Едим самостоятельно: главные секреты для малыша

Содержание
  1. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога
  2. Оптимальный возраст
  3. Правильная подготовка
  4. Как научить ребёнка кушать ложкой?
  5. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 12 правил от детского психолога
  6. Когда нужно начинать обучение?
  7. Обучение навыку до 1,5 лет
  8. Обучение умению до трёх лет
  9. Какую ложку выбрать?
  10. Типичные родительские ошибки
  11. Как научить ребенка есть здоровую пищу: 10 простых советов
  12. 10 советов о правильном питании
  13. Питьевой режим ребенка
  14. Как приучить к воде и молоку
  15. Вот, например, потребность организма в кальции для детей разных возрастов:
  16. калорий и сахара в различных напитках
  17. Ограничьте потребление сока
  18. Нормы потребления сока для детей разного возраста:
  19. Ограничьте количество газированных напитков
  20. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: секреты и тонкости процесса
  21. В каком возрасте нужно давать держать ложку?
  22. Выбор первой ложки
  23. Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей
  24. Как приучить к правильным манерам: этикет за столом
  25. Этапы привыкания

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога

Едим самостоятельно: главные секреты для малыша

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Научить ребёнка пользоваться ложкой не всегда удаётся без различных осечек. Маме нужно набраться терпения, поскольку приёмы пищи станут более продолжительными, а сам процесс привития навыка займёт не одну неделю.

Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преодолеваются, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.

Оптимальный возраст

Важно понимать, что точные сроки, когда ребёнок начнёт есть с ложки самостоятельно, назвать довольно непросто, поскольку каких-либо определённых возрастных границ и параметров попросту не существует.

Конечно, имеются усреднённые данные, что в 1 годик ребёнок должен крепко держать ложку, а в 18-месячном возрасте сам уверенно орудовать данной столовой принадлежностью. Но так как малыш развивается в собственном темпе, то и сроки появления данного навыка индивидуальны.

Некоторые дети уже в 8 — 10 месяцев достаточно ловко пользуются столовыми приборами, отправляя в рот каши, пюре и прочие блюда первого прикармливания, а другие и в 2 года ждут, когда родители покормят их с ложечки.

И всё же существует определённая закономерность – к концу младенческого возраста (12 месяцев) ребёнок сам старается обслужить себя за столом. Увеличенный интерес к приёму пищи и копированию взрослого поведения приводит к тому, что кроха забирает у мамы ложку.

В такой ситуации отказывать ребёнку нельзя. Конечно, первоначальные его попытки попробовать ложечку пюре закончатся неудачей или измазанным лицом. Поэтому задача взрослых – последовательно и без спешки показывать и объяснять, как правильно брать столовый прибор и пользоваться им.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что нет нужды заставлять детей пользоваться ложкой, если они ещё не готовы к этому или им неинтересна данная столовая принадлежность. Чрезмерная настойчивость нередко приводит к отказу ребёнка от кормления.

Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

При покупке этой столовой принадлежности следует обращать внимание на несколько важных нюансов:

  • самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
  • не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
  • поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
  • в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Правильная подготовка

Приучать ребёнка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

Лучший способ пробудить интерес к употреблению пищи – садиться за стол всей семьёй. Традиционный обеденный ритуал особенно важен для ребятишек, которые находятся на естественном вскармливании.

Кроме того, возможность употреблять пищу вместе со взрослыми – не просто интересное зрелище для ребёнка и шанс провести время со всеми домочадцами, но ещё и своеобразный мастер-класс, позволяющий изучить этикет и особенности использования столовых принадлежностей.

Важно помнить, что заставлять малышей съедать приготовленное блюдо нельзя. Подобное принуждение способно нарушить пищеварительную систему малыша и привести к проблемам с психикой. Например, к таким нарушениям, как анорексия или ожирение.

Родителям важно не упустить момент, когда ребёнок начинает интересоваться ложкой – маминой или папиной. Увидев, что малышу хочется самому подержать этот предмет, необходимо выдать специально приобретённую пластиковую ложечку и начать, тем самым, тренировку.

Если правильно подловить момент, то можно с определённой уверенностью утверждать, что уже в 18 — 20 месяцев ребёнок сможет сам съесть негустой творог, кашку и даже суп.

