7 игр для адаптации к школе

Содержание

Адаптация ребёнка к школе

7 игр для адаптации к школе

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем.

На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания.

Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях.

 Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу.

Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.

  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным.

    Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Адаптация или дезадаптация

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель — непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/podgotovka-k-shkole/adaptaciya-rebenka-k-shkole.html

Адаптация ребенка к первому классу. Советы родителям и педагогам. Примеры игр – Ребенок в детском саду

7 игр для адаптации к школе

Автор — Екатерина Александровна КАЧМАШЕВА,
социальный педагог Большеустинской школы Шарангского района Нижегородской области.

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет.

Известно, что возможность успешного продвижения школьников на этом этапе зависит от их способности адаптироваться к изменениям условий обучения при переходе в 1-й класс, где они осваивают новый вид деятельности – учение.

Появляется учитель – новый значимый для ребёнка взрослый человек, который будет являться таковым на протяжении нескольких лет обучения в начальной школе.

После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной.

Адаптация к школе ‭ —‬ ‭ ‬переломный период,‭ ‬когда меняется ‭ ‬ место ребенка в системе общественных отношений,‭ ‬появляются новые обязанности,‭ ‬увеличивается нагрузка на детскую психику.

Это трудный и ответственный момент в жизни ребенка и его родителей.

С поступлением в школу расширяется круг общеня детей, складываются новые межличностные связи и отношения, изменяется состав значимых сверстников. Первоклассник знакомится с новым детским коллективом, учителями. Взрослые требуют от него выполнения дисциплины, усидчивости и внимания на уроках.

Многим первоклассникам с трудом дается социальная адаптация, потому что они не могут принять строгий школьный режим, учебные нагрузки. Не все дети быстро вживаются в новую для них роль «школьника».

Некоторые первоклашки,‭ ‬уходя из дома в школу,‭ ‬берут с собой игрушки‭ ‬.‭ ‬Не стоит запрещать этого делать.‭ ‬Родителям надо только объяснить,‭ ‬что играть можно лишь на переменах.‭ Ведь в младшем школьном возрасте ведущую роль все-таки занимает игра.

В игре решаются проблемы совместимости и дружбы. Игра выявляет интерес к партнеру по общению, адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого.

В игре происходит сплочение детей, они лучше понимают друг друга, включаются в общение, учатся учитывать желания и вкусы других ребят.

Учителя (в первые месяцы учебного года) для быстрой адаптации первоклассников к условиям межличностного общения со сверстниками могут организовывать игры на переменах, коллективные игры, подвижные игры, игры по сплочению коллектива. (Примеры игр можно посмотреть в приложении №1).

Также учителя на классных часах могут провести цикл практических занятий, которые помогут в сплочении детского коллектива. (Примеры упражнений можно посмотреть в приложении №2).

В этот период остро встает вопрос,‭ ‬как помочь ребенку без ущерба для его здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя,‭ ‬как плавно перейти от игровой деятельности,‭ ‬которая была основной у дошкольника,‭ ‬к новой учебной.

Здесь несомненно школьнику нужна доброжелательная эмоциональная поддержка как со стороны родителей, так и со стороны учителя, школьного психолога.

Родителям необходимо ежедневно подбадривать своего ребенка, радоваться его самым, казалось бы, незначительным успехам, чаще хвалить и поощрять. Не нужно ругать первоклассника за плохое поведение в школе. Приучайте ребенка делиться с вами его проблемами (со сверстниками, учителем). Почаще разговоривайте с ним и объясняйте, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в адаптации первоклассников.‭ ‬Учитель, психолог‭ – ‬ первые союзники родителей в данном вопросе.‭ ‬

Советуйтесь с ними,‭ ‬поддерживайте авторитет учителя.‭ ‬Замечания о работе учителя не стоит делать в присутствии детей.

Первые недели учебы,‭ ‬а иногда и месяцы (в среднем первое полугодие),‭ ‬организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни.‭ ‬Поэтому у первоклассников могут появляться жалобы на усталость,‭ ‬общее недомогание,‭ ‬возникать плаксивость,‭ ‬раздражительность.‭ ‬Нередко нарушается сон.

‭ ‬ Могут возникнуть трудности психологического характера:‭ ‬страх перед учителем,‭ ‬отрицательное отношение к учебе,‭ ‬недооценка своих способностей и возможностей.‭ Не перегружайте ребенка делами, просьбами. По возможности, освободите личное время младшего школьника. Ведь ему нужно погулять с друзьями, поиграть в любимые игрушки, посмотреть мультики.

