Что говорят о детях их фантазии

Содержание
  1. Почему дети фантазируют и зачем они врут
  2. Вот наиболее частые причины детского обмана
  3. Правду и только правду!
  4. Как научить ребёнка быть правдивым?
  5. Как сберечь «полезную» фантазию?
  6. Детские фантазии и их роль в развитии ребенка
  7. Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?
  8. До трех лет
  9. В четыре года
  10. Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами
  11. Если ребенок все еще верит в Деда Мороза
  12. Детские фантазии
  13. Почему дети боятся своих фантазий и как им помочь
  14. Когда и как нужно спасать ребенка от страхов
  15. Что почитать на тему?
  16. Как развивать фантазию и воображение у ребенка?
  17. Чтение сказок поможет развить у малыша воображение
  18. Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком
  19. Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка
  20. Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка
  21. Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка
  22. Книги, которые помогут родителям
  23. Небольшое заключение
  24. Как воспитать ребенка с богатой фантазией?
  25. Как развивать фантазию у детей?
  26. Показатели нормы
  27. Нехватка фантазии
  28. Избыток фантазии

Почему дети фантазируют и зачем они врут

Что говорят о детях их фантазии

Между детской ложью и фантазией – очень тонкая грань. Как отличить фантазирование от неправды, и где кроется причина последней: в страхе наказания, неверном стиле воспитания или в чём-то ещё? Как приучить ребёнка говорить правду и помочь ему делать это своевременно?

Пытаясь понять, придумывает ребёнок или лжёт, старайтесь анализировать мотивы его поведения. Фантазии имеют цель раскрасить жизнь малыша, оживить его рассказ или смягчить неприятные переживания.

Их можно считать своеобразной игрой, которая не преследует никакой выгоды.

Что касается лжи, то она используется ребёнком либо для того, чтобы избежать наказания, насмешки и долгих объяснений, либо для получения желаемого.

Фантазёры. Дети, скрывающие правду за фантазиями, как правило, обладают ярким темпераментом, не позволяющим мириться с обыденностью и скукой.

Их воображение непрерывно производит сценарии альтернативной реальности, по которым могли бы разворачиваться события.

Но вместо того, чтобы сказать: «Вот было бы здорово, если бы на чердаке находилась машина времени!» ребёнок говорит: «А у нас на чердаке есть машина времени – представляешь?!»

В силу возраста и богатого воображения, многие дети не делают различий между реальностью и фантазиями, воспринимая и сюжеты фильмов как явления повседневной жизни. Например, шорохи в прихожей, производимые котом, ребёнок интерпретирует как свидетельство присутствия там Смурфиков.

В некоторых случаях фантазии выполняют роль БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ защиты от болезненной информации. Так, ребёнок из неполной семьи может взахлёб рассказывать приятелям об отце-путешественнике, который никак не успеет прибыть из устья Амазонки на школьный праздник. Заставить фантазёра признаться в том, что это выдумка – значит нанести ему серьёзную травму. Ведь он сам верит в то, что рассказывает!

Лгунишки. Детский обман отличается от лжи взрослых своей недальновидностью. Если зрелый человек говорит неправду, рассчитывая на несколько ходов вперёд, то ребёнок просто прячется от реальности, не задумываясь о последствиях.

Вот наиболее частые причины детского обмана

1) Страх наказания. Пожалуй, это самая частая причина, по которой дети говорят неправду.

Даже если ребёнка никогда толком не наказывали, он может бояться родительского гнева, потому что слышал от других детей, будто за сломанную игрушку лишают телевизора или даже бьют.

Поэтому чем настойчивее родитель добивается правды, тем упорнее малыш настаивает на лживой версии произошедшего: раз уж взрослые так раздражаются, не зная истины, что же будет после признания?

Понять, что ребёнок говорит неправду, не так уж сложно. Вам может броситься в глаза наигранное веселье или удивительное послушание, которые ребёнок демонстрирует сразу после разговора. Так он пытается уверить родителей в том, что всё в порядке.

Чтобы ребёнок решился на признание, важно продемонстрировать своё желание понять его, а не просто докопаться до истины.

Постарайтесь сохранить доброжелательность и дайте ребёнку понять, что его ждёт после того, как он скажет правду. Например: «Объясни, пожалуйста, как сломалась игрушка, и мы пойдём пить чай».

Важно, чтобы малыш понял, что вы стремитесь разобраться в причинах произошедшего и помочь ему, а не найти повод для наказания.

2) Страх насмешки. В этом случае ребёнок оберегает увлечения или события своей жизни от внимания взрослых. Уловив нотки снисходительности в тоне родителей, он «закрывается».

В результате, на все вопросы от отвечает отрицанием или говорит то, что, как он полагает, от него хотят услышать. Например, сын может уверять вас, что это не он достал из шкафа пакет со своими старыми игрушками, чтобы не возникло сомнений в его «взрослости».

Заслужить доверие ребёнка удастся только тогда, когда вы проявите искренний интерес к его увлечениям, даже если это идёт в разрез с вашими представлениями о том, чем он должен увлекаться.

Допустим, можно вспомнить, где была куплена старая игрушка, выразить свою радость по поводу её прекрасной сохранности, а затем предложить вместе поиграть с ней. Возможно, в конце игры он скажет: «А знаешь, это я её нашёл!».

3) Жажда наживы. Стремясь получить желаемое, ребёнок часто пытается вызвать у взрослых жалость, умиление или чувство вины с помощью лжи.

Так, если дочка хочет, чтобы ей купили новую куклу, она может рассказывать со страдальческим лицом о том, что у старой волосы перестали расчёсываться, руки не гнутся, а голова не поворачивается.

Доказательством лживости этих утверждений может быть отказ в ответ на предложение взрослого починить или хотя бы посмотреть на описанные неполадки.

Если вы заметили неискренность ребёнка, прямо скажите ему об этом: «Я вижу, что тебе очень хочется новую куклу. Но тебе вовсе необязательно ругать старую. Мы можем поговорить о том, какой подарок ты хочешь получить на день рождения или на 8 Марта». Подобный диалог поможет ребёнку понять, что открытое высказывание своих желаний повышает шансы на успех.

Правду и только правду!

Ребёнку, который не привык делать над собой волевое усилие, чтобы не поддаваться потоку ярких ассоциаций или признаваться в неприглядных поступках, трудно понять, для чего нужно говорить правду. Ему кажется, что это важно для других, а не для него самого. Постарайтесь разубедить его.

1. Безопасность. Расскажите ребёнку притчу о мальчике, который в шутку кричал: «Волки, волки!» – и люди ему верили, а потом в минуту реальной опасности никто не пришёл на помощь. Признайтесь сыну или дочери, что вам трудно воспринимать всерьёз жалобы на боли в животе, если когда-то такие же симптомы были придуманы для того, чтобы не идти в детский сад.

2. Сохранение доверия.

Спросите ребёнка, как бы он стал относиться к человеку, который обещал подарить игрушку ему, а потому подарил её кому-то другому? Или, например, сказал, что не пойдёт гулять, а сам отправился в парк с компанией? Объясните малышу, что никто не станет считать его хорошим другом, если он не оправдывает чужого доверия. Если человек увлекается своими фантазиями или намеренно лжёт, окружающие теряются и не понимают, какой он на самом деле, поэтому предпочитают общаться с более предсказуемыми людьми.

3. Объективная оценка самого себя. Расскажите ребёнку об интересных особенностях человеческой памяти: рассказывая много раз одну и ту же выдуманную историю, легко забыть, что же произошло на самом деле.

Поэтому «хроническое» фантазирование или ложь мешают быть честным с самим собой. Приведите в пример ситуацию, когда дети друг другу рассказывают «страшилки», а потом начинают сами бояться того, что придумали.

Или случаи, когда люди ссылаются на «больную ногу» или «неудобную обувь», мешающую танцевать, и боятся признаться самим себе, что просто не умеют красиво двигаться под музыку.

Возможно, ребёнку будет непросто понять, что такое оценка себя, однако пусть он знает об этой опасности лжи. Время от времени возвращаясь к этой теме, вы поможете сыну или дочери убедиться в том, как важно быть честным с самим собой.

Как научить ребёнка быть правдивым?

Для того, чтобы ребёнку ХОТЕЛОСЬ говорить правду, родителям важно соблюсти баланс в своей реакции на ложь и фантазии.

С одной стороны, нужно демонстрировать малышу, что его ложь заметна, и их это обижает.

С другой стороны, необходимо демонстрировать своё понимание трудностей, испытываемых ребёнком, и оказывать эмоциональную поддержку, чтобы он стремился к доверительным отношениям.

1. Твёрдо, но дружелюбно настаивайте на том, чтобы ребёнок сказал правду. Однако не торопитесь и выдержите небольшую паузу. Даже взрослому человеку требуется время, чтобы собраться с духом, а уж малышу и подавно! Пока ребёнок молчит, поддержите его, взяв за руку, обняв или присев рядом на корточки.

2. Проявите понимание. Обещайте не ругаться и сохраняйте спокойствие в течение рассказа малыша. Это придаст малышу уверенность и, видя ваше искреннее желание разобраться в ситуации, он предпочтёт избавиться от тяжкого груза.

3. Расскажите о том, что тайное всегда становится явным. Приведите несколько жизненных примеров, где обман неожиданно раскрывался, и лгун оказывался в нелепом положении. Прочтите сыну или дочери историю про манную кашу из книги «Денискины рассказы». Это поможет ребёнку убедиться в том, что обман не только не решает проблему, но и усугубляет её.

4. Помогите подобрать слова. Не забывайте о том, что признание для ребёнка может затрудняться не только по психологическим причинам, но и из-за бедности языка. Вместе формулируя проблему и уточняя те или иные слова, вы сможете докопаться до истины.

5. Показывайте пример. Рассказывая о каких-либо неприятностях, случившихся с вами, вы невольно подтолкнёте ребёнка к ответной откровенности. Убедите других членов семьи в том, чтобы они не использовали «ложь во спасение» при общении с ребёнком.

Так, не следует потакать бабушке, предлагающей внуку сказать папе, будто примеры в тетрадке решены без её помощи. Ведь тем самым она предлагает готовую схему обмана, которую ребёнок будет использовать в аналогичных ситуациях.

Благодаря «культу правды», поддерживаемому дома, малыш увидит, что достойно справиться с неприятной ситуацией можно и без лжи.

6. Поддерживайте в ребёнке чувство самоуважения. Старайтесь чаще подчёркивать ценность индивидуальных особенностей и интересов сына или дочери. Тогда, если сверстники позовут его прыгать с высокой горки, ребёнок не станет придумывать про неудобную обувь, а предложит менее рискованную игру.

7. Хвалите за честность. Даже если вам пришлось долго уговаривать малыша сказать правду, в конце разговора поблагодарите его за откровенность. Пусть ребёнок знает, что своевременное признание сможет уберечь его от наказания.

8. Выполняйте данное обещание. Если вы сказали ребёнку, что не будете его ругать, внимательно следите за своим тоном и выражением лица, даже если вы очень огорчены. Правда за правду!

Как сберечь «полезную» фантазию?

Фантазия необходима для решения творческих и проблемных задач, требующих нестандартного подхода.

Поэтому нельзя бороться с детскими выдумками, называя их «чепухой» или «враньём» и принижая их таким образом. У ребёнка может возникнуть ощущение, что это что-то постыдное и ненужное.

Необходимо очертить круг явлений, в которых фантазия будет поощряться родителем: в играх, театральных постановках, рукоделии и т.д.

1. Поощряйте изобретательство. Попробуйте разделить фантазии ребёнка, превратив их в совместную игру. Так вы сможете корректировать их, помогая устанавливать причинно-следственные связи и находить логические ошибки. Умение строить непротиворечивые концепции – ценное свойство научного мышления.

2. Превратите фантазирование в хобби. Театральная, мультипликационная студии и другие кружки с ярко выраженной творческой направленностью помогут ребёнку найти выражение своим идеям.

3. Воплощайте фантазии в жизнь. Внимательно прислушивайтесь к детским фантазиям, чтобы найти способ реализовать их.

Помогите ребёнку сделать из большой картонной коробки машину времени, причешите с дочкой куклу, как принцессу Лею, и он получит ценный опыт достижения заветных целей.

В будущем его фантазии превратятся в смелые планы, для которых ребёнок будет составлять конкретный алгоритм действий.

Как бы ни настораживали и ни раздражали детские выдумки, старайтесь воспринимать их как зеркало, отражающее восприятие ребёнком действительности. Помогая ему разбираться в сложных ситуациях, вы не только заслужите доверие, но и научите объективному взгляду на жизнь. 

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/pochemu-deti-fantaziruyut-i-zachem-oni-vrut/

Детские фантазии и их роль в развитии ребенка

Что говорят о детях их фантазии

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.

Совсем маленькому, младенцу, кажется, будто он и его мама — одно целое, потому что мама всегда тут и всегда готова удовлетворить его малейшие потребности.

После пяти-шести месяцев младенец начинает относиться к матери как к независимому существу, и это позволяет ему воспринимать и внешнюю реальность. Он обнаруживает, что не все его желания могут исполняться мгновенно, но ему понадобится некоторое время на то, чтобы принять эту ситуацию. Хорошее тому доказательство — приступы гнева и оппозиции между двумя и тремя годами.

Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом мышлении»*.

В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом деле.

Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где — реального.

Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно сказать, что у детей — особые отношения с миром фантазии.

Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры, — для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают «понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.

Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.

Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям — даже с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).

Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.

Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее — разделенных родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с которыми позже приходится расстаться.

Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?

Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.

До трех лет

Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде» и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны: ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус реальности.

– Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.

– В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды, которые в этом нуждаются.

В четыре года

Четыре года — возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами: ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как будто друг этот существует на самом деле.

В разгар эдиповой стадии четырех-пятилетние дети нередко придумывают себе семью, родителей. Некоторые могут сочинить даже длинную «семейную сагу» (см. «Усыновление/Удочерение»).

– Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует — родители становятся необыкновенными только в разговорах с друзьями.

– Выдумки такого рода — ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и это совершенно нормально.

– Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства, но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.

Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе.

Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.

По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от реального.

– Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог играть словами.

– Хороший критерий способности не путать фантазии с реальностью — умение понимать метафоры и переносный смысл слов.

– Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.

– Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его во что-то поверить.

Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо рассказывать детям сказки.

С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта.

Здесь было бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости — волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит отца или мать, иными словами — родительскую фигуру, показывающую пример доброжелательного к нему отношения.

Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно — вечерние и ночные, одних только сказок недостаточно.

Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие уже во время сна.

Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами

– Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.

– Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу. Решить проблему способен обычный ночник.

– Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.

– Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш особенно боится.

Детское воображение — это воображение разделенное: в детском саду ребятишки рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются проступками.

– Следите за тем, чтобы до трех лет ваш ребенок не смотрел телевизор (см.

«Телевизор и видеоигры»), а если уж тянется к голубому экрану — чтобы не смотрел пока ничего, кроме мультфильмов для своего возраста.

При этом надо учитывать, что некоторые, даже предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их воображения.

– С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые вызывают у него страх.

– Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить ему «страшилки».

Если ребенок все еще верит в Деда Мороза

Вашему ребенку пять или шесть лет… Скорее всего, окажется, что веры его в Деда Мороза хватит ненадолго.

Но что вообще означает для ребенка вера?

Когда он совсем маленький, он верит всему, что говорят взрослые. Потом начинает понимать, что у других могут быть мнения, отличные от его мнения, и убеждения, не такие, как у него самого.

Если в этом возрасте он все еще верит в Деда Мороза, эта вера отражает теперь его собственное желание, но уже никак не то, что он присоединяется к верованиям взрослых.

– Если малыш задает вопросы, отвечайте на них честно, даже если вам жаль, что сын или дочка частично утеряет свою ребяческую наивность.

– Помните, что Дед Мороз приходит не затем, чтобы подкрепить ваш родительский авторитет, принося подарки одним только послушным детям.

– Дети, которые больше не верят в то, что Дед Мороз существует на самом деле, все еще верят в сказки и легенды: они продолжают рисовать Деда Мороза и даже пишут ему письма — «понарошку».

– Постепенно благодаря всему этому Дед Мороз превращается в поэтическую метафору родительской любви (и родительского авторитета).

В работе психоаналитика Октава Маннони**, посвященной вере и верованиям, показано, что мы по-настоящему верим в Деда Мороза только тогда, когда знаем, что «его не бывает».

Здесь нет парадокса: вера — это средство удержать при себе наиболее прекрасную часть реальности, зная, что ее не существует. Вероятно, поэтому родители так дорожат верой ребенка в Деда Мороза и стремятся сохранить ее надолго.

* Есть даже такое специальное понятие — «период магически-галлюцинаторного всемогущества».

**Октав Маннони (1899-1989) — французский психоаналитик и философ- культуролог, объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так: несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского», анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее…»

Детские фантазии

«Курс полета фантазии» – развитие творческой активности младших школьников.
Воображение – презентация.
Как отучить ребенка врать и сквернословить.

Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/detskie-fantazii.html

Почему дети боятся своих фантазий и как им помочь

Что говорят о детях их фантазии

Однажды ваш ребенок говорит: «Мама, я боюсь».

Не высоты, не упасть или обжечься, не грозы и грома, а декоративной руки на стене, котенка Финдуса, мужчину с большими усами за соседним столом — в общем, совсем неожиданных объектов.

Точнее того, что за ними, того, что скрыто, собственных фантазий. С тех пор, как дети научаются воображать и придумывать, их фантазия, как выясняется, то и дело подсовывает им что-то такое, чего нужно обязательно бояться.

ВРЕДЯТ ЛИ ДЕТЯМ СТРАШНЫЕ ИГРУШКИ?

Страх — базовая эмоция. Он нужен человеку, чтобы вовремя оценить опасность, чтобы «спрятаться или убежать».

Эта эмоция запускает в организме мобилизующие процессы, готовит его к сверхсильным нагрузкам, к возможностям повреждений, активирует периферическое зрение, сердце начинает биться быстрее — словом, спасайся, малыш.

Но нам уже давно не приходится убегать от диких зверей, поэтому наши цивилизованные страхи обросли специфическими особенностями и поделились на три типа:

  • навязчивые — возникают в определенных жизненных ситуациях (страх высоты, замкнутого пространства, врачей, быстрой езды);
  • бредовые — те, которые объяснить невозможно, самые тяжелые страхи, которые могут указывать на расстройства психики;
  • сверхценные — это экзистенциальные страхи смерти, темноты, одиночества, сюда же относят страхи-фантазии, те самые, которые появляются в воображении ребенка, особенно ярко «живут» в его сне.

Страх собственных фантазий среди этого списка — самый «детский»: рассудительные взрослые все еще могут бояться смерти или темноты, но редко боятся сказочных или выдуманных персонажей (а если это так, то это, несомненно, клинический случай).

Происходит так потому, что маленький ребенок в определенном возрасте (примерно в два года) знакомится с более сильными, чем прежде, эмоциями, встречает их в окружающем мире, в близком круге и, наконец, в себе самом.

Он оценивает эти эмоции, и для того, чтобы ему научиться с ними правильно взаимодействовать (правильно — в данном случае значит без дальнейших травм), ему нужна постоянная тренировка, то есть столкновение с ними. В конечном итоге, как и миллионы лет назад, — для выживания, только теперь на более сложном уровне.

Именно поэтому страхи часто появляются как будто из ниоткуда — в маленькой голове все время происходят сложные процессы создания пугающих персонажей или ситуаций, о которых взрослые узнают, только когда они вербализуются.

Когда и как нужно спасать ребенка от страхов

Психологи говорят, что делать это нужно совсем не всегда. В первую очередь, нужно внимательно слушать. Дети по-разному говорят о том, чего они боятся.

Одни страхи пугают их в прямом смысле — до дрожи, о других они спокойно сообщают как о чем-то обыденном.

Такой страх скоро уйдет сам, с ним не нужно бороться, это обычная пугающая фантазия, которую создало богатое воображение вашего малыша.

ФИЛЬМЫ И МУЛЬТИКИ, ПУШАЮЩИЕ ДАЖЕ ВЗРОСЛЫХ

Но если вы видите, что страх парализует ребенка и не дает двигаться дальше в прямом или переносном смысле, если ребенок прячется в вас, залезает на руки и даже плачет — то, конечно, стоит помочь ему это все преодолеть и победить.

1. Ни в коем случае не смейтесь над ребенком и не говорите: да ты что, это же совсем не страшно. Это вам кажется, что это «всего лишь» маленькая волна.

Он же видит, что эта волна только что смыла и уничтожила построенный им дом из камней, а это означает только одно: что она так же может уничтожить и его самого. Все детские страхи (тем более фантазии) — чрезвычайно важны.

Важны не столько своим первоначальным смыслом, сколько родительской реакцией на них. Именно от вас они ждут поддержки, и обесценивание — не совсем то, ради чего они прячутся у вас под мышкой.

2. Защитите, примите, а потом говорите. Лучше всего, если у вас есть возможность, обнимите ребенка и согласитесь с ним: я вижу, что тебя очень испугал этот кит — расскажешь мне, почему? Скорее всего, сразу он не расскажет.

Тогда вам придется признаться, что и вас тоже что-то пугало, когда вы были ребенком, и о том, как ваша мама вас защитила. Пообещать, что и вы обязательно его защитите. Аккуратно выяснить, почему же именно этот персонаж такой страшный.

А потом использовать простые техники, которыми пользуются психологи всего мира.

КАК ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ТЕМНОЙ КОМНАТЫ?

3. Нарисуйте этот страх. Если ребенку нравится рисовать, попросите его нарисовать то, что его напугало, а затем разберите рисунок подробно.

Выясните, где у этого персонажа глаза, руки, может быть, зубы, обратите внимание, как нарисованы части тела, — ребенок в рисунке всегда выделяет наиболее важное, потому, изображая страх, он наверняка нарисует крупнее то, что пугает его больше всего. После подробного разбора вам станет яснее, с чем именно нужно бороться.

Сочините вместе историю этого персонажа — почему он такой? Почему у него такие большие зубы? Чтобы съесть кого-то? А что он любит есть? Маленьких мальчиков? Кто это сказал? А может быть такими большими зубами удобно грызть яблоки или морковку? Давай нарисуем ему яблоко! Слишком большие руки? Давай подарим ему гитару — пусть он на ней играет! Не нивелируйте страх — очеловечьте его и задобрите. Если в следующий раз ребенок снова скажет, что боится того же персонажа, напомните ему, что вы уже сделали, повторите историю.

4. Сказка про страх. Рисунки не участвуют, зато придется разговаривать. Расскажите ребенку историю, в которой он — главный герой, где он отправляется на встречу со Страхом, но обязательно вместе с Помощником (мамой, папой).

Предлагайте ему самому продолжать рассказ о том, как он победил то, что его пугает, — или, еще лучше, пожалел или подружился с ним. Методы, как в рисунке. Выясните, что больше всего пугает, предлагайте разные варианты причин, почему так случилось, что этот персонаж стал именно таким.

Сказка обязательно закончится добром, и довольно скоро (если не сразу) страх сойдет на нет.

5. Если вы показываете ребенку мультфильмы — обратите на них внимание. Может быть, раздражитель где-то в них. Пересмотрите, найдите и устраните причину.

Читайте книги внимательно, может быть, кто-то из любимых персонажей сделал что-то неожиданное и пугающее, вы не заметили, а ваш ребенок впечатлился.

Обратите внимание на современную детскую литературу, в ней очень много прекрасных книг о проживании детьми страхов, с маленькими персонажами в главной роли — специально для таких случаев.

8 НЕСТРАШНЫХ ХЭЛЛОУИНСКИХ МУЛЬТИКОВ

6. Обратите внимание на себя. Иногда детские фантазии — метафоры ситуаций в семье или близком окружении. Выслушайте ребенка и подумайте, может быть, таким образом он переживает какую-то внешнюю историю. В этом случае самой лучшей помощью будет налаживание микроклимата в доме.

А если это по каким-то причинам невозможно, поговорите с ребенком, осторожно и деликатно объясните ему, почему сейчас все обстоит именно так. Опять же, не нивелируйте страх, но пообещайте, что будете всегда делать все возможное, чтобы его защищать в любом самом темном лесу.

И конечно постарайтесь сдержать обещание.

В норме детские страхи-фантазии появляются и проходят за три-четыре недели. Если стадия задерживается, перерождается или усиливается, не бойтесь обратиться к детскому психологу.

В раннем возрасте и на ранних этапах детские навязчивые страхи снимаются просто и быстро. Самое главное — не позволяйте детскому страху вызвать в вас, взрослом, страх того, что «с ним что-то не так», не накручивайте себя.

Этот период проходят все дети. Волноваться нужно тогда, когда ребенок не боится ничего.

Что почитать на тему?

Александр Захаров «Дневные и ночные страхи у детей».

Книга московского профессора психологии о причинах возникновения у маленьких детей страхов и возможных способах их устранения.

Марина Осорина «Секретный мир детей в пространстве взрослых».

Доцент факультета психологии СПбГУ рассказывает о детской субкультуре «тайных мест» и восприятии ребенком мира взрослых, взаимоотношениях с окружающим пространством — с рождения и до взросления.

Эда ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума».

Американский педагог рассказывает о конфликтных ситуациях между взрослыми и детьми, возникающих, как правило, от недопонимания. Детским страхам посвящена отдельная глава.

Леви Пинфолд «Черный пес».

Детская книга о появлении страха (метафора страха — черный пес) и его преодолении.

Интересное по теме:
Как вырастить трусишку?
Ложимся спать без капризов

Источник: https://tlum.ru/news/pocemu-deti-boatsa-svoih-fantazij-i-kak-im-pomoc/

Как развивать фантазию и воображение у ребенка?

Что говорят о детях их фантазии

Фантазия – это особенный метод мышления, который активно формируется у ребенка начиная с малых лет. Тем не менее с возрастом у детей воображение становится небогатым.

А случается так вследствие того, что, когда дети взрослеют, они начинают размышлять осмысленно, забывая о фантазии и воображении, таким образом подавляется нестандартное мышление. Оно нужно для того, чтобы в ребенке воспитывать творческую личность.

Тогда из обыкновенного малыша у родителей получится вырастить актера, музыканта или поэта.

Развитое воображение нужно не только для этого. Ко всему прочему, оно может помочь ребенку самому размышлять, излагать собственную точку зрения. Дети с развитым воображением открытые и добрые, они свободно вступают в разговор, и им проще знакомиться.

Воображение формирует детские мысли. А это важная составляющая часть для правильного формирования психологического и физиологического эмоционального состояния ребенка.

Чтение сказок поможет развить у малыша воображение

Как развивать фантазию у ребенка при помощи сказок и историй? Абсолютно все дети обожают сказки. Некоторые могут читать их сами, а другие предпочитают слушать их в семейной обстановке перед тем, как ложиться спать. При помощи сказок возможно радостно и увлекательно формировать детское воображение.

Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочтенной любимой книжкой. Пусть малыш попытается вообразить, что случилось с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы.

Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами.

В такой игре можно использовать не только волшебные истории, но и мультики, окружающую среду и все вокруг. Так играть можно дома, на улице, в поликлинике и вообще, в любом месте.

Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком

Поможет развить фантазию наблюдение за окружающим миром. Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите дитя помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее.

В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть малыш подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул.

Вы непременно услышите радостные и неординарные решения.

Например, деревяшку можно применить как богатырскую саблю, ложками можно стучать друг об друга и получится музыка, а если залезть на стул, то можно звонко рассказывать стихотворения и петь песенки гостям.

Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка

Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если дитя хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а малыш – доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот.

Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое. Можно вообразить, что вы с ребенком планируете длительную поездку. Тогда попросите его, чтобы он собрал нужные вещи и рассказал, зачем они ему понадобятся.

Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка

Как развивать фантазию у ребенка при помощи кукольного театра? Все-таки дети лучше усваивают знакомство с окружающим миром в игре. Создайте семейный кукольный театр.

Совсем не нужно для этого приобретать какие-то специальные вещи, будет достаточно простых игрушек и недорогих пальчиковых куколок. Так называемую сцену возможно соорудить из стульев, которые можно накрыть простыней.

Попросите помощи у родных и приятелей, пользуйтесь сценариями популярных сказок и выдумывайте собственные интересные рассказы и новейших персонажей.

Применяйте различные материалы, которые находятся под рукой для формирования фантазии у ребенка. Попросите малыша собрать пазлы без использования руководства, а рассчитывая на собственную интуицию, сделать забавный зверинец из кубиков, где нарисованы животные.

Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем какую-нибудь часть рисунка, после чего малышу предложите завершить эту картинку.

Продемонстрируйте ему, как из двух кружочков можно нарисовать котика либо кролика, а немного полосок просто и моментально могут преобразоваться в автомобиль или дом.

Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка

Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения.

Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака.

Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.

В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки.

Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем.

Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Книги, которые помогут родителям

Как развивать фантазию у ребенка? Есть большое количество методов формирования воображения у детей. Один из них — это использование специальной литературы.

Какие есть книги, развивающие фантазию и воображение у детей? Например, книги Сузанны Бернер, они разделены по сезонам и так и называются: «Летняя», «Осенняя», «Зимняя» и «Весенняя».

В них представлено путешествие по городу в разное время года.

Город изменяется вместе с сезоном, а заинтересованность детей к такой удивительной литературе не перестает подогреваться многообразием приключений и жизнью персонажей.

Однако фантазия и воображение нужны не только детям, но и взрослым. И что делать если воображение скудновато, как самим развивать фантазию? Во-первых, побольше читайте и анализируйте действия персонажей книг, представьте себя в их роли, обдумайте, как бы поступили вы в той или иной ситуации.

Во-вторых, ничего не упускайте из вида. Очень много необыкновенного случается в нашей жизни, на что мы не обращаем внимания, придумывайте и пишите сказки.

Небольшое заключение

Вопросом, как развивать фантазию, задаются очень многие родители. В ежедневном общении с ребенком можно придумать очень много методов, которые помогут в развитии воображения чада. Очень важно заниматься с малышом в отличном настроении, тогда и у него появится заинтересованность в занятиях. Желаем удачи в обучении своего ребенка.

Источник: http://fb.ru/article/263089/kak-razvivat-fantaziyu-i-voobrajenie-u-rebenka

Как воспитать ребенка с богатой фантазией?

Что говорят о детях их фантазии

Многих родителей крайне интересует детское воображение. Одни волнуются по поводу слишком бедной фантазии своего малыша, другие не знают, как обуздать ребёнка, который постоянно что-то придумывает буквально на каждом шагу. А что говорят специалисты по данному поводу?

Как развивать фантазию у детей?

Воображение присуще каждому человеку. Оно позволяет придумывать разные выходы из ситуации, полезно далеко не только творческим людям.

Бытует мнение, что развитие воображения необходимо будущим
писателям, художникам, скульпторам, поэтам, одним словом, людям соответствующих профессий.

Поэтому родители, по разным причинам негативно или несерьёзно относящиеся к такого рода занятиям, могут недооценивать важность воображения.

Отрицательная оценка профессий, между прочим, может серьёзно сказаться не в лучшую сторону на будущем самого ребёнка, формировании его ценностей, породить в дальнейшем внутрисемейный конфликт.

Поэтому родителям желательно пересмотреть свои взгляды (если они именно таковы), чтобы избежать недопонимания. Возможно, стоит обратиться к семейному психологу, поработать над собственными установками.

Ответственное отношение к себе способно стать примером детям.

Возвращаясь к теме детского воображения, стоит отметить: хорошо развитая фантазия помогает инженерам найти выход из ситуации, что-то придумать, разрешить проблему.

Бизнесмены создают оригинальные предложения, основываясь на деловой хватке, личном опыте и воображении! Менеджер по продажам креативно предлагает товар покупателям, специалист в области рекламы – оформляет новый стенд.

Примеров можно привести очень много, хорошая фантазия помогает найти выход из любой ситуации, причём достаточно быстро. Благодаря этому человек оказывается находчивым и более счастливым.

Люди с воображением намного меньше подтверждены проблеме рутины, скуки, застоя. Они умеют действовать, ломая шаблоны, им не требуются инструкции.

Благодаря фантазии развиваются такие полезные человеческие качества как предприимчивость, находчивость, креативность. Понимания этого достаточно, чтобы перестать недооценивать важность развития детского воображения.

Показатели нормы

Родителей традиционно волнует: нормально ли развивается отпрыск? Наличие отклонений мнительным мамам и папам нередко мерещится повсюду.

В действительности отсутствие особых проявлений фантазии до 3 лет может быть вполне нормальным, особенно если ребёнку не хватает жизненного опыта.

Малыш вряд ли сможет представить, что стул – это лошадь, кресло – трон, простая палочка – волшебный посох, способный творить чудесные заклинания, если ребёнок не будет посещать зоопарки, гулять, общаться с другими детьми, животными, смотреть мультфильмы, слушать сказки.

Богатый опыт – это прекрасный багаж имеющихся знаний, которые можно впоследствии использовать для развития воображения. Слушающий сказки малыш начнёт постепенно сочинять свои. Знакомство со страшной историей может обернуться кошмарами. Поэтому родителям желательно критично относиться к тому, что выдаётся ребёнку, какую информацию получает отпрыск.

Нехватка фантазии

Если малыш не начинает в три года что-то сочинять, фантазировать, выдавать одни предметы за другие – повод насторожиться. Вполне возможно, что с ребёнком недостаточно общаются, слишком маленький накопленный багаж информации.

Иногда причина в нехватке интереса, скуке, нередко дети боятся проявлять фантазию дома, например, когда кто-то из родственников пристыдил, поругал, даже, возможно, напугал. Малыши в этом возрасте могут бояться рассказать родителям, решить, что мама и папа тоже так считают, забыть о причине своего страха (а внутренний запрет на проявление фантазии остаётся).

Помогает мягкое, осторожное обращение с ребёнком, откровенные разговоры, игры. Ребёнку необходимо создать комфортную среду, благодаря которой он сможет проявлять себя, фантазировать, играть.

Не надо оценивать его творчество, строго судить: первые попытки могут показаться достаточно примитивными, но здоровый, активный ребёнок будет развиваться. Дальнейшие выражения фантазии уже станут значительно лучше, ярче.

Избыток фантазии

Крайности всегда беспокоят. Живой, активно фантазирующий ребёнок, постоянно играющий с окружающими предметами, придумывающий сценарии для развлечения и игр – это здорово. В каких случаях стоит бить тревогу? Признаки возможных нарушений:

  1. Ребёнок слишком сильно ударился в мир фантазий. Он постоянно что-то придумывает, каждый день, причём предложение «остаться в реальном мире» заставляет его нервничать и напрягаться. При попытках обсудить что-то реальное малыш замыкается, становится неразговорчивым.
  2. Ребёнок болезненно реагирует на любое напоминание о нереальном характере фантазий, настаивает на том, что его воображаемые друзья настоящие, может устроить истерику при использовании стула по назначению, потому что «лошадке больно». Важно: данные случаи повторяются неоднократно, становятся системой, мешают нормальной социализации.
  3. Малыш начинает путать воображаемое и настоящее, уверен, что выдуманные события действительно происходили.
  4. Ребёнок продолжает фантазировать по поводу реальных событий, придумывает окружающим несуществующие профессии, от него трудно добиться правды. Ложь становится гораздо привлекательнее и интереснее.
  5. Важность выдуманного мира намного больше, чем происходящее вокруг. Ребёнок очень ярко реагирует на собственные фантазии, но при этом крайне слабо – на родителей, бабушек, братьев, сестёр, других родственников, няню, домашних питомцев, друзей.

Описанные признаки нарушений способны пересекаться между собой. Причины отклонений в поведении могут быть во внутренних конфликтах в семье, страхе ребёнка, который малышу трудно выразить по-другому. Но иногда это свидетельствует о серьёзных отклонениях развития, нарушениях работы мозга. Поэтому ребёнка следует показать педиатру.

Источник: http://KabinetDoktora.com/deti/razvitie-rebenka/detskoe-voobrazhenie.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий