Детские рисунки: что должно насторожить

Содержание
  1. Детские рисунки: что должно насторожить
  2. Внезапная агрессия
  3. Избыточная сексуальность
  4. Без самодеятельности
  5. Психология детского рисунка с примером
  6. Интерпретация рисунка по цвету
  7. Нажим на карандаш
  8. Положение и размер рисунка
  9. Детские психологические тесты по рисункам
  10. Расшифровываем детские рисунки
  11. Зачем нужно анализировать детские рисунки?
  12. Цвета в детском рисунке
  13. Детали и элементы рисунка
  14. Рекомендации для родителей
  15. Психология детского рисунка: что означают рисунки
  16. Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков
  17. Психология детского рисунка: эмоции передают цвет
  18. Психология детского рисунка: детали имеют значение
  19. Расшифровка детского рисунка в психологии
  20. Цветовая гамма
  21. Манера рисования
  22. Нажим
  23. Размер
  24. Расположение
  25. Отдельные детали композиций
  26. Тревожные звоночки
  27. О чем расскажет детский рисунок
  28. Стадия каракулей
  29. Стадия образного мышления(ассоциативная)
  30. Давайте рисовать! Почему стоит внимательнее присмотреться к художествам детей
  31. Когда художнику пять лет
  32. Синее солнце и розовый слон
  33. Рисунок о чём‑то важном

Детские рисунки: что должно насторожить

Детские рисунки: что должно насторожить

Бытует мнение, что по рисункам можно определить, есть ли у малыша какие-то проблемы. Так ли это?

На самом деле профессиональные диагностические методики сильно отличаются от обычного творчества, и прийти к каким-то достоверным выводам сможет только психолог. Однако есть некоторые моменты, на которые следует обращать внимание родителям.  О них мы и поговорим.

Внезапная агрессия

Стоит насторожиться, если вы заметили, что ребенок внезапно начал изображать сцены насилия, использовать агрессивные мотивы.

Например, девочка рисовала принцесс, розовых пони и цветочные поляны, а потом в альбоме появились десятки плачущих детей, дерущихся взрослых или другие негативно окрашенные сюжеты.

При этом если ребенок изо дня в день рисует сражения, битвы и всевозможные противостояния рыцарей и супергероев, вряд ли стоит придавать этому большое значение. 

О чем это говорит?

Возможно, ребенок стал свидетелем какой-то ситуации, которая травмировала его (например, уличной драки или скандала). Или же он сам оказался участником конфликта (с детьми или взрослыми), и эта ситуация не отпускает. Может, его кто-то обидел, и малыш не знает, как с этим справиться.

Что делать?

Можете осторожно поговорить с ребенком и обсудить рисунок. Кто тут изображен? Что делает? Что чувствует каждый герой? Возможно, рассказывая о своей картине, малыш поделится с вами и переживаниями. Но даже если он будет говорить только о героях, косвенно вы сможете догадаться, что именно подтолкнуло кроху к таким сюжетам.

Не стоит задавать прямых вопросов: «Почему ты это нарисовал?» Ответить на них ребенок все равно не сможет, поскольку сам не до конца понимает. Так же не следует расспрашивать: «А не было ли такого с тобой?». Во-первых, потому что у детей очень развито воображение, и они могут рассказать вам о том, чего на самом деле не происходило.

А во-вторых, если ситуация была и действительно сильно травмировала малыша, то говорить о ней ему будет очень тяжело. После косвенных обсуждений вы не смогли понять причину детских переживаний или страхов? Изменения в лучшую сторону не происходят? Обязательно обратитесь к детскому психологу.

Он поможет разобраться и справиться с проблемой.

Избыточная сексуальность

Интерес к собственному телу и телу детей противоположного пола появляется у всех малышей. И в той или иной степени на своих картинках ребята изображают половые различия: девочкам рисуют волосы, ресницы, сережки, платья; мальчикам – брюки и короткие стрижки.

Бывает, что дети изображают обнаженные фигуры, активно подчеркивают признаки пола.

