Детские сады в разных странах

Как устроены детские сады в Германии, Швеции, Англии и Китае

Детские сады в разных странах

Мы решили продолжить наш географический цикл монологами о работе детских садов в Европе и Азии. Наш автор Лена Сай, которая живет в Германии, рассказала о своем опыте, а также поговорила с мамами, чьи дети ходят в детские сады в Швеции, Англии и Китае.

Два года назад мы переехали в Берлин, и здесь дочка впервые пошла в детский сад. Старший сын «оттрубил» четыре года в российском детском саду, так что я могла посравнивать и поудивляться от души. А удивляться было чему!

Во-первых, воспитатели-мужчины! Это первое, что бросилось мне в глаза.

Пока мы искали место в саду (а тут такая система, что получая бумагу от города на право посещения детского сада, место в саду ты ищешь сам), мы обошли не меньше 15 садиков.

И в каждом были мужчины воспитатели! Молодые красивые модные
парни кормили малышей с ложечки и играли с детьми постарше в футбол. В нашем детском саду ровно половина мужчин-воспитателей (я не поленилась и подсчитала).

Во-вторых, завтраки. В нашем саду завтраками не кормят, и родители должны их сами приносить с собой в ланч-боксах. Сладости (маффины, шоколад, кексы) запрещены.

Можно – бутеброды, фрукты-овощи-ягоды, творожки, йогурты, фруктовое пюре, сосиски, яйца. Есть детей не заставляют. Но уговаривают попробовать хотя бы одну ложку «Чтобы я видела, пожалуйста!».

Если ребенок попробовал и отказывается есть – его оставляют в покое.

В-третьих, дневной сон. Дневной сон тут по желанию. Если мама предупредит воспитателей, что ее ребенок в дневном сне не нуждается, его даже не будут пытаться укладывать спать.

Остальных детей укладывают на пол на матрасиках (кроватей нет) в игровой комнате – читают сказки, слушают песенки.

 Но если ребенок спать не хочет, лежать его не заставляют, а выпускают «на волю» в другую комнату с вторым воспитателем или даже на детскую площадку при садике, если хорошая погода.

Еще я бы добавила, что в немецком детском саду короче дистанция между воспитателями и их подопечными – дети называют воспитателей по имени и на ты, залезают на коленки и чувствуют себя с ними довольно раскованно и свободно.

После близкого знакомства с немецким садом мне стало интересно – а как в других странах? И вот что я узнала.

Швеция. Настя, мама Юакима (19 месяцев)

Оплата сада в Швеции зависит от дохода родителей. Есть максимальный потолок, в нашем регионе это примерно 140 евро в месяц. Если перевести в соотношение со средней зарплатой в российском регионе (40 000 рублей), это около 1500 рублей в месяц.

Ребенка можно приводить в сад с соплями, кашлем, но не с температурой, ротавирусом или ветрянкой. Родители предоставляют садику свою рабочую схему, где учитывается рабочий день и время дороги с работы/на работу. Именно на этот промежуток ребенок может оставаться под присмотром сада.

То есть ситуация, когда мама «сидит в декрете», а ребенок на полное время в саду, в Швеции недопустима! Если работает только один родитель, то ребенку дается 15 часов в неделю (три посещения сада по пять часов).

В Швеции распространена удаленная работа, и она считается полноценной, тогда ребенок может быть в саду.

Почти все
шведские сады рассчитаны на небольшое количество групп, примерно четыре-шесть (что
компенсируется большим количеством садиков, расположенных в шаговой доступности
от дома), а еще они пряничные. То есть часто это одноэтажное здание,
построенное буквой П, с игровой площадкой в середине.

Шведские сады внутри
уютные, без ковров и лишней мебели. В нашем саду есть столовка, «мокрая
комната», где дети плещутся, рисуют и пачкаются как могут без последствий для
стен сада, комната типа спортзала или музыкальной.

В раздевалке у каждого есть
своя полочка с фотографией и именем ребенка, именами родителей, на полке
коробка для дополнительной одежды, на которой прилеплен чек-лист, написанный
примерно так: «Тут должны лежать: 2 пары штанишек, 2 пары носков, джемпер».

Также в раздевалке висит доска с магнитиками-пиктограммами: когда воспитатель
берет последнюю вещь из запасов (например, подгузники), то, вместо вербальной
коммуникации, он просто берет с доски нужный магнитик и лепит
магнит на полочку, оставляя таким образом сообщение.

Все сады и школы нашего региона имеют защищенные паролем интернет-блоги, где публикуются новости, фотографии (все как одна – мимимишные), оповещения. Все важные сообщения будут продублированы еще и по смс.

Также в блоге можно найти контактную информацию и политику сада, у нас это так называемая Zero tolerance, нулевая терпимость: если персонал заметит/заподозрит следы физического или морального насилия над ребенком, без разговоров с родителями будет начато расследование, проводимое социальными службами.  

А еще в шведских садах температура около 20 градусов и регулярные проветривания. Работа садовской столовой практически ничем не отличается от столовой на моей работе. Только кассы нет. На столах стоят салатницы с нарезанными помидорами, огурцами, морковкой, рукколой, подносы с горячим и гарниром.

Детки примерно от двух лет сами (!) накладывают себе что хотят и сами после еды относят поднос в зону грязной посуды. Меня удивило, что детям дают и острую, и специфическую пищу. Как сказала воспитательница, не каждая семья может себе позволить такое разнообразие, а детям хорошо познакомиться с кухнями стран мира.

Сладкое типа джема к каше дают только тем детям, чьи родители разрешили это делать, обычно старшей группе. Приносить в садик сладости на день рождения тут не принято.

В нашем саду только два воспитателя-мужчины, мне бы хотелось большего количества, так как это полезно и деткам в том числе, избавляет от ложных установок типа «воспитатель – женское занятие».

Вообще мне понятно теперь, почему шведы такие воспитанные: при полной расслабленности и демократии во взрослой жизни, в садике и у них муштра, куча правил типа мытья рук после прогулки (даже если в перчатках), ритуалов, бесконечных «спасибо-пожалуйста», масса запретов, все связаны с безопасностью. Никто не повышает голоса, воспитатели детей постоянно сажают к себе на колени, вернее, детки сами приходят и садятся, детей постоянно обнимают и целуют.

Англия. Юлия, мама Платона (6 лет)

Мой сын недолгое время посещал лесной садик. Этот сад начинает свою работу весной, когда уже достаточно тепло, чтобы проводить в лесу большую часть дня. В Лондоне есть парк – самый большой в Европе. Он практически как лес. Вот в этом парке и находился лесной садик.

 В нашей группе было около десяти детей и два воспитателя. Утром дети уходили в лес, каждый раз – на новое место. Разбивали небольшой лагерь – подвешивали гамаки, качели. И читали книжки, искали разных жучков-паучков, играли в игры, ели. Это все происходило в любую погоду.

Я присутствовала на адаптации в этом саду с сыном, и нам было тяжеловато. Погода в Лондоне далеко не каждый день хорошая. Солнечных дней было мало и было довольно прохладно. Даже если шел дождь, дети все равно тусили на улице – в дождевиках и резиновых сапогах. Я все время там мерзла.

Но британские дети очень закалены и зимой-то ходят в босоножках на босу ногу. Так что для них погода не была проблемой. А для нас с сыном – да.

идея этого сада была в том, что дети весь день проводят на
свежем воздухе, изучают природу, животных, насекомых, растения.

С этим садиком у нас не сложилось, ребенок меня не отпускал и оказался
не готовым к коллективу. Там были дети, которые плакали, когда родители
уходили. Но их воспитатели успокаивали, отвлекали. Отвлекали, надо сказать,
очень здорово.

Все воспитатели обладали очень хорошей психологической
устойчивостью и умели разными способами детей отвлечь, переключить, объяснить
им, что они чувствуют. Вот этому можно было прямо поучиться у педагогов.

Такой
темы как «пусть проплачется» тут точно нет.

В принципе, мне очень нравится в британских садах то, что преподаватели очень хорошо обучены этому бережному обращению с детьми. В общении с детьми у педагогов нет этих строгих педагогических ноток, нет манипуляций и запугиваний. Все решается мирно, практически бесконфликтно. Детей учат выражать свои чувства, эмоции.

Очень здорово то, что было много чтения вслух. Детям читали сказки, и это было практически театральное представление. Еще мне понравилось, что был определенный ритм дня, режим. Дети знали, что за чем пойдет. Была последовательность и предсказуемость, были свои ритуалы.  Было много игр – и двигательных, и словесных. Дети решали разные квесты.

Собирали разных жучков, рассматривали их, считали лапки. Воспитатели рассказывали доступную информацию о найденных насекомых. Дневного сна там не было. И это была для нас большая проблема. В принципе, в английских детских садах дневной сон не предусмотрен. Только в каких-то крутых частных садиках и для самых маленьких детей.

В нашем лесном садике даже не было места, где ребенок мог бы прикорнуть.

В английских садах дается много самостоятельности детям, что мне
не очень нравится. Потому что иногда ребенок сам решает не лучшим образом.
Свободная самостоятельная игра это замечательно. Но когда ребенок сам решает –
снять ему куртку или сапоги или не снять, это уже не очень хорошо, на мой
взгляд. В лесу дети все время были раздеты, я на это смотрела с замиранием
сердца.

Про еду – детям родители дают с собой ланчи в коробочках. В садике дают какие-то закуски – крекеры, соки, но большую часть родители дают с собой. Вообще, в разных садах питание устроено по-разному. Есть садики с питанием, но их очень мало.

 А в частных садах родители организовывают кейтеринг, сами его оплачивают, и всех детей кормят организованно. Но можно и не оплачивать кейтеринг и давать своему ребенку отдельно еду с собой на день.

Есть сады с бесплатным питанием, но они супер популярны, и туда очень сложно попасть».

Китай. Юлия, мама Миши (8 лет)

Мы прожили на юге Китая в Гуанчжоу почти пять лет. За плечами – три детских сада и одна начальная школа. В китайский детский сад принимают детей от трех до шести лет.

Мой сын пошел в детский сад в три года и первые полгода у ребенка было полное отторжение. Мише не нравилось все: язык, еда, обычаи. Воспитатели старались помочь, удаляли ему больше внимания, готовили отдельную еду для нас. Спустя год ребенок заговорил на китайском, начал есть рис и воспринимать китайские обычаи.

В китайском детском саду все детки носят специальную форму, она есть на все сезоны. Смотрится это очень красиво. Каждое утро дети делаю зарядку под музыку на улице. Каждый понедельник дети поднимают флаг. Это очень трогательное и патриотичное зрелище.

Потом расходятся по классам, и занимаются: изучением английского и китайского языка, рисуют, играют, смотрят образовательные мультики, занимаются рукоделием. Все необходимое для занятий есть в каждой группе: магнитофон, телевизор, компьютер, принтер, сканер и так далее.

Так же в каждом садике есть отдельный преподаватель физкультуры и учитель английского языка.

Дневной сон есть, но дети спят не на кроватях, а в специальной комнате с подиумом на матрасах. Потом их все вместе убирают, и играют там. Каждый день родителям присылают видеоотчет, чем был занят ребенок. В конце года отдают все детское творчество, и фотографии ребенка.

К разным праздникам каждая группа готовит свой номер для большого концерта. Родители тоже выступают на праздниках со своими детьми, например, играют на музыкальных инструментах.

Источник: https://n-e-n.ru/preschool

Дошкольное образование за рубежом

Детские сады в разных странах

Обучение за рубежомОбучение детей за рубежомДошкольное образование за рубежом

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенных и эффективных дошкольных систем образования.

Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей.

Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:

  • Очень развита дошкольная образовательная система Японии — помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и способностей у каждого ребенка, наблюдается серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (куратор здоровья, фармацевт, терапевт), а практически все детские сады имеют бассейны, которые можно посещать во время каникул.
  • В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин — просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возможностей и талантов. Аналогично дошкольное образование в Дании и практически в полной мере дошкольное образование в Голландии.
  • В США дети с пороками физического или психического развития находятся в одних группах с обычными детьми. Для таких детей выделяются специалисты-педагоги, которые помогают таким детям справляться с аналогичными ситуациями, которые возникают и у других членов группы.
  • Одна из самых развитых систем ДОУ в Китае. Особое внимание уделяется зрению детей, выработке эстетического восприятия, создаются отличные условия для физиологического и психического развития. Педагоги формируют истоки культуры и манер у детей, помогают им социализироваться, изучаются культурные особенности страны и её традиции.
  • Дошкольное образование в Швейцарии считается одним из лучших в Европе, благодаря своим традициям, качеству преподавания и истории ДОУ. Тут работали многие последователи Марии Монтессори, а также Рудольф Штайнер, Иоганн Песталоцци и другие известные педагоги. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, а во франко-итальянских — подготовке ребенка к последующему обучению в школах.
  • Дошкольное образование в Швеции делает главный упор на общем развитии детей, успехи которых не оцениваются по специальным шкалам и уровням. Особое внимание уделяется коллективизации детей, а также прививанию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий. В Скандинавии закреплено подобное дошкольное образование в Норвегии.
  • Дошкольное образование в Латвии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах — учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование в Венгрии и ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается по своим особенностям от латвийской системы.
  • Интересно дошкольное образование в Индии — там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в школу. Особое внимание отводится подготовке ребенка перед школой, а также углубление общих знаний.
  • Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системой — дошкольные учреждения доступны для всех людей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются частью общей системы образования государства. Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививании необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков. ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии).

!Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

!Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония.

Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран.

Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия.

В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам.

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Преимущества и сложности обучения детей за рубежом

Преимуществ у современного дошкольного образования за рубежом множество. Среди наиболее весомых можно выделить:

  • Адаптация ребенка к иностранной культуре. Впоследствии, если ребенок будет продолжать обучение в стране, не потребуется много времени для его ассимиляции.
  • Возможность легкого поступления в школу. Ребенок уже отлично будет знать иностранный язык и будет полностью ознакомлен с начальной программой обучения в зарубежной школе.
  • Возможность ознакомиться с культурой и бытом другой страны. Сюда же можно отнести возможность путешествовать по стране.
  • Стоимость обучения. Она во всех случаях меньше, чем обучение в отечественных ДОУ. Так, в Швеции малоимущие семьи могут не платить за обучение ребенка в детском саду, обучение в Израиле стоит около 75 шекелей в месяц (чуть больше тысячи рублей), государственное дошкольное образование Греции полностью бесплатное, а в Латвии стоимость обучения составляет около 200 лат (около 8 тысяч рублей в месяц).
  • Возраст обучения. Практически во всех странах мира установлены одинаковые возрастные рамки — дети могут начинать ходить в школу с 2.5-3 лет, а выпускаются с детских садов в возрасте 6-7 лет.
  • Возможность бесплатного образования. В ряде европейских стран дошкольное образование полностью бесплатное (например, во Франции, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии дети бесплатно учатся в детских садах по собственному желанию).

Несмотря на существенные преимущества, у зарубежного дошкольного образования имеются и свои недостатки:

  • Рекомендуется знание зарубежного языка. Это не является существенным недостатком — ребенок будет изучать язык наравне с другими детьми. Однако для базовых коммуникативных навыков и возможности общения с другими людьми рекомендуется наличие хотя бы начального уровня владения языком.
  • В случае, если родители захотят обучать ребенка не в муниципальных и государственных ДОУ, а частных, стоимость может быть высокой — так, в США образование в частных садиках может стоить до 30 тысяч долларов в год. Аналогична ситуация и с другими странами.
  • Возможные адаптивные проблемы. В случае, если ребенок поступает в зарубежный ДОУ в позднем возрасте (6-7 лет), могут возникать коммуникативные проблемы. Данный недостаток легко устраняется специалистами (педагогами и психологами), которые работают в детских садах.

Какие документы нужны детям для обучения за рубежом?

Как правило, в зарубежных странах не требуют такого огромного пакета документов, как в отечественных странах.

Мы уже отмечали, что в Германии для обучения в садике вообще не требуются никаких документов, а для обучения во Франции с ребенка и его родителей требуются только самые главные документы — прививочные сертификаты (столбняка и коклюша, а также БЦЖ) и справка из отечественного садика о том, что ребенок уже был на обучении (другими словами, социализирован). В других странах могут потребовать и другие документы, однако чаще всего перечень состоит из этих двух бумаг.

Источник: https://vseobr.com/detskoe-obrazovanie/doshkolnoe/

Дошкольное образование в разных странах, или почему у нас не любят ябед

Детские сады в разных странах

Мы все привыкли сравнивать: как живут у нас и в других странах, где лучше одеваются, чьи жители красивее, где уровень жизни выше. Сегодня давайте поговорим о том, какое дошкольное образование в разных странах. Что-то может нас шокировать, что-то приведет в недоумение, а что-то, возможно, мы возьмем на заметку. Итак, чем же занимаются малыши в разных странах?

Образование для деток в США

В Америке открыто множество дошкольных учреждений: ясли, сады, развивающие центры, частные детские заведения. Государством оказывается финансовая помощь в дошкольном образовании детей, направленная на их раннее развитие. Здесь с раннего возраста прививают детям интерес к учебе, отдельным предметам, благодаря чему в старших классах ребенок учится более успешно.

Дошкольное образование в США начинается с подготовительной школы в 5 лет (в нашем случае это, по сути, нулевой класс). Начиная с игр, детей постепенно готовят к обучению в школе, уча их читать, писать, считать. Некоторые родители предпочитают отдавать своих малышей в частные дошкольные учреждения, где уход за ребенком и его обучение осуществляется на более высоком уровне.

Объясняется это тем, что для того, чтобы снять нужный дом под детское воспитательное учреждение, нужно пройти множество инстанций, доказывая, что твои намерения соответствуют возможностям.

Что может шокировать нас? Во-первых, сам подход к детям. К ним относятся как к взрослым. Каждый ребенок – это личность, которая может делать свой выбор, и его непременно надо уважать. Принцип, конечно, замечательный, только результат порой удивляет. Взрослые в прямом смысле слова оказываются в подчинении у детей, а дети ими манипулируют.

Наказывать здесь можно двумя способами: лишить чего-либо (игрушки, права смотреть телевизор и т. д.) или же посадить на «стул отдыха», где ребенок должен подумать о своих поступках.

За рукоприкладство ребенка могут отобрать и отдать в приемную семью, даже если речь идет о шлепке по попе. Только непонятно, почему же мы то и дело слышим об издевательствах в семье и об избиении детей?

Еще один нюанс, который нам будет несколько непонятен – это повсеместное «стукачество». Если мы детей с детства приучаем, что ябедничать – это плохо, то в США это приветствуется. Доносят на родителей, соседей, учителей и друзей, и это считается вполне нормальным.

Образование для дошкольников во Франции

Дошкольное обучение во Франции является бесплатным. Дети обучаются с двух до пяти лет в детских садах, хотя в ясли принимают уже с трехмесячного возраста. Сейчас эти дошкольные учреждения, соответствующие нашим детсадам, называются «материнскими школами».

С 2-х до 4-х лет дети посещают сад только для того, чтобы за ними присматривали, все их времяпрепровождение там сводится к играм. В 4-5 лет вводятся занятия лепкой, рисование, обучение практическим навыкам и устному общению. И только начиная с 5 лет идет обучение чтению и письму.

Такие материнские школы открыты три часа до обеда и три часа после обеда, то есть, дети в них не спят. Но поскольку многие мамы работают, а за детьми нужен присмотр, то в больших городах работают детские учреждения, открытые с раннего утра и до позднего вечера, в том числе и во время каникул.

Еще до недавнего времени проблемной была среда – в этот день школы и сады просто не работали. Среда отводилась для «духовного воспитания». В среду мамам приходилось брать выходной (и во Франции к этому относились с пониманием), чтобы заниматься ребенком.

Сейчас сады работают до 12-30, а дальше надо как-то выкручиваться. Кстати, в этот день все доступные музеи работают именно для детей. Бассейны, стадионы, театры и кинотеатры также открыты для приема меленьких граждан. В среду дети должны посещать кружки и разнообразные секции.

Нас многое бы поразило во французских детских садах. Во-первых, дети не переобуваются. Вообще. То есть, гуляя по улице, они в этой же обуви идут в группу. Во-вторых, спят они либо на раскладушках, либо на полу на матрасах, без постельного белья, только укрывшись пледом. Не раздеваясь, только сняв обувь.

Дворы для прогулок также не радуют – каменная коробка, где выбора развлечений особого нет. При этом уровень образования во Франции остается одним из самых высоких.

Дошкольное образование в Южной Корее

Тут, скорее, стоит говорить не о дошкольном образовании в Южной Корее, а о воспитании. Корейцы очень любят своих детей, они их боготворят. Здесь, как и в Японии, до семи лет ребенок считается божественным созданием, и ему позволяется практически все.

Ему редко отказывают с просьбах, в разумных пределах, конечно. Дошкольное образование здесь в большинстве случаев сводится к воспитанию матерью, так как мамы в основном домохозяйки или работают несколько часов в день.

Все меняется, когда ребенок достигает 5-6 лет. Воспитание резко ужесточается, и направлено оно на полное послушание как родителей, так и учителей.

Начинается подготовка к школе и вводится жесткая дисциплина. Ребенок воспитывается в соответствии с конфуцианскими канонами, а значит, ребенок должен беспрекословно слушаться своего отца. Он должен почитать своих родителей, заботиться о них, и в перспективе содержать их.

Конечно же, есть здесь и дошкольные учреждения — детские сады, где малыши готовятся к школе. Их обучают чтению и письму, счету, а также преподают английский язык.

Как видите, в каждой стране свое понятие о дошкольном образовании и о том, что должен знать и уметь ребенок. В других статьях мы расскажем о дошкольном образовании в Германии, Великобритании и других европейских странах. Возможно, что-то вам понравится, и вы возьмете это на вооружение.

Источник: http://megapoisk.com/doshkolnoe-obrazovanie-v-raznyh-stranah

Детские сады, которые меняют представления о воспитании детей

Детские сады в разных странах

Термин “детский сад” возник в 1837 году в Германии, довольно быстро вошел в обиход в разных странах, в том числе и в России.

 У нас первый детский сад открылся во второй половине XIX века в Санкт-Петербурге, и вплоть до 1917 года, когда система дошкольного образования стала государственной и бесплатной, детские сады были частными.

В 1945 году, после Великой Отечественной войны, появились первые ясли, в которых родители могли на весь день оставлять малышей уже со второго месяца их жизни. 

Сейчас у педагогов в детских садах есть полная свобода действий не только в использовании разных методик преподавания и учебных программ, но и в организации пространства. Как используют эти возможности педагоги в детских садах, мы расскажем на примере Астрахани и Казани.

Астрахань. Детская деревня

Детские песни из мультфильмов на окраине села Маячное в Астраханской области теперь слышны каждое утро. Три года назад здесь открыли первую в России “детскую деревню” для дошколят.

Идея появилась внезапно, когда село стало разрастаться, а на безжизненном пустыре появились первые коттеджи для молодых семей и образовалась очередь в детские сады.

Именно тогда в администрации Красноярского района приняли решение выкупить несколько домов и объединить их в “детскую деревню”.