Если кроха пытается взять ложку из рук взрослого уже в начале прикармливания, не нужно этому препятствовать. Также не следует мешать, если малыш тянет ручки, пытаясь взять кусочек блюда из тарелки мамы или папы. Это ещё одно проявление интереса к пище.

Процесс обучения займёт какое-то время, ведь необходимо не только научить ребёнка правильно держать ложку, но и доносить еду до рта, тщательно её пережёвывать. Ошибки в этот период неизбежны, поскольку малыш лишь будет становиться «опытным» едоком.

Как научить ребёнка кушать ложкой?

Малыш не может существовать изолированно и одновременно учиться различным полезным навыкам. Задача родителей – демонстрировать действия с предметами, желательно последовательно и поэтапно.

В случае с приучением ребёнка к ложке также есть определённая последовательность действий, которая включает несколько важных шагов:

  1. Постелите на пол возле детского стула клеёнку. Столешницу также лучше чем-нибудь прикрыть.
  2. Следующий пункт: поставьте на стол тарелку с присоской, положите в блюдо кашу или пюре.
  3. Ребёнку следует надеть чепчик, чтобы потом дополнительно не мыть ему голову, и повяжите нагрудник.
  4. Сядьте перед своим чадом, зачерпните ложечкой немного еды из его чашки. Проглотите кашу и не забудьте похвалить себя и вкусное блюдо.
  5. Затем отдайте столовую принадлежность крохе. Если у него не получается держать её в кулачке, вам нужно зажать своей рукой ложечку в детской ладони и зачерпывать таким образом кашу из чашки.
  6. Если ребёнок сам ест, но не всегда доносит ложку до рта, придерживать детскую руку не нужно. Пусть учится справляться с трудностями своими силами.
  7. Когда малыш устанет кушать столовой принадлежностью и отложит её в сторону, докормите его, обязательно похвалив за проявленную самостоятельность.

Несмотря на защитный передник, ребёнок может испачкаться практически с головы до ног. Вот почему опытные мамы рекомендуют по возможности выбирать лето в качестве лучшего периода для приучения. В этот сезон малыша можно раздеть до плавок, а потом помыть.

Научить ребёнка самостоятельно кушать и держать ложку не такой сложный процесс, как может показаться на первый взгляд.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

  1. Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
  2. Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день. Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
  3. Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
  4. Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
  5. Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
  6. Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует вводить овощное пюре в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.

Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Правила этикета за столом для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.

Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту продукт будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.

Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве:

  1. Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки. Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя. Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
  2. Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками, включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
  3. Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом. Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.

Нельзя ругать малыша за неаккуратные действия. Просто стоит предложить ему салфетку. Приученный малыш уже с двух лет сможет вытирать ручки и лицо, естественно, по мере возможностей.

Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.

https://www.youtube.com/watch?v=RpiZlJtIgh0

И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.

Оценка статьи:

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://kroha.info/razvitie/nauchit-rebyonka-kushat-lozhkoj

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 12 правил от детского психолога

Едим самостоятельно: главные секреты для малыша

Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка введёт кашу в качестве первого прикорма.

Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.

Когда нужно начинать обучение?

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

Обучение навыку до 1,5 лет

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

  1. Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  2. Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  3. Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  4. Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся обои. Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  5. Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  6. Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

https://www.youtube.com/watch?v=gexa56Ngfc4

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Обучение умению до трёх лет

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

  1. В третий год жизни ребёнка продолжает привлекать всё яркое и необычное, поэтому специалисты рекомендуют украшать даже самые простые блюда (ту же кашу) кусочками фруктов, ягодками и т.д. Кроха сам попросит у мамы ложку, увидев на столе такое привлекательное и вкусное «творение».
  2. Как научить ребенка правильно держать ложку? Постоянно тренироваться, в том числе и на любимых игрушках. Предложите малышу кормить куклу, пупса либо плюшевого медвежонка (его придётся часто стирать). В игровом процессе карапуз быстро и без понуканий поймёт, как необходимо удерживать ложку и пить из кружки.
  3. Ребёнок старается повторять все действия за значимыми взрослыми и старшими братьями/сестрёнками. Вот почему канувший в Лету ритуал обедать всей семьёй следует вернуть хотя бы на какой-то срок, чтоб малыш смог быстрее научиться кушать самостоятельно.
  4. Если ребёнка в год нужно было поощрять за каждое успешное действие, то деткам постарше можно предложить посоревноваться. Например, мама и малыш станут строить башню, где каждый кубик будет означать съеденную ложку.
  5. Однако важно отделять столовые приборы и кружки от игрушек. Если вы заметили, что ребёнок покушал и стал баловаться с посудой, её необходимо мягко отобрать, объяснив причину.
  6. Специалисты отмечают любопытную закономерность: малыши, регулярно строящие куличики в песочнице, скорее обучаются пользоваться ложкой и прочими столовыми приборами.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Какую ложку выбрать?