Большую нагрузку маленький организм не выдержит.

Родители могут обратится за советами по адаптации ребенка к школьному психологу. Следуя этим советам, ребенок с вашей помощью быстрее перешагнет на новую ступень-ступень школьника.‭

Вот некоторые советы, которые может дать любой школьный психолог:

  • Любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть!
  • Будьте терпеливы и отзывчивы!
  • Чаще хвалите Вашего ребенка. И, главное, сами верьте в то, что у него все получится!
  • Почаще разговаривайте с ребенком о школе, сверстниках, учителе. Выясняйте, что нравится вашему ребенку в школьной жизни, а что нет. Чем он доволен, а что хотел бы изменить. Объясняйте ребенку все, о чем он спросит!
  • Постарайтесь завлечь ребенка занятиями, которые ему по душе. Сделайте так, чтобы его увлечения стали его успехами!
  • Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Вспомните, какими вы были в детстве!
  • Почаще беседуйте с учителем, узнавайте об успешности обучения вашего ребенка!
  • Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте разумную помощь в его выполнении!
  • Старайтесь посещать все школьные и классные родительские собрания!

Признаками того,‭ ‬что ребенок прошел успешную адаптацию к школе,‭ ‬являются:

  • Ребенку нравится в школе,‭ ‬он уверен в себе и не испытывает чувство страха.
  • Ребенок справляется с учебной программой.
  • У ребенка сложились доверительные отношениями с одноклассниками и учителями.‭

‬Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием.

Однако вопрос заключается в том, как ребенок справляется с этими трудностями, какие способы решения проблем, связанных с процессом адаптации к школе, выбирает сам. К сожалению, для некоторых учащихся эти проблемы остаются неразрешимыми.

И если в таких случаях не оказывается помощь со стороны школьного психолога, учителя, родителей, то у детей могут наблюдаться различные формы школьных неврозов.

‭Подвижные игры:

‭Все дети должны встать в один большой круг и крепко сцепиться руками. Один должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него.

https://www.youtube.com/watch?v=trTEUFqRN8o

Нужно быть осторожным, чтобы никого не травмировать.

‭Один из играющих – «Совушка». Он находится в небольшом круге («гнезде»). Остальные дети свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек.

По команде воспитателя или взрослого «Ночь наступает!» – все останавливаются. Совушка вылетает на охоту после слов «наступает».

Заметив пошевелившегося игрока, Совушка берет его за руку и уводит к себе в гнездо. По команде «День!» все снова начинают двигаться.

После двух-трех повторений игры выделяется новая сова. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, которые не попадались совушке.

‭ Правила игры:

  1. Совушка не имеет права подолгу наблюдать за одним и тем же игроком.
  2. ‭Вырываться от совушки нельзя.

‭Игру можно проводить под музыку. Бравурная, громкая музыка – «день», плавная, тихая – «ночь».

‭Игровая площадка представляет собой «озеро». По нему ходят двое водящих с «неводом» (держа за концы натянутую скакалку, веревочку, шнур).

Они стараются загнать в «невод» других играющих детей — «рыбок», которые стараются вырваться из «невода», перепрыгнув через него.

«Рыбки», не успевшие перепрыгнуть через «невод» или задевшие его в момент прыжка, выбывают из игры, а водящие начинают новый заход с «неводом» по игровой площадке.

‭Правила игры:

  1. «Невод» должен все время двигаться на одинаковой высоте.
  2. Категорически запрещается поднимать «невод» во время прыжка, что может привести к травме.

‭Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки».

‭Игры на переменах:

  • ‭Игра «Запрещенное движение».

‭Учитель или ведущий становится в центр зала, площадки. Дети выстраиваются в колонну друг за другом.

‭Перед началом игры выбирается одно «запрещенное движение», например, «прыжок» или «руки вверх», несколько раз демонстрируется детям.

‭Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые им показывает ведущий. Задача детей не повторить именно «запрещенное движение». Если ребенок сделал «запрещенное движение», он становится в конец колонны.

Совет: Время от времени можно менять «запрещенное движение», таким образом, усложняя игру.