© Елена Поротикова/ТАСС

“Затраты были не больше, чем необходимы для строительства обычного детского сада. Но результат превзошел ожидания. В “детской деревне” самая высокая посещаемость, дети меньше болеют, а желающие пойти в этот детский сад есть даже в отдаленном районном центре”, — рассказала ТАСС директор детского сада Марина Аристова.

“Детская деревня” — филиал детского сада №1 “Сказка” — это десять одноэтажных коттеджей с приусадебными участками. В каждом доме несколько комнат, индивидуальное отопление и отдельный выход в беседку на улицу, что удобно в дождливую погоду или зимой. Один из коттеджей — хозяйственный корпус, в нем расположены пищеблок и медицинский кабинет. 

К поиску педагогов для “детской деревни” подходили с особым вниманием. Предпочтение отдавали молодым специалистам, при этом многие прошли обучение и повысили свою квалификацию. Поэтому педагоги здесь ко всему подходят нестандартно и креативно.

Даже обычные занятия по рисованию проводятся с интерактивом: при участии сказочных героев. Образы придумывают сами воспитатели, костюмы тоже делают своими руками.

В итоге — в доме всегда оживленный гомон, и каждый ребенок с удовольствием выполняет свое задание.

© Елена Поротикова/ТАСС

Воспитанники “Детской деревни” во время занятий

“С самого раннего утра у детей все расписано по минутам. После завтрака, примерно в 9 часов, начинаются занятия, они в принципе традиционные, как и в обычных детских садах, — рисование, лепка, чтение книг, музыка.

Обязательно выходим гулять с детьми. Во время прогулок включаем музыку и песни из мультфильмов — это создает хорошее настроение у детей.

Они у нас никогда не ссорятся, а всегда играют вместе”, — отметила старший воспитатель Жанна Ажханова.

Мама одного из воспитанников “детской деревни” Саида Уразова подчеркнула, что необычный детский сад “ценится именно за свою семейную, домашнюю обстановку, за небольшие группы детей, которые не превышают 15 человек”.

А еще за то, что малышей здесь приучают к трудолюбию и сельской жизни: знакомят с домашними животными, учат ухаживать за растениями и сажать овощи — для этого в садике есть “фермерский уголок” и даже собственный огород.

 

© Елена Поротикова/ТАСС

“Фермерский уголок”

“Какой еще детский сад может похвастаться своим огородом? Посмотрите: помидоры есть, огурцы, перчики. Вместе с детьми постарше сажаем овощи, им нравится. А с самыми маленькими учим названия растений, малыши любят потрогать листья, с интересом разглядывают цветы”, — добавила Ажханова.

Сейчас “детскую деревню” посещают 135 воспитанников. Пока планов по расширению необычного детского сада нет, хотя сам район продолжит расти, есть даже схема его развития. Например, рядом с “детской деревней” должен появиться благоустроенный парк.

Казань. Йога, сквош и свобода выбора

Детский сад “Hi-Гора” открылся в июне этого года в тридцати минутах езды от Казани в поселке “Железнодорожная станция Высокая Гора”. Обстановка непринужденная: дети здесь обучаются по системе Монтессори, занимаются йогой и играют в сквош.

Благодаря необычной методике преподавания и индивидуальному подходу, уже в три-четыре года они складывают в уме четырехзначные цифры, знают флаги и столицы стран мира, убирают за собой игрушки и посуду и, что немаловажно, учатся самостоятельности.

© Диляра Залялиева

Сейчас в детском саду работают две группы — ясельная, куда ходят дети от 1,5 до 3 лет, и старшая — для детей от 3 до 6 лет. С ними занимаются девять педагогов. Всего садик рассчитан на 45 детей, штат планируют увеличить до 20 педагогов.

Сделать ребенка самостоятельным

Каждое утро малышей в эко-детсаду начинается с получасового занятия йогой. Для них есть специальный зал со всеми необходимыми принадлежностями. После йоги дети завтракают и идут на Монтессори-сессию. Учебный  процесс проходит на трех языках — русском, татарском и английском.