В целом, в этом нет ничего страшного, но если ребенок всегда рисует людей в таком виде, а также пририсовывает признаки пола животным или любым другим персонажам, которых он изображает, то это должно насторожить.

О чем это говорит?

Психосексуальное развитие у всех проходит по-разному. Бывает так, что повышенный интерес к сексуальной сфере у дошкольников и младших школьников связан с опережением в общем психосексуальном и эмоциональном развитии.

А может быть так, что ребенок узнал о сексе слишком много подробностей для своего возраста (например, от старших детей или по телевизору) и не может усвоить эту информацию. А она продолжает волновать и беспокоить, что и демонстрируют рисунки.

Возможно, как и в случае с агрессией, ребенок оказался свидетелем или участником какой-то неприятной ситуации.

Что делать?

В любом случае, какой бы ни была причина, необходима помощь психолога. Сексуальное развитие, половая идентификация – сферы очень тонкие. И нужно грамотно подойти к решению возможных проблем в этой области, чтобы случайно не нанести травму. Ни в коем случае не следует ругать или стыдить ребенка за его художества. Лучше доверить решение этой проблемы профессионалу.

Без самодеятельности

В Интернете можно найти много информации о том, как интерпретировать детские рисунки по разным признакам: цветам или элементам одежды, по изображаемым или, наоборот, отсутствующим членам семьи и т.д.

Не нужно пытаться использовать эту информацию и анализировать каждый шедевр юного художника! Результат будет полностью недостоверным.

По рисунку действительно можно оценить уровень развития малыша или определить проблемы в эмоциональной или социальной сферах, диагностировать взаимоотношения в семье.

Но сделать это способен только профессиональный психолог, используя специальные проективные методики, давая ребенку четкие и конкретные задания, задавая нужные вопросы и анализируя не только сам рисунок, но и ответы и поведение малыша. Если у вас есть какие-то сомнения или вопросы, не гадайте по детскому альбому, а просто запишитесь к специалисту.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/detskie-risunki-chto-dolzhno-nastorozhit/

Психология детского рисунка с примером

Детские рисунки: что должно насторожить

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития.

Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка.

Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым – главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи.

Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним.

Яркая мама, нарисованная первой, – главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов.

Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia

Расшифровываем детские рисунки

Детские рисунки: что должно насторожить

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.

Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль.  Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка здесь.

Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

  • Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.

  • Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке.  Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.

  • Если кого-то из близких или друзей нарисует в самом углу, то это повод для обновления отношений, возможно есть проблемы в отношениях с этим человеком. Если ребенок рисует себя в углу, это может означать, что ему одиноко, не хватает заботы и внимания, нежелание общаться, возможно страх перед обществом.
  • Если мы видим людей, которые держатся за руки или обнимаются, что довольно часто дети рисуют, то это ребенок вам доверяет, в ваших отношениях присутствует тепло и доброта.
  • Если у людей слишком тонкие руки и ноги, это может означать, что ребенок не уверен в своих силах, боится начинать что-то новое.
  • Если ребенок рисует слишком яркие одежды и делает акцент на нарядах своих героев, значит для него важно, как он выглядит в глазах окружающих, что они о нем думают, хочет чтобы его заметили.
  • Большая голова говорит о том, что его разум доминирует над его чувствами и он способен их контролировать.
  • Фигуры и предметы не касаются земли и возникает ощущение, что они висят в воздухе, говорит о мечтах и фантазиях автора.
  • Если слишком выделена линия горизонта, автор хотел ее подчеркнуть, говорит о приземленности, люди расположенные ниже горизонта, говорят так же о заниженной самооценке, выше о завышенной.
  • Если ребенок рисует только предметы и животных, но избегает людей, то возможны проблемы в общении.
  • В возрасте от 4,5 до 12 лет мальчики могут рисовать войну, пожары, сражения, солдатов — это не считается отклонением. Вполне нормальное явление и соответствует уровню развития ребенка. Мальчик ассоциирует себя с мужчиной и эмоционально готовит себя к этой роли. Так же девочки в этом возрасте рисуют себя принцессами, феями и невестами, что говорит о признании  роли женщины.
  • Если персонажи держат руки в карманах или за спиной, возможна ложь и недоверие в семье, с друзьями.
  • Дети редко рисуют своим героям уши, но если таковые присутствуют, значит он считается с мнением взрослых и прислушивается к нему.
  • На детских рисунках обычно всегда есть солнце, это признак тепла и благополучия. Но если на рисунке, что-то отгораживает его от солнца, значит в жизни этот человек лишает его тепла и ласки.

Рекомендации для родителей

Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Источник: http://polonskaya-blog.ru/rasshifrovyvaem-detskie-risunki/

Психология детского рисунка: что означают рисунки

Детские рисунки: что должно насторожить

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.

Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально.

Не волнуйтесь – таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий – цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом.

Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться».

Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Источник: http://www.prelest.com/deti/razvitie/psihologiya-detskogo-risunka

Расшифровка детского рисунка в психологии

Детские рисунки: что должно насторожить

Евгения Климкович

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Все дети рисуют, много или раз от разу, хорошо или не очень, но рисуют. Мы любуемся на детское художество, получая эстетическое удовольствие. А ведь расшифровка детского рисунка может о многом рассказать. Для людей, изучающих душу, творчество детей – это кладезь информации об эмоциях на альбомном листе, тайные рассказы о проблемах в цвете.

Дети, особенно маленькие, можно сказать, даже не рисуют, — они говорят на языке рисования. Зачем каждый раз бежать за разъяснениями к специалисту? Предлагаю научиться понимать язык детской художественной кисти самим.

Цветовая гамма

Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.

Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.

В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:

  • преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
  • зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
  • фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
  • когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
  • жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
  • в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
  • чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
  • серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.

Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех. Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.

Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.

Манера рисования

Не меньше, чем цвет, скажет и композиция детского рисунка. Это зеркало детских мыслей. Здесь нам стоит посмотреть на нажим карандаша и целостность линий, размер и расположение рисунка на листе.

Нажим

Зная технику художественного рисования, взрослые могут возразить, что нажим карандаша – это специальный приём. Согласна, но только не в этом случае. В отношении с детьми, малообладающими техникой рисования, сила пользования карандашом – это показатель тонуса.

  • Так, когда художник рисует с неуверенным, слабеньким нажимом, едва заметными линиями, можно говорить о робости и пассивности. Иногда весь рисунок либо его большая часть состоит из лёгких штрихов, и это указывает на имеющуюся тревожность.
  • О неустойчивых эмоциях подскажут частые стирания. Когда же лёгкие эскизные штрихи затем выделяются жирно, то можно это расценивать, как попытку взять себя в руки, контролируя тревоги.
  • Небрежные рисунки, часто кинутые на полпути и не дорисованные до конца, принадлежат тем, кто слишком импульсивен. Бывает, что дети настолько жирно чертят контуры, что аж бумага рвётся. Это признаки напряжённости и конфликтности, агрессивности и возможной гиперактивности.

Размер

Имеет значение. Здесь будем ориентироваться на установленные в психологии нормы: размер самого крупного объекта на листе А4 должен быть не более 2/3. Что значит, если художник «не влезает» в общепринятое правило?

  • Когда человек или животное на листе значительно больше, чем надо, занимает всё пространство и даже не вмещается в каких-то частях, задумайтесь о детских тревогах и стрессах.
  • Если рисунок настолько малюсенький, что еле видно его, — это признак заниженной самооценки.
  • Эгоиста «сдаст» автопортрет на всё полотно, а «аватаром» одиночки станет маленькое изображение.

Расположение

Нередко дети рисуют, ориентируясь не на весь лист, а предпочитая центр бумаги либо один из краёв. Это тоже имеет своё психологическое объяснение.

  • По центру у ребёнка всегда «живут» самые важные в его жизни люди, а вот самый высокий – значит, самый влиятельный в семье.
  • Хорошо, если в середине рисунка нашли место мама и папа, можно о благополучии в семье не беспокоиться, а вот когда центральное место рисунка занимают неодушевлённые предметы, — значит, у ребёнка есть зацикленность на материальных благах, родители где-то переборщили с материальными поощрениями.
  • Пустота в центре – признак внутренней опустошённости и низкой самооценки.
  • Нашедшим себя по уголкам рисунка родителям психологи советуют больше уделять времени ребёнку, а если вас совсем нет – это повод для беспокойства, так как вычеркнув какого-то человека из своего рисунка, ребёнок таким образом пытается вычеркнуть его из всей своей жизни.
  • Про детей с завышенным чувством собственного достоинства скажут рисунки, стремящиеся к верхней части, но это также может быть признаком «витания в облаках».
  • Дети с неблагополучным эмоциональным состоянием, одинокие, рисуют обычно мелкие изображения внизу листа.

Отдельные детали композиций

Некоторые тонкости могут подсказать, что переживает ваш ребёнок, вырисовывая карандашом объекты на альбомном листе. Вот часто встречающиеся особенности детских рисунков:

  • когда дерево или дом «летают» без твёрдой поверхности, поздравляем! Ваш художник – настоящий фантазёр, без пяти минут Мюнхгаузен.
  • неуверенные в собственных силах усиленно чертят себе линию земли;
  • соединенные вместе руки в цепочке «мама-папа-дети», иногда даже с лапами кошек и собак, говорят о близких и доверительных отношениях в семье;
  • ручки-ножки, словно тоненькие веточки, – ребёнка беспокоит его физическая слабость;
  • большущая голова – не признак большого ума, а предвестник ушедшего в себя художника;
  • куча украшений, декоров и прочих нарядностей подскажет, что ребёнку очень важна оценка и внимание окружающих.

Подробные рисунки, с деталями, чаще рисуют личности творческие, с живым воображением.

Тревожные звоночки

Давайте обратим внимание на то, что больше всего ребёнок любит рисовать. Эти, иногда пропущенные, детали могут стать тревожными звоночками имеющихся проблем. Итак,

  • если на всех изображениях у людей почему-то большущие глаза, это не символ удивления, это больше указывает на скрытые детские страхи;
  • если у нарисованных животных часто есть клыки и когти, стоит задуматься, что внутри сидит подавленная взрослыми агрессия, которая может не вовремя вырваться наружу;
  • если все домочадцы рисуются на альбомном листе в одной стороне, а сам ребёнок предпочитает «жить» в другой, задумайтесь: вы теряете к себе детское доверие;
  • если на детских рисунках чаще фантастические эльфы и неземные жители, не стоит умиляться, это повод поискать причины дискомфорта существования ребёнка в реальном мире, ему проще «с розовыми очками» да в сказках;
  • если ребёнок «забывает» нарисовать себе рот или уши, у него, возможно, есть трудности с общением, а вот отсутствие рта у кого-то из близких – это скрытое желание маленького художника не слышать этого человека (возможно, он  ребёнка часто ругает).

Вообще, должно насторожить отсутствие любой части, которая есть на рисунке у всех остальных.

https://www.youtube.com/watch?v=MwfilDV5_m0

Самым тревожным звоночком, который никак нельзя пропускать мимо родительских глаз, психология считает отсутствие самого юного художника в собственном рисунке семьи. Такая картинка – предвестник того, что ребёнку не нашлось достойного места дома среди вас.

Все эти приёмчики, позволяющие раскрыть тайну детского рисунка, тогда правильно используются, когда:

  1. дано максимальное количество цветов на выбор;
  2. предоставлен бумажный лист большого размера;
  3. карандаши дают возможность  проанализировать нажим;
  4. художник рисует свой мир так, как его видит он, без назойливых подсказок взрослых.

Пользуйтесь расшифровкой детского рисунка как лакмусовой бумажкой, и не забывайте решать детские проблемы сразу по мере их появления, а не спустя, когда бывает поздновато. Ну что, пойдёмте, порисуем!

Не забудьте добавиться в нашу группу «ВКонтакте» и подписаться на новости блога, чтобы точно не пропустить ничего важного и интересного!

Удачи Вам!

Ваша «ШколаЛа»)

Источник: http://shkolala.ru/vneshkolnaya-zhizn/rasshifrovka-detskogo-risunka/

О чем расскажет детский рисунок

Детские рисунки: что должно насторожить

Детский рисунок может рассказать достаточно много о внутреннем мире своего автора. Но не всегда «мини-шедевры» любимого малыша нужно воспринимать всерьез и спешить волноваться если рисунок показался странным. Так на какие рисунки крохи нужно обращать особое внимание? Что должно обеспокоить молодую маму? Сейчас попробуем разобраться.

  Существуют возрастные этапы развития детских изобразительных возможностей. Овладение теми или иными навыками рисования говорит о развитии ребенка. До 3-х лет маленькие творцы проходят две стадии.

Стадия каракулей

Период так званых каляк-маляк длится приблизительно до 2-х лет. Малыш просто учится держать в руке карандаш, управлять им: рисует черточки, штрихи, линии, точки.

Изобразить какую-либо фигуру кроха может случайно, да и цвет для него не имеет ни малейшего значения.

Для ребенка сейчас важен факт, что от движения его руки на бумаге остается след карандаша, отпечаток ладошки. Кроха пока просто экспериментирует.

На этом этапе развития очень важно дать малышу просто «вырисоваться», почувствовать уверенность от своего умения работать с карандашом(красками) и бумагой, убедиться в самостоятельном владении «инструментом».

В это время не следует учить его «правильному» рисунку. А еще молодой маме в этот период не нужно волноваться если кроха закрашивает лицо человечков. Скорее всего дело в том, что у ребеночка до двух лет еще нет осознания себя как отдельного  индивида.

Единственное, что должно обеспокоить молодую родительницу в этом возрасте — полное отсутствие интереса к тому, чтобы оставить свой след на бумаге или на белом подоконнике.

Стадия образного мышления(ассоциативная)

С двух до трех лет малыш начинает осознавать саму возможность отразить на бумаге окружающий его мир. Хотя детские рисунки еще похожи на прежние, кроха пытается объяснить что же изображено.

Скоро  рисунки малыша  приобретают более четкие очертания. людей кроха рисует в виде круга — головы с прутиками в виде ручек и ножек. Важно то, что на лице он уже рисует глаза, рот, нос.

Длительное отсутствие на рисунке глаз, носа, рта, рук, ног должно насторожить молодых родителей. Возможно, следует обратиться к психологу. Особенно это касается тех случаев, когда ребенок плохо говорит, развивается медленнее сверстников.

Ближе к трем годам становится важен и выбор цветов для рисунка, который уже происходит сознательно. так о хорошем эмоциональном состоянии малыша расскажут как теплые (желтый, оранжевый, розовый), так и холодные (зеленый, синий, голубой) цвета.

А если в детском рисунке очень много ярко-красного, стоит обеспокоиться. Это может быть показателем сильного внутреннего перенапряжения и даже агрессии. Хотя только на основании рисунка делать какие-либо выводы было бы неправильно. Может, малышу просто нравится яркий цвет. Ведь кроха и с желтым, и с оранжевым готов работать также с удовольствием. Словом, непоседы любят такие цвета.

А вот увлечение крохи насыщенным фиолетовым должно молодую маму действительно обеспокоить. Это с высокой достоверностью является признаком сильного напряжения и тревоги малыша.

Ребенок тихий, не очень общительный пожалуй выберет темные и бледные оттенки, включая серый и черный. Если кроха спокоен и доверяет близким, это не слишком тревожный признак.

Однако если черный цвет на детской картинке преобладает, в основном используются жирные линии, нарисованное густо закрашено черной краской, следует обратиться к детскому психологу.

Малыш живет в состоянии какого-то страха, он подавлен.

А еще психологи советуют молодым родителям обратить внимание на то, как ребеночек заполняет лист бумаги. Полностью или сосредотачивается исключительно в уголке? А может посередине?

Попросите малыша нарисовать вашу семью. Если он помещает в центр самого себя, а вокруг близких людей и любимые предметы причем заполняет ими весь лист), с ним все в порядке.

Но когда рисунок крохи занимает только часть листа, все, что он изображает, мелкого размера, и себя малыш располагает в углу, нужно насторожиться. так рисуют дети с заниженной самооценкой, страдающие от сильной критики.

Бывает, конечно, что кроха занят своим делом и черкает рисунок на ходу. Это не считается. А вот когда это характиризует стиль рисования малыша — это тревожный сигнал. Не нужно ждать, что ребеночек перерастет и напоминать, чтобы он использовал весь лист. Ведь проблема не в рисунке, а в семье и здесь очень важно быть внимательными.

В статье использованы материалы с журнала «Твой Малыш»

P.S.: Учитесь рисовать вместе с нами зайца, кота  на уроках рисования

Источник: http://moy-maluch.com/detskij-risunok.html

Давайте рисовать! Почему стоит внимательнее присмотреться к художествам детей

Детские рисунки: что должно насторожить

Детские рисунки чем-то неуловимо схожи с древней наскальной живописью. Наши любимые чада в своём творчестве также не ведают каких-либо рамок, их рисунки – отражение эмоционально-образного развития. И если вы хотите лучше понять своих детей, стоит внимательно присмотреться к их рисункам.

Загадок и открытий они таят немало, убеждена арт-терапевт, учитель изобразительного искусства белгородской гимназии № 12 Виктория Гребнева.

Когда художнику пять лет

«Рисование необходимо детям для полноценного развития, – говорит Виктория Гребнева. – Поэтому не нужно пресекать творческие стремления малыша лишь потому, что он разрисовал обои в квартире. Предложите альтернативу – разного размера и фактуры листы бумаги, на которых так весело рисовать и пальчиковыми красками, и цветными карандашами».

Первые попытки художественного творчества ребёнок предпринимает ещё до того, как начинает говорить. А осознанно начинает рисовать года так в четыре-пять, когда развивается наглядно-образное мышление. Вот с этой поры художества достойны не только умиления родителей, но и внимательного изучения.

Рисунок может носить ситуативный характер, поясняет Виктория Андреевна. А потому делать выводы можно лишь после изучения стопки произведений юного художника, нарисованных им просто так, по желанию и настроению.

Первое, что бросается в глаза, это, конечно, цвет. Его выбор всегда индивидуален, зависит и от возраста, и даже от состояния здоровья. Однако стоит присмотреться, какие оттенки предпочитает ваше чадо. Какой цвет повторяется из рисунка в рисунок, порой даже не всегда уместно?

Рисунок отражает эмоциональное состояние ребёнка.
Фото Владимира Юрченко

Зелёный – цвет здоровья, жизненной силы и спокойствия. Он может говорить о таких чертах характера, как настойчивость, независимость и упрямство.

Красный означает сильную эмоцию, это может быть и агрессия, и тревога, и чрезмерная активность.

Синий – цвет спокойствия, глубины и свободы. Ребёнок, обожающий синий цвет, как правило, задумчив, погружён в себя и в то же время дружелюбен.

Жёлтый и оранжевый выбирают почемучки, потому что это цвета любознательности и жизнелюбия.

Фиолетовый может преобладать в рисунках ребёнка с очень развитым воображением. И в то же время это цвет неуверенности в своём выборе. Ведь фиолетовый – это и не красный, и не синий: такая мечтательная серединка.

Коричневый цвет, особенно в сочетании с чёрным, повторяющийся из рисунка в рисунок, может свидетельствовать о негативных эмоциях и даже физическом дискомфорте.

Чёрный цвет не всегда однозначен. С одной стороны, дети выбирают его за яркость. С другой – в нём легко спрятаться. Это цвет тайны. Но чрезмерное его использование может говорить о страхах ребёнка, его внутренней подавленности и депрессивности.

Синее солнце и розовый слон

Обычно ребёнок дошкольного возраста использует в своём творчестве пять-шесть цветов, причём неважно, чем он рисует: карандашами, восковыми мелками, фломастерами или красками.

По степени нажатия карандашами или фломастерами можно дополнительно сделать вывод об эмоциональном состоянии: чем более возбуждён и нервозен ребёнок, тем сильнее он жмёт на карандаш.

Отсутствие цвета в рисунках (когда у ребёнка есть выбор) должно насторожить родителей. Если начинающий художник предпочитает всё рисовать простым карандашом, это может говорить об отстранённости и безразличии ко всему, что происходит. А это ведь совсем не детские состояния!

А вот как быть, если ребёнок раскрашивает знакомые предметы и явления в несвойственные цвета? Как вам понравятся синее солнце или фиолетовый заяц?

«Пугать это не должно, – успокаивает арт-терапевт. – Дети – великие фантазёры, любят всё весёлое и необычное».

Так что буйство ярких позитивных красок в рисунках – хороший признак. И как психолог Виктория Гребнева рекомендует родителям не поправлять творчество ребёнка – если только не мечтаете о карьере профессионального художника для него.

Рисунок о чём‑то важном

В дошкольном возрасте дети любят изображать людей. Классический пример подобных художеств – семья в полном составе на фоне домика.

Такой рисунок, оказывается, можно изучать непосредственно в процессе его создания. Первым ребёнок начинает рисовать того, к кому более привязан, объясняет Гребнева. Этот человек, как правило, получается крупнее остальных членов семьи.

По расположению нарисованных людей можно судить о степени доверия к ним ребёнка. Чем дальше на рисунке – тем доверия меньше.

А далее уже наблюдайте: держится ли семейство за руки, не повёрнуты ли их лица в разные друг от друга стороны (это знак неполадок во взаимоотношениях), ну и не забывайте про цвет.

Бывает, что ребёнок раз за разом забывает изобразить на рисунке кого‑то из членов семьи: это серьёзный звоночек о том, что нужно налаживать контакт с ним. Или же осознанно добавляет несуществующего друга, члена семьи или домашнего питомца. Вероятно, такой художник тоже чувствует себя одиноким и брошенным, потому и выдумывает себе друзей.

Вообще нарисованный ребёнком портрет может сказать многое об эмоциональном состоянии художника. Большие глаза, как правило, отражают какой‑либо страх ребёнка. Большие уши – зависимость от мнения окружающих.

Длинные ресницы и декоративно красивые глаза свидетельствуют о желании привлечь к себе внимание.

Если нарисованные ноги оказались слишком тонкими, да ещё без стоп, или одна короче другой – ребёнок чувствует неуверенность и внутреннюю неустойчивость.

Если же взрослых что‑то настораживает в рисунках подрастающего художника, стоит обратиться за консультацией к семейному психологу – возможно, через своё творчество ребёнок пытается сказать вам о чём‑то важном, но пока не находит слов.

На примере детского рисунка психолог поясняет, что скрыто в семейном портрете:

Фото Владимира Юрченко

«По этому семейному портрету восьмилетнего художника можно сделать вывод о психологической и эмоциональной близости матери и ребёнка: расположены рядом, схожая цветовая гамма. Отец же, напротив, отдалён и отделён чертой.

Очевидно, что ребёнок решает свои вопросы через маму. Она показана активным человеком, энергетическим двигателем в семье (много красного цвета). А отец воспринимается как инфантильный (слабо прорисованные руки, неяркие цвета, маленькая голова).

В этой семье стоит чаще доверять отцу решать вопросы ребёнка».

Нелля Калиева

Источник: https://www.belpressa.ru/news/news/davajte-risovat-pochemu-stoit-vnimatelnee-prismotretsya-k-hudozhestvam-detej17259/

Рождение ребенка
Добавить комментарий