‭Перед началом игры все участники становятся в круг. Затем первый игрок начинает с комплимента своему соседу. Тот, кто не сможет придумать комплимент своему соседу, выбывает из игры. Побеждают те, кто смог придумать или вспомнить наибольшее количество комплиментов.

‭Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

‭- Море волнуется раз, ‭Море волнуется два, ‭Море волнуется три,

‭Морская фигура на месте замри!

‭В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

‭Правила игры:

  1. ‭Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и так далее)
  2. Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не резрешено докасаться до играющих.

‭Примечания:

  • ‭Количество участников игры не ограничено.
  • Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

‭Игры на сплочение коллектива:

  • ‭Игра «Про что сочиним?».

‭Это игра чисто словесная. Предложите детям сочинить сказку. Договоритесь о теме: можно, например, придумать сказку про зайчиков.

Затем вместе обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке: он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику. Зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец.

А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу?

‭Вы с детьми говорите друг другу, про что именно будет ваша сказка. Через 2-3 минуты начинайте сочинять сказку. Каждый участник игры говорит по одному предложению. Начинает учитель, потом продолжают ученики. И по кругу, пока не закончите сказку.

‭Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: «Это мой нос», но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить «Это мой подбородок», показывая на свой нос.

Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Это моя левая ступня», показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: «Это моя правая ладонь», указывая на свою левую ступню и так далее.

Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят.

‭Приложение №2. ‭Примеры упражнений для сплочения детского коллектива

По желанию выбирается водящий. Он выходит из комнаты, и во время его отсутствия группа задумывает кого-то из числа присутствующих. Когда водящий входит в комнату, каждый член группы по очереди называет «прозвище», которое он дает задуманному группой ученику.

Например: девочка-мальчик, сегодня в красном-белом и так далее.

Задача водящего состоит в том, чтобы отгадать участника, которого задумала группа.

Дети рассаживаются по кругу, и поочередно каждый из них дает определение слова «школьник». Начало первого предложения обязательно включает такие слова: «Школьник — это…». Далее каждый заканчивает предложение так, как сочтет нужным.

При обсуждении акцентируется внимание на позитивных определениях.

Участникам предлагается разделиться на пары (по желанию или по усмотрению учителя). Парам дается задание — просидеть обнявшись (или взявшись за руки) 2-3 минуты. Проводится обмен впечатлениями.

НА ЗАМЕТКУ. Дидактические игры по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru. 

Источник: http://deti-club.ru/adaptaciya-rebenka-k-pervomu-klassu-sovety

Социальная адаптация к школе первоклассника. Кризис 7 (6) лет

7 игр для адаптации к школе

Категория: О детях и для детей

Социальная адаптация ребенка к школе – это процесс привыкания ребенка к новым условиям, новой среде, новым людям и правилам поведения.

Перед первоклассником стоит сложная задача: установить новые контакты, подружиться с детьми, научиться взаимодействовать с учителем, выполнять новые обязанности. Кризис 6 – 7 лет приходится как раз на время начала школьной жизни, что значительно затрудняет быструю адаптацию первоклассника к школе.

В этом возрасте у ребенка еще не сформирована личность, которая способна адекватно принимать  нормы поведения в школе, работать в коллективе и  легко общаться со сверстниками и учителями.  

Есть детки, которые в кризисном возрасте 6 – 7 лет очень легко осваиваются в новом коллективе.  Но есть и такие, которые делают это не так быстро и легко, предпочитая играть в одиночестве и не вступать в контакт со сверстниками.

  Именно они особенно нуждаются в особом внимании со стороны учителя и их родителей. Ведь от того, какие отношения сложатся у ребенка с одноклассниками и учителями, будет зависеть очень многое в его дальнейшей  школьной жизни.

Социальная адаптация к школе первоклассника

У ребенка должно быть четкое представление о его новых обязанностях и необходимости их выполнять, независимо от настроения и желания. Например, не бегать по классу, не вставать без разрешения учителя, не выкрикивать на уроке.

Если правила не установлены, первоклассник будет сам проверять границу дозволенности методом проб и ошибок. Он  может думать так: «Сегодня я сделал это – меня не поругали, сделал вот это – тоже не остановили, а за то  дали замечание, значит, наверное, так нельзя делать….

Попробую завтра еще раз и проверю….»

При этом соблюдение новых правил не должно носить слишком  жесткий характер, чтобы не вызывать у первоклашки негативных эмоций.

Одного слова  «нельзя» не достаточно, нужно обязательно объяснять, почему именно нельзя, и к каким последствиям может привести невыполнение правил.

 А также следует вырабатывать мотивацию ребенка к качественному выполнению своих обязанностей, рассказывая, чего он достигнет, и «какой он будет молодец».

Для первоклассника социальная адаптация к школе проходит намного быстрее, если учитель находит индивидуальный подход к нему.

Ведь во время кризиса семи лет у ребенка появляется новый статус «я – ученик», и при этом  учитель становится для него неким авторитетом.

  Поэтому родителям нужно разговаривать с учителем, рассказывая какие-то важные моменты, которые тот будет учитывать при выстраивании отношений с ребенком.

Кризис 7 лет у первоклассника характеризуется болезненным отношением к себе, как личности, в целом, при получении негативных оценок каких-то отдельных действий.

Если ребенка поругали за «неправильно написанный крючок», он может перенести это замечание на себя в целом и воспринять это, как «я весь плохой».

Поэтому  в первом классе не ставят и родители не должны оценивать отдельно взятые поступки своего ребенка в общем ключе типа:  «Что за бестолковый у меня ребенок!». Нет, первоклассник должен понимать, что если он что-то сделал неправильно, то это не значит, что он плохой, и что его не любят.

Дети очень остро реагируют на несправедливое отношение к себе со стороны взрослых, даже если не высказывают своего недовольства и держат негативные эмоции в себе. Если ребенком часто недовольны взрослые,  успешная социальная адаптация первоклассника к школе усугубляется и замедляется.

Советы родителям детей кризиса семи лет:

  • Не ругайте ребенка за то, что он, по вашему мнению,  слишком часто созванивается со своими одноклассниками или задерживается после школы, играя с ними. Ведь так он проходит социальную адаптацию к школе, налаживая контакт со сверстниками.
  • Не запрещайте первоклашке брать с собой в школу игрушки. Ведь это «частичка его дома», с которой он не будет чувствовать себя одиноким в новой обстановке.  Не стыдите его словами «ты же уже не маленький, чтобы играть с игрушками». Он еще маленький! И он только начал взрослеть, переживая кризис 7 (6) лет!  А вы, как самый близкий человек, помогите ему повзрослеть безболезненно и поддержите своего малыша, просто объяснив, что играть с игрушками можно только на переменках. 
  • Если ваш ребенок гиперактивный и совсем не умеет концентрироваться, справляться с проблемой рассеянного внимания, не ругайте его бесконечно, а обратитесь к специалистам, чтоб те помогли вам справиться с проблемой, не сломав ребенку психику, которая и так у него совсем неустойчивая. (Читайте статью Когда ребенку нужна помощь психолога.)
  • Не перекладывайте свой жизненный опыт на ожидания ребенка. Если вы сами испытывали негатив к школе или, наоборот, обожали учиться, –  это только ваш личный опыт. И не нужно настраивать своего ребенка на чрезмерные трудности или слишком радужные представления о школе. Ведь, столкнувшись с проблемами и осознав, что он не может с ними легко справиться,  ребенок потеряет уверенность в себе. Поэтому правильнее будет просто объяснить, насколько важно получать новые знания, и что не у всех все получается сразу идеально, просто нужно преодолевать трудности, и мама в этом поможет. (Читайте про детские обиды на родителей.)
  • Если учитель рассказывает, что ваш семилетка в школе на уроках отвлекается или балуется, не наказывайте его, а попытайтесь выяснить, почему он так ведет себя, что ему не нравится и что не понятно. Объясните, как это исправить и как вести себя правильно.

Источник: https://happydiva.ru/o-detyah-i-dlya-detei/275-sotsialnaya-adaptatsiya-k-shkole-pervoklassnika-krizis-7-6-let

Адаптация первоклассников к школе: 7 советов родителям

7 игр для адаптации к школе

Родителям первоклассников наша статья поможет облегчить адаптацию детей к школе на этом важном жизненном этапе. Читайте дальше, чтобы узнать, как помочь детям, пришедшим в школу первый раз в жизни, быстрее привыкнуть и полюбить учебный процесс, быть активными, общительными и эффективно усваивать школьную программу.

Адаптация первоклассников к школе

Итак, не за горами всем знакомый день знаний – Первое сентября.

Для одних школьников это радость встречи с одноклассниками после продолжительных летних каникул, для других – необъятные просторы новой полезной информации.

А вот первоклассники испытывают в это время незабываемые, волнительные, а порой и тревожные эмоции. Ведь у них начинается новый этап уже почти «взрослой» жизни – учеба в школе.

Родители выпускников детского сада переживают не меньше своих чад. Их не только беспокоит сам процесс обучения детей, но и факт восприятия ребенком школы, одноклассников, первых учителей.

На помощь в адаптации первоклассников к школе в первую очередь должны придти именно родители. А в тандеме с учителем они помогут освоиться в еще непривычной обстановке школы. Если мамы и папы будут придерживаться некоторых устоявшихся правил поведения с первоклашками, то они смогут с легкостью преодолеть непростое адаптационное время.

Первые шаги к легкой адаптации первоклассника

Особенности адаптации первоклассников к школе

Будьте внимательны к своему ребенку и соблюдайте приведенные ниже советы, чтобы они легко адаптировались в новой для них школьной среде.

1. Не пугайте школой

Многие родители совершают, скорее всего, неосознанно, огромную ошибку, запугивая свое чадо в момент непослушания: «Будешь баловаться – отдам в школу». В этом случае учебное заведение ассоциируется у ребенка с чем – то страшным, нехорошим. И после будет проблематично переубедить его в ином предназначении данного слова.

2. Не лишайте первоклассника детства

Если ребенок пошел в первый класс, это не значит, что отныне у него на уме должны быть лишь уроки. Наоборот, в этот непростой период ему необходимо отвлекаться от новых, непривычных обязанностей и «возвращаться» в круг знакомых и любимых игрушек.

3. Продумайте распорядок дня первоклашки

В течение полугода ученик первого класса находится в необычной стрессовой ситуации: вместо привычных подвижных игр от него требуют внимательности, усидчивости на уроках, усвоения новой информации, в результате чего возникает больше моральная усталость, чем физическая.

Психологи рекомендуют после напряженного учебного дня обязательно дать отдохнуть первокласснику, а может и поспать часок-другой, обязательно погулять на свежем воздухе, и только после этого приступать к выполнению домашних заданий.

4. Заряжайте ребенка позитивом

В начале учебного дня постарайтесь не нервировать ребенка, например, если ему не хочется вставать с теплой постельки или совсем нет аппетита для употребления приготовленного завтрака. Попытайтесь с нежностью и поцелуями разбудить вашего новоиспеченного первоклассника, а завтрак можно положить и в ранец.

Самое главное, совладать с собой и не ругать ребенка. Лучше, если он будет чувствовать себя любимым, чем быть обозленным весь день.

5. Больше ласки

Старайтесь в этот непростой период освоения быть более внимательными с детьми, хвалить за успехи, пусть и даже самые крохотные, интересоваться сверстниками, их увлечениями. Но никогда не ставьте в пример более подготовленных или сообразительных одноклассников, тем самым понижая самооценку ребенка.

И ни в коем случае не наказывайте его за низкие отметки, ведь вы любите не за полученные баллы, не так ли?

6. Не настраивайте против школьной системы

Никогда в присутствие первоклашки не обсуждайте методы обучения учителя, не ругайте. Если вам кажется, что педагог слишком придирчив или, наоборот, более лоялен к вашему ребенку, обсудите данную проблему при личной встрече, но не на семейных «собраниях».

Не критикуйте современную, вполне тяжелую школьную программу, особенно при ребенке.

7. Не давайте волю негативным эмоциям

Не показывайте первокласснику свой страх, свои переживания по поводу его успешной адаптации к обучению в школе. Помните, что ваше настроение может передаться ребенку, и он заранее может почувствовать неуверенность в себе, в своих силах.

Дорогие родители! Помните, что все в ваших руках. Немного терпения, понимания, участия в процессе обучения помогут вам вместе преодолеть нелегкий путь адаптации вашего любимого первоклассника к школе. Удачи!

Ольга Комарницкая, специально для ДвеМамы.ру

Источник: http://dvemamy.ru/adaptaciya-pervoklassnikov-k-shkole.html

Игры адаптации первоклассника школе

7 игр для адаптации к школе

1 сентября с нетерпением ждут все дошколята, потому что начинается новая, взрослая , очень ответственная пора.

Для родителей начало школьной жизни тоже непростое время, которое заставляет серьёзно задуматься над тем, как подвести своего ребёнка к этому периоду без лишнего волнения и переживаний, как помочь привыкнуть к новым условиям. И это правильно, ведь первый класс – очень важный период в жизни первоклассника.

В среднем адаптация длится от 2 до 6 месяцев, но самым сложным периодом являются первые 3 – 4 недели (в сентябре отмечается высокая заболеваемость в связи с непривычными нагрузками и высокой утомляемостью ). Именно в это время ученикам предстоит справиться с множеством трудностей.

Во-первых, на смену ведущей деятельности игре приходит учёба, по итогам которой от учащегося требуется достижение какого-либо результата. Во-вторых, вводится новый распорядок дня, в котором необходимо усидеть на месте 35 минут, а это сложно для детей, т.к.

связано с физиологическими особенностями организма (да и в саду они привыкли постоянно передвигаться).

Каждый ребёнок период адаптации переносит по своему и многое зависит от того, как будут вести себя родители. Их главная задача – набраться терпения и всегда поддерживать своего ребёнка.

Ни в коем случае нельзя ругать своё чадо за невнимательность, неусидчивость и за всё то, что связано со школой. Это может негативно сказаться на желании учиться.

Ещё одним важным моментом со стороны родителей является постоянный интерес к событиям, происходящим в школе Необходимо задавать вопросы, например: Как прошёл день? , Что сегодня нового было в школе? , Что кушал в столовой? и т.д.

Чтобы ребёнок ощущал Вашу любовь, заботу и поддержку обязательно хвалите его, пусть даже за самое маленькое достижение, чаще говорите ласковые слова и настраивайте на любую деятельность в школе словами: У тебя всё получится! Если сегодня что-то немного не получилось, то в следующий раз обязательно получится.

Если Ваш ребёнок стал более самостоятельным, с удовольствием посещает школу. позитивно отзывается о своих одноклассниках, учителях и не испытывает трудности в усвоении учебной программы – Вы совершенно точно можете быть уверенными в том, что Ваш ребёнок полностью адаптировался к новым условиям.

Приведённые советы помогут преодолеть трудности как в адаптации Ваших деток в школе, так и достигнуть хорошей успеваемости. Главное, действуйте сообща с учителями, психологами и другими родителями Вашего класса и совместные усилия обязательно приведут Вас к плодотворным результатам.

Новый виток в жизни ребенка вызывает много волнений и опасений не только у родителей, но и у будущего первоклассника.

Важно помнить об этом и относится к его эмоциям с уважением и пониманием.

Особенно сложным периодом является первая четверть, именно в этот промежуток времени можно адекватно оценить реакцию детской психики на новый образ жизни и выявить проблемы, связанные с трудностями адаптации.

Нарушение поведения вашего ребенка может свидетельствовать о сложности протекания этого процесса, от родителей зависит, будет ли оказана ребенку помощь в этот очень нужный момент. В некоторых случаях обращение к специалисту может стать единственным выходом.

Адаптация детей к школе

Адаптация первоклассника к школе начинается задолго до первого сентября, с момента подготовки к учебному процессу. Школьные сборы должны проходить постепенно, в течение летних месяцев, не стоит откладывать все на последний момент.

Моменты, важные для родителей первоклассников, на которые следует внимание при подготовке к школе

Совместные походы по магазинам. В покупке необходимых канцтоваров ребенок должен участвовать непременно. Используя список, важно предоставлять будущему школьнику право выбора, с уважением относясь к его мнению.

Устройство рабочего места. Здесь можно спросить мнение малыша относительно его предпочтений в выборе мебели, настольной лампы и организации учебного уголка в общем.

Распорядок дня. Составить расписание с распределением времени можно уже с первых учебных дней, а вот режим дня с учетом времени сна и бодрствования следует привить ребенку задолго до этого.

Правила, ускоряющие адаптацию первоклассников

С того момента, как первоклассник приступает к своим прямым обязанностям, его воспитание уже находится не только в руках родителей, но и в руках одноклассников и учителя. Есть несколько правил, соблюдение которых в семье, поможет легче пережить период адаптации к школе:

1. Указанный выше распорядок дня. Нужно научить ребенка правильно распределять свое время. Для этого можно купить ему будильник или настенные часы. Имея перед глазами режим дня и время, первоклассник сможет их сопоставлять и научится правильно планировать свои действия.

2. Учебный процесс должен быть результатом действия ученика, а не его родителей. Так развивается самостоятельность и ответственность ребенка.

Нет ничего плохого в том, что взрослые проверяют выполнение домашнего задания, указывают на ошибки и объясняют непонятные темы.

Но любые действия, которые делают родители за первоклассника могут привести к безответственности ребенка в дальнейшем, даже безобидный сбор портфеля.

3. Нельзя ставить под сомнение авторитет учителя. Это главное правило цепочки отношений: родители – ученик – учитель.

В учебное время, каким бы сложным периодом оно не являлось, первоклассник должен оставаться ребенком. Даже пятиминутные игры с родителями дают возможность юному школьнику абстрагироваться от тех проблем, которые он испытывает в связи с новым этапом в жизни.

Источник: http://orebenkah.ru/adaptacija-detej/igry-adaptacii-pervoklassnika-shkole.html

Адаптация к школе

7 игр для адаптации к школе

/ Развивающие занятия / Адаптация к школе

Казалось бы, буквально вчера, Ваш малыш только что сделал первые шаги, сказал своё первое слово. А вот уже и подошло время вести его «в 1-раз в 1-й класс».

Однако, за хлопотами в поисках и покупке школьных принадлежностей не забудьте, что для Вашего ребёнка подобная резкая смена привычного жизненного уклада – это всегда эмоциональный и физический стресс.

Пусть даже и позитивный по своей природе.

Как же помочь Вам и Вашему ребёнку эффективно справиться со стрессом и добиться того успеха, о котором мы все мечтаем для своих детей? Центр «Радуга+» в Ростове-на-Дону приглашает родителей и детей на занятия и тренинги, эффективно решающие среди прочего задачу успешной адаптация Вашего ребёнка к школе.

Наши цены Записаться на пробное занятие

Подготовка и адаптация к школе

Говоря о подготовке к школе, большинство родителей, как правило, имеют в виду два основных аспекта:

  1. образовательный – получение дошкольником первичных знаний и навыков, которые помогут ему успешнее справляться со школьными заданиями – чтение, рисование, начальные навыки письма и т.п.
  2. и, так сказать, «материальный» – приобретение уже непосредственно перед началом школьных занятий требуемых учебников, канцелярских принадлежностей, соответствующей одежды и т.п.

Однако не стоит забывать, что успешности юного ученика могут помешать не только отсутствие нужного учебного пособия или отставание в навыках чтения.

Как показывает опыт современного школьного образования, определённое число первоклассников, даже обладающих высоким уровнем интеллектуального развития с трудом переносят школьную нагрузку.

И связано это может быть с проблемами как физиологической, так и психологической, социальной адаптации 6-7 летнего ребёнка к школе.

На переломе: отдельные аспекты детской адаптации

Первый школьный год – особо сложное, переломное время в жизни Вашего ребёнка. Ведь с началом учёбы, для первоклассника меняется слишком многое:

  • – -его место и роль в системе общественных отношений,
  • – -режим, да и весь уклад жизни,
  • – -возрастает не только интеллектуальная, но и эмоциональная нагрузка на психику ребенка.

Теперь от него требуется подчиняться подчас более строгим, чем в детском саду или дома, дисциплинарным требованиям.

Например, ограничение двигательной активности в процессе урока, необходимость «высиживать» за партой (так называемая «статическая» нагрузка), сохраняя при этом на протяжении всего урока сосредоточенность и внимание на одной теме. Хотя физиологическая потребность в движении сохраняется на прежнем уровне.

А на смену беззаботной игре приходит необходимость ежедневного выполнения требований учебного процесса.

Кстати, для детей в 6-ти летнем возрасте, по мнению психологов, именно социальная адаптация к новым для них школьным условиям становится наиболее тяжким бременем. Ведь в этом возрасте личность ребёнка ещё не готова подчиняться школьному режиму и нормам поведения, признавать свои новые (школьные) обязанности.

Так же, если говорить о 7-ми летних, то для детей в этом возрасте характерны определённые физиологические изменения, которые и сами по себе могут приводить к:

  • – повышенной утомляемости,
  • – рассеянию внимания
  • – и перепадам настроения.

И это еще мы не упомянули о новом для ребенка коллективе сверстников и, конечно, же учителей.

Всё это является для нашего первоклассника достаточно серьёзными стрессовыми факторами, для того чтобы приспособиться, приноровиться к которым может потребоваться от 2 месяцев до полугода!

Практически тоже самое (с поправками на возрастные особенности психологии и физиологии) можно сказать и в том случае, когда по неким причинам школьник вынужден сменить место учёбы. Адаптация к новой для него школе, может стать так же достаточно сложным процессом.

Адаптивный стресс – чем может грозить ребёнку?

Известно, что затянувшийся стрессможет иметь негативные последствия. В том числе и для физического здоровья Вашего малыша. Ведь не секрет, что:

  • – если и не «все болезни от нервов», то на фоне стресса, как правило, снижается общая сопротивляемость организма (иммунитет) к простудным или инфекционным заболеваниям;
  • – в период «привыкания» дети могут даже потерять аппетит или начать жаловаться на головные боли;
  • – у некоторых отмечается повышение давления;
  • – довольно долгое время может держаться несколько повышенная температура, не связанная с определённым заболеванием;
  • – также в стрессовых ситуациях Ваш ребёнок становится более нервным, невнимательным, возможно даже агрессивным; может хуже воспринимать информацию.

Всё это в свою очередь снижает как его успеваемость, так и способности к социальной адаптации в коллективе сверстников. Как следствие, Ваш сын или дочь могут оказаться менее успешными в учёбе и… последующей взрослой жизни.

Поэтому не спешите ругать ребёнка за драку или плохие оценки. Возможно, это признак стресса, с которым он пытается справиться в меру своих навыков и жизненного опыта. Ваша задача как родителя в таком случае – вовремя заметить проблему и помочь малышу справится с ней.

Этапы физиологической адаптации

Психологи и детские неврологи выделяют три основных фазы (или периода) так называемой физиологической адаптации:

  1. «Физиологическая буря». «Штормит» обычно первые 2-3 недели.

    Организм ребёнка отвечает на многократно возросшие нагрузки напряжением практически всех систем, затрачивая при этом подавляющую часть энергетических ресурсов

  2. «Нестойкая (не устойчивая) адаптация» Организм приспосабливается, ищет и находит наиболее приемлемые варианты реакций.

  3. Устойчивое (относительно устойчивое) приспособление Напряжённость стрессовых реакций значительно снижается. Фактически речь идёт о закреплении найденных на предыдущем этапе вариантов реакций.

Как мы уже упоминали процесс адаптации к школе может быть достаточно длительным. И, конечно же, многое здесь зависит и от индивидуальных особенностей Вашего ребёнка, его предрасположенности к тем или иным типам характерных реакций. И от того, насколько вовремя и профессионально была оказана помощь, если речь идёт о более «сложных» случаях.

Признаками успешной адаптации ребенка являются:

  • – Удовлетворенность процессом – он (она) с удовольствием идёт в школу; ему нравится играть или заниматься на уроках;
  • – Удовлетворенность межличностными отношениями – отсутствие конфликтов, хороший контакт с другими детьми или взрослыми работниками детского учреждения. Ребёнок ощущает себя «в своей тарелке», ему хорошо в компании сверстников.
  • – Успешность овладения программой – он с удовольствием и хорошо выполняет большинство заданий учителей или воспитателей, ощущая при этом собственную успешность.
  • – Уровень самостоятельности при выполнении заданий – ребёнок умеет и любит справляться с заданиями самостоятельно, не перекладывая психологическую ответственность за качественное их выполнение на других – родителей, старших братьев или сестёр.

Если Ваш ребёнок демонстрирует все или большинство из этих признаков, то значит процесс его адаптации к новым социальным условиям пройден успешно.

Как помочь Вашему ребёнку лучше адаптироваться к школе?

Для того чтобы облегчить процесс адаптации Вашего ребёнка к школе, а так же эффективно решать возникающие перед юной личностью проблемы психологического характера, опытные психологи и тренеры центра «Радуга+» проводят регулярные развивающие занятия для детей от 6-ти до 14 лет.

Дети, посещающие наши занятия – как правило, более здоровые и имеют хорошие навыки социализации, скорее и успешнее проходят адаптацию, достигают желаемых результатов в учёбе.

Кроме того, для родителей занимающихся у нас детей нами регулярно проводятся семинары и консультации опытных детских и семейных психологов.

Для того чтобы записаться на БЕСПЛАТНОЕ пробное занятие Вам достаточно позвонить нам по телефонам в Ростове-на-Дону:

  • – +7 (863) 2-211-511,
  • – +7 (903) 401-15-11

Или воспользоваться формой обратной связи здесь, на сайте.

Источник: http://raduga-plus.info/developmental-classes/adaptation-school.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.