Что ребёнок должен знать о деньгах?

Содержание

Что ребёнок должен знать о деньгах?

Что ребёнок должен знать о деньгах?

«Муха по полю пошла – муха денежку нашла». Каждый ребёнок знает, что купила муха на базаре. Но все ли дети понимают, что такое деньги?

Денежные отношения сегодня присутствуют во всех сферах жизни.  От этого никуда не уйдёшь. Задача современных родителей — сформировать у своих детей правильное отношение к деньгам.

Деньги – это не просто бумажки

До 3-х лёт в силу возраста многие дети не понимают ценности денег. Для них – это некие цветные билетики, которые можно обменять на игрушки или конфеты.

Поэтому важно объяснять своим отпрыскам, что банкноты или монеты – это не простые бумажки и железные кружочки: их нельзя нарисовать и вырезать или попросить у Деда Мороза.

Деньги нужно беречь и хранить в кошельке или копилке, ни в коем случае не разбрасывать, не рвать и не выкидывать. Так ребёнок будет бережнее относиться к деньгам и класть их в одно место.

Деньги нужно заработать

Часто дети полагают, что деньги просто где-то лежат и можно их постоянно оттуда брать, как это обычно делают мама с папой. В каком бы месте это «деньгохранилище» не находилось, важно донести до ребёнка, что деньги просто так не появляются – их надо заработать.

Именно поэтому мама с папой ходят на работу, а потом получают за свой труд зарплату. Конечно, иногда бывают исключения в виде выигрышей в лотерею или неожиданного наследства. Но то, что деньги – это результат труда – ребёнок должен усвоить как аксиому.

  Это сформирует у него более уважительное отношение к работе родителей и полученным  деньгам.

Карманные деньги

Необходимы детям уже в младших классах. Пусть это будут 50 рублей в день на сок с булочкой или мороженое.

Имея карманные деньги, ребёнок автоматически становится немного взрослее: выбирает, что купить, прикидывает сумму покупки, считает сдачу – и всё это делает сам, без помощи старших.

К тому же небольшую сумму на карманные расходы имеет сегодня практически любой школьник, а детям важно быть «своим» в среде сверстников.

Денег может не быть

Важно донести до ребёнка, что иногда у родителей может не быть денег, или быть намного меньше обычного. И в такие периоды приходится сокращать траты — в том числе на игрушки, сладости и развлечения.

И здесь нужно вместе с ребёнком — скорректировать эту часть расходов, выбрав самый оптимальный и бюджетный вариант. Пусть это будет долгожданный поход в парк развлечений, а новую машинку или куклу вы купите в следующем месяце.

Так ребёнок не только научится планировать бюджет, но и выделять наиболее ценные для себя вещи.

Семейный бюджет

Звучит очень по-взрослому, но дети должны понимать, что и они часть этого бюджета, который, кстати, не резиновый. И даже если в теории родители могут себе позволить выйти за его рамки, на практике не стоит поощрять все «купи» и «хочу» своих отпрысков.

Нужно объяснить ребёнку, что есть общесемейные текущие нужды, не менее важные, чем его очередной пистолет или двадцать пятый розовый пони. Стоит договориться, что вы не готовы каждый раз скупать весь детский отдел разом.

Пусть ребёнок выберет то, что ему так, по его мнению, необходимо, составьте список желаемого и договоритесь, что на ближайший праздник он получит это в подарок от всей семьи.

Детский труд

Психологи пришли к единому мнению, что не правильно поощрять ребёнка деньгами за хорошие отметки в школе или помощь по дому. Хорошая учёба и уборка в своей комнате — это не работа, за которую родители должны платить деньги.

Мотивировать таким образом ребёнка нельзя. Точно так же, как и наказывать штрафами. Если вы хотите поощрить ребёнка в конце четверти, сделайте ему конкретный подарок.

А уж если ваш отпрыск в чём-то провинился – лучше на время лишить его компьютерных игр – здоровее будет.

А если ребёнок действительно хочет заработать – и тут найдутся варианты. Существуют воскресные ярмарки, где даже школьники начальных классов могут продавать свои поделки. Также можно погулять с соседской собачкой, доставить продукты из магазина или в каникулы устроиться курьером.

Грамотный расход

Правильно распоряжаться деньгами – необходимый и крайне важный навык. И учиться этому лучше с детства. Если вы регулярно даёте своему ребёнку определённую сумму, проанализируйте, как и на что он её тратит.

Одно дело – каждый день покупать по маленькой шоколадке, другое – накопить за неделю на поход с друзьями в кино.

Если ребёнок тратит всё сразу – объясните ему, что нужно откладывать хотя бы десятую часть суммы на непредвиденные расходы, а остальное тратить по своему усмотрению.  Так он будет лучше понимать, что такое сбережения.

Когда ребёнку дарят деньги  – помогите ему с выбором покупки. Если сумма небольшая, предложите ему немного подкопить, чтобы купить действительно стоящую вещь.

В любом случае – свои личные деньги (выданные на карманные расходы, полученные в подарок, заработанные) ребёнок может потратить на что угодно. Задача родителей своим примером показать, как лучше расходовать имеющуюся сумму и жить по средствам.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/chto-rebyonok-dolzhen-znat-o-dengah/

Финансовая грамотность у детей. Дайте ребенку знания о деньгах

Что ребёнок должен знать о деньгах?

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства.

Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть.

На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков.

Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии.

Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений.

Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги.

К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому.

Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем.

В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег.

Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел.

Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Источник: http://tehbizon.ru/finansovaya-gramotnost-u-detej-dajte-rebenku-znaniya-o-dengax/

Как говорить с детьми о деньгах

Что ребёнок должен знать о деньгах?

Не так давно я оказалась в совершенно новой для себя ситуации. Девочка пяти лет, в воспитании которой я участвую, подошла и очень серьёзно спросила:

Тамара, откуда берутся деньги?

Я принялась радостно объяснять (деньги дают за работу и так далее), а спустя буквально пару дней вместо «Папа, купи мороженое», она сказала: «Папа, давай ты пойдёшь на работу, заработаешь денег и купишь мне мороженое». То есть ценность чужого труда девочка пока не поняла, но то, что я ей говорила, впитала моментально. Лично меня это поразило.

Деньги — одна из тех фундаментальных штук, которым мы по большей части учимся «между делом», но, если бы этот подход работал, никто бы не читал статьи о планировании финансов на нашем сайте, верно? А многие умные дяди и тёти каждый месяц не спрашивали бы: «Куда делась моя зарплата?». Умение обращаться с деньгами — один из немногих навыков, который пригодится абсолютно всем, поэтому восполнить этот пробел в существующей системе образования предстоит вам.

Два правила

  1. Всему своё время. Во-первых, детям разных возрастов нужно рассказывать разное. Трёхлетке ни к чему знать о налогах. Подросток и без вас в курсе, что деньги получают на работе. Во-вторых, информация от вас должна поступать дозированно, с достаточными перерывами, чтобы ребёнок её полноценно впитал.

    Иначе у него будет ощущение очередной школьной обязаловки. Отсюда второе правило.

  2. Лучший формат обучения — игровой. Или полуигровой. Это работает для всех возрастов, но для детей особенно. Игра — их естественное состояние, поэтому не надо отрывать ребёнка от интересного занятия и сажать напротив, чтобы рассказать о деньгах.

    Чем спонтаннее и непринуждённее будут ваши уроки, тем лучше.

Урок № 1. За деньги покупают вещи

Как его преподать:

  • Попросите ребёнка помочь вам посчитать монетки. Объясните номиналы. Когда с монетками разберётесь, переходите на бумажные деньги.
  • В магазине, покупая что-то ребёнку (мороженое, сок, что-то небольшое), предложите ему самостоятельно набрать нужную сумму.
  • Поиграйте в магазин: разложите красивые вещи, игрушки, заколки, машинки (в зависимости от пола ребёнка), распечатайте игрушечные деньги и предложите ему вначале побыть продавцом, а потом — покупателем.
  • Когда происходит что-то хорошее (например, подружка пришла в гости к вашей дочке), отметьте, что это радость, за которую не надо платить. Иначе говоря, покажите, что не всё приятное продаётся.

Урок № 2. Деньги зарабатывают на работе

Как его преподать:

  • Когда ребёнок в очередной раз спросит: «Папа-папа, что ты делаешь?», пока вы работаете за компьютером, расскажите ему о своей работе: каковы ваши обязанности, за что вам платят, почему вас ценят и уважают.
  • На улице, проходя мимо людей в униформе (официантов уличных кафе, полицейских), укажите на них и спросите, кто это. «Как ты думаешь, чем они занимаются? Зачем нужна их работа?» Скажите дочке, прилипшей к красивой витрине, что все-все эти куклы — собственность хозяйки магазина и что она предприниматель.
  • В дороге предложите поиграть в «я хочу работать (название профессии)». Побеждает тот, кто придумает больше.

Урок № 3. Иногда нельзя сразу купить то, что хочешь

Как его преподать:

  • Когда ребёнок ждёт чего-то приятного (праздника, свободных качелей), напомните, что иногда надо подождать, прежде чем получить желанное.
  • Заведите симпатичную копилку и давайте ребёнку монетки каждый раз, когда ему что-то удаётся хорошо или когда он вам в чём-то помогает. Каждый месяц или два вскрывайте копилку. Скажите: «Видишь, сколько набралось! У меня тоже есть копилка для больших покупок». А потом пусть купит на свои деньги то, что захочет.

Урок № 4. Есть разница между тем, что хочется, и тем, что нужно

Как его преподать:

  • Сделайте карточки с картинками разных покупок и предложите ребёнку разложить их на две кучки: «хочу» и «надо».
  • В магазине спросите, что важнее купить: еду (мясо, сыр, фрукты и так далее) или шоколадку. Когда ребёнок (само собой) выберет шоколадку, напомните, что спрашивали о важном, а не только о приятном. Скажите, что шоколадки — это для удовольствия, но питаться только ими нельзя.
  • Нарисуйте вместе диаграмму, которую вы разделите на секции по типам покупок. Еда, товары для дома, развлечения и так далее. Продемонстрируйте, что деньги не бесконечные и их важно правильно распределять.

Урок № 1. Иногда надо подумать, прежде чем купить

Как его преподать:

  • Если уже решили купить ребёнку игрушку, посадите его рядом («Хочу выбирать, где купить, вместе с тобой») и вместе посёрфите по онлайн-магазинам в поисках лучшей цены.
  • В магазине скажите, что это «наш бюджет на фрукты», и предложите выбрать, какие покупать.
  • Покажите на ценник со скидкой и объясните, что это такое.
  • Если ребёнок хочет что-то очень дорогое, покажите ему на диаграмме, которую вы делали, какой кусок от вашего бюджета эта покупка «съест».

Урок № 2. Покупать что-то в интернете пока не стоит

Как его преподать:

  • Когда ребёнок наткнётся (а он обязательно наткнётся) на заблокированный контент в какой-то игре на планшете, объясните, что за него просят деньги и что эти деньги совершенно настоящие, даже если их не видно.
  • Заключите договор о том, что без вашего разрешения ребёнок не будет вводить никакую личную информацию в интернете («Тсс, не рассказывай интернету своих секретов»).
  • Знайте, на какие сайты заходит ваш ребёнок.

Урок № 3. Электронные деньги хранятся в банке, и их можно преумножить

Как его преподать:

  • Возьмите ребёнка с собой в банк в не очень людный день. Отвечайте на все вопросы.
  • Покажите свою пластиковую карточку и расскажите, зачем её завели.
  • Расскажите о накопительных счетах. Заведите бесплатный накопительный счёт для ребёнка.

Урок № 1. На каждый рубль отложи 10 копеек, и чем раньше, тем лучше

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку откладывать (в ту же копилку или на открытый счёт) 10% карманных денег. И похвалите, если он это сделает.
  • Сделайте мудборд (mood board — «доска настроения») с фотографиями и ценниками недорогих вещей, которые ребёнок хочет купить сам. Предложите раз в месяц выбирать новую цель с мудборда и копить на неё.
  • Поддерживайте вложения ребёнка: условно говоря, на каждый рубль в копилку или на счёт от него докладывайте 25 копеек от себя.
  • Показывайте выписки со счёта или подводите баланс копилки, чтобы ребёнок видел, как растёт сумма.
  • Сядьте вместе и посчитайте (практика математики, кстати), сколько ваш сын или дочь скопит к 50 годам, если будет откладывать каждый год определённую сумму.

Урок № 2. Завести кредитку всё равно что взять в долг

Как его преподать:

  • Покажите на примере, как работает кредитка и чем она отличается от обычного «пластика» («Ты берёшь у меня 50, возвращаешь по 10, но в итоге платишь не 50, а…»).
  • Приведите примеры, когда вы использовали кредитку (или взяли кредит), и расскажите, почему это было оправданно.

Урок № 3. Осторожнее с онлайн-покупками и персональными данными

Как его преподать:

  • Поиграйте вместе с ребёнком в онлайн-игру модели Free-to-play и в подходящий момент объясните, как устроены встроенные покупки, почему они такие заманчивые и почему их стоит избегать.
  • Если у вашего ребёнка уже есть свой email, расскажите о спаме и приучите не открывать письма от неизвестно кого.
  • Расскажите о SMS-мошенниках, которые срочно просят прислать денег на телефон и так далее.
  • Объясните концепцию персональных данных (от номера папиной кредитки до адреса электронной почты или физического адреса) и скажите, что чужим они не предназначены.

Урок № 1. Детализируем расходы

Как его преподать:

  • Покажите конкретными цифрами (с наглядными диаграммами или инфографикой), сколько вы зарабатываете и куда уходят деньги. Сколько стоит жильё в вашем городе, сколько уходит на еду в день и в месяц, сколько стоит одежда, транспорт, развлечения, школьные принадлежности.
  • Посоветуйте ребёнку записывать (хоть в блокнот, хоть в приложение), куда уходят его карманные деньги. Можете предложить за это дополнительную награду, но лучше неденежную. Например, право погулять с друзьями допоздна раз в неделю. Имейте в виду: даже с наградой шансы, что ребёнок будет и правда записывать расходы, минимальны, если вы сами этого не делаете.

Урок № 2. Первая работа

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку получать «зарплату» за работу по дому, помощь с покупками, оплату счетов (пусть вкусит прелесть очередей в Сбербанке) или уход за питомцами. Причём именно зарплату раз в месяц, а не быстрые карманные на каждый день.
  • Поищите вместе временную работу на лето. Если найдёте что-то интересное, обсудите, как ребёнок будет на неё устраиваться: порепетируйте собеседование, каждый напишите мотивационное письмо и сравните свои варианты.
  • Расскажите об удалённой работе, о её минусах и плюсах.

Урок № 3. Первый «пластик»

Как его преподать:

  • Сейчас карточка нужна всем: она упрощает жизнь. Бояться её не надо. Чем раньше у ребёнка она появится, тем быстрее он научится пользоваться ею с умом. Заведите дополнительную карту на свой счёт, поставьте для неё комфортный вам лимит (не больше Х рублей в день, например) и вручите ребёнку. Скажите, что это только его вещь, личная, и деньги там — его деньги, вполне реальные. Всё, что вы рассказывали о персональных данных и ценности бумажных денег, применимо и здесь.
  • Покажите на примере какой-то плановой покупки, как пользоваться картой в интернете, в банкомате, в магазине. Если вы платите ребёнку за работу или просто выдаёте карманные, дайте выбор, как он может их получать: наличными или на карту. Или разбивайте пополам. Научите его пополнять карту самостоятельно в подходящем для этого банкомате или терминале.
  • Следите за расходами ребёнка так, чтобы вас не поймали. Вы даёте ребёнку деньги, чтобы он научился пользоваться ими ответственно. Если он почувствует ваше недоверие (даже обоснованное), эффект будет обратным. Либо вы учите ответственности, но и даёте разумную свободу, либо свободы не даёте, но и самостоятельности не ждёте. Иначе не бывает.

Что дальше

С 18 лет (для кого-то раньше) можно рассказывать о таких штуках, как налоги (НДС на ценниках, НДФЛ, вычеты из зарплаты) и пенсия, о базовых формах предпринимательства и их устройстве. Если у вас самих есть пробелы в этой сфере, самое время их восполнить.

И помните, что смысл всех этих уроков не только обучающий. Многие взрослые боятся денег, чувствуют к ним брезгливость и недоверие.

Такие говорят: «Не в деньгах счастье», — и любят винить общество за давление «быть богатым», которое оно на них якобы оказывает. С другой стороны стоят те, кто делает из денег культ.

Они говорят: «Не в деньгах счастье, а в их количестве», — и идут покупать… не знаю. Десятую яхту.

Вы же уроками, играми и, главное, личным примером можете показать своему сыну или дочери, что деньги — инструмент для хорошей жизни. Что они дают возможность выбирать (Турция или Карпаты, такси или метро, готовить или заказать) и радовать себя, дают защиту и стабильность. Деньги надо уважать и преумножать. Даже любить, но без фанатизма. Как друга, а не как божество.

И нет, счастье на одних деньгах не построить, но сделать это будет куда проще, если с деньгами нет никаких проблем. Хотите этого для своего ребёнка? Начинайте сегодня.

 А может, вы уже говорили с ребёнком о деньгах? Как это было? Вы замечали прогресс после таких разговоров? Если хотите похвастаться, какие у вас умные дети, сейчас самое время. 🙂

Источник: https://lifehacker.ru/children-and-money/

Как и когда учить ребенка деньгам

Что ребёнок должен знать о деньгах?

Все родители понимают, что ребенка нужно учить обращаться с деньгами, но далеко не каждый умеет это делать грамотно. Первое, чему нужно научить детей: относиться к деньгам спокойно. То есть, без лишнего пиетета и поклонения. Но нельзя также допускать легкости и пренебрежения, поскольку деньги – это часть  нашей жизни, хотя и не самая важная.

В 4 – 6 лет малыша надо научить различать монетки, объяснить, что покупая товары со скидкой, можно заплатить меньше денег. Ко дню поступления в школу ребенок знать, что деньги печатают специальные предприятия, их платят за сделанную работу, а тратятся они на продукты, компьютер, горячую воду, аттракционы и так далее.

Объясните ребенку, что счастье не зависит от денег. Не позволяйте себе ходить по дому с грустным видом, просто потому, что у вас не хватает денег. Не подавайте своему ребенку плохой пример. Покажите, что приятные ощущения можно получить и от прогулки с друзьями, клубничного мороженого, интересного кино.

Как правильно учить ребенка деньгам

Как привить детям правильное отношение к деньгам:

  1. Дать возможность самостоятельно зарабатывать. Например, помочь сделать что нибудь для работы родителя, например что-то перенести, рассортировать или другую мелкую работу которая будет посильна ребенку. Так он почувствует себя более самостоятельным, поймет, что зарабатывать самому интереснее, чем получать деньги ни за что.
  2. Приобрести копилку. Пусть ребенок разделит наличные деньги на две части — поменьше и побольше. Маленькая часть пойдет на удовольствие — конфеты, игрушки, блестки, камешки. А вторую часть нужно положить в копилку на какую-нибудь конкретную цель.
  3. Научите ребенка не поддаваться рекламе. Он должен понять, что реклама существует как раз для того, чтобы ребенок немедленно захотел купить товар, и не важно, нужен он или нет, не проводя сравнений с другими возможностями.

Как учить детей обращению с деньгами

Российский психолог Центра профилактики зависимостей Вероника Климович, утверждает:

«Даже маленькие относятся к личным средствам с большой ответственностью. Лучше выдавать их не ежедневно, а сразу на неделю или на месяц – это приучит рационально распределять бюджет.”

Великолепной площадкой для первой практики общения с деньгами является супермаркет. Там можно спокойно изучать ценники, использовать всевозможные акции и скидки. Путешествие по магазину вырабатывает у ребенка терпение. Ведь не все можно купить в один момент. Иногда приходится ждать и учиться соизмерять свои желания с реальными возможностями.

Расскажите своему чаду о работе банка. Мери Хант, автор книги «Воспитывая финансово уверенных детей», считает, что в 10-летнем возрасте ребенку можно открыть сберегательную книжку, объяснить принцип начисления процентов и разрешить ему самостоятельно управлять вкладом.

Не скрывайте от ребенка жизненную правду. По мере взросления рассказывайте о кредитах, налогах, задолженностях, ипотеке. Хант говорит:

«Они поймут. Наша работа как родителей дать им корни и крылья, чтобы они могли выжить и процветать в реальном мире».

Обучение деньгам до 6 лет

Основатель корпорации «Sony», Масару Ибуки, в своей книге высказал мнение, что «После трех уже поздно». Все жизненные принципы  закладывается с раннего детства и на всю жизнь. И изменить это, практически невозможно. Некоторые считают – начинать нужно с двух лет. А уже с 4–5 лет дети способны отличать разумные желания от капризов и прихотей.

В США одна из мощнейших финансовых корпораций ежегодно тратит огромные суммы на развитие финансовой грамотности детей. Знаменитый мультсериал «Улица Сезам» совместно с корпорацией рассказывает о сути денег, их возможностях и способах использования.

Еще четыре совета:

  1. Поиграйте с ребенком в магазин, используя сначала нарисованные деньги, а потом и настоящие монетки. Предварительно вымойте их и объясните, что деньги очень грязные.
  2. Для 5–6 летнего ребенка сделайте ксероксы настоящих купюр, можно даже разных валют чтобы показать что в разных странах разные деньги. Заодно будет шанс побеседовать о географии, истории.
  3. Покажите ребенку в магазине, как вы рассчитываетесь за покупку. Сначала вместе пересчитайте сдачу, уберите в кошелек  сначала бумажные купюры, а затем и монетки.
  4. Пятилетнего ребенка можно отправить одного в ближайший ларек, если он не против, а сами наблюдайте за ним издали. Пусть купит хлеб или булочки для всей семьи.

Обучение деньгам с 6 до 12 лет

Ребенок пошел в школу и в его распоряжении карманные деньги. Он сам решает, на что потратит пусть крошечную, но такую реальную сумму.

На этом этапе ребенок учится планировать свои расходы. А еще – сопротивляться навязчивой рекламе, убеждающей, что без этой крутой вещицы ну просто невозможно быть «полноценным».  Здесь очень кстати окажутся навыки, полученные в раннем детстве – сравнить и выбрать лучшее.

Любопытное новшество внедрили в Австралии. В тамошних школах официально действует специальная валюта – «биг баки» и «эконодоллары».

Школьные деньги можно заработать самыми разными способами: собирать алюминиевые банки, облагораживать классы, участвовать в приготовлении обедов.

Кроме того, постоянно проводятся ярмарки собственноручно созданных поделок, которые продают именно за школьную валюту.

То есть австралийские школьники приучаются работать и зарабатывать и грамотно распоряжаться заработанным. А чтобы избежать ненужных эксцессов, на помощь призвана искусственная валюта. Но на нее можно выменять и вполне ценные вещи, стоящие реальных денег. Например, новенький телефон.

 Более того, вкаждой школе имеется собственный банк, куда можно положить заработанную «валюту» под проценты. А можно обратиться за ссудой под коммерческий проект, предварительно  предоставив хотя бы простенький бизнес-план. Сотрудники банка получают зарплату. В общем, все как у взрослых.

Полезные статьи:

Это время – школьное – имеет еще одну серьезную особенность. Ребенок учится, следовательно, работает. А за работу платят деньги. В связи с этим во многих семьях практикуют денежное поощрение за хорошие отметки.

Можно ли платить за хорошие оценки?

Психолог В. Климович говорит, что в некоторых случаях можно поощрить школьника деньгами, например, за пятёрку в четверти.

А Ольга Карабанова, доктор психологических наук, профессор, замдекана психологического факультета МГУ беспокоится на счет оплаты оценок.

Ребенок быстро привыкает к этой схеме, и однажды вы рискуете услышать отказ с мотивацией о малой оплате. Поэтому даже при наличии определенной оплаты за труд, должны оставаться и бесплатные семейные обязанности.

Какие бы советы не давали психологи, этот вопрос – платить ребенку за учебу или нет – каждый решает для себя сам. В зависимости от собственных понятий и убеждений, ценностей и представлений о хорошем и недопустимом.

Деньги и подростки

За деньги можно приобрести многое — хорошее и плохое и проконтролировать подростка на предмет его трат практически невозможно. Униженный и обиженный подросток может начать «добывать» деньги не приемлемыми способами.

Вся тонкость – как раз в оптимальной сумме. Не много, но и не мало. Выдавать деньги максимум 2 раза в месяц, не чаще. И не спонсировать подростка дополнительно, если у него случится «недостача».

Грандиозный эксперимент провели ученые из Новой Зеландии. Они опросили 3000 мальчишек и девчонок 14-15 лет. И получили такие результаты: чем крупнее сумма карманных денег, тем выше шансы, что подросток будет баловаться сигаретами. Закономерность железная – табачная зависимость напрямую подчиняется величине карманных денег.

Подростковый возраст – время первых самостоятельно заработанных денег. В любом труде нет ничего постыдного и унизительного. И если взрослый ребенок изъявил желание подработать, нужно с энтузиазмом поощрить его.

На первых порах важно помочь ребенку не «вляпаться» в сомнительные предприятия, особенно на интернет просторах, где очень хорошо ориентируются подростки, а мошенников водится немерено.

И конечно, проследить, чтобы ударная трудовая деятельность не помешала главному – учебе.

Карманные деньги

Автор книги «Воспитывая финансово уверенных детей» Мэри Хант предлагает давать карманные деньги с шести лет — по 6 долларов в неделю и каждый год увеличивать сумму на 1 доллар. Получится, что 15 летний подросток будет получать 15 долларов в неделю.

Поначалу можете выдавать карманные деньги ежедневно, а к 12 годам – один раз в три дня. Не стоит давать деньги раз в месяц. Так через неделю ребенок останется без денег.

Подросткам первые деньги выдавайте раз в неделю, потом – раз в 2 недели, и только затем – раз в месяц. Так подросток научится без срывов планировать расходы, чтобы денег хватило на больший срок.

Германия узаконила количество карманных денег для детей в неделю:

  • до 6 лет  – 50 центов
  • в 7 лет  –1,5 – 2 евро
  • в 10 лет  – 10 – 12 евро
  • в 13 лет  –  15 – 20 евро
  • в 15 лет  – 25 –  30 евро

Если немецкий ребенок получит меньшую сумму чем ему полагается, то он имеет право подать на родителей жалобу и родителей оштрафуют.

По соцопросам Москвы и Петербурга выяснилось, что первоклассники тратят карманные деньги по 200 руб. в неделю, а 11- классники – 400 руб. Интересно, что 60% денег, независимо от класса, ученики тратят на сладости и сладкие напитки, а остальные 40% – на мобильники.

Как не допустить зависти к богачам?

Семейный психолог Наталья Панфилова понимает, что всегда встретятся люди богаче вас. Как объяснить детям ситуацию, не унижая их достоинства? Придерживайтесь правил:

  1. Не обходите стороной эту этот вопрос. Маленьких детей легко переключить на другую тему: «Что, велосипед! Вот мы завтра в зоопарк пойдем». Подростку 12–13 лет можно сказать – «Зависть ничего не изменит. Нравится этот велосипед – давай вместе подумаем, как быстрее заработать на покупку».
  2. Подчеркивайте семейные достижения: бабушкины пироги, папин футбол, катание на лыжах… Дети любят хвастаться поступками больше, чем одеждой или игрушками.
  3. Подходите разумно к среде обитания. Не перенапрягайтесь на работе, устраивая сыночка в элитную школу. Вероятнее всего, он будет стесняться и стыдиться своих дешевых кроссовок, одежды и китайского портфеля.

Основная истина

Взаимоотношения с деньгами начинаются в раннем возрасте и продолжаются всю жизнь.

Чтобы эта длительная связь приносила удовольствие и радость, а не проблемы и огорчения, нужно каждодневно готовить ребенка к взрослой жизни.

Мечта и цель родителей – вырастить ребенка счастливым и успешным, в том числе и финансово. Для этого нужно вкладывать и вкладывать – эмоции, время, деньги, наконец. И попутно объяснять и объяснять – откуда что берется, куда может пропасть и для чего все это нужно.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter, и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!

Источник: https://equity.today/kak-i-kogda-uchit-rebenka-dengam.html

Правила педагогики в отношении финансового воспитания детей

Что ребёнок должен знать о деньгах?

Наверное, все родители замечали, что требовательное детское «Хочу!» у трехлетних малышей превращается в «Купи!». Малыши очень наблюдательны.

Они быстро усваивают главную особенность денег: с ними можно стать владельцем многих желанных вещей. Они ещё не знают, да и не могут знать до определенного возраста об источниках заработка этих бумажек и способах их экономии.

Но учить этому детей можно и нужно. Каким должно быть финансовое воспитание детей в российских семьях?

Когда начинать финансовое воспитание детей

Ребенку до 4-5 лет довольно трудно втолковать понятие «дорогая игрушка» или «такую же можно купить дешевле в другом магазине». Бывает, что маленькие транжиры не просто просят, а требуют купить. Не ругайте своего ребенка – это нормально. Представления о «цене» денег он усвоит лишь к 8-9 годам.

Если в вашей семье ребенку позволено поступать по-своему, вы рискуете быстро научить его манипулировать людьми. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками.

Они очень быстро понимают, что это помогает им вить из родителей веревки. Мамы и папы в этом случае сталкиваются с дилеммой: любовь к ребенку толкает их на удовлетворение его просьб и требований, а чрезмерные траты наносят удар по бюджету семьи. Отказывая малышу в новой игрушке, многие мамы приобретают тягостное чувство вины.

Делаем вывод: говорить ребенку твердое «нет!» нужно. Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа. Если 4-6 летний карапуз плачет и требует игрушку, предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

И самое главное: никогда не говорите ребенку, что денег нет, если вы тратите их при нем же на ненужные мелочи. Началась истерика – просто уйдите из магазина. И по дороге объясните малышу, почему вы не можете купить ему то, что он хочет, именно сейчас.

Поверьте, 5-6 летний малыш способен если не принять, то хотя бы смириться с этим фактом.

к оглавлению ↑

Финансовые основы для дошкольников

Конфликт «деньги и дети» часто возникает в семьях, где взрослым самим нужно научиться разумным тратам. Так, получив зарплату, мама и папа тратятся на полную катушку, а через две недели остаются вообще без денег и не могут приобрести то, что необходимо. Приходится одалживать. Расточительный ребенок – зеркальное отражение финансово неграмотных родителей.

Влияние на развитие экономических представлений ребенка оказывает только личный опыт обращения с деньгами, а никак не интеллект, возраст или материальное положение семьи.

к оглавлению ↑

Воспитание финансового мировоззрения с раннего возраста

Для этого необходимо давать детям поручения. Они, кстати, будут и проявлением родительского внимания. Для ребенка нужное и важное поручение от мамы или папы – это проявление внимания взрослых. Пусть малыш ежедневно помогает вам.

Мальчика попросите принести табуретку, помочь забить гвоздь, включить компьютер или выключить свет в другой комнате. Девочка (да и мальчик тоже) могут помогать на кухне: сервировать стол, вытереть и расставить вымытую посуду.

Но помните: никогда не ругайте ребенка, если он что-то сделал не так. Ведь он хотел помочь. Не уставайте хвалить малыша.

к оглавлению ↑

С 4-5 лет учите ребенка обращению с деньгами

Так или иначе, ребенок слышит о деньгах и видит их. Под вашим присмотром разрешайте ему самостоятельно расплачиваться за покупки. Заходя в магазин за хлебом, поручите ему ответственное дело.

Дайте деньги, расскажите, что нужно встать в очередь, затем отдать тете денежку и сказать, какой хлеб нужен. Это не обязательно делать ежедневно, но раз-два в месяц можно.

Это даст ребенку представление о денежном обороте.

Через определенное время дайте ему столько денег, чтобы малыш получил сдачу. Объясните, почему в прошлый раз сдачи не было, а сегодня есть. Задания усложняйте постепенно, чтобы интерес не пропал. Так вы постепенно приучите ребенка к самостоятельности.

к оглавлению ↑

Финансовое воспитание школьников

Если вы идете с ребенком приобретать школьные принадлежности или подарки к празднику, не забывайте делиться с ним своими соображениями по поводу качества товаров и цен на них. А чтобы воспитать чувство экономии, можно в супермаркете организовать с ним игру «Поиск сокровища». Предложите найти аналогичный товар по минимальной цене.

к оглавлению ↑

Карманные деньги и расчеты расходов

6-8 летнему ребенку можно давать карманные деньги. Лучше делать это раз в неделю. Определите небольшую сумму, которую ребенок будет получать, например, по субботам.

При этом будьте готовы к тому, что свои первые деньги сын или дочь потратят на безделушки, конфеты или жвачки. Не препятствуйте. И ни в коем случае не давайте деньги до следующей субботы.

Со временем ребенок поймет, что эти деньги можно не тратить, а придержать, чтобы купить себе желаемое.

загрузка…

Не забывайте при этом, что карманные деньги – это не поощрение ребенка за какие-то достижения, а часть его финансового воспитания. Недопустимо дать деньги, а после отобрать их, придумав благовидный предлог.

Выдаваемая сумма зависит от возраста ребенка и финансового положения семьи. Очень важно предварительно определить, какие именно покупки может делать ребенок. Не нужно говорить «покупай что хочешь».

Он ведь может и сигареты купить.

В некоторых семьях бывает мало свободных денег, поэтому карманные деньги для школьника кажутся родителям расточительством. Если это ваш случай, лучше давать ребенку символическую сумму, чем не давать ничего. Помните, что даже горсточка мелких монет даст ученику 1-2 класса ощущение самостоятельности.

Помните ещё вот о чем: независимые доходы ребенка должны принадлежать ему лично и никак не сказываться на постоянных доходах ребенка (его карманных деньгах). Если это денежный подарок кого-нибудь из родных или стипендия, ребенок должен тратить их по своему усмотрению. Взрослым можно лишь предложить ребенку совершить ту или иную покупку, но ни в коем случае не давить на него.

Многие родители платят детям за хорошие отметки или помощь по дому. Психологи категорически не рекомендуют это делать. Помощь по дому уставшей маме подменяется стремлением заработать. Для мотивации помощи по дому или хороших оценок используйте нематериальные стимулы.

Ведь все члены семьи что-то делают по дому и заботятся друг о друге, и ребенок тоже должен это делать.

Но трудоемкая деятельность (помощь папе на работе, мытье машины, другие дела, на которые у родителей не хватает времени) должны оплачиваться – зачем обрекать ребенка на рабочий альтруизм? Пусть он получит символическую оплату. Например, оставит себе сдачу после похода в магазин.

к оглавлению ↑

Экзамен для ребенка

Дети 10-летнего возраста с удовольствием играют в «Монополию». Игра познакомит ребенка с денежными операциями, такими как купля-продажа, кредитные средства, оплата процентов.

Ребенок 11-14 лет (при условии предварительного финансового воспитания) вполне может выдержать своеобразный финансовый экзамен. Рекомендуется эксперимент с оплатой семейного выходного дня. Выдайте ребенку определенную сумму, предварительно обсудив с ним основные траты.

Это может быть поход в парк аттракционов, просмотр фильма в кинотеатре, обед в кафе, покупка мороженного. Все расчеты ребенок должен осуществить самостоятельно. Если деньги закончатся раньше, чем вечер, семья должна прервать отдых и вернуться домой. Похвалите ребенка, если денег хватит.

А если не хватит, он сможет сам проанализировать свои ошибки.

Можно также устроить подростку «испытательный срок». Ведь тратить деньги тоже нужно уметь. Если в младших классах выдаваемые суммы он тратит на сладости и развлечения, в средних классах он должен принимать ответственные решения.

Например, покупать часть одежды и обуви для себя, что-нибудь для дома. Научите ребенка советоваться с вами по поводу дорогих покупок.

Если видите, что он заблуждается, вежливо переубедите его, но окончательный выбор должен остаться за сыном или дочерью.

Суть испытательного месяца заключается в следующем. Ребенку выдается сумма, которая должна покрывать расходы на одежду, мелкие нужды, различные вкусности, оплату мобильного телефона, транспорт, развлечения.

Предложите ребенку самостоятельно планировать свои покупки какое-то время. Обговорите все траты, заведите тетрадь для учета покупок. И отпустите ребенка на месяц в самостоятельное плавание по морю денег.

Испытательный месяц – отличный метод финансового воспитания 12-14 летних детей.

к оглавлению ↑

Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком

Дети должны знать, каким образом и для чего деньги приходят в семью, как правильно тратить их и зачем нужно откладывать часть дохода на будущее.

Рассказывайте ребенку, как и за что родители получают деньги – он должен знать, за что платят вам зарплату.

Дети часто становятся расточительными, поскольку не знают, откуда берутся в семье деньги, что родителям приходится работать, и часто эта работа бывает очень тяжелой.

Первый признак финансовой неграмотности ребенка – то, что он не знает, где и кем работают родители и за что они получают деньги.

Детей следует вовлекать в обсуждение бюджета вашей семьи и планирование трат. Расскажите о необходимости оплаты коммунальных услуг и объясните, что каждая семья должна иметь деньги на непредвиденные расходы.

Демонстрируйте детям финансовую грамотность на собственном примере. Осмотрительно планируйте траты, разумно копите деньги.

к оглавлению ↑

Путь к финансовой независимости

Ребенку следует объяснить, что деньги выполняют функцию обмена. Вы делитесь с другими своими знаниями, умениями и получаете за это деньги. Вместе подумайте, как ребенок в будущем сможет превратить свои таланты в деньги, какие знания и умения могут привести его к финансовой независимости. Говард Гарднер выделил семь талантов:

  • вербально-лингвистический – способность читать и писать. Это люди, которые собирают информацию и делятся ею с другими (юристы, журналисты, писатели);
  • пространственный талант присущ творческим людям (художники, поэты, архитекторы, дизайнеры и др.);
  • физический талант – это способности спортсменов и танцоров, людей, которым нравится физическая работа, изготовление вещей;
  • цифровой талант относится к данным, которые измеряются в цифрах (инженеры, программисты, математики);
  • личностный талант отвечает за установки, которые дает себе человек, определяя лично для себя, быть ему богатым или бедным;
  • межличностный талант присущ людям, которым легко дается общение с другими людьми (политикам, проповедникам, продюсерам, актерам, продавцам, учителям, ораторам);
  • талант, связанный с окружающей средой  присущ людям, которым нравится иметь дело с животными, растениями, землей, океаном.

Определив таланты и устремления своего ребенка, не жалейте сил и средств на то, чтобы развивать их – ведь это в конечном итоге приведет его к финансовой независимости.

к оглавлению ↑

Источник: http://3ladies.su/kids/k-education/finansovoe-vospitanie-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.