Педагоги для занятий по системе Монтессори специальные — одна с 7-летним опытом преподавания в России, а другая пять лет работала в Швеции во французском детском саду Монтессори.

© Диляра Залялиева

“Цель системы Монтессори — сделать ребенка самостоятельным, адаптированным к жизни. И дети учатся всегда за собой убирать, уважать детей вокруг”, — рассказала ТАСС куратор и соучредитель детского сада Диляра Залялиева.

Монтессори-класс поделен на несколько учебных зон  — математическая, сенсорики, русского языка, английского, зону космоса, где изучают химию, астрономию, географию, и библиотечную зону.

Есть уголок самообслуживания, где дети учатся стирать белье, гладить, а на специальном тренажере — заплетать косички, завязывать шнурки, застегивать молнии, откручивать гайки.

Обучение в детском саду строится таким образом, что дети не делят игрушки, а учатся ждать, когда с нужным материалом позанимается другой ребенок.

“Основополагающий материал в математической зоне в классе Монтессори — это “золотой банк” — системы золотых бусин, объединенных в десятки, сотни и тысячи.

Ребенок на ощупь чувствует эти числа и таким образом знакомится с десятичной системой исчисления и может выполнять арифметические действия с четырехзначными числами.

Таким образом очень просто происходит сложение четырехзначных чисел — они в пределах миллиона даже могут научиться считать”, — пояснила Диляра Залялиева.

© Диляра Залялиева

Пока мы общались, началась Монтессори-сессия: дети сели в круг с педагогом, поприветствовали друг друга и разошлись по индивидуальным программам: кто — в зону математики, кто — в зону ботаники.

Пятилетняя Сабина за несколько минут сложила развивающий биноминальный куб — формулу квадрата суммы двух чисел, а по форме — деревянную коробку, в которой в два слоя составлены восемь призм и кубиков.

Кафе в детском саду работает по системе самообслуживания и шведского стола: дети сами кладут себе кашу, если есть желание, могут приготовить блины или смузи, конечно под присмотром воспитателей. Диляра подчеркивает, что эту систему родители должны поддерживать и дома, чтобы навыки у ребенка закреплялись.

Мини-ферма с козой и кроликом

“Когда я приехала в первый раз посмотреть помещение, я поняла, что здесь должно быть эко-направление. Вы сами слышите: здесь и птицы поют, воздух дурманящий, дети теперь отсюда и уезжать не хотят”, — говорит Диляра.  

Детский сад расположен возле леса, здесь более 100 видов деревьев, и каждое подписано на трех языках — это так называемый полилингвальный подход, объясняет Диляра. А в саду растут цветы и овощи — их посадили и вырастили сами дети.

“У нас есть зеленый огород, где дети сами выращивают кабачок, петрушку, морковь, редиску, тыкву. Сначала они обработали землю, затем сами все посадили и летом ели урожай. Сейчас вот они собрали кабачки. Дети понимают, что это с нашего огорода, каких трудов стояло все вырастить, понимают ценность”, — рассказала ТАСС заведующая детским садом Венера Химатова.

© Диляра Залялиева

Еще дети здесь учатся сортировать мусор, изучают растения, животных.

“У нас скоро появится мини-ферма, мы там разместим коз, кур и кроликов. Мы хотим, чтобы дети понимали, как ухаживать за животными, развивать у них сострадание, милосердие, заботу”, — говорит Диляра.

Есть на территории сада бассейн, спортивный корт для баскетбола, волейбола и тенниса. Дважды в неделю тренеры занимаются с детьми физическими упражнениями. Чуть дальше площадка для сквоша и паддла, там занимается старшая группа. 

А в дальнейшем рядом с детским садом будет и школа. Помещение уже есть, главное — подобрать кадры.

“Сейчас мы прорабатываем концепцию. Будут классы по системе Монтессори и классы по другой инновационной системе”, — пояснила Диляра Залялиева. 

Елена Поротикова, Гулия Керлин

Этот материал также опубликован в разделе “Добрости” – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом “Жить”, призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Источник: http://tass.ru/v-strane/4584694

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.