30 логопедических стишков для малышей

30 логопедических стишков для малышей: упражнения на шипящие и свистящие звуки

30 логопедических стишков для малышей

Как известно, самый лёгкий и эффективный способ обучения ребёнка — игра. Справедливо это и для ситуации, когда нужно отработать правильное произношение звуков.

Конечно, все дети разные, и далеко не каждому плохо даются одни и те же звуки, однако у логопедов есть список особо сложных звуков, проблемы с которыми встречаются у большинства малышей.

Логопедические стишки — это отличный способ потренироваться, если у крохи не выходит тот или иной звук, а также закрепить достижения, если он говорит достаточно чисто.

Начинать учить эти стишки можно уже с 2–3 лет.

Шипящие звуки

Читайте вместе с ребёнком логопедические стихи на шипящие и свистящие звуки.

1.К Чебурашке в чашкуШлёпнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

2.Ветеp ёлками шумит,Ёжик наш домой спешит,А навстpечу ему волк,Hа ежа зубами «щёлк»!Ёж иголки показал,

Волк со стpаху убежал.

3. Ёжик в бане вымыл ушки,Шею, кожицу на бpюшке.И сказал еноту ёж:

«Ты мне спинку не потpёшь?».

4. Кукушка кукушонку купила капюшон,Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

5. На реке — камыши,Разыгрались там ерши:Круг — постарше,Круг — помладше,

И совсем малыши!

6. Дедушка Ежок,Не ходи на бережок:Там растаял снежок,Заливает лужок.Ты промочишь ножки,

Красные сапожки!

7. Шесть мышат шагают в школу,Шаловливых и весёлых.На уроках шесть мышатШелестят, шумят, шуршат.Тише, кот сюда спешит!

«Шмыг» — и в школе ни души.

8. Чижик в клеточке сидел,Чижик в клетке громко пел:«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу».

9. Жёлтый жук нёс старый жёлудь.Жёлудь очень был тяжёлый.Жёлтый жук был жутко жадным,Даже листик было жалко.Жук свой путь держал под гору,Жёлудь же терял опору.Жук сердито гнал всех прочь,Кто желал ему помочь.Жёлудь вдруг с жука свалился,С горки живо укатился.Жук теперь вздыхает сложно —

Жёлудь он сжевать не сможет.

10. На чайничке крышечка, На крышечке шишечка. Ручечкой за шишечку

Поднимаем крышечку.

11. Четыре Анюточки Прокричали суточки. Прокричали суточки,

Не устав ни чуточки.

12. Сшили штанишки Плюшевому мишке. На штанах кармашки,

На кармашках — пряжки.

Звук Л

Вашему малышу понравятся эти весёлые логопедические стихи на звук Л.

13. Лунный свет голубойСпать ослу не давал,Сел осёл на валунИ зевал, и зевал…И случайно осёл проглотил вдруг луну,Улыбнулся, вздохнул —

И спокойно уснул.

14. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

15. В магазине ВаленькеПокупают валенки.Маленькие валенкиДо чего ж милы!Но надела валенкиМаленькая Валенька —Оказались валенки

На неё малы!

16. Лы-лы-лы, забивали мы голы,Лу-лу-лу, возле окон на полу,Ла-ла-ла, не заметили стекла.Лу-лу-лу, мы не били по стеклу,

Ла-ла-ла, только нет в окне стекла.

17. Мышка весело жила,На пуху в углу спала,Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало.

18. Веник пол подметал,Веник очень устал,Он чихнул, он зевнул

И тихонько лёг под стул.

Звук Р

Говорить правильно ребёнку помогут эти логопедические стихи на звук Р.

19. Злые крысы грызли крышу,

Но пришёл котёнок рыжий.Крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

20. Хрюша-поросёнок

Хрюкает спросонок:«Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!Подавайте мне урюк!»Поросёнок Хрюша,До того, как кушать,Ты возьми-ка мыло,

Да умой-ка рыло!

21. Мы расселись по порядку,Дружно делаем зарядку,Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

22. Ехал Гpека чеpез pеку,

Видит Гpека: в pеке — pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

23. Разные радости, сколько от вас радости!Радуюсь лету, резвому ветру,Раннему утру, росе перламутровой,Рогатой улитке, раскрытой калитке…

Радуюсь малости — растут мои радости.

24. Дождь: «Трам-трам», — стучал по крышам. Дробь дождя Егор услышал, Старый барабан достал,

Тоже барабанить стал.

Звуки С и Ц

Читайте вместе с малышом эти весёлые и эффективные логопедические стихи на звуки С и Ц.

25. Забрели к нам в детский садДесять маленьких цыплят.Завела их с улицыПёстренькая курица.Миленькая курица, Ты ошиблась улицей,Это детский сад,

Но не для цыплят!

26. Соблюдается совойРаспорядок часовой,Всё по расписанию,

По согласованию.

27. Сорок сорокДля своих сорочатСорок сорочек,Не ссорясь, строчат.Сорок сорочекПрострочены в срок —Сразу поссорились

Сорок сорок.

Звуки П и Б

Эти короткие логопедические стихи на звуки П и Б помогут вашему малышу говорить правильно!

28. Белый снег, белый мел,Белый заяц тоже бел..А вот белка не бела —

Белой даже не была.

29. Пришёл Прокоп — кипит укроп, Ушёл Прокоп — кипит укроп.Как при Прокопе кипит укроп,

Так из без Прокопа кипит укроп.

30. Говорил попугай попугаю:«Я тебя, попугай, попугаю!»Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!».

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/30-logopedicheskih-stishkov-dlya-malyshej/

50 ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СТИШКОВ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

30 логопедических стишков для малышей

Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

Звук Л

Логопедический стишок №2

Лунный свет голубойСпать ослу не давал,Сел осел на валунИ зевал и зевал…И случайно осел проглотил вдруг луну,Улыбнулся, вздохнул –

И спокойно уснул.

Звук Р

Логопедический стишок №3

Злые крысыГрызли крышу,Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

Хрюша – поросенокХрюкает спросонок:Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!подавайте мне урюк!Поросенок Хрюша,

До того, как покушать,

Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Звуки С Ц

Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский садДесять маленьких цыплят.Завела их с улицыПестренькая курица.Миленькая курица, ты ошиблась улицей,Это детский сад.

Но не для цыплят!

С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — К

Логопедический стишок №5

СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫСЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.

ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.

ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П — Б:

ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,

ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т — Д:

ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.

ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,Ведь во рту у Даши каша.Но не гречка и не плов —

Эта каша-то из слов!

Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка —С детства он её рычит.Любит буква «Р» рыбёшку —

Лучше всех её… молчит.

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнокГромко хрюкает с пелёнок.Буду крепко с ним дружить —

«Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9

На уроки к логопедуАж вприпрыжку я бегу:Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицерГоворить отлично «Р»!Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок №11

Депутату иль певцуБыть картавым не к лицу.Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,Дружно делаем зарядку,Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

Логопедический стишок №13

Вчерашний град
Повредил виноград.

Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

Логопедический стишок №15

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16

Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.

Логопедический стишок №17

Артур на портрете
В бордовом берете.

Логопедический стишок №18

У крысы в норке
Сырные корки.

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20

Рожь яровая —
Культура зерновая.

Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Логопедический стишок №22

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.

Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур
В Европу тур.

Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.

Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36

А в руках у детворы
Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37

Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

Логопедический стишок №38

В нашем озере АндрейТридцать выловил угрей.Жарь, копти их и вари –

Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Логопедический стишок №42

Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»

Логопедический стишок №43

Гусь искупался,
Но сух остался.

Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47

Соблюдается совойРаспорядок часовой,Всё по расписанию, **

По согласованию. (По А. Усачёву)

Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Поддержите нас! Нажмите:

Источник: http://www.podelkidetkam.ru/50-logopedicheskix-stishkov-dlya-malyshej

Логопедические стишки для детей 4-5 лет

30 логопедических стишков для малышей

Чистая и четкая речь ребенка – результат заботы его родителей. Чтобы у малыша не было проблем с произношением определенных звуков, можно проводить логопедические занятия дома. Для детей 4-5 лет (а также младше или постарше) обычно подбирают логопедические стишки, которые дают возможность превратить упражнения в веселую занимательную игру.

Логопедические стишки – это рифмованные предложения для автоматизации произношения сложных звуков и пополнения словарного запаса. Озвучивание таких рифмовок заставляет работать артикуляционный аппарат, память, воображение.

К сожалению, эти упражнения не могут полностью заменить занятий с участием специалиста.

Но их выполнение настолько улучшает ситуацию, что ребенку будет намного легче общаться с логопедом, и количество занятий существенно сократится.

10 условий успеха

Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания.

  1. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально – до 15-20 минут).
  2. Количество занятий – 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна.
  3. Занимайтесь понемногу, но часто – выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст.
  4. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером.
  5. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу.
  6. Хвалите ученика даже за небольшие достижения.
  7. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках.
  8. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить.
  9. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее.
  10. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

«Лечебные» стихотворения

Для детей 4-5 лет подойдут следующие логопедические стишки.

Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума:

У ежей иголок тьма!

*****************

Дождик, дождик не дожди, Дождик, дождик подожди. Дай дойти до дома

Дедушке седому.

*****************

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, но лень ворочаться.

Вот лежит себе и ждет – может миска приползет?..

*****************

Веник пол подметал, Веник очень устал, Он чихнул, он зевнул,

И тихонько лег под стул.

*****************

Как-то раз сороконожку Пригласили на обед. Ждут жучки, букашки, мошки, А ее все нет и нет. Наконец сороконожка Появилась у стола. – Опоздала я немножко, Еле-еле приползла. Ведь такое невезенье, Как же мне не опоздать? Там у входа объявленье:

«Просьба ноги вытирать!»

*****************

– Кра! – кричит ворона. – Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! – Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана! – Как! – подпрыгнула ворона И моргнула удивленно. – Чтож вы раньше не сказали?!

Каррраул! Карррман укрррали!

*****************

К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка, Добрый Чебурашка Вытащил букашку, Положил букашку Сохнуть на бумажку. Высохла букашка, Поднялась с бумажки И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

*****************

Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят. Завела их с улицы Пестренькая курица. Миленькая курица, ты ошиблась улицей, Это детский сад.

Но не для цыплят!

*****************

Чтобы ядро из ореха добыть,

Нужно его скорлупу раскусить.

*****************

Лески в силках, силки – в лесках,
В силках – ласки, в лесках – лиски.

*****************

С осины осенней
Слетел лист последний.

*****************

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедические стишки для детей 5-6 лет можно использовать такие же, как и для малышей 4-5-летнего возраста. Но их необходимо дополнить упражнениями, включающими чередование звуков.

сы — зы сы — зы стало скучно без козы. се — зе се — зе я нарвал травы козе. ри — ли ри — ли прилетели журавли.

ша — жа ша — жа мы нашли в траве ежа.

*****************

ще-че ще — че грязь у мишки на плече. жи — ши жи — ши как конфетки хороши. зу — су зу — су не пускают в дом лису.

ла — ра ла — ра на горе стоит гора.

***************** пу — бу — пу — бу сидит филин на дубу, па — ба па — ба а под дубом есть изба. пы — бы пы — бы курьи ножки у избы,

пе — бе пе — бе та изба идёт к тебе.

***************** ты — ды ты — ды я нашёл твои следы. те — де те — де только нет тебя нигде. ту — ду ту — ду а я с дудочкой иду.

ти — ди ти — ди поскорее приходи.

Логопедические стишки для детей 3-4 лет – самые простые.

Ёжик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на бpюшке. И сказал еноту ёж:

«Ты мне спинку не потpёшь?».

*****************

Кукушка кукушонку купила капюшон, Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

*****************

На чайничке крышечка,  На крышечке шишечка.  Ручечкой за шишечку

Поднимаем крышечку.

*****************

Сшили штанишки  Плюшевому мишке.  На штанах кармашки, 

На кармашках — пряжки.

*****************

Мышка весело жила, На пуху в углу спала, Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало.

*****************

Злые крысы грызли крышу,

Но пришёл котёнок рыжий.

Крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

*****************

Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками,

А своими язычками.

*****************

Ехал Гpека чеpез pеку,

Видит Гpека: в pеке — pак.

Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

*****************

Соблюдается совой Распорядок часовой, Всё по расписанию, 

По согласованию.

*****************

Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел… А вот белка не бела —

Белой даже не была.

Источник: http://LadySpecial.ru/materinstvo/razvitie-rebenka/logopedicheskie-stishki-dlya-detej-4-5-let

Рождение ребенка
Добавить комментарий