8 мудрых советов Януша Корчака о воспитании детей

Содержание
  1. Януш Корчак: «Ребенок — словно весна»
  2. Главные принципы в воспитании
  3. Педагогические идеи Корчака в цитатах
  4. Высказывания Януша Корчака о воспитании, о детях
  5. Заповеди Януша Корчака: «Люби ребенка любым!»
  6. Дом Сирот
  7. Памятники Янушу
  8. Цитаты известного польского врача Януша Корчака о воспитании
  9. Принципы воспитания от Януша Корчака:
  10. Януш Корчак. Воспитание детей | Красота спасет мир?
  11. Воспитание детей. Десять заповедей Януша Корчака
  12. Главные принципы воспитания детей
  13. Правильность общественного устройства проверяется счастьем ребенка
  14. Януш Корчак считал, что надо научить детей:
  15. Обращение Януша Корчака к детям
  16. Януш Корчак о взрослых
  17. Януш Корчак о ребенке
  18. Из книги Януша Корчака «Как любить ребенка»
  19. Януш Корчак о воспитании детей
  20. 10 заповедей для общения с детьми. Януш Корчак. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру
  21. В 1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей
  22. Главные принципы в воспитании
  23. Движение чувств

Януш Корчак: «Ребенок — словно весна»

8 мудрых советов Януша Корчака о воспитании детей

Доктор Януш Корчак был не только прекрасным писателем, педагогом и создателем самой оригинальной и отличающейся от других системы воспитания, но и опекуном детей, которым он остался верен до конца.

6 августа 1942 он отказался быть спасенным и отправился вместе с детьми из своего Дома Сирот в Треблинку, где и погиб от рук фашистов. Корчак читал лекции на Высших педагогических курсах и даже вел дела малолетних преступников в суде.

Януш Корчак – автор книг для взрослых и детей, педагогических произведений, методик преподавания и воспитания.

Главные принципы в воспитании

Главный принцип системы Януша Корчака – это самовоспитывающая активность детей. Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и еще много различных вещей, которые делает ребенок САМ.

Корчак выделял любовь к ребенку как главную вещь, которую может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребенку и без любви к нему он называл пагубным.

Януш Корчак призывал воспитывать ребенка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Его учения были нацелены на то, что родители не должны требовать благодарности за все, что делают родители.

Если ее не требовать, то благодарность будет гораздо честнее. Он учил, что нельзя вымещать на ребенке свои обиды, и призывал ценить его проблемы.

Все, чем обеспокоен ребенок – это серьезные проблемы для него, несмотря на то, что для родителя они могут казаться смешными.

В его детском доме было главное правило – не унижать ребенка, и этому правилу все следовали. Даже дети, которые часто между собой конфликтуют, в его детском доме любили друг друга, и старались проявлять уважение как к младшим, так и к старшим.

Януш призывал уделять больше внимания своим детям, делать все возможное для них и любить его вопреки всему. Не важно, талантливый ли он, удачливый – все равно нужно любить. И даже когда он будет взрослым, он будет также нуждаться в любви, как когда он был маленьким. Именно такие правила устанавливал Корчак в своей воспитательной системе.

Также Януш завещал не делить детей на своих и чужих. Он призывал помогать всем детям, и тогда кто-то поможет и вашему ребенку.

Вся его педагогическая методика основана на любви и самореализации ребенка. И надо сказать, что откликов и последователей этой методики очень много.

Педагогические идеи Корчака в цитатах

Источник — Википедия

Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей…

  • Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

«Ты вспыльчив,— говорю я мальчику,— ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь». (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье.)

  • Своеобразное представление о правах ребёнка

«Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может, их больше, но я нашёл три основных. 1. Право ребёнка на смерть.2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть.» (Корчак, Ребёнок в семье, гл. 37).

«Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребёнку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны… „Бог дал, Бог и взял“,— говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево.» (Там же, гл. 38.) «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни…» (там же, гл. 40.) «Желая уберечь ребёнка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия…» (Там же, гл. 38.)

  • Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.

«Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при свете ночника— объявление борьбы двух жизней: одна— зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая— новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю.» (Там же).

  • Признание того, что дети— разные.

«Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Там же).

  • Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом) :

«Ох уж эти наши ответы… Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус.— Что это, мячик?— спрашивает ребёнок. —Мячик, да, мячик,— отвечает няня. В другой раз:— Мама, что это за мячик?— Это не мячик, а земной шар. На нём дома, лошадки, мамочка.

„Мамочка?“— Ребёнок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил.» (Там же). Впрочем, ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях, Корчак не считает очень страшными: «Если мы дали ему неудобоваримую информацию— он не поймет её, глупый совет— он не примет его, не послушается…» (там же).

  • Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).

«…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…»(Там же.)

  • Право ребёнка на уважение.

«Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нём. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок.» (Там же. Добавление к изданию 1929г.)

  • Важность размышлений матери, черпающей

«не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…» (Там же.)

  • Педагогика — наука о человеке

«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе.

Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние.

Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.)

Высказывания Януша Корчака о воспитании, о детях

  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери».
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери.
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, — тиран.
  • Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы преждевременную развращенность?
  • Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.
  • Мой ребенок — это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: — Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать.
  • Ребенок — это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха.
  • Ребенок словно весна. То солнце выглянет ‑ и тогда ясно и очень весело и красиво. То вдруг гроза ‑ блеснет молния и ударит гром. А взрослые словно всегда в тумане. Тоскливый туман их окружает. Ни больших радостей, ни больших печалей. Все как‑то серо и серьезно. Ведь я помню. Наша радость и тоска налетают как ураган, а их ‑ еле плетутся.
  • Ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца.
  • Детство — это не рай, это драма.
  • Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой.
  • Заставлять детей спать, когда им не хочется,-преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна.
  • Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.
  • Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умён, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза и что есть и девочки, и мальчики. А кто не любит думать, того разнообразие, которое заставляет работать мысль, раздражает».
  • Здоровье — это главное жизненное благо.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, — книга достигла цели.
  • Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные.
  • Эта боязнь стать посмешищем так стесняет и сковывает, что совершенно теряешь уверенность в себе, а потому то и дело попадаешь впросак. Как на льду: кто больше боится, тот чаще падает.
  • Признание нужно новым сортам табака и новым маркам вина, но не людям.
  • Быть храбрым на словах ничего не стоит, а вот расхлёбывать кашу, которую заварил, не так-то просто
  • От слова бывает так же больно, как от удара.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник: http://uchitel76.ru/yanush-korchak-rebenok-slovno-vesna/

Заповеди Януша Корчака: «Люби ребенка любым!»

8 мудрых советов Януша Корчака о воспитании детей

Януш Корчак писал сказки для детей и прекрасные книги о воспитании для взрослых. Предлагаем прочесть самые важные его советы.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Дом Сирот

Вся система воспитания Януша была построена на убеждении в абсолютной, безотносительной ценности детства. 

Он писал: «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь. Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

Вспыльчивый ребенок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребенка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе.

Легкомысленный ребенок на десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все свое состояние. 

Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем».

Он не наказывал, а просто вводил правила: устраивал разнообразные дежурства по Дому  — за любимые детьми вознаграждения (конфеты, открытки), «разрешил» отдельные виды шалостей.

Можно было драться — но по «дуэльному кодексу» — со свидетелями, секундантами и занесением в журнал повода драки.

Обмены, которые так любят мальчишки, разрешались только «честные» — был составлен список эквивалентов, например, нож можно было обменять на увеличительное стекло…

У Корчака было более двухсот воспитанников и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора. Причем все — даже повар и прачка — считались воспитателями и разделяли идеи Януша. «Дом Сирот» был маленьким «государством» детей, во главе которого стоял «Совет самоуправления».

По спорным вопросам делали опросы общественного мнения. С более серьезными делами разбирался «Товарищеский суд», кодекс для которого сочинил сам «пан доктор». В своде была тысяча параграфов, но только последний гласил, что подсудимый «опасен для окружающих и подлежит исключению».

Обычно суд выносил одно из двух решений: оправдать или… простить…

В 1940 году вместе с воспитанниками был отправлен в Варшавское гетто, отклонив все предложения неевреев-почитателей своего таланта спасти его и спрятать.  В августе 1942 пришел приказ о депортации Дома сирот в Треблинку.

Вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и 200 детьми Корчак пошел на станцию, откуда в товарных вагонах их отправляли на смерть. До последнего момента он непринужденно улыбался и подбадривал детей, чтобы подольше сохранить им минутки спокойствия…  

Памятники Янушу

Одну из книг Януша Корчака («Как любить ребенка») можно прочесть здесь 

Источник: http://miraman.ru/posts/1916

Цитаты известного польского врача Януша Корчака о воспитании

8 мудрых советов Януша Корчака о воспитании детей

Известный польский врач, педагог и писатель Януш Корчак написал за свою жизнь 22 тома сочинений о воспитании детей. В основу своего метода он положил нравственное воспитание человека.

Януш Корчак организовал «Дом сирот» и всю жизнь приходил на помощь детям, попавшим в тяжёлые жизненные ситуации.

Талантливый педагог посвятил свою жизнь детям и оставался с ними до самого конца, погибнув вместе с воспитанниками в концентрационном лагере.

Перед отправлением в лагерь Треблинка к Корчаку подошёл офицер и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

— А дети?

— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

pixabay.com/CC0

Принципы воспитания от Януша Корчака:

«Детей нет, есть люди».

«Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».

«Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадёжно».

«Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой».

«Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта».

pixabay.com/CC0

«Душа ребёнка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу; знаю, что надо, и не умею себя заставить».

«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

«Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается, отрекается, жертвует; и деморализует, когда, прикрываясь мнимым благом ребёнка, отдаёт его на растерзание своему тщеславию, вкусам и страстям».

«Упрямый ребёнок — результат неразумного поведения матери».

«Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит».

pixabay.com/CC0

«Надо поостеречься, чтобы не путать „хороший“ с „удобным“. Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой».

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей».

«Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности».

«Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему».

«Когда ребёнок должен уже ходить и говорить? Тогда, когда он ходит и говорит. Когда должны прорезываться зубки? Именно тогда, когда прорезываются. И темечко как раз тогда должно зарастать, когда зарастает».

pixabay.com/CC0

«В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; оберегая от смерти, мы не даём ему жить».

«Одиночество ребёнка наделяет куклу душой».

«Ты вспыльчив, — говорю я мальчику,— ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь».

pixabay.com/CC0

«Нищий распоряжается милостыней как заблагорассудится, а у ребёнка нет ничего своего, он должен отчитываться за каждый даром полученный в личное пользование предмет. Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить, нельзя с пренебрежением отвергнуть.

Ребёнок должен принять и быть довольным. Всё в назначенное время и в назначенном месте, благоразумно и согласно предназначению.

Может быть, поэтому он так ценит ничего не стоящие пустячки, которые вызывают у нас удивление и жалость: разный хлам — единственная по-настоящему собственность и богатство — шнурок, коробок, бусинки».

Цитаты известного польского врача Януша Корчака о воспитании

Семья и ребенок | Создание здоровой семьи, воспитание детей

Ты выполняешь все требования ребенка. И что бы он ни творил, смотришь на его выкрутасы с умилением. К чему приводит такая вседозволенность? Положа руку на сердце, разве ты не мечтаешь о том, чтобы твой ребенок рос успешным, востребованным, счастливым, реализовал все то, что не удалось осуществить тебе? Но…

Читать далее

День рождения – самый любимый детский праздник. Его обязательными атрибутами являются подарки, сладости и веселые конкурсы. Если вы хотите провести его на высшем уровне, подготовку следует начинать примерно за 3-4 недели. В этом вам сможет помочь агентство детских праздников. Профессионалы организуют и помещение, и развлекательную программу. Вам нужно…

Читать далее

На первый взгляд они могут показаться странными, но они очень важны в воспитании детей. Это заповеди педагога Януша Корчака, который был отправлен в гетто вместе со своими воспитанниками, а затем принял вместе с ними смерть в газовой камере. Его труды по воспитанию детей сохранились, и в них очень…

Читать далее

Согласно традиции, девочку нужно воспитывать, прививая ей такие качества, как покладистость, старательность, хозяйственность. Девочка должна развить заложенный в ней большой потенциал, чтобы она могла себя реализовать в роли будущей хранительницы семьи. Однако, особенности характера малышки могут внести свои изменения в модель воспитания. Если девочка растет маленькой пацанкой Ваша…

Читать далее

130 лет назад родился Антон Макаренко – один из четырех великих педагогов, по мнению ЮНЕСКО определивших способ педагогического мышления в XX веке. В 32 года он создал близ Полтавы трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Этот скромный человек в очках смог вырастить из беспризорных и преступников достойных людей. «Правмир»…

Читать далее

Не так давно все мы отпраздновали наступление Нового года. Этот праздник справедливо считают семейным. В этой связи уместен разговор о семейных традициях. Наверняка во многих семьях готовились по-своему к празднованию Нового года. Кто-то привык отмечать его с друзьями, кто-то – в семейном кругу. В любом случае в каждой…

Читать далее

Дорогие родители, хочу поднять тему домашние обязанности детей! В наше современное время в гонке за успехом, когда акцент в воспитании детей ставится на их развитие, мы забываем о наипростейших навыках самообслуживания и помощи в домашних ежедневных бытовых делах. Нашим детям понадобится не только супер эффективность на работе, но…

Читать далее

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по…

Читать далее

Родители, которые имеют больше одного ребенка, рано или поздно сталкиваются с тем, что старший ребенок начинает ревновать их к младшему. Многие родители теряются, столкнувшись с подобной ситуацией. Нельзя игнорировать детскую ревность, важно вовремя обратить на нее внимание и попытаться решить возникшую проблему. Рождение ребенка – это радость и…

Читать далее

Вам срочно нужно посетить супермаркет, и маленькие магазины не могут удовлетворить потребности, а тут еще и ребенка некому оставить. Дети прекрасны, и чтобы не забывать об этом при походе в супермаркет, вам нужно подготовиться. В магазине все упаковки яркие и притягательные, некоторые даже больше рассчитаны на детей, ведь…

Читать далее

Источник: https://family-child.ru/?p=8463

Януш Корчак. Воспитание детей | Красота спасет мир?

8 мудрых советов Януша Корчака о воспитании детей

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в «лагерь смерти».

Педагогическая и писательская слава Януша Корчака была столь велика, что даже гитлеровцы готовы были освободить его от «лагеря смерти».

Офицер СС подошел к Корчаку и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.— А дети?— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам. Учитель не покинул своих воспитанников, приняв вместе с ними мученическую смерть.

Воспитание детей. Десять заповедей Януша Корчака

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Главные принципы воспитания детей

Право ребенка на уважение

Право ребенка быть самим собой

Право ребенка на сегодняшний день (ребенок живет уже сейчас, а не только собирается жить в будущем).

Правильность общественного устройства проверяется счастьем ребенка

Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке.

В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта.

Януш Корчак считал, что надо научить детей:

— отличать правду и ложь, и ценить правду.

— не только любить, но и ненавидеть;

— не только уважать, но и презирать;

— не только соглашаться, но и возмущаться;

— не только подчиняться, но и бунтовать.

Обращение Януша Корчака к детям

«Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.

Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.

Мы даем вам одно – даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости.
И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви».

Януш Корчак о взрослых

«Добрый человек — это тот, кто наделен достаточной силой воображения, чтобы представить себе, каково приходится другому».

«Мы разглашаем детские тайны и не признаем за детьми права на молчание, которое суть «бунт искренности против лжи».

Мы постоянно досаждаем детям расспросами, наши настойчивые вопросы требуют какого-нибудь ответа, пускай лживого.

И напротив — взрослые бывают доверчивыми дурачками, принимающими на веру каждое слово. Бывают они и глупыми деспотами, наказывающими окриком за каждое слово правды».

«Даже взрослым, даже мудрецам порой трудно бывает познать самих себя».

«Покончить с фикцией нашего сентиментального, слащавого и покровительственного отношения к ребенку, нужно наконец задать себе вопрос, на что у него есть права».

Ребёнок нуждается в свободе, но «мы взрослые, не можем изменить нашу жизнь; воспитанные в неволе, мы не можем дать ребёнку свободу, потому что сами в оковах»».

Януш Корчак о ребенке

«Жизнерадостный ребенок обладает большим иммунитетом против эпидемий».

«Аффектированность чувств делает любовь ребенка безграничной, а его ненависть смертельной. Ребенок чрезвычайно раним: слова способны причинить ему душевную боль, с которой не сравнятся побои».

«По вине своей неопытности и необученности ребенок часто терпит поражения, причем каждое может вызвать эффект «домино», повлечь за собой ряд других.

Поэтому он постоянно нуждается в ободрении и поддержке взрослых.

Однако вместо поддержки ребенок то и дело получает нахлобучки и выговоры: разбил ли он чашку, которую просто хотел рассмотреть,осведомился ли у гостя о значении неприличного слова…»

«Если бы человек мог подсчитать все унижения, несправедливости и обиды, которые ему пришлось испытать за свою жизнь, оказалось бы, что львиная их доля приходится именно на «счастливое» детство».

«Детей нет – есть люди . – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

«Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь, – считал он. – Ребенок – не задаток человека, а настоящий человек, хотя и в другом измерении… Ребенок не будет, ребенок уже есть человек».

««Право ребенка на уважение»– каждый ребенок имеет право считаться человеком уже сейчас, в детстве. Ему принадлежит неотъемлемое право любой человеческой личности: право на уважение».

«Среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых. Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей… Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется».

Из книги Януша Корчака «Как любить ребенка»

Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается, отрекается, жертвует; и деморализует, когда, прикрываясь мнимым благом ребенка, отдает его на растерзание своему тщеславию, вкусам и страстям.

Мой ребенок — это моя собственность, мой раб, моя комнатная собачка. Я щекочу его за ухом, глажу по спинке, нацепив бант, веду на прогулку, дрессирую, чтобы был смышлен и вежлив, а надоест мне: «Иди поиграй. Иди позанимайся. Спать пора!»

Говорят, лечение истерии заключается в этом: «Вы утверждаете, что вы петух? Ну и оставайтесь им, только пойте».

— Ты вспыльчив, — говорю я мальчику. — Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день.

Если хотите, в этой одной фразе я изложил весь педагогический метод, которым я пользуюсь.

Януш Корчак о воспитании детей

«Надо приблизить детство к взрослости, наделить ребенка теми правами, которые будут ему принадлежать, когда он вырастет. Тем самым ребенок становится хозяином своей судьбы уже в детстве».

«Вежливость в разговоре с детьми — такая же необходимость, как и со взрослыми».

«Труд не позорит, а возвышает индивида до ранга человека».

«Если жизнь требует клыков, разве вправе мы вооружать детей одним румянцем стыда да тихими вздохами? Твоя обязанность — воспитать людей, а не овечек; работников, а не проповедников: в здоровом теле здоровый дух.   Здоровый дух не сентиментален и не любит быть жертвой».

Если вам понравилась статья и наш сайт, расскажите друзьям!

Источник: http://elklub.ru/yanush-korchak-o-vospitanii-detej/

10 заповедей для общения с детьми. Януш Корчак. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

8 мудрых советов Януша Корчака о воспитании детей

  • Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  • Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми.

    Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

  • Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка, просто помни: для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное.
  • Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови.

    Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребёнок, но душа, данная на хранение.

  • Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

  • Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять “Дом сирот” на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели “Дома сирот” уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошёл офицер СС и спросил:

 — Это вы написали “Короля Матиуша”? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.  — А дети? — Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

 — Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

В 1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей

  • Любить ребёнка вообще, а не только своего собственного.
  • Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
  • Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

Главные принципы в воспитании

Главный принцип системы Януша Корчака — это самовоспитывающая активность детей. Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и ещё много различных вещей, которые делает ребёнок сам.

Корчак выделял любовь к ребёнку как главную вещь, которую может дать взрослый, чтобы ребёнок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребёнку и без любви к нему он называл пагубным.

Януш Корчак призывал воспитывать ребёнка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Его учения были нацелены на то, что родители не должны требовать благодарности за всё, что делают родители.

Если её не требовать, то благодарность будет гораздо честнее. Он учил, что нельзя вымещать на ребёнке свои обиды, и призывал ценить его проблемы.

Всё, чем обеспокоен ребёнок — это серьёзные проблемы для него, несмотря на то, что для родителя они могут казаться смешными.

В его детском доме было главное правило — не унижать ребёнка, и этому правилу все следовали. Даже дети, которые часто между собой конфликтуют, в его детском доме любили друг друга и старались проявлять уважение как к младшим, так и к старшим.

Януш призывал уделять больше внимания своим детям, делать всё возможное для них и любить его вопреки всему. Не важно, талантливый ли он, удачливый — всё равно нужно любить. И даже когда он будет взрослым, он будет также нуждаться в любви, как когда он был маленьким. Именно такие правила устанавливал Корчак в своей воспитательной системе.

Также Януш завещал не делить детей на своих и чужих. Он призывал помогать всем детям, и тогда кто-то поможет и вашему ребенку.

Вся его педагогическая методика основана на любви и самореализации ребёнка. И надо сказать, что откликов и последователей этой методики очень много.

Эмоции проживаются телом, первым реагирует тело, и до тех пор, пока эмоция не признана и не… Читать дальше

Чувствовать себя, знать себя, быть собой. Быть лёгким, соединиться с самим собой, вспомнить себя настоящего. Вспомнить, что твоё тело может всё… что тело может быть любимым, и главное — любимым!Спонтанное движение возвращает истинную любовь к своему телу, без требований, критики, оценки себя.

Помогает… Читать дальше

Мой взгляд как ведущего практики, мой личный опыт.
А ещё о том, чем же так ценно для меня ТДТ, и почему я провожу эти группы движения.

Движение чувств

Доверие собственному телу — это наша опора. Тело мудрое, само знает, как проявить родившийся импульс движения. Это может оказаться сложным только… Читать дальше

Cтолкнувшись с границами других людей — “Извини, но я не могу сделать это для тебя”, — ты ощущаешь себя отверженным. Ты не можешь согласиться с тем, что другие не в состоянии дать тебе всё то, чего ты от них ждёшь. А ты жаждешь безмерной любви, безграничного внимания и бесконечной отдачи.

Частью… Читать дальше

Невозможно переоценить значение диады ребёнок-мама в жизни каждого человека. Английский психиатр Джон Боулби (1907–1990) разработал теорию привязанностей, доказал огромное зна­чение привязанностей для душевного здоровья личности. Дж. Боулби пишет, что опыт ребёнка в общении с отцом и матерью в течение… Читать дальше

Ранний детский опыт трудно пере­оценить. В младенчестве вся наша жизнь зависит от общения с мамой. Если маме хорошо, то и ребёнку хорошо, мама раду­ется — и ребёнок радостный и довольный, “…что отягощает мать, чего ей недостаёт, сказывается и на ребёнке, недостаёт и ему: с самого начала. Если муж… Читать дальше

Семья — это система. И как в любой системе у неё есть правила или порядки. Что я имею в виду, когда употребляю выражение “семейные порядки”?

По сути, порядки — это то, как включены члены семьи в систему. И здесь наиболее важны три момента: как взрослые люди воспринимают своё родительство, есть у них… Читать дальше

Согласно многочисленным статистическим данным в России наблюдается постоянное увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача социализации этих детей стоит в ряду наиболее приоритетных национальных проблем, а необходимость её решения предъявляет практические… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/10_zapovedey_dlya_obscheniya_s_detmi_yanush_korchak/

Рождение ребенка
Добавить комментарий