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

  • Чайная ложечка. Она подойдёт для деток старше годика, поскольку ребятишки уже не так пугаются лязганья приборов о поверхность стола, тарелки или пол.
  • Серебряная. Дарение такого столового прибора – своеобразная традиция для крёстных родителей. Ложка из серебра способна защитить кроху от кишечной инфекции и уберечь от стоматита.
  • Из керамики. Не лучший вариант для маленьких деток, поскольку этот материал тяжёлый и легко бьётся. При скалывании такая ложка способна повредить детские дёсна.

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  1. Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  2. Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  3. Оставляют одного. Безусловно, всегда существует риск, что ребёнок подавится, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Вам также может понравиться…

Новости партнёров

Загрузка…

Источник: http://adella.ru/family/child-develop/kak-nauchit-rebenka-est-lozhkoj-samostoyatelno.html

Как научить ребенка есть здоровую пищу: 10 простых советов

Едим самостоятельно: главные секреты для малыша

Не секрет, что родители иногда и сами до конца не понимают, что значит правильное и здоровое детское питание. Хорошая новость в том, что прочитав эту статью вы получите целых 10 простых и понятных советов.

10 советов о правильном питании

  1. Родительский контроль. Кто ходит в магазин и покупает продукты? Вы сами? Тогда всю вину за неправильное питание детей можете возложить на себя. Ни один ребенок не будет ходить голодным. Дети съедят все, что найдут в шкафчиках и холодильнике. Так что если у вас на кухне мало полезной еды, значит, надо пересмотреть свой стандартный список покупок.
  2. Позвольте ребенку выбирать. С одной стороны, может показаться слишком непривычным и даже неправильным спрашивать ребенка о том, чего и сколько ему хочется. Но если вы будете придерживаться режима дня с фиксированным временем завтрака, обеда, ужина и перекусов, готовить вкусно и разнообразно, то ребенок будет выбирать из того, что есть.

    Совсем нетрудно иметь на кухне пачку-другую цельнозерновых макарон и, скажем, риса. Предложите выбрать гарнир из этих двух вариантов, и он в любом случае будет полезным.

  3. Не заставляйте доедать. Позвольте ребенку самому решать, наелся он или нет. Только так человек может научиться понимать себя и избежать переедания.

  4. Начните воспитывать привычку правильного питания у ребенка с рождения. Пищевые пристрастия закладываются в раннем возрасте, буквально с момента введения первого прикорма. Поэтому не настаивайте на какой-нибудь «такой полезной цветной капусте», если не хотите, чтобы ваш ребенок до конца жизни на нее смотреть не мог.

    Если малыш не хочет пюре из кабачка сегодня, не кормите насильно. Предложите его через неделю или две, и, возможно, ваш ребенок распробует его.

  5. Разнообразьте детское меню. На самом-то деле дети любят не только печенье и макароны с сосисками. Предложите им что-то совсем новое дома или позвольте самим выбирать в кафе. Вы удивитесь, насколько дети любят экспериментировать.

  6. Считайте жидкие калории. Газированные сладкие напитки содержат колоссальное количество калорий, которые не несут питательной ценности. Постепенно заменяйте газировку на воду, молоко и компоты. Так вы не только удовлетворите жажду ребенка, но и обеспечите его необходимыми витаминами и минералами.
  7. Не переоценивайте десерт.

    Если каждый прием пищи заканчивается «восхитительным вкуснейшим десертом, на который я потратила полдня», то ребенок начинает воспринимать третье блюдо как нечто особенное. И этого невероятного начинает хотеться все больше, а обычной еды, особенно овощей, – все меньше. Не заостряйте внимание на какой-либо еде, и тогда ребенок не будет выпрашивать сладкое по поводу и без.

  8. Не пытайтесь выразить свою любовь к ребенку через еду. Гораздо лучше просто лишний раз сказать, как вы его любите. Если же вы будете использовать еду (например, какие-то особенные блюда) как поощрение или повод восхитить ребенка, то скорее всего у него сформируется с возрастом привычка заедать стрессы и отмечать пиршествами любые события.
  9. Подавайте пример.

    Дети, особенно маленькие, все повторяют за взрослыми. Трудно приучить ребенка есть брокколи и бурый рис, если сами вы предпочитаете пирожки и бутерброды. Измените рацион всей семьи, постепенно заменяя вредные или малополезные блюда на вкусные и питательные. Пользуйтесь такими кухонными приборами, как мультиварка, аэрогриль, пароварка.

    Они позволяют приготовить пищу без добавления или с минимальным количеством масла, в процессе обработки теряется совсем немного витаминов, а блюда получаются очень вкусными. Если вся семья будет есть правильную и вкусную пищу, то и ребенок будет.

  10. Ограничивайте время, проведенное за телевизором и компьютером.

    С помощью этого метода вам удастся снизить количество и объемы перекусов, которые тоже зачастую не всегда полезны. И лучше не просто запретить ребенку смотреть мультики, а отправиться с ним на прогулку или поиграть в подвижные игры. Дети любят это гораздо больше.

СМ. ТАКЖЕ:  Ребенок пьет много воды: причины. Что делать?

Питьевой режим ребенка

Есть много мнений и рекомендаций по поводу правильного питания, но совсем мало информации о том, что детям стоит пить, а что нет. В день человек выпивает 1,5–2,5 литра жидкости, поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребенок получал максимум пользы от того, что он пьет.

Как приучить к воде и молоку

Здоровая пища, несомненно, улучшает настроение и самочувствие ребенка.

Для детей любого возраста лучший способ утолить жажду – выпить стакан простой воды или молока. И не только потому, что в воде совсем нет калорий, а в молоке много кальция, а потому, что так можно сформировать правильную привычку использовать молоко и воду, а не газировку для утоления жажды.

Вот, например, потребность организма в кальции для детей разных возрастов:

  1. Малыши от 1 года до 3 лет – 700 мг кальция ежедневно (480 мл молока).
  2. Дети от 3 до 8 лет – 1000 мг (600 мл молока).
  3. Дети и подростки старше 9 лет – 1300 мг (720 мл молока).

Лучше выбирать обезжиренное молоко или молоко с низким содержанием жира, так вы урежете лишние калории.

Если ваш ребенок не любит молоко, то попробуйте сделать молочный коктейль, добавив немного ягод или фруктов, например клубнику или банан.Такой коктейль легко приготовить, он вкусный и достаточно сладкий, к тому же содержит дополнительные витамины и минералы.

Если дети пьют много газировки, спортивных напитков, соков и соковых напитков, то они получают не только огромное количество сахара и пустых калорий, но и начинают употреблять меньше молока и других молочных продуктов (например, кефира), лишая себя необходимого кальция. К тому же лишние калории могут привести к ожирению и серьезным проблемам со здоровьем (сахарный диабет, артериальная гипертензия).

калорий и сахара в различных напитках

  • Вода (1 стакан) – 0 калорий и 0 г сахара.
  • Молоко с низким процентом жирности (1 стакан) – 100 калорий и 11 г сахара.
  • Свежевыжатый апельсиновый сок (1 стакан) – 110 калорий и 22 г сахара.
  • Соковый напиток, содержащий 10 % сока (1 стакан) – 150 калорий и 38 г сахара.
  • Газированный сладкий напиток (1 стакан) – 100 калорий и 27 г сахара.

Ограничьте потребление сока

Если ребенок любит соки, то смотрите за тем, чтобы ему покупались только натуральные хорошие соки, а не соковые напитки с большим количеством сахара и вкусовых добавок.

Нормы потребления сока для детей разного возраста:

  1. До 6 месяцев – сок не вводится. Основной и единственной пищей ребенка должно являться грудное молоко или смесь, а также простая кипяченая вода при необходимости.
  2. 6–12 месяцев – не более 120 мл сока, можно разводить водой.
  3. 1–6 лет – до 200 мл в день.
  4. 7–18 лет – до 350 мл в день.

Ограничьте количество газированных напитков

Разнообразные лимонады и колы частенько покупаются детям. Но далеко не всегда родители помнят о том, что газировка содержит большое количества сахара и кислоты, которые могут привести к кариесу и ожирению.

Более того, в таких напитках частенько содержится кофеин, а его детям потреблять точно не нужно.

Считается, что чем раньше ребенок попробовал газировку, тем сложнее его от нее отучить и тем больше он будет пить ее в будущем.

Стоит отметить, что не надо категорично запрещать ребенку лимонад. Если это ребенок до 7 лет, то постарайтесь просто не давать ему попробовать, если же это ребенок старшего возраста, то объясните, почему вам не нравится газировка, чем она вредна и предложите вкусный выбор: холодный чай с медом и лимоном, молочный коктейль или домашний компот.

Еще о культуре детского питания в программе «Школа доктора Комаровского»:

Заставлять ли ребенка кушать — Доктор Комаровский — Интер

Источник: https://babyfoodtips.ru/2020192-kak-nauchit-rebenka-est-zdorovuyu-pishhu-10-prostyx-sovetov/

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: секреты и тонкости процесса

Едим самостоятельно: главные секреты для малыша

Умение есть ложкой — важнейший навык, который ребенок осваивает в первые полтора года своей жизни. Если ребенок хорошо кушает ложкой и умеет правильно держать столовый прибор, у него возникает меньше проблем при поступлении в детский сад, и процесс адаптации к новым условиям проходит легче.

Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.

Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.

Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей — признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.

В каком возрасте нужно давать держать ложку?

Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребенок готов осваивать умение кушать ложкой в 10-11 месяцев. В этом возрасте малыши знакомы с большим количеством продуктов. В рационе постепенно появляются более сложные по составу и вкусовым характеристикам блюда, которые вызывают интерес и стимулируют выработку новых навыков.

Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.

Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте — с 8-9 месяцев.

Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.

Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:

  • уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
  • во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
  • проявляет интерес к столовым приборам;
  • знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.

Важно! Если упустить период наибольшей готовности, интерес у малыша со временем начнет пропадать, и научить его пользоваться ложкой будет тяжелее. Это относится и к тем ситуациям, когда мама слишком долго кормит ребенка самостоятельно, не желая отмывать пол и стены от супа или утренней каши.

Выбор первой ложки

Большинство столовых приборов для детей раннего возраста производятся из гипоаллергенного пластика с нанесением безопасной краски. Такие ложки и тарелки не бьются при случайном падении, не деформируются и служат гораздо дольше посуды из стекла и других материалов. К тому же пластик очень легкий и хорошо моется, поэтому мамы и производители отдают предпочтение именно ему.

При выборе ложки для малыша следует обращать внимание на основные характеристики. Очень важно сделать правильный выбор, ведь от того, насколько удобной будет ложка, зависит успех обучающего процесса.

  • Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую — так малышу будет легче удерживать ее в руках.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый).

Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно.

Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Важно! Очень часто появление первого зубика у ребенка сопровождается подарками со стороны родственников, среди которых обязательно будет серебряная ложечка. Ее также можно использовать в качестве первого столового прибора при условии, что она не имеет сложных гравировок и объемных надписей.

Несомненный плюс изделий из серебра — уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей

  • Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи — собственный пример.

Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор — «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

  • Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

  • Использование ложки — огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.

Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть — естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.

  • Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.

Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.

  • Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.

Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.

  • Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.

Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.

  • Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.

Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) — 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.

  • Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.

Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку.

  • Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).

Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.

Данные рекомендации нельзя назвать абсолютными. В каждой ситуации мама должна ориентироваться на своего ребенка, а советы специалистов могут стать хорошей основой для успешного результата.

Как приучить к правильным манерам: этикет за столом

Пищевые привычки и поведение закладываются и формируются у ребенка с момента первого знакомства с продуктами питания. Именно с младенческого возраста рекомендуется приучать кроху к правилам приема пищи и соблюдение гигиенических норм.

Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:

  • мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
  • после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
  • не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
  • кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
  • использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст — 1,5 года);
  • не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).

Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.

Большинство детей способны кушать аккуратно и соблюдать правила элементарной гигиены к 1,5-2 годам. Если этого не происходит, значит, родители что-то делают не так или уделяют недостаточно внимания воспитанию и занятиям с ребенком.

Этапы привыкания

Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка.

  • Игровой этап — знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно. На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия — и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.

Источник: https://dozhdalis.ru/kak-nauchit-rebenka-est-lozhkoy-samostoyatelno.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий