этого можно добиться на специальных тренингах. Лучше тренироваться в компании группы людей. Это могут быть родственники, семья, коллеги или друзья.

Как развивать эмпатию: упражнения

  1. Нужно угадать эмоцию. Каждому участнику игры раздаются листки, на которых описано определённое чувство. И по очереди один изображает его, все угадывают.
  2. «Отражение в зеркале». Один участник становится зеркалом, а другой в него смотрится и показывает разные жесты и мимику. Задача первого – все повторить, отразить. Это упражнение проводится парами.

    Через несколько минут люди меняются ролями.

  3. «Разговор по телефону». Один человек якобы говорит по телефону, не произнеся при этом ни слова, задача другого – угадать, с кем он беседует.

Это лишь малый перечень игр и упражнений для развития эмпатии. На самом деле их огромное число, и поэтому для себя можно выбрать подходящий вариант определенно.

Ну и вот, чувство эмпатии развито у взрослого.

Какой он, этот уникальный человек – эмпат?

Люди, достигшие путем самосовершенствования высокого уровня эмпатии, во-первых, очень добры, и это неподдельное качество. Во-вторых, сострадательны, искренни, чувствительны, внимательны, никогда не станут обвинять кого-либо в собственных неудачах. Милосердны.

Эти люди грамотно управляют своими эмоциями. Иначе они могут привести к страшным последствиям, связанным с ухудшением собственного здоровья.

Быть эмпатом – это истинный дар. Было бы больше таких людей в нашем мире, стране, социуме, скольких бы удалось избежать войн, бед и несчастий. Поэтому и взрослым, и детям нужно развивать способность эмпатии.

Стоит ли развивать эмпатию у ребенка?

Конечно, да. Это прекраснейший жизненный опыт в познании себя и окружающих. Ребенок постепенно развивает чувствительность.

Первые позывы эмпатии возникают еще с младенчества. Когда малыш начинает реагировать на плач и возгласы других детей. Двух- и трехлетние детки уже познают эмоции не только свои, но и окружающих. При этом ребенок не просто сопереживает, а уже может выражать сочувствие другому ребенку.

Развитие продолжается вплоть до десяти лет. Уже в этом возрасте они умеют сопереживать близким людям и могут встать на их место.

Если же просматривается агрессия у ребенка, которая проявляется в отношении других детей и даже игрушек, стоит бить тревогу. Необходимо с этим бороться, чтобы потом не пришлось решать еще большие проблемы.

Судить об эмпатии у детей можно, изучив, насколько она развита у родителей. Если они обладают вышеприведенными качествами, то и дети станут эмпатами, безусловно.

Конечно, ее развитие будет еще зависеть и от психологической обстановки, в которой воспитывается ребенок. В хорошей семье это проявление любви, тепла, доброты, ласки, нежности.

Ну и этого недостаточно, развитие эмпатии полностью лежит на родителях. Почему? Потому что сострадание и сочувствие – это не просто духовное развитие ребенка, а еще и изучение взаимоотношений между людьми. Дети начинают присматриваться к окружающим и уже пытаются проецировать их эмоции на себя, то есть искать в них схожие переживания со своими чувствами.

Итак, теперь понятно, почему надо развивать эмпатию у детей.

Развитие эмпатии у подростков

Семья – это фундамент. Ее стены – это любовь, уважение, взаимопонимание, ласка, сопереживание, вежливое общение с детьми. Ребенок не может самостоятельно развить в себе эмпатию. Он плохо понимает чувство боли. Поэтому у тех подростков есть задатки эмпатии, которые жили в нашем воображаемом доме.

Эмпатия у подростков возможна лишь в том случае, когда у них хорошие, искренние взаимоотношения с родителями. Если этот контакт нарушен, в первую очередь страдает психика ребенка, что, конечно же, негативно будет сказываться на его развитии.

Обладать эмпатией – значит уметь сопереживать и понимать эмоциональный душевный мир другого человека, будь то боль или радость. Поэтому жизненно важно дать подростку прочный, доверительный, дружеский фундамент.

Каким образом развить эмпатию у детей?

Лучший опыт передается посредством игр. К примеру:

  1. Можно прочесть насыщенную эмоциями сказку, а потом с детьми обсудить каждого героя, описать их черты характера, подвести некий итог.
  2. Если бы умели говорить рыбки, которые живут в аквариуме, и морские обитатели, что бы они могли поведать?
  3. Что думали козлята, когда в их дом пробрался волк, они испугались или ничего не поняли? И что ощутили, оказавшись у него в животе?

Через ролевые игры ребенок учится перевоплощаться, при этом развивает душевность и таким образом начинает разбираться в эмоциональном мире другого человека.

Пусть ребенок придумает сказку от имени лисы или жирафа, которые живут в зоопарке, а потом на воле.

Что чувствует листочек, когда его срывают с дерева или куста?

Можно проводить игры на ассоциации, к примеру, показывать детям разные предметы или фигурки. Конечно, они поймут, что они все отличаются, и можно провести параллель, что люди также разные, но их нужно понимать, чтобы всем было хорошо, уютно жить и существовать вместе.

Благодаря вышеприведенным примерам понятно, как развить эмпатию у ребенка.

Ее нужно развивать! Это сделает наш мир добрее и качественнее. Люди все чаще замыкаются в себе, думают только о своей личной жизни, чужие проблемы их не волнуют. Это страшно. Если каждый начнет задумываться над этой ситуацией и решать ее, всем станет легче жить и взаимодействовать друг с другом.

Источник: http://fb.ru/article/306223/kak-razvit-empatiyu-uprajneniya-i-vidyi-empatii

Эмпатия. Что это такое и как ее развивать? — Блог Personalitica

Эмпатия: зачем нужна и как развить

Иногда можно смотреть на человека и не видеть его, слушать и не слышать. Научиться видеть и слышать близкого человека — довольно ценный навык. Хотели бы вы понимать другого, словно видите мир его глазами?

Часто мы не подозреваем о том, что переживают люди, с которыми мы взаимодействуем, каков их внутренний мир.

Эмпатия – это умение распознавать и переживать то, что чувствует другой человек.

Эмпатия проявляется как эмоциональное реагирование на изменение текущего состояния собеседника.  При этом эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, отражают чувства партнёра по общению.

Определение эмпатии

В качестве отдельных форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:

  • Сопереживание  –  отожествление с другим и переживание эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек.
  • Сочувствие – социальный аспект эмпатии, выражение своего состояния по поводу чужих переживаний.

Развитая способность к эмпатии является необходимым профессиональным качеством для тех, чья работа напрямую связана с людьми (руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие).

Эмпатия помогает определять эмоциональные состояния другого человека, ориентируясь при этом на его мимику, жесты, паралингвистику, поступки и жизненный опыт.

Психологами и психотерапевтами используется прием «эмпатического слушания» – в ходе которого психолог понимает эмоциональное состояние другого человека и демонстрирует это. Задача психолога дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств.

Выделяют следующие виды эмпатии

  • Эмоциональная, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
  • Когнитивная – базирующаяся на сравнении, аналогии, обобщении и других интеллектуальных процессах.
  • Предикативная – связанная со способностью предсказывать эмоциональные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

Развитие эмпатии связано с развитием эмоционального интеллекта.

Основное развитие эмпатии приходится на детский возраст, и зависит от воспитания в семье.

Именно через эмпатию ребенок проникает в мир чувств и переживаний окружающих, усваивает понятие о ценности человеческой жизни.

Формируются потребности в благополучии других людей. Дальше эмпатическая способность возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта.

Становление эмпатии – это целенаправленный процесс развития нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. Эмпатия берет участие в воспитании морали и нравственности в процессе психического развития и социализации.

Факторы развития эмпатии

  • Близкие и теплые отношения внутри семьи;
  • Сопереживание взрослых другим людям;
  • Доброе отношение к растениям и животным. Родители должны в раннем возрасте показать ребёнку, что растения и животные – такие же живые организмы, и им, как и людям, тоже может быть больно (кошке больно, если ей наступят на хвост);
  • Эмоциональная реакция на печальные события в жизни других.

Эмпатия развивается у всех в разной степени.

Выделяют такие уровни этой способности

  • Высокий –  повышенная чувствительность к эмоциям других. Такие люди способны поставить себя на место другого человека и как бы прожить часть его жизни, понять его мысли. Проявляют глубокое сопереживание другим.
  • Нормальный –  в основном, человек безразличен к людям, но иногда проявляет сопереживание. Стремиться контролировать свои эмоции и не показывать их.
  • Низкий – слабо различает эмоции окружающих, не способен понять переживания другого. Есть проблемы с выражением чувств. Не придает значения эмоциям в жизни и подавляет их. Тяжело принимает другие точки зрения.

Что означает отсутствие эмпатии? Фактически, это означает тенденцию к дегуманизации человека, нечувствительность к окружающему миру.

Без эмоциональных связей мир превращается в отдельные отчужденные предметы, с которыми он не чувствует никакой связи. Тем не менее, все люди социально связаны, подобно атомам в молекуле.

Как эмпатия помогает в жизни

  • Эмпатические субьекты доброжелательные и общительные, они не винят других за неблагоприятные события;
  • Способствует взаимопониманию в общении. Это создает благоприятные отношения;
  • Полезна в искусстве: помогает донести мысль произведения, вжиться в роль актеру, прочувствовать художественное творение;
  • Формирует приятную моральную личность и отображается на реальных достижениях человека.

Держите баланс

Но в развитии эмпатии есть и минусы. Часто люди с высоким уровнем эмпатии принимают чужие проблемы слишком близко к сердцу. Они тяжело переносят конфликты, избегают их или стремятся к компромиссу. Уклоняются от соперничества и с трудом отстаивают свои интересы.

Эмпаты часто тяготятся чувством вины и страхом, который может перерасти в панические атаки.

Гипертрофированную эмпатию нужно учиться контролировать, чтобы не навредить себе.

Выработайте себе некоторые правила в отношениях с людьми, научитесь держать оптимальный баланс эмпатии в отношениях:

  • Ограничивайте и четко различайте свое и чужое личностное пространство.
  • Не давайте собой манипулировать. Понимание и чувствительность делают вас  уязвимыми. Пресекайте попытки давить на вашу жалость или чувство вины.
  • Не пытайтесь дружить со всеми. Если человек вызывает отрицательные эмоции, лучше просто дистанцироваться от этого человека, а не пытаться ему помочь.
  • Помните, что каждый имеет право на выбор, каким он бы ни был.
  • Не вмешивайтесь в переживания другого человека, когда вас не просят об этом.

Развивайте эмпатические способности

Для начала нужно предпринять следующие шаги:

  • научитесь понимать самого себя;
  • управляйте своими мыслями, поступками и чувствами;
  • научитесь понимать чувства, а затем и мысли других людей;
  • осознайте, что каждый человек интересен сам по себе.

Освоить осознанное сопереживание нелегко, но возможно. Необходимо время, чтобы овладеть особенностями ощущения чужой эмоциональной жизни. Развитие эмпатии включает несколько уровней.

1. Развивайте психологическую наблюдательность

  • важно научиться различать жесты, мимику, тембр голоса;
  • замечайте любые мелочи, они могут многое рассказать о человеке;
  • спрашивайте о взгляде на те или иные вещи;
  • почаще практикуйтесь.

2. Приобретайте навыки

  • чувствовать настроение и состояние других, как свои собственные;
  • попробуйте временно «побыть в чьей-то шкуре»;
  • принимайте других такими, какие они есть.

3. Управляйте эмоциями

  • выводите себя или других из негативного состояния;
  • будьте кем-то вроде «эмоционального доктора».

Существует множество упражнений и игр для развития этого чувства. Развивать эмпатию лучше в группе.

  • Для детей подходят психологические занятия, использование игр и сказок.
  • Взрослым необходима тренинговая групповая работа.
  • Это могут быть специальные упражнения в группе, основанные на копировании мимики, жестов и голоса собеседника.
  • Задача такой работы научиться распознать эмоции других людей. Партнеры выступают зеркалом друг друга, тренажером для изучения чувств.

Смотрите на мир глазами других

Эмпатия – важная способность чувствовать и понимать других людей.

Развитие эмпатии связано с эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект необходим для эффективной коммуникации, если ваша работа связана с людьми, в деловом и личном общении.

Существуют плюсы и минусы при развитии сопереживания:

  • С одной стороны человек начинает лучше разбираться в людях.
  • С другой – становится более чувствительным, ему тяжело противостоять собеседнику в конфликтных ситуациях.

Именно поэтому важно найти равновесие и контролировать свои способности и эмоции. Учитесь соблюдать баланс между пониманием мира другого и нарушением личностных границ. Разделяйте свои и чужие переживания.

Развивайте в себе наблюдательность, отзывчивость к переменам настроений и проблемам других.

Представьте себя на месте другого, так вы сможете понять настоящие мотивы действий человека (возможно неосознанные). Используйте эмпатические способности, чтобы строить гармоничные отношения с окружающими.

Источник: http://galipot.ru/relations/empatija/

Зачем эмпатия

Эмпатия: зачем нужна и как развить

это особенность энергетики.. или просто тонкая стенка, между сознанием.. и жизнью.. ?

Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации.

Отсутствие эмпатии дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с нами никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их.

И так.. что такое Эмпатия . Зачем она даеться.

Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации.

Отсутствие эмпатии дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с нами никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их.

  • Эмпатия понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.) .

    Термин Эмпатия впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию симпатия . Возник он на основе немецкого слова einf#252;hling (дословное значение проникновение) , примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г.

    в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З.

    Фрейда Остроумие и его отношение к бессознательному (1905): Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным .

    Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной.

    Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них.

    В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым) , сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому) , симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям)

    Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.

    Различные тренинговые методы помогают повысить эмпатические способности (при условии их врожденного наличия) , развивают умение более эффективно применять эмпатию в личном и профессиональном общении.

    Возможны дефектные (ошибочные) применения эмпатии.

    Сюда относятся эмпатическая слепота (неосознаваемое неприятие тех чувств партнера по общению, которых индивид избегает в самом себе) , неконтролируемое и неуместное использование эмпатии, в крайних случаях принимающее патологические формы (в художественной литературе образом такого типа эмпатии является поведение князя Мышкина в романе Идиот Ф. М. Достоевского) , манипулятивное применение эмпатии (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

    Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/goroskopi-magiya-gadaniya/mistika-ezoterika/i-tak-chto-takoe-empatiya-zachem-ona-daetsya/

    Что подразумевается под духовным ростом?

    • Некоторые под этой фразой понимают посещение церкви молитвы, покаяния.
    • Другие называют это повышением вибраций тела, изменением мировоззрения и отношений к миру, людям, себе.
    • Третьи — развитием энергетических способностей тела и ментальной силы, а также силы Души.

    Много различных направлений, по сути ведущих к одному и тому же, но разными путями, один путь длиннее, другой короче, третий ярче, каждый выбирает тот, на котором ему интереснее или он его считает более правильным, приемлемым. Осознанно или нет делает это человек — это не важно. Важно, что человек неизбежно будет там, где ему положено быть.

    Просто в неосознанном варианте этот процесс длится дольше, и на него не всегда хватает жизни человека.

    Так все-таки, зачем эмпату духовный рост, и как он выглядит?

    • Духовная зрелость даёт возможность понять людей, причины их поведения и правильно, терпимей относиться к ним. Для эмпата это один из самых важных моментов. Ведь начинающий эмпат «видит» эмоциональный поток от человека, но не всегда может понять, именно на него ли направлена эмоция или он здесь совершенно ни при чём, просто попал в зону приёма. Когда эмпат любую обиду или гнев принимает на свой счёт, хотя они его часто совершенно не касаются, это сводит с ума и взрывает его собственные эмоции. Именно непонимание поведения людей, их реакций на события терзают эмпата, когда эмпат понимает почему человек реагирует на происходящее именно так, а не иначе, он понимает, что у человека почти нет выбора вести себя иначе, и поведение не направлено именно на него конкретно, чаще это просто стечение обстоятельств. Потому что очень большую душевную боль эмпату, да и не только эмпату, любому человеку приносит несогласие с происходящим в его жизни, непонимание причин поведения людей, их поступков и чувств, наполняющих их. Духовное взросление, рост, дает осознание многих процессов, происходящих в Душе человека и его голове. Когда понимаешь процесс, уже не терзаешь себя вопросом, почему люди так поступают, а просто знаешь почему.
    • А также духовная зрелость нужна для развития своих способностей. Любые экстрасенсорные способности блокируются страхом, непониманием, неверием в себя. К примеру, экстрасенсу, эмпату, невозможно раскрыть свой дар в полную силу, если его наполняет страх. Есть один специфический страх, через который многим начинающим свой путь в экстрасенсорике нужно будет пройти в той или иной форме. Это страх того, что другой экстрасенс, эмпат, может узнать все его секреты, тайны, неприглядные мысли, чувства, поступки. Ведь он теперь знает, что это возможно. У каждого человека есть свои секреты, и соответственно страхи, что о них могут узнать другие люди. Поэтому и нужен духовный рост. На этом пути человек понемногу расстается с этими страхами. Но расставаться с прошлыми страхами не имеет смысла, если ты не начнешь жить честно, искренне, от всего сердца, не боясь взять на себя ответственность за свои поступки, чувства, эмоции, мысли. Да, экстрасенсу необходимо следить не только за своими словами и поступками, а так же за чувствами, эмоциями и мыслями. Это уже необходимость.

    Что значит жить душой или умом?

    Экстрасенс, начиная свой путь как экстрасенс, рано или поздно включается в общее информационное поле, и перед ним встаёт вопрос: кто мы, люди, живущие на Земле, и почему наши Души оказались именно здесь и в этих телах? Что после смерти, Душа унаследует от нас как от человека, личности? Основная масса людей живёт умом и его эмоциями, а Душа у них спит.

    В этом случае после смерти у человека почти ничего не остается. Ведь у человека Душа вечная, а не ум, и если человек живёт умом, он формирует и взращивает эго ума, а Душа остаётся нетронутой. Почти все эти моменты растворяются после смерти, и остаются только те моменты из жизни, когда Душе удавалось выйти из темницы и поучаствовать в процессе жизни.

    Душа, живя в теле, имеет возможность приобрести опыт отношений, переживаний,(эмоциональная энергия становится доступна только при наличии физического тела) тем самым набраться мудрости.

    Ум же должен помогать Душе в этом, помогать осознать следствие поступков и отношений, а не блокировать её. Помогать Душе, стремящейся к этому, и наблюдать и участвовать в процессе жизни, делая выводы, и тем самым, организуясь и формируя опыт Души.

    Пропускать через Душу опыт ума, впитывать его Душой — это и есть духовный рост.

    Духовный рост можно ещё так описать: это со-настройка с мирозданием и дальнейшее пребывание с ним в гармонии. А для эмпатов, экстрасенсов это очень важно.

    Как узнать произошла ли эта самая со-настройка? Для большинства будет более понятно выражение «голос совести» или просто «совесть».

    Наверняка многие испытывали неуютное ощущение внутри себя, когда совершают поступки, не соответствующие понятиям совести, а иногда даже невозможность совершить то или иное действие.

    Это своего рода информационные запреты, программы, не позволяющие человеку совершать поступки, о которых он будет сожалеть и которые нанесут его душе непоправимый вред — это и есть одна из ступеней духовного роста, уметь слышать совесть-голос Души.

    Но современный человек знает множество способов, чтобы заглушить голос Души, от эмоциональных вспышек до употребления алкоголя, наркотиков или иных химических препаратов. Иначе говоря, нужно не глушить этот голос, а наоборот научиться распознавать его даже в сильном шуме, шуме эмоциональном, мысленном, а от химических воздействий лучше вообще отказаться.

    Есть ещё одна ловушка для людей с экстрасенсорными возможностями — это гордыня и высокомерие. Когда они начинают осознавать, что могут то, что многим недоступно, их начинает переполнять чувство собственной важности. Этого никто не избежал, все проходили через это, но в разной форме.

    У одних это проходит в мягкой форме и почти незаметно для окружающих, другие же не в состоянии этого скрыть, их просто распирает от собственной важности. Некоторые даже не осознают в себе это. Пожалуйста, читая эти строки, посмотрите в себя ….есть ли у вас чувство, что вы лучше других, важнее, значимее?….это именно они, проявления высокомерия и гордыни.

    Ещё сюда можно отнести и деление: на природный дар и натренированный. Некоторые эмпаты, экстрасенсы с врождённым активным даром, считаю тех, кто своим трудом развил в себе эти же способности, низшей расой, не от большого ума такое самомнение, остерегайтесь этого.

    Ведь человек, своим трудом развивший в себе подобные возможности, в совершенстве владеет ими и часто может значительно больше, чем экстрасенсы с природным даром, но ленивые. Работа со своей духовностью лечит эту Болезнь.

    Для чего развивать свои способности?

    Тут всё просто, приведу такой пример. У вас есть автомобиль прекрасный, мощный, современный, он достался вам по наследству. Но вы не умеете им управлять. Конечно любой человек, даже бабушка может прочитать инструкцию и хоть как-то поехать.

    Но для того, что бы получать удовольствие от езды, использовать этот автомобиль в полную силу, получать от него пользу, наконец, почувствовать его продолжением себя, нужно очень много учиться и практиковаться. У одних это получается быстрей и с удовольствием, другим это дается трудней и приходится бороться со страхами и неуверенностью.

    Ещё можно его, конечно, поставить в гараж….но вы всё равно будете его видеть там и избавиться от него не сможете. Он так и будет стоять памятником вашим страхам и сомнениям.

    Нужно уметь пользоваться тем, что у тебя есть, пользоваться грамотно и во благо, а неумение может привести к плачевным последствиям для себя и окружающих.

    Духовная темнота сравнима с глупостью, и очень опасна.

    Источник: http://xn--80aqkmq6dta.com/zachem-empatu-lichnostnyj-i-duxovnyj-rost/

    Почему важна эмпатия?

    Всегда ли мы осознаем, какие моменты влияют на возникновение крепких и доверительных отношений? Что важно уметь в общении с людьми, что влияет на то, что многие начинают относиться к нам с искренним уважением.

    Это, грубо говоря, эмпатия простыми словами. Это сопереживание настоящему эмоциональному состоянию человека. Это сопереживание эмоциям других, которое мы обязательно осознаем.

    Здесь важное условие. Эмпатия – это когда мы понимаем, что наше переживание происходит извне. Если мы это не осознаем – это называется идентификацией. Идентификация — это бессознательный защитный механизм, который далеко не всегда имеет позитивный эффект, который дает эмпатия.

    • Другому это явно будет приятно;
    • Это сближает;
    • Это укрепляет отношения;
    • Это способствует пониманию друг друга, пониманию того, что происходит с другим;
    • Это помогает понять себя;
    • Помогает понять свои эмоции, свои проявление по отношению к другим;
    • Это как минимум саморазвивает.

    То есть, действительно, можно сделать вывод о том, что эмпатия или сопереживание – это невероятно крутая способность человека.

    Некоторые могут сказать, что все это, конечно, хорошо, но ведь не каждому дается такая способность, не каждый так сможет.

    И частично эти люди будут правы, ведь действительно не каждый может проявлять эмпатию в общении.

    Так как я сторонник взглядов на то, что способности даются нам не при рождении, а воспитываются в процессе жизни и опыта – всему, что мы хотим, в чем мы нуждаемся – можно научиться. Наш интеллект тянет невероятные вещи в обучении.

    Научиться эмпатии (сопереживанию) мгновенно или за пару сессий, конечно, невозможно.

    Но потихоньку приблизить себя к овладению данной способностью вполне реально.

    • Изучите эмоции, которые вам предлагает различная психологическая литература.

    То есть, ответьте с серьезным подходом на вопрос «Какие эмоции бывают?»;

    • Попробуйте отслеживать у себя различные эмоции, Можно даже попробовать вести Дневник эмоций, где фиксируются ведущие эмоции каждого вашего дня;
    • После первых двух пунктов можно пробовать наблюдать за проявлениями эмоций другими людьми.

    Нередко, после того как изучил эмоции у себя, у других замечать и воспринимать их гораздо проще.

    • Фиксируйте во время наблюдения эмоций у других ваше собственное состояние. Что вы чувствуете, когда другой, например, плачет? Или смеется? Или сильно злится?

    Свое состояние также можно записывать в Дневник наблюдений.

    Вот, наверно, и все, чем хотелась с Вами поделиться по данной теме на этот момент.

    Надеюсь, это будет для Вас полезной информацией:)

    Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

    Источник: http://smart-log.ru/zachem-jempatija/

  • Рождение ребенка
    Добавить комментарий