Чем опасен синдром отличника?

Содержание
  1. Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
  2. Признаки синдрома отличника у ребенка:
  3. Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:
  4. Чем опасен синдром отличника?
  5. Что такое синдром отличника?
  6. Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника?
  7. Какие проблемы появляются у взрослых «отличников»?
  8. Как избавить ребёнка от синдрома отличника?
  9. Синдром отличницы у взрослых и детей. Как избавиться от синдрома отличницы?
  10. Неоднозначное понятие
  11. Симптомы
  12. Плачевные последствия
  13. Как помочь ребенку?
  14. Совет 1: Любовь и внимание
  15. Совет 2: Гениальность – не самое главное
  16. Совет 3: Разнообразие и импровизация
  17. Как избавиться от синдрома отличницы у взрослых?
  18. Совет 1: Небольшие изменения
  19. Совет 2: Делегирование полномочий
  20. Совет 3: Важен процесс, а не результат
  21. Синдром отличника
  22. Портрет отличника: тревожные симптомы
  23. Почему с этим нужно бороться?
  24. Что делать: советы психологов
  25. Синдром отличника
  26. Причины синдрома отличника
  27. Симптомы синдрома отличника
  28. Диагностика
  29. Лечение синдрома отличника
  30. Прогноз и профилактика
  31. Синдром отличника: причины, признаки, диагноз, лечение – как избавиться
  32. Причины появления синдрома отличника
  33. Симптомы заболевания
  34. Портрет отличника: тревожные симптомы
  35. Диагностика синдрома
  36. Стоит ли лечить недуг?
  37. Лечение синдрома отличника
  38. Методы борьбы с патологией для взрослых
  39. Советы психологов
  40. Профилактика
  41. Прогноз

Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться

Чем опасен синдром отличника?

Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе. Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки.

Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема.

Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного.

Признаки синдрома отличника у ребенка:

  • ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания;
  • ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу;
  • ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями;
  • в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию;
  • ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать – снижается;
  • если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать;
  • ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить;
  • главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих.

Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка – показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей.

Из-за огромной боязни ошибиться, школьный отличник не решится взяться за дело, если не будет на 100% уверен, что сможет с ним справиться идеально. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить.

Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим.

Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни.

Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.

Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию.

Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.

Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:

  • низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой;
  • природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать;
  • желания заслужить любовь родителей;
  • страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей.
  • Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
  • Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении.
  • Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред.
  • Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
  • Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
  • Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.

Источник: https://polzavred.ru/chem-opasen-sindrom-otlichnika-i-kak-pomoch-rebenku-ot-nego-izbavitsya.html

Чем опасен синдром отличника?

Чем опасен синдром отличника?

Все родители хотят, чтобы их дети были самыми умными, красивыми и воспитанными. Правильно ли это и кем вырастают маленькие перфекционисты?

Сложно не радоваться успехам своего ребёнка, особенно когда победа даётся ему непросто. Но есть категория родителей, которые считают, что в жизни отпрыска должны быть только успехи и ничего больше. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника.

Что такое синдром отличника?

Этот психологический недуг развивается не в одночасье. Он воспитывается с рождения родителями и, если к этому есть предрасположенность, расцветает ближе к школьному возрасту.  

«Отличники» уверены: есть только белое и чёрное, пятёрки и другие оценки, ошеломляющий успех и полный провал. Вся жизнь таких людей — борьба за призовые места, сплошной перфекционизм и неприятие даже средних показателей.

Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника?

  • Его не заботит и не привлекает процесс обучения, главное — результат.
  • Он пренебрегает развлечениями и общением с родными и друзьями ради учёбы.
  • Любая неудача или ошибка оборачиваются горючими слезами, стрессом, страхом повторения этой ситуации.
  • Ребёнок не выносит замечаний и критики.
  • «Отличник» никогда не сопереживает проигравшим, наоборот, его радуют чужие неудачи.

Казалось бы, желание быть первым — не такая плохая штука. Почему нужно бороться с ним? Разве оно не пригодится в жизни и не поможет достичь определённых высот? Всё не так однозначно.

Если в школе «отличники» ещё могут «выплыть» на хороших оценках и реализовать свои желания, то во взрослой жизни начинаются настоящие проблемы. 

Какие проблемы появляются у взрослых «отличников»?

  • Проблемы с самооценкой. Она может быть как завышенной (человек смотрит на всех свысока, горделив, заносчив, нетерпим, большого мнения о себе), так и заниженной (неуверенность в себе, нежелание даже пробовать что-то изменить, довольствование низким статусом, общение в кругу неуспешных людей).
  • Эмоциональная нестабильность. Особенно ярко это проявляется у девушек. Частые смены настроения, депрессии, переживания, бессонница, раздражительность, плаксивость — всё это следствия перфекционизма. В крайнем случае эмоциональная нестабильность может приводить к неврозам и даже суицидам.
  • Разочарование. «Отличники» не дают права на ошибку, причём не только себе, но и своим близким. Они очень быстро разочаровываются в людях, не давая им исправить оплошности, с трудом заводят друзей, находятся в напряжённых отношениях с родными и коллегами.
  • Проблемы в личной жизни. У «отличника» всё должно быть самым лучшим, и супруг в том числе. А поскольку никто не идеален, перфекционисты часто остаются одни, так и не найдя свою половинку.
  • Несбывшиеся мечты. Став родителями, перфекционисты начинают прессовать и муштровать собственных детей, чтобы и те были самыми-самыми. Вот и ответ на вопрос, откуда берутся такие родители. Даже если сами сломались и не достигли успехов, скатившись по наклонной, они будут стараться реализовать все свои мечты через детей. 

Как избавить ребёнка от синдрома отличника?

  1. Не сравнивайте его с другими детьми. В разговоре подчёркивайте, что все разные, и у каждого свои таланты.
  2. Не ругайте и не наказывайте за плохие оценки. Не обобщайте («Так я и думала, что ты двоечником станешь!»), лучше покажите ребёнку, что один промах ещё ни о чём не говорит («Ты сегодня был не в форме, ну ничего, бывает.

    Давай вместе подготовимся к завтрашним урокам!»).

  3. Не корите чадо за ошибки. Признавайте его право на промах, рассказывайте о собственных неудачах. На ошибках, как мы знаем, люди учатся.

  4. Не перехваливайте («Ты у меня самая умная, самая красивая, самая способная!»), хвалите за конкретные дела («У тебя очень хорошо вышел слон из пластилина — молодец!»). В противном случае чадо ждёт разочарование как минимум в школе, где за успех придётся побороться. А уж во взрослой жизни — тем более.
  5. Не перебарщивайте с развивающими занятиями, секциями и кружками. Конечно, хорошо, когда ребёнок чем-то увлекается и ходит на дополнительные занятия, но всё это должно быть в радость и в удовольствие.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-7-12/shkola/chem-opasen-sindrom-otlichnika/

Синдром отличницы у взрослых и детей. Как избавиться от синдрома отличницы?

Чем опасен синдром отличника?

Среди простых людей с их достоинствами и недостатками обитают и такие необычные личности, у которых все идеально. Или, по крайней мере, они к этому стремятся.

У таких представителей рода человеческого всегда все разложено по полочкам – и мысли, и вещи в шкафах. Они аккуратны и подтянуты и выполняют свою работу безупречно. Но почему-то далеко не все из них счастливы.

Все дело в том, что их идеальность – это результат такого психологического явления, как «синдром отличницы».

Неоднозначное понятие

Это понятие – одно из «народных» названий термина патологической формы перфекционизма. Это означает, что для человека, который им страдает, приемлем только абсолютный и идеальный результат любого действия.

То есть никаких «авось» и «да, ладно», никаких недоделок, а все структурировано, доведено до совершенства и выполнено «на отлично». И так во всех аспектах жизни. Синдром отличницы у взрослых психология изучает уже давно и с пристрастием.

По этому поводу есть много научных исследований и работ, поэтому и осведомленность людей в данном вопросе достаточно высока. Однако, к сожалению, таких «отличников» меньше не становится.

Симптомы

Синдром отличницы может проявляться по-разному, и иногда за него может быть принято элементарное стремление человека сделать что-то хорошо или правильно.

Но все же есть «звоночки», на которые стоит обратить внимание, чтобы вовремя оказать помощь и поддержку близкому человеку, ребенку или другу.

Кстати, и у детей, и у взрослых симптоматика этого психологического недуга выражается одинаково.

  1. Желание довести все до идеала: все игрушки сложены «под линеечку», в дневнике всегда только «пятерки», на кухне каждая кастрюля доведена до блеска, в салоне автомобиля нет ни пылинки, туфли начищены, цветы всегда политы и т. д. И никаких «почти»! Все должно быть доведено до безупречности.
  2. Человек болезненно реагирует на любую критику. Общественное мнение и оценка за проделанную работу – превыше всего остального в жизни. Любая негативная оценка («двойка» или даже «четверка» за контрольную, выговор строгого начальника, замечание прохожего на улице и т. д.) способна просто повергнуть такую личность в глубочайшую депрессию, вызвать очень сильное психологическое расстройство или как минимум сильно опечалить и испортить настроение очень надолго.
  3. Безумная ревность к похвалам, адресованным другим людям. Перфекционист может легко впасть в истерику только потому, что учитель похвалил сегодня не его одного или премию за успешно выполненный проект дали одновременно нескольким сотрудникам. «Отличник» всегда должен быть только лучшим из лучших.
  4. Самопожертвование – это второе «я» таких людей. Никакие лишения не остановят их на пути к идеалу. Они могут жертвовать собой, своей семьей, интересами, отдыхом, развлечениями, в общем абсолютно всем, ради выполнения какой-либо задачи идеально. Как только цель будет достигнута, они переключаются на следующую, и тогда в ход идут уже новые жертвы.
  5. Постоянное сравнение себя с другими: никто не должен быть лучше, никаких промахов и ошибок, как у других. Если отличник встречает на своем жизненном пути еще более идеального человека, то вероятны два исхода. Либо «безупречный» станет для перфекциониста идеалом, которому стоит следовать, либо такая встреча приведет к глубокой депрессии с серьезными психологическими травмами и последствиями.

Согласно последним исследованиям в области психологии и генетики, синдром отличницы может быть как приобретенным, так и наследственным. С генетикой спорить человечество еще не научилось, а вот понять, что вызывает подобные расстройства психики, вполне под силу каждому.

  1. Неправильно данная в детстве установка, что любовь не безусловна, ее необходимо заслужить, причем только хорошими поступками. И чем лучше и правильней все делать, тем сильнее будут любить. Как часто родители говорят своему чаду: «Если бы ты был отличником, тогда я бы тобой гордилась и тебя любила». Или так: «Не подходи ко мне, не разговаривай со мной, потому что ты сегодня поступила очень плохо» и т. д. Из таких высказываний ребенок устанавливает связь: если поступать хорошо и правильно, то будут любить, а если нет – не будут. Отсюда зарождается и стремление сделать все идеально любой ценой, ведь на кону любовь и признание. К сожалению, такую ошибку могут допустить не только родители, но и учителя, бабушки и дедушки, и даже школьные друзья и одноклассники. А любящие и заботливые мамы и папы просто не смекнут вовремя, что это за явление и как с ним бороться.
  2. Постоянное присутствие в окружении человека одного или нескольких патологических перфекционистов может вызвать так называемое «заражение» как у взрослого, так и у ребенка. Конечно, на физиологическом уровне никакого вируса или бактерии не передается. Но на уровне сознания и подсознания перенимание навыков, черт характера и особенностей поведения другого человека, с которым есть постоянный и близкий контакт, – явление не такое уж и редкое. Как в народе говорят, с кем поведешься, так тебе и надо. Часто родители-перфекционисты воспитывают своего ребенка по своему образу и подобию, и в результате получается еще один человечек с завышенными требованиями к себе и окружающим, с болезненным обостренным чувством неидеальности этого мира и стремлением все довести до безупречности.
  3. Чрезмерная самокритичность тоже может довести до такого состояния. Анализируя свои неудачи и промахи, человек думает, что если бы поступил правильно или сделал что-то лучше, то все сложилось бы по-другому или что-то бы не произошло. Это приводит в дальнейшем к стремлению все сделать лучше, а потом при следующей неудаче еще лучше, и так по нарастающей. Очень часто это встречается у детей, которых сильно ругают за ошибки и неправильные поступки.

Плачевные последствия

Чем же опасен патологический перфекционизм? Синдром отличницы у взрослых женщин и мужчин, а также у детей, проявляется как в психологических проблемах (ограниченный круг общения, частые нервозные состояния, депрессии), так и в физических недугах (нарушение работы сердечной и нервной систем, скачки артериального давления, нервное и физическое истощение организма).

Понимая симптомы, причины и последствия, можно обратиться за помощью к психологу. Если нет такой возможности или желания, то, в принципе, каждый может выработать свой собственный способ борьбы с этим недугом, используя следующие советы.

Как помочь ребенку?

Чтобы у вашего любимого чада не возникло проблем при образовании собственной семьи, а потом и с его же наследниками, необходимо в первую очередь обеспечить ему благоприятные условия для жизни и взросления. И психологический настрой играет в этом плане первостепенную роль.

Совет 1: Любовь и внимание

С самого рождения давать чаду понять, что любовь – понятие безусловное. Даже если в дневнике нарисовалась «двойка» или директор вывал родителей в школу за плохое поведение школьника, мама и папа все равно будут любить.

Да, они будут расстроены, последует воспитательная беседа и, возможно, даже они применят какое-то допустимое наказание, но при этом всем сердцем будут вместе со своим ребенком.

И никаких физических наказаний, чрезмерных лишений или отчуждения!

Совет 2: Гениальность – не самое главное

Чтобы не взрастить синдром отличницы у ребенка, не стоит «лепить» из него гения или победителя во всех конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Пусть чадо занимается тем, что ему интересно и выполняет задания, которые под силу. Пусть не отличник, не призер по бальным танцам, не победитель конкурса лучших скульптур из пластилина и т. д., но зато свой любимый, родной и психически здоровый!

Совет 3: Разнообразие и импровизация

Если школьник чрезмерное количество времени проводит за учебой, без отдыха и прогулок сидит за книгами, старается быть лучшим учеником на всю школу, то это, конечно же, хорошо. Но, как известно, «много хорошо – тоже не хорошо».

Чтобы такой старательный малыш не заработал себе «синдром отличницы» вместе с пятерками, грамотами и медалями, родителям нужно перестать этим умиляться и отвлечь чадо на что-то другое, показать, что в мире есть много чего не идеального, но такого интересного.

Например, завести традицию по вечерам вместе выгуливать собаку и болтать о всяком разном, причем использовать не один и тот же маршрут, а каждый раз импровизировать.

Или совершенно неожиданно, несмотря на гору невымытой посуды или несделанной работы, собраться и всей семьей поехать на природу, чтобы поиграть в бадминтон.

Как избавиться от синдрома отличницы у взрослых?

Тут уж, после осознания наличия у себя подобной проблемы, придется постараться собственноручно. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Совет 1: Небольшие изменения

Позволить себе хотя бы некоторую небрежность. Для начала можно сделать прическу, которая не предполагает идеальную укладку. Затем выбрать несколько вещей, которые будут выглядеть не так, как все остальное в гардеробе.

Также можно попробовать лечь спать, не вымыв посуду, уйти на работу, не прихватив с собой пакет с мусором, который надо выбросить, повесить полотенца в ванной не на свои места.

Сначала будет трудновато, но затем изменение таких мелочей даст понять и почувствовать, что мир не рухнет, если не все в нем будет идеально и безупречно.

Совет 2: Делегирование полномочий

Хороший способ, как избавиться от синдрома отличницы, – это позволить кому-либо сделать что-то за себя. Например, разрешить мужу самому сходить в магазин и купить любые продукты, которые он выберет, а не те, которые обозначены в строгом списке.

Или позволить коллеге самой довести проект до конца, без ежеминутного контроля и проверки. Конечно, это вызовет целую волну переживаний, но трудно будет только первые несколько раз.

Затем сработает все тот же принцип – мир не идеален, но, несмотря на это, он все еще держится, и люди в нем счастливы.

Совет 3: Важен процесс, а не результат

И, наконец, синдром отличницы у взрослых можно побороть, научившись наслаждаться не тем результатом, который будет получен в конце пути, а каждым шагом и моментом. Ведь важен не только, например, восторг заказчика от увиденного результата работы компании, но и каждая минута, проведенная за работой, все улыбки коллег, все приятные воспоминания и яркие мелочи.

Побороть синдром отличницы сложно, но все-таки вполне реально. Главное, не пытаться сделать это «на отлично»!

Источник: http://fb.ru/article/246494/sindrom-otlichnitsyi-u-vzroslyih-i-detey-kak-izbavitsya-ot-sindroma-otlichnitsyi

Синдром отличника

Чем опасен синдром отличника?

Стремиться быть первым во всем, даже в «чужих марафонах» – так сегодня описывают синдром отличника.

Многие думают, что подобный невроз, при котором возникает навязчивое желание получать исключительно одни «пятерки», относится только к детской психологии. Однако взрослые страдают им не меньше. Более того, если у ребенка подкорректировать поведение относительно легко, то в более зрелом возрасте избавиться от синдрома бывает сложно.

Что же это за странное психическое отклонение, корни которого уходят в наше детство? Действительно ли представляет собой угрозу, и какую именно? И есть ли рецепты от этой напасти?

Портрет отличника: тревожные симптомы

Синдром отличника можно разглядеть у ребенка по следующим симптомам:

  1. Нестабильная самооценка. Если похвалить – появляется излишняя самоуверенность, а если покритиковать, то возникает неуверенность при начинании следующего дела.
  2. Стремление заполучить хорошую оценку любым путем. Может появиться наклонность к лживости и скрытности. Он может оболгать товарища, который отвечал хорошо, утаить от родителей плохие отметки и т. д.
  3. Ревнивое отношение к успехам одноклассников. Ребенка радует, когда другие терпят неудачу. Ему кажется, что таким образом он становится ближе к первенству.
  4. Эмоциональная неуравновешенность. Если взрослые забыли похвалить, у ребенка может случиться истерика со слезами. Ему кажется, что никто не хочет оценить по достоинству его старания. Даже когда он просто выполнил свои домашние обязанности, например, вынес мусор или сходил за хлебом.
  5. Неумение преодолевать препятствия. С детьми, болезненно стремящимся к хорошим оценкам, часто происходит феномен, называемый «обратный результат»: школьник вызубривает тему дома, но на контрольной работе получает двойку. Это случается из-за страха ошибиться. Ребенок может бросить писать в самый разгар урока только из-за того, что сделал помарку и думает, что ничего уже не исправить.

У взрослых симптомы проявляются в том, что человек во всем стремиться быть идеальным. Например, синдром отличницы у женщины заставляет ее иметь безукоризненный внешний вид, делать блестящую карьеру, быть супермамой и «правильной» женой.

Почему с этим нужно бороться?

Помните знаменитое описание образцовой девушки – «комсомолка, студентка, спортсменка и, наконец, просто красавица»? Казалось бы, что плохого в том, что человек старается во всем достичь успеха. Ничего. Если это стремление имеет определенные рамки. Если это – не самоцель и не зависимость от мнения общества.

Синдром отличницы у женщины опасен эмоциональным истощением. Малейшее несоответствие образу приводит к сильным душевным страданиям и нервным срывам. Даже такие мелочи, как порвавшиеся колготки или недовольный взгляд начальника, может испортить настроение на целый день.

Для женщин синдром опасен еще и тем, что она рискует остаться одинокой. Девушка, стремящаяся к идеалу, будет искать его и в будущем женихе. Она изведет придирками каждого, кто будет претендовать на это почетное место.

Ужасен и начальник, имеющий синдром отличника. Такой человек изматывает работой и себя, и своих подчиненных, не умеет строить партнерские отношения. Хотя такие люди, несмотря на свою сверхурочную работу, редко делают успехи в карьере. Привычка опускать руки перед серьезными препятствиями, не позволяет доводить до конца вверенный проект.

Склонность к синдрому проявляется еще в детстве. Если вовремя не избавиться от невроза, жажда хороших оценок оборачивается серьезными проблемами в будущем:

  • неумением получать удовольствие от самого процесса работы, так как все мысли заняты результатами;
  • появляется привычка «зазубривать», а не включать творческое мышление;
  • зацикливание на мелочах и неспособность мыслить абстрактно;
  • желание устранить всех соперников, даже нечестными путями;
  • отсутствие друзей из-за сложного характера;
  • эмоциональная нестабильность.

Парадокс синдрома в том, что человек терпит поражения именно из-за слишком сильного желания победить. Он очень болезненно воспринимает малейшие ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Что делать: советы психологов

Чтобы помочь самому себе или своему ребенку, для начала необходимо понять причины невроза. У детей синдром отличника чаще всего возникает из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Хорошими оценками ребенок подсознательно пытается заслужить лишнюю похвалу.

Видя болезненную реакцию школьника на его оценки, старайтесь проявлять свою любовь открыто:

  • как можно чаще обнимайте ребенка просто так, а не за что-то;
  • улыбайтесь ему и успокаивающе гладьте по волосам, когда он что-то взволновано вам рассказывает;
  • говорите вслух слова любви и поддержки;
  • ненавязчиво напоминайте, что вы любите его уже потому, что он есть у вас на этом свете;
  • проводите вместе свободное время, не отталкивайте, ссылаясь на занятость, если ему нужна ваша помощь и совет.

Если замечаете, что школьник проводит за уроками слишком много времени, предлагайте ему пойти погулять, пригласить друзей в гости. Ребенка нужно отвлекать от постоянных мыслей об учебе:

  • запишите его на спортивные или творческие кружки;
  • выезжайте всей семьей на пикники;
  • поиграйте с ним в настольные игры.

Очень важно напоминать и себе и ребенку, что время, проведенное в кругу семьи, замечательно уже само по себе. Даже если вы просто смотрите фильм по телевизору или лежите в траве, разглядывая облака. Учите ребенка проявлять интерес к окружающему миру и любить то, что у него уже есть.

Взрослым, которые заметили в себе синдром отличницы (или отличника), психологи рекомендуют время от времени специально нарушать привычки или устойчивый уклад жизни, чтобы избавиться от страха перед неудачами. Например:

  1. Опоздайте на работу и признайтесь начальнику, что проспали. Позвольте себе (а заодно и окружающим) напомнить о том, что вы – живой человек, а не механическая машина, не имеющая права ошибаться.
  2. Запишитесь на курсы или в спортивную секцию, куда раньше вряд ли захотели бы пойти, считая это занятие пустой тратой времени. Например, ораторское мастерство или скалолазание. Посмотрите, как много ошибок допускают люди, пытаясь красиво говорить или карабкаясь по отвесной стене. И ведь они не плачут! Наоборот, относятся с юмором, подтрунивают друг над другом и просто весело проводят время.
  3. Проведите эксперимент с одеждой. Если привыкли всегда носить костюм и галстук, наденьте старые потертые джинсы и помятую кофту навыпуск. Погуляйте по городу и убедитесь, что никто не оборачивается вам вслед и не показывает пальцем. Так ходит много людей вокруг. Они вполне комфортно себя чувствуют и не задумываются о впечатлении, которое производят. Позвольте же и себе иногда расслабиться и ощутить внутреннюю свободу.

Не забывайте хвалить сами себя за любые, даже самые маленькие победы, и прощать себе любые, даже самые большие на ваш взгляд ошибки.

Источник: http://prosindrom.com/other/sindrom-otlichnika.html

Синдром отличника

Чем опасен синдром отличника?

Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту.

Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики.

С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых.

Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

Причины синдрома отличника

Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

  • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
  • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
  • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
  • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества.

Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости.

Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат.

Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

Симптомы синдрома отличника

Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения.

Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж.

Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань.

Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу.

В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции.

Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками.

При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.

Диагностика

Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей.

Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации.

Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

  • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
  • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
  • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

Лечение синдрома отличника

Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

  • Когнитивно-поведенческая. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
  • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
  • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

Прогноз и профилактика

При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства.

Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми.

В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/perfectionism

Синдром отличника: причины, признаки, диагноз, лечение – как избавиться

Чем опасен синдром отличника?

Синдром отличницы – это особый вид психического расстройства, при котором дети и многие взрослые преувеличивают и идеализируют свои возможности. В конечном итоге недуг может привести к неврозу, апатии и затяжным депрессиям.

Чаще всего синдром встречается в юном возрасте во время обучения ребенка в школе. Малыш старается получать одни «пятерки» и очень расстраивается, когда происходит иначе. Но если в детстве болезнь еще поддается лечению, то избавиться от нарушения у взрослых становится намного сложнее.

Причины появления синдрома отличника

Причины возникновения заболевания уходят глубоко в детство человека, поэтому выяснить, что все-таки повлияло на зарождение синдрома, с каждым годом становится сложнее. Чаще всего недуг появляется вследствие психологических травм ребенка, причинами которых могут стать:

  • Безразличие со стороны взрослых;
  • Частые конфликты с родителями;
  • Отсутствие кого-либо из членов семьи;
  • Неуверенность в себе или чувство одиночества у ребенка.

Со временем все это способно кардинально изменить личность человека.

Синдром особенно опасен тем, что как у взрослого, так и у ребенка в любой момент может появиться психическое и эмоциональное истощение.

Люди в таком состоянии не способны терпеть поражения или даже справляться с обычными повседневными трудностями. Они становятся замкнутыми и неуверенными в себе, появляется сильнейшая депрессия.

Симптомы заболевания

Самым ярким проявлением синдрома является острое переживание человека в случае малейших неудач. Даже отсутствие похвалы может стать причиной внутренней трагедии.

Так как основной целью ребенка с синдромом является не получение новых знаний, а завоевание наивысшей награды, дети часто оказываются зависимы от мнения других людей и страдают нестабильной самооценкой. Они также ревностно относятся к успехам своих одноклассников и друзей. Больные дети готовы пожертвовать любимыми развлечениями или прогулкой с лучшими друзьями ради первенства в учебе.

Синдром отличницы часто возникает, если еще в детстве ребенку не объяснили, что он любим независимо от званий и наград. Именно вследствие этого уже взрослый человек в течение всей жизни может думать, что с ним общаются из-за какой-либо выгоды.

В более старшем возрасте синдром обычно проявляется группой нескольких признаков, к которым относятся:

  1. Излишняя ответственность за любую возникшую ситуацию;
  2. Завышенные требования к друзьям и родным;
  3. Неумение расставлять приоритеты;
  4. Желание быть самым лучшим в любых сферах деятельности;
  5. Неумение проигрывать.

Портрет отличника: тревожные симптомы

Синдром отличника можно разглядеть уже в детском возрасте. У ребенка появляется:

  • Стремление быть первым любым путем всегда и во всем. Иногда малыш может даже оговорить своего друга, например, ради получения лучшей оценки.
  • Ревнивое отношение к успехам других детей. Ребенок искренне радуется, когда его одноклассник терпит неудачу. Малыш делает все для того, чтобы такая ситуация повторялась как можно чаще.
  • Эмоциональная неуравновешенность. Больной синдромом отличника постоянно нуждается в похвале к его заслугам. Если же старания ребенка остались без внимания взрослых, случается истерика с криками и слезами.
  • Нестабильная самооценка. Дети с синдромом часто излишне самоуверенны, но, если хотя бы раз их действия будут раскритикованы, самооценка резко понизится.
  • Неумение преодолевать препятствия. Это можно заметить даже во время обучения ребенка в школе. Например, малыш идеально подготовил задание учителя дома, но в школе на контрольной он вдруг получает двойку. А происходит это вследствие того, что ребенок допустил небольшую помарку и решил, что исправить ситуацию невозможно.

Все эти симптомы можно заметить и во взрослой жизни. Человек постоянно стремиться быть идеальным во всем: внешность, характер, карьера. Но зачастую все эти попытки остаются только лишь желаниями.

Диагностика синдрома

Чтобы установить или исключить синдром отличницы, следует в первую очередь обратиться за консультацией к психиатру. Именно он не только проведет устный опрос пациента, но и назначит дальнейшие исследования.

Обычно больному рекомендуется дифференциальная диагностика болезни от обычного желания самореализоваться. Для этого специалисты используют специальный тест перфекционизма, включающий 45 или 24 вопроса. Во время ответа на пункты теста особенно важна честность пациента.

В соответствие с набранными баллами и решается вопрос о психологическом состоянии больного.

Стоит ли лечить недуг?

Нужно ли лечить недуг? Может ли он ухудшить качество жизни? Что плохого в том, что ребенок или взрослый пытается добиться поставленных целей и сделать свою жизнь лучше? Именно это обычно волнуют больных с синдромом отличника. Ответить на вопросы однозначно сложно, но с уверенностью можно сказать, что патология способна подорвать эмоциональное состояние человека и привести к тяжелым психическим нарушениям.

Заболевание становится опасным даже в повседневной жизни. Например, у женщин с синдромом отличницы чаще всего возникают проблемы в личной жизни. Зачастую они остаются одинокими, так как в будущем муже ищут только идеал. Ежедневные придирки и скандалы также изведут любого, кто будет претендовать на это место.

Если не уделять должное внимание первым проявлениям недуга еще в детском возрасте, то во взрослой жизни можно ожидать следующие проблемы:

  1. Неумение наслаждаться каким-либо процессом, так как интересовать будет только лишь его результат;
  2. Зацикливание на каждой мелочи, которое приведет к неспособности мыслить абстрактно;
  3. Появление привычки «зазубривания», мешающей развитию творческого мышления;
  4. Отсутствие друзей и близких из-за тяжелого характера;
  5. Желание быть всегда первым, даже посредством нечестной борьбы;
  6. Эмоциональную нестабильность, раздраженность и апатию.

Парадокс заболевания заключается в том, что из-за сильного желания быть первым во всем, человек болезненно воспринимает все свои ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Лечение синдрома отличника

Так как зачастую причина возникновения и развития синдрома кроется в окружении ребенка, в первую очередь, следует провести психологическую работу именно с семьей. Родители не должны пытаться компенсировать собственные неудачи победами ребенка; им необходимо регулярно показывать малышу то, что он действительно нужен семье, что его любят и ценят.

В случае, если ребенок принес плохую оценку из школы, его нельзя ругать или наказывать. Для начала следует поговорить с малышом и выяснить его чувства. Задумываться о правильности воспитания можно лишь, если ему все равно, и он не видит ничего страшного в плохой оценке.

Если у ребенка начинают проявляться первые признаки синдрома отличника, специалисты советуют:

  • Больше времени проводить с малышом: обнимать и целовать его без повода;
  • Интересоваться тем, что происходит в его жизни;
  • Поддерживать и помогать советом, когда это необходимо;
  • Не сравнивать малыша с другими детьми;
  • Предлагать отвлечься от занятий или пройтись с друзьями, когда он слишком много времени посвящает учебе.

Если выполнение данных советов не приносит заметного улучшения, следует обратиться за консультацией к квалифицированному и опытному специалисту.

Методы борьбы с патологией для взрослых

В этом случае самым важным условием успешной терапии является своевременное лечение. Сначала необходимо установить истинную причину появления синдрома, а после научиться расслабляться и отвлекаться от насущных проблем. Также специалисты советуют:

  1. Относиться к событиям с оптимизмом, искать в ситуациях положительные моменты.
  2. Найти себе любимое занятие, записаться в фитнес-зал или заняться экстремальным спортом. Человек должен отвлекаться от ежедневных забот и бороться со своими страхами. Все это помогает стать сильнее и упорнее.
  3. Хотя бы раз немного опоздать на работу. Таким образом начальник поймет, что человек – это не машина, которая не может ошибаться.
  4. Поэкспериментировать со своим стилем. Это помогает почувствовать свободу, перезагрузиться морально и привлечь новых друзей.
  5. Не воспринимать критику окружающих близко к сердцу. Чаще всего она, наоборот, помогает понять человеку свои ошибки и не совершать их впредь.
  6. Научиться прощать близких и врагов.
  7. Оставаться в любой ситуации человеком.

Советы психологов

Многие врачи и ученые считают, что синдром отличницы возникает у детей из-за недостатка любви и внимания в семье. Получая наивысшие оценки, ребенок старается привлечь внимание взрослых и заслужить похвалу. Поэтому родителям очень важно регулярно показывать малышу свою любовь и заботу.

Если ребенок все свое свободное время тратит на уроки и школьные задания, следует предложить ему погулять, поиграть или пригласить друзей в гости. Также специалисты советуют записать малыша на творческие или спортивные кружки. При этом очень важно научить ребенка проявлять интерес не только к учебе, но и ко всему окружающему миру.

Профилактика

Лучшая профилактика данного недуга – это его отсутствие. Уже при первых симптомах заболевания родители должны проконсультироваться со специалистом и начать соответствующее адекватное лечение. Прежде всего стоит прислушаться к себе, оценить свое поведение и общение с ребенком, а также подумать о том, какие причины могли привести к развитию синдрома отличника.

Больным необходимо понять, что совсем не обязательно быть постоянно лидером. Жизнь прекрасна и без абсолютных побед во всех начинаниях. Нужно научиться расставлять приоритеты и принять то, что есть люди, которые могут делать что-то лучше. И это совершенно нормально.

Прогноз

Прогноз напрямую зависит от степени развития заболевания. Если синдром не переходит в сумасшедшую гонку за лидерством и маниакальное самосовершенствование во всех сферах, то в большинстве случаев недуг даже придает сил для масштабных достижений. Известно, что большинство знаменитых людей являются перфекционистами.

Но, если же синдром переходит все грани и превращается в серьезную проблему, прогноз становится крайне неблагоприятным. Такая форма болезни способна разрушить жизнь. Человек перестает замечать все то хорошее, что с ним происходит. Он ощущает себя беспомощным и никому не нужным. Чаще всего такие люди погружаются в глубокую и затяжную депрессию, а после — заканчивают жизнь самоубийством.

Источник: http://sindrom.info/otlichnika/

Рождение ребенка
Добавить комментарий