7 речевых игр для ребёнка 3-4 лет

Содержание

Игры для развития речи ребенка 3-4 лет как развивать речь, описание игр для развития

7 речевых игр для ребёнка 3-4 лет

Период 3 – 4 года – переломный момент развития ребенка как личности. У малыша появляются свои друзья в детском саду, предпочтения, увлечения. Речь его понятна для окружающих, но мамы в погоне за карьерой часто перекладывают на детские учреждения обязанности по развитию речи. В этой статье будут описаны основные игры для развития речи ребенка 3–4 лет.

В период от трех до четырех лет родители и воспитатели должны закрепить с ребенком такие темы:

  • Животные на ферме и в лесу
  • Цвета
  • Формы
  •  Мебель
  • Игрушки
  •  Одежда
  •  Поры года
  •  Еда
  • Машины
  • Профессии
  • Предлоги (над, под, в, из-за и другие)

Патологии развития речи

Увы, не все дети могут в этом возрасте радуют родителей болтовней из-за таких заболеваний:

  1.  Аутизм. Ребенок словно живет в своем мире, в котором нет никого, но при регулярных занятиях можно добиться от него результатов. Ганс Христиан Андерсон – детский сказочник был аутистом, но это не помешало ему писать удивительные истории.
  2.  Задержка речевого развития (ЗРР). Это самая легкая форма патологии. Интеллект и способность к обучению в норме, а вот речевое развитие хуже сверстников.
  3.  Задержка психического развития (ЗПР). Таким детям трудно усваивать материал, запоминать стихи.

Кроме игр, описанных в статье, родителям следует совместно с логопедами, корректирующими педагогами, психологами, невропатологами составлять программу развития ребенка.

Развитие речи у детей 3-4 лет

С детьми младшей группы детского сада нужно очень много разговаривать. Интересоваться прошедшим днем, любимыми блюдами, песнями, мультфильмами, сказками. В этом возрасте важно запоминать песни и стихи наизусть. Для начала нужно долго рассказывать один и тот же стих, а потом попросить ребенка повторить разные строчки произведения.

Например, в стихотворении Агнии Барто «Мишка» можно научить малыша его запомнить таким способом:

  •  Назвать первое слово: «уронили», а ребенок должен назвать слово «мишку».
  • Родитель может подсказать двумя способами: задать наводящий вопрос (кого уронили?) или подсказать слог (миш, а ребенок должен слог –ку сказать).
  •  Затем закрепить выученные фразы. Попросить ребенка сначала напомнить стихотворение, а то мама забыла.

Важно понимать, что дети этой возрастной категории проходят «кризис трехлетнего возраста», поэтому они могут категорически отказаться рассказывать и запоминать стишок.

Наказывать, ругать, критиковать запрещается. Можно попробовать спеть песни или переключиться на прозу. Попросить малыша рассказать сказку или вместе фантазировать.

Можно попросить поведать, что произошло в прошлой серии с героями мультфильмов.

Главными играми, которые помогут улучшить речь, являются:

  1. Ролевые. Игра в дочки-матери, больницу, детский сад, магазин, строителей, полицейских и другие помогут проявить ребенку познания и фантазию. Начало игры надо начинать: «Давай, как будто мы будем пожарниками». Желательно, чтобы среди игрушек были тематические наборы для ролевых игр.

    Можно вместе на кухне готовить обед и просить малыша подать картошку, яйца и другие продукты.

  2.  Игры с картинками. Попросить описать ребенка все, что нарисовано в книге, изображении. Вопросы нужно задавать такие: «Кто, что, какого цвета, где нарисовано на картинке?». Иногда можно задавать такие вопросы: «Почему дети под зонтом?».

    Малыш должен ответить: «Потому что дождь». Иногда стоит специально допустить ошибку, чтобы ребенок поправил.

  3. Игры с фигурками животных. Пластиковые фигурки помогут не только выучить названия животных, но и придумывать свои истории.
  4.  Логические. Эти игры помогают малышу обосновывать мнение и закреплять выученный материал.

    Например, мама вырезает из бумаги три геометрические фигур таким способом, что две из них одинакового цвета и размера. Попросить ребенка убрать одну лишнюю и обосновать свой выбор.

  5. На улице. Игра «съедобное — несъедобное» отлично поможет ребенку выучить основные понятия и рассказать о любимом блюде.
  6. Творческие.

    Рисование, лепка помогут раскрыться ребенку и научат объяснять выбор цвета, поделки.

Игры для развития речи ребенка 3-4 лет следует применять как можно чаще. Таким образом, постоянное взаимодействие, общение с ребенком не только укрепят взаимоотношения, но и помогут увеличить словарный запас малыша.

Возраст 3-4 года – важен для малыша, потому что в этот период детства формируется личность. Чтобы не сожалеть о допущенных ошибках в развитии, нужно посвятить время для развивающих игр и занятий.

Источник: http://detskoerazvitie.info/igry-dlya-razvitiya-rechi-rebenka-3-4-let/

Логопедические занятия для детей — занимаемся дома

7 речевых игр для ребёнка 3-4 лет

Первые звуки и слова маленького человечка довольно забавны и вызывают улыбки у взрослых. Однако никто не будет улыбаться, если услышит перевернутые слова и непонятные фразы от взрослого.

Общение — это важный элемент нашей жизни.

Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение выговаривать все звуки — то, к чему нужно стремиться не только детям, но и взрослым.

Логопедические занятия для детей дома

Логопедические занятия для детей дома — это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как

  • пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)
  • артикуляционная гимнастика
  • игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями)
  • стихи для развития речи и пополнение словарного запаса

Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или прыгает по дивану. Занятия должны проходить в игровой форме. Тогда и Вам легче будет, и ребенок материал усвоит без истерик и капризов.

Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет? Подборка лучших упражнений

Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:

  • занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20 минут разово.
  • занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
  • лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
  • используйте во время занятий смех. Не ругайте за неправильное произношение или если у ребенка что-то не получается сделать. Лучше вместе с ребенком узнайте, почему это у него такой язычок непослушный и как это исправить. Лучше быть союзником и другом ребенку, чем строгим учителем. Как правильно хвалить ребенка узнать здесь.

Логопедические занятия с детьми 5 — 7 лет узнать подробнее.

Хотелось бы остановиться подробнее на каждом из видов игр, в которые нужно играть с ребенком.

Пальчиковые игры — это один из видов развития мелкой моторики. Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны.

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.

Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.

Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат –  правильная и четкая речь.

Для правильного звукопроизношения также необходимо выполнять задания, которые направлены на развитие голоса, дыхания и речевого слуха.

Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Игры на развитие слуха

1. «Ушки — слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Речевое подражание или звукоподражание

 — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Игры на подражание голосам животных и птиц

Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

Игры на подражание бытовым шумам:

  • Часы тикают – ТИК—ТАК
  • Вода капает – КАП—КАП
  • Малыш топает – ТОП—ТОП
  • Молоток стучит ТУК—ТУК
  • Ножницы режут ЧИК—ЧИК
  • На качели качаемся КАЧ—КАЧ
  • Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ
  • Машина едет БИ—БИ

Логопедическая ритмика или логоритмика — соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно.

Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи.

 Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку… бух! (сесть на пол на последнем слове)

Скороговорки — это короткие рифмованные фразы. Скороговорки являются наилучшими упражнениями для отработки четкости и грамотности речи. Скороговорки увеличивают словарный запас ребенка, улучшают дикцию, а также развивают речевой слух.

 Чтобы ребенок мог разговаривать грамотно, умел выражать свои мысли и чувства, ему необходим свой словарный запас.

Словарный запас вашего ребенка состоит из:

  • пассивного словаря (те слова, которые ребенок понимает)
  • активного словаря (те слова, которые ребенок говорит)

Первоначально активный словарный запас у ребенка мал, однако со временем те слова, которые находились в пассивном словаре ребенок перенесет в активный. Чем больше пассивный словарь, тем лучше.

Для увеличения словарного запаса разглядывайте вместе картинки, читайте книги, комментируйте свои действия.

Для занятий со своим ребенком я использую различные пособия, одним из последних удачных приобретений являются «Большой альбом по развитию речи» и «Уроки логопеда. Игры для развития речи».

«Уроки логопеда. Игры для развития речи»

Данная книга состоит из 3-х разделов, к каждому разделу даны подробные инструкции как нужно заниматься

  • пальчиковая гимнастика
    • 1 группа. Упражнения для кистей рук (стр 8-29)
    • 2 группа. Упражнения для пальцев условно статические (стр 30-47)
    • 3 группа. Упражнения для пальцев динамические (стр 48-57)
  • артикуляционная гимнастика. Представлена с помощью сказок со стихами, имеются дополнительные карточки плюс имеются изображения правильного результата упражнения. (стр 64-110). Также в этом разделе есть игры на развитие речевого слуха, слухового внимания.
  • скороговорки. Сгруппированы в соответствии с “трудными” звуками, что помогает отработку определенных звуков именно у вашего ребенка. (стр 111-169)

Данную книгу я покупала тут. Если есть вопросы по поводу книги, спрашивайте.

«Большой альбом по развитию речи»

В данной книге есть 3 блока, каждый для определенного возраста:

  • Развиваем речь малыша (стр 6-89)
    • развитие понимания речи
    • развитие общей моторики
    • дыхательная гимнастика
    • пальчиковые игры
    • артикуляционная гимнастика
    • звукоподражание
  • Развиваем речь младшего дошкольника (стр 92-183). Для детей 3-6 лет
  • Развиваем речь старшего дошкольника (стр 186-277).

Эта книга замечательно подходит для увеличения словарного запаса ребенка, развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.

Такой же книги я уже не нашла (на Озоне появилась), однако есть отдельно книги для малышей, деток от 3 до 6 лет и старших дошкольников. Что также весьма удобно, если вам нужна книга для ребенка 4-х лет. Я нашла эту книгу, когда сыну уже исполнилось 3 года. Но я не переживала, у меня подрастает доченька, с ней и будем заниматься по первому блоку.

Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!

О логопедических занятиях с детьми 3-4 лет узнать подробнее.

Источник: https://my-happybaby.ru/logopedicheskie-zanyatiya-dlya-detej-zanimaemsya-doma

Словесные игры для детей 6-7 лет: играем всей семьёй

7 речевых игр для ребёнка 3-4 лет

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика.

Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением.

В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр.

Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов.

Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

  • дома;
  • на прогулке;
  • в дороге;
  • в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

  • внимания;
  • памяти;
  • мышления;
  • воображения;
  • речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я
  • знаю
  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

  • ромашка — раз;
  • лютик — два;
  • сирень — три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

  • огурец;
  • скамейка;
  • дом;
  • пиджак;
  • булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.

«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок.

Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку.

Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

  • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«Данетки»

Данетки — это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых данеток есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится

Источник: http://nii-evrika.ru/slovesnye-igry-dlya-detej-6-7-let/

Развитие речи у ребенка 3-4 лет: норма и задержка. Развивающие игры, детские стишки

7 речевых игр для ребёнка 3-4 лет

Многие дети в 3 года умеют говорить. Иногда их трудно понять, но заметно, что речь постепенно развивается. Четырёхлетний ребёнок умеет говорить довольно неплохо, хотя некоторые буквы и слова выговариваются с трудом. Однако у некоторых детей бывает задержка в развитии речи. Правильно ли это? Как помочь малышу развивать речь? Об этом читайте в статье.

Знания ребёнка в 3-4 года

В этом возрасте дети знают уже очень много слов (около 2000). Ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Чтобы поднять уровень развития речи, необходимо с детьми много заниматься, общаться, играть, рисовать и писать.

Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи.

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию.
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

Развитие речи у ребёнка 3-4 лет особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие – больше. Так что это не показатель. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний.

Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие.

Логопеды утверждают, что эти недочёты в развитии речи не страшны, поэтому ещё нет основания переживать. Многие специалисты начинают заниматься с детьми не раньше чем в 5 лет.

Вышеперечисленные недочёты — и есть особенности развития речи детей 3-4 лет. Специальной коррекции ещё не нужно, так как ребенок в состоянии справиться со своим языковым барьером самостоятельно.

Трёхлетние дети знают и говорят много звуков. Около 4 лет ребёнок осваивает более трудные буквы – «с», «з» и «ц». Он слышит, как произносят звуки окружающие дети, и при неправильном произношении исправляет ребят.

Диагностика развития речи детей 3-4 лет проводится логопедами. Они проверяют правильное произношение звуков.

Однако при желании родители могут тоже увидеть все положительные и отрицательные стороны речи своего ребёнка, а также сделать соответствующие выводы.

После 3 лет дети хорошо ориентируются в цветовой гамме и чётко понимают множественное и единственное число. В этом возрасте детишки стремятся говорить как можно больше. Молчат только тогда, когда спят.

В возрасте около 4 лет ребёнок говорит более осознанно. Родителям и воспитателям необходимо разговаривать с малышом на равных. Тогда он быстрее начинает осваивать речь, и у него очень быстро пополняется словарный запас.

Трехлетние дети стараются не употреблять сложных предложений, так как боятся, что их не поймут. К четырёхлетнему возрасту у ребёнка пропадает страх, и он говорит более уверенно. Теперь он знает, что слушатели его понимают.

Необходимо постоянно контролировать развитие речи у ребёнка 3-4 лет. Чем старше дети становятся, тем сложнее им помочь в постановке правильного произношения.

Методика развития речи детей 3-4 лет

На этом этапе у ребёнка расширяется сфера общения, а значит, и увеличивается словарный запас. Однако всё ещё многие буквы или звуки плохо запоминаются и выговариваются.

Очень важно сформировать условия, в которых происходит развитие речи у ребёнка 4-5 лет. Для этого необходимо обращать внимание на шипящие звуки, свистящие, твёрдые и мягкие. Как правило, именно с ними у многих детей проблемы.

Нужно не только обращать внимание на произношение букв, но и на речевой слух. Для этого старайтесь говорить по разному: громко, тихо, быстро или медленно. Когда инсценируете сказку, уделяйте внимание выразительности, голосу и соответствующей интонации.

Для работы по воспитанию звуковой культуры речи необходимо уделять внимание:

В общем, программа развития речи детей 3-4 лет — сложная. Ребёнку тяжело даётся произношение звуков. Старайтесь не ругать его, а только хвалить.

В ходе использования вышеперечисленных методик развитие речи у ребёнка 3-4 лет становится более активное. Дети начинают удивлять взрослых своими знаниями и умениями.

Правильное развитие речи

Как говорилось ранее, нет надобности обращаться к логопеду, пока не исполнилось ребёнку 5 лет. Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути. Это может быть животное, человек, растение и др.

Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас.

Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат.

Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его.

Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.

Стишки для развития речи

Ребёнку необходимо уделять внимание, и развитие речи не исключение. Для более быстрого достижения хороших результатов читайте несложные и запоминающиеся стишки для детей 3-4 лет.

1. Кра-кра-кра – уходите со двора.

Ас-ас-ас – дождь пойдёт сейчас,

Ить-ить-ить – не хотим уходить,

Жу-жу-жу – я по лужам хожу.

2. Один, два, три, четыре, пять – хочу ворон я посчитать.

Одна ворона на дереве сидит.

Вторая ворона в окошечко глядит.

Третья ворона – кричит ребятам «кар».

Четвёртая – весь выпила нектар.

А пятая ворона захотела лопнуть шар.

3. Купила муха сапоги, оказались велики,

Пошла муха на базар, поменяла их на самовар.

Угостила чаем всех своих друзей,

Только не захотела угощать людей.

Стишки для детей 3-4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ваш ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте малышу вопросы на эту тему. Он должен рассказать, что понял из прочитанного и какие сделал выводы. Родители могут и сами придумать несложные стихи для занятий со своим крохой.

Учимся играючи

Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи детей 3-4 лет? Игры, конечно же. Самое лёгкое и интересное обучение обеспечено, если вы с ребёнком сделаете азбуку-раскраску. Конечно же, её и купить не проблема. Однако не забывайте, что дети очень любят делать поделки самостоятельно.

Игра «Кто говорит?» интересна многим детям. Мама называет звук животного нужной интонацией, а ребёнок угадывает. Потом вы должны поменяться ролями. Таким образом у малыша будет развиваться речь.

Игра «Где лежит» развивает у малыша не только речь, но и внимание. Поставьте что-то на стол, под стул, возле холодильника, рядом с диваном. Теперь задавайте вопросы. Например: где стоит чашка, куда делся мишка, где лежит мячик? Таких вопросов может быть много. Ребёнок заодно научится ориентироваться в пространстве.

«Съедобное или нет?» Когда готовите ужин и не можете уделить внимание ребёнку, задавайте ему вопросы. Например, взяли кастрюлю в руки, спросите: «Это съедобное?». Дальше: «А жареное мясо?», «А сырая курица?» и т. д.

«Отличие предметов». Покажите малышу ботинки и тапочки. Спросите, чем похожи они, а в чём их отличие. Это могут быть и такие сравнения: шуба с курточкой, стакан с чашкой, стул с табуреткой и т. д.

Игра «Опиши предмет» поможет ребёнку развивать внимание и память. Покажите на кровать. Пусть малыш опишет её по вашим вопросам. Что это? Для чего предназначено? Какого цвета? Такие вопросы задавайте малышу про любой предмет или продукт.

Вышеперечисленные игры помогают ребёнку развивать правильную речь и нужное произношение звуков. Если будете ежедневно общаться с малышом в игровой форме, в скором времени он начнёт разговаривать правильно и понятно.

Почему ребёнок долго не говорит

Некоторые дети молчат в два или три года. Родители беспокоятся, ходят к специалистам, чтобы установить причину. Врачи и логопеды советуют не переживать раньше времени. Они утверждают, что если ребёнок молчит до 3 лет – это нормально. Возможно, повлияли гены родителей.

Если же ребёнок в 3,5 года так и не хочет разговаривать, тогда необходимо обратиться за консультацией к невропатологу, логопеду, лору и педиатру.

Очень часто дети, которые ещё в три года молчали, могут заговорить в 3 года 2 месяца. По статистике, такой ребёнок начинает говорить сразу предложениями.

Бытует мнение, что девочки овладевают речью раньше, чем мальчики. Это миф. Всё зависит от индивидуальности самого ребёнка. Нормы развития речи детей 3-4 лет не могут быть одинаковыми. В этом возрасте ребята знают от 1500 до 2000 слов. У каждого малыша свой индивидуальный запас. Всё зависит от личности ребёнка и его настроения.

Заключение

Не заставляйте малыша заниматься, если он не хочет. Если у него плохое настроение, тогда он не покажет вам хороших результатов. Занимайтесь с крохой, когда видите, что тот готов с вами поиграть.

Никогда не ругайте ребёнка, если у него не получается говорить какое-то слово. Он начнёт плакать, вы будете на него сердиться.

В итоге как у мамы, так и у малыша пропадёт настроение на целый день. Детям легко даётся обучение. Старайтесь хвалить своё чадо, ведь тогда малыш сам захочет сделать вам приятное и порадовать мамочку успехами.

Источник: http://fb.ru/article/215196/razvitie-rechi-u-rebenka---let-norma-i-zaderjka-razvivayuschie-igryi-detskie-stishki

Игры, развивающие речь детей до 3 лет

7 речевых игр для ребёнка 3-4 лет

Если обычные разговоры и занятия не помогают вашему крохе начать говорить, можно применять игры, развивающие речь ребенка. Они направлены на развитие физического и фонематического слуха, расширения не только активного, но и пассивного словаря. Регулярное проведение занятий поможет вашему малютке заговорить.

Правила проведения игр на развитие речи для деток до 3 лет

  • Любые развивающие игры нужно строить на подражании взрослому. Для деток 2-3 лет особенно важно многократное повторение каждого движения или слова. Повторяющиеся игры не надоедают крошкам, ведь хорошо знакомые ситуации обеспечивают им чувство комфорта и уверенности.

  • В качестве тем для тренировок выбирайте знакомые ребенку понятия, такие как названия частей тела, животных, погодных явлений, предметов обихода.
  • От одного занятия к другому сложность материала должна плавно повышаться, без резких скачков.

    Если поставить перед крохой непосильное задание, он разочаруется в собственных силах и в следующий раз просто не захочет браться за работу.

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей.

Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее

  • Во время игры следите за состоянием и настроением ребенка, степенью его заинтересованности. Каждое занятие должно быть от 5 до 20 минут.
  • Используйте несколько игр, направленных на разные аспекты речевого развития.
  • Длительность занятия можно сократить, если ребенок устал и раздражителен, а увлекательную забаву можно, наоборот, продлить. При этом, каждая из игр в ходе занятия должна иметь некую структуру с завязкой, основной частью и финалом.
  • Хвалите ребенка за каждое незначительное достижение и не акцентируйте внимание на неудачах. В случае промаха, предложите ребенку повторить упражнение немного позже.

Игры для формирования неречевого и речевого слуха

С рождения дети различают исключительно громкие звуки, но со временем их слух улучшается, и они начинают узнавать знакомые голоса. Работа над неречевым (физическим) слухом помогает крохе ориентироваться в пространстве, учит концентрироваться на отдельных звуках и создает крепкую основу для становления речевого слуха, необходимого для освоения речи.

  • Сначала научите малыша различать природные звуки и крики животных, затем переходите к предметным и транспортным шумам. Завершающей стадией формирования физического слуха является освоение звучания детских музыкальных инструментов и интерактивных игрушек.
  • На прогулке покажите ребенку, как шумят деревья на ветру, как каркают вороны или лают собаки. Когда малыш запомнит звуки, предложите ему закрыть глазки и отгадать, какие звуки природы он слышит. Эту игру можно организовать и дома, концентрируясь на бытовых звуках: шуме льющейся воды, гудении пылесоса.
  • Чтобы научить кроху звукам дома, используйте металлические и деревянные столовые приборы, газету и пакет. Пусть малыш постучит металлическими и деревянными предметами, пошуршит пакетом и пошелестит бумагой. Затем можно повторить игру с угадыванием звуков, не глядя. Разнообразьте игру, меняясь с крохой местами. Пусть малыш задает вам вопросы, а вы угадывайте, какими предметами он издает звуки.
  • Подготовьте несколько пар одинаковых непрозрачных контейнеров, засыпав в них гречку, рис, сахар, горох и другие сыпучие материалы. В ходе занятия пусть малютка пробует трясти коробочки, находя для каждой пару с одинаковым звучанием. Начинать можно с 3-4 пар, поэтапно увеличивая число контейнеров и усложняя задачу.

Для формирования правильной речи очень важна работа над речевым (фонематическим) слухом, благодаря которому малыш учится различать отдельные звуки, понимать слова и целые фразы, а затем использовать их в общении.

Занятия начинают с задач на восприятие со зрительными подсказками, в ходе которых малютка видит изображение или объект, смотрит на губы говорящего, слышит произносимые звуки.

На следующем этапе идет работа над слухо-зрительным восприятием, при котором кроха наблюдает за лицом говорящего и слышит его голос, тогда как при чисто слуховом восприятии единственным источником информации является слух.

  • Наиболее популярная игра для формирования фонематического слуха — это отгадывание знакомых людей по голосу. Пусть малютка закроет глазки или повернется спиной, а родные будут по очереди называть его по имени. Задача крохи — отгадать, кто его позвал.

Отдельная группа игр помогает ребенку концентрироваться на произносимых словах, чтобы понимать их смысл.

  • Предложите малышу ряд карточек с картинками или игрушек, затем называйте их по одной, предлагая своему чаду найти именно тот объект, о котором вы говорите. С расширением словарного запаса количество игрушек или карточек можно увеличивать.

Чтобы приучить кроху внимательно слушать слова, можно использовать игры с мячом.

  • Объясните и покажите малютке понятия «горячий» и «холодный». Катите мячик к малышу, называя эти слова в случайном порядке. По правилам игры, кроха может ловить мяч при слове «холодный», но не должен трогать его, когда мячик «горячий». Можно разнообразить игру, используя прием «съедобное-несъедобное». Называйте любые знакомые ребенку слова, бросая ему мячик. Если кроха слышит название съедобного продукта, он должен поймать мяч, а если вы называете «несъедобное» слово, нужно отбить или просто не трогать мяч.

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей. Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее

Чтобы научить малыша правильно выполнять просьбы, нужно преподносить их в игровой форме.

  • Предложите крохе внимательно выслушать, а затем выполнить ряд команд, например, полистать книжку, сложить замок из кубиков или усадить куклу в машинку. Занятие можно разнообразить, произнося задания шепотом или меняя интонацию. Задание станет еще сложнее, если вы будете произносить просьбы, стоя за дверью или ширмой.

Игры на развитие речи ребенка

  • Любые повседневные действия сопровождайте разговором
  • Задавайте крохе вопросы и произносить ответы, если он пока не может ответить самостоятельно.
  • Используйте правильную, четкую и простую речь.
  • Делайте акцент на ударных слогах и активно артикулируйте, чтобы ребенок наблюдал за движениями губ.

  • Используйте разные интонации, употребляйте смысловые паузы, варьируйте темп речи, чтобы она была богаче и ярче.
  • Каждое слово повторяйте многократно, чтобы оно закрепилось в памяти малютки.

Для пополнения пассивного словарного запаса предназначены игры, в процессе которых ребенку демонстрируется предмет или карточка с одновременным озвучиванием названия предмета или изображения.

  • Попросите кроху показать себя на фотографии, а затем узнать на ней маму и папу, бабушку и дедушку. По картинкам можно осваивать и названия частей тела, а можно проделывать это с ребенком перед зеркалом.

Этот же принцип используется для обучения малютки глаголам.

  • Подберите фотографии или картинки, на которых люди выполняют различные действия: сидят, лежат, кушают, ходят. Когда малыш изучит все изображения, поочередно просите его найти картинки с разными действиями.

Для знакомства с предметами обихода, можно разыграть приход гостей.

  • Скажите малышу, что сегодня у вас в гостях матрешка (мишка или кукла) и попросите провести экскурсию по квартире. Спрашивайте, где находится кухня, гостиная и ванная, просите показать диван, телевизор, столовые приборы.

Развитие активной речи ребенка построено на повторении за словами взрослого. Сначала малыши учатся повторять отдельные звуки, затем слоги или части слов, лишь после этого детки начинают озвучивать слова целиком и использовать простые фразы.

Все игры, направленные на пополнение активного словарного запаса, делятся на две группы: игры с договариванием и занятия, построенные на диалоге с вопросами и ответами.

  1. В первом случае, взрослый зачитывает ребенку короткий стишок несколько раз подряд, а затем произносит слова с паузой, которую должен заполнить малыш. Множество примеров стишков для развития речи представлено в книгах «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» Елены Янушко, «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» Ирины Ермаковой, «Лучшие развивающие игры для малышей» Владимира Петрова и других.
  2. Во втором случае, игра имеет форму беседы, за время которой взрослый несколько раз произносит название предмета, а затем просит ребенка озвучить слово самостоятельно. Если кроха не может ответить, за него отвечает взрослый, а затем вновь повторяет вопрос, предлагая несколько вариантов ответа.

Развитие речи — это важный этап в жизни ребенка, в котором родители могут ему помочь, используя правильные игры и забавы. Развивающие занятия должны быть веселыми и увлекательными, чтобы доставлять радость и деткам, и их родителям.

Источник: https://viline.tv/deti/article/igry-razvivausie-rec-detej-do-3-let-obzor-recevyh-igr

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.