А ну-ка повтори: учим детей пересказывать

Содержание
  1. А ну-ка повтори: учим детей пересказывать
  2. Совет №2: «Ты начинай, я закончу»
  3. Совет №3: Обсуждайте прочитанное
  4. Совет №4: Объясняйте малышу непонятные слова
  5. Совет №5: Учитывайте возраст ребёнка
  6. Совет №6: Учите кроху не торопиться
  7. Мурка
  8. Вопросы:
  9. «Два товарища», Лев Толстой
  10. Вопросы:
  11. Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст
  12. Каких правил придерживаться, обучая ребенка пересказу прочитанного?
  13. Как научить ребенка-школьника пересказу текста: основные ошибки
  14. Какие объемы информации нужно использовать и как правильно вести беседу?
  15. » Как научить ребёнка пересказывать текст?
  16. Важность умения пересказывать
  17. Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка
  18. Способы научить в младших и средних классах
  19. Правильный подбор текста для пересказа
  20. Методики обучения для усвоения прочитанного
  21. Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов
  22. Добрая утка
  23. ГОРКА
  24. ОСЕНЬ
  25. КУРОЧКА
  26. ЛАСТОЧКА
  27. БАБОЧКИ
  28. Внуки помогли
  29. Стыдно перед соловушкой
  30. ДРУЖБА
  31. Басня “два товарища”
  32. МУРКА
  33. Как медведь сам себя напугал
  34. Пожарные собаки
  35. КОСТОЧКА
  36. Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?
  37. Массаж лица
  38. Артикуляционная гимнастика
  39. Ну-ка буквы встаньте в ряд — учим алфавит
  40. Рекомендации обучения
  41. Методы изучения букв до трех лет
  42. Алфавит в 3 года
  43. В 4 года
  44. В 5 лет
  45. 6 лет
  46. Главные правила обучения

А ну-ка повтори: учим детей пересказывать

А ну-ка повтори: учим детей пересказывать

Навык пересказа полезен тем, что это тренировка памяти, внимания и расширение словарного запаса. Рассказываем, как помочь малышам освоить это умение.

  • Он может ответить на «нелинейные» вопросы по тексту. Спросите сначала о том, что было в начале, потом – в конце или в середине. 
  • Ребёнок понимает, о чём или о ком речь, если назвать предмет другим именем/ определением. Например, кроха не путается в понятиях он/она, когда задаются вопросы о действиях героев повествования. 
  • Малыш использует лексику не только непосредственно из текста, но и подходящие по смыслу знакомые ему слова.

При пересказывании важнее, чтобы ребёнок не просто механически заучивал услышанное или прочитанное, а понял и осознал смысл. Обычная зубрежка – это не пересказ!

Дети, осознанно и неосознанно, берут пример со своих родителей. Это аксиома, которая относится и к навыкам пересказа.

Обратите внимание, как вы сами говорите друг с другом, какую лексику используете, как строите предложения.

Подтяните свой словарный запас, начните точнее выражать мысли – и, возможно, проблем с пересказом у вашего чада не будет. Этот совет актуален даже тогда, когда малыш только-только выучил первые слова.

Совет №2: «Ты начинай, я закончу»

Поначалу ребёнку, как и при осваивании любого нового умения, довольно сложно выполнить сразу всю задачу целиком. Помогите крохе. Вот вы вместе прочитали рассказ. Теперь начните предложение, а малыш пусть закончит. Потом наоборот. Со временем он начнёт пересказывать весь текст полностью сам.

Совет №3: Обсуждайте прочитанное

Лучший способ что-либо усвоить (особенно это актуально в школе) – пропустить через себя, понять, что ты сам думаешь о прочитанном. Чаще спрашивайте ребёнка, что он думает о героях, их действиях, как бы он поступил на их месте и так далее. Чем больше вы обсуждаете, тем лучше малыш будет пересказывать и, что ещё важнее, высказывать свои мысли и мнение.

Совет №4: Объясняйте малышу непонятные слова

Любимая шутка многих учителей о нерадивых учениках: «Трудно забыть то, что не знал». Если чуть перефразировать, то будет ещё более жизненно: «Сложно запомнить то, чего не понимаешь». Поэтому когда читаете со своим чадом новый рассказ, объясняйте значение каждого непонятного ему слова.

Совет №5: Учитывайте возраст ребёнка

Этот совет вытекает из предыдущего. Если малышу в силу возраста сложно понять значительную часть текста, то и пересказ будет не ко времени. Вы же помните, что механическое заучивание ещё никого не продвигало в развитии.

Совет №6: Учите кроху не торопиться

Рассказывая о чём-то его крайне заинтересовавшем, малыш начинает буквально захлёбываться словами: местоимения путаются, налезают друг на друга, логика событий нарушается. Мягко останавливайте ребёнка, задавайте уточняющие вопросы, возвращая к рассказанному выше. Проявите терпение, ведь малыш торопится рассказать именно вам что-то важное для него.

Мурка

У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки. У Мурки пять котят.

Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло.

Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.

Вопросы:

  • Почему рассказ назван «Мурка»? 
  • Что вы узнали о Мурке? 
  • Расскажите про котят. 
  • О чём говорит концовка?

«Два товарища», Лев Толстой

Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

 Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Вопросы:

  • Почему басня названа « Два товарища»? 
  • Где были мальчики? 
  • Что с ними случилось? 
  • Как поступили мальчики? 
  • Как вы понимаете выражение «упал наземь»? 
  • Как отреагировал медведь? 
  • Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый? 
  • Чему учит эта басня?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации? 
  • Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/a-nu-ka-povtori-uchim-detej-pereskazyvat/

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст

А ну-ка повтори: учим детей пересказывать

Пересказ прочитанного текста – один из важнейших школьных навыков, он необходим для успешного обучения.

Не всегда малышу легко адаптироваться к новым условиям

С самого раннего детства малыши любят пересказывать взрослым или друг другу смысл прочитанной сказки, просмотренного мультфильма. Но не каждый ребенок, особенно попав в школьный класс, способен быстро сориентироваться и пересказать прочитанное. В этом случае родителям необходимо ему помочь. Как это сделать, мы расскажем в данной статье.

Каких правил придерживаться, обучая ребенка пересказу прочитанного?

Первые книги ребенка должны быть с картинками

Существует несколько методик, которые позволят быстро освоить технику пересказа текста.

  1. Анализируем прочитанное. Совместно с ребенком составьте устный план, в котором текст будет разбит поэтапно. Обсудите главных героев, их поступки, течение действий: вступление, основная часть, вывод. Задавайте малышу вопросы, помогайте ему вспомнить, но не подсказывайте.
    После подробного разбора прочитанного попросите пересказать сам текст. Если малыш уже умет хорошо писать самостоятельно, лучше составить письменный план, выделяя наиболее важные смысловые части. Пункты должны быть короткими, содержать в себе четко сформулированную информацию.
  2. Рисуем то, что прочли. Предложите ребенку по ходу прочтения нарисовать картинки, которые отображают сюжет прочитанного. Когда он будет пересказывать, рисунки послужат ему маленькими подсказками и ориентирами. Такая методика позволяет превратить тяжелое задание в веселую игру. Рисуйте картинки совместно с малышом, стелите из них дорожку. Ребенок будет путешествовать по ней, пересказывая текст.
  3. Первые книги для пересказа должны быть снабжены иллюстрациями. У детей просто отличная зрительная память, а картинки в книге могут послужить основой для дальнейшего пересказа.

Как научить пересказывать младших школьников? Простое, но невероятно полезное упражнение7 Как научить ребенка понимать прочитанноеКак быстро научить ребенка пересказывать параграф?

Конечно, во время школьного урока у ребенка не будет возможности рисовать или запоминать картинки-иллюстрации. Но он овладеет базовой техникой пересказа, будет развивать память и перестанет опасаться того, что что-то не запомнит или не скажет.

Как научить ребенка-школьника пересказу текста: основные ошибки

Пересказывать текст нужно не менее 2 раз

Многие родители торопят ребенка, перебивают по ходу рассказа, сбивая его с мысли. Малыш теряется и может забыть то, что еще минуту назад хорошо помнил. Не стоит так поступать. Помним, что спокойствие родителей – это спокойствие их ребенка.

Подождите, пока пересказ будет закончен. Во время повествования делайте заметки на листочке, записывая, что было забыто, что нужно еще раз перечитать. После мягко объясните своему школьнику, что необходимо еще раз начать все сначала.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что пересказывать и анализировать текст понадобится 2, а то и 3 раза. Когда текст будет пересказан на отлично, обязательно похвалите малыша. Для него это очень важно, а теплые слова родителей станут хорошим стимулом для его дальнейших успехов в школе.

Какие объемы информации нужно использовать и как правильно вести беседу?

Пересказ помогает ребенку лучше формулировать свои мысли

Выбирайте несложную литературу – сказки или книги, которые привлекут и заинтересуют юного школьника. Он должен понимать смысл, а понимая, будет легче пересказывать. Начинайте обучение с коротких текстов – 5-10 коротких предложений будет вполне достаточно. По мере освоения ребенком информации длина текста увеличивается на 2-3 предложения.

Если вы выбираете для пересказа текст определенного автора, обратите на это внимание малыша.

Поинтересуйтесь его мнением о главных персонажах: кто нравится, кто не нравится, кому больше симпатизирует автор рассказа? Если в книге нет картинок, предложите ребенку самостоятельно описать персонажей своими словами.

Во время прочтения текста объясните ребенку незнакомые или непонятные ему слова.

От владения техникой пересказа напрямую зависит умение ребенка формулировать свои мысли, складывать грамотные предложения, и это отличная тренировка развития речи.

Техника пересказа развивается у малыша с того момента, когда он начинает разговаривать. Техника пересказа прочитанного воспринимается малышом сложнее, требуя постоянной поддержки со стороны родителей. Ко всем возникающим вопросам относитесь с пониманием.

Главное, не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Источник: http://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-pereskazyivat-prochitannoe.html

» Как научить ребёнка пересказывать текст?

А ну-ка повтори: учим детей пересказывать

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст.

Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом.

От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Правильный подбор текста для пересказа

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведения. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: http://paidagogos.com/?p=9043

Учим детей пересказывать: подборка коротких рассказов

А ну-ка повтори: учим детей пересказывать

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного.

В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи.

А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.

Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

Добрая утка

В. Сутеев

Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!

1. Ответить на вопросы:

Кто пошёл гулять?

Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?

Что умеет делать утка с утятами?

Чего не умеет делать курица с цыплятами?

Что придумали птицы?

Почему про утку сказали «добрая»?

Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит?

2. Пересказать.

ГОРКА

Н.Носов

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может.

Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой.

Котька ещё и ступеньки сделал.

1. Ответить на вопросы:

Что делали ребята?

Где был в это время Котька?

Что случилось, когда ребята ушли?

Почему Котька не смог подняться на горку?

Что тогда он сделал?

Что же случилось, когда прибежали ребята?

Как поправили горку?

2. Пересказать.

ОСЕНЬ

Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.

1. Ответить на вопросы:

Какое сейчас время года?

Что описывается в рассказе?

Какое осенью небо?

Чем оно затянуто?

Что сказано про солнце?

А ветры какие дуют?

Как автор говорит про деревья?

Что стало осенью с травой?

И ещё что отличает осень?

2. Пересказать.

КУРОЧКА

Е.Чарушин.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

1. Ответить на вопросы:

Где курочка с цыплятами ходила?

Что случилось?

Что сделала курочка?

Как цыплята прятались под крылышки курицы?

А кто не спрятался?

Что они стали делать?

2. Пересказать.

ЛАСТОЧКА

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.

Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.

Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.

Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.

Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.

Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.

Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.

Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.

Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

1. Ответить на вопросы:

Какое несчастье случилось с птенчиком?

Когда случилось несчастье?

Почему оно случилось?

Кто спас птенчика?

Что задумал рыжий кот?

Как ласточка-мама защитила своего птенчика?

Как она заботилась о своём птенчике?

Чем закончилась эта история?

2. Пересказать.

БАБОЧКИ

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку

Тесно было бабочкам, зато весело.

1. Ответить на вопросы:

О ком рассказ?

О чём говорится сначала?

Какие были бабочки?

Куда опустились бабочки?

Какая была ромашка?

Сколько бабочек ещё прилетело?

Какие они были?

О чём говорится в конце?

2. Пересказать.

Внуки помогли

У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.

Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.

Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.

Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.

1. Ответить на вопросы:

О ком говорится в рассказе?

Почему расстроилась бабушка Нюра?

Как звали козу?

Что решили сделать внуки? Почему?

Как нашлась коза?

Чем закончилась эта история?

2. Пересказать.

Стыдно перед соловушкой

В. Сухомлинский.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

1. Ответить на вопросы:

Кто пошёл в лес?

Для чего Оля и Лида пошли в лес?

Что услышали девочки в лесу?

Как Оля поступила с мусором? А Лида?

Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?

Чей поступок вам больше нравится? Почему?

2. Пересказать.

ДРУЖБА

Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.

Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.

Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.

Но летом они снова узнают друг друга.

1. Ответить на вопросы:

Когда подружились белка и зайка?

Какими они были летом?

Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой?

Где прячутся белка и заяц зимой от морозов?

Почему летом они снова узнают друг друга?

2. Пересказать.

Басня “два товарища”

Л.Н.Толстой.

Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

– Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

1. Ответить на вопросы:

Почему басня названа « Два товарища»?

Где были мальчики?

Что с ними случилось?

Как поступили мальчики?

Как вы понимаете выражение «упал наземь»?

Как отреагировал медведь?

Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый?

Чему учит эта басня?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?

2. Пересказать.

МУРКА

У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки.

У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло.

Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.

1. Ответить на вопросы:

Почему рассказ назван «Мурка»?

Что вы узнали о Мурке?

Расскажите про котят.

О чём говорит концовка?

2. Пересказать.

Как медведь сам себя напугал

Н.Сладков.

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.

Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» – подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.

Так медведь сам себя напугал.

1. Ответить на вопросы:

Куда вошел медведь?

Что хрустнуло у него под лапой?

Что сделала белка?

На кого упала шишка?

Что сделал заяц?

Кого увидела сорока? Что она сделала?

Что решили лоси? Что они сделала?

Как повел себя медведь?

Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?

Чем заканчивается рассказ?

Кто же напугал медведя?

2. Пересказать.

Пожарные собаки

Л.Н.Толстой.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

1. Ответить на вопросы:

Что произошло один раз?

Где это случилось, в каком городе?

С кем приехали к дому пожарные?

Что делают на пожаре собаки? Как они называются?

Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?

Что делала женщина, о чём говорила?

Как Боб нёс девочку?

Что сделала мать девочки?

Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?

Куда рвался Боб?

Что подумали пожарные?

Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать?

2. Пересказать.

КОСТОЧКА

Л.Н.Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

1. Ответить на вопросы:

Как звали главного героя?

Что купила мама детям?

Почему Ваня съел сливу?

Когда мама обнаружила пропажу?

Что спросил отец у детей?

Почему он сказал, что можно умереть?

Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?

Почему мальчик заплакал?

Правильно ли Ваня поступил?

Жалко ли вам мальчика или нет?

Как бы вы поступили на его месте?

2. Пересказать.

Источник: http://karapuz.kz/pages_out.php?cid=1065

Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?

А ну-ка повтори: учим детей пересказывать

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п. Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.

Несколько полезных советов перед началом занятий:

  • Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
  • Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
  • Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
  • В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
  • Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.

3643825, pixabay.com

Массаж лица

Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.

Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.

1.

Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим…» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик…» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»

2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!» PublicDomainPictures, pixabay.com

Артикуляционная гимнастика

1.

Воздушный шарик.

«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.

4. Поцелуйчик.

«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

6. Ротик.

«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.

7. Язычок.

«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта. timkraaijvanger, pixabay.com

И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П — Пу-По-па-пэ-пи-пы

В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы

К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С — Су-со-са-сэ-си-сы

Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице. zilaseger, pixabay.com

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

Ёжики-ёжики гладят ручки. Маленькую девочку (маленького мальчика)

говорить научат!

А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить. полезные советы, развитие речи, обучение малыша

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/22335/

Ну-ка буквы встаньте в ряд — учим алфавит

А ну-ка повтори: учим детей пересказывать

Однажды каждый родитель задумывается об обучении ребенка алфавиту. Важно делать это правильно, чтобы у малыша не пропало желание учиться. Для этой цели есть множество методик.

Дети могут начинать узнавать буквы в 2-3 года, а определять их в большом количестве в 4 года. Поэтому можно приступать к изучению букваря к трем годам. Не следует рассчитывать, что процесс будет быстрым и легким.

По мнению специалистов в этом возрасте у малыша повышена способность к обучению и любознательность. Но развитие каждого ребенка проходит индивидуально, поэтому задача родителей выявить заинтересованность. Если наблюдается заикание, проблемы с произношением звуков, то стоит повременить. Рассмотрим, как научить ребенка алфавиту.

Рекомендации обучения

Есть ряд советов, которые отвечают на вопрос, как научить ребенка буквам:

  • Заинтересованность увеличивается, когда малыш делает выбор книги и листает страницы;
  • Следует внимательно изучать и обсуждать рисунки – так интерес не пропадет;
  • Стоит говорить с ребенком после чтения, пусть он пересказывает самостоятельно рассказ.

Важно применять такие методики, при которых у малыша будет развиваться повышенный интерес к процессу. Это поможет более простому запоминанию и усвоению. Не стоит проявлять негативных эмоций, необходимо хвалить за любые заслуги. Уроки нужно начинать каждый день в определенное время, чтобы ребенок быстрее привык.

Есть общий алгоритм изучения азбуки:

  • Начинать нужно с легких и наиболее часто употребляемых букв, затем переходить к сложным;
  • Хватит одной буквы в два дня. Закреплять урок стоит карточками с бумажными или тканевыми рисунками. Повторение должно быть в начале занятия;
  • Родители могут объяснять, но что похожа буква, рассказывать маленькие четверостишия, спеть о ней песенку.

Методы изучения букв до трех лет

Есть способы, с помощью которых обучают совсем маленьких детей:

  • Метод Глена Домана. Система предполагает начало занятия с ребенком до года. Заключается в автоматическом запоминании малышом написанных целиком слов. Родители просто периодически показывают карточки;
  • Кубики Зайцева. Это способ очень популярен. Заключается в запоминании складов, то есть согласного звука вместе с гласным, или твердым, мягким знаком. Кубики отличаются по цветам и звукам, то есть у малыша задействуются несколько центров восприятия. Играя в них, ребенок быстро научиться читать.

Польза в таком раннем возрасте неоднозначна. Решение за родителями, но им необходимо взвесить достоинства и недостатки. Без регулярных занятий малыш быстро забудет приобретенные знания. В школе учат читать по традиционной системе, поэтому ребенок может путаться. Данный метод заключается в последовательном изучении букв, которые затем складываются в слоги.

Алфавит в 3 года

Чтобы обучение прошло успешно, важно пробудить интерес. Обычно он интересуется буквами в момент чтения. Взрослые должны активно его в этом поддерживать. В этот период у малыша есть любимые стихи, сказки (когда родные постоянно читают книги). У ребенка появляется желание читать самому. В три года дети хорошо осваивают первые три буквы алфавита, первую букву имени.

Методы изучения:

  • Применение кубиков с буквами, магнитного алфавита, наклеек, плакатов, карточек;
  • Малыш с помощью взрослых совершает попытки написать буквы в тетради, на асфальте, доске. Это способствует быстрому запоминанию;
  • Буквы образовываются из разных предметов – палок, бусинок. Это способствует не только изучению азбуки, но и развитию мелкой моторики;
  • Ассоциации. С ребенком можно решить, на что похожа буква. «Ж», таким образом, превратится в жука.

В этот период не стоит перегружать малыша. Главное правило – одна буква за один раз. В противном случае может пропасть заинтересованность, а тогда научить ребенка алфавиту будет гораздо сложнее.

В 4 года

Обучение ребенка в этот период мало отличается. Можно продолжать играть с малышом, складывать буквы из подручных предметов.

Если родители задаются вопросом, как выучить буквы с ребенком 4 лет, то следует включать новые игры:

  • «Волшебный мешок». В мешок кладутся картонные буквы. Ребенок опускает внутрь руку и с закрытыми глазами называет букву. Потом смотрит, прав он был или нет;
  • Есть игра «Найди картинки». Для нее нужны рисунки с предметами, которые начинаются с различных букв. Кладутся 3-4 рисунка и буква. Малыш пытается найти изображения, которые на нее начинаются;
  • «Прятки». Нужно выбрать букву. К примеру, «С». Начать поиск, где прячется буква в квартире (Стол, Стул, Собака, Свитер, кроССовки).

В 5 лет

Рассмотрим, как выучить алфавит с ребенком 5 лет. В этот период интерес к алфавиту становится осознанным. Ребенок знает, что из букв образованы слова, а из слов – фразы. Пятилетний малыш без помощи взрослых может составлять буквы из предметов, делать их из глины.

Увлечет детей электронный букварь. Необходимо подобрать его правильно – произноситься должны именно звуки, которые обозначают буквы (не «эл», а «л» или не «эм» а «м»).

В 4-5 года дети могут заниматься по особой рабочей тетради под названием «Изучаем буквы». Они могут ее использовать сами или вместе с взрослыми. Очень важно, чтобы речь малыша была связная и правильная. Он постоянно должен составлять небольшие рассказы. Говорить, как прошел день, пересказывать любимую книгу и т. д.

6 лет

Ответим на вопрос, как выучить алфавит с ребенком 6 лет. Этот возраст считается идеальным для быстрого запоминания азбуки и освоения чтения. Поэтому не стоит очень волноваться, если до этого периода ребенок не проявлял желания изучать буквы. Скорость изучения алфавита будет гораздо быстрее, чем в три года.

Можно задействовать для изучения прописи, буквари, магнитный алфавит. Есть особые мультфильмы, с помощью которых малыш будет легко и весело обучаться. В том случае, когда у ребенка есть мобильный телефон, стоит использовать его с пользой. Следует скачать обучающие приложения, применять тематические сайты в интернете.

Иногда делают самодельную азбуку всей семьей. Для этого рисуют и вырезают рисунок, обозначающий предмет на определенную букву. После клеят на страницу тетради или альбома. Малыш будет от этого процесса в восторге.

Игры для шестилетнего ребенка:

  • «Съедобные буквы». То, что букву можно съесть, не будет ассоциироваться у ребенка со стандартным уроком. Если специальная вермишель, но она очень мелкая. Поэтому следует сделать выпечку. Можно готовить вместе с детьми – они говорят букву, и для кого подойдет такая выпечка. С – сестра, Б – брат, П – папа;
  • Куклы и машинки. Малыши очень любят играть с родителями. Стоит вынести из этого пользу. Например, куклы празднуют Новый год. Угощения нужно приносить по начальной букве их имен. Для Полины – Пирожное, для Марины – мороженое. С мальчиками можно катить машинки к гаражу с буквами;
  • Семейный обед. Малыш помогает украшать стол, укладывая блюда в форме начальных букв имен. Можно применять для этой цели ягоды, сладости, фрукты. Стоит поставить карточки с буквами возле места, где сядет определенный член семьи.

Главные правила обучения

Важно помнить о следующих правилах:

  • Чтобы процесс начался успешно, не нужно сильно заставлять малыша читать;
  • Самый правильный вид обучения – игровой;
  • Приступать к занятиям нужно при появлении признаков заинтересованности у ребенка;
  • Для лучшего эффекта нужно вызывать любопытство при изучении азбуки;
  • Выбирать нужно игры, в которые детям настолько нравится играть, что они сами просят приступить к процессу;
  • Если малыш совсем не заинтересован, нужно немного подождать. Все дети развиваются индивидуально и когда они готовы, дают это понять;
  • Всегда следует закреплять усвоенные уроки. Даже на прогулке можно проверять ребенка, спрашивать, какие буквы находятся в вещах вокруг. Дома пусть он сам их рисует.

Благодаря этим правилам можно помочь малышу выучить буквы и освоить чтение. Не нужно проявлять особую настойчивость и требовать усвоение большого объема материала сразу. Если малыш делает ошибки, не нужно повышать голос, ругать его. Стоит замечать, когда он устает. Важно хвалить даже самые малые достижения – дети это видят и хотят порадовать родителей своими успехами еще больше.

Источник: https://prorare.ru/methods/alfavit